Мотоцикл с роторным двигателем ссср
Советские мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями
В 60-70-х годах прошлого века практически все ведущие авто- и мотопроизводители экспериментировали с роторно-поршневыми моторами, которые, как тогда многим казалось, за счет меньшей массы и высокой удельной мощности могли вытеснить традиционные ДВС. В Советском Союзе также пытались идти в ногу с тогдашней технической модой, поэтому темой РПД активно занимались отечественные конструкторские бюро и научно-исследовательские институты, а на ВАЗе даже наладили мелкосерийное производство моделей с этой продвинутой силовой установкой. Детально о роторных «Ладах» я расскажу вам чуть позже, а сегодня речь пойдет именно об опытных мотоциклах с РПД, созданных специалистами ВНИИмотопром (Всесоюзный научно-исследовательский конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания).
Еще в начале 60-х годов в ЦКЭБ (Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения в Серпухове) начали проектирование роторно-поршневого двигателя. Первый рабочий образец двигателя — РД-250, был создан в 1961 году. Он имел чугунный корпус и воздушное охлаждение. Удалось добиться устойчивой работы РПД на частотах до 6000 об/мин (при этом двигатель развивал мощность 8,5 л.с.). Однако, при дальнейшей форсировке мотора до 17 л.с. при 9000 об/мин появились проблемы, связанные с малой эффективностью уплотнений и большими механическими потерями. Их удалось разрешить за счет применения более эффективных уплотнений, изменения формы окон и камеры сгорания и перехода к подшипникам качения. Накопленный опыт позволил в 1964 году приступить к разработке РПД, предназначенного непосредственно для установки на мотоцикл. Техническое задание предусматривало создание мотора мощностью 30-35 л.с. для киевских и ирбитских тяжелых мотоциклов с коляской.В 1970-м году был построен 1-секционный роторно-поршневой мотор РД-350В мощностью 30,5 л.с. Для дорожных испытаний его установили в шасси стандартного мотоцикла «Днепр» К-650. Такой аппарат демонстрировал удовлетворительные динамические показатели, но отличался очень низким ресурсом — всего 100 часов работы.
Спустя 2 года инженеры создали модернизированную установку РД-500В с корпусом из алюминиевого сплава и хромовым покрытием рабочей поверхности. Такой 500-кубовый мотор развивал уже 40 л.с. при 6000 об/мин. Были также попытки оснастить агрегат системой впрыска топлива, но от этой затеи быстро отказались из-за проблем с пуском холодного двигателя. Этим РПД укомплектовали более современный мотоцикл «Днепр» МТ-9: в 1974-м году была выпущена опытная партия из 10 машин.
Дальнейшим развитием РД-500В стал мотор РД-501 (1973-й год), в котором применили износо-жаростойкое никасиловое покрытие алюминиевого корпуса. Ротор двигателя был изготовлен из спеченного алюминиевого сплава, а воспламенение бензовоздушной смеси обеспечивалось электронной бесконтактной системой зажигания.
Испытания показали, что воздушное охлаждение для роторного двигателя подходит плохо, поэтому в 1976-м году разработали более совершенную конструкцию — РД-510. Этот роторно-поршневой мотор выдавал уже 48 л.с. и отличался системой жидкостного охлаждения. В 1979 году была выпущена партия из 30 машин с модифицированным шасси от мотоцикла «Днепр». Их раздали председателям окрестных колхозов – самые что ни на есть жесткие условия реальной эксплуатации. Дальнейшие работы были направлены на повышение надежности двигателя, снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.
К началу 80-х годов также был создан 1-секционный двигатель РД-515, унифицированный по размерам и конструкции уплотнений с автомобильным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-111. При весе 38 кг и объеме 491 см куб. он выдавал 38 л.с. (6000 об./мин.) и 51 Нм (3500 об./мин.). Торцевые уплотнители изготовляли из стали или чугуна. Специально для этого мотора разработали технологию нанесения износостойкого жаропрочного никель-кремниевого покрытия «никасил» (BMW, привет!) на алюминиевую основу. Данный силовой агрегат выхаживал до капитального ремонта 50 тысяч километров.
Мотор испытывался в значительно модернизированном шасси экспериментального мотоцикла М-73. Тогда же во ВНИИМотопром занялись разработкой специального шасси под этот силовой агрегат. Модель под индексом 7.151 увидела свет в 1987 году.
Помимо экзотического двигателя, ее отличали легкосплавные диски составной конструкции (литые спицы и отдельный обод), комбинированный гидравлический привод барабанных тормозов. Рассматривались даже планы строительства нового мотоциклетного завода в Набережных Челнах – увы, они так и остались на бумаге.
«Лебединой песней» стал разработанный в 1988 году эскортный мотоцикл с двигателем РД-601, рабочим объемом 613 куб.см, мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальным крутящим моментом в 51Нм (3500 об. мин).
В 1985-м году был построен еще один интересный прототип — мотоцикл РД-660. Правда, только с макетом перспективного 660-кубового роторно-поршневого мотора: начинки нет, а наружные детали двигателя изготовлены из дерева и пенопласта и окрашены серебристой краской под металл.
К сожалению, «перестройка» и последовавшей за ней развал Советского Союза помешал амбициозным планам по запуску роторных мотоциклов в производство, хотя ВНИИмотопром уже располагал несколькими отработанными конструкциями РПД, пригодными для массового выпуска. В 90-х годах «роторную» тему окончательно забросили: сохранившиеся экспериментальные образцы байков разошлись по музеям, а некоторые «уплыли» за границу.
Также рекомендую к прочтению материал о новом мотоцикле Иж Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке, кастом-байке на базе ИЖ Планет Спорт, раннем Иж Планета Спорт 1974-го года выпуска, трех самых быстрых мотоциклах эпохи СССР, спортбайке Yamaha RZ500N 1985-го года с пробегом 0 км, кафе-рейсере, сделанный из популярной Yamaha YBR-125 и кастоме SKULL от DoZer garage с советским мотором К-750.
Эскортные мотоциклы ИЖ с роторными двигателями
В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб.
Финальный вариант мотоцикла ИЖ-Лидер с РПД:
В результате дизайнерского поиска, на свет появилось сразу несколько ходовых макетов «советского супербайка», которые своей внешностью напоминали лучшие образцы тогдашних японских и немецких мотоциклов.
Первым стал ИЖ «Лидер» — аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков. Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год).
В таком состоянии уникальный мотоцикл пребывал в последний раз, когда его видели:
Как и на «баварце», тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта «Лидера»: первый — с уже упомянутым РПД, а второй — с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла «Урал».
А это уже останки другого Лидера — с мотором от Урала:
Другой эскортный мотоцикл от «Ижмаша» получил название ИЖ-8.201 или «Вега». Он отличался более изящным и стремительным обликом. В отличии от «Лидера», его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.
В поисках оптимальной формы… Макеты строились как вокруг шасси с РПД, так и с привычным оппозитным мотором.
Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например — барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные).
Итоговый вариант эскортного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем:
Современный и привлекательный дизайн:
Кроме роторной «Веги», существовала также более приземленная версия данного эскортника, в шасси которого был установлен 650-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла «Днепр».
Ничем не хуже тогдашних BMW, Honda и Moto Guzzi:
Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу — для нужд полицейских служб в разных странах.
Отлично сохранившийся экземпляр ИЖ-8.201 на одной из современных выставок:
Супербайки из СССР: эскортные мотоциклы ИЖ с роторными двигателями
Итак, друзья, продолжим интересную тему советских мотоциклов с роторно-поршневыми двигателями. В прошлой записи я упомянул, что в конце 80-х годов был создан экспериментальный образец эскортного (для сопровождения кортежей официальных делегаций и патрульной службы) мотоцикла с РПД. Заниматься данным проектом было поручено специалистам Ижевского мотозавода, причем это был полноценный госзаказ, который предусматривал постановку модели в мелкосерийное производство.
В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб.
В результате дизайнерского поиска, на свет появилось сразу несколько ходовых макетов «советского супербайка», которые своей внешностью напоминали лучшие образцы тогдашних японских и немецких мотоциклов.
Первым стал ИЖ «Лидер» — аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков. Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год).
Как и на «баварце», тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта «Лидера»: первый — с уже упомянутым РПД, а второй — с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла «Урал».
Другой эскортный мотоцикл от «Ижмаша» получил название ИЖ-8.201 или «Вега». Он отличался более изящным и стремительным обликом. В отличии от «Лидера», его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.
Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например — барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные).
Кроме роторной «Веги», существовала также более приземленная версия данного эскортника, в шасси которого был установлен 650-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла «Днепр».
Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу — для нужд полицейских служб в разных странах.
Однако, перестройка, связанные с ней проблемы в экономике СССР и дальнейший развал страны поставил крест на этих перспективных разработках.
Также рекомендую к прочтению материал о новом мотоцикле Иж Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке, кастом-байке на базе ИЖ Планет Спорт, раннем Иж Планета Спорт 1974-го года выпуска, трех самых быстрых мотоциклах эпохи СССР, спортбайке Yamaha RZ500N 1985-го года с пробегом 0 км, кафе-рейсере, сделанный из популярной Yamaha YBR-125 и кастоме SKULL от DoZer garage с советским мотором К-750. Первая часть материала о советских мотоциклах с РПД находится — здесь.
Комментарии 734
Да, знаю этот мотоцикл и двигатель. У меня один новый двигатель от этого мотоцикла сохранился. РД-601 в идеале. Так и не ставили. Лежит, ждёт своего часа.
В музее «Мотомир», Самара
Догоним! И перегоним Америку! Такой символ я постоянно слышал в своем детстве…
Догнали! Перегнали! Но в чем?
Мне кажется мы выиграли чемпионат среди слабоумных… Вроде победили… Но победа с душком.
Догоним! И перегоним Америку! Такой символ я постоянно слышал в своем детстве…
Догнали! Перегнали! Но в чем?
Мне кажется мы выиграли чемпионат среди слабоумных… Вроде победили… Но победа с душком.
Ты среди слабоумных даж не выиграл, не грусти)
В чём выиграли умные?
Космос, вооружение. Мало? Будет ещё. Не всё сразу…после того, как демократы продали страну, ещё её надо восстановить, а потом уже идти вперёд
Легкогрубитбчеловеку за 2000 км?
Ты не заметил, как нахамил своим, как я понимаю, бывшим согражданам?
Какой реакции ты ожидал услышать в ответ? «Да-а-а-а, мы слабоумныыые»?
А на твои 2000 км я не смотрел? Назвал нас слабоумными, получил ответ в цвет.
Ещё вопросы? Заясню
Оскорблений и хамства в моем посте к моим «бывшим» Согражданам» ни на грам. Они больше к тем кто не жил осознано в СССР. Объяснять тебе что я хотел сказать бессмысленно. Ты же уже сделал выводы? Верно? По этому, пожалуйста, не отвечайте больше) ну или напишите еще один гневный пост)
У меня не было ни одного гневного поста.
Ещё раз перечитал, что ты написал — там нет ни слова про «тех, кто не жил сознательно в СССР». Да даже эту фразу понять затруднительно! С изложением своих мыслей ты не справляешься, как и с оправданиями.
Подытоживаем: как обозвать всех слабоумными, так ты это делаешь на раз-два, а как за базар свой гнилой ответить, так начинаешь буксовать.
Да я смотрю мы зону топтали? За базар гнилой ответ держать требуешь? Кто ты есть в этой жизни что бы так разговаривать? Кто дал тебе право спрашивать за базар? Ты буковки у меня на мониторе! Мне разговор с тобой не интересен. Я уже написал об этом. Высказал свое мнение? Гуляй. Хоть обпишись тут. Хоть кем меня назови. Мне на твое мнение абсолютно все равно. Задели тебя мои слова? ну ободрись от гнева праведного)
Давай. ответь мне еще одним длинным постом который для меня ничего не будет значить. Ибо Вы для меня ноль! И Ваше мнение для меня так же ничего не значит. Мне лень доносить для очередного набора букв на мониторе свои мысли. А уж оправдываться я вообще не собирался) Так что… Хотел написать завязывай с этим дерьмом… Но Вы все равно продолжите мне доказывать что я слабоумный… А я уже сказал что мне Ваше мнение безразлично. И если бы Вы не начали мне писать спустя год! Год Даниил! После того как я откоментил… Одним словом удачи и здоровья!
Ты среди слабоумных даж не выиграл, не грусти)
В чём выиграли умные?
Космос, вооружение. Мало? Будет ещё. Не всё сразу…после того, как демократы продали страну, ещё её надо восстановить, а потом уже идти вперёд
еще лет 5 дедпобед посидит
и всё — можно сливать воду
из советской машины
которая до сих пор тянула
Я правильно понимаю, что у нас всё хуже и хуже
Иж лидер и иж Вега. Назад в ссср
По просьбе читателя пишу про иж лидер и вешу.
В конце 80-х годов был создан экспериментальный образец эскортного (для сопровождения кортежей официальных делегаций и патрульной службы) мотоцикла с РПД.
Заниматься данным проектом было поручено специалистам Ижевского мотозавода, причем это был полноценный госзаказ, который предусматривал постановку модели в мелкосерийное производство.
Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год). Как и на «баварце», тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта «Лидера»: первый — с уже упомянутым РПД, а второй — с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла «Урал».
Другой эскортный мотоцикл от «Ижмаша» получил название ИЖ-8.201 или «Вега». Он отличался более изящным и стремительным обликом.В отличии от «Лидера», его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например — барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные).
Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу — для нужд полицейских служб в разных странах.
Планы создателей были амбициозные: но перестройка и экономика не дали этого реализовать
Роторный двигатель разработанный автовазом для мотоцикла
Перестройка невыгодно делать что то новое. И да в ссср тяжёлые мотоциклы типа урал и Днепр без коляски эксплуатировать было нельзя.
А красивый, да еще и кардан а не цепь. Крутая видимо вещица.
Про версию с РПД хз, а вот с оппозитным, очень жаль, что в серию не пошел
и да, кстати, почему не пошли в серию то?
Да, жалко только в серию не пошел
В Союзе Советских Социалистических Республик дебилов меньше рождалось. И даже они писали СССР большими буквами.
Ждал фото итогового мотоцикла с РПД, но не дождался. Вы же тут не про пулемет?
ИЖ Лидер поразительно похож на honda pacific coast pc800
История мотороллеров «Муравей»
Возможно, он был самый востребованный из всех видов малолитражного грузового транспорта в СССР.
Выпуск «Муравьев» тульский завод начал в 1959 году. Мысль о создании такого автотранспорта появилась неслучайно. В стране активно развивалось сельское хозяйство и нужен был компактный проходимый грузовой транспорт для разных мелких нужд: обеды развезти, почту доставить. В общем то, где средние и большие грузовики использовать было просто нецелесообразно.
По приказу Министерства транспортного строительства СССР «Тульский Машиностроительный Завод» начал модернизировать свои легковые мотороллеры, создав на их базе маленькие грузовые трициклы высокой проходимости. Первые опытные образцы появились в 1957 году. Название «Муравей» появилось чуть позже, а изначально они носили романтичное название ТГ-200. Тестировать их начали в этом же году.
Также «Муравьи» производились и выпускались параллельно с базовыми версиями мотороллеров ТМЗ. Конечно грузовые образцы были оснащены аналогичными силовыми агрегатами. И синхронно с легковыми версиями, инженеры модернизировали трёхколёсных «муравьев».
А самой успешной в линейке стала модель «Муравей-2» и его модификации 01, 02, 03. Они выпускались с 1989 по 1991 года. Они создавались на базе легковых мотороллеров «Тулица». И в первую очередь увеличили грузоподъемность модели и теперь вместо 200 кг «Муравей» мог перевозить до 315 кг. Также была улучшена проходимость: он мог преодолевать подъемы в 40 градусов и бездорожье, на скорости 3 км/ч. А еще был налажен экспорт в 21 страну.
Но больше всего «Муравья» любили граждане советских республик. Спрос был по-настоящему огромным и в целях расширения производства, для изготовления комплектующих деталей, приходилось подключить заводы соседних республик.
К сожалению, достоинства трехколёсного мотороллера «Муравей» не смогли, к сожалению, предотвратить окончание проекта. После ликвидации СССР, ТМЗ потерял внушительную сеть торгово-производственных связей. Сократилось и финансирование. А бывшие советские республики, стали выпускать аналогичные по сути, но более продвинутые в техническом плане, скутерами из Китая. В 1995 году производство «Муравьев» было полностью закрыто.
Зимняя прогулка на мопеде «Карпаты»
Небольшая зимняя прогулка на мопеде «Карпаты». Приятно,что техника СССР всесезонна и можно с легкость (не всегда,но в основном) завести и покататься =)
ВАЖНО: Работа не претендует на публикацию в научной библиотеке РИНЦ,а носит лишь информативно-развлекательный характер,возможны ошибки в названиях,но поправки/комментарии и рекомендации всегда приветствуются.За подписку отдельная благодарность =)
Завёлся достаточно легко,на улице ещё не так холодно (-1 [град] ).Прогревал минут 5,этого вполне достаточно.
Так как люблю ездить по лесам, прикупил дополнительную канистру на 5 [л].Чтобы не думалось =)
В скором времени опробую девайс,когда нормальное снежное покрытие будет.
Ехать достаточно скользко,под снегом слой льда с водой.Дальше 1-й скорости не рисковал.
Мопед ехал отлично,не торопясь прокатился,покайфовал =)
Многие высоты взять не удалось,да и цели такой не преследовал.Возможно сделаю шипы на покрышки,вот тогда и покатаемся =)
Мотоциклы на службе ГАИ
С момента своего появления, мотоцикл стал одним из любимых инструментов государства, прижившихся не только в армии, но и на мирных улицах, в качестве полицейского транспорта. О них мы и расскажем сегодня, собрав воедино все вехи истории российской двухколёсной полиции.
В отличии от армии, где мотоциклы Harley-Davidson и Indian служили ещё в дореволюционной России, на мирную службу мотоциклы массово начали поступать лишь после Великой Отечественной войны. Низкая автомобилизация и отставание от США, где ещё в 20-х копы гонялись за сайдкарами бутлегеров на таких же «колясычах» с мигалками, а арестовав, сажали в клетку, также установленную на мотоцикле, начала преодолеваться лишь к началу «пятидесятых».
Впрочем, редкие двухколёсные исключения всё же были. Например, до войны в частях НКВД использовались мотоциклы ПМЗ-А-750, выпускавшиеся в период с 1935 по 1939 на Подольском Механическом Заводе в Подмосковье и именно их можно назвать «первыми милицейскими», равно как и закупавшиеся в конце «двадцатых» – начале «тридцатых» для отделов регулирования уличного движения и милиции BMW R11. Так что современный выбор полицейских, о котором мы поговорим чуть позже, можно назвать исторически справедливым.
После Великой Отечественной Войны движение на улицах начало оживляться, понемногу росло количество, по-прежнему остававшихся роскошью, автомобилей и куда более доступных мотоциклов, которые было необходимо контролировать. На службу в то время принималась разная техника, но всё же, основным мотоциклом милиции тех лет стал М-72, хотя и ИЖ-49 было немало.
В те времена ещё только пытались систематизировать и привести к единым стандартам написание цифр и букв на номерных знаках, чего уж говорить о требованиях к окраске мотоциклов. До 1953 года милицейский мотоцикл можно было встретить едва ли не любого цвета – порядок навели лишь с приказом МВД, стандартизировавшим окраску милицейских автомобилей и мотоциклов. Именно тогда и появилась первая цветовая схема, включавшая в себя основной синий с красными полосами.
Окраска, сочетающая основной синий и дополнительный красный была введена в обиход лишь в конце 1953 года
Модели на службе в это время менялись, но в основном это были «Уралы». Старые не спешили списывать, а новые модели поступали в органы правопорядка хаотично и в каждом регионе запомнились свои мотоциклы: М-62, М-61, К-750 и другие модели, исправно служившие не одно десятилетие.
В это время мотоциклы начали дорабатывать специально для работы милиции, устанавливая дополнительное оборудование вроде раций, мигалок и сирен, а так же изменяя некоторые детали. Например на некоторых «Уралах» ставились генераторы увеличенной мощности. Таким мотоциклам на заводах присваивались дополнительные индексы в названии модели.
«Урал» на службе в Государственной Автоинспекции СССР
В конце «шестидесятых» окраска милицейских автомобилей и мотоциклов вновь поменялась. По слухам, причиной для смены сине-красной цветовой схемы на желто-синюю стало уплотнение трафика на дорогах и необходимость повышения заметности. Именно эта цветовая схема впоследствии станет самой известной и горячо любимой всеми реставраторами на постсоветском пространстве.
Самая известная схема окраски «милицейского» мотоцикла и самый популярный милицейский «Урал»
Помимо серийных мотоциклов, на службу попадали и прототипы. Самым известным из таких стал мотоцикл «Урал» М-100 1967 года с 1040-кубовым верхнеклапанным двигателем и огромным обтекателем. Увы, в серию мотоцикл, как и многие другие разработки ИМЗ, не пошёл, так и оставшись легендой и мечтой коллекционеров наравне с другими прототипами.
Новая эпоха для двухколёсной полиции началась в семидесятых годах, ведь именно тогда в советских ПДД были введены ограничения скорости. К тому же стало появляться всё больше быстрых мотоциклов, за которыми тяжелый «ИМЗ» угнаться не мог даже без коляски. Именно для борьбы с такими нарушителями в столичном ГАИ создается специальный мотобатальон, впоследствии получивший прозвище «Мотобат».
Прототипы испытывались реальной службой
«Уралы» со службы никуда не делись и активно эксплуатировались сотрудниками ГАИ, но на их фоне, сотрудники мотобата по праву считались элитой. К слову, именно для них в 1973-1975 годах были закуплены новенькие 900-кубовые BMW R90. Именно это время можно считать началом истории современного мотобата.
К середине «восьмидесятых» служебные автомобили, переставшие быть роскошью, практически вытеснили мотоциклы из парка ГАИ крупных городов. Однако столичный мотобат по-прежнему передвигался в основном на иномарках. Что же до других городов, то там, как и сейчас, двухколёсную технику покупали из принципа «кто во что горазд».
Мотороллер «Тула» на службе, видимо, в тульском ГАИ
В 1990 году раскраску всех машин ГАИ изменили: вместо жёлтого основным цветом стал белый, в сочетании с синими элементами и надписями, а в 1998 году ГАИ переименовали в ГИБДД, и хотя прошло уже больше четверти века, название ГАИ из обихода уходить не спешит.
В то время, на фоне глубокого экономического кризиса, сотрудники перешли на отечественные мотоциклы, которыми стали ИЖ «Юпитер 5» и «Урал», а позже, в начале 2000-х и «Юнкер», в то время как мотобатальон оставался верен себе и традициям, выбирая технику BMW. В их мотопарке в разное время служили BMW R1100GS, BMW R1150R, BMW R850R и другие.
Один из последних милицейских «Уралов» с жидкостным охлаждением и дополнительным оборудованием
Пропасть между немецким и отечественным мотопромом только росла, поэтому ИЖи и Уралы в столице списали уже к концу двухтысячных, и встретить эти мотоциклы до недавнего времени можно было лишь в регионах. Столичные же подразделения ГИБДД, вслед за мотобатом, начали закупать немецкую технику: BMW G650GS, BMW F650GS, BMW F800ST и другие модели.
Типичный столичный (и не только) полицейский на мотоцикле выглядит примерно так
Есть на службе в столичном ГИБДД и японские мотоциклы Yamaha FZ6S. А мотобат традиционно выбирает мотоциклы помощнее – в разное время в его парке встречались BMW K1200GT и BMW F800GS, но всё же основным и самым горячо любимым аппаратом является прошлое поколение BMW R1200RT, которое сегодня понемногу вытесняет новое.
Самый популярный и любимый столичным мотобатом мотоцикл BMW R1200RT прошлого поколения в полицейском исполнении
Покупают немецкие мотоциклы и в других крупных городах, но, имея свободу выбора, другие регионы часто предпочитают технику подешевле. Так например в Нижнем Новгороде на службе ГИБДД стоит несколько 125-кубовых скутеров Yamaha Cyngus, в Тульской области гоняют на последнем поколении Honda Transalp, а в Воронеже – на Yamaha семейства FZ.
На Кузбассе, например, работает пара KTM 1290 Adventure, а в Нижнем Новогороде – Yamaha Cyngus
Как видите, мотоцикл на службе у отечественных полицейских уже отметила свой столетний юбилей, а на фоне развития мотоциклетной культуры и увеличения количества мотоциклистов на дорогах, отправлять «двухколёсных патрульных» на пенсию явно никто не собирается, равно как и расставаться с иномарками. Традиции, знаете ли, важнее всех этих ваших импортозамещений! (Цы.)
Реклама Harley Davidson, BMW, Caterpillar и пр. из советских журналов начала 1930-х годов
V форум владельцев мотоциклов Иж!
Небольшая видеохроника о том, как прошел юбилейный V Форум владельцев мотоциклов ИЖ в городе Ижевск 4 сентября 2021.
5 легендарных мопедов СССР, о которых мечтал каждый школьник
Советским подросткам не приходилось мечтать об автомобиле, которые в СССР были в большом дефиците. А вот мопеды, которые пошли в массовое производство в конце 1960-х годов и являлись самым дешевым несамоходным транспортом, был вполне реальным вариантом первого моторного транспортного средства для школьников, на котором можно было пофарсить перед друзьями и, конечно, девчонками и покатать самых смелых из них.
Многие мопеды имели кубатуру менее 50 см3 (обычно в паспорте указывалось 49), и их не нужно было регистрировать в ГАИ и получать права. Продавались населению через магазины Спортовары.
Совсем простенькие и немодные мотовелосипеды, на которых ездило пожилое поколение (дырчики, как их называли), мы в данном обзоре не рассматриваем.
В наши дни сельская молодежь гоняет на китайских скутерах, а в городах в последние годы нишу мопедов заняли электросамокаты, моноколеса и гироскутеры.
Семейство мопедов выпускалось Львовским велозаводом с 1970 по 1983 годы. Первой ласточкой стала Верховина-3, которая имела ковровский движок Ш-51, клон явовского, и могла разгоняться до 50 км/ч. Переходная версия Верховина-3/4 засветилась в фильме «Приключения электроника», когда на нем ехал Сережа Сыроежкин. В дальнейшем выпускались усовершенствованные версии с индексами 4, 5 и т.д., имеюшие более мощный двигатель с кикстартером.
Производились также спецкомплектации Спорт и Турист.
Рижский завод Саркана звайгзне (Красная звезда) освоил выпуск мопедов Рига-1 с 49-кубовыми моторами в 1960 году на базе мототехники чехословацкой Jawa.
Этот мопед с глубокими колесными щитками, задней подвеской на пружинах и амортизируемой передней вилкой по праву считается одним из самых красивых, а в свое время был еще и очень комфортным.
Позднее появились модернизации Рига-3, 7, 11.
Большую популярность имела самая массовая рижская модель Рига-13 с мотором Д-8 в 45 кубиков мощностью 1,3 л.с., которая выпускалась с 1983 по 1998 годы и могла разгоняться до 40 км/ч. Ее отличала мощная фара с хорошим светом и надежная система зажигания.
Выпускал рижский завод и мини-мокик Рига-26/30 с маленькими колесами, которая являлась гибридом мопеда и мотороллера. Небольшие размеры позволяли хранить мотик даже на балконе, а перевозить в багажнике авто. Вес агрегата составлчл около 50 кг.
В 1990 году было налажено совместное чешско-советское производство культовых мини-мокиков заводами Саркана звайгзне и ZVL-Kolarovo, на которые ставили чехословацкие двигатели Jawa или шауляйские V-501, позволявшие разгоняться до 45-50 км/ч. Стелла имела модный дизайн и удобное сиденье.
Модель выпускали до 1997 года.
В 1986 году появилась рестйлинговая версия Карпаты-2 с другой формой бензобака и заднего фонаря, которую производили до 1997 года.
Выпускалась также версия Люкс с багажником и тюнингованная Спорт.
Стильная Дельта, появившаяся в 1986 году, стала продолжением серии мопедов Рига с новой крепкой рамой и литовским двигателем V-50/501 мощностью 1,8 л.с. Весил мокик около 55 кг.
Среди пацанов считался самым крутым мопедом 80-х, так как чем-то походил на легендарную Jawa 350/638 и имел удобную посадку и руль. В качестве доп. комплектации продавались зеркала.
В конце 80-х базовая версия стоила 280 руб. Мопед также выпускался в вариантах Спорт, Турист, Люкс, Кросс и Индуро.
Звук мотоцикла чезет
Всем привет! Мои подписчики помнят что я год назад приобрел под восстановление мотоцикл чезет 472.6, 86 года выпуска и просили меня снять на видео его запуск, дабы послушать звук. К сожалению, все делается довольно медленно, пока мотоцикл только разобран и переоцинкованы его детали, а двигатель запустить проблематично, ибо он прошел больше 100.000 км, т.е, изношен. Но, не так давно я приобрёл такой же мотоцикл в качестве донора, он последние 5 лет провел стоя в гараже. Притащил домой, кинул три провода и запустил двигатель) наслаждайтесь, звук без глушителей и с ними
Поскольку я являюсь любителем чехословацких мотоциклов, звук этого двигателя для меня как музыка) на этом пока все, работа над чезетом, Явой 634 и Явой 638 продолжаются.
А у меня была Планета, только брыкалась дико, аж тапочек улетал в стратосферу!))
Были ещё немцы,но они уехали
Особенности национального мотоциклизма. Часть 1, не оконченная)
Продолжение следует…
P.S Продолжение будет если оно кому-нибудь нужно, пишите в комментариях.