Мотоцикл летающий по воздуху
Мотоциклы будущего точно будут летать
Человечество издавна мечтало свободно парить в воздухе. И, похоже, уже скоро эта мечта осуществиться с помощью мотоциклов. Да, этот самый свободный транспорт научиться перемещаться по воздуху. Осталось буквально чуть-чуть подождать. Хотя первые байки уже совершили свои полеты.
Помните, как в фильме «Звездные войны» герои лихо летали на спидерах? Это казалось невероятной фантастикой. В фильме спидеры стали широко использоваться пехотой Республики. Они позволяли организовывать стремительные атаки на войска Конфдерации. А после ранения капитана Рекса снайпером, при помощи BARC спидера с носилками его эвакуировали из зоны боевых действий. Так вот, все это уже не фантастика.
На днях BMW Motorrad распространила изображение концепта под названием Hover Ride Design Concept – летающего мотоцикла, который парит в воздухе. Притом концепт выполнен очень реалистично – в его основе угадывается BMW R 1200 GS. Можно было уже начать радоваться и начинать копить деньги, только презентовали этот концепт в LEGO World в Копенгагене. Оттуда футуристическая машина совершит путешествие по Дании, а потом отправится в инновационный центр BMW Group Research and Innovation Center Munich и в музей BMW Welt.
Да, к сожалению, это пока лишь игрушка, призванная поддержать сотрудничество BMW и LEGO. Но я бы не стал беспокоить моих читателей такой ерундой, если бы не одно «но».
Почти в это же самое время, российская компания Hoversurf провела успешные испытания своего прототипа Scorpion-3, который может разгоняться до 50 км\ч, подниматься на высоту 10 м и летать на одном заряде до 27 минут. Концепция Scorpion-3 принципиально отличается от фантастических «спидеров» и «игрушки» от BMW. Это – по сути большой квадрокоптер, способный поднять человека. Он электрический, поэтому и имеет такое ограниченное время полета. Да и внешне он пока больше напоминает «мясорубку» для ног райдера, чем байк. Но, именно Hoversurf — первая в мире подняла в воздух человека на летающем байке (hoverbike) Scorpion-1 в 2016 г.
Стоп. А как же полет человека на аппарате компании E-Volo? Мы же все видели это видео? Да, безусловно, компания E-Volo немного раньше подняла человека на 18-ти двигательном мультикоптере, но если говорить о классическом квадрокоптере (с 4-мя винтами), то именно российская.Hoversurf была первой. Человек впервые поднялся в воздух на квадрокоптере-байке именно российского производства. А его разработкой занимается молодая российская компания Hoversurf, которая объединила специалистов из РФ, Украины, Латвии и Израиля.
Идея подобного транспортного средства не нова – в 2014 году компания Malloy Aeronautics представила общественности концепцию экспериментального большегрузного мультироторного коптера Hoverbike, способного поднять в воздух взрослого человека. А всего год спустя, под патронажем Министерства обороны США концепт принимал участие в международном парижском авиасалоне Ле-Бурже.
Было очевидно, что новую разработку быстро подхватят мировые производители и энтузиасты.
И уже через несколько месяцев отважный изобретатель Колин Фёрз (Colin Furze) носился на чудаковатом летающем мотоцикле (с двигателем ДВС) по окрестностям своего дома.
Но российский ховербайк пока наиболее продвинутый. Расчётная скорость около 100 километров в час, а запас хода на аккумуляторах – 20-27 минут. В разработке находится гибридная версия двигателя на традиционном топливе, позволяющем оптимизировать соотношение производительности к взлётной массе и увеличить продолжительность работы на одной заправке до 1 часа. Но из соображений безопасности ребята пока сами искусственно ограничивают параметры летающего байка. Так, первый «Скорпион» мог подняться лишь на 2 м над землей, чтобы в случае падения райдера, его бы защитила мотоэкипировка. Третья генерация уже более совершенна и ей позволяют подниматься до 10 м вверх. Конечно, есть еще над чем работать. Например, я так и не понял: почему у Hoverbike по-прежнему нет защиты винтов. Но все эти вещи можно поправить, ведь испытания продолжаются, и никто пока не говорит о серийном выпуске.
Не смотря на кажущиеся перспективы такого вида транспорта, основатель Hoversurf Александр Атаманов пока скептичен. «Мы предложили концепцию летающего мотоцикла скорее для привлечения внимания — на самом деле с точки зрения рыночных перспектив больше обещает рынок большегрузных беспилотников. Тем не менее мотоцикл мы готовы изготовить, если нам поступит заказ, но мы видим, что пока люди с известной осторожностью относятся к таким изделиям, очевидно, побаиваются.».
Но ребята из Hoversurf не унывают. Ведь у них есть технология летающего транспорта, которую можно с успехом применять в грузовых доставках, для сельского хозяйства, мониторинга, перевозки грузов, корабельного и наземного базирования, ледовой разведки, георазведки, доставки нефтяного и газового оборудования в труднодоступные места, для спасения и эвакуации. Да и военное применение было предсказано еще в «Звездных войнах».
Так, что пройдет очень немного времени, и мы будем устраивать не заезды, а залеты и вспоминать, что когда-то байки могли ездили только по земле. А полеты на них если и были, то только через руль.
И в завершение, анекдот про новую мобильность.
Летят два гуся, а мимо пролетает байкер на летающем мотоцикле. Один гусь спрашивает другого:
— Куда это он?
— В теплые края.
Гусь и говорит:
— Вот оно как! Тогда полетели и мы быстрее, а то сейчас рабочий день закончится и пробки начнутся.
Если кому-то интересно, что делают иностранцы со старыми советскими мотоциклами сейчас, можно увидеть, например, на Международной странице фанов КМЗ.
Всем — хороших дорог и скорейшего начала мотосезона! Пока еще на земле…
Основатель компании Александр Атаманов о том, как превратить разработку прототипов в бизнес.
Александр Атаманов рассказал vc.ru:
Как получить 3500 предзаказов на продукт, не тратя ничего на маркетинг.
О технологиях, используемых в ховербайке и аэромобиле Hoversurf.
О согласовании полётов и навигации дронов при помощи мобильного приложения.
Hoversurf — не первый бизнес Атаманова. Прежде чем заняться разработкой летающих мотоциклов, он развивал сервис для регистрации патентов Online Patent и компанию «СПЭНС», которая производит установки для очистки поверхностей в промышленности, энергетике и нефтегазовом секторе.
Доход от предыдущих проектов позволил ему профинансировать давнюю мечту, делится предприниматель.
Идея проекта — из глубокого детства. Отец брал меня в конструкторское бюро, где проектировал сверхлёгкие летательные аппараты, а я c энтузиазмом разбирался в их устройстве и летал на них.
Первую модель ховербайка Scorpion 1 компания Атаманова представила в 2016 году. Детали для прототипа предприниматель привёз из США, где их помог изготовить специалист по композитным материалам из Tesla Motors, а на разработку устройства ушёл год.
Инженеров Атаманов нашёл в конструкторских бюро «Сухой» и «Миля» и ведущих технических институтах — например, МФТИ и МГТУ имени Баумана. Сейчас в команде проекта 18 человек: инженеры, разработчики и промышленный дизайнер.
Деньги инвесторов компания тратит на зарплаты инженерам, изготовление прототипов, аренду офисов, страховку и патенты. Больше всего средств тратится на прототипы.
Филиалы проекта расположены в «Сколково» и в Калифорнии. В «Сколково» работает основная команда разработчиков Hoversurf, и здесь же собираются прототипы устройств. В США у компании находятся тестовая площадка для сертификации и шоурум, в котором Hoversurf демонстрирует прототипы потенциальным партнёрам.
В Штатах есть аэродром, на котором мы можем тестировать прототипы в течение года и получать обратную связь от федерального авиационного агентства (FAA). Американские стандарты безопасности — самые высокие в мире, поэтому для нас важно, чтобы все полёты и сертификация проходили там.
По словам изобретателя, рынок летательных аппаратов устроен аналогично рынку наземного транспорта: на нём есть грузовые дроны, легковые автомобили и более компактные мотоциклы. Hoversurf начала разработку летательных аппаратов с ховербайка, чтобы на нём отработать использование технологий дронов для полётов с пассажиром.
Технология новая и необъезженная, и тестировать её лучше на байке, когда на нём сидит подготовленный спортсмен в специальном защитном костюме.
Ховербайк послужил компании и как маркетинговый инструмент. В июне 2016 года Hoversurf публично протестировала летающий мотоцикл на конференции Startup Village в «Сколково» — байк поднялся вверх на два метра и сел. Несмотря на это, информация о тестировании несколько дней продержалась в топе новостных лент. Атаманов говорит, что внимание вокруг проекта помогло Hoversurf привлечь партнёров и инвесторов.
Hoversurf не тратит средства на маркетинг: компания продолжила продвижение, публикуя ролики с испытаний на YouTube, и открыла предзаказы на ховербайк, чтобы протестировать спрос. Получив положительный отклик от рынка (на мотоцикл поступило 3500 предзаказов), в Hoversurf продолжили совершенствовать байк и разработали два новых устройства: аэротакси «Формула» и грузовой дрон.
По цене суперкара: летающий гибридный мотоцикл Xturismo поступил в продажу
Японский стартап A.L.I. Technologies показал живьём летающий мотоцикл Xturismo и объявил на него приём заказов. Поставки начнутся в первой половине 2022 года.
Компания A.L.I. Technologies Inc. со штаб-квартирой в Токио существует с 2016 года и занимается разработкой летательных аппаратов с вертикальным взлётом, как беспилотных, так и с ручным управлением. Летающий мотоцикл Xturismo, разработка которого ведётся с 2017 года, позиционируется как коммерческий продукт, пригодный для частного использования: он адресован любителям экстремального отдыха на дикой природе, где невозможно передвигаться на наземном транспорте, а также службам спасения для доставки помощи в труднодоступные места.
Летом A.L.I. Technologies объявила, что разработка Xturismo вступила в завершающую стадию, стала готовиться к его премьере и выпустила пару промо-роликов на YouTube. Живая премьера состоялась сегодня утром на легендарном автодроме Fuji Speedway: летающий мотоцикл поднялся в воздух перед трибунами, немного покружил и приземлился.
Xturismo имеет 3,7 м в длину, 2,4 м в ширину и 1,5 м в высоту. Несущая платформа с восемью роторами (два больших и четыре маленьких) и корпус мотоцикла изготовлены из углепластика. Заявленная снаряженная масса — 300 кг, грузоподъёмность — 100 кг, максимальная скорость — 100 км/ч, продолжительность полёта — 30-40 минут. Характеристики силовой установки производитель пока не рассекретил, известно лишь, что она гибридная, то есть состоит из ДВС и электромоторов.
Сегодня же объявлен приём заказов на пилотную партию Xturismo Limited Edition из 200 мотоциклов, каждый из которых обойдётся покупателю в 77,7 млн японских иен или 684 тысячи американских долларов или 48 млн рублей в переводе по текущему курсу. Это довольно дорого на фоне большинства чисто электрических аналогов: например, электрический летающий мотоцикл Jetson One от шведского стартапа Jetson Aero стоит 92 тысячи долларов, но может продержаться в воздухе только 20 минут.
Разработкой летающих мотоциклов занимаются и российские компании: например, стартап Hoversurf и концерн «Калашников», но пригодные к продаже образцы они ещё не представили.
Добавим, что летающие мотоциклы ближе к серийному производству, чем летающие автомобили, так как они конструктивно проще и стоят дешевле. Но оба типа транспортных средств в ближайшие годы вряд ли будут легализованы в городах и населённых пунктах, для чего необходимо провести огромную законотворческую работу и подготовить инфраструктуру (в частности безопасные площадки для взлёта и посадки на крышах домов, зарядные терминалы, диспетчерские службы и, вероятно, воздушную полицию).
Тем не менее стартапов в этой области становится всё больше. Разработкой летающих машин занимаются в том числе традиционные автомобильные компании — например, Toyota, Honda и Porsche. Между тем главный инновационный предприниматель планеты Земля Илон Маск, даром что строит космические ракеты, не верит в летающие машины и не хочет вкладываться в их разработку, вместо он этого продолжает развивать идею автомобильного метро.
Реактивный мотоцикл и летающая доска: спецтранспорт для спецназа
Человечество всегда стремилось расширить границы своих возможностей. Благодаря желанию человека плавать под водой как рыбы появились акваланги и подводные лодки, благодаря желанию летать как птицы появились воздушные шары и самолёты. В течение прошедшего XX века сгенерировано огромное количество идей по созданию различных транспортных средств. Некоторые из них стали реальностью, некоторые до сих пор остаются только на страницах фантастических произведений.
Именно фантастическая литература подарила миру такие понятия, как летающий мотоцикл – ховербайк (hoverbike), реактивный ранец – джетпак (jetpack) и летающая доска – ховерборд (hoverboard). Несмотря на многочисленные попытки, в XX веке ни одно из вышеперечисленных транспортных средств не вышло из стадии прототипов и не было реализовано в сколь либо законченном виде.
В XXI веке достижения в области электроники, датчиков, компактных и мощных электродвигателей позволили вновь вернуться к идее создания персональных летательных аппаратов.
Hoverboard
Наибольших успехов в создании «летающей доски» добился французский спортсмен и изобретатель Franky Zapata и его компания Zapata Industries. В 2005 году компания Zapata Industries представила летающую платформу Flyboard – мощный насос нагнетает воду через гибкую трубу, подведенную от водного мотоцикла, которая с силой выбрасывается вниз, что позволяет пилоту лететь на высоте до 16 метров. Летающая платформа Flyboard предназначена для развлечений и спортивных состязаний, однако на ней были отработаны многие решения, которые в дальнейшем позволили создать более продвинутые изделия.
Наиболее прорывной моделью компании Zapata Industries стал ховерборд Flyboard Air. При собственном весе 25,1 кг грузоподъемность Flyboard Air составила 102 кг, максимальная скорость полёта 150-195 км/ч, максимальный потолок составляет 1524 метра. Емкость топливного бака 23,3 литра, продолжительность полета 10 мин. В 2016 году на Flyboard Air был поставлен рекорд, официально зарегистрированный в книге рекордов Гиннеса, дальность полёта составила 2 километра 252 метра, преодолённые за 3 минуты 55 секунд.
Мировой рекорд полёта на ховерборде Flyboard Air
Двигательная система Flyboard Air включает в себя четыре реактивных двигателями, работающих на авиационном керосине. Топливо поступает из бака, размещённого в ранце за спиной пилота. Каждый двигатель выдаёт порядка 30 кг тяги, при собственном весе 3 кг. Кроме того, платформа оснащена парой дополнительных винтовентиляторных двигателей с малой инерционностью, для обеспечения быстрой реакции системы управления. Система управления является ещё одним важнейшим элементом Flyboard Air, она с высокой скоростью и точностью компенсирует порывы ветра, перераспределение веса из-за перемещений пилота, расхода топлива, неравномерности работы двигателей и стабилизирует полёт Flyboard Air.
На военном параде, прошедшем в Париже на Елисейских полях в честь Дня взятия Бастилии, участвовал ховерборд Flyboard Air с пилотом, вооружённым винтовкой (или её имитацией), что подчёркивает интерес, проявленный военными к этой технологии.
В каком качестве могут быть востребованы ховерборды в вооружённых силах? Если кто-то представляет стаи мобильных пехотинцев, атакующих противника на летающих досках, то скорее всего он будет разочарован. На текущий момент ховерборды по-прежнему остаются громоздкими, сложно управляемыми устройствами, а время их полёта крайне ограничено.
Однако, существуют определённые тактические ситуации, когда ховерборды могут оказаться не просто полезными, но даже незаменимыми.
В первую очередь можно говорить о проведении спецопераций, например, по штурму зданий, освобождению заложников и т.п. В этом случае применение ховербордов позволит отказаться от привлечения вертолётов для десантирования на крышу зданий. Ховерборды доставляются к месту проведения спецоперации автотранспортом, после чего боевое подразделение может в течение нескольких минут осуществить заброску на крышу здания с необходимым вооружением. Из плюсов данного решения можно назвать возможность оценить ситуацию на месте, выбрать непростреливаемый сектор для заброски, с учётом архитектуры здания, возможность оперативно отступить при необходимости.
Выход вертолёта на точку, десантирование спецназа (с седьмой минуты). В данной ситуации ударная группа могла бы осуществить заброску на ховербордах с торца здания, где необходимо контролировать всего одно окно
В качестве другого примера можно рассмотреть ведение боевых действий в городских условиях. В этом случае ховерборды могут быть использованы, например, для заброски снайперов на высотное здание, при этом все проходы в здании могут быть заминированы. Или они могут использоваться для захода в тыл позиции, защищаемой противником, «прыжка» через препятствие.
Также ховерборд может использоваться для занятия господствующих высот в горной местности. Здесь надо сделать оговорку, что это будет зависеть от высоты, на которую он способен подниматься относительно уровня моря. По некоторым данным, высота полёта Flyboard Air может достигать 3000-3500 метром, что уже сравнимо с высотой полёта некоторых вертолётов. В случае, если противник занял выгодную позицию, затрудняющую его атаку «в лоб», и при этом другие участки труднопроходимы, маневренная группа на ховербордах может занять позицию, более выгодную относительно позиции противника.
Можно возразить, что пилот ховерборда крайне уязвим в полёте, но фактически он не более, а скорее даже менее уязвим, чем пилот лёгкого вертолёта. Минимизация вероятности поражения пилота должна обеспечиваться внезапностью его применения (нет подлётного времени, как у вертолёта, когда его можно обнаружить издалека по звуку двигателей) и малым временем полёта, фактически прыжком. Да и попасть в малоразмерную подвижную цель не так просто, как кажется на первый взгляд.
В любом из сценариев ховерборд не рассматривается как платформа для ведения боевых действий, а лишь как высокомобильное средство перемещения на короткие дистанции в специфических тактических ситуациях.
Hoverbike
Идея создания летающего мотоцикла – ховербайка, привлекает людей не меньше. В начале XXI века наметилось два пути создания ховербайков. Первый – создание летающего мотоцикла с реактивными двигателями, второй – создание летающего мотоцикла на базе технологий, применяемых для создания беспилотных квадрокоптеров. Соответственно, в качестве топлива используется или жидкое горючее, или запас электроэнергии в аккумуляторах. У каждого означенного пути есть как свои преимущества, так и трудности в реализации.
Одним из наиболее интересных, и предположительно близких к реализации концептов, является реактивный мотоцикл Speeder компании Jetpack Aviation. Оснащённый четырьмя реактивными двигателями Speeder сможет развивать скорость более 240 км/ч и подниматься на высоту 5000 метров при грузоподъёмности 115 кг. Изначально реактивные двигатели планируется разместить в центральной части конструкции, но это может затруднить управление транспортным средством и потребует внедрения сложных автономных технологий стабилизации, поэтому в дальнейшем турбины могут перенести ближе к краям корпуса.
Время полёта составит порядка 30 минут. Много это или мало? С учётом заявленной максимальной скорости это порядка 100-120 км. Вполне достаточно, чтобы долететь до загородной резиденции, минуя городские пробки. Компания Jetpack Aviation уже начала принимать предварительные заказы на Speeder. Стоимость бронирования места в очереди составляет 10 тысяч долларов США, а полная стоимость летающего мотоцикла составит 380 тысяч долларов. Первая партия составит всего 20 машин.
Рассматривается возможность создания и военной версии реактивного мотоцикла. В ней будет пять двигателей вместо четырёх, грузоподъёмность максимальное время полёта будут увеличены.
Рекламная презентация ховербайка Speede
Другой образец ховербайка, разрабатываемый ранее российским, а теперь уже американским стартапом Hoversurf, обладает более скромными характеристиками. Компания Hoversurf основана петербуржцем Александром Атамановым и зарегистрирована в Калифорнии в 2014 году.
Его летающий мотоцикл Scorpion получил раму из углеродного волокна, благодаря чему весит менее 114 кг, гибридную литий-марганцево-никелевую батарею, способную обеспечить от 10 до 25 минут полёта в зависимости от погоды и веса пилота. В режиме дистанционного управления время полёта составит 40 минут. Ховербайк Scorpion может летать на высоте до 16 метров над землёй, достигая максимальной скорости 96 км в час.
Несмотря на более скромные характеристики по сравнению с реактивным мотоциклом Speeder от Jetpack Aviation, ховербайк Scorpion значительно ближе к реализации. Показаны предсерийные прототипы, также открыт заказ на покупку – цена ховербайка составит Scorpion 150 тысяч долларов. Ховербайк Scorpion классифицируется как сверхлёгкое транспортное средство, позволяющее летать в США без лицензии пилота.
Испытания ховербайка Scorpion полицией Дубая в 2019 году
В планах Hoversurf выпуск и других типов аналогичных летательных аппаратов для гражданского и специального применения.
Глядя на этот и другие «убежавшие» из России проекты, хочется сказать, что руководству нашей страны следует пересмотреть свой подход к высокотехнологичным отечественным стартапам. Иначе всё, что потом останется, это гордо говорить о том, что вертолётную промышленность США основал выходец из России, и вспоминать другие многочисленные подобные примеры.
Как ховербайки могут быть использованы военными и специальными подразделениями? Как и в случае с ховербордами, ховербайки вряд ли стоит рассматривать как боевые машины, предназначенные для нанесения ударов по противнику с воздуха, хотя и нельзя полностью исключать такое их применение в дальнейшем.
В первую очередь ховербайки могут быть использованы для оперативной доставки спецназа. В случае возникновения террористической угрозы счёт может идти на минуты. Промедление позволит террористам оборудовать огневые точки, установить минно-взрывные устройства. При этом загруженность городских автомагистралей не позволяет специальному транспорту быстро выдвинуться на необходимые позиции. Ховербайки обеспечат специальным подразделениям высочайшую скорость реакции на угрозы, которая не может быть обеспечена никаким другим типом транспортных средств.
Аналогичную функцию они могут выполнять и для наземных подразделений вооружённых сил – оперативно доставить подмогу, в кратчайшие сроки перебросить вооружение и боеприпасы на расстояние порядка 100 километров, выдвинуться на позиции и занять их, опередив противника. При этом в дальнейшем ховербайки могут в режиме автопилота вернуться на базу, чтобы дополнительно не демаскировать бойцов. Или наоборот, в беспилотном режиме выдвинуться в указанную точку и обеспечить эвакуацию наземного подразделения.
Важнейшим направлением использования ховербайков может стать их использование медиками для оказания неотложной медицинской помощи как гражданским лицам, так и военным, в случае получения ранений. При многих типах заболеваний или ранений счёт идёт не то что на минуты, а на секунды.
Насколько верны предполагаемые сценарии применения ховербордов и ховербайков покажет время, но уже сейчас практически все разработчики этого типа летательных аппаратов предусматривают возможность их военного и специального применения. С высокой вероятностью эти типы летательных аппаратов будет востребованы не только на гражданском рынке, но и в качестве транспортных средств вооружённых сил и сил специального назначения.