Мотоциклы паннония все модели
Мотоцикл Паннония
У этого термина существуют и другие значения, см. Паннония.
Эмблема
(рус.
Панно́ния
) — марка мотоциклов, выпускавшихся венгерским комбинатом Чепель с 1956 года по 1975 год.
История марки
Машиностроительный комбинат «Чепель», расположенный в одноимённом пригороде Будапешта, начал производство мотоциклов в 1947 году с освоения копии немецкой модели DKW RT 125
. Первоначально мотоциклы носили марку «Чепель». В 1954 году комбинат освоил новую модель TL 250 с объёмом двигателя 250 см3. С 1956 года она стала продаваться под маркой «Паннония»[1][2].
После модернизации начался выпуск мотоциклов серий TLT, а затем TLF. Серия TLF имела модификации: TLB с двумя раздельными седлами и TLD с зажиганием от 60-ваттного генератора. С серии TLT начался экспорт мотоциклов Pannonia в СССР, который стал основным потребителем этих мотоциклов за пределами Венгрии. Экспорт в СССР достигал 25000 мотоциклов в год. Кроме СССР мотоциклы Pannonia поставлялись во многие другие страны, включая США. Всего на экспорт шло до 70 % продукции[1].
К началу 70-х выпускаемые предприятием модели T5 и P10, представлявшие собой дальнейшую модернизацию серии TL, устарели. В связи с этим в 1968 году комбинат по лицензии освоил производство серии P20, являвшейся копией мотоцикла Yamaha YDS-2
. Мотоцикл был весьма технически совершенным для своего времени. Однако, СССР отказался закупать столь сложные и дорогие мотоциклы. У предприятия возникли проблемы со сбытом продукции. Из-за этого в 1975 году Чепель принял решение прекратить производство мотоциклов[1].
Всего за период с 1954 по 1975 год комбинат «Чепель» произвел более 600 000 мотоциклов[1]. Из них в период с 1956 по 1975 годы 286 959 единиц было экспортировано в СССР[3].
Мотоцикл Паннония
Мотоциклы Паннония, венгерского производства, когда то наряду с чехословацкими Явами поступали в Советский Союз. В СССР его называли «венгерский вороной» по той простой причине, что поступал он к нам почти исключительно в черной цветовой гамме. На своей родине мотоциклы выпускались также голубого, вишневого и красного со слоновой костью цвета. Мотоцикл выглядел просто великолепно, черный цвет наверное к лицу любому мотоциклу, а тут еще блестящая окантовка придавала ему верх изящества. Мотоциклы успешно продавались у нас в стране, составляя конкуренцию Явам. Надо сказать что моделей мотоцикла Паннония было несколько. Базовая модель Паннония ТЛФ, годы выпуска 1956-1971. Паннония ТЛД отличалась системой зажигания, использовался 60-ваттный генератор; ТЛБ – отличалась от ТЛФ раздельными седлами; ТЛС с форсированным двигателем и люксовая модификация ТЛЛ. Наиболее распространены были Паннония ТЛФ и в меньшей степени Паннония ТЛЛ.
Из прогрессивных для того времени технических решений можно отметить герметично закрытую цепь задней передачи, дуплексную раму, маятниковую подвеску заднего колеса (в то время была распространена свечная подвеска) и тормозные барабаны на всю ширину ступицы. Нельзя упомянуть и различные мелочи, к которым конструкторы относились очень серьезно. Так мотоцикл был оснащен и боковым упором и откидывающейся подставкой. Часть деталей была хромирована: обод колеса, глушители и выпускные трубы, ободок фары. Другая часть из полированного алюминия: тормозные барабаны, детали крышек картера мотора. Цилиндр был покрыт черным жаростойким лаком. Благодаря всему этому внешний вид мотоцикла вызывал достойное восхищение.
Несмотря на небольшой объем двигателя, мотоцикл Паннония рассчитан на эксплуатацию с боковой коляской. Для него был спроектирован очень легкий боковой прицеп с алюминиевым кузовом. Назывался он «Дуна» и имел вес всего 70 килограммов.
Мотоцикл Паннония приобрел своего почитателя благодаря прочной ходовой части, большому бензобаку и отличным тяговым показателям, которые были достигнуты благодаря хорошо подобранным передаточным числам коробки передач и большому крутящему моменту. Тем более, что у нас всегда ценилась надежность техники, а Паннония оказалась готовая к эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, не требовательной к топливу и расходным материалам. Достаточно сказать, что двигатель мог работать практически на любом сорте бензина. Немало мотоциклов этой марки до сих пор исправно служат своим владельцам.
К семидесятым годам, несмотря на несколько модернизаций и несомненные достоинства мотоцикла Паннония заметно устарела. Фирма приобрела лицензию на модель «Ямаха-ИДС2» и стала выпускать ее как «Паннония П20», которая оказалась дороже предшествующих моделей. Но из за проблем с поиском рынков сбыта, завод был вынужден свернуть его производство. Далее он уже больше не выпускал мотоциклы, а перешел на производство велосипедов. Так закончилась история этих мотоциклов.
Технические характеристики мотоцикла «Паннония-250 ТЛФ» образца 1964 года.
Двигатель | Бензиновый, двухтактный |
Объём | 247 |
Диаметр цилиндра и ход, мм | 68х68 |
Степень сжатия | 7,2 |
Питание | Смесь бензина с маслом, в пропорции 20:1 |
Зажигание | Магдино, аккумулятор 6 вольт |
Мощность | 14 л.с./10 кВт при 5250 об/мин |
Коробка передач | Четырёхступенчатая |
Длина, мм | 2100 |
Ширина, мм | 680 |
Высота, мм | 980 |
База, мм | 1380 |
Дорожный просвет, мм | 130 |
Масса в снаряженном состоянии, кг | 162 |
Рама | Трубчатая, дуплексная закрытого типа |
Передняя подвеска | Пружинная телескопическая вилка без амортизаторов |
Задняя подвеска | Маятниковая с гидравлическими амортизаторами |
Тормоза | Колодочные полноступичные диаметром 200 мм |
Передняя шина | 3,00-19 |
Задняя шина | 3,25-19 |
Ёмкость бензобака, л | 18 |
Наибольшая скорость | 105 |
Расход топлива | От 4,0 до 4,3 л. /100 км. |
В заключении посмотрите интересное видео.
Мотоцикл Ява 638 — подробный обзор и технические характеристики.
Галерея
Pannonia TLB De Luxe 250
Примечания
Отрывок, характеризующий Pannonia (мотоцикл)
– Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец. – Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия. – Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. Соня неохотно что то отвечала. – Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так! – Полно, ты упадешь. Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час». – Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди. Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи. – Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно. «И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему то ожидая и боясь, что она скажет что нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул. На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой. Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. Целый день был жаркий, где то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. «Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и всё это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.
Пять случайных статей о мотоциклах:
Дорожный ремонт генератора на мотоцикле Ява 634
В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ…
Читать далее >>
Кроссовые CZ — Чезет 980, 981, 984
Владельцам ИЖ Планета Спорт
На этих мотоциклах последних выпусков для улучшения проходимости задняя часть глушителя приподнята. Теперь, чтобы вынуть ось при демонтаже заднего колеса, приходится отсоединять глушитель. Этого можно избежать, если вставлять ось с правой стороны, для чего достаточно уменьшить вдвое толщину шайбы, устанавливаемой под гайку крепления оси. * * *В журнале «За рулем» сообщалось, что вместо штатного реле-регулятора ИЖ-РР2С, который приобрести довольно трудно, можно использовать реле от автомобиля «Москвич» последних моделей. Еще удобнее применить реле напряжения РР380 от «жигулей». Для его установки не требуется искать другого места, поскольку оно размещается на месте прежнего (в этом и состоит преимущество).Клеммы «15» и «67» реле соединяются соответственно с выводами « + » и «Ш» генератора («минус» реле выведен на «массу»). В. ПАЛАГИН346421, г. Новочеркасск, Ростовское шо…
Читать далее >>
Днепр МТ-10. Новинка
Киевский мотоциклетный завод с июля перешел на производство новой модели тяжелого мотоцикла «Днепр», получившей обозначение МТ-10. Как и ирбитский завод, приступивший одновременно к выпуску «Урала» М-67 (см. «За рулем», 1974, № 9), мы отказались от традиционного 6-вольтового электрооборудования в пользу 12-вольтового. Это позволило снабдить мотоцикл современными светотехническими приборами, отвечающими требованиям международных стандартов.Основной источник электроэнергии — новый генератор переменного тока мощностью 150 вт со встроенным выпрямительным блоком — обеспечивает с запасом все потребители в темное время суток. Изменился способ крепления генератора к картеру двигателя—его корпус снабжен фланцем, который при помощи двух шпилек притягивается к гнезду. Таким образом исключается встречавшийся ранее дефект — течь масла по соединению.На МТ-10 смонтирована более совершенная фара и на отдельном щитке — спидометр и …
Читать далее >>
Мотоцикл Минск М-103
Новый минский мотоцикл Мотоциклы Класса 125 см3 выпускает только Минский мотовелозавод. С 1956 г. здесь началось производство модели М1М. За прошедшее время мотолюбители успели разобраться в ее достоинствах и недостатках. М1М — самый дешевый из наших мотоциклов. Эта неприхотливая и довольно надежная машина сослужила неплохую службу жителям села, она была первым мотоциклом для многих начинающих водителей. А недостатки? Их было много и они беспокоили не только мотоциклистов, но и конструкторов. К октябрю 1961 года коллектив предприятия выпустил 500 машин М-103. С 1962 г. завод полностью переходит на выпуск новой модели. Что же представляет собой М-103? Расскажем об этом по порядку. Двигатель практически остался прежним. Еще раньше была изменена конструкция цилиндра и головки цилиндра. Более развитое оребрение позволило снизить рабочую температуру головки примерно на 60—80°. Много нареканий вызывало слабое крепление рычагов переключения передач и кикстартера. На мо…
Читать далее >>
Мотоцикл Паннония
Выпускался он на бывшем авиационном заводе «Чепель», на этом же заводе выпускались дизельные грузовики, велосипеды, легкие мотоциклы «Данувиа» и «Чепель», мотороллеры «Пани», мопеды «Берва». Мотоциклы марки Паннония впервые вышли из стен завода в 50 годах прошлого века. Мотоцикл получился простым и неприхотливым в эксплуатации. Чугунный цилиндр крепился четырьмя шпильками к картеру, две выхлопные трубы, традиционная двухканальная петлевая продувка. Двигатель не отличался большой мощностью, в ходе модернизации с 10 лошадиных сил она поднялась до 18. Между головкой и цилиндром прокладка отсутствовала. Карбюратор также не отличался сложностью конструкции, очистка воздуха осуществлялась с помощью сетчато-масляного фильтра. Картер был общий для двигателя и коробки передач. Передняя передача – цепная в отличии от 250 кубовых мотоциклов «Чепель», где применялась шестеренная. Передняя вилка телескопическая, но без гидравлических амортизаторов. Зажигание на основе магдино, что уже в то время было устаревшим. Магдино имело четыре катушки, одна на зажигание, две на осветительные приборы и еще одна на подзарядку аккумулятора. Разделение цепей освящения и зажигания позволяли при возникновении проблем, не связанных с зажиганием добраться до дома. Но в тоже время свет фары на малых оборотах мотора был явно слабым.
Из прогрессивных для того времени технических решений можно отметить герметично закрытую цепь задней передачи, дуплексную раму, маятниковую подвеску заднего колеса (в то время была распространена свечная подвеска) и тормозные барабаны на всю ширину ступицы. Нельзя упомянуть и различные мелочи, к которым конструкторы относились очень серьезно. Так мотоцикл был оснащен и боковым упором и откидывающейся подставкой. Часть деталей была хромирована: обод колеса, глушители и выпускные трубы, ободок фары. Другая часть из полированного алюминия: тормозные барабаны, детали крышек картера мотора. Цилиндр был покрыт черным жаростойким лаком. Благодаря всему этому внешний вид мотоцикла вызывал достойное восхищение.
Несмотря на небольшой объем двигателя, мотоцикл Паннония рассчитан на эксплуатацию с боковой коляской. Для него был спроектирован очень легкий боковой прицеп с алюминиевым кузовом. Назывался он «Дуна» и имел вес всего 70 килограммов.
Мотоцикл Паннония приобрел своего почитателя благодаря прочной ходовой части, большому бензобаку и отличным тяговым показателям, которые были достигнуты благодаря хорошо подобранным передаточным числам коробки передач и большому крутящему моменту. Тем более, что у нас всегда ценилась надежность техники, а Паннония оказалась готовая к эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, не требовательной к топливу и расходным материалам. Достаточно сказать, что двигатель мог работать практически на любом сорте бензина. Немало мотоциклов этой марки до сих пор исправно служат своим владельцам.
К семидесятым годам, несмотря на несколько модернизаций и несомненные достоинства мотоцикла Паннония заметно устарела. Фирма приобрела лицензию на модель «Ямаха-ИДС2» и стала выпускать ее как «Паннония П20», которая оказалась дороже предшествующих моделей. Но из за проблем с поиском рынков сбыта, завод был вынужден свернуть его производство. Далее он уже больше не выпускал мотоциклы, а перешел на производство велосипедов. Так закончилась история этих мотоциклов.
Технические характеристики мотоцикла «Паннония-250 ТЛФ» образца 1964 года.
Двигатель | Бензиновый, двухтактный |
Объём | 247 |
Диаметр цилиндра и ход, мм | 68х68 |
Степень сжатия | 7,2 |
Питание | Смесь бензина с маслом, в пропорции 20:1 |
Зажигание | Магдино, аккумулятор 6 вольт |
Мощность | 14 л.с./10 кВт при 5250 об/мин |
Коробка передач | Четырёхступенчатая |
Длина, мм | 2100 |
Ширина, мм | 680 |
Высота, мм | 980 |
База, мм | 1380 |
Дорожный просвет, мм | 130 |
Масса в снаряженном состоянии, кг | 162 |
Рама | Трубчатая, дуплексная закрытого типа |
Передняя подвеска | Пружинная телескопическая вилка без амортизаторов |
Задняя подвеска | Маятниковая с гидравлическими амортизаторами |
Тормоза | Колодочные полноступичные диаметром 200 мм |
Передняя шина | 3,00-19 |
Задняя шина | 3,25-19 |
Ёмкость бензобака, л | 18 |
Наибольшая скорость | 105 |
Расход топлива | От 4,0 до 4,3 л. /100 км. |
В заключении посмотрите интересное видео.
Мотоцикл Ява 638 — подробный обзор и технические характеристики.
Часть 1.Теория венгерской невероятности, или Сон в зимнюю ночь
Доброго здоровья всем людям планеты Земля! Кроме тех, разумеется, что потворствуют невоспитанным малолетним гадёнышам.
Хочу поведать всему цивилизованному МОТОмиру о необычайном (а о других как-то не интересно рассказывать) мотоцикле. Действительно уникальном образце, и реальном воплощении технического прогресса своей эпохи. Какой же мотоцикл я собираюсь представить Вашему вниманию? Самый обычный — Pannonia, но только не самой массовой модели. Началась эта история год назад, когда мой Друг и сосед попросил притащить на прицепе «пакет» из разнообразного паннонинского барахла. За эту услугу мне торжественно была обещана «доля» из будущей кучи паннонинских железяк…
Закинув в машинку несколько крепёжных ремней и запас чистой ветоши, сообща отправляемся на «стрелку» с продавцом подержаных венгерских мотоциклов. Обставлено всё было по законам детективного жанра. Несколько предварительных звонков с датами и местами встреч. Потом наше одинокое ожидание, и новый звонок с новыми координатами. Вероятно осторожный мужичок играл в шпионов и явно хотел убедиться, что за нами нет «хвоста»! Наконец определившись с нашей «чистотой», мужчинка произнёс окончательную точку встречи. Отмахав 30 километров от столицы Белоруссии, замираем на неприметном повороте в лесной массив. После четверти часа ожидания, замечаем крадущийся к нам побитый жизнью минивэн. Моргание фарами, в знак приветствия, и осторожно вползаю следом за хаотично подпрыгивающими на ухабах габаритными огнями во мрак лесной сени. Дорожка петляет между деревьев совершенно хаотично, причём время от времени попадающиеся около неё кучки мусора, явно указывают на наличие рядом человеческого поселения. Хотя, что это я? Ведь Человеку не свойственно такое поведение! Догадка подтвердилась очень быстро — это дачный кооператив какого-то НИИ. Теперь всё сходится — «дачи» научных сотрудников превращают в скотов. Это на работе нужно быть культурным и аккуратным. Можно и на дачной террасе, сидя за рюмкой и обозревая грядки с клубникой и редиской, вести высококультурные беседы с соседом (доктором наук). Но вот донести свой мусор до контейнера им явно «религия не позволяет»! Как же так! Встречаться у мусорных баков с «окружающим быдлом»?! Нет уж, фигушки! Мы тихонечко своё говнецо в лесу выбросим — пусть лесники убирают… В общем «элита», мать её…
Но к делу, вернее к Паннонии. Наш зашифрованный благодетель отворил изрядно поржавевшую створку ворот в цоколе трёхэтажной «недостройки». Разумеется, света не было… Понемногу «зрачок привык», и можно было осмотреться. Удручающая картина заваленного невероятным собранием разного бытового хлама помещения, никакого энтузиазма не вызывала. Зная по разговорам, что «почти три мотоцикла, плюс запчасти и коляска» должны находиться где-то под слоями пыльной херни, мы невесело переглянулись: «…придётся поработать…» Я совсем не отношу себя к фанатам венгерской марки, и честно говоря, перспектива провести половину выходного дня в окружении развалившихся пыльных диванов, трухлявых досок и мешков с полузасохшим цементом меня совсем не прельщала. С другой стороны, и «тянуть резину» было вовсе не рационально. Так что, сноровисто раскидав по сторонам нагромождения «бытовухи», мы с приятелем добрались до объекта нашего вояжа. Вытащив с помощью непечатной лексики железяки на улицу, произвели беглый осмотр и тщательный торг. Получив надлежащую сумму, продавец испарился, а мы скоренько закрепили на прицепе «трофеи» и махнули в обратный путь. На этом заканчивается вступление.
По приезде домой, всё привезенное «добро» было осмотрено уже более придирчиво. Мой натренированный взгляд мгновенно определил, что с одним из мотоциклов «что-то явно не так…». Именно этот экземпляр я и пожелал в свою бездонную копилку. Ровно год с небольшим эта чёрная штуковина пылилась под дальней стеной «запасников». Поскольку щитки и колёса были практически истлевшей ржавой трухой, то я сразу скинул ненужный металлолом в кучу прочих ржавых железок. Временно вставил колёса от ИЖа,
для удобства транспортировки. В таком виде сегодня утром «Паннония странной модели» и попалась мне на глаза. Настроение было «боевое», и не долго думая возникло жгучее желание поставить все точки над «Ё».Причём сделать это непременно в последний день осени, чтобы не оставлять материал покрываться налётом ржавчины в период зимнего анабиоза. Да и впадать в спячку лучше с осознанием выполненого долга.Перекинув остатки мотоцикла на транспортёрную тележку, везу пациента в операционную.
Без малейших усилий угадывалась характерная «паннонинская» рама (хотя и несколько уменьшенная в габаритах). Бензобак просто кричал о мадьярских умельцах глубокой штамповки, а бардачки хоть и немного отклонялись от привычного дизайна, но соответствовали стилю ортодоксальных венгерских мотоциклов. Сам двигатель полностью вписывался в каноны «зализанного» паннонинского движка, и отличался лишь одной (!) выхлопной трубой,
и отсутствию привычных «часов» указателя включенной передачи.
Хотя такой указатель имелся в другом месте, и был исполнен остроумно и изящно.
Ну что же, приступим к вскрытию. Прежде всего, откручу-ка я выхлопную трубу. Оба-на… Вот так красота — вы только посмотрите на фланец крепления трубы!
Замечательно задумано, прекрасно исполнено! Нет, ребята, это явно не массовая модель. Возможно прототип или «уникалка» заводских спортсменов. И что-то мне напоминает сама выхлопная труба? Ну-ка, ну-ка… Хорошо, что на расстоянии вытянутой руки случайно оказался выздоравливающий из палаты «BMW». Прикладываю для сравнения «прямую кишку» к германскому образцу — оооочень похожи, но не близнецы.
Ладненько. Продолжаю изучать органы оперируемого пациента. Вскрыв левую боковину, удивлённо присвистываю — «а генератор у парня совсем не паннонинский,
больше на ЯВУ похож, только что-то реле-регулятора нигде не видать». Проследив проводку, открываю правый бардачёк. О чудо! Этот инструментальный ящик предназначен исключительно для реле! Оригинально. И тоже не «по-паннонински»…
Тем временем откручены и вынуты все шпильки крепления мотора к раме. Бережно вытаскиваю «сердце» из чёрного скелета.
Ещё раз убеждаюсь, что хотя и с натяжкой, но характерные черты массовой мото-мадьярщины присутствуют во всех деталях. Оставляю раму скучать на полу, и с красной от натуги мордой несу моторчик на верстак.
Люблю работать с двигателями! Здесь всегда всё чётко и логично. Симфония в металле… Для начала солью масло из картера, где тут у него пробка? …Твою мать!
Скажите честно, дорогие читатели — Вы видели когда-нибудь ТАКИЕ пробки?! Этот крест может означать всё, что угодно. При желании, я мог бы сто страниц аллегорий придумать, но сейчас только очистил «крест» от гноя, глины и кокса, да нахлобучил ключ на 18 на одну грань. Открутилось всё на удивление легко. По опыту знаю, что в таком месте размещают обычно маслянный фильтр (в 4Т моторах), и что сейчас потечёт на самая приятная и ароматная субстанция. Так и есть — выпал «сетчатый фильтр»,
вернее сгусток омерзительных маслянистых соплей с сетчатым стаканчиком внутри. Это совсем не похоже на знаменитые «овощные консервы Globus» венгерского производства… Пусть пока опорожняется картер, а я тем временем вскрою вторую боковую крышку. Блин… До чего же паскудная жижа стекает со всех деталей!
А вот сами детали производят весьма приятное впечатление. Сделано красиво и качественно. Это уже похоже на Паннонию. Заодно примечаю удивительное решение смазки коленвала. Посмотрите — масляный канал отлит прямо в крышке двигателя и выходит в торец цапфы вала. А чтобы не морочиться с разными трубками и прочей точной и сложной хернёй, венгры уплотнили соединение обычным сальником!
Цепь… Это же верхний распредвал! В Паннонии! В пятидесятые годы (а мотоцикл в целом недвусмысленно даёт понять, что сделан именно в пятидесятые)! Обалдеть (цензура моя)! …или я сошёл с ума? Дрожащими руками придвигаю стул и несколько минут молча смотрю на потрясающее ЧУДО.
Вне всякого сомнения, передо мной уникальная вещь. Теперь я абсолютно уверен, что это либо спортивная машина заводской команды, либо прототип, так и не ставший впоследствии серийным мотоциклом. А очень жаль — подобная вещь могла коренным образом повлиять на наши тогдашние представления о мотоциклах в целом. Подобные схемы в 50-х г.г. применяли исключительно в гоночных и спортивных (не из дешёвых!) мотоциклах. Значит и характеристики должны быть на высоте.
Меряю диаметр цилиндра и ход поршня — 60 на 61.8 мм, получается практически ровно 175 кубиков.
Не совсем привычная кубатура, хотя советский «Ковровец» имел точно такую же. А вот если посмотреть в Европу, то там это было привычно и массово распространено. И ГДР-овские немцы, и поляки и чехи имели в программах своих мотозаводов не по одной модели с такими объёмами. Ну а западнее «Берлинской стены» и вовсе не счесть подобных конструкций. Так вот куда «прицеливались» амбициозные венгры! Моторынок Европы переживал настоящий бум, но чтобы добиться успеха, нужно было сотворить настоящее чудо. Это «чудо» передо мной. Фантастика! Осталось вымыть руки, и за кружкой чая (плюс тарелка с пирожками, от моей супруги!) полазить в виртуальной сокровищнице коллективного разума — может кто уже хвастался подобным раритетом, или скорбит об утрате такого экземпляра…
Перерыв интернеты, я не нашёл даже следа упоминания о чём-либо подобном. Причин может быть сколько угодно. От банальной утраты архивов на заводе, до политического решения Венгерской Компартии — чтобы не создавать конкуренции остальным социалистическим мотозаводам. Как вариант, мотоцикл попал в руки советских солдат (но вероятнее офицеров), и был вывезен в СССР во время «Венгерской революции»? Можно придумать и иные варианты. Неизменно только наличие реального мотоцикла у меня в мастерской — это на сегодня самое главное! Теперь можно спокойно дрыхнуть до весны, и видеть приятные и фантастические сны с ослепительно счастливым финалом.
А может весь этот рассказ уже и есть Зимний сон?