Можно ли доехать до лондона на машине
Путешествие на автомобиле в Великобританию. Дни 1-4
Великобритания на машине? Наверное из нашей страны это слишком далеко и заморочено. Так думал я в прошлом году, рассматривая наклейки на одном из кемперов в Норвегии, где среди прочих была наклейка GB.
Потом командировка в Лондон. Мое такси стояло в пробке рядом ярко желтым Ferrari с московскими номерами.
Потом мы в шутку стали придумывать, куда поедем в этом году. Майские праздники складывались в интересную комбинацию, из которой можно было вытянуть длинный отпуск. Машина с флагами на зеркалах сама подсказала дальнейшие мысли. А может правда в Великобританию? Типа в тему. А почему бы и нет. Две визы? Окей. А кто-нибудь еще ездил на своих колесах? Хмм, практически нет, в интернете три с половиной рассказа. Будет интересно…
А потом все как-то казалось неправдоподобным. Ведь за окном падал и падал снег. В середине марта подали документы на UK визу. Куча замечаний к документам — «на усмотрение консульства». Но успешно. Затем подали на шенгенскую визу (Франция, как самая дальняя точка планируемого трипа). Еще больше замечаний. Даже к фотографиям придрались. И снова успешно. Страховка. ТО. Собрать вещи. А в субботу 27 апреля поехали. Без маршрута.
1) Что такое Великобритания для автотуриста? Сплошная неизвестность. Вообще без понятия что и куда. Информации крупицы и четкой картины как по Норвегии нет. Иностранцы ездят. Наши на своих машинах — единицы, на прокатных — больше, но полезной дорожно-бытовой информации из таких рассказов еще меньше. Но есть главное — фотографии, которые говорят, что там красиво.
2) Что я хотел от Великобритания? Того же самого, чего от Норвегии — красивых дорог среди красивой природы. Минимум городов. Максимум сельской местности.
3) План поездки. Наверное распишу его, он поможет вам сориентироваться при вашем планировании. Все было элементарно:
• Никакого бронирования (кроме Берлина и Лондона). Мы даже не представляли, как будем ночевать. Какая будет погода? Кемпинг? Гостиницы? B&B? Палатку мы взяли чисто на всякий случай (визы я получал под «бронирование» кемпингов с палаткой, по образцу Норвегии). Откройте maps.google.com на Европе. Напишите слово HOTEL или CAMPING. Вся карта закрасится отметками. Опять же — май. Май в Великобритании — это холодно и дождливо. Туристов мало. Проблема бронирования может возникнуть только с субботы на воскресенье и то не везде. Летом погода будет лучше, но гостиницы будут забиты (судя по чужим рассказам). А еще летом в Шотландии будет кусачая мошка. Такой незатейливый выбор. Либо круглосутоочный дождь, либо мошка. Что ваша нервная система переносит лучше?
• Границу «туда» переходить в Берестовице. Предположительно в первый же день. Говорили, там быстро, а в Бресте стоять придется. Подтверждено.
• Граница «обратно» у всех ассоциируется со словом «Адъ». Мы шли незатейливо, через Брест. Ну что сказать. Адъ, да.
• По пути «туда» было необходимо посетить двух родственников — в Берлине и в пригороде Амстердама. Что соответствующим образом влияет на мой маршрут. В спокойном режиме дорога займет 3 дня дороги и 1 день паром. На пятый вы попадаете в Великобританию. Если пошустрее — 2 дня дороги и 1 день паром. Реально. Причем без фанатизма. В одно лицо, с остановками, разминаниями, едой, заправкой и т.д.
• Вроде бы из пригорода Амстердама отходит паром на Ньюкасл. Это было бы удобнее, чем паром Кале-Дувр. Сразу попадем на границу с Шотландией. Проверяли информацию по месту. Удачно. Удобно.
• Жена хотела увидеть Лондон. Ок. Из Москвы сделана бронь маленькой гостиницы на период 18-22 мая. Этого выше крыши, больше там делать нечего.
• Возвращаемся через паром «Дувр-Кале» и пилим домой. Предварительная дата возврата — суббота 25 мая плюс/минус один день. То есть в зависимости от темпов обратной дороги от 28 до 30 дней. Можно ли ехать с меньшим отпуском? Можно. Две недели для поездки в Шотландию хватит. За три недели можно спокойно проехать Шотландию с Уэльсом. Либо Шотландию с островами.
4) Экипаж — 2 взрослых, 1 ребенок (4,1). Машина все та же — самэц Land Rover с пробегом на день старта — 110 500 км.
Из Москвы в Лондон на машине — 1
Мы давно хотели съездить на машине в Лондон, и в апреле эта мечта осуществилась. Продумали маршрут, получили британские визы, и 27 марта отправились в путь.
Если расписать наше путешествие по дням, то выглядело это так:
27 марта: Дом в Подмосковье – Белосток (Польша) 1150 км
28 марта: Белосток – Берлин (Германия) 800 км
30 марта: Берлин – Оденсе (Дания) 600 км
1 апреля – Оденсе – Брюссель (Бельгия) 900 км
3 апреля – Брюссель – Дюнкерк (Франция) – Дувр (Англия) – Лондон 340 км
9 апреля – Лондон – Дувр – Дюнкерк – Амстердам (Нидерланды) 500 км
11 апреля – Амстердам – Познань (Польша) 900 км
12 апреля – Познань – Калининград 550 км
14 апреля – Калининград – Вильнюс (Литва) 360 км
16 апреля – Вильнюс – Псковская область. 420 км
17 апреля — Псковская область – дом в Подмосковье 650 км
Мы останавливались на один день в Берлине, Оденсе, Брюсселе, Амстердаме, Калининграде и Вильнюсе, чтобы неторопливо погулять по этим городам. Не ставили перед собой цели посмотреть все достопримечательности, музеи, картинные галереи, путешествовали для удовольствия в режиме «день едем, день отдыхаем». В Лондоне пробыли дольше всего – шесть дней. В каждой стране нам было интересно подняться на обзорную площадку, покататься на местном общественном транспорте, погулять по центру и более тихим районам.
Мы шесть раз пересекали границу между государствами, и это было довольно быстро. Самыми долгими переходами были первый (Бобровники, граница с Польшей) и пятый (Кибартай, граница с Литвой). Последний переход, Григоровщина, был самым стремительным и отлаженным.
А теперь расскажем поподробнее о нашем путешествии.
Старались делать как можно меньше остановок в пути, останавливались только заправиться и поесть.
Перегон с дачи до Белостока был примечателен тем, что по российской трассе ехали с оглядкой на камеры, особо не разогнаться, когда в каждом населенном пункте притаилась тренога. Про Белоруссию слышали, что в этом году очень плохая трасса и скорость на ней снижена по сравнению с предыдущим годом. Ничего подобного – отличный асфальт, пустая дорога и все тот же скоростной режим с максимальной скоростью 120 км/ч.
По Белоруссии приятно ехать – дороги продуманно сделаны, нет бесконечных населенных пунктов и очень красивые пейзажи – возделанные поля, на которых почти всегда что-то растет, аккуратные деревни, леса. Чем ближе к границе, тем глуше и пустыннее места. Участок от Барановичей до Пограничного и вовсе как визит в советские реалии.
На границе мы попали в пересменку у таможенников и полтора часа ждали, пока пропустят несколько машин перед нами. Опять видели у трассы оленя в польском лесу. В Белостоке заселились в тот же отель, что и в прошлый раз, когда ездили осенью на машине в Барселону – там отличные завтраки, удобная стоянка для машин под окнами и до выезда на трассу до Варшавы рукой подать.
Пожалуй, именно польские трассы больше всего понравились в этом путешествии. Максимальная скорость – 140 км/ч, много полос, езжай – не хочу. Если осенью часть трассы до Берлина еще только строилась, и мы попали на объезд, то в этот раз этот участок уже функционировал. Однако ближе к границе с Германией нам пришлось съехать с платной трассы, потому что по неизвестной причине перекрыли целый участок и всех отправляли в объезд. Польского мы не знаем, с интернетом на тот момент у нас были проблемы, поэтому мы оказались в информационном вакууме и попытались сначала найти объезд наобум. Когда фокус не удался, подключили-таки интернет, нашли объезд через местные дороги и поехали по польской глубинке, нетуристическим местам. Полюбовались на ухоженные дворики, симпатичный городок Новы Томышль – малоэтажный, просторный, очень уютный, в отличие от серых и замызганных городков на севере Польши, которые мы проезжали позже по пути в Калининград. В итоге вернулись на трассу недалеко от границы, без приключений доехали до Берлина позже, чем надеялись, но все же пошли этим же вечером гулять и смотреть на город.
Прокатились на метро, запутались с билетами и, кажется, таки оказались злостными зайцами-безбилетниками. Система оплаты проезда, когда билетик компостируешь сам на входе на станцию, и не можешь по нему же вернуться в обратном направлении и это никак не контролируется, очень непривычна. Станции метро в Берлине забавные, очень необычные, удобные поезда.
Мы посмотрели на Бранденбургские ворота и Рейхстаг и поужинали суши во вьетнамском ресторане.
На следующий день мы поднялись на Берлинскую телебашню и полюбовались видами города с высоты. Очень любопытно наблюдать за движением транспорта по U-Bahn и S-Bahn, местным видам метро. Берлин очень красивый, неторопливый и разноцветный город, приятно, что в нем столько мест, куда можно сходить.
Мы погуляли по центру – посмотрели Жандарменмаркт, Красную ратушу, Берлинский собор. Остатки Берлинской стены разочаровали – на Потсдамской площади нелепые куски бетона, облепленные жвачкой, превратили в арт-объект.
Зато впечатлились прогулкой по кладбищу Св. Доротеи и по территории больницы Charite, где находится интересный музей истории медицины с самой большой коллекцией препаратов органов с патологиями.
В Берлин обязательно хотелось бы вернуться еще.
Из Москвы в Лондон на машине — 3
По пути в Брюссель нас обогнал веселый мужичок с бельгийскими номерами. Он прогудел спартаковскую футбольную кричалку, а поравнявшись с нами, начал нам махать, улыбаться и что-то кричать. Радушный прием всегда приятен!
Однако сам Брюссель встретил нас далеко не приветливо. Бесконечные пробки на узких улочках. Въезжали в город сначала по туннелю, вынырнули из него на неуютной улице, похожей на каменный мешок — стекло, бетон, тротуары и деловые люди с портфельчиками и мобильниками снуют туда-сюда. Пока медленно двигались в пробке к центру, разглядели, что здания-то на этой улице не простые. Сплошь штаб-квартиры разных организаций, в том числе мирового масштаба, дипмиссии, офисы банков итд. Первое впечатление было угнетающим — неуютный и бестолковый город, ни одного деревца, броуновское движение пешеходов и очень, очень тесно. По узким улочкам машины протискиваются по трамвайным путям, если кто-то особо одаренный останавливается посередине, чтобы подобрать пассажиров и заодно поболтать с ними, вместе с ним встает и ждет, пока он наговорится, вся пробка.
В городе, как мы поняли, машины паркуют в основном на платных подземных паркингах — при заселении в гостиницу звонишь в звоночек, тебе открывают въездные ворота, а дальше возможны два варианта. Спускаешься по пандусу в подвал, где оборудованы узенькие места для малолитражек, или въезжаешь на подъемник и опускаешься вниз, где может быть несколько этажей подземного паркинга. Экономят место, как могут…
В нашем отеле был паркинг с пандусом, узкий и тесный, и на прощание нам подложили толстую свинью, но о ней — на десерт. А пока — о красотах и вкусняшках Брюсселя.
Если вы приехали в столицу Бельгии вечером и надеетесь быстренько забежать в супермаркет, купить салатик-другой и сок на ужин, то выберите отель так, чтобы рядом был круглосуточный магазин. Большинство супермаркетов закрывается в восемь вечера, и бродить по пустынным улицам в поисках еды не то, чтобы весело. Конечно, можно на метро или трамвае доехать до центра или ближайшего оживленного места с кафешками и ресторанами, но это был не наш вариант, после долгого перегона из Дании мы были голодные и сердитые и хотелось найти прежде всего еду.
И мы ее таки нашли в пакистанском ресторане тандури. Прошли мимо нее пару раз, потом все же решили зайти и не пожалели. Очень простая обстановка, как в американском дайнере, и пластиковая посуда, зато еда оказалась шикарной и порции — королевскими. Мы взяли курицу в кокосовом молоке и красный карри, специально спросили, что не острое, так как не любители. И обратный путь до гостиницы после сытного и ароматного ужина был в разы веселее! Кстати, о еде в целом — в Брюсселе очень много кафешек с экзотической кухней. Здесь можно отведать монгольской, индийской, тайской, вьетнамской, эфиопской, аргентинской, мексиканской, китайской, турецкой и много какой еще кухни. Мы ограничились пакистанской и турецкой.
Весь следующий день гуляли по Брюсселю. Очень удивило метро: несколько линий, и две идут параллельно по кругу, только в конце едут в разные районы. Ностальгические пластиковые вагоны, довольно интересные станции метро — синяя ветка, ведущая к Атомиуму, особо отличилась: на ней явно порезвился кто-то с обилием творческих идей: станция из разноцветного бетона, станция — ковер, станции, украшенные керамической плиткой итд.
Брюссель странный. Маленькие аккуратные домики в два-три этажа плечом к плечу, с балкончиками, террасами, отдельными входами. Непохожие друг на друга, и поэтому соседство временами выглядит чудно и забавно. По улицам снуют очень удобные трамваи, ходят часто и такое впечатление, что на трамвае куда-то добраться гораздо проще, чем на метро, до которого сначала надо еще замысловато дойти.
В центре города очень красивая площадь с ратушей и позолоченными фасадами, действительно перехватывает дыхание, когда оглядываешься и видишь всю эту нарядную старину со всех сторон. А вот Manneken Pis, знаменитый фонтан с писающим мальчиком, поражает скорее размерами, чем красотой. Тот случай, когда ожидания не оправдываются — крошечная статуя с тооненькой струйкой притаилась на углу, вокруг толпятся группы туристов и всех расталкивают проезжающие мимо машины — улица-то не пешеходная!
На улочках Старого города пахнет крафтовым шоколадом и бельгийскими вафлями, и всем сластенам трудно устоять перед соблазном множества лавочек, заманивающих туристов красивым оформлением и горами настоящего шоколада любых форм и цветов. Мы не заманились и вместо сладостей наслаждались архитектурой — любовались старыми церквями и удивлялись сюжетам из комиксов на стенах домов.
Почти в каждом городе мы старались попасть на телебашню, старое кладбище и в Старый город. В Брюсселе вместо телебашни мы поднялись на Атомиум — памятный монумент со смотровой площадкой в форме атома железа. Он красив снаружи и занятен внутри, в шарах находятся музей, кинозал, ресторан и площадка, с которой можно посмотреть на город, королевскую усадьбу и парк мини-Европа у подножья аттракциона. Между шарами можно перемещаться по лестницам и эскалаторам.
Брюссель оказался единственным городом, где с кладбищем нам не повезло. Мы пробирались туда после Атомиума, собиралась гроза — над нашими головами назревала синюшная туча. До кладбища от метро было топать и топать, и когда мы обнаружили, что внутрь простым смертным нельзя, пришлось бежать обратно, чтобы не попасть под ливень.
На прощание Брюссель в лице Ибис-отеля решил нас не выпускать) В день отъезда мы спешили на паром из Дюнкерка в Лондон и очень нервничали, так как предыдущий опыт с паромом из Хельсинки в Таллинн был весьма непростым. Когда мы заселялись в отель в Брюсселе, нас несколько напряг ремонт тротуара перед въездом в паркинг. Никто об этом не предупредил заранее. Утром, после завтрака, когда мы пошли к стойке администрации, чтобы сообщить об отъезде и сдать ключи, нас обрадовали новостью, что до 11 утра выезд из паркинга закрыт, потому что дорожные рабочие будут класть новый тротуар. А у нас паром в час и до него нужно успеть доехать! Администратор в ответ пожала плечами и сказала — «Ну мы ничем не можем помочь, разбирайтесь сами, мы не пойдем на улицу». Мы и разобрались — попросили рабочих нас выпустить и выехали. Отель неправ в том, что никто не удосужился предупредить постояльцев — владельцев машин о ремонте заранее и перед нами даже не извинились за причиненные неудобства.
Москва-Лондон-Москва.69-я мечта.
Все началось с того, что мне захотелось иметь ГАЗ-69. Я долго искал, пересмотрел штук 50, но все они были переделаны до неузнаваемости.
Когда работа была почти закончена, подвернулся еще и ГАЗ-67. Правда за ним пришлось съездить в Йошкар-Олу вместе с Дмитрием Кожиным, прежним хозяином «шестьдесят девятого» — он как-то зашел в гараж посмотреть — что это я делаю с его старым автомобилем, да так и остался помогать, а потом вот и за «шестьдесят седьмым» со мной отправился.
Был декабрь. В машине не работали печка и свет, не было тормозов. На трассе-то тормоза почти не нужны, а вот по городам приходилось поаккуратней ехать. И «газик» добрался свои ходом домой, в Химки. За три дня.
На этот раз я отдал машину на пескоструйку. По времени получилось немного быстрей, а эффект тот же самый. Хотя все равно это не то. Когда сам шкуришь, машина более живая получается. Так что в следующий раз только вручную.
Сначала мы собирались на двух машинах ехать в Лондон на выставку военной техники War&Peace. Написали организаторам в город Пэдеквуд и получив положительный ответ – “На нашем шоу еще никого из России не было, приезжайте!”, – мы стали собираться. Первым делом – в английское посольство. Там строгая леди вручила список на 13 пунктов, некоторые были очень странные. К примеру: жены обязаны дать нотариально заверенное разрешение мужьям отчалить на старой машине и нотариально же заверенное позволение играть в военные игры. Затем мужья пишут обязательство вывезти обратно из старой доброй Англии экологически вредную технику, вести себя там корректно и законопослушно и т. д.
В общем, собрать все бумаги к указанному сроку не удалось, но при следующем интервью мы попали к строгому джентльмену. Взглянув на приглашения и узнав цель поездки, англичанин спросил: “А нельзя ли взглянуть на вашу машину?” Конечно, вот фото. Через секунду клерк нажал кнопку селектора и сказал кому-то: “Сегодня к 15 часам надо сделать визы двум российским джентльменам!” И, пока составлялись бумаги, между тремя настоящими мужчинами происходил примерно следующий диалог:
– А я тоже на джипе много ездил, когда служил в Африке.
– И я в армии на русском джипе ездил…
– А мне больше нравится, когда есть понижающий ряд.
– А мой “Виллис” без проблем 300 000 проехал.
В последний день перед стартом «шестьдесят седьмой» наотрез отказался ехать. Уже после поездки выяснилось, что дело было в бензонасосе. На выставку в Лондон мы стартовали на ГАЗ-69. Метеопрогноз был благоприятный, стояла жара, а потому тент решили не брать, да и куртки взяли из гаража в последний момент: вдруг ремонтироваться придется, так чтобы было что постелить. Уже за кольцевой небо резко затянуло дождевыми облаками, похолодало… А ведь возвращаться – плохая примета, потому лучше надавить на газ – так меньше брызжет в салон. В Смоленской области ночью, в проливной дождь, машина вдруг раз – и встала. Вот тебе и съездили в Англию! Утром за 200 рублей в местной мастерской все починили, даже приварили шпильку, которая держит корпус воздухоочистителя. За Минском машина повторила свой фокус. Что ни делали – никаких признаков жизни. Обидно же до слез! Попинали колеса, протерли стекло, открыли капот: вот оно что – от тряски открутились и потерялись болтики-винтики в трамблёре. Поискали подходящие там, где без них можно обойтись – прикрутили, ключ на старт… Па-а-ехали!
На границе Белоруссии и Польши подходит таможенник, сплевывая семечки, и говорит:
— Военная? Хаки? Антиквар? – Нельзя
— Чего, — спрашиваю, — нельзя?
— Я не знаю, — отвечает он.
— Так сходи к старшему, узнай что и почему.
Минут через пятнадцать приходит.
— Вам нужно написать декларацию в двух экземплярах.
— И тогда можно ехать?
— Да. Только надо указать номер кузова, говорит он.
— У меня нет на машине номера кузова.
— Тогда хоть номер двигателя.
— А что же у тебя есть?
— У меня регистрационный номер на машине есть.
— Ну, его указывай, и еще пиши: «Обязуюсь в течении 15 дней ввезти эту машину назад через Белоруссию в РФ»…
Заехали мы в Польшу, проскочили ее насквозь, а километров за 250 до границы с Германией чувствую — машина едет все хуже и хуже. С горы еще как-то чухает, а по ровному уже с трудом. Дело к вечеру, дождик усилился. Заночевали.
Утром мой компаньон говорит: «Давай заедем куда-нибудь на сервис. Скажем, чтобы починили».
Заруливаем в автосервис, выходит поляк:
— Шо у пана за самоход?
Понятно, что раз уж они машины такой никогда не видели, то уж тем более не знают мотор. Заехали в другой сервис. Там я сделал иначе.
— Кронштейн воздушного фильтра заварите?
Я когда по Москве ездил, до 70-ти разгонялся. А тут машина 110 начала выдавать, и чувствуется, что запас еще есть. На границу с Германией выскочили с ходу.
Подъезжаем, пограничник глаза подымает: «Аусвайс?» И на том уровне, где обычно видит водителя, обнаруживает подножку. И вот он глаза начинает выше поднимать, а челюсть остается на том же уровне. Германию, Голландию, Бельгию прошли на одном дыхании. Были и курьёзные случаи: женщина ехала на велосипеде смотрела-смотрела на нас и чуть не упала в канаву. Где – нибудь в пробке стоим, люди номера наши видят, и только и слышно: «Рус, рус!».
Заехали в Германию, в Берлине переночевали. Съездили к Бранденбургским воротам, сфотографировались.
В Англию перебирались по тоннелю. Англичане долго не могли понять, зачем мы едем и что это вообще такое. Думали, что мы авангард колонны и сильно оторвались.
До этого я в Англии не был. А там же левостороннее движение, плюс ночь, и клапана опять начали разрегулироваться. По ровному еще полбеды, а на перекрестках вообще сумасшедший дом. Полицейский показывает — тебе сюда, а я уже зашел против шерсти, все водители в панике, и он мне показывает – все нормально, давай, только аккуратно.
Приехали на выставку в Пэдеквуд, встали. Я Сергея перед отъездом спрашивал: «Там жить-то есть где?» «Ну конечно, он отвечает. – Это ж Англия, Европа там гостиницы…» Как выяснилось, ближайший отель в пятнадцати километрах от выставки, но мест там нет. До Лондона, где гарантировано можно разместиться, 71 километр. В итоге жить пришлось в открытой машине.
Вообще на эту выставку надо ехать за неделю до открытия. Народ там заранее роет окопы, строит блиндажи, огневые позиции. Например- стоит пушка, лежат стрелянные гильзы, ящики со снарядами – имитация боя. Там взрослые дяди от всего этого просто кайфуют.
Участники были со всего мира: шведы, голландцы, чехи, венгры, американцы, австралийцы. О немцах я уж и не говорю – их просто куча. И привозят туда все, начиная с Willys и кончая танками и пушками. Формы разной море. Кому-то интересно обмундирование немецкое, и вот они со всеми регалиями, в касках, с бляхами, с автоматами. Хочешь пройти, а тебе: «Хальт! Аусвайс?!» Ты им говоришь: «Есть аусвайс!» — «Проходи!»
В русской форме мы видели четверых. По- нашему они ни бельмеса, просто им это нравится. Один похож был на старого грузина из фильма «Отец солдата», а еще двое – вообще в обмотках. Причем один из них – вылитый Чонкин.
В программе выставки были и прыжки с парашютом, и показательные бои, и вынос раненого, и фигурное вождение – на любой машине, хоть на танке.
На выставке из России присутствовали только мы. Корреспондент из газеты, которая выставку спонсировала, увидел нас в списках на аккредитацию, примчался спрашивать: «Неужели из России? Из Москвы? Три тысячи километров? Impossible!
— Вы когда обратно поедете, скажите, что вам буквально на час. Дескать, пару бутылок вина во Франции взять, туда и назад.
— Если туда и сразу назад, то это стоит 20 долларов. Только паспорта не показывайте.
— А как мы можем их не показывать?
— А вы скажите, что они в чемодане и вам доставать их неудобно.
Ну вот на обратном пути подъезжаем к Ла-Маншу. Выходит человек в униформе:
— Во Францию, вина взять.
— Двадцать долларов. Могу взглянуть на ваши паспорта?
— В принципе, — говорим мы, — взглянуть –то можно. Но паспорта у нас в чемоданах, и нам это не очень удобно.
— Никаких проблем, — говорит он.
Выписал билет, и мы поехали.