Мотоцикл м72 1954 год

Клуб любителей мотоциклов М-72.

Тяжёлый мотоцикл с коляской, копия немецкого BMW-R71.

В начале 1940 года на заседании Главного бронетанкового управления с участием представителей мотоциклетных заводов была поставлена задача в срочном порядке освоить производство мотоциклов с коляской для нужд РККА. В Германии было закуплено несколько образцов мотоцикла DMW-R71. Из них два передали Московскому мотоциклетному заводу (создан на базе велосипедного). Один был сохранён как базовый образец, второй разобран до винтика. С деталей были сняты чертежи, исследован химический состав и способы обратотки. Решено было всё сохранить как есть, изменить только электрическую схему.

Весной 1941 года 2 первых опятных образца были показаны командованию РККА. После начала войны работы по организации производства были итенсифицированы. В августе 1941 ММЗ сдал армии первые серийные мотоциклы. Всего он изготовил более 3000 мотоциклов. Началась подготовка к производству на заводах «Серп и молот» в Харькове и «Промет» в Ленинграде. Ремонт мотоциклов осуществля бронетанковоремонтный завод №20 в Москве.

Осенью ММЗ был эвакуирован в Ирбит. Туда же вывезли станки с ЗИСа и АТЭ-1, оправили специалистов из Харькова и Ленинграда. Эвакуированное предприятие было размещено на территории бывшего пивоваренного завода. Часть станков пришлось поставить прямо на улице. Конструкторский отдел возглавил Н.П.Сердюков. 25 февраля 1942 года на фронт отправилась первая партия ирбитских мотоциклов. Одновременно развернул производство «Красная Этна» в Горьком (позже Горьковский мотоциклетный завод).

В 1947 году ИМЗ освоил собственное производство колясок. С ликидацией Горьковсого мотозавода в 1949 году производство М-72 перевели в Киев, куда прибыло 100 специалистов из Горького. Киевский мотоциклетный завод начал производство в 1950 году.

Источник

Попался вот такой М-72 1954 г.в в оригинале

Удивился когда нашёл вот такой,полностью оригинальный мотоцикл,долгое время томящийся в гараже,у хорошего человека,все узлы и агрегаты заводские,редко попадаются такие экземпляры.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Печальное зрелище.
Месяц выпуска можно посмотреть?

Я с вами согласен,по поводу печального зрелища,но как говорится,не все так плохо,все вполне поправимо.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

имхо, но вы реально зажрались,
прекрасный вариант для реставрации.
вот печальное зрелище:
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Да,все верно,самое главное ржавчина поверхностная,гнили ни где нет,сквозных дыр тоже.

Возможно, я и ошибаюсь, но судя по фото у корыта ниже «ватерлинии» не все хорошо. Если это не так, буду только рад.
Внёс данные этого мотоцикла в тему по статистике номеров М-72.

Вилка с высоким крылом от М72М, а глушители от М61, 62.

Вилка возможно родная, т.к на ИМЗ в те года были уже такие вилки, а на КМЗ еще с нижним креплением крыла.

Искренне рад приобретению топикстартера.
Сделайте фото номера КПП и редуктора-пожалуйста.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Выложил ещё немного свежих фото,коляска и вправду требует внимания,я думаю при желании,свободном времени и сноровки все вполне поправимо.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Генератор Г11-ый надо и стеколко с линзочкой в фару.

И «дудка» карболитовая потребуется, С35А которая.

Каталог М-72 1955 года говорит, что именно 35тый, 23 пошли несколько позже, но точно год не помню.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год
Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Зачем люминь красить/стеклоструить? Уже давно не в моде, только портит.

Ересь! ))).
Даже каталог М-72 1955 года издания гласит, что крыло с «нижним креплением» ставилось до июля 1953 года. Что тогда ставили между 07.53 и 56 гг? 😉

Я в курсе, у меня мотоцикл как раз 1953 года с высоким крылом с бугелем, вопрос был риторическим))).

Про бугель речи не было.

Дык, при чем тут бугель?
Убираем эту ручку, и вуаля, получаются обычное крыло с верхним креплением и соответствующая вилка под него. Так что не с М-72М, а с просто М-72, и не с 56 года, а с 53го.
А ручку ставили в 1953, и в общей сложности менее года.

Что значит «убираем эту ручку»?
С 1956 г. населению стали продавать М72М с высоким крылом без бугеля. До этого мотоциклы поставлялись Армии и Милиции с низким крылом и высоким крылом с бугелем ( ручкой ).

Теперь по пунктам, во-первых, населению М-72 стали продавать на 2 года раньше, в 1954г.
Смена названия на М-72М никак не связана с заменой крыла, там была более существенная модернизация, т.е. высокое крыло появилось еще на модели М-72(просто, без М).

Вот скан из каталога М-72(просто, без М) 1955 года издания. Внимательно читаем сноску со звездочкой, там черным по белому написано, что низкое крыло ставилось до 07.1953г. Может с месяцем там и не очень точно, но все-таки каталог это документ.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

YS, информация из личного многолетнего опыта. Я не претендую на истину, но не встречал М72 с крылом М72М, только низкое и высокое с бугелем. На фотографии перекрашенный М72М с неродными томозными барабанами. Предоставьте фотографии действительно сохранившегося М72 с высоким крылом без бугеля, оригинальной табличкой и (остатками) заводской краски. Непонятно на какой каталог идет ссылка. Если у читающих эту ветку есть своя информация по данному вопросу, прошу сообщать.

Я не собираюсь никому ничего доказывать, кому надо, тот услышал, я привёл в доказательство своего видения вопроса два аргумента(хотя с оригинальным цветом я, возможно, и погорячился, точно по фото не понять, а вот на модели, именно М-72(просто, без М) я продолжаю настаивать), а мне в ответ абстрактная ссылка на многолетний опыт. И что теперь, будем измерять у кого личный опыт длиннее?))) Вроде как-то не серьезно. Хотя, если вдруг попадется экземпляр, соответствующий всем изложенным требованиям всенеприменно отпишусь))).
Про каталог, по М-72 общеизвестны три каталога запчастей 1942, 1946 и 1955 годов издания. Был ещё один объединённый каталог 1960г, но он тут не в тему. Несколько лет назад первый и 1955 можно было найти в свободном доступе. Возможно сейчас и 1946 год есть, не смотрел, мне не надо, давно все есть.

Источник

Советские военные специалисты внимательно следили за развитием мирового мотоциклостроения, особенно германского. Выявить лучшую иностранную конструкцию для последующего копирования предстояло на государственных междуведомственных испытаниях 15 мотоциклов различных классов фирм BSA, Zundapp, BMW и др., организованных в начале 1940 года.

Для сравнения в них участвовали и отечественные ИЖ-9, Л-8. ТИЗ и А-750. Лучше всего себя показал германский BMW R-71 с боковой коляской. Это был надежный, неприхотливый мотоцикл с высокими эксплуатационными качествами.

Позже Главное автобронетанковое управление провело обсуждение текущих проблем эксплуатации мотоциклов в Красной Армии. На расширенное заседание пригласили представителей мотоциклетных заводов, среди которых были известные испытатели мотоциклов Б.В. Зефиров, СИ. Карзинкин, преподаватель Военной академии механизации и моторизации РККА имени Сталина И.И. Дюмулен и другие специалисты. По итогам совещания было решено воспроизвести на отечественных заводах BMW R-71 (в советских документах — К-71).

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Этот мотоцикл был интересен в техническом плане, и его освоение могло привнести ряд важных новшеств в мотопром СССР: дуплексную раму, пружинную свечную подвеску заднего колеса и телескопическую вилку, ножное переключение передач, карданную передачу на колесо.

При этом конструкция прототипа не являлась технологически сложной и допускала массовое производство.

Характерное для R-71 оппозитное расположение цилиндров не являлось чем-то необычным, но у нас в те годы не применялось. Оппозитная схема обеспечивала высокую уравновешенность и хорошее охлаждение мора потоком встречного воздуха, что было важно для нагруженной армейской модели.
Надежность двигателя достигалась подшипниками качения коленчатого вала. Ряд агрегатов (масляный насос, прерыватель зажигания и генератор) приводились шестернями.

В то же время конструктивно этот мотор не считался передовым к началу 1940-х гг., так как в нем применялся нижнеклапанный механизм. Цилиндры и головки двигателя изготавливались из чугуна. При сопоставимом с А-750 рабочем объеме двигатель BMW был мощнее примерно треть (на 7 л.с). Мотоцикл с коляской обеспечивал перевозку трех бойцов и стрелкового вооружения по любым дорогам со скоростью до 85-90 км/ч.

Сегодня можно сказать, что решение о принятии в качестве прототипа BMW R-71 было поистине историческим. Во-первых, появился армейский мотоцикл, удовлетворявший требованиям того времени. А во-вторых, освоение выпуска поднимало мотопром СССР на новый уровень технологий 1940-х гг. Следует отметить и то, что новый мотоцикл полностью перечеркивал все довоенные наработки мотозаводов: ни одна из отечественных моделей не получила дальнейшего развития.

Для организации работ по перспективной машине в августе 1940 г. организовали Центральное конструкторское бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ), которому поручалось выпустить к 1 ноября 1940 г. комплект технической документации нового образца на основании имеющихся материалов по немецкому прототипу. Отечественный аналог назвали М-72.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Выставочный экземпляр М-72 ранних выпусков

В ЦКБМ одну немецкую машину разобрали до последней детали. В лабораториях НАТИ также исследовали химический состав почти сотни подлинных деталей и предложили им эквивалентную замену на материалы в соответствии с ГОСТами СССР. В целом ЦКБМ поручалось в точности повторить конструкцию BMW.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Позднее, весной 1941 г., при утверждении серийной документации решили несколько доработать конструкцию, главным образом в части увеличения емкости топливного бака и адаптации электрооборудования к отечественным реалиям. К слову сказать, в наши дни некоторые недобросовестные антиквары нередко пытаются продать «русский БМВ» с новодельными эмблемами на топливном баке под видом оригинального немецкого мотоцикла, объясняя наличие современного электрооборудования «колхозингом», хотя при этом сама форма топливного бака позволяет идентифицировать модель однозначно.

Впрочем, в последнее время появилась возможность приобрести и новодельный топливный бак польского изготовления, неотличимый от настоящего. А китайская компания Chang Jiang пошла еще дальше и стала предлагать копию BMWR-71 уже целиком.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Китайский «Чжанг-Сянг»

Создание М-72 велось с невиданным для мотопрома СССР размахом — для этого привлекли несколько десятков заводов по всей стране. Головным определили Московский мотозавод (ММЗ) — бывший Московский велозавод, один из наследников «Дукса». Двигатели должен был изготавливать Автозавод им. Сталина (ЗИС) и комплектовать их коробками передач Московского автозавода им. Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), основной гражданской продукцией которого являлся новый автомобиль КИМ-10.

Еще одно предприятие автомобильного профиля — автозавод в Горьком — обязывалось поставлять колеса, карданные валы и коляски. Выпуск светотехники передали в г. Киржач. Трубы для рам должны были получать с Харьковского велозавода.

Административно-командная система, грамотно сочетавшая поощрения с наказаниями, творила чудеса: менее чем через год, в начале 1941 г., руководству страны в Кремле продемонстрировали два опытных образца М-72 вместе с эталонным BMW R-71. Известный гонщик, водитель-испытатель Московского мотозавода Борис Зефиров несколько раз обьехал Царь-колокол. Присутствовавшие после недолгого обсуждения одобрили новый армейский мотоцикл М-72.

Постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс от 4 марта 1941 г. закрепило за существовавшими в СССР мотозаводами модели для Красной Армии и определило новые объемы производства.

Источник

Боевой мотоцикл Красной Армии. М-72

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Отдельные мотоциклы переоборудовали для перевозки 82-мм. минометов.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Чаще мотоциклы использовались в подразделениях разведки и связи.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Мотоцикл М-72 создан на основе немецкого мотоцикла BMV R71, унаследовав от него все технические новшества: дуплексную раму, ножное переключение передач, пружинную подвеску заднего колеса, телескопическую переднюю вилку, карданную передачу и т.д.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

В 1941 году рассматривался вариант бронирования мотоцикла. Планировалось устанавливать бронелисты перед водителем, за сидением сзади и на коляске. Но ввиду увеличения массы мотоцикла, значительно ухудшились ходовые характеристики и практически эти разработки не применялись.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

В 1944 году было изготовлено несколько экспериментальных полноприводных мотоциклов М-73, разработанных в КБ Ирбитского мотозавода.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

На них использовались два типа двигателей: серийный от М-72 и экспериментальный М-75. Главным отличием машин, был бездифференциальный привод на колесо коляски. Мотоциклы показали хорошую проходимость, но в серийное производство мотоцикл запускать не стали.

Источник

Стальной конь РККА под названием М-72 появился в качестве лёгкой бронетехники. Шутка ли – до поступления в гражданскую продажу сотни тысяч экземпляров этого мотоцикла оснащались пулемётами!

Появившийся в начале военных лет, в 1941 году, мотоцикл М 72 был скопирован с удачной по меркам тех лет немецкой модели BMW R71. Советские инженеры внесли в конструкцию ряд изменений, сделав раму более прочной на скручивание, и решили, что будет отличной идеей оснащать байк не только боковой коляской, но и вооружением. В результате этот стальной конь Красной Армии классифицировался, как лёгкая бронетехника, и длительное время использовался исключительно в военных целях. В свободную продажу он поступил только в 50-х годах XX века, в гражданском исполнении. Производился байк на разных завозах – «ММЗ» в Москве, «КМЗ» в Киеве, «Ирбит» на Урале. Именно он послужил прообразом мотоцикла Урал, и из выпущенных 8500 экземпляров некоторые до сих пор на ходу.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Дизайн

В военные годы о внешности мототехники никто не думал, поэтому мотоцикл М72 получился таким, каким и должен был – угловатым, железным и брутальным. Это исчадие советской промышленности в те годы выпускалось исключительно в комплектации с люлькой и пулемётом! Версия для гражданских начала продаваться в 1955 году, отличаясь модифицированным двигателем и мелкими стилистическими изменениями, но всё равно она была приспособлена для установки вооружения в случае необходимости. Все владельцы даже обязаны были ставить свою собственность на учёт в военкомате, так как в случае войны они могли быть реквизированы для армейских нужд.

Технические характеристики

Купив пять экземпляров БМВ Р71, советские конструкторы разобрали их по винтику и подчистую скопировали, не внеся практически никаких изменений. Технические характеристики байка полностью соответствовали своему времени – немецкий оригинал хорошо зарекомендовал себя в Вермахте, а советская копия – в РККА. Официально он именовался «военным мотоциклом», и полностью соответствовал этому описанию.

Двигатель

На всех версиях устанавливался 746-кубовый 4-тактный 2-цилиндровый нижневальный оппозитный мотор воздушного охлаждения. Для своего времени он был неплох – 22 л.с. на 4600 об/мин, причём двигатель отличается уверенной тягой на низких оборотах. Даже с коляской он способен вытянуть байк из грязи. В одиночном исполнении ИМЗ М 72 способен развить скорость до 110 км/ч, а с коляской – до 90 км/ч.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Трансмиссия

М72 оснащался передовой для 40-х годов 4-ступенчатой трансмиссией. Передачи можно переключать и педалью, и рычагом, расположенным справа от бензобака, но в современной технике подобная конструкция давно уже не применяется. Привыкнуть к ней, скорее всего, будет нелегко.

Ходовая часть и тормоза

В этом байке была применена технологичная дуплексная стальная рама и вилка-телескоп, которая тогда была новинкой (хотя некоторые экземпляры оснащались и рычажной вилкой). Крутящий момент на заднее колесо передаётся с помощью карданного вала. Тормоза самые примитивные, барабанные, зато они не боятся ни песка, ни грязи.

Электроника

Конструкторы оснастили мотоцикл М 72 6-вольтовым аккумулятором и 45-ваттным генератором. Зажигание ему досталось самое стандартное, батарейное, хотя спортивные версии оснащались магнето. Некоторые энтузиасты переводят байк на 12В, но подобное вмешательство в конструкцию неизбежно влечёт за собой массу других доработок.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Вес и габариты

Масса M72 без коляски достигает 225 кг, а с ней переваливает за 350 кг. Чугунные цилиндры, массивная рама, отсутствие любого пластика – всё это сделало байк очень тяжелым. Высота по седлу при этом умеренная, 790мм в стоковом состоянии, так что достать ногами до земли без проблем получится у большинства байкеров.

Управляемость

С коляской байк перемещается по дорогам с грацией бегемота, как и более поздние «Уралы». Без неё рулится он значительно лучше, но всё равно надо быть осторожнее. Грубая громоздкая рама и предельно простые подвески не способствуют хорошей маневренности.

Расход топлива

Заявленный расход бензина у мотоцикла М 72 – около 7 литров на 100 км, но реальные значения напрямую зависят от состояния конкретного экземпляра. В бензобак влезает целых 22 литра, так что запас хода у байка в любом случае неплох, тем более он способен ездить вообще на любом бензине, независимо от его качества и октанового числа. В те годы, когда его производили, никто и не слышал про АИ-92, не говоря уже о более высокооктановых сортах топлива.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Найти мотоцикл М72 можно за сумму от 15-20 тысяч рублей, но за эту сумму будут доступны экземпляры, ржавеющие и сарае последние 20-30 лет и, скорее всего, лишённые документов. Стоимость полностью восстановленного байка в коллекционном состоянии легко достигает 200-300 тысяч.

Ремонт и тюнинг

Как и вся советская техника, этот мотоцикл отличается простотой конструкции и ремонтопригодностью. Обслуживать и чинить его можно своими силами с помощью минимального набора инструментов.

Ремонт

Для ремонта М72 сойдёт любой гараж и чемоданчик с инструментами за 3 тысячи рублей. В сети полным-полно подробных инструкций о всех сервисных операциях и «болезнях» этих байков, так что разобраться во всех нюансах не составит труда. Но высокой надёжностью они не отличаются – в военное время техника не жила долго, и делать её долговечной было нерентабельно, поэтому все сохранившиеся экземпляры мотоцикла требуют регулярного внимания и приложения рук.

Запчасти

Оригинальные запчасти на этот двухколёсный раритет найти можно на досках объявлений и форумах владельцев. Многие узлы подходят от «Уралов» и М61, но далеко не все. Стоимость оригинальных запчастей варьируется в зависимости от их распространённости и состояния, и может быть как копеечной, так и очень внушительной.

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Тюнинг

В мире осталось мало мотоциклов М 72 в состоянии, которое можно хотя бы условно назвать живым. Поэтому всех любителей взять древний байк и соорудить из него очередной «настоящий чоппер» в лучших традициях колхоза «Красный Ленин», вооружившись болгаркой и сваркой, надо пожизненно отлучать от гаража и навсегда отнимать категорию «А», а к мотоциклам не подпускать и на пушечный выстрел. Такую редкость надо не тюнинговать, а восстанавливать и реставрировать.

Модификации

М72 выпускался в двух версиях, с коляской и без оной, причём боковые прицепы оснащались креплениями для бортового вооружения. При желании люльку можно отсоединить, и мотоцикл не утратит способности к передвижению даже без каких-либо доработок. В течение производства производились мелкие обновления, но серьёзное изменение было только одно, в 1956 году – на конвейеры пошла модель М 72М. Она отличалась новой люлькой, усиленным редуктором задней передачи, доработанным двигателем и усовершенствованными колёсами, которые стали прочнее благодаря по-новому закреплёнными спицами.

Существовало также несколько спортивных модификаций, но найти их сейчас практически невозможно. Энтузиасты, впрочем, могут попытаться:

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Плюсы и минусы

Сложно говорить о сильных и слабых сторонах, когда речь идёт о мотоцикле, выпускавшемся 50-70 лет назад. Для своего времени и своих целей М72 был хорош, но с тех пор многое изменилось.

Преимущества

Недостатки

Отзывы владельцев

Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть фото Мотоцикл м72 1954 год. Смотреть картинку Мотоцикл м72 1954 год. Картинка про Мотоцикл м72 1954 год. Фото Мотоцикл м72 1954 год

Похожие модели

Часто задаваемые вопросы

Видео тест драйв

Вывод

Мотоцикл М 72 – продукт военного времени. Даже по фото видно, что он был спроектирован для одной цели – производиться как можно быстрее и дешевле. Сейчас этих ветеранов осталось очень мало, и, если вам в руки попадётся этот байк, лучшим решением будет либо отреставрировать его, либо отдать в заботливые руки людей, которые справятся с этой задачей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *