Может ли быть две машины с одинаковыми вин номерами
«Машины-двойники»: ВС разобрался с проблемой авто с одинаковыми номерами
Водители автомобилей могут получить штрафы за нарушения ПДД, которые они не совершали, – и если посмотреть на приложенные фотографии, окажется, что номера автомобиля совпадают с правильными, а машины практически идентичны. Речь идет о так называемых «автомобилях-двойниках», которые появляются обычно после угона автомобиля. Чтобы упростить «легализацию» купленного авто, угонщики используют данные уже существующего автомобиля аналогичной марки и модели и делают идентичные номера – создают «автомобиль-двойник» под реально существующую машину, находящуюся в пользовании законного владельца. «Дублёр», скорее всего, будет иметь оригинальный ПТС, выданный в ГИБДД. Иногда подлог вскрывается не только после получения штрафа, но и в результате ДТП с участием «двойника». Так произошло в деле Оксаны Гусляк, дошедшем до Верховного суда.
Евгений Карандашов* стал виновником ДТП: при повороте налево его Toyota Harrier не уступила дорогу встречному автомобилю Lexus, принадлежащему Инге Кисеевой*. Вторая машина получила повреждения. Оказалось, что ответственность водителя, виновного в ДТП, не застрахована, и Кисеева обратилась в суд, чтобы взыскать ущерб и судрасходы, в общей сложности около 2,6 млн руб., с владельца Toyota. Как выяснили в ГИБДД, авто принадлежало Оксане Гусляк*.
Однако она не признала требования и настаивала, что её Toyota в ДТП не участвовала, – Карандашов, настаивала она в суде, управлял другим автомобилем с точно таким же номером – «автомобилем-двойником». В суде Гусляк указала: её машина отличается от изображённой на снимках ГИБДД с места аварии цветом кузова, модификацией колёсных дисков, декоративными накладками на передних и задних фарах. Предположения о том, что существует еще один автомобиль той же марки с тем же номером, подтверждалось и рядом других обстоятельств – так, «двойник» участвовал еще в одном ДТП уже после того, как Гусляк продала Toyota и авто поменяли номер. Гусляк также обратила внимание, что ее автогражданская ответственность на момент ДТП была застрахована в СК «Росгосстрах». Оценив доказательства, в первой инстанции пришли к выводу, что автомобиль Гусляк действительно не участвовал в ДТП. При этом Центральный районный суд Комсомольска-на-Амуре частично удовлетворил иск, взыскав с водителя, виновного в аварии, ущерб, расходы на эвакуацию машины, оплату услуг по определению размера ущерба, государственной пошлины и почтовые расходы.
Решение не устояло в апелляции: Хабаровский краевой суд отменил его и удовлетворил исковые требования Кисеевой к Гусляк, заключив, что автомобиль её и обратного она не доказала.
Однако коллегия по гражданским спорам Верховного суда под председательством судьи Вячеслава Горшкова, рассмотревшая дело (№ 58-КГ17-21 ), отменила апелляционное определение. В Коллегии указали, что апелляция не исследовала доводы Гусляк. Самостоятельно определить, принимал ли автомобиль Тоуоtа, принадлежавший Гусляк, участие в ДТП и есть ли на нем соответствующие повреждения, вторая инстанция не могла – но суд даже не пытался назначить экспертизу, то есть, отметили в Коллегии, уклонился от возложенной на его задачи полно установить и исследовать обстоятельства, значимые для дела. ВС отменил определение апелляции и направил дело на новое рассмотрение в краевой суд (дело пока не рассмотрено).
ВС РФ вынес справедливое решение, считает адвокат Андрей Каюрин. Дело в том, что фактически в ДТП с каждой стороны участвуют два субъекта – водитель и автомобиль. Оба идентифицируются по имеющимся документам (на лицо и транспортное средство). При этом необходимо устанавливать причинно-следственную связь между ДТП, его последствиями и участниками – и сделать это может только эксперт. Обычная фотография не может в данном случае служить доказательством, замечает Каюрин. При этом надо быть готовым к тому, что экспертизу придется делать за свой счет.
«Если возбуждено уголовное дело, можно написать соответствующее ходатайство и тогда следственные органы проведут экспертизу в рамках уголовного дела. Для потерпевшего она будет бесплатной, а ее результаты суд вполне примет как доказательство», – разъясняет вопрос Каюрин. В деле Гусляк вопрос о том, кто должен возмещать ущерб, не решен: ведь до сих пор не установлен фактический причинитель вреда, а вынести решение возможно, только когда на эти вопросы ответит экспертиза.
Что касается судебной практики по подобным вопросам в судах, то ее фактически нет, поясняет эксперт. В этом свете решение ВС может оказаться особенно полезным.
О том, что делать тем, кто столкнулся с проблемой «автомобилей-двойников», несколькими годами ранее давала разъяснение ГИБДД.
– внимательно изучить прилагаемые фотографии;
– если номера совпадают, но авто не ваше, надо обратиться с заявлением в то подразделение ГИБДД, которое вынесло постановление об административном правонарушении;
– в заявлении надо изложить доводы о возможной фиксации «автомобиля-двойника» и приложить фотографии, на которых отображены отличительные особенности вашего авто. Можно направить информацию на официальный сайт Госавтоинспекции.
Эксперты также давали советы относительно того, как избежать покупки «автомобиля-двойника»: если владелец оригинального авто при появлении машины с такими же номерами отделается лишь небольшими сложностями, то тот, кто купил «дублёра», потеряет и машину, и деньги. Поэтому лучше отнестись к покупке подержанного автомобиля внимательно и тщательно проверить машину.
– обращайте внимание на стоимость автомобиля: если цена намного ниже рыночной, автомобиль может быть краденым;
– убедитесь, что автомобиль продаёт собственник;
– не совершайте сделок при отсутствии паспорта у владельца или по его копии, сверяйте данные ПТС и другие реквизиты авто, в ПТС не должно быть никаких правок, лучше не покупать автомобили с дубликатом ПТС;
– до покупки покажите машину специалисту, который проверит подлинность маркировки. Если продавец не хочет осмотра экспертом – не стоит покупать авто;
– если у Вас есть данные об особенностях маркирования приобретаемого автомобиля, проверьте наличие заводских табличек в местах, где они и должны быть. Ключи должны подходить ко всем замкам, а сами замки – быть исправными;
– в договоре купли-продажи указывайте полную, а не заниженную стоимость автомобиля: при возврате (например, если обнаружится изменение VIN и т. п.) получится вернуть лишь ту сумму, которая указана в договоре.
Источник: МВД, «Щит и Меч»
*Имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.
машины двойники
В Приморье были задержаны два автомобиля марки Toyota MarkX. Как вы видите на фото обе машины одинаковой марки, с одинаковым номером, цветом. Также одинаковым номером кузова и зеркальными ПТС. Как говорят очевидцы хозяева обоих авто и их пассажиры это просто две компании которые ехали на море отдыхать. Обе авто были остановлены на посту ДПС для проверки документов и оказалось что две разные машины по документам одно и то же авто. Как так? А вот так.
Где-то в этом же Приморском крае ездит точно такой же MarkX, только вполне законный и его владелец вероятнее всего даже не знает что его автомобиль это матрица для клонирования. Как это делается: на территорию РФ ввозится авто, машина проxодит процедуру таможенного оформления, уплачиваются таможенные платежи, собственник получает ПТС и идёт ставить машину на учёт в ГИБДД. В ГИБДД на зарегистрированную машину собственник получает свидетельство о регистрации транспортного средства, ПТС и гос.номера.И начинает спокойно и счастливо ездить!
Далее…злоумышленники получают из органов ГИБДД по своим каналам информацию об интересующей иx машине.Недобросовестный сотрудник ГИБДД даёт злоумышленникам информацию следующего содержания:модель и номер кузова и двигателя, ФИО собственника транспортного средства, его адрес, номера и серии регистрационныхx документов и гос.номер. Далее…злоумышленники под имеющуюся информацию подбирают идентичное транспортное средство, угоняют (чаще берут «конструктор») такую же машину и затем на эту машину изготавливают такие же номера кузова, такие же гос.номера и такие же регистрационные документы (свидетельство о регистрации) и затем продают(или же сами ездят) эту машину. Отследить такой момент тяжело, многие ездят годами на двойниках и не знают бед.
Данную компанию задержали лишь потому, что они о.х.у.е.л.и. в конец и просто ехали друг за другом, и остановили обоих сразу. Едь они хотя бы с небольшим интервалом то очень вряд ли их бы раскусили потому что по Дальнему Востоку ездит немало иксовых марков и инспекторы вряд-ли бы их запомнили…
Задвоенный : заводской ошибки с конвейера сошли
Инспекторам оказалось непросто объяснить появление на свет таких близнецов.
Недолгой была радость Виктории Зауровой, купившей подержанную Toyota. В ГАИ отказались ставить машину на учет.
Виктория Заурова: «Сказали, что есть по базе данных двойник, его нужно искать».
Такая же Toyota Corolla с тем же уже стояла на учете в Башкирии. Обычно это значит, что у одного из двух автомобилей перебиты номера или подделаны документы. На этом и строится преступный бизнес.
Такого умельца задержали в Пензе, он продал десятки перебитых машин. Оригинальный номер кузова был удален и вмонтирован номер кузова от другого транспортного средства. Пенсионер покупал японские автомобили, ввезенные в Россию на запчасти, находил их разбитые или сгнившие аналоги с документами, после замены номеров и табличек из гаража выезжал изрядно помолодевший японец.
Елена Седезнева, старший следователь отдела СУ УМВД России по г. Пензе: «Номера, необязательные для проверки при постановке на учет, уничтожались».
Роман Мишуров, начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России: «Если по результатам исследований будет установлено, что ваш автомобиль имеет легальную маркировку и ваши документы имеют легальную маркировку, ваша машина будет зарегистрирована. А регистрация будет прекращена, чтобы так же направить на исследования».
Машину Виктории проверили, с ней все оказалось в порядке.
Дмитрий Семкин, начальник отдела УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области: «По результатам проверки исключена вероятность внесения изменений в документацию и номерные агрегаты автомобиля».
Но в регистрации в ГАИ опять отказали, пока не проверят вторую машину, которая в Башкирии. В отчаянии Виктория обратилась в программу «Главная дорога», после запроса редакции все внезапно изменилось.
Виктория Заурова: «Через неделю буквально мне отзвонились и сказали, что я могу поставить машину на учет».
В это время ничего не подозревавший владелец Toyota Corolla в Башкирии сильно удивился, когда его вызвали на проверку в ГАИ. Два года он ездил, все было в порядке. Результаты осмотра удивили даже инспекторов указанный номер кузова и двигателя, а также изменению не подвергались.
Марсель Бикташев, инспектор УГИБДД МВД по Республике Башкортостан: «Документы соответствуют по способу изготовления и качеству соответствуют образцам продукции Гознака».
Роман Мишуров, начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России: «В регистрационных документах будут отметки о том, что VIN данного автомобиля задвоен изначально был производителем. Никаких вопросов в дальнейшем при эксплуатации у данного гражданина возникать не может».
Такие случаи крайне редки, не все инспекторы знают, как действовать. Чтобы не оказаться одним из «счастливчиков», проверьте информацию о выбранном автомобиле в нескольких источниках. На сайте ГАИ можно узнать, стоит ли машина на учете, и дату ее регистрации. Это проще, чем потом решать проблему.
«Предложили купить хороший автомобиль, но в России нашелся «двойник» с таким же VIN». Чем грозит подобная сделка?
«Машина по сей день стоит на учете ГИБДД»
Александр Самуйлов: «Я по роду деятельности занимаюсь подбором автомобилей для клиентов. Анализирую как наш рынок и наши предложения, так и зарубежные.
Через какое-то время этот же продавец снова предложил купить у него эту машину, потом еще раз. Я написал ему, что предложение неинтересно и на этом точка. Но его настойчивость меня смутила, и я решил проверить, что стоит за поступившим предложением. Поскольку у меня была ссылка на рекламное объявление о продаже этой Toyota, то я по указанному VIN решил проследить судьбу автомобиля. На мой взгляд, у нее «криминальный» оттенок.
В залоге ни в России, ни в Беларуси автомобиль не числился, в розыске тоже. Тогда я через знакомых на территории Российской Федерации попросил проверить историю авто, хотя у меня и не было информации о российском следе этой самой Toyota.
Так вот, этот автомобиль стоит на российском учете по сей день. Это значит, что какой-то из двух автомобилей «криминальный», поскольку двух авто с одним VIN быть в принципе не может.
О последствиях
О варианте №1. Допустим, владелец «двойника» из России попадется тамошним правоохранителям. Естественно, факт подделки VIN вскроется, и тогда нужно будет найти оригинал. Как правило, в данном случае делаются запросы в компетентные органы сопредельных стран, которые, без сомнения, предоставят сведения о собственнике автомобиля с запрашиваемым VIN.
Статья 381. Подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства
Дальше начнется самое неприятное: отечественная ГАИ аннулирует регистрацию транспортного средства.
Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств.
54. Регистрация транспортного средства аннулируется регистрационными подразделениями по месту его регистрации с внесением соответствующих сведений в автоматизированную информационную систему учета транспортных средств в случаях, когда по результатам проведения уполномоченным органом проверки установлено, что регистрация транспортного средства осуществлена на основании поддельных или недействительных документов, либо обнаружен факт видоизменения идентификационного номера транспортного средства и установленный идентификационный номер не соответствует указанному в свидетельстве о регистрации.
После отмены регистрации автовладелец сдаст «номера» в ГАИ и остается наедине со своим «обезличенным» автомобилем, на котором участвовать в дорожном движении запрещено.
Судьба такого автомобиля печальна: либо он будет пылиться во дворе или гараже, либо, если будет установлен настоящий VIN, машину изымут по заявлению владельца или правоохранителей, которые занимаются розыском автомобиля.
Если же будет установлено, что автомобиль ввозился на территорию Таможенного союза уже с переделанным VIN, то еще и обяжут заплатить растаможку на авто с тем VIN, который будет установлен экспертизой. О ситуации с двумя растаможками одного, по сути, автомобиля мы писали не раз.
Наш вердикт
Каждый потенциальный покупатель автомобиля должен знать и понимать, что в такой ситуации он может лишиться и автомобиля, и уплаченных за него денег. Государственная машина в этом плане работает без сбоев. Если авто на отечественной регистрации, это еще не значит, что подтверждена его юридическая «чистота».
Наши материалы по теме
Поэтому совет один: перед покупкой проверяйте, проверяйте и еще раз проверяйте.
P.S. С собственником Toyota Highlander, который выставил авто на продажу, мы связались. Суть ответов на вопросы следующая: «Покупал сам в Москве, снимал с учета вместе с предыдущим владельцем, владею автомобилем в Беларуси уже два года, о регистрации авто с таким же VIN в России ничего не известно».
В принципе другого ожидать было трудно.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.
Что делать если машина двойник
Многие покупают машины на вторичном рынке, ездят на них и даже не догадываются о наличии у своего «железного коня» машины двойника.
При этом речь идет непросто об одинаковой модели и цвете, но и зачастую об идентичных номерных знаках, номерах кузова и узлов.
В принципе, на «двойнике» можно проездить всю жизнь, так и не будучи пойманным. Здесь многое зависит от бдительности инспекторов на дороге и везения владельца (который зачастую ни о чем не подозревает).
Откуда берутся такие авто?
Давайте разберем стандартный пример. Злоумышленники угоняют автомобиль у его законного владельца. Последний заявляет об угоне, рассчитывая на скорую поимку преступников и возврат любимого авто.
Но угонщики также не лыком шиты. Они отгоняют машину куда-нибудь на край города и ставят ее в заброшенный гараж. Что дальше? Ездить на таком автомобиле опасно, ведь ГАИ, вернее всего, уже объявило план-перехват.
В такой ситуации первая же остановка инспектором, попытка выезда из страны или перерегистрации приведет к аресту преступника и возврату машины законному владельцу.
Естественно, подобный сценарий злоумышленника не устраивает, и здесь есть два варианта.
Первый вариант.
Не тратить время на перебивание номеров двигателя и кузова, а просто подделать документы под имеющиеся номерные знаки.
Такую машину можно с легкостью продать на одном из авторынков. Если же криминальная история авто вскроется только через несколько дней, то отыскать продавца уже не получится.
Причина проста — чаще всего злоумышленник использует вымышленные личные данные.
К слову, этот способ слишком рискованный – всегда есть опасность попасться на «горячем».
Второй вариант.
Перебить номерные знаки на кузове и агрегатах. Естественно, брать номера «из головы» и делать поддельные ПТС – бессмысленно. Подобная махинация сразу же вскроется.
Есть более хитрый способ. Берется информация с уже существующего автомобиля аналогичной марки и модели (вопрос с цветом решается просто) и набиваются соответствующие номера.
Остается лишь сделать ПТС с такими же параметрами, что и у легального транспортного средства. Вот и появился автомобиль двойник, на котором можно спокойно ездить и не бояться никаких проверок.
Пробитие по базе покажет, что такой автомобиль существует, и все параметры реальны.
Опасности
Такая схема может работать довольно долго до того момента, пока одна из машин не снимается с учета.
После новой постановки на учет автомобиль получает уже новые номерные знаки, и вот здесь и начинаются проблемы – все остальные «двойники» оказываются вне базы ГАИ.
Такие автомобили часто «всплывают» при попытке их продажи и снятия с учета в МРЭО или же во время периодических рейдов на дорогах с проверкой документов и сверкой номеров.
Если автомобиль не будет найден в базе, то все – проблемы гарантированы.
Махинация может вскрыться и при переоборудовании автомобиля к примеру, установке ГБО. Часто такая работа должна сопровождаться внесением изменений в техпаспорт автомобиля, и вот здесь как раз и будет обнаружен клон.
Результат – транспортировка машины на штраф площадку и длительные судебные тяжбы, которые могут растянуться на несколько месяцев, а то и лет.
Достаточно почитать в интернете отзывы многочисленных горемык, которые оказались в такой ситуации.
Как предотвратить беду?
Чтобы автомобиль двойник не оказался в ваших руках, не нужно гнаться за экономией.
Многие автолюбители сами накликают на себя беду, когда пытаются сэкономить 30-40% цены при покупке машины.
Кого винить, если риск был осознанным? Вопрос, конечно, в большей степени риторический.
Чтобы не попасться на «удочку» злоумышленников, необходимо внимательно относиться ко всем этапам сделки и проверке документов. Как правило, бдительным нужно быть при выборе автомобиля.
сли владелец во время продажи отказывается снимать машину с учета под различными предлогами, то это должно вызывать подозрения.
Конечно, оформление доверенность – это довольно удобно, но при обнаружении машины двойника подобная «бумажка» не сможет подтвердить прав владения транспортным средством.
Кроме этого, доказать собственную непричастность к махинации также не получится.
Но даже при снятии машины с учета нужно быть начеку. Многие мошенники имеют в МРЭО «своих» людей, которые без проблем пропустят автомобиль.
И вот здесь также нелишним будет иметь своего знакомого в органах автоинспекции, который сможет пробить автомобиль по базе и уточнить всю его «подноготную».
Если же таких знакомств нет, то всегда можно обратиться к эксперту, который за небольшое вознаграждение сделает порученную работу.
Что делать, если вы уже «попались»?
Если так произошло, что ваша машина оказалась в роли двойника, и это обнаружил сотрудник ГИБДД, то здесь вариантов немного – свою невиновность и право владения транспортным средством придется доказывать через суд.
Но нужно быть готовым к серьезным материальным и временным затратам. Особая статья расходов – наем на работу хорошего юриста, который потребует, естественно, немалое вознаграждение за свои услуги.
Самое плохое, что гарантий победы в суде никто не дает – машина может так и остаться на штраф площадке. Кроме этого, если честно купленное авто все-таки и получиться вернуть, то ездить на нем все равно не получиться.
Путь у такого «двойника» только один – продажа на запчасти или сдача на металлолом.
Рассмотрим другую ситуацию, когда юридическая чистота машины не вызывает сомнений (к примеру, вы брали ее в уважаемом автосалоне еще новой).
Но вдруг так случилось, что на дороге вы увидели клона своего авто – такой же марки, модели и с аналогичными номерными знаками.
Кроме этого, по вашему адресу приходят штрафы за нарушения, о которых вы вообще не слышали, или повестки суд для разбирательств по конкретному ДТП.
Как глупо это ни было, но все равно придется идти в суд, чтобы доказывать свою непричастность к такому эпизоду.
Если «двойник» обнаружен или же есть серьезные подозрения на его существование, необходимо действовать как можно быстрее – сразу же обращаться в ГАИ с соответствующим заявлением и требованием разобраться со сложившейся ситуацией.
Конечно, в этом случае придется потратить какое-то время и деньги, но это все равно лучше, чем потом долго доказывать свое право владения автомобилем и непричастность к мошенническим действиям.
Выводы
К сожалению, количество двойников с каждым годом только растет. Есть статистика, согласно которой практически каждый десятый автомобиль – чей-то клон.
В такой ситуации нарваться на «незаконную» покупку очень просто. Особенно, если сделка проводится на вторичном рынке и по подозрительно низкой цене на автомобиль.
Чтобы исключить все неприятные моменты, необходимо пристально проверять все документы, проводить экспертизы и отказываться от покупки при выявлении подозрений.
Помните, что автомобиль – это дорогостоящая покупка, поэтому здесь спешка является недопустимой.