Мощность вентилятора радиатора авто
Размеры вентиляторов Нивы 4×4 (ВАЗ-21214) и Шевроле Нива (ВАЗ-2123)
Решил здесь собрать информацию по вентиляторам охлаждения двигателя.
Информация по мощности: 218 Вт
(12 Вольт, 18 А) Номер детали
21214130002441. Также почему выбор пал на вентиляторы от Нивы «обычной», то есть которые ставятся перед радиатором:
«Заметим, вентилятор системы охлаждения может подложить и такую свинью, которой никак не ждешь! Замечательный урок нам преподала «Шевроле-Нива», у которой аж два электровентилятора – прекрасные пластмассовые крыльчатки с бандажами по наружному диаметру, вращающиеся для пущей эффективности в пластмассовых кольцах-кожухах! Все «по науке» – самой передовой, не учли только пустякового обстоятельства: пластмасса не выдерживает температуры воздуха, выходящего из радиатора. Видать, ее подбирали, заботясь лишь о невысокой цене! Однажды, хорошенько нагревшись, крыльчатки потеряли жесткость, кольца-бандажи стали задевать кожухи и в точках контакта плавиться. Водитель этого не заметил. А на другой день вентиляторы оказались заклинены – накануне после выключения мотора они приварились к кожухам. Хороша история? Как тут не вспомнить «добрые старые» кожухи из металла!»
Взято отсюда: m.zr.ru/content/articles/14591-vetroduj/
Нужен вентилятор охлаждения двигателя (тип ВЕНТО/ВЕНТОЛ 12 ЛОПАСТЕЙ!) на «НИВА 4×4», ВАЗ — 21214.
# Номер детали 21214130002441.
П.С. НУЖЕН 12-ти ЛОПАСТНОЙ (пишут что он менее шумный).
П.С. Вся информация и фото с простора интернета, на авторство не претендую, а также на достоверность!
Новый вентилятор охлаждения
Работа родного вентилятора охлаждения на Самарах — тема довольно избитая. Охлаждает он неплохо, но вот шум при работе и просадка напряжения при пуске заставляют некоторых владельцев задуматься о замене. Вариантов на самом деле масса:
1) вентиляторы от иномарок с разборок. Крепеж придется придумывать самостоятельно, дорабатывать проводку для стыковки с родными разъемами — тоже. Цена вопроса от 1000 р. Если пойдете по этому пути, обратите внимание, что вентиляторы бывают внешние и внутренние, различаются они профилем крыльчатки, установленный после радиатора внешний вентилятор будет не настолько эффективен. Плюсы: достаточно тихие.
2) 8-ми лопастная крыльчатка вместо родный. Цена вопроса около 100р, брать нужно крыльчатку с металлическим сердечником. Плюсы: тише чем стоковый вариант, лучшее охлаждение (спорно), низкая цена.
3) штатный мотор от альтернативных производителей. Такого я знаю одного — Лузар (г. Луганск). У меня уже установлен мотор отопителя этого производителя на подшипниках взамен посвистывающего родного, сказать что стало существенно тише — не могу — ушами сравнивать тяжело, тем более неисправное с исправным — стало просто нормально.
В этот раз решил попробовать установить вентилятор охлаждения двигателя от Лузар. Поводом послужили посторонние звуки, которые начали возникать при работе родного мотора, смазка не помогла и принято было решение менять узел в сборе.
Позволю себе цитату с сайта производителя:
Электровентилятор охлаждения LFc 0103 (электродвигатель в сборе с крыльчаткой на подшипнике 8-ми лопастной)
Электровентиляторы LUZAR обладают улучшенными характеристиками и увеличенным сроком службы:
— модернизирован профиль лопастей вентилятора в целях увеличения скорости и объема потока воздуха. Более современная конструкция лопастей позволяет достичь впечатляющих характеристик производительности;
— электровентиляторы LUZAR имеют отбалансированную крыльчатку (впервые на российском рынке), что позволяет снизить уровень шумности на 25-50%! Мы может утверждать, что электровентиляторы LUZAR в сравнении с аналогами практически «бесшумны»;
— вал электродвигателя вентиляторов LUZAR имеют два плавающих подшипника, позволяющих снизить трение (в т.ч. избежать посторонних шумов) и исключить биение вала.
Применяемость: ВАЗ 2103-2107 (модификации с электроприводом вентилятора), ВАЗ 2108-2110, ИЖ 2126, АЗЛК 2141 «Москвич», ГАЗ 3110 «Волга», ЗАЗ 1102 «Таврия», ЗИЛ
Гарантийный срок эксплуатации — 2 года или 125 000км пробега
Покупку совершил в сети магазинов АВТО49, отдав за сие изделие со скидкой что-то в районе 850 рублей.
Электровентиляторы охлаждения
Электровентиляторы охлаждения.
В интернете очень много споров по поводу эффективности электрических вентиляторов охлаждения. Очень много разочаровавшихся. В принципе, не удивительно т.к. для того, чтобы электровентиляторы работали эффективно, их нужно правильно установить и подключить.
Установка перед радиатором малоэффективна. Несмотря на то, что мы часто видим такие электровентиляторы на иномарках, они там работают главным образом на кондиционер. Как правило они установлены очень близко к радиатору и в кожухе, который представляет из себя лишь один диффузор (цилиндрическую часть) т.к. если сделать полноценный расширяющийся кожух, то он будет препятствовать поступлению набегающего потока воздуха. К сожалению, при такой установке, вентилятор подувает лишь небольшую область в виде бублика непосредственно под его лопастями. Если этот вентилятор расположен перед конденсатором кондиционера а не перед радиатором охлаждения, то до охлаждения вообще ничего не доходит т.к. сопротивление радиатора больше чем у щели между конденсатором и радиатором и весь воздух вылетает в эту щель. По такой схеме штатно установлены вентиляторы на Ниве 21214 и по этой причине их там требуется 2 и очень большой мощности при том, что если установить вентилятор на Ниву за радиатором, то хватает одного небольшой мощности от 2108 вместе с кожухом.
При установке кожуха за радиатором, необходимо учитывать следующие условия:
1. Кожух должен прилегать к радиатору максимально плотно и герметично, с резиновым уплотнителем, иначе существенная доля воздуха будет всасываться не через соты радиатора а через щель между кожухом и радиатором т.к. сопротивление этой щели меньше чем сопротивление сот радиатора.
2. Кожух должен быть максимально возможного размера, хотя и не обязательно чтобы он перекрывал весь радиатор.
3. Если вентиляторов 2, то между находящимися под ними полостями должна быть перегородка также герметичная как и боковые стенки кожуха. Иначе в случае, если один вентилятор по какой-то причине работает менее эффективно чем другой, то более сильный будет всасывать воздух через него а не через радиатор.
4. Вентилятор должен находиться на расстоянии не менее 4-5см от поверхности сот радиатора, иначе воздух будет преимущественно просасываться через тот самый бублик под лопастями.
5. Лопасти вентилятора должны быть внутри диффузора (цилиндрической части кожуха). Иногда на покупных сборках вентилятора с кожухом, вентилятор почему-то выдвинут из диффузора в сторону радиатора. Для возврата его в нужное положение, как правило достаточно просто подогнуть 3 ножки, на которых крепится электродвигатель.
Существует 2 варианта по мощности электродвигателя вентилятора: маломощные от ВАЗовской Классики и 2108 и более мощные от Нив, при чём последние подключаются через дополнительные сопротивления. При подключении напрямую, жгут клеммы и провода.
Опыт показывает, что при правильной установке, для 417/421-го двигателя УАЗа хватает и одного маломощного вентилятора 2108. Единственное, где мне не удалось проверить его эффективность – это при длительных затяжных подъёмах в горах на первал. Однако 2 таких вентилятора неплохо справились с охлаждением двигателя КрАЗа 260л.с. при подъёме на понижающей передаче в горах Таджикистана при 40 градусах тепла и длине подъёма 17км и полной массе 36т.
Если на УАЗике установлен горизонтальный радиатор от Газели/Волги, то возможно установить 2 электровентилятора 2108 с небольшим смещением одного вниз, другого вверх чтобы они друг друга не перекрывали и не вылезали за пределы радиатора, а если родной УАЗовский радиатор, то рационально установить один электровентилятор с лопастями от Волги, несколько большего диаметра. Радиатор потребуется сдвинуть вперёд чтобы электродвигатель не упирался в помпу. Электродвигатель надо также попробовать сдвинуть вбок чтобы «разойтись» с помпой. На Патриоте Евро-3 и выше стоит огромный горизонтальный радиатор, на который гораздо проще нацепить электровентиляторы, которые совершенно не будут мешать ни друг другу не двигателю.
Подключение электровентиляторов – отдельная тема. Очень много споров об алгоритме управления электровентиляторами и куда ставить датчик: в верхний или в нижний патрубок (или выходной бачек радиатора, или выходную часть разделённого бачка радиатора). Сторонники верхнего датчика аргументируют это тем, что нужно управлять температурой в двигателе, а в верхнем патрубке именно та жидкость, которая приходит из двигателя. Меня, честно говоря, немного напрягает, когда электровентилятор включается на скорости 120км/ч, когда из двигателя выходит действительно горячая жидкость, но при этом набегающий поток воздуха через радиатор просто чудовищен в сравнении с ничтожной производительностью пропеллеров и их вращение там скорей может помешать чем чему-либо помочь. В любом случае, если датчик стоит сверху, то вентилятор включается очень часто, работает подолгу при равной стабильности температуры.
Я устанавливаю пороговый датчик в штатное заводское место (в выходном бачке радиатора или в выходной части бачка двух-ходового радиатора у которого вход и выход в одном бачке, разделённом на 2 полости). Если такого места нет, то вмонтирую проставку в нижний шланг радиатора. Естественно нижний датчик должен быть на более низкую температуру чем верхний, т.е. 87-82 градуса.
Всевозможные системы управления скоростью вращения вентилятора на мой взгляд – это лишнее т.к. во-первых пусть лучше он реже включается, отбирая равное количество тепла за короткие циклы работы, во вторых, чем ниже скорость вращения вентилятора относительно расчётной – тем меньше его КПД а значит мы зря жжём энергию.
14. Поговорим о здоровом питании вентилятора.
наверное, не все тут присутсвующие изучали ТОЭ вааще, и теорию электрических машин постоянного тока, в частности.
Но все, наверное, наблюдали сильные просадки напряжения при пуске эл-вентилятора.
Поэтому придётся кратенько рассказать, что происходит при подаче питания.В момент, когда питание подано, но вентилятор ещё неподвижен, ток в цепи определяется исключительно активным (оммическим) сопротивлением якоря двигателя, и сопротивлением питающих проводов… Ток, замеренный быстродействующим прибором, достигает 150А и выше, в течение прим. 0,1-0,3сек. Пока мотор не раскрутится. Что весьма не полезно как для мотора, так и для всего остального оборудования авто.
всё бы ничего, но такие большие токи приводят к существенным потерям в питающих проводах, напряжение падает на моторе до 3-5В. И проблемы начинаются, если, помимо мотора, по этой лини питаются цепи управления.
Например, у всех карбовых ВАЗов, вентилятор запитан от блока предохранителей (ака «Чёрный Ящик»), и пуск вентилятора просаживает напряжение всего ЧЯ. Особенно, если машина «не девочка», и проводка маленько «устала», и имеют место быть окисления в стыках, и в самом ЧЯ. В результате, при пуске вентилятора, начинают «петь» и жить своей жизнью, все релюшки в составе ЧЯ.
Например, если реле вентилятора запитано от этой же линии, то будет следующее: при пуске, напряжение существенно падает, реле отпускает, ток прекращается, напряжение возрастает, реле срабатывает снова, идёт просадка, реле отпускает… И так, такой «режим виброреле» будет, пока двигатель вентилятора не разгонится. В особо тяжёлых случаях, если провод питания вентилятора слишком тонкий, двигатель вентилятора так и не разгонится.
картинка ниже, поясняет переходные процессы при пуске вентилятора
что делать и как бороться?
прежде всего, нужно выполнить силовую цепь питания вентилятора радиатора отдельной, проводом не менее 2,5кв.мм, и подключить непосредственно к АКБ, плюс и минус. Чтобы пуски вентилятора минимально влияли на всё остальное оборудование авто.
картинки ниже, поясняют переходные процессы при жёстком пуске вентилятора, и методы борьбы
Далее. Очень недурно бы сделать мягкий пуск вентилятора ограниченным током… Т.к. вентилятор у нас 1-скоростной, то менять его мы не будем, а ток можно ограничить балластом. Неплохой балласт получается в виде волоска дальнего света от лампы Н4 с перегоревшим ближним…
Т.е. самый простой вариант: при срабатывании датчика сначала вентилятор подключается через волосок ДС небольшим током, разгоняется, а затем через секунду, подаём полное питание. Пуск получается мягким. Задержку можно получить резистором около 10 Ом и конденсатором 4700мкф в цепи питания реле.
Можно продолжить мысль дальше. Берём 2-скоростной датчик вентилятора от старой Ауди, с температурами срабатывания +85 и +92гр, он имеет стандартную резьбу М24х1,5мм, как и наш. Соединяем выход 1й скорости с реле, подающим питание на вентилятор через балласт в виде лампы. Вторую скорость датчика соединяем со вторым реле, которое уже подаёт полное питание на вентилятор.
Ну такая мелочь: заменив ненадёжный и вечно-глюкавый ВАЗовский датчик на фирменный ВАГовский, мы закрываем вопрос с датчиком надолго, если не навсегда.
Вопрос по теплоотдаче автомобильного радиатора.
Здравствуйте!
Не хватает образования, чтобы, хотя бы приблизительно посчитать, сколько тепловой энергии может отдать радиатор от автомобиля с двигателем 140л.с.
Вопрос практического применения. Я планирую через него прогонять горячую(80-95) воду и продувать вентилятором аналогичным автомобильному, для отопления гаража от источника горячей воды извне. Как тепловая пушка должен работать. Если получится, опишу все подробнее.
Апдейт. Источник теплоносителя — печь в бане, днем буду греть гараж, а вечером — париться, в прогретую баньку!) Топится всякими деревяшками ненужными, очень дешево.
Еще апдейт. Нашел данные, может кому нибудь тоже пригодится — www.shaaz.biz/catalogue/17
Снова апдейт.
В духе «разрушителей мифов» решил сделать работающий макет отопления, с отбором воды из банной печи и подачи ее в тепловую пушку из автомобильного радиатора.
Прав оказался товарищ djdff! Он сразу ответил, что скорее всего, мне не хватит теплообменника, на стороне нагрева. Так и вышло. Радиатор способен отдавать настолько много тепла, что при подаче теплоносителя на уровне
900л/ч, мне не удалось прогреть его выше 50гр. на входе. При этом, дельта входящей и сливаемой воды была на уровне 4-6гр., поскольку вентилятор был применен временно, по размеру намного меньше оригинального и без диффузора.
Итого, КПД нагревателя воды очень мал. Не удивительно, учитывая что нагреваемое дно, используемого бака, имеет размеры
50Х50см.
Все таки придется варить печь, непосредственно для гаража.
Спасибо всем за ответы!
Комментарии 47
прижился ли ваш радиатор в системе отопления? Каковы результаты?
Себе вот недавно сделал, рассеивает тепло очень быстро котел не поспевает нагревать теплоноситель.
Приветствую! К сожалению нет, выяснилось, что как раз не хватает мощности источника тепла, то есть котла. Результат — радиатор с вентилятором способен отдать очень много тепла) Временно скидал печь на дровах и пока пользуюсь ей.
Твоя схема на фото способна 150-200кВт/ч отдать, конечно источник нужен мощнейший)
Тоже такая же мысля есть, только использовать хочу радиатор от нексии с полным покрытием обдува, в качестве источника тепла — электрический котел на киловат-полтора. Только мне казалось что радиатора хватать не будет — быстро будет перегреваться! А Вы пишите что переохлаждает даже)
Вопрос на счет насоса — какой насос использовали?!
Да, отдать 1,5 КВт. при обдуве, радиатору на раз плюнуть) Как я выяснил 20-30 КВт. легко отдает радиатор основной, средней легковушки. Насос использовал от печки дополнительной на Газели, от аккума.
Посмотрел фотки гаража. Очень светло — это хорошо. Но теплоизоляция мне кажется слабовата. В вашем Уральском климате зимой, если отапливать это помещение, то ворота будут покрыты шубой из инея, а с потолка постоянно будет течь конденсат.
Согласен. Проблема есть. Теплоизоляция слабовата)
Ворота точно утеплять буду. На крышу пока денег не хватает, можно было бы тонким поликарбонатом подшить снизу, организовав воздушную прослойку.
Надеюсь, что поток из тепловой пушки будет воздух замешивать достаточно быстро и объем гаража прогревать активно, не допуская интенсивного образования конденсата.
тоже такая мысль посетила меня не так давно.
котел твердотопливный 15кВт — мощность избыточна для моих 90 квадратов. но запас не помешает.
батареи чугун вдоль стен.
как раз для форсированного теплосъема решил приспособить радиатор от Х5 — у него нет горловины только вход и выход, и вентилятор от галанта с блоком плавного включения
по возможности все это дело оснастить автоматикой чтоб в критические моменты не допустить закипания системы.
система закрытая.
на днях запущу все это дело в работу, отпишусь в блоге
Идея хорошая. Я, что то подобное, сделал в небольшом помещении со своей печью.
тоже такая мысль посетила меня не так давно.
котел твердотопливный 15кВт — мощность избыточна для моих 90 квадратов. но запас не помешает.
батареи чугун вдоль стен.
как раз для форсированного теплосъема решил приспособить радиатор от Х5 — у него нет горловины только вход и выход, и вентилятор от галанта с блоком плавного включения
по возможности все это дело оснастить автоматикой чтоб в критические моменты не допустить закипания системы.
система закрытая.
на днях запущу все это дело в работу, отпишусь в блоге
Не сразу заметил, у меня система открытая. В закрытой для радиатора может давление оказаться выше допустимого.
Печка на отработке прекрасно отапливала и сервис и гараж прошлой зимой.
Видел у многих, но не хочется пока с такой заморачиваться. У нас не город, с дровами проблем нет.
у меня в гараже стоит радиатор ВАЗовский очень тепло от него, запитан от котла отопления
Вот, уже реально действующий пример.
Прочитал комменты. Ни кто не пишет про давление в магистрали к которой цепляться будеш. А то радиатор разорвет нафиг. Нужно ресивер делать и с него подавать под нужным давлением+обратка обязательна. А по факту площадь соприкосновения с воздухом большая и тепла будет очень много. Смелее.
Давления не будет практически. Система открытая. Забор воды из открытого бака, слив в низ бака, циркуляционным насосом.
Скореевсегоу радиатора будет производительность большая чем тебе нужно.
офигиваю с некоторых коментов тут.
Смотри какая фигня, радиатор способен отвести тепло при максимальной мощности авто
Прикидывай мгновенный расход бензина в таком режиме, его теплотворность известна бери процентов 30 так как тепло в глушак уходит и через корпус двигателя.
Про насос тоже забавно с 5 кубами. Есть теплоемкость воды(на антифриз отдельно смотри)
1 литр воды нагревается на 1 градус за час при 1 вт нагрева(примерно и не учитывая птотерь)
Тоесть если прокачать 100 литров в час(это очень мало) входная будет 90 а на выходе 80 это уже киловатт но циркуляционники кубы качают. У тебя теплоприемник у печки скорее всего не справится.
Да, к сожалению, практически никто, не отвечает по сути темы (вопроса) Мне всего то необходимо было узнать теплоотдачу радиатора автомобиля. А обсуждение пошло по направлению — как я это сделаю и зачем это нужно)))
Собственно, из любых предположений (предложений), я черпаю информацию, и благодарен за любые ответы (советы)!
у меня 99 была, на печку(стандартную) стояла дополнительная помпа бош
с ней через печку протекало почти 800 литров в час(замерял ради интереса это не сложно)
короче у меня получилось в околонулевую температуру, печка отдавала около 1.5 квт на первой скорости и около 8 на максимальной. теперь прикинь размеры печного радиатора, и поток воздуха через него затрудненый разными воздуховодами и фильтром, и размер твоего радиатора. чтоб он у тебя работал на 100% тебе реально надо будет париться теплоприемником в печке. хотя если перейти на тихий режим вентилятора, то отдача будет меньше. с этой стороны косяк врятли появится. только давление в системе не задирай больше 1 атмосферы.
ну х.з когда капот открываешь с включенным вентилятором то очень даже не мало тепла идет! думаю вполне реальное решение!
Так же думаю, теперь нужно попробовать, идею воплотить в жизнь.
посоветую присмотреться на бу бошки от кондиционеров, там медный радиатор и моломощный вентилятор, в ближайшее время планирую отопление гаража завязать на них
на бошках кондиционеров, трубки очень маленького сечения(забъётся махом), для такой хрени самый лучший вариант, испарители от старых больших холодильных установок, там труба обычно в районе 15мм
Добавлю, что проще в гараже сварить котел из метала и на него повесит 1 батарею
Насос, будет. Не знаю насчет КПД, но 100л.воды, нагреваются градусов до 60-80 за первые 20 минут топки.
проще и дешевле поставить ИК отопление чем заморачиваться по по поводу жидкостных тепловых пушек.
Электро? Сколько будет стоить расход 25кВт/ч в течении, скажем, 8 часов? В месяц?
Даже не рассматриваю электричество, как источник отопления. Газ должны провести, но когда, никто не знает.
дешевле чем дровами отапливаться, и ИК отопление намного дешевле того же электроотопления!
Про газ в Уйске по моему уже забыли нафиг ( я ждал газ в восточной части Уйского лет 5 как минимум), так что на газ не советую надеяться. Так что ваша альтернатива-ИК отопления, тем более в гараже с крышей из гарбоната!
Когда солнце светит, ИК отопления естественного много.))) О каком ИК отоплении идет речь?
Электро? Сколько будет стоить расход 25кВт/ч в течении, скажем, 8 часов? В месяц?
Даже не рассматриваю электричество, как источник отопления. Газ должны провести, но когда, никто не знает.
25кВт/ч? Это сколько ж тэнов надо одновременно в розетку надо впендюрить? И какая проводка такую нагрузку выдержит?Может все же 2,5кВт/ч?
2,5 хватить только салон автомобиля прогреть) А у меня площадь 64кв.м и объем около 150куб.м.
Электро? Сколько будет стоить расход 25кВт/ч в течении, скажем, 8 часов? В месяц?
Даже не рассматриваю электричество, как источник отопления. Газ должны провести, но когда, никто не знает.
0.8-2.2 кВт/ч расход на обогрев 25м^2, причем эта мощность будет снижаться когда помещение прогреется.
Как говорил Станиславский — «не верю» Валяется у меня один плафон ИК. Брал на пробу. Переплевался и выбросил. Чуть уши грел, когда под ним стоишь, ни о каких 25кв.м. речь не шла.
А за электричество сколько заплатишь? Если газовая то угорать можно. Так что с радиатором лучше. У товарища так же гараж топился и я типо того сейчас собираю. Только радиаторы промышленные, а вентиляторы хочу поставить от кондеев
Не электричество. Ответил в апдейте)
У меня в гараже применяется такая штука. Только радиатор я взял не автомобильный, а от 24 сплита (из внешнего блока). Там радиатор двухслойный и большой площади. Холодильщик, у которого я его купил, спаял там все контура на два вентиля «вход» и «выход». Вентилятор туда поставил тоже от советского кондиционера БК (довольно тихий).
Тосол в системе редко бывает нагрет до 80 градусов (в основном 50-60 градусов) и при этом, эта «пушка» является основным источником тепла в гараже. Она заметно эффективнее тёплых полов и батарей, которые в гараже тоже есть.
А если у вас там будет 80-95 градусов, то воздух из радиатора будет вылетать нагретым градусов на тридцать. Прикиньте объём воздуха, проходящего через этот радиатор за единицу времени. Зная объём гаража, вы сможете прикинуть, за какое время через радиатор пройдёт весь воздух гаража.
Нашел примерный данные по радиатору 2110. При t воды 80-90, прокачке 5500л/ч и достаточной продувке воздуха (значение не запомнил, штатный вентилятор) он выдаст 25-35кВт тепла. Я планирую применить радиатор от Газели, думаю его показатели не ниже.
5 кубов в час-немало, посмотри сколько такой насос будет стоить, еще и с допуском по температуре 80-90С.