Мотороллер с двигателем сзд

Та самая инвалидка: мифы и факты о СМЗ-С3Д

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

В конце прошлого века характерное тарахтенье этого необычного транспортного средства можно было услышать в самых отдалённых уголках огромной страны. «Инвалидка» — именно такое прозвище буквально приклеилось к мотоколяске производства Cерпуховского Мотозавода. Крохотная машинка очень нравилась мальчишкам примерно десятилетнего возраста, ведь она по физическим габаритам казалась им практически идеальным детским автомобилем. Однако СМЗ-С3Д, несмотря на скромные размеры и непритязательную внешность, выполнял куда более важную задачу, являясь транспортным средством для передвижения людей с ограниченными возможностями.

В озможно, по этой причине рядовые автомобилисты были не очень осведомлены о технических тонкостях этой «машины», да и прочие нюансы для многих жителей СССР остались «за кадром». Именно поэтому здоровые граждане нередко заблуждались по поводу устройства, реальных недостатков и особенностей эксплуатации «инвалидки». Сегодня мы будем вспоминать факты и развенчивать мифы, связанные с СМЗ-С3Д.

Немного истории

С 1952 по 1958 годы в Серпухове выпускали трёхколёсный автомобиль-мотоколяску С-1Л, получившую в конце производства обозначение С3Л. Затем на смену трёхколесному микроавтомобилю пришла модель С3А — та самая знаменитая «моргуновка» с открытым кузовом и брезентовым верхом, которая отличалась от предшественницы наличием четырёх колёс.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

На фото: СЗД-С3А – знаменитая «моргуновка»

Тем не менее, по целому ряду параметров С3А не соответствовала требованиям, которые предъявлялись к подобным автомобилям — в первую очередь, из-за отсутствия жесткой крыши. Именно поэтому в начале шестидесятых в Серпухове занялись проектированием автомобиля нового поколения, причем на ранних этапах к работам подключились специалисты из НАМИ, ЗИЛ и МЗМА. Однако концептуальный прототип «Спутник» с индексом СМЗ-НАМИ-086 так и не был запущен в серию, а в Серпухове по-прежнему выпускали четырехколесную «моргуновку».

Лишь в конце шестидесятых годов отдел главного конструктора СМЗ начал работать над новым поколением мотоколяски, которое в 1970 году встало на конвейер под индексом СМЗ-С3Д.

В СССР многие модели автомобилей появлялись эволюционным путём – к примеру, вазовская «шестёрка» выросла из ВАЗ-2103, а «сороковой» Москвич был создан на базе АЗЛК М-412.

Однако третье поколение серпуховской мотоколяски существенно отличалось от прежних «микробов». Во-первых, толчком к созданию СМЗ-С3Д послужил новый мотоциклетный силовой агрегат ИЖ-П2 Ижевского машиностроительного завода, вокруг которого и начали «строить» новую модель. Во-вторых, машина наконец-то получила закрытый кузов, который вдобавок был цельнометаллическим, хотя на ранних этапах в качестве материала для его изготовления рассматривался и стеклопластик. Наконец, вместо пружин в задней подвеске, как и в передней, применили торсионы с продольными рычагами.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

По габаритам СМЗ-С3Д уступал любому советскому автомобилю. Но при этом длина кузова превышала габариты Smart City Coupe на 30 см!

Именно поэтому СМЗ-С3Д следует считать самостоятельной конструкцией, которую с предшественницей объединяет разве что концепция – двухместная четырёхколёсная мотоколяска.

Большинство автомобилистов советской эпохи воспринимало «инвалидку» как убогое и отсталое технически изделие. Безусловно, одноцилиндровый двухтактный мотор, крайне упрощенный, но функциональный дизайн кузова с плоскими стёклами, накладные петли дверей и практически отсутствующий интерьер не позволяли относиться к мотоколяске как к современному и совершенному продукту советского автопрома. Однако по целому ряду конструктивных решений СМЗ-С3Д был весьма прогрессивным транспортным средством.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Плоскопараллельный дизайн по меркам своего времени был весьма актуален

Поперечное расположение двигателя, независимая подвеска всех колёс, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления – это всё про «инвалидку»!

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел

Кроме того, мотоколяска получила гидравлический привод тормозов на всех колёсах, 12-вольтовое электрооборудование и «автомобильную» оптику.

Советские водители недолюбливали «инвалидки» на дороге, ведь мотоколяска с неторопливым инвалидом за рулём замедляла даже редкий по нынешним меркам поток автомобилей.

Динамические показатели СМЗ-С3Д оказались невыдающимися, поскольку дефорсированный до 12 л.с. мотор ИЖ-П2 для 500-килограммового микроавтомобиля оказался откровенно слаб. Именно поэтому осенью 1971 года – то есть, уже через полтора года после начала производства новой модели – на мотоколяски начали устанавливать более мощную версию двигателя с индексом ИЖ-П3. Но и 14 «лошадок» не решали проблему – даже исправная «инвалидка» была громкой, но при этом крайне тихоходной. С водителем и пассажиром на борту и 10 килограммами «груза» она была способна разогнаться всего до 55 км/ч – и вдобавок делала это крайне неторопливо. Конечно, в советские времена иной подвыпивший владелец серпуховской машины мог прихвастнуть, что набирал по спидометру и все 70 километров, но…

Увы, варианты установки более мощного двигателя (например, от ИЖ-ПС) производителем не рассматривались.

СМЗ-С3Д в конце восьмидесятых годов стоил 1 100 рублей. Мотоколяски распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий, причем предусматривался и вариант частичной и даже полной оплаты. Бесплатно её выдавали инвалидам первой группы – в первую очередь, ветеранам Великой Отечественной войны, пенсионерам, а также тем, кто получил инвалидность на производстве либо во время службы в Вооруженных Силах. Инвалиды третьей группы могли приобрести её примерно за 20% от стоимости (220 руб.), но для этого необходимо было прождать в очереди около 5-7 лет.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

На ранних модификациях (слева) применялись круглые «уазовские» фонари, в то время как на поздних использовали более крупную оптику от грузовиков и сельхозтехники

Выдавали мотоколяску в пользование на пять лет с одним бесплатным капитальным ремонтом через два с половиной года после начала эксплуатации. Затем инвалид должен был сдать мотоколяску в органы Собеса, и после этого он мог претендовать на получение нового экземпляра. На практике отдельные инвалиды «откатывали» по 2-3 машины! Нередко бесплатно полученную машину не эксплуатировали вовсе или ездили на ней всего пару раз в год, не испытывая в «инвалидке» особой необходимости, потому что во времена дефицита от подобных «подарков» со стороны государства люди с ограниченными возможностями в СССР не отказывались никогда.

Если до травмы или заболевания ног водитель управлял автомобилем, но состояние здоровья уже не позволяло ему по-прежнему ездить на обычной машине, в его правах вычеркивали все категории и ставили отметку «мотоколяска». Инвалиды, не имевшие ранее водительского удостоверения, заканчивали специальные курсы для управления мотоколяской, причем они получали удостоверение отдельной категории (не А, как для мотоциклов, и не Б, как для легковых машин), которая допускала управление исключительно «инвалидкой». На практике же сотрудники ГАИ практически не останавливали такой транспорт для проверки документов.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Управление осуществлялось целой системой рычагов. Переключение передач – последовательное

Серпуховская мотоколяска объединяла в себе парадоксальные качества – будучи социальным явлением, она, тем не менее, выступала полноценным личным транспортом. Конечно, с поправкой на то, что её выдавал Собес.

СМЗ-С3Д была оснащена мотоциклетным мотором. Как известно, он не имел жидкостной системы охлаждения, поэтому привычная по обычным автомобилям «печка» в мотоколяске отсутствовала. Однако, как и на Запорожцах, имевших моторы с воздушным охлаждением, для езды в холодное время года конструкторы предусмотрели автономный бензиновый отопитель. Он был довольно капризен, но позволял создать в салоне «инвалидки» приемлемую температуру воздуха – по крайней мере, плюсовую.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска

Вдобавок отсутствие традиционной системы охлаждения было не недостатком, а преимуществом машины, ведь владельцы мотоколясок были избавлены от мучительной ежедневной процедуры по заливке и сливу воды. Ведь в семидесятые годы на привычном для нас антифризе ездили редкие счастливчики, владевшие Жигулями, а вся остальная советская техника использовала в качестве охлаждающей жидкости обычную воду, которая зимой, как известно, замерзала.

Кроме того, «планетовский» двигатель легко заводился даже в мороз, поэтому потенциально «инвалидка» подходила для эксплуатации в зимнее время даже лучше, чем Москвичи и Волги. Но… на практике в морозную пору внутри диафрагменного бензонасоса оседал конденсат, который тут же замерзал, после чего двигатель глох прямо на ходу и отказывался заводиться. Именно поэтому большинство инвалидов (особенно пожилого возраста) в морозный период предпочитало не пользоваться собственным транспортом.

Как на и остальных советских заводах, в семидесятые годы в Серпухове наращивали темпы производства, улучшали количественные показатели и перевыполняли план. Именно поэтому завод вскоре вышел на новый для себя уровень, выпуская ежегодно свыше 10 000 мотоколясок, а в пиковые периоды (середина семидесятых) в год производили свыше 20 000 «инвалидок»! Всего же за 27 лет производства, с 1970 по 1997 годы, было выпущено около 230 тысяч СМЗ-С3Д и СМЗ-С3Е (модификация для управления одной рукой и одной ногой).

Ни до, ни после на территории СНГ в подобных количествах не производилось ни одного автомобиля для людей с ограниченными возможностями. А благодаря крохотной и забавной машинке из Серпухова сотни тысяч советских и российских инвалидов обретали одну из важнейших свобод – возможность передвижения.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

В моей семье этот автомобиль прослужил 10 лет. С3Д выдали бесплатно одноногому деду, причём уже в 90-е. Но ездил на инвалидке в основном отец. По окончании пятилетнего срока службы, инвалидку списали и отец ещё 5 лет на ней ездил, после чего продал куда-то в деревню за 2000 рублей, машина была абсолютно исправна и без единой ржавчинки. Отец в ней души не чаял, хотя и не утруждался тщательным уходом. Никогда не брал с собой никах документов, 2,5 года проездил вообще без тормозов, тормозил двигателем. «Секвентальная» КПП барахлила уже с завода, постоянно вылетала вторая передача. Звон цепи заглушал всё, машину было слышно за несколько километров. Но хуже всего был дым с салоне, хоть топор вешай. Тем не менее, от машины буквально отворачивались гайцы, расход был как у мотоцикла. Возили на ней всё, и мешки с картошкой (2 в салон, 3 в багажник, 5 на крышу), и прицеп с гранитом на могилу дедушки (это как раз когда не работали тормоза). Стоковый двигатель, честно говоря, не давал разогнаться и до 50, видимо для этого нужна ну очень горизонтальная поверхность. Мы его сами заменили на 17-сильный, стали разгоняться до 60. Это первый автомобиль, в котором я сам попробовал проехать за рулём. Очень тугое ручное сцепление. Зимой не ездили никогда, и не потому что печка была с завода неисправная и мы её сразу сняли. Как говорил отец, «её летом-то не заведёшь. » Чаще всего машину заводили впрыснув шприцем бензин прямо в цилиндр. В общем, классный аппарат!

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

А ведь каких-то 20+ лет назад в каждом дворе были припаркованы. )

Источник

Капсула времени: новая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в гараже

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Задний привод, 2-дверный кузов типа купе, спартанский 2-местный салон, мотор позади кресел, 3-спицевая «баранка» небольшого диаметра с подрулевыми «лепестками»: при таком описании, фантазия современного автомобилиста обычно представляет какой-нибудь экзотический заграничный суперкар с максимальной скоростью в районе 300 км/ч. Однако, под эти критерии попадает и данное «чудо» советской промышленности. Итак, знакомьтесь — мотоколяска С3Д, она же «инвалидка», она же «жабка»: детище Серпуховского мотозавода, которое серийно выпускалось целых 27 лет (1970-1997). Всего было построено 223051 экземпляров этого забавного автомобильчика и один из них дожил до наших дней в практически новом, оригинальном состоянии, с пробегом всего 103 км.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотоколяска была найдена нами в одном из гаражей города Сумы. Первым владельцем этой С3Д был ветеран Великой Отечественной Войны, которому данную технику в 1982-м году бесплатно вручило государство через местные органы социального обеспечения. Формально «жабки» выдавались на 5 лет, а после двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал возможность бесплатного капитального ремонта своего аппарата. Затем он мог законно пользоваться этим средством передвижения еще два с половиной года, после чего был обязан сдать старую мотоколяску в собес и получить новую.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Правда, далеко не все инвалиды, которые получали новые мотоколяски потом ими пользовались (работал принцип: «дают — бери»). Здесь как раз имел место быть подобный случай. Из-за проблем со здоровьем и очень низкого уровня комфорта, которая предоставляла «инвалидка», первый хозяин этой ярко-зеленой С3Д почти на ней не ездил. Практически сразу после получения, машинка была поставлена в гараж, в котором она простояла до лета 2015-го года, когда о ее продаже задумался внук ветерана.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Здесь стоит отметить, что пол в гараже фактически отсутствовал и за 33-летний период простоя «инвалидка» частично «вросла» в песок передним правым колесом. Влага и сырость активно просачивались в гараж через кровлю и грунт, поэтому нет ничего удивительного, что колесико местами поржавело — как раз по границе нахождения в песке.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Условия хранения трудно назвать оптимальными: С3Д была основательно заставлена всяким ненужным хламом. С годами происходила постоянная (а как иначе?) ротация гаражного барахла, при этом с «жабкой» особо не церемонились: кузов мотоколяски имеет вмятинки и царапины по периметру: хорошо, хоть стекла и фары остались целы.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

С3Д имеет несущий кузов, сваренный из штампованных деталей. При длине всего 2825 мм, серпуховская мотоколяска отличалась довольно внушительной снаряженной массой — 498 кг. Для сравнения — «горбатый» ЗАЗ-965 весит 640 кг, а «Ока» — 620 кг, будучи куда более крупными 4-местными автомобилями.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Первые пару лет данная модель мотоколяски оснащалась 12-сильным 1-цилиндровым 350-кубовым двигателем от мотоцикла ИЖ-Планета 2. Позже произошел «апгрейд» до более мощного агрегата от ИЖ-Планета 3 (14 л.с.). В обеих случаях силовые установки были дефорсированы для большей эластичности и долговечности в условиях повышенных нагрузок, а также появилась система принудительного воздушного охлаждения в виде «воздуходувки» с центробежным вентилятором, прогоняющей воздух через оребрение цилиндра. В качестве топлива применялась смесь автомобильного бензина с маслом, причем «аппетит» у этого микроба был отменный — порядка 7 литров на 100 километров пробега. И лишь низкая стоимость бензина в те годы позволяла особо не задумываться о таком «конском» расходе. Объем бака — 18 литров.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Коробка 4-ступенчатая, механическая, с «мотоциклетным» алгоритмом включения скоростей: передачи включались последовательно, одна за другой, а нейтраль располагалась между первой и второй ступенями. Задней передачи не было, а назад машинка ехала благодаря реверс-редуктору, который включался отдельным рычагом, с понижением числа оборотов по сравнению с передним ходом в 1,84 раза/

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Подвеска — независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах спереди и одинарных — сзади. Колеса размерностью 10 дюймов: с разборными стальными дисками и шинами 5,0-10. Тормоза — барабанные на всех колесах, с гидравлическим приводом от ручного рычага.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. Обучение людям с ограниченными физическими возможностями организовывали органы социального обеспечения.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Во времена СССР узлы и агрегаты мотоколяски (силовой агрегат в сборе, дифференциал с реверс-редуктором, элементы рулевого управления, тормозов, подвесок, детали кузова и прочие) в силу доступности, легкости обслуживания и достаточной надежности широко использовались для «гаражного» изготовления микроавтомобилей, трициклов, аэросаней, мини-тракторов, вездеходов на пневматиках и прочей незаурядной техники — описания подобных самоделок в изобилии печатались в журналах «Моделист-Конструктор» и «Техника молодежи». Также списанные мотоколяски иногда передавались органами собеса в Дома пионеров и Станции юного техника, где их агрегаты использовались в аналогичных самых целях.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Более подробную информацию о найденной «инвалидке» С3Д с пробегом 103 км можно узнать из нового видео, которое я залил на свой Youtube-канал:

Также рекомендую к прочтению рассказ из трех частей о найденной и купленной нами «Капсуле времени» ВАЗ-21063 1991-го года с пробегом 1507 км (часть 1, часть 2, часть 3), запись о новом мотоцикле Иж Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке и «Запорожце» ЗАЗ-968М 1984-го года с пробегом 4536 км. Про Subaru Legacy 1998-го года с пробегом 23357 км можно почитать здесь, а холостая поездка за «новым» РАФ-2203 описана тут. Ну и на десерт — самая популярная статья о замурованной за стеной Toyota Mark II 1984-го года выпуска с пробегом 84700 км.

Источник

Мотороллер с двигателем сзд

Сообщение Саня » 05 дек 2008, 14:11

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Сообщение Саня » 05 дек 2008, 14:21

К спору о перепускных окнах, на картере их практически нет, в основном в цилиндрах
Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд
Цилиндр ПД-10 с торца

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Цилиндр ИЖ-П-3 с торца боковые крышки где то валяются, реально окна меньше.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Перепускные окна ПД-10 реально внутри отверстие из карба больше, а из кривошипа в цилиндр меньше.
Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд
И соответственно ИЖ-П
Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд
оба цилиндра валялись в сарае, по этому их состояние не ахти.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Сообщение lunatik-1 » 05 дек 2008, 14:35

Большой интерес вызывают гибриды ИЖ Планета-СЗД-пускачь.

Нужно не плодить темы, с ИЖиками, а создать свою, где сравнивать в том числе и по фото их совместимость и различия.

Иначе потом неудобно будет, есть своя тема «Планета vs Т200».
Тут будет и своя, собственная. А то в любой теме с наличием Планеты, разговор в любом случае скатывается на водянку-принудиловку.

Против никто не будет, могу эту переименовать, могу отдельную создать.

Источник

Инвалидная мотоколяска СЗД: характеристики

Советская чудо-техника

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

После Отечественной войны безногие вчерашние бойцы, имеющие ордена и медали, передвигались на самодельных тележках, глядя на людей снизу вверх. Возможность находиться на одном уровне со здоровыми людьми была лучшим средством социальной реабилитации.

Почему именно мотоколяска?

Конструкторы советского периода хотели создать простой и безотказный автомобильчик для сельских жителей, но государство выделило средства для поддержания инвалидов. Выпускать транспорт должны были на ГАЗе, но завод был перегружен производством грузовиков, и заказ передали в Серпухов. Завод там имел гораздо более скромную техническую базу, вследствие чего мотоколяска СЗД была значительно упрощена и приспособлена под местные возможности. Получился компромисс между настоящим легковым авто и хорошим протезом: достоинства и недостатки присутствовали в равной мере.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Справедливости ради надо сказать, что детали мотоколяски пользовались огромным спросом, из них в гаражах «кулибины» изготавливали другую технику: вездеходы, крошечные трактора, аэросани, автомобильчики собственной конструкции и другие модели. В советском журнале «Моделист-конструктор» люди делились своими техническими решениями на эту тему. Мальчишки в Домах пионеров и кружках юных техников с азартом мастерили различные движущиеся самоделки, деталями для которых служили все те же списанные мотоколяски.

С миру по нитке

Специально для мотоколяски ничего не изобретали, а взяли готовое и доработали. Так, двигатель мотоколяски СЗД мотоциклетный, от «ИЖ-Планета», привод задний. Рулевое управление реечное, подвеска всех колес независимая торсионная, кузов несущий, тормоза всех четырех колес гидравлические. Передняя подвеска была «списана» с «Жука», ее придумал сам Фердинанд Порш.

Мотоциклетный двигатель стал дефорсированным. На него поставили принудительное воздушное охлаждение, добавили дополнительный электрический стартер, а также рядом установили москвичевский генератор. Топливный бак расположили ниже, чем на мотоцикле, и установили дополнительный бензонасос, который использовался на лодках. Все это привело к тому, что двигателю был не страшен любой мороз, пуск происходил в одно касание.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Топливом для двигателя служила смесь бензина с маслом в соотношении 20:1, причем в низкооктановый бензин народ умудрялся добавлять отработку. Мотоколяска все равно ехала, но срок эксплуатации движка сокращался. Мотор в 10 лошадиных сил «съедал» 5 литров топлива на 100 км.

Коробка передач механическая 4-ступенчатая, заднего хода нет. Взамен задней передачи установили редуктор или реверс, поэтому мотоколяска могла ехать назад на любой передаче. Был также бензиновый отопитель с отдельным бензобаком.

Рычаги управления

Они по-настоящему уникальны, человек мог руками делать то, для чего все прочие используют 4 конечности. В дополнение к привычным нам рычагам инвалидная мотоколяска СЗД имела еще такие:

Ездить на мотоколяске было не очень комфортно.

Автомобильчик «чихал», трещал, плохо отапливался, гремел и мог развивать скорость не более 55 км/час. Пассажир мог быть только один, но все же от снега, непогоды и бездорожья люди были защищены. Длина мотоколяски – чуть больше 2,5 метра, а вес – около полутонны. В незабвенной «Операции «Ы»» актер Моргунов легко передвигает машину, то же самое мог повторить любой человек. С легкой руки прекрасного актера автомобильчик получил народное название «моргуновка».

Инновационные технические решения

Техническая характеристика мотоколяски СЗД намного опередила свое время. Так, у каждого колеса была независимая подвеска. Такая конструкция появилась на советских автомобилях только через 20 лет. Более известна эта схема под названием «подвеска Макферсон», она же «качающаяся свеча». Каждое колесо имеет амортизаторную стойку, поэтому мотоколяске не были страшны ни рыхлый грунт, ни песок, ни камни, ни неглубокие ямы. Мотоколяска была идеальным средством передвижения на разбитых дорогах и по бездорожью.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Реечный тип рулевого управления тоже впервые был установлен на мотоколяске. Этот тип дает высокую жесткость. Проще говоря, реечным рулем легко повернуть колеса в критической ситуации, это безопасно и просто. После окончания поворота руль самостоятельно возвращается в исходное положение, а люфт никогда не возникает.

Тросовый привод сцепления – еще одно техническое упрощение. Не требуется ни гидроусилителя, ни масла, всего один трос – и диски сцепления разведены, прекращена передача крутящего момента с двигателя на колеса.

Электрическая схема

Включала 42 элемента, обеспечивавшие все необходимые автомобилю функции. Электрическая схема мотоколяски СЗД имела такие основные узлы:

Была даже такая роскошь, как подкапотная лампа. Имелись контрольная лампа – указатель нейтрального положения, штепсельная розетка, блок предохранителей, а также плафон в салоне. Панель приборов – мечта минималиста: спидометр, амперметр и показатель уровня топлива. Пуск двигателя можно было выполнять как ключом, так и рычагом кикстартера. В то время, когда половина автомобилей заводилась «кривым стартером» в любую погоду, возможность пустить двигатель из салона была невиданно комфортной.

Можно ли купить мотоколяску сегодня?

Настоящий раритет – вот как сегодня называется мотоколяска СЗД. «Авито», например, предлагает варианты как в Москве, так и в других регионах России. В столице «моргуновка» стоит около полумиллиона рублей, правда, она прошла полную реставрацию, и это коллекционный экземпляр. Обычные мотоколяски в разной степени сохранности с документами и без продаются по цене от 6 до 25 тыс. рублей.

Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть фото Мотороллер с двигателем сзд. Смотреть картинку Мотороллер с двигателем сзд. Картинка про Мотороллер с двигателем сзд. Фото Мотороллер с двигателем сзд

Покупают мотоколяску сегодня не столько для утилитарных целей, сколько как материализованную память о теплом, но навсегда ушедшем времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *