Можно глухому водить автомобиль
Еще раз о правах глухих водителей
После новогодних каникул главной темой глухих водителей, счастливых обладателей автотранспортных средств, стало обсуждение не сумасшедшего курса евро с долларом и стремительной девальвации рубля, не рост цен, а Постановление Правительства РФ N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», подписанное Дмитрием Медведевым 29 декабря 2014 года. В первоначальном варианте Постановление, о котором было написано на сайте ВОГинфо.ру, предлагало глухим водителям носить слуховые аппараты.
Документ, кроме глухих водителей, затрагивал интересы почти всех автомобилистов страны, и его скоротечное принятие, без обсуждения в средствах массовой информации и консультаций с общественными организациями инвалидов, вызвало кучу вопросов, и открытое возмущение среди владельцев автотранспортных средств.
Список противопоказаний к вождению был значительно изменен, туда вошли новые категории заболеваний и, оказалось, что многие люди, до сих пор успешно водившие машину, теперь лишились права ее водить.
Нас, глухих и слабослышащих, конечно, больше всего интересует пятый раздел этого Постановления «Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха», в котором в пункте 17 идет речь о водителях, имеющих потерю слуха: «Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня».
Здесь, соответственно, возникло множество вопросов в отношении глухих и слабослышащих автомобилистов:
— можно ли глухим, которые не носят слуховой аппарат в виду своей глухоты, водить автомобиль?
— можно ли водить автомобиль слабослышащему, если он не носит слуховой аппарат или забыл его надеть?
— что включает в себя понятие «разрешенный уровень»?
Минздрав на основании постановления Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 начал готовить ряд нормативно-правовых документов, предусматривающих порядок и условия оформления допуска граждан к вождению автотранспортных средств.
Слабослышащие водители, которые в основном и носят слуховые аппараты (СА), могут подтвердить, что наличие или отсутствие слухового аппарата не имеет никакого влияния на сам процесс вождения, по причине сплошной герметизации транспортного средства. Проще говоря, в салоне современных авто глухо как в танке.
И вот недавно на сайте ВОГинфо.ру вышла вторая статья на эту тему «Глухие могут водить машину без слуховых аппаратов». Из названия статьи можно понять, что проблема решена.
Содержание новой статьи в том, что с января этого года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Постановление было подготовлено во исполнение пункта 4 статьи 1 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 437-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности движения» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Сейчас при прохождении медкомиссии человек должен получить заключения семи специалистов. По новой процедуре из списка необходимых обследований будет исключен осмотр хирурга. Кроме того, граждане, получающие права категорий А и В, будут освобождены от посещения невролога и лор-врача. Также предложено отменить электроэнцефалографию и электрокардиографию.
В перечне заболеваний, которые являются противопоказанием к управлению транспортным средством, оказались восемь заболеваний нервной системы, а также ахроматопсия (недостаток зрения, вследствие которого различение цветов делается невозможным) и слепота обоих глаз. Ограничения по слуху для вождения в категории А и В теперь отсутствуют.
Проблема получения водительских прав инвалидами по слуху постоянно находится в поле зрения Всероссийского общества глухих. Зная, с какими трудностями сталкиваются водители из числа глухих при получении водительских прав и медицинских справок на допуск к вождению транспортными средствами, руководство ВОГ поручило Отделу реабилитации Управления социальной политики и реабилитации взять эту проблему на особый контроль.
По новым правилам за глухими сохранено право на вождение.
Другими словами:
1. Полностью глухие могут управлять транспортными средствами категорий «A», «M», «B», «BE», подкатегории «A1», «B1». То есть для управления легковым автомобилем или мотоциклом ношение слухового аппарата не требуется.
2. При снижении слуха ниже разрешенного уровня, можно управлять транспортными средствами категорий «C», «CE», «D», «DE», «Tm» или «Tb», подкатегории «C1», «D1», «C1E» или «DIE», при условии компенсации слуха до разрешенного уровня с помощью индивидуальных средств реабилитации. То есть люди с нарушениями слуха могут водить грузовик, автобус, троллейбус и трамвай – при условии ношения слухового аппарата или КИ.
Редакция сайта СПбВОГ.ру, руководствуясь принципом «доверяй, но проверяй», решила проверить на практике как действует новое Постановление Правительства РФ N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».
Учитывая, что трактовка новых Правил полностью вверена в руки медкомиссий (где до сих пор сохранился ужасающий штамп «глухонемой», так что не всегда приходится надеяться на компетентность), нужно было найти в Санкт-Петербурге кандидата на получение водительских прав, из числа инвалидов по слуху. Долго искать нам не пришлось – подходящая кандидатуру оказалась почти под рукой. В ближайших выпусках новостей мы расскажем, как «наш» человек проходил «круги ада» в виде медкомиссии и обмена водительских удостоверений.
МОЖНО ЛИ ГЛУХИМ ВОДИТЬ МАШИНУ
Гражданам с нарушениями слуха (глухим и слабослышащим) разрешается вождение легковых автомобилей, грузовых машин, разрешённая максимальная масса которых не более 3,5 тонн (например, «Газель»), и микроавтобусов, имеющим не более 8 пассажирских мест (до 9-ти мест, включая место водителя). То есть разрешается получать категорию «В». При этом в водительских правах появится запись — «без права работы по найму». Это означает, что глухие и слабослышащие не могут официально работать водителями. Можно только ездить на машинах в качестве автолюбителей, по своим личным делам. На своих или чужих машинах, по доверенности.
Запрещается ездить на мотоциклах, грузовиках более 3,5 тонн, автобусах с 9-тью пассажирским местами и более. То есть запрещены все другие категории (А, С, D, Е).
Глухие и слабослышащие граждане, желающие водить автомобили, обучаются в автошколах (обычно организованными группами, с переводчиком жестового яыка), сдают экзамены и получают права категории «В».
Перед поступлением на учёбу в автошколу надо оформить себе водительскую медицинскую справку. Эту справку можно оформить в любом медицинском учреждении, где есть водительская комиссия. Медсправки выдаются на несколько лет (на 1-2-3 года). После окончания действия медсправки надо будет оформлять новую, и так далее. Оформление медсправки платное.
При оформлении медсправки требуется представлять две другие справки: из психоневрологического диспансера и из наркологического диспансера (по месту жительства). Если гражданин состоит на учёте в одном из этих диспансеров или не прошёл благополучно осмотр в кабинете психиатра или нарколога, то он не сможет оформить себе медсправку.
Также врачи могут отказать в выдаче медсправки при наличии других противопоказаний (по зрению и т.д.)
Можно не бегать по диспансерам, а пройти психиатра и нарколога прямо в водительской комиссии (если, конечно, они есть в штате водительской комиссии). Правда, медсправка при этом обойдётся дороже.
Правила дорожного движения (ПДД) обязывают глухого водителя вешать на заднем стекле автомобиля знак «Глухой водитель» (желтый круг с тремя равноудаленными черными точками). Но практически все глухие водители игнорируют это требование. Кстати, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) не предусматривает наказания или штрафа за невыполнение данного предписания.
Глухие получили право водить автомобили ещё со времён СССР, с 1972 года. Во всех странах, за малым исключением, также разрешено вождение автомобилей людям с нарушениями слуха. Более того, некотрые страны пошли дальше — разрешили глухим работать водителями автобусов и большегрузных машин.
Разъяснение по водительским правам
ВОГинфо получил ряд жалоб от глухих водителей транспортных средств (ТС), что их штрафуют за то, что не носят слуховой аппарат (СА) во время управления авто. ГИБДД при этом ссылается на указание в водительских правах, где предписано ношение СА, также некие нормативы.
Отдел реабилитации ВОГ поясняет, что в постановлении Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» сказано:
1. Полностью глухие могут управлять транспортом категорий «A», «M», «B», «BE», подкатегории «A1», «B1». То есть для управления легковым автомобилем или мотоциклом ношение слухового аппарата не требуется.
2. При снижении слуха ниже разрешенного уровня, можно управлять транспортными средствами категорий «C», «CE», «D», «DE», «Tm» или «Tb», подкатегории «C1», «D1», «C1E» или «DIE», при условии компенсации слуха до разрешенного уровня с помощью индивидуальных средств реабилитации.
Разрешенный уровень подразумевает: восприятие разговорной речи на одно или оба уха на расстоянии менее 3 м, шепотной речи – на расстоянии 1 м или менее, независимо от способа компенсации потери слуха.
То есть люди с нарушениями слуха могут водить грузовик, автобус, троллейбус и трамвай – при условии ношения слухового аппарата или КИ.
Поскольку, по итогам исследований, наличие или отсутствие слухового аппарата не влияет на процесс вождения, по причине сплошной герметизации транспортного средства. Проще говоря, в салоне современных авто глухо, как в танке.
Так что глухие водители могут быть уверены, что никаких дополнительных требований по слуховым аппаратам к ним не предъявляются! И их не должны штрафовать за отсутствие слухового аппарата во время вождения!
Новые правила дорожного движения для инвалидов в 2021 году
Новые правила дорожного движения для инвалидов в 2021 году
В текущем 2021 году рассматриваемые специальные нормы не претерпели существенных изменений. Можно выделить лишь 2 нововведения, которые вступили в силу в предыдущие несколько лет:
При этом указанное первое нововведение видоизменилось с 1 июля 2021 года. Хотя законодатель не отменил упомянутые знаки «Инвалид», с указанной даты он отменил их выдачу федеральными бюро медико-социальной экспертизы. Следовательно, ранее выданные знаки использовать можно, а получить новые – нет. Однако применение таких табличек отныне может носить лишь информативный характер. Для использования же соответствующих льгот с указанной даты сведения об автомобиле, который управляется лицом с ограниченными возможностями здоровья, должны быть включены в соответствующий Федеральный реестр.
Важно! Если инвалид планирует пользоваться льготной парковкой до конца 2021 года, ему или его законному представителю необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением о внесении автомашины в Федеральный реестр инвалидов.
Порядок управления транспортным средством инвалидом
Правила дорожного движения едины для всех участников, исключения касаются лишь некоторых льгот для инвалидов. Так, на данную категорию граждан могут не распространяться некоторые дорожные знаки. В остальном же данные лица никак не ограничены в передвижении при условии соблюдения общих правил. Однако ограничения на использование транспортного средства такими лицами могут следовать из Перечня медицинских противопоказаний и ограничений. В частности могут накладываться следующие ограничения:
Тяжелые психические расстройства, эпилепсия, полная слепота
Лица с такими заболеваниями не допускаются к управлению транспортным средством, поэтому не смогут даже получить водительское удостоверение
Наличие инвалидности, связанной с отсутствием или деформацией нижних конечностей
Лицо с ограниченными возможностями здоровья может быть водителем, но его транспортное средство должно быть в обязательном порядке снабжено оборудованием для ручного управления (в ряде случаев есть выбор использовать машину с автоматической коробкой передач)
Дефекты верхних конечностей (либо их полное отсутствие)
Можно управлять только автомобилем с автоматической трансмиссией (сейчас даже на водительских правах отмечается, может ли водитель управлять любым легковым автомобилем или только ТС с автоматической коробкой передач)
Водители, слепые на один глаз
Необходима установка акустической парковочной системы на транспортном средстве
Существует и ряд других ограничений, связанных с наличием заболеваний и дефектов, при которых даже не всегда присваивается группа инвалидности.
Важно! Для пользования преимуществами при передвижении по дорогам, инвалиду необходимо иметь при себе документы, подтверждающие его статус. В противном случае он может быть подвергнут административному наказанию за нарушение правил дорожного движения, как рядовой его участник.
Какие запрещающие знаки не распространяются на инвалидов
В первую очередь важно знать, что некоторые знаки не распространяют свое действие на следующие категории водителей:
В отношении таких участников дорожного движения не действуют следующие знаки:
Важно! Помимо этого основные знаки могут сопровождаться знаками дополнительной информации «Инвалиды» и «Кроме инвалидов», которые также могут дополнительно предоставлять преимущество водителям, относящимся к этой категории и имеющим при себе подтверждающие это документы.
Льготы в ПДД для инвалидов
Помимо обозначенных преимуществ при передвижении и стоянке в зоне действия указанных выше знаков, существует и ряд других льгот. Так, например, законом предусмотрена обязанность владельцев стоянок оборудовать отдельные места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами. Также органы государственной и муниципальной власти обязаны оборудовать элементы улично-дорожной сети с учетом интересов инвалидов.
Существует и ряд льгот, связанный с невозможностью применения некоторых видов административных наказаний, даже если водитель-инвалид нарушил определенные правила дорожного движения, став виновником ДТП или скрывшись с места происшествия. Среди таких исключений можно выделить следующие:
Правила перевозки инвалидов на автотранспорте
На законодательном уровне отсутствуют какие-либо особые правила, касающиеся перевозки именно людей с инвалидностью. Таких пассажиров следует перевозить с учетом общих правил (например, пристегнутыми ремнями безопасностями). То же касается и детей с ограниченными возможностями здоровья, они подлежат перевозке по правилам в отношении детей (в частности, с применением детского удерживающего устройства).
При этом особенности перевозки пассажиров рассматриваемой категории могут быть вызваны спецификой их инвалидности. Некоторые категории пассажиров невозможно пристегнуть обычными ремнями безопасности, инвалидов-колясочников удобнее перевозить в их инвалидном кресле и т.д. В таких случаях автомобиль соответствующим образом может быть переоборудован, чтобы приспособить его для перевозки лиц с физическими особенностями.
Важно! Любое переоборудование автомобиля подлежит регистрации в госавтоинспекции, потому необходимо сначала собрать документы о возможности такого переоборудования, произвести работы, получить протокол безопасности и пройти технический осмотр.
Также существуют модели автомобилей, которые заводом-изготовителем изначально производятся для перевозки пассажиров с определенными видами инвалидности. Не стоит забывать и о том, что водителю необходимо обеспечить наличие документов, подтверждающих инвалидность перевозимого им гражданина, если поездка осуществляется в нарушение общеустановленных правил дорожного движения.
Льготы водителю, перевозящему на своем автомобиле инвалида
Как уже отмечалось выше, перевозящий инвалида автомобиль может продолжать движение в зоне действия дорожных знаков, запрещающих движение. Кроме того, машина с инвалидом может парковаться так, где специальным знаком запрещено делать это другим автолюбителям. В остальном же такой водитель подчиняется общим правилам.
При этом не стоит забывать, что знак «инвалид» может размещаться в автомобиле только в том случае, когда пассажир данной категории находится в транспорте. В иных случаях такой знак следует убирать. На практике же, если водитель с таким знаком не пользуется предусмотренными льготами, то и штрафовать его не за что.
Штрафы для инвалидов, нарушающих ПДД
Мы уже поговорили о том, какие вида административного наказания не применяются в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые нарушили правила дорожного движения. Что же касается штрафов, то в отношении них действуют общие для всех правила: если инвалид нарушил ПДД, а санкцией статьи за это предусмотрен штраф, то такой водитель вынужден будет заплатить его в полном объеме.
Важно! Закон предусматривает общую для всех возможность оплатить назначенный за нарушение ПДД штраф в течение первых 20 дней со скидкой в 50%.
Можно глухому водить автомобиль
Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.
Кто боится больше?
Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто. Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.
Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.
Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала «чувствовать» дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован.
Но не стоит думать, что «водительский» страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции «бьют» по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.
Чего чаще всего боятся
Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.
Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.
Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.
Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной «недовольные» сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.
Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.
Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.
Но пожалуй самыми «популярными» страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.
Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего «наживет» себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.
Как побороть в себе страх вождения?
Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: «хочу» (со стороны разума) и «не хочу» (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.
Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.
Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.
Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.
Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы «не». Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза «Я не боюсь» становится вполне утвердительной «Я боюсь». Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.
Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.
Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно «инсценируйте» опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для «профилактики» лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.
Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих «декорациях». То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.
Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.
Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.
Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого «врага». В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.