Может ли страхователь авто не являться собственником
Может ли машину застраховать не собственник?
Существует большое количество случаев, когда владельцем является один человек, а эксплуатирует автомобиль совершенно другой. Законодательство позволяет передать право управления другому лицу без переоформления автомобиля.
Большое количество вопросов возникает тогда, когда люди сталкиваются с необходимостью оформления страховки. Может ли страхователем быть не собственник автомобиля?
Именно о том, кто должен страховать ТС и обо всех сложностях, которые могут возникнуть в процессе оформления, мы поговорим в данной статье.
Можно ли застраховать
Для начала необходимо разобраться, кто является лицом, получающим полис ОСАГО. Им является лицо, которое заключается договор со страховой компанией на оказание услуг.
В связи с требованиями владельцев и водителей автомобилей были внесены определенные правки в законодательство РФ.
Теперь, при оформлении страховки заполняются две графы, одна из которых предназначена для вписывания личных данные владельца транспортного средства, а вторая отведена для страхователя. Таким образом, можно прийти к выводу, что страхователем не обязательно должен быть хозяин ТС. Получить страховку вправе любой водитель, допущенный к управлению автомобилем, т.е. имеющий водительское удостоверение.
Рассмотрим лица, которые могут быть страхователями ТС. К ним относятся:
Таким образом, можно прийти к выводу, что страхователем автомобиля может быть абсолютно любой человек. Если собственник будет присутствовать вместе со страхователем, то для получения ОСАГО не требуется никаких доверенностей.
Нынешнее законодательство позволяет хозяину автомобиля доверить управление третьему лицу, а страховой полис может быть заключен на второе.
Вывод: Страхователем не обязательно должен быть собственник транспортного средства. Получить полис имеет право любой человек.
Как оформить
Если собственник не может явиться в страховую компанию, то для получения ОСАГО необходимо составить доверенность на страхователя. Заверение нотариуса в это случаи не обязательно.
Для оформления страховки клиент должен представить подлинные документы, необходимые для определения стоимости полиса, или их копии, а повторное заключение должно быть один раз в год.
Страхователь автомобиля автоматически получает возможность управлять транспортным средством. С собственником не всё так просто. Для того, что бы владелец ТС имел возможность им управлять он должен быть вписан в страховку. В полис можно вписать неограниченное количество водителей, но если у них нет определенного стажа, то стоимость договора увеличится.
Если же собственник не будет водить ТС, то вписывать его не обязательно.
Цена страховки складывается из нескольких факторов:
Если заключением договора будет заниматься доверенное лицо, то данные хозяина ТС учитываться не будут. Принятыми во внимание будут только данные о водителях, которые смогу управлять страхуемым автомобилем.
Документы
Для того, что бы оформление полиса не заняло много времени нужно заранее подготовить все необходимые документы. Страхователь должен иметь на руках доверенность от хозяина ТС, а также собрать пакет документов, которые потребует компания.
В перечень документов входят:
Некоторые компании позволяют представлять только копии документов, но это необходимо уточнить в офисе выбранной компании или по телефону.
Как получить выплаты при ДТП
С процессом оформления мы с вами разобрались, но как быть с выплатами при ДТП, если страхователем не является собственник?
На самом деле тут всё просто. Выплата производится хозяину автомобиля, так как именно он распоряжается собственностью и будет производить ремонт.
В связи с последними изменениями нужно изменить подход к оформлению полиса. Перед тем как обратиться в компанию желательно узнать, насколько качественно выполняют ремонт партнеры СК.
ВСЕГДА ЛИ ПОТЕРПЕВШИЙ ПО ОСАГО ДОЛЖЕН БЫТЬ СОБСТВЕННИКОМ?
Для опровержения этого тезиса представлю Вашему вниманию одно любопытное дело из своей практики.
Начнем с законодательного определения понятия самого «потерпевшего».
Были времена на моей памяти, когда потерпевшим в судебной практике признавался и арендатор и лицо, которое собственник на основании генеральной доверенности уполномочивал на управление, отчуждение, получение ущерба и страховых выплат.
Но с некоторых пор после разъяснений Верховного Суда потерпевшим стал признаваться исключительно собственник имущества, которому был причинен вред. Такой вот стереотип сформировался и прочно засел в голову.
Тем интереснее оказалось представлять интересы моего доверителя в следующем деле:
Мой клиент являлся собственником Газели, которую использовал для перевозки грузов по заказам клиентов. В один из рейсов, когда на Газели перевозились коробы с инкубаторским яйцом, автомобиль попал в ДТП. Его виновником был водитель другого транспортного средства, ответственность которого была застрахована по договору ОСАГО.
Актом ГИБДД было подтверждено, что в результате ДТП поврежден груз, а именно такое-то количество коробок с яйцом, которые находились в грузовом отсеке Газели. Собственником груза являлась птицефабрика.
Грузоотправителя яиц (птицефабрику) и моего клиента связывал договор об оказании транспортных услуг, по которому перевозчик несет полную ответственность за сохранность груза. Клиент добровольно возместил птицефабрике весь ущерб, причиненный уничтожением груза, на что получил от птицефабрики подтверждающие документы.
Клиент обратился к страховщику виновника ДТП с заявлением о выплате, приложив в том числе товарную накладную и квитанции о возмещении ущерба. В заявлении было указано на то, что к клиенту перешло право требования выплаты страхового возмещения в связи с повреждением груза, поскольку он полностью возместил стоимость груза грузоотправителю (собственнику).
Страховщик отказал в выплате, мотивировав отсутствием у заявителя права собственности на поврежденный груз.
Далее приходится опустить подробности, связанные с обращением к омбудсмену, банкротством самой птицефабрики, правопреемством на стороне истца. Последовало обращение в суд.
После была подана, наверное, самая короткая апелляционная жалоба, увенчавшаяся отменой решения и полным удовлетворением нашего иска.
Истец никогда не утверждал о переходе к нему каких-либо вещных прав на имущество; переход вещных прав в настоящем деле был априори невозможен, поскольку имущество, принадлежавшее птицефабрике (инкубаторское яйцо), было полностью уничтожено; а так как право собственности на имущество прекращается при его гибели/уничтожении (п.1 ст. 235 ГПК РФ), то и право собственности на него не может к кому-либо перейти. У бывшего собственника уничтоженного имущества появляется обязательственное право требования возмещения вреда и иных убытков (ст.ст. 15, 1064 ГК РФ) к виновному лицу/страховщику.
Имущественный вред, причиненный бывшему собственнику уничтоженного имущества, был возмещен третьим лицом, а именно – перевозчиком.
Птицефабрика не может требовать повторного возмещения вреда, причиненного утратой груза, ни с виновного лица, ни со страховой компании (в силу принципа недопустимости неосновательного обогащения).
Возникает вопрос: к кому же перешло обязательственное право требования возмещения вреда к виновному лицу/его страховщику, если не к этому третьему лицу, возместившему вред бывшему собственнику?
Это вытекает из общих принципов гражданского права.
Даже в самом ФЗ «Об ОСАГО» на этот случай предусмотрительно есть норма, которую возможно применить к рассматриваемым правоотношениям. Это п.23 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»: “ лицо, возместившее потерпевшему вред, причиненный в результате страхового случая, имеет право требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, в пределах выплаченной суммы. Реализация перешедшего права требования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением положений настоящего Федерального закона, регулирующих отношения между потерпевшим и страховщиком”. То есть. Это лицо приравнивается к потерпевшему.
Аналогичное право возникает у такого «возместившего потерпевшему вред лица» к страховщику, которую застраховал ответственность виновника ДТП, в случае, если уполномоченным на выплату он (страховщик виновника) являлся в силу причинения вреда здоровью участников ДТП и факта причинения вреда не только транспортным средствам.
Вопреки выводам суда для возникновения такого права не требуется оформления передачи прав потерпевшего договором цессии либо иным соглашением; достаточно самого юридического факта возмещения третьим лица вреда потерпевшему.
Птицефабрика как третье лицо самостоятельных требований относительно предмета иска не заявляло (в т.ч. по причине отсутствия на то права, вред ему уже возмещен), не оспаривало наличие права требования клиента к страховой компании, не оспаривало и переход права требования к клиенту.
Страхователь осаго не собственник
Не могли бы Вы подсказать такой момент: заключен договор ОСАГО. Страхователь не является собственником ТС. Происходит замена собственника на основании договора купли-продажи. При расторжении договора возврат денежных средств производится кому: собственнику или страхователю?
Заранее благодарю за ответ.
По кому считают КБМ по ОСАГО по собственнику или по страхователю? Собственник не имеет прав на управление и впервые имеет авто а у страхователя есть безаварийный стаж и были соответствующие скидки, но их не дали, объяснив это что собственник делает страховку впервые. Это законно?
По кому считают КБМ по ОСАГО по собственнику или по страхователю? Собственник не имеет прав на управление и впервые имеет авто а у страхователя есть безаварийный стаж и были соответствующие скидки, но их не дали, объяснив это что собственник делает страховку впервые. Это законно?
Возможно ли и если возможно, как получить деньги при расторжение полиса ОСАГО не собственнику, и не страхователю, а третьему лицу? Как пример после продажи авто. Возможно ли по нотариальной доверенности оформленного на другого человека, от страхователя (собственника)?
Если собственник авто не вписан в страховку ОСАГО, то кому, в случае невиновности при ДТП, выплачивается страховка Собственнику или Страхователю?
Собственник не я но я управляю авто и страхую как страхователь. Могу ли я без собственника авто вписать ещё одного человека в полис ОСАГО?
Такой вопрос: я страхователь ОСАГО, но не владельцу. Могу ли сделать полис ОСАГО без ограничений?
Везде пишут, что страхователь не собственник, должен быть внесён водителем. Это подразумевает ОСАГО с ограничением водителей?
И второй вопрос: будет ли стоимость ОСАГО страхователя (когда он соберется страховать ответственность на СВОЕМ АВТО) зависеть от ДТП на НЕ ЕГО автомобиле?
Страхователь ОСАГО один.
В лицах, допущенных к управлению тс записан только страхователь, а собственник нет.
Вопрос: может ли управлять собственник, если не записан в эту графу.
Меня зовут Антон. Попал в ДТП 17.05.2017 купил авто 16.05.2017 отказ по ОСАГО, на момент ДТП страхователь Я, собственник родственник. Отказывают по причине не смены собственника. Спасибо!
При оформлении полиса ОСАГО, в графе собственник записали мои данные. Но я не собственник, а. страхователь.
У меня есть полис ОСАГО, но так вышло, что в графе «собственник» стоит фио страхователя, хотя он не является собственником, могут ли в компании страховой. Изменить графу собственника.
Страхователь машины я, а собственник машины мой отец, он умер, считается полис ОСАГО не действительным?
Чем рискует страхователь по ОСАГО, если он не собственник и не он был за рулем, а вписанный в полис водителем собственник.
Купил машину по ДКП. Оформляю е-ОСАГО. Собственника и страхователя пишу уже себя. Но в СОР указан пока старый собственник. Как заполнять ОСАГО: записывать гос номер машины и СОР, или поля гос номер машины и СОР не заполнять?
В полисе ОСАГО собственник и страхователь разные лица. В страховую обратился собственник, но ему отказали со ссылкой на то, что заявление должен писать страхователь. А сам страхователь с таким заявлением не может обратиться без наличия доверенности от собственника ТС с возможностью получения денег от страховой. Кто должен обратиться в страховую компанию за возвратом средств в связи с продажей ТС? Более того эти люди из разных городов (косвенные родственники)
Нужна ли доверенность страхователю для получения полиса ОСАГО, если он не собственник и как будет осуществляться возврат в случае расторжения ОСАГО? Спасибо!
Вопрос: есть собственник, есть человек вписанный в ОСАГО. Последний передал в управление тс человеку не вписанному в ОСАГО и он попал в ДТП по своей вине. Собственника и страхователя эта проблема коснется или вся ответственность на водителе, который не вписан. Желательно на ссылки на на.
Скажите, пожалуйста, если в полис ОСАГО в качестве страхователя вписать НЕ собственника, чем это чревато для страхователя? Какую ответственность он будет нести при ДТП? Будет ли стоимость ЕГО ОСАГО зависеть от ДТП на НЕ ЕГО автомобиле?
Попала в ДТП, я потерпевшая сторона собственник авто и страхователь, но не вписана в полис ОСАГО, выплатит ли мне страховая ущерб?
У меня вопрос. Имеется ПТС, СТС на прежнего собственника. ДКП на другого человека. В ОСАГО написано, что собственник и страхователь этот»другой»человек. Могу ли я управлять авто, если я вписан в полис. Не возникнут ли вопросы от ДПС.
При изменении собственника в полисе ОСАГО (страхователь не меняется, ОСАГО действителен ещё 7-мь месяцев, заключался на год)-действителен ли такой полис при перерегистрации автомобиля в ГИБДД на нового собственника? (договор купли-продажи есть)
Оформил ОСАГО. Я страхователь и собственник, в лица допущенные к управлению вписал жену а себя не вписал. Могу ли я управлять авто?
Произошло ДТП, виновник-водитель маршрутного такси. Страхователь и собственник-другое лицо, которое по путевому листу и доверенности передал маршрутку. Подан иск в суд на страховую и водителя (сумма свыше 120 тыс.), страховая подала встречный иск на страхователя о признании договора ОСАГО недействительным с момента подписания. Т.к. в заявлении страхователь не указал, что используется в такси. В самом полисе (графа особые отметки) не указано, что в такси не используется, так что водитель мог и не знать о предоставлении страховой ложной информации. Может ли суд в этом деле признать договор ОСАГО недействительным с момента заключения и с кого тогда взыскивать ущерб.
От чего зависит стоимость страховки ОСАГО: от стажа страхователя (он же собственник стаж=0, т.к. не имеет водительских прав) или от стажа водителя вписанного в страховку ОСАГО.
Произошло ДТП. Есть полис ОСАГО. Собственник Она. Страхователь ОН (он же вписан как водитель). В ДТП попадает водитель-ОН. Собственник обращается в Страховую компанию, а ОН нет. Ущерб составляет 180 000 т. р. Страховщик выплачивает только 20 т. р., в остальной части отказывает. Он обращается в суд на остаток суммы к Страховщику и причинителю вреда. Суд отказывает в иске, мотивируя тем, что Он не имеет право обратиться в суд, т.к. не обратился к Страховщику с заявлением о выплате.
Из решения суда понятно, что нужно было Страхователю обратиться сначала к Страховщику, потом только в Суд.
Вопрос: Правомерно ли решение суда, и какие дальше должны быть действия Страхователя-водителя, чтоб взыскать возмещение со Страховщика.
Как устроено ОСАГО
И от чего нельзя застраховаться по такому полису
Я считаю, что лучший оберег для машины — полис ОСАГО.
Он не уберегает от ДТП, но экономит деньги. Теперь я точно знаю, что ущерб до 400 тысяч рублей из своего кармана оплачивать мне не придется.
Я расскажу, что такое ОСАГО и как оно позволяет сэкономить деньги, если вдруг вы окажетесь виновником ДТП. А еще поясню, как можно экономить на покупке полиса и не стать жертвой мошенников.
Что такое ОСАГО
ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, а по сути — страховой полис. Если случится ДТП, такой полис покроет нанесенный машинам ущерб и виновному не придется возмещать его из своего кармана. А пострадавшему не придется требовать с виновного средства на ремонт машины лично. Все это сделают за них страховые компании.
Стоимость полиса зависит от стажа вождения, мощности машины и региона, в котором зарегистрирован ее владелец. Например, в Москве владелец Лады Калины 2013 года выпуска заплатит около 4 тысяч рублей, а в Республике Тыва за такой же полис — 2 тысячи рублей.
Обязательно ли оформлять ОСАГО
Выбора, оформлять полис или не оформлять, в России не существует: эксплуатировать автомобили без действующего полиса ОСАГО запрещено. Полис обязательно должен быть у любого человека, кто управляет автомобилем.
Если водитель не пользуется машиной, а просто держит ее в гараже или на стоянке, оформлять полис необязательно. Еще можно не страховать выставочные экземпляры автомобилей и музейные экспонаты. То есть к ответственности привлекут, только если ездить на машине и не страховать ее.
Но штраф — это не худшее, что может ожидать водителя. Если он окажется виновным в ДТП, ему придется и штраф оплатить, и ущерб возместить из собственного кармана. Если откажется — пострадавший может взыскать ущерб через суд. И судебная практика в данном случае будет на его стороне. Пример из суда: с виновника ДТП взыскали не только стоимость ремонта, но и деньги за утрату товарной стоимости автомобиля, расходы за экспертизу и на представителя. В судебных решениях удалены сведения о взысканной сумме, но она явно выше, чем стоимость полиса.
Нужен ли ОСАГО, если есть каско. Полис ОСАГО нужен всегда. А вот страхование по каско — дело добровольное. Между собой они никак не связаны. Полис каско может застраховать все риски, за исключением одного — гражданской ответственности. А гражданская ответственность возникает за нарушение обязанностей, которые предусмотрены гражданским правом — например, за нарушение правил дорожного движения. Если такое нарушение приведет к ущербу — его можно компенсировать по полису ОСАГО.
Чем отличается ОСАГО от каско. Полис ОСАГО не страхует ни вас самого, ни ваш автомобиль. Он работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество. В этом случае вам платить за ущерб из собственного кармана не придется — его возместит страховщик.
Разница между ОСАГО и каско
ОСАГО | Каско | |
---|---|---|
Что страхует полис | Только гражданскую ответственность | Автомобиль от ущерба и от других рисков |
Условия страхования | Указаны в законе. Страховая компания не может их менять по своему усмотрению | Страховая компания может предлагать свои условия |
Можно ли отказаться от страхования | Нельзя. Иначе — штраф от 500 Р | Полис не обязателен |
Стоимость полиса и размер выплат | Устанавливает государство | Зависит от страховой компании |
Кто получает выплаты | Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может | Владелец автомобиля получает выплаты по своему полису |
Может ли страховая компания отказаться продать полис | Нет | Да |
Зачем нужен полис ОСАГО
Проще всего это объяснить на примере.
Например, водители неудачно запарковались на стоянке и один из автомобилей пострадал. Если оба участника имеют действующий полис ОСАГО, оба водителя получают преимущества.
Если ущерб не более 400 тысяч рублей, водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД при нескольких условиях: пострадало всего две машины, нет раненых или погибших, обстоятельств ДТП не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещении о ДТП. А если вызывают, то зафиксированы в некорректируемом виде с привязкой по ГЛОНАСС. Тогда водителям достаточно заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию.
Если сумма ущерба будет больше, 400 тысяч все равно компенсирует страховая компания. А вот все, что свыше этого лимита, — виновный оплачивает из собственного кармана.
При этом выигрывают оба участника ДТП. Невиновному в ДТП водителю не придется взыскивать ущерб в суде. Виновному не придется компенсировать нанесенный ущерб. Если в ДТП пострадают еще и пешеходы, они тоже имеют право на компенсацию. Если пострадает дорожный знак или ограждение — страховая оплатит и этот ущерб.
От чего страхует ОСАГО. Полис покрывает ущерб, если будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших в ДТП. Вместо владельца автомобиля ущерб возместит страховая компания.
От чего не страхует ОСАГО. По полису не возмещают моральный вред и вред, причиненный в ходе учебной езды или соревнований. Если из машины выпадет груз и повредит другую машину или сломает ногу случайному пешеходу — выплат тоже не будет.
За повреждение антиквариата или культурных ценностей страховая компания тоже платить не будет — так что рядом с музеями за рулем нужно быть особенно осторожным.
Полный перечень причин рисков, которые не страхуют по ОСАГО, есть в статье 6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». Это не значит, что в таких случаях вред возместить невозможно. Сделать это можно двумя способами:
Условия страхования по ОСАГО
По закону условия страхования по ОСАГО устанавливает Банк России.
Основные условия обязательного страхования такие:
Стороны договора страхования
В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:
Страховщик — это организация, которая имеет право страховать гражданскую ответственность. У нее должна быть специальная лицензия Центрального банка РФ.
В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:
Страхователь — человек, который заключил со страховщиком договор обязательного страхования. Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключает владелец автомобиля или один из водителей, допущенных к управлению. Если автомобиль еще не поставлен на учет в ГИБДД, ему придется подтвердить право собственности на него — например, показать договор купли-продажи.
Как и когда оформлять ОСАГО
В какой срок необходимо застраховать купленный автомобиль. Закон устанавливает срок в 10 дней с момента покупки автомобиля, чтобы владелец мог оформить полис ОСАГО.
Пока 10 дней не истекли — на нем можно ездить без страхового полиса. К административной ответственности за это не привлекут. Но и ущерб, который может причинить автомобиль за эти 10 дней, владельцу придется возместить из собственного кармана.
Период использования и срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО есть графа «Срок страхования». Этот срок — 1 год.
Период использования обозначен в следующей графе. В нем указаны месяцы в течение срока действия договора, когда автовладелец будет пользоваться своим автомобилем.
Работает это следующим образом: если водитель планирует пользоваться автомобилем весь год, период использования совпадает со сроком страхования.
Но бывает ситуация, когда водитель эксплуатирует машину летом, весной и осенью, а на зиму ставит на стоянку и на дорогу не выезжает. Или планирует уехать в середине года в отпуск на месяц. В этом случае он может сэкономить. При заключении договора ему нужно указать, в какие периоды он не планирует использовать автомобиль. Стоимость полиса в этом случае уменьшится.
Заключить договор по ОСАГО можно минимум на три месяца.
Документы для оформления полиса
Владелец обязан предоставить страховщику следующие документы:
Что такое диагностическая карта. Это бланк формата А4, на котором в виде таблицы изложены результаты проверки технического состояния автомобиля. Выдают его операторы технического осмотра. Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые аккредитованы и могут проводить техосмотр.
В ней содержится следующая информация:
Составляют диагностическую карту на бумаге в двух экземплярах. Один выдают владельцу машины или его представителю. Второй — хранится у оператора технического осмотра в течение трех и более лет. Есть еще один экземпляр диагностической карты — электронный. Его направляют в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Он хранится в ней в течение пяти лет и больше.
Карта составляется не на владельца, а на автомобиль. Если владелец изменился — диагностическая карта действует, пока не закончится срок. Если ее потерять или испортить, а срок действия не вышел, проходить техосмотр снова не придется. Любой оператор технического осмотра может предоставить ее дубликат в день обращения. Это платная услуга — 10% от предельного размера платы за проведение технического осмотра.
Техосмотр нужен не всем. Новые автомобили в течение первых трех лет освобождаются от ТО — полис ОСАГО для них оформят без диагностической карты.
Машины в возрасте от трех до семи лет проходят техосмотр раз в два года. Автомобили старше семи лет — ежегодно. А легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозок пассажиров с числом мест для сидения более восьми, специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов — проходят ТО раз в шесть месяцев.
Правила оформления е-ОСАГО
Раньше ОСАГО оформляли только на бумажных бланках. Чтобы его оформить, нужно было самому идти в офис, стоять в очередях и тратить время.
С 1 января 2017 года все изменилось: теперь полис оформляют через интернет. Е-ОСАГО имеет такую же силу, как и полис на бланке строгой отчетности. Стоимость электронного полиса не отличается от полиса, который оформили на бумажном бланке.
Вся разница — в процедуре. Можно самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и никуда не ходить.
Страховщик проверит правильность введенных данных, посчитает стоимость полиса и выставит счет. Оплатить его тоже можно без визита в офис с банковской карты. А после оплаты полис отправят на электронную почту.
Раньше распечатку этого полиса нужно было возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД. С 29 октября 2019 года возить с собой распечатку необязательно — полис можно предъявить в электронном виде. Сотрудники полиции сами смогут проверить, действителен ли он. Но в правила дорожного движения еще не внесли соответствующие изменения — там по-прежнему сказано, что водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников предъявить им либо полис на бланке, либо его распечатку на бумаге. Поэтому не торопитесь выбрасывать бумажные версии полиса — иногда они помогут избежать конфликтов с сотрудниками ГИБДД.
Как не купить фальшивый полис ОСАГО
Фальшивые полисы бывают как на бумажных бланках, так и в электронном виде.
Раньше часто возле подразделения ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно — страховая компания бланки с такими номерами не оформляла.
Когда начались продажи электронных полисов, мошенники тоже начали продавать их в интернете. Они подделывали сайты, отправляли покупателю недействительный бланк на электронную почту, а деньги присваивали.
Многие водители узнают о том, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится и ремонт из своего кармана оплачивать, а иногда еще штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.
Чтобы этого избежать, нужно сделать следующее:
Если использовать заведомо поддельный полис ОСАГО и предъявить его сотрудникам ГИБДД, могут привлечь к уголовной ответственности за подделку или оборот документов. Санкция — ограничение свободы либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до года.
Если предъявить заведомо поддельный полис ОСАГО в страховую для получения страхового возмещения, могут привлечь к уголовной ответственности за мошенничество в сфере страхования. Санкция тут еще серьезнее — от штрафа до 120 000 Р до ограничения свободы на срок до двух лет.
А вот добросовестных водителей, которые, сами того не зная, приобрели поддельный полис, закон защищает. Если выяснится, что поддельный бланк был утрачен страховщиком, а потом его использовали, чтобы оформить поддельный полис, — отвечать придется не водителю, а страховщику.
Пример из суда. Два автомобиля попали в ДТП. В выплате страховая отказала — заявила, что полис с таким номером она человеку не продавала. И вообще, такой полис продали другому человеку и в другом городе. Пострадавший попытался взыскать ущерб через суд напрямую с виновника, но ничего не вышло. Суд решил, что раз у водителя был полис, значит, он был застрахован и все вопросы — к страховой компании.
Дело дошло до Верховного суда. Он решил: то, что бланки кто-то несанкционированно использовал, не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора. Если бы компания подала заявление в полицию по утере бланков — никаких вопросов бы не было. А нет заявления — значит, ущерб оплачивать придется страховой компании. В результате дело направили на новое рассмотрение.
Что делать с ОСАГО после покупки
Лучше всего распечатать бланк полиса и возить его с собой. По закону это необязательно, но может возникнуть ситуация, когда вы не сможете воспользоваться электронной версией полиса.
Можно сохранить электронную версию полиса в телефоне, и нарушением это не будет. Но если попадете в ДТП, а телефон забудете дома, он будет разряжен или разобьется — вспомнить все его реквизиты сложно. А без них невозможно заполнить извещение о ДТП.
Как формируется цена на ОСАГО
Стоимость полиса ОСАГО зависит от базовых ставок и коэффициентов.
Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.
Базовые ставки страховых тарифов
Минимальная базовая ставка | Максимальная базовая ставка | |
---|---|---|
Мотоциклы и мопеды | 694 Р | 1407 Р |
Легковые машины, принадлежащие юридическим лицам | 2058 Р | 2911 Р |
Легковые машины, принадлежащие физическим лицам и ИП (это 90% автопарка граждан России) | 2746 Р | 4942 Р |
Легковые такси | 4110 Р | 7399 Р |
Грузовики массой до 16 тонн | 2807 Р | 5053 Р |
Автобусы с числом мест до 16 | 2246 Р | 4044 Р |
Автобусы с числом мест более 16 | 2807 Р | 5053 Р |
Коэффициенты зависят от следующих условий:
Что такое КБМ. Это коэффициент, который корректирует стоимость полиса ОСАГО в зависимости от аварий по вине водителя. Если аварий не было, по КБМ дается скидка. Если аварии были, по КБМ устанавливается надбавка. Если хотя бы у одного из водителей, допущенного к управлению, были аварии по его вине — полис обойдется дороже.
Каждый год безаварийной езды дает скидку на приобретение полиса ОСАГО в следующем году. Максимальная скидка на полис, которую можно получить с учетом КБМ, — 50%.
КБМ нужен, чтобы водители стремились к аккуратному вождению.
С 1 апреля 2020 года поменяется порядок подсчёта года для КМБ. Это будет не год действия конкретного полиса, а период с 1 апреля одного года по 31 марта следующего.
Будет ли увеличение стоимости ОСАГО в 2019 году. В 2019 году стоимость ОСАГО уже менялась — базовые тарифы и коэффициенты увеличились с 9 января 2019 года. В текущем году изменения больше не планируются. Если они будут в следующем году — мы обязательно об этом расскажем.
Но это не значит, что для всех водителей стоимость полиса всегда будет неизменной. Для кого-то полис может стать дешевле — если, например, человек ездит без аварий.
А для кого-то дороже — если попал в ДТП по своей вине, приобрел более мощную машину или допустил к управлению автомобилем человека с маленьким стажем.
Как сэкономить на ОСАГО
Методика расчета стоимости полиса жесткая. Но все равно есть способы сэкономить деньги:
Отправляйте детей получать права как можно раньше
С 2019 года можно сэкономить на ОСАГО, учитывая коэффициент возраста, — стажа, или КВС. Работает это так. Чем старше водитель и чем больше у него водительский стаж — тем дешевле полис.
А еще подорожала открытая страховка с неограниченным количеством водителей. По ней отменили все скидки. ОСАГО на легковую машину в Санкт-Петербурге с неограниченным числом водителей теперь обойдется дороже 20 тысяч рублей.
Мой совет: если есть возможность, откажитесь от оформления открытых страховок, и вписывайте в полис только тех, кто реально пользуется машиной.
А еще отправляйте детей учиться в автошколу как можно раньше — водительский стаж считается не с того момента, когда человек сел за руль, а с даты выдачи первого водительского удостоверения. Например, если заранее отправить ребенка в автошколу, он может уже получить права с 18 лет. Когда он вырастет и сможет приобрести автомобиль — полис для него обойдется дешевле.
Что делать, если случилось ДТП
Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.
Что такое европротокол. В некоторых случаях, например, если пострадало только две машины, ущерб меньше 400 тысяч рублей, и люди не пострадали, — водители могут оформить все документы самостоятельно по европейскому протоколу.
На самом деле такого документа, как «европротокол» не существует. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП, чтобы получить выплаты у страховых компаний, и самостоятельно в эти компании обращаются.
Если ДТП соответствует всем этим пунктам — сотрудников ГИБДД можно не вызывать.
Чтобы оформить ДТП по европротоколу, нужно заполнить только один документ — извещение о ДТП. Его можно бесплатно получить в страховой компании, когда покупаете полис. А еще извещение можно скачать с официального сайта РСА и распечатать на принтере.
Порядок возмещения по ОСАГО
Куда обращаться за возмещением по ОСАГО. Нужно будет обратиться в свою страховую компанию. А в некоторых случаях можно обратиться и в компанию виновника — например, если пострадал пешеход или причинен вред дорожному имуществу. Там вас попросят написать заявление об убытке по форме компании. А еще снимут копии документов на автомобиль или попросят их электронные копии.
Что такое «прямое возмещение убытка» по ОСАГО. Это означает, что обращаться за возмещением ущерба надо в свою страховую компанию, если соблюдаются следующие условия:
С 2007 года искать страховую компанию виновника и подавать туда документы не нужно.
Что относится к страховому случаю. Происшествие относится к страховому случаю, когда нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору, и присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие.
Сколько ущерба покрывает ОСАГО. Выплаты зависят от причиненного ущерба. Если в ДТП пострадали люди, выплаты могут быть до 500 000 Р каждому пострадавшему. В этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. А если люди не пострадали — сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 000 Р при фиксации данных о ДТП в электронном виде.
Как получить деньги по ОСАГО
С 2017 страховые компании имеют право направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Если автомобилю менее двух лет, страховая компания обязана отправить ее только к официальному дилеру.
В каких случаях выплачивают деньги. Денежная выплата будет положена в следующих случаях:
Максимальная сумма страховой выплаты. Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
Эта сумма не зависит от числа страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования.
Ремонт автомобиля за счет страховой компании
Можно ли выбрать автосервис самому. Если есть письменное согласие страховщика, потерпевший может самостоятельно выбрать автосервис или организовать ремонт.
В этом случае потерпевшему в заявлении о возмещении убытков нужно указать полное наименование СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты. Страховщик при этом выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его.
Что делать, если качество ремонта не устраивает. В этом случае ответственность за срок ремонта на СТО и его качество несет страховщик, выдавший направление на ремонт. Он не сможет сказать — вам слесарь ремонт плохо сделал, к нему и обращайтесь.
А если Банк России будет получать от граждан жалобы и по ним либо самостоятельно более двух раз в течение года выявит нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту — он может ограничить возмещение причиненного вреда в виде ремонта. Страховщику в этом случае придется возмещать вред только деньгами.
Отказ от компенсации по ОСАГО
Когда страховая компания может отказать. Страховщик может не платить в следующих случаях:
Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.
Куда жаловаться в случае проблем со страховой компанией. С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым уполномоченным. Иногда его называют финансовым омбудсменом.
На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения, но не спешите писать ему напрямую. Если есть разногласия — направьте страховщику письменное заявление. Страховщик его рассмотрит и сам передаст на рассмотрение в службу финансового уполномоченного.
Финансовый уполномоченный занимается досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами. В этом случае можно избежать обращения в суд. Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно.
Он может рассмотреть следующие вопросы:
По результатам рассмотрения финансовый уполномоченный принимает решение, и страховщик должен его обязательно исполнить. Но если страховщик или страхователь не согласны с решением — они могут оспорить его в суде.
Что делать, если страховая компания развалилась. В этом случае вы все равно получите страховые выплаты. Для этого нужно обратиться в РСА — Российский союз автостраховщиков. Он берет на себя ответственность по компенсационным выплатам пострадавшим в ДТП в счет возмещения жизни или здоровья в следующих случаях:
Выплаты в этих случаях сделают из специального резервного фонда, в который члены союза платят по 3% от собранных ими премий.
Обращаться за выплатой можно лично или по почте. Вот список адресов, по которым можно обратиться.
Продление ОСАГО
Чтобы продлить ОСАГО, обратитесь в свою страховую компанию. При необходимости не забудьте пройти технический осмотр и возьмите с собой водительское удостоверение и документы на машину.