можно ли давать закят родственникам

Можно ли выплачивать закят своим родителям?

можно ли давать закят родственникам. Смотреть фото можно ли давать закят родственникам. Смотреть картинку можно ли давать закят родственникам. Картинка про можно ли давать закят родственникам. Фото можно ли давать закят родственникам

Закят является одним из важнейших столпов Ислама, за соблюдение которого верующий получает огромное вознаграждение. Однако если при выплате закята человек не выполнит все требования Шарита, может оказаться так, что он потратит своё имущество и в то же время окажется в числе тех, кто не исполнил один из столпов Ислама.

Одним из основных требований к выплате закята является доведение этого имущества до категории лиц, заслуживающих закят. Эти восемь категорий людей, которым предназначен закят, перечислены и чётко определены в известном аяте (суры Ат-Тавба: 60) Священного Корана.

Выплата закята какой-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получатель закята должен быть мусульманином и не должен принадлежать к роду Хашима и Мутталиба, он должен быть совершеннолетним и не предаваться постоянно большим грехам.

Помимо этих, ставится ещё одно условие для получающего закят: получатель не должен быть из числа тех, кого обязан обеспечить тот, кто выплачивает закят, как об этом пишет Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж».

وَمِنْهَا أَنْ لَا يَكُونَ مِمَّنْ تَلْزَمُهُ نَفَقَتُهُ

Следовательно, если нуждающиеся родители находятся на иждивении сына, ему не разрешается выплачивать им свой закят.

Имам Аш-Ширази пишет об этом следующее:

«Нельзя выплачивать закят человеку из числа родственников, которого он обязан обеспечивать, в том числе и жене, отнеся их к категории нуждающихся (факир). Ведь обязанность выплаты закята установлена, чтобы устранить нужду. Однако у этих людей нет нужды, ибо их есть кому обеспечивать». («Аль-Мухаззаб»)

ولا يجوز دفعها الي من تلزمه نفقته من الاقارب والزوجات من سهم الفقراء لان ذلك انما جعل للحاجة ولا حاجة بهم مع وجوب النفقة

Имам Ан-Навави, комментируя эти слова Аш-Ширази, пишет следующее:

«Большие учёные нашего мазхаба (асхаб) сказали: «Человеку нельзя выплачивать закят своим детям или отцу, которых он обязан обеспечить, из доли нуждающихся (факир) и бедных (мискин) по двум причинам. Во-первых, он (родитель или ребёнок) не нуждается в закяте, ибо находится на иждивении. Во-вторых, человек, отдав ему свой закят, приобретает для себя выгоду, то есть снимает с себя обязанность обеспечить родственника всем необходимым». («Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб»)

قَالَ أَصْحَابُنَا لَا يَجُوزُ لِلْإِنْسَانِ أَنْ يَدْفَعَ إلَى وَلَدِهِ وَلَا وَالِدِهِ الَّذِي يَلْزَمُهُ نفقته من سهم الفقراء والمساكين لعلتين (احداهما) أَنَّهُ غَنِيٌّ بِنَفَقَتِهِ (وَالثَّانِيَةُ) أَنَّهُ بِالدَّفْعِ إلَيْهِ يَجْلِبُ إلَى نَفْسِهِ نَفْعًا وَهُوَ مَنْعُ وُجُوبِ النَّفَقَةِ عَلَيْهِ

Родителям же можно помочь материально, и в таком случае это будет вашим садака, за которое вы по Милости Аллаха сможете получить двойную награду, потому как вы не только дали садака, но и помогли своим родителям и тем самым укрепили родственные узы.

К тому же, не стоит забывать, что помогать и смотреть за родителями – это наша прямая обязанность. Поэтому мы по возможности должны помогать своим родителям выплачивать долги, даже если они не связаны с расходами на нас.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Кто платит закят

Условия, при которых выплата закята обязательна

Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота[1] (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята[2].

К примеру, по состоянию на 7 ноября 2017 года, по данным Центрального банка РФ, учетная стоимость одного грамма аффинированного[3] золота составила 2 395,72 рубля.

84,8 г золота = 203 157 рублей (на 7 ноября 2017 г).

Кто платит закят, а кто нет

В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т.д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.

Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра)[4].

Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:

ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;

богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна[5];

богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается. Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно.

Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам[6]. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.[7]

Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.

Закят и бизнес

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается[8].

Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть»[9]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.

Закят с урожая

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте[10] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оговорил: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям». См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 410.

Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 404.

[2] Пример: с того момента, как в бюджете человека или семьи накопилась сумма, эквивалентная 84,8 г золота, начинается отсчет года. Например, 1 ноября 2015 года была отложена такая сумма (эквивалент 84,8 г золота). Это фиксируется и на год забывается. Через год (1 ноября 2016 года) подсчитывается итог отложенных сбережений. Предположим, сумма возросла до 10 000 евро, тогда с нее платится закят, то есть 250 евро. Еще через год накопилось 100 000 евро (да пожелает Всевышний и большего), значит, размер выплат составит 2 500 евро. И так далее.

[3] Аффинаж, аффинирование [фр. affinage — очистка] — разновидность рафинирования металлов — получение благородных металлов (серебра, золота, платины и др.) высокой чистоты.

[4] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 541.

[6] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 283.

[7] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 563.

[8] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 603.

[9] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 271, хадис № 2509 и 2510, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.

[10] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай.

Источник

МУФТИЯТ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

можно ли давать закят родственникам. Смотреть фото можно ли давать закят родственникам. Смотреть картинку можно ли давать закят родственникам. Картинка про можно ли давать закят родственникам. Фото можно ли давать закят родственникам

ВЫПЛАТА ЗАКЯТА РОДСТВЕННИКАМ

ОТВЕТ:

• Если родственник является из тех людей (отец, сын, супруга), которых человек и так обязан обеспечивать, и он может обеспечить близких положенным образом, то им нельзя давать закят. Но если же посильного обеспечения им недостаточно, то можно им дать и закят. В случае если они попадают в категорию людей, которым закят положен, то и тогда им отдавать дозволено.

• Что касается остальных родственников, как брат, сестра, супруг и т. д., то им можно давать закят, если они попадают под
соответствующую категорию. Более того, им отдать предпочтительнее, чем другим.

Относительно других обязательных милостынь, как например, штрафные каффараты, то же самое решение, что и выше.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المجموع في شرح المهذب: قال أصحابنا لا يجوز للإنسان أن يدفع إلى ولده ولا والده الذي يلزمه نفقته من سهم الفقراء والمساكين لعلتين (احداهما) أنه غني بنفقته (والثانية) أنه بالدفع إليه يجلب إلى نفسه نفعا وهو منع وجوب النفقة عليه قال أصحابنا ويجوز أن يدفع إلى ولده ووالده من سهم العاملين والمكاتبين والغارمين والغزاة إذا كانا بهذه الصفة. (وأما) إذا كان الولد أو الوالد فقيرا أو مسكينا وقلنا في بعض الأحوال لا تجب نفقته فيجوز لوالده وولده دفع الزكاة إليه من سهم الفقراء والمساكين بلا خلاف لأنه حينئذ كالأجنبي.[¹]

عبارة الشربيني في الإقناع: (من تلزم المزكي نفقته) بزوجية أو بعضية (لا يدفعها) إليهم (باسم) أي من سهم (الفقراء) ولا من سهم (المساكين) لغناهم بذلك وله دفعها إليهم من سهم باقي الأصناف إذا كانوا بتلك الصفة. [²]

عبارة إعانة الطالبين: ولا يلزم من وجوب نفقته على أبيه، غناه، لجواز أن يكون له عائلة كزوجة، ومستولدة يحتاج للنفقة عليهما، فيأخذ من الزكاة ما يصرفه في ذلك، لأنه إنه يجب على أصله نفقته، لا نفقة عياله، فيأخذ من صدقة أبيه ما زاد على نفقة نفسه.[³]

عبارة أسنى المطالب: ولو لم تكتف الزوجة بنفقتها أعطيت باقي كفايتها من سهم الفقراء أو المساكين.[⁴]

Источник

Условия выплаты закята

можно ли давать закят родственникам. Смотреть фото можно ли давать закят родственникам. Смотреть картинку можно ли давать закят родственникам. Картинка про можно ли давать закят родственникам. Фото можно ли давать закят родственникам

Намерение

При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят с моего имущества». При этом желательно упомянуть, с какого вида имущества выделяется закят.

В книге «Шархульмухаззаб» приводятся следующие слова ученого Багави÷: «Достаточно сказать: «Это закят с моего имущества», но недостаточно: «Это обязанность с моего имущества», т.к. под словом «обязанность» можно подразумевать помимо закята также кафарат и назру. Также недостаточно сказать: «это милостыня с моего имущества», т.к. милостыня бывает как обязательной, так и желательной, а закят – это обязанность.

При выплате закята с имущества ребёнка или слабоумного намерение должен сделать опекун. В случае, если опекун выплатит закят с имущества ребенка или душевнобольного без соответствующего намерения, то это не считается закятом. Он должен возместить это, выплатив закят ещё раз, но уже из своего имущества.

Если хозяин уполномачивает другого человека выплатить закят с его имущества, достаточно намерение хозяина, но лучше, если хозяин и уполномоченный, оба сделают намерение.

Намерения уполномоченного (вакиля) без намерения хозяина недостаточно. Исключением является тот случай, когда хозяин уполномочил (вакиля) делать намерение за него. В таком случае хватает намерения уполномоченного.

Человеку, который отдаёт закят имаму, чтобы тот распределил его среди нуждающихся, следует сделать соответствующее намерение. Если хозяин не сделал намерение, когда он отдавал имаму, то отданное не будет считаться закятом, даже если имам сделает за него намерение.

Закят, выплаченный без соответствующего намерения, следует возместить.

Немедленная выплата закята по истечении года

Неоправданное откладывание выплаты закята является тяжким грехом. Закят обязуется выплатить сразу, как появится возможность, которая определяется сроком, наличием имущества и людей, которым выплачивается закят.

Хозяин может сам выплатить закят, уполномочить другого или же отдать имаму, чтобы он распределил его

Предпочтительнее, когда хозяин сам распределяет закят, а не уполномочивает другого человека. Имам Навави, да смилуется Аллах над ним, в книге «Равза» пишет, что, если имам справедливый, предпочтительнее поручить ему распределение закята, ибо он более осведомлён о тех людях, кто действительно заслуживают закят.

Если с момента приобретения имущества, с которого необходимо выплатить закят, прошёл год, но этот товар остался у продавца, то закят должен выплатить покупатель.

Если у человека в другом городе имеется имущество, с которого необходимо выплатить закят, то ему необходимо или самому отправиться туда, или же отправить уполномоченного человека для выплаты закята. Если нет такой возможности, то ему разрешается отложить выплату закята, пока не появится возможность.

Досрочная выплата закята

Условия досрочной выплаты закята:

Имущество должно достигнуть нисаба. Если выплатить до того, как имущество достигнет нисаба, оно не будет считаться закятом.

К примеру, человек владеет 39 овцами т.е. для нисаба не хватает одной овцы. Если он с этих 39 овец отдаст одну овцу в качестве закята раньше времени, т.е. до истечения года, то, если даже по истечении года у него станет 40 овец, та отданная ранее овца не будет достаточной для закята, она считается как желательная милостыня. Поэтому хозяин должен отдать в качестве закята ещё одну овцу.

Человек, получивший закят, должен быть заслуживающим его также и на момент истечения года. Если же тот, кто получил закят до истечения года, стал состоятельным или умер, или стал неверным, то выплативший закят или его наследники имеют право вернуть это имущество, и ему следует выплатить закят ещё раз (при условии, что получатель был оповещён о том, что это является досрочным закятом; если же получатель не был предупреждён, что ему дали досрочный закят, то хозяин имущества не имеет права требовать его обратно).

Количество имущества в течение года не должна уменьшаться от количества нисаба

Это условие не касается закята с торгового имущества.

Если тот, кто выплатил закят досрочно, к истечению года стал бедным, то выплаченное им это имущество считается добровольным пожертвованием.

Что же касается торгового имущества, то закят с него можно выплатить раньше времени, так как в этой категории имущества для выплаты закята достаточно, чтобы торговый оборот в конце года дошёл до нисаба. К примеру, человек купил товар на сумму 100 дирхамов и, не дожидаясь конца года, досрочно выплачивает закят за товар на сумму 200 дирхамов (это количество нисаба), надеясь, что к концу года у него товар будет на эту сумму. В таком случае, если к концу года у него будет товар на сумму 200 дирхамов, то выплаченное имущество будет достаточным в качестве закята.

Нельзя выплачивать закят досрочно за два года раньше. Если кто-то выплатит закят досрочно за два года, то выплаченное считается только за один год.

Нельзя выплачивать закят с плодов до начала созревания, а также с зёрен до затвердения, потому что неизвестно их количество даже предположительно. Но после начала созревания плодов и затвердевания зёрен выплачивать закят можно, так как можно определить их приблизительное количество.

можно ли давать закят родственникам. Смотреть фото можно ли давать закят родственникам. Смотреть картинку можно ли давать закят родственникам. Картинка про можно ли давать закят родственникам. Фото можно ли давать закят родственникам

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Можно ли раздавать закят родственникам?

Разрешается ли включить в число тех, кому я отдаю закят, своего родственника? У меня есть женатый племянник, у которого есть дети, но он бедно живет. Можно ли мне отдать закят и ему? Магомед Идрисов.

Закят можно отдать тем людям (пусть даже они будут родственниками), которых выплачивающий закят не обязан обеспечивать. Поэтому не считается выплаченным закят, отданный матери, отцу, бабушке, дедушке, которых повзрослевший ребенок обязан обеспечивать. Также не считается действительным закят, отданный своим маленьким детям и жене, так как отец обязан их обеспечивать.

В данном случае речь идет о том, что не засчитывается закят, отданный тем людям, которых человек обязан обеспечивать, относя их к категории мискинов и факиров. Если же эти родственники, которых он обязан обеспечивать, относятся к другим категориям (например, к должникам (гарим)), то можно им давать закят.

Таким родственникам даже предпочтительнее отдать, чем посторонним, так как в хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Милостыня, отданная бедному, будет считаться садака, а отданная нуждающемуся родственнику засчитывается как садака и как укрепление родственных связей» (Тирмизи, 658; Насаи, 5 / 92; Ибн Маджа, 1844).

Исходя из того, что обеспечивать племянника вам не вменяется в обязанность, отданный ему закят будет считаться действительным. Даже предпочтительнее отдать закят ему, но лишь в том случае, если он действительно входит в одну из категорий мусульман, которым полагается закят.

Ответил Ансар Рамазанов, сотрудник канонического отдела муфтията республики Дагестан

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *