Может ли самозанятый осуществлять грузоперевозки по россии на своей машине
ФНС ответила на запрос о самозанятых перевозчиках 12:48, 24 сентября 2021 Версия для печати
Федеральная налоговая служба ответила Сибирской ассоциации автоперевозчиков на запрос о статусе самозанятых перевозчиков. Текст письма опубликован на сайте СААП.
В письме представитель ФНС отмечает:
«. физическое лицо без статуса ИП, имеющее в собственности грузовое транспортное средство, вправе применять специальный налоговый режим НПД в отношении грузоперевозок на своем автомобиле, за исключением случаев, когда в требованиях других федеральных законов прямо указано на обязательную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.«
К сожалению, ясности этот абзац не вносит, так как ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определяет, что грузоперевозчиком может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
При этом расходы предпринимателей, работающих с такими перевозчиками, могут быть признаны при наличии документов, оформленных в соответствии с законодательством и/или косвенно подтверждающих произведённые расходы — но и здесь есть свои нюансы.
Частью 8 статьи 15 Закона № 422-ФЗ предусмотрено, что организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением услуг у физических лиц, являющихся налогоплательщиками НПД, при отсутствии чека, сформированного исполнителем в порядке, предусмотренном статьей 14 закона № 422-ФЗ.
Таким образом, наличие чека, сформированного налогоплательщиком НПД (исполнителем услуг), является обязательным для учета организацией-заказчиком услуг расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Вместе с тем с учетом особенностей правоотношений хозяйствующих субъектов чек, сформированный и переданный налогоплательщиком НПД в адрес организации-заказчика услуг, сам по себе не является достаточным основанием для подтверждения соответствующих расходов без иных документов, подтверждающих фактические правоотношения по оказанию услуг.
Так, статьей 313 Кодекса предусмотрено, что основанием для принятия к налоговому учету расходов на перевозку грузов являются первичные учетные документы, то есть документы, подтверждающие изменение финансового положения контрагентов в результате заключения и исполнения договора перевозки.
Требования к оформлению первичных учетных документов установлены статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Такими документами могут быть, в частности, акты оказанных услуг (выполненных работ).
Может ли самозанятый осуществлять грузоперевозки?
С нами выгодно работать потому что:
В среднем 3 заказа в день
Цену клиенту назначаете вы
Гибкие условия оплаты: фикс или %
Удобный отчет по заказам в личном кабинете
Берете заказы только когда они вам нужны
Регистрируйтесь и получайте заказы
С недавнего времени частные водители, занимающиеся грузоперевозками, получили возможность стать самозанятыми и легально осуществлять свою деятельность, без статуса ИП или фирмы. До сих пор такая форма работы вызывает много сомнений и вопросов, на самые популярные из которых ответы в статье ниже.
Преимущества самозанятого в грузоперевозках
Водители, оказывающие услуги грузоперевозок, самозанятыми могут стать в соответствии с Федеральным законом 422-ФЗ, где перечислены все формы деятельности, попадающие под новый налоговый режим. Главные условия – отсутствие наемных работников и годовой доход, не превышающий 2 миллионов 400 тысяч рублей. Уже перешедшие в статус самозанятых физические лица, занимающиеся перевозками, отмечают весомые преимущества этого положения:
Самозанятость предполагает работу на себя, в свободном графике. Не нужно выполнять приказы работодателя, можно брать выходные, когда необходимо.
Регистрация самозанятого
Для регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД) грузоперевозчику не требуется идти в налоговые органы, собирать кучи документов и лично подавать заявление. Все можно сделать онлайн с любого устройства с выходом в Интернет. Самый популярный способ регистрации – через мобильное приложение «Мой налог», которое специально запустила ФНС. Порядок действий:
Другие доступные способы регистрации:
Налоговая ставка
Для любой сферы деятельности самозанятых, грузоперевозки в том числе предусмотрена единая упрощенная налоговая ставка:
Если по какой-то причине перевозка груза не состоялась, и деньги вернулись заказчику, их изымают из оборота. Переплаченная сумма НПД учитывается в следующем месяце и минусуется. Самостоятельно высчитывать ничего не нужно, в приложении «Мой налог» или другом, предусмотренном для этих целей, доступны разные функции:
Водитель, занимающийся грузоперевозками, оформленный как самозанятый, имеет право на налоговый вычет в размере 10 000 рублей.
Отдельный вопрос, который интересует многих самозанятых грузоперевозчиков – нужно ли платить добровольные страховые взносы в разные организации. Обязательных требований на этот счет пока нет. Медицинское страхование включается в сумму налога, государство перечисляет деньги на медицину без участия водителя с самостоятельной занятостью. В Пенсионный Фонд взносы можно перечислять добровольно, чтобы засчитывался страховой стаж, начислялись баллы.
Недостатки, подводные камни самостоятельной занятости
Любая перевозка груза должна быть соответственно оформлена документально. Система самозанятости допускает отсутствие онлайн-кассы, но не освобождает от необходимости оформления транспортных документов. Поэтому путевой лист обязательно должен быть у водителя при перевозке груза, как и другие товаросопроводительные документы. Есть еще некоторые нюансы, которые нужно учитывать:
Определяясь с режимом деятельности, нужно тщательно взвесить плюсы и минусы налогового режима. Самозанятость хорошо подходит для начинающих грузоперевозчиков, работающих только на себя, без наемных сотрудников.
Может ли самозанятый осуществлять грузоперевозки по россии на своей машине
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время для применения самозанятым гражданином специального налогового режима Налог на профессиональный доход в отношении грузоперевозок необходимо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Если организация примет решение заключить договор перевозки с плательщиком НПД, то, кроме чека, у заказчика должна быть и транспортная накладная. Акт оказания услуг (выполнения работ), исходя из разъяснений ФНС России, можно не оформлять.
Законодательством установлен запрет на перевозку груза без оформления путевого листа на транспортное средство. В связи с этим полагаем, что при заключении договора перевозки такой документ надлежит оформить и самозанятому лицу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
«Самозанятых перевозчиков не бывает!» 09:10, 16 октября 2020 Версия для печати
Подходит ли новый налоговый режим для автоперевозчиков и какие подводные камни ждут водителей, решивших его использовать?
Сегодня налоговый режим для самозанятых (налог на профессиональный доход, НПД) действует на всей территории России. Он позволяет предпринимателям платить налоги по упрощенной схеме. Самозанятые граждане не сдают налоговую отчетность, им не нужен кассовый аппарат, а регистрация проще, чем в качестве ИП. При этом доход за год не должен превышать 2,4 млн рублей; запрещается использовать труд наёмных работников.
Налог для самозанятых – 4% от дохода, если за услуги платят физические лица и 6%, если контрагенты – юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Зарегистрироваться в качестве самозанятого и оплатить налоги можно через приложение. Новый налоговый режим пользуется популярностью: им воспользовалось уже более миллиона россиян.
Нужен ли этот режим перевозчикам?
СМИ активно освещали события, связанные с новым налоговым режимом. Вот несколько преимуществ, которыми теоретически могут воспользоваться владельцы грузовиков, выбравшие НПД.
При этом у нового налогового режима есть и объективные минусы:
Мнение экспертов
Чтобы выяснить, подходит ли этот налоговый режим для водителей-частников мы побеседовали с экспертами и юристами. По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, граждане, выбравшие налог на профессиональный доход, в автоперевозках работать не могут.
— Самозанятых автоперевозчиков не бывает! Грузоперевозки автомобильным транспортом возможны, если они осуществляются субъектом бизнеса: юрлицом или ИП. Это сказано в Уставе автомобильного транспорта, в Правилах перевозки грузов и в Гражданском кодексе. Слова «самозанятый» в этих документах нет! – заявил наш собеседник.
Валерий Войтко отмечает, что перевозчики, выбравшие НПД, фактически являются «чёрными» перевозчиками и уходят от налогов – вне зависимости от того, осознанно они так поступают или нет.
— Формально грузоперевозки являются вполне легальным видом деятельности самозанятого лица, – пояснил нам Управляющий Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Роман Образцов. – Но есть одно противоречие. Согласно 152 приказу Минтранса, водитель должен иметь при себе путевой лист.
Но путевой лист выдаётся юрлицом или ИП, а самозанятый не попадает ни под одно из этих определений.
Юрлицо в качестве сопроводительного документа предоставляет самозанятому перевозчику транспортную и товарную накладные на перемещаемые ценности. Когда заказчиком услуг является физическое лицо, исполнителю придётся совершать рейс без сопроводительной документации, что неприемлемо с точки зрения проверяющих органов (например, ГИБДД).
О пробелах в транспортном законодательстве говорит и руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.
— Это очень неблагодарная тема: в законодательстве много дыр, а судебной практики пока нет, – отмечает юрист.
— Я не согласен с тем, что перевозчики, регистрируясь в качестве самозанятых, нарушают закон; новый налоговый режим был введён в качестве эксперимента и государство само разрешило так работать.
Эксперт отмечает, что во многих нормативных документах граждане, выбравшие самозанятость, не упоминаются. К примеру, в КоАП предусмотрены штрафы для физических лиц, ИП и компаний. Возникает вопрос: какие санкции следует применять в отношении нарушивших закон самозанятых?
— По логике, граждане, выбравшие НПД, признаются физлицами, и взаимоотношения с ними необходимо выстраивать как с физлицами, а не как с ИП. Но я знаком с ситуациями, когда они несли ответственность как индивидуальные предприниматели. В то же время у меня есть два контрагента, которым я плачу как самозанятым, и банк проводит платежи как переводы частным лицам.
По мнению Сергея Богатова, главное несоответствие кроется в самой сути понятия самозанятого. Законодательство рассматривает его как обычного гражданина, который платит меньше налогов, но по сути самозанятый занимается именно предпринимательской деятельностью.
Новый налоговый режим на сегодняшний нельзя назвать оптимальным для перевозчиков с небольшим уровнем дохода из-за пробелов в законодательстве, а по мнению некоторых экспертов его и вовсе нельзя использовать в сфере автоперевозок. Вполне вероятно, что уже в обозримом будущем пробелы будут устранены. Но пока этого не произошло, перевозчики могут регистрироваться в качестве самозанятых на свой страх и риск: узнать, какие штрафы будут выписаны за банальные нарушения ПДД и какую позицию займёт суд в ходе разбирательств можно будет только постфактум.
Пока не везет
Идею разрешить работу в такси самозанятым гражданам предложили агрегаторы, которые настаивают на внесении соответствующих поправок в закон о такси. Чуть позже и правительство поручило рассмотреть вопрос о привлечении этой категории граждан к транспортным перевозкам. Однако, как наглядно объяснили эксперты, даже в такси вводить самозанятых надо поэтапно, с огромной осторожностью и многочисленными условиями.
Как пояснил заместитель департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин, чтобы допустить самозанятых к работе в такси, потребуется изменить 15 нормативных актов. Необходимо, чтобы были организованы удаленный медосмотр, электронный путевой лист, создан цифровой профиль водителя. Необходимо изменить требование к оформлению автомобиля такси, организовать государственный региональный контроль как за любым ИП или юрлицом, работающим в такси.
Законопроект, предложенный агрегаторами, предусматривает работу самозанятых только через агрегаторов. Значит, агрегаторы должны обеспечить им социальный пакет: льготы, больничные, оплату выходных и отпусков, а также соблюдение режима труда и отдыха. Кстати, сейчас 57 процентов таксистов работают более 12 часов в сутки.
Поэтому должна быть установлена субсидиарная ответственность таксиста и агрегатора. Либо надо признать агрегатора работодателем, тем более что все признаки трудовых отношений налицо. Агрегатор устанавливает тариф, ограничивает рабочее время, наказывает водителя. Осталось только оплачивать социальный пакет, соблюдать трудовое законодательство и нести ответственность за своего работника, считают эксперты. Тем более, что в США и Европе тому есть примеры.