Мотоцикл днепр 11 руководство по эксплуатации
Мотоцикл днепр 11 руководство по эксплуатации
МОТОЦИКЛ ДНЕПР-11. ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Ежедневное обслуживание включает в себя: удаление с мотоцикла пыли и грязи, а при необходимости — мойку;
проверку состояния крепления, при этом особое внимание следует обратить на крепление руля, передней вилки к рулевой колонке, бокового прицепа к мотоциклу; затяжку осей колес; проверку состояния колес и шин;
исправность тормозов, световой и звуковой сигнализации, фары, контрольных приборов и органов управления мотоциклом; заправку мотоцикла бензином и маслом.
Работа тормозов проверяется на ходу. Обнаруженные неисправности должны быть устранены. Двигатель, коробку и главную передачу лучше всего очищать волосяной кистью, смоченной керосином.
Только остывший двигатель можно обмывать из шланга. При мойке мотоцикла не следует давать большой напор воды, не направлять струю непосредственно на генератор, реле-регулятор, аккумулятор, фару, воздухоочиститель, карбюраторы, пробки сапунов коробки передач и главной передачи. Влага, проникшая внутрь отдельных узлов, может вызвать коррозию и повлечь за собой трудноустранимые дефекты.
МОТОЦИКЛ ДНЕПР-11. СЕЗОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Осенью. Промыть чистым бензином бак, предварительно слив отстой из бака, и тщательно проверить систему зажигания во избежание затруднений при пуске холодного двигателя зимой.
Осенью и весной. Изменить плотность электролита в аккумуляторной батарее, если требуется по климатическим условиям эксплуатации мотоцикла.
МОТОЦИКЛ ДНЕПР-11. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ХРАНЕНИИ
При подготовке мотоцикла к длительному хранению надо выполнить следующее:
тщательно очистить мотоцикл от пыли и грязи и вымыть его; после мойки насухо вытереть, удалить следы коррозии и подкрасить места с поврежденной окраской;
полностью заправить бензином и закрыть кран; пустить двигатель и полностью выработать бензин из поплавковых камер карбюраторов;
вывинтить свечи и в цилиндры залить по 25—30 cm3 подогретого до 70—80 °С моторного масла;
нажатием на педаль рычага пускового механизма провернуть коленчатый вал на 10—15 оборотов и завинтить свечи в цилиндры;
смазать консервационной смазкой все хромированные поверхности;
снять глушители, закрыть ветошью или пробкой входное и выходное отверстия, залить через патрубок переходника 1,5— 2,0 1 моторного масла (можно применять отработанное масло);
закрыть в патрубке отверстие и провернуть глушитель несколько раз вокруг своей оси. После этого слить из глушителя масло, установить его на место, выпускные отверстия плотно закрыть промасленной ветошью или пробкой.
Поверхности хромированных деталей смазать разогретым вазелином или микровосковым ЗВВД или ПЭВ-74 или консервирующим составом: канифоль — 20%, лак № 17 — 30%, уайт-спирит — 50 %.
Мотоцикл установить на подставки (колодки) и уменьшить давление в шинах до 0,05—0,1 МРа (0,5—1,0 kgf/cm2).
Комплект инструмента смазать консервационной смазкой и обернуть промасленной бумагой.
Обслуживание мотоцикла во время хранения заключается в следующем:
один раз в два месяца осмотреть мотоцикл, при обнаружении следов коррозии пораженные участки зачистить, закрасить;
вывинтить свечи, включить первую передачу, провернуть коленчатый вал рычагом пуска на 10—15 оборотов и снова ввинтить свечи;
повернуть руль в ту или другую сторону два-три раза;
нажать три-пять раз на педаль и рычаги тормоза и сцепления, провернуть ручку управления дросселями.
Мотоцикл лучше всего хранить в сухом, хорошо вентилируемом помещении с относительной влажностью 50—70 %.
Допускается хранить мотоцикл в неотапливаемом помещении или под навесом, снижающим интенсивность солнечного излучения и исключающим воздействие атмосферных осадков.
Хранить мотоцикл в одном помещении с кислотами, щелочами, минеральными удобрениями и другими агрессивными средствами не разрешается. Аккумуляторную батарею рекомендуется хранить отдельно в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторной батареи.
При подготовке мотоцикла к кратковременному хранению необходимо: тщательно очистить мотоцикл от пыли и грязи, вы-‘ мыть его, насухо вытереть, удалить следы коррозии, при необходимости покрасить места с поврежденной окраской, заправить бензином и закрыть кран, установить мотоцикл в месте хранения.
После хранения необходимо снять мотоцикл с подставок (колодок) и расконсервировать, для чего удалить с хромированных деталей консервационный состав, используя мягкую ветошь, смоченную в уайт-спирите или неэтиллированном бензине с последующей протиркой поверхностей сухой чистой ветошью.
Мотоцикл днепр 11 руководство по эксплуатации
МОТОЦИКЛ ДНЕПР-11. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Расположение органов управления мотоциклом и контрольных приборов показано на рис. 2.
Комбинированный переключатель 13 предназначен для управления дальним-ближним светом (переключатель ДАЛЬН.— БЛИЖН.), указателями поворотов (переключатель ПОВОРОТ) и звуковым сигналом (кнопка).
Переключатель указателей поворота имеет три положения: среднее — нейтральное (указатели поворотов выключены) и два крайних, при которых включены указатели поворотов на правой или левой стороне мотоцикла.
Комбинированный переключатель 7 предназначен для включения потребителей дневного и ночного режима (переключатель СВЕТ) и аварийного выключения зажигания (переключатель ДВИГ. СТОП). Переключатель СВЕТ имеет три положенши правое крайнее — габаритные (стояночные) огни и ближний свет фары выключены;
среднее — включены габаритные (стояночные) огни; левое крайнее — включены габаритные огни и ближний свет фары.
Переключатель ДВИГ. СТОП имеет два положения: крайнее верхнее («от себя») — цепь зажигания разомкнута, двигатель остановлен;
крайнее нижнее — цепь зажигания замкнута, двигатель готов к пуску.
Выключатель массы установлен под седлом и имеет два положения, при которых цепь замкнута или разомкнута.
Замок зажигания 1 вмонтирован в панель приборов. Личинка замка зажигания может быть установлена ключом в одном из следующих трех положений (рис. 3):
О — ключ вставлен до упора — все приборы выключены;
I — ключ вставлен до упора и повернут по часовой стрелке в первое фиксированное положение: включена система зажигания, подано питание на кнопку звукового сигнала, на выключатели сигнала торможения, на переключатели 7 (рис. 2) и 13. Горят в панели приборов при неработающем двигателе: контрольная лампа 17 (красная) работы генератора и заряда аккумулятора; контрольная лампа 2 (красная) датчика аварийного давления масла и контрольная дампа 16 (зеленая) указателя нейтрали коробки передач при включенном основном нейтральном положении между I и II передачами; контрольная лампа 4 (зеленая) указателей поворотов, если они включены; контроль-
ная лампа 18 (синяя) дальнего света, если он включен, а рычаг переключателя СВЕТ установлен в крайнее левое положение. При установке рычага переключателя СВЕТ в среднее положение или крайнее левое положение горят лампы габаритных (стояночных) огней заднего фонаря мотоцикла, переднего и заднего фонарей бокового прицепа, фары, а также лампа освещения спидометра. При неработающем двигателе не разрешается оставлять ключ зажигания в положении I;
II — ключ вставлен до упора и повернут
по часовой стрелке во второе фиксированное положение. Горят: лампы габаритных (стояночных) огней в фаре, заднем фонаре мотоцикла, переднем и заднем фонарях бокового прицепа. В этом положении ключ зажигания можно вынуть из замка, не нарушая вышеуказанного включения (стояночные огни).
Ручка 8 служит для управления дросселями карбюраторов. При повороте ручки «на себя» дроссели поднимаются, количество горючей смеси, поступающей в цилиндры, увеличивается, вследствие чего увеличивается частота вращения коленчатого вала двигателя. При повороте ручки «от себя» дроссели опускаются, количество горючей смеси, поступающей в цилиндры, уменьшается, и снижается частота вращения коленчатого вала двигателя. Ход дросселей нового необкатанного двигателя огра-ничивается упорами. Не следует силой преодолевать сопротивление упоров, так как это может вызвать обрыв троса.
Педаль 9 тормоза заднего колеса и колеса бокового прицепа находится с правой стороны рамы.
Рычаг 6 переднего тормоза находится с правой стороны руля. Пользоваться передним тормозом рекомендуется совместно с тормозом заднего колеса и колеса бокового прицепа.
Рукоятка 10 включения передачи заднего хода имеет два положения: заднее — передача выключена и переднее — переда-ча включена. Рычаг 11 пускового механизма служит для пуска двигателя и расположен с левой стороны мотоцикла.
Педаль 12 переключения передач находится с левой стороны коробки передач и имеет две опорные площадки. На одну при переключении передач ставится носок ноги водителя, на другую — пятка. При нажатии педали носком переключаются передачи с высших на низшие и включается I передача с основного нейтрального
положения, при нажатии пяткой — с низших на высшие. Включение передач показано на рис. 4.
После каждого нажатия педаль возвращается в исходное положение. По мере отклонения педали от среднего положения происходит также процесс выключения сцепления.
Рычагом 14 (рис. 2) осуществляется управление сцеплением. При нажатии на рычаг сцепление выключается. При возвращении рычага в первоначальное положение сцепление включается. Сцеплением пользуются при трогании с места, при торможении, при переключении передач.
Замок противоугонного устройства находится в сумке ЗИП. Его устанавливают в корпус, расположенный слева на рулевой колонке. Для этого нужно на стержень вкладыша замка надеть пружину, вставить вкладыш в корпус замка и закрепить крышку корпуса при помощи заклепки. Замок закрывают поворотом ключа по часовой стрелке с одновременным утоплением вкладыша, предварительно повернув руль вправо до упора. Во избежание поломки замка повороты руля и движение мотоцикла со вставленным в замок ключом недопустимы.
Мотоцикл днепр 11 руководство по эксплуатации
ДНЕПР-11. ВОЖДЕНИЕ МОТОЦИКЛА
Начинать движение следует только на первой передаче. При трогании с места нельзя резко отпускать рычаг управления сцеплением, так как это может привести к рывку или возникновению поломки в механизме мотоцикла. Обороты двигателя должны быть такими, чтобы двигатель не заглох при плавном включении сцепления.
Разогнав мотоцикл до скорости 15—20 km/h, включить II передачу. Когда скорость достигнет 25—35 km/h, включить III передачу, а при скорости 45—50 km/h — IV. После этого скорость следует регулировать ручкой управления дросселями.
После начала движения необходимо обязательно проверить исправность тормозов, несколько раз затормозив мотоцикл.
Не следует двигаться длительное время на I и II передачах, когда этого не требуют дорожные условия, так как двигатель при этом развивает большую частоту вращения, слабо охлажда-ется и быстро изнашивается. Кроме того, при движении на низших передачах происходит значительный перерасход топлива. Для быстрого снижения скорости движения мотоцикл необходимо затормозить.
Мотоцикл можно тормозить тремя способами: тормозами, двигателем, двигателем и тормозами одновременно.
Первым способом торможения можно воспользоваться, если необходимо быстро остановить мотоцикл при условии хорошего сцепления колес с дорогой. Для этого надо выключить сцепление, одновременно уменьшить частоту вращения двигателя («убавить газ») и плавно нажать на педаль тормоза заднего колеса и колеса коляски и рычаг переднего тормоза. При действии тормозов на все колеса одновременно устойчивость мотоцикла выше, чем при действии одним тормозом.
Для торможения мотоцикла двигателем следует уменьшить частоту вращения вала двигателя, не выключая сцепления. При значительном ее снижении в процессе торможения сцепление надо выключить, чтобы двигатель не заглох, и при необходимости остановить мотоцикл тормозами.
Тормозить мотоцикл двигателем можно на продолжительных спусках или на прямых участках дорог, а также когда необходимо снизить скорость движения на скользкой дороге.
Одновременное торможение мотоцикла двигателем и тормозами применяется на крутых спусках и при движении по скользкой дороге во избежание заноса. Тормозить надо плавно. Резкое торможение может привести к заносу и опрокидыванию мотоцикла. Особенно опасно резкое торможение в зимнее время и на мокрой дороге. При экстренном торможении возможен некоторый разворот мотоцикла, особенно в случае торможения без применения тормоза переднего колеса.
По этой причине перед началом эксплуатации необходимо опробовать на небольшой скорости управляемость мотоцикла в режимах торможения: отдельно тормозом переднего колеса, тормозами колес заднего и коляски и всеми вместе при разных нагрузках. На стоянках (в том числе и на уклонах) для удерживания мотоцикла на месте при неработающем двигателе необходимо включить 1-ю передачу или передачу заднего хода и повернуть руль до упора в сторону обочины.
Для поглощения боковых толчков на переднее колесо, возникающих при движении по неровной дороге, служит амортизатор руля фрикционного типа.
Степень затяжки амортизатора зависит от состояния дороги и скорости движения. При движении с большой скоростью, особенно по неровной дороге (по булыжнику), барашек амортизатора руля необходимо затягивать туже; при медленном движении с частыми поворотами барашек амортизатора руля следует отпускать, чтобы не затруднять повороты мотоцикла.
Устойчивость мотоцикла при повороте вправо и влево неодинакова. При повороте вправо, т. е. в сторону коляски, мотоцикл менее устойчив к опрокидыванию, чем при повороте влево.
Необходимо иметь в виду, что определенной скорости движения мотоцикла соответствует определенный минимально допустимый радиус поворота. С повышением скорости движения допустимый радиус поворота увеличивается. Руль мотоцикла следует поворачивать плавно, без рывков, особенно при повороте вправо.
При эксплуатации мотоцикла необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя, агрегатов силовой передачи и механизмов ходовой части.
Признак нормальной работы двигателя — хорошая приемистость мотоцикла, отсутствие стука в кривошипно-шатунном механизме.
Признаки перегрева двигателя: работа двигателя на калильном зажигании, потеря мощности, в результате чего мотоцикл медленно набирает скорость, появляется резкий металлический стук в кривошипно-шатунном механизме.
Необходимо помнить, что длительное движение с перегретым двигателем может привести к поломке и аварии. Чтобы избежать перегрева, следует выбирать наиболее благоприятные передачи и участки дороги, дающие возможность предотвратить перегрузку двигателя.
Для охлаждения перегретого двигателя необходимо прекратить движение и остановить двигатель.
При остановках двигателя бензокран надо закрыть.
Охлаждать двигатель водой нельзя, так как это может привести к выходу из строя цилиндров или их головок.
Мотоцикл днепр 11 руководство по эксплуатации
МОТОЦИКЛ ДНЕПР-11. ВВЕДЕНИЕ
Мотоцикл Днепр-11 (рис. 1)—дорожная машина тяжелого класса—эксплуатируется только с боковым прицепом. Мотоцикл предназначен для перевозки водителя, двух пассажиров и груза общей массой не более 260 kг и может эксплуатироваться на дорогах с различным покрытием и без покрытия в различных климатических зонах и погодных условиях.
Мотоцикл модели КМЗ-8.155-01 имеет увеличенную колею, что улучшает удобство езды при движении по грунтовым дорогам (колеса мотоцикла и бокового прицепа движутся в колее автотранспортных средств).
Для улучшения тягово-динамической характеристики и надежности двигателя в его конструкцию внесены изменения: усовершенствованы распределительный вал и масляный насос.
При изучении настоящего руководства дополнительно необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации аккумуляторной батареи.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Внимание! На протяжении первых 2500 km пробега во всех механизмах мотоцикла происходит основная приработка деталей. В этот период недопустимы перегрузка двигателя и превышение скорости мотоцикла сверх приведенных в разделе «Обкатка нового мотоцикла».
Сокращать срок, после которого следует удалить ограничители подъема дросселей карбюраторов, запрещается.
Применяя для двигателя этилированный бензин, необходимо помнить, что он очень ядовит. Поэтому не разрешается им пользоваться в закрытом помещении.
Перед удалением нагара с поверхностей камер сгорания головок цилиндров, днищ поршней и головок клапанов следует очистить нагар керосином или жидким маслом — это предупредит образование свинцовистой пыли.
Не пользуйтесь для освещения или подогрева масла в картерах агрегатов мотоцикла открытым пламенем.
Следует помнить, что отработавшие газы двигателя ядовиты. Поэтому помещение, в котором производится пуск и прогрев двигателя, должно хорошо вентилироваться.
Мануалы Днепр мото
Днепр — тяжёлый дорожныймотоцикл с боковой коляской, выпускающийся Киевским мотоциклетным заводом (КМЗ). Выпускались модификации с приводом на колесо коляски. Начиная с МТ9, выпускались с механизмом автоматического выключения сцепления и автоматического опережения зажигания. Шли как с раздельными сидениями, так и со сплошными. В настоящее время выпускаются так же специальные (грузовые, пожарные) модели.
Модель МТ-9 (1971) отличалась наличием задней передачи.
Модель МТ-10 (1974) стала первым «Днепром» с 12 вольтовой системой электрооборудования. Так же была увеличена емкость бензобака.
Модель МТ-10-36 (1976) за счет увеличения степени сжатия и новых карбюраторов обладала мощностью 36 л.с. Наиболее совершенной являлась модель МТ-11 (1985), имевшая четырехтактный двигатель мощностью 32 л. с., 4-х ступенчатую КПП с задним ходом, барабанные тормоза на все колеса, включая колесо коляски, а так же стояночный тормоз. Подвеска отличалась передней телескопической вилкой, маятниковой подвеской заднего колеса. Максимальная скорость составляла 105 км/час, грузоподъемность 260кг.
Имелась полноприводная версия повышенной проходимости МТ-16 (1986) с приводом на колесо коляски. В настоящее время заводом выпускаются модели Днепр-11 (КМЗ-8.155), Днепр-16 (КМЗ-8.922/КМЗ-156-200), с 1991 года выпускается так же одиночная версия мотоцикла Днепр КМЗ-8.157-02. Всего с 1967 года выпущено более трех миллионов мотоциклов.