Можно ли ездить на машине в грозу
Что будет, если в автомобиль попадет молния: правила безопасности для водителя
Насколько опасно в грозу находиться в машине
От надежности крыши транспортного средства напрямую зависит безопасность водителя и его пассажиров. В таком случае все, что грозит им – шок и немного стресса. При этом гораздо больше пострадает сам автомобиль.
Последствия прямого попадания молнии
Когда антенны на машине нет, разряд пойдет прямиком по крыше, что может оставлять выгоревшие пятна из-за высокой температуры. При попадании молнии в топливный бачок существует риск воспламенения. Стоит отметить, что таких случаев официально не зафиксировано, но они известны по пересказам.
Что может пострадать от удара в автомобиле
Сильный электрический разряд молнии при попадании может вызывать такие неисправности:
Что нужно делать водителю и пассажирам
Если гроза застала водителя в пути, нужно помнить, что находиться в машине будет гораздо безопаснее, чем на улице. Благодаря экранирующим свойствам кузов автомобиля способен отражать электрический разряд, который распределяется по внешнему корпусу.
Салон автомобиля изолирован от корпуса отделкой, поэтому жизни и здоровью пассажиров ничего не угрожает.
Людям, находящимся в автомобиле в грозу, необходимо:
В случае попадания молнии в авто необходимо убедиться в целостности покрышек, осмотреть кузов на предмет повреждений. После полной диагностики следует обратиться в страховую службу, которая компенсирует повреждения, если это приписано в полисе.
Правила безопасности во время поездки в грозу
Чтобы избежать последствий грозы, стоит помнить о следующих правилах безопасности:
Стоит отметить, что на сегодняшний день в мире нет ни одного зафиксированного случая летального исхода водителя и пассажиров в результате попадания в автомобиль молнии. Однако в грозу лучше находиться в безопасном месте, не подвергая риску свое здоровье и имущество.
Можно ли ехать на машине в грозу?
Наши предки считали грозу страшным явлением и думали, что таким образом бог гневается на людей, устрашает непокорных. В наше время люди имеют вполне законченное представление об этом природном явлении, однако отнестись спокойно к грому и молнии, особенно, находясь близко к эпицентру грозы, все же трудно.
Дождь и сильный ветер сами по себе отнесены к сложным условиям движения, но они могут и не сопровождаться громом и молнией. Последние же два явления делают и без того непростое вождение еще более экстремальным. Разберемся, безопасно ли в машине в грозу и какие меры защиты от разрядов можно применить.
Можно ли продолжать движение в грозу?
Все зависит от того, где вас застала гроза. Гром, который является звуковым эффектом молнии, и по которому можно вычислить вашу удаленность от эпицентра грозы, сам по себе опасности не несет, хотя часто и звучит страшно.
В городе вероятность попадания молнии в автомобиль практически нулевая. Столбы, провода, деревья, крыши домов с антеннами и молниеотводами – все это находится гораздо выше и гораздо более «привлекательно» для молний, нежели невысокий и почти плоский автомобиль.
Помните школьный опыт по физике с пропусканием искр между двумя острыми металлическими электродами? Молния – та же огромная электрическая искра с неимоверно высоким (десятки и сотни миллионов вольт) напряжением, но с крошечной силой тока. Она тоже для своего попадания чаще всего выбирает высокие и острые, желательно металлические объекты, или высокие деревья определенных, любимых ею пород. В итоге довольно внушительная энергия молнии уходит в мокрую от дождя землю где расходится без вреда для окружающих. Это ответ на вопрос, почему машина – самое безопасное место во время грозы. Но это утверждение корректно не всегда.
В каких местах есть опасность удара молнии?
Даже в городе не везде безопасно ехать в грозу. Особую осторожность нужно проявлять в следующих местах:
Этих мест во время грозы лучше избегать, особенно при малом количестве автомобилей.
Еще более опасно становится за городом. Особые проблемы гроза причиняет на проселочной дороге и прежде всего на возвышенностях. Это самые опасные места в грозу с точки зрения вероятности попадания молнии. Значительная масса металла автомобиля делает эту вероятность тем больше, чем меньше рядом других предметов значительного размера и чем выше находится автомобиль на местности. Если есть возможность, лучше переждать грозу в безопасном месте.
Что делать, если гроза застала в дороге?
Прежде всего, не стоит покидать автомобиль и убегать от него в поисках убежища под деревьями. Там вероятность поражения молнией выше, равно как и для одинокого человека на открытом пространстве. В случае плохой видимости нужно двигаться с малой скоростью, а лучше – вовсе остановиться.
Отвечая на вопрос, что делать в грозу в машине, нужно напомнить о важности закрытия окон. Пользуйтесь только вентиляцией и кондиционером либо климат-контролем. Особую опасность несет шаровая молния – явление редкое, но при этом пренебрегать вероятностью нельзя. Она стремится именно в открытые окна.
При наличии технической возможности заранее уберите высоко выступающие антенны (хотя они уже стали редкостью). Ни в коем случае не держитесь за металлические части внутри автомобиля и за мокрые детали интерьера салона. Не допускайте намокания ковриков и образования луж воды под ногами. Если вы сидите на сухом сидении и касаетесь лишь пластиковых, кожаных и текстильных деталей, то даже при попадании молнии в автомобиль ее электрический разряд уйдет через кузов и мокрые шины в землю.
Старайтесь в грозу выключить или убрать подальше от окон и дверей машины мобильные телефоны.
Может ли молния повредить автомобиль?
Кузов машины имеет экранирующий эффект. Он защищает находящихся внутри него водителя и пассажиров. Повреждения кузова и/или стекол от удара молнии случаются крайне редко. Вероятность нарушения работы или выхода из строя двигателя, электрооборудования, электронных блоков управления машины или аудиосистемы от удара молнии есть, но она ничтожно мала. При проектировании и конструировании автомобиля возможное попадание молнии в него учитывается инженерами, вероятные последствия моделируются и просчитываются заранее.
Случаи повреждения электрики или электроники отмечаются в основном в тропических странах. Грозы на этих территориях случаются чаще, а сила молний – выше.В случае, если автомобиль оказался поврежден ударом молнии, то отремонтировать его вам поможет только страховой полис КАСКО, включающий страхование от стихийных бедствий и природных явлений. Если такого полиса нет – увы, риск случайного повреждения или уничтожения имущества, согласно гражданским законам, несет его собственник.
Опасно ли ездить на автомобиле в грозу?
Рассказываем, что делать, если непогода застала вас в машине.
. В США ведется статистика смертельных случаев во время грозы, свидетельствующая, что каждый год от удара молнии страдают около 1000 человек и более ста из них погибают. В мире количество пострадавших превышает несколько тысяч человек, пораженных не только под открытым небом, но и, к примеру, путешествующих в автомобилях. Ведь гроза нередко застает автомобилистов в пути.
И если пешеход может быстро укрыться от непогоды, то пассажирам автомобиля деться некуда. Многие инстинктивно вспоминают школьный курс физики и успокаивают себя тем, что молнии бьют в возвышающиеся предметы, такие как громоотвод. Однако практика показывает, что молния нередко поражает именно движущиеся автомобили, даже находящиеся под проводами троллейбусных линий. В чем причины такой «прицельной стрельбы»?
Молния «ныряет» под провода и деревья
В интернете размещено много роликов с попаданием молний в автомобили. Известен новосибирский случай, произошедший в 2019 году, когда на многополосной трассе молния попала в тормозящую Toyota RAV4. Машина сбрасывала скорость перед образовавшейся пробкой, и в этот момент три последовательных молнии ударили ей в заднее стекло. Оказалось, что разряд бил в спираль нагревательного элемента. В результате машина полностью лишилась электрики, перегорел электронный блок управления (ЭБУ), иммобилайзер, сигнализация и другие приборы. Однако люди внутри кроссовера не пострадали.
Еще один примечательный случай произошел в США в 2015 году. Молния попала в электромобиль Tesla Model S, который заряжал аккумуляторы на станции Supercharger. Разряд атмосферного электричества привел к скачку напряжения, повредившему станцию и отключившему систему управления машины. Однако серьезных последствий удалось избежать из-за хорошего заземления электрооборудования.
Почему бьет молния?
Чтобы понять такую избирательность молнии, необходимо вспомнить школьный курс физики. В грозовых облаках частицы пыли и даже легкая водно-ледяная взвесь циркулирует вверх и вниз, подхватываются восходящими потоками теплого воздуха от нагретой поверхности земли и вновь опускаются к нижним границам тучи. Эти массы накапливают статические заряды, мелкие заряженные частицы оказываются в верхней части облака, а отрицательные — внизу. Верхушка грозы заряжена положительно, а низ — отрицательно.
Для возникновения молнии нужны помощники. Этот процесс хорошо описал российский ученый Александр Гуревич из Физического института им. П. Н. Лебедева РАН (ФИАН). Напряженность электрического поля в грозовом облаке никогда не превышает 400 кВ/м, а электрический пробой в атмосфере происходит при напряженности больше 2500 кВ/м. Путем для молнии могут быть каналы ионизации, вызываемые в том числе космическими лучами, которые пробивают воздух, ионизируют газ и делают сквозь него проходы до земли. Лавина электронов из облака устремляется в этот невидимый атмосферный проводник и возникает молния. Однако не всегда космическим лучам удается пробить ровный канал до поверхности. Поэтому молния на завершающем этапе пути идет по локальным точкам ионизации, что и обуславливает ее ломанную форму. Одним из таких источников ионизации воздуха у земли является движущийся автомобиль.
Куда бьет молния?
В моторном отсеке работают катушки зажигания, создающие приличное электромагнитное поле. Навигационная система, мультимедийная установка, обогреватели и прочие энергопотребители в автомобиле создают поля, которые ионизируют воздух и делают его электропроводным. И такие очаги ионизации вполне могут притягивать молнии. Но лучше всего ионизирует воздух именно движущийся источник поля. Неудивительно, что молнии ловят такие зоны и идут по ним, как бы подскакивая под провода и деревья, чтобы поразить автомобиль.
Не всякий раз природное электричество может нащупать прорезанный автомобилем канал ионизированного воздуха. Однако автомобиль без сомнения является одним из факторов риска.
Поэтому, чтобы не испытывать судьбу, лучше переждать грозу в каком-нибудь безопасном месте, к примеру, у себя дома или в кафе, предварительно убрав машину на безопасный паркинг. Если же гроза застает на автостраде и молнии сверкают прямо над головой, то можно свернуть на площадку отдыха и выключить мотор, полностью обесточив машину. Достаточно всего нескольких минут, чтобы грозовая туча уползла в сторону и риск попадания молнии сократился.
Что делать водителю, если гроза застала в автомобиле
Гроза в дороге: как вести себя за рулем в сложных дорожных условиях
Погода редко в каких местностях бывает статичной. Стандартно солнечная, стандартно теплая или обыкновенно дождливая. Чаще она меняется, как в калейдоскопе: то ливни сменяются ветрами, то на смену им приходят настоящие шторма, град и другие «прелести» климатических погодных условий.
Все это делает управление автомобилем затруднительным, местами опасным. Возникает вопрос: как обеспечить безопасность себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения, когда мы сталкиваемся с чрезвычайно сложными условиями на маршруте? Постараемся ответить на этот все более актуальный в мировом масштабе вопрос кратко и по делу!
Шторма и грозы, несмотря на развитие автомобильных технологий, все же представляют собой проблему и даже угрозу для многих водителей, которые не способны вести себя адекватно условиям окружающей среды. Увы, среднестатистический водитель даже в теории редко знает (или осознает) об опасности во время вождения в грозу, а когда попадает в ситуацию, начинает паниковать, создавая дополнительный риск для себя и других участников дорожного движения. Здесь и до ошибки недалеко.
фото: NebraskaSC Severe Weat/flickr.com
В целом если вы столкнулись на дороге со стеной дождя, сильным, порывистым ветром и другими опасными погодными явлениями во время движения на машине, постарайтесь не сойти с ума и подойти к ситуации максимально спокойно. Вопреки мнению многих, автомобиль – достаточно безопасное место, чтобы переждать грозу и даже не очень сильный шторм.
Просто помните несколько простых советов, чтобы выйти из борьбы с погодными аномалиями победителем:
Лучше медленное движение, чем остановка в опасном месте
фото: Micsa Ovidiu/flickr.com
Остановить машину и переждать каприз погоды – это отличная идея, но только если вы сможете сделать это в безопасном месте, не рискуя ни собой, ни другими участниками дорожного движения.
АЗС или автостоянка у шоссе идеально подходят для того, чтобы переждать непогоду. И наоборот, обочины или, что еще хуже, дорога (некоторые неопытные водители могут остановиться прямо посреди проезжей части) – это худшие варианты вынужденной стоянки, которые только можно представить!
К сожалению, есть водители, которые в условиях крайне ограниченной видимости останавливают машину в плохо обдуманных местах, что резко увеличивает риск аварии.
Таким образом, если мы не можем съехать в безопасное место, стоит двигаться вперед.
Включаем «аварийку», по обстоятельствам – противотуманки (спереди и сзади). Как учили нас в автошколе, в сложных дорожных условиях сбрасываем скорость до безопасной – хоть 20 км/ч, хоть 10 км/ч, но она должна гарантировать совершение экстренного торможения автомобиля перед возможным внезапным препятствием. И едем в поисках безопасного съезда на стоянку, АЗС или парковку придорожного магазина.
Двигаясь даже очень медленно, мы увеличиваем шансы избежать наезда сзади попутных автомобилей, не говоря уже о большей вероятности найти удобное место для остановки.
Где лучше не парковаться?
фото: Josep Castells / unsplash.com
Помимо уже упомянутой дороги и ее обочины, стоит избегать остановки возле деревьев, которые могут переломиться под сильным ветром. Более того, близость высоких объектов, среди которых – деревья, может увеличить вероятность попадания молнии в автомобиль во время грозы.
Здесь стоит упомянуть, что в большинстве случаев автомобили и находящиеся в них люди не должны пострадать от удара молнии, потому что металлический кузов стоит на шинах, которые сделаны из резины и изолируют пассажиров от воздействия молнии. Однако лучше не испытывать судьбу и, по возможности, стоять там, где шанс удара молнии минимален.
Избегайте луж и подтоплений
фото: Andrew Boersma/unsplash.com
Обильные осадки способствуют быстрому образованию глубоких луж. Попадание в такую ловушку на скорости может привести к скольжению (аквапланированию) или повреждению компонентов автомобиля (гидроудару, когда двигатель зачерпнет в цилиндры через воздушный патрубок порцию воды).
Да, для тех, кто не знал: если вода попадет в систему впуска, можете закончить путешествие с поломанным двигателем.
Глубокие лужи также являются врагом электрической системы и нагретых тормозных дисков (непосредственно после интенсивного торможения), которые при соприкосновении с водой подвергаются быстрому охлаждению и могут, изогнувшись, пойти волной.
Доп. совет. Логично, что останавливаться нужно в местах, где есть асфальт или, по крайней мере, гравий. Но не на грунтовых участках. Гроза пройдет, а вы уже не выедете по раскисшему грунту. Впрочем, если у вас внедорожник, то без проблем!
Лучше не выходить из машины
фото: Seadil Hakim/unsplash.com
Если мы найдем безопасное место для остановки, машина станет одним из лучших мест переждать грозу. Кузов защищает не только от холода и дождя, но, как я уже упоминал ранее, также от электростатического разряда или случайных предметов, поднимаемых в воздух сильным ветром. При сильном порыве ветра даже соломинка может нанести травму, если попадет в лицо.
Двигатель не глушим, чтобы поддерживать комфортную температуру в салоне, а также для того, чтобы в случае опасности иметь возможность оперативно изменить место остановки в любой момент.
В такой ситуации пониженной видимости включенные габаритные огни и аварийка являются обязательным атрибутом даже на парковке. Они помогут избежать столкновений, а также упростят определение местоположения транспортного средства, если нам все же пришлось оставить его на некоторое время.
Град – самый большой кошмар водителя
фото: Steve White/flickr.com
Твердые разноразмерные ледяные шарики, падающие с неба, могут значительно повредить кузов и окна нашего автомобиля. Если во время движения начнется град и он будет действительно крупным, у вас не останется иного выбора, кроме как смириться с кузовным ремонтом или, если повезет, быстро найти место под крышей. Здесь нередко спасением становятся мосты и эстакады, укрывающие своими бетоно-асфальтовыми перекрытиями автомобили от града.
Останавливаться или нет под мостом в такой ситуации – вопрос сложный.
Хоть мы и советовали не останавливаться на дороге, но в случае по-настоящему крупного града, с одной стороны, все снизят скорость движения до минимальной (в ином случае через разбитое стекло в трещинах очень нехорошо видно дорогу), поэтому вариант представляется более-менее безопасным.
С другой – бывали случаи очень серьезных ДТП в подобных ситуациях. Каждый, пожалуй, на месте выберет то решение, которое ему ближе. Здесь точного совета мы дать не можем, поскольку все зависит от ситуации и крупности гранул града.
В любом случае надеемся, что вам повезет и вы никогда не попадете в подобную ситуацию…
Как избежать удара молнии за рулём: на машине, велосипеде и мотоцикле?
Гроза довольно мощное и сокрушительное природное явление, заставляющее человека искать укрытие и пережидать непогоду. Многие очень боятся того, что в них попадёт молния другие, напротив, излишне пренебрегают собственной безопасностью.
И прежде всего нужно понимать, что опасность действительно существует. Если по прогнозу погоды намечается гроза, лучше отложить запланированный пикник или прогулку. Впрочем, иногда синоптики ошибаются. Ошибаются и обычные люди, не придавая погоде должного внимания. Нет ничего проще, оказаться в довольно опасной ситуации где, и укрытие найти довольно проблематично.
Лично для автора этой статьи очень актуален вопрос как вести себя во время велотуристических походов часто многодневных, в которых можно нарваться на сильную грозу, обильно осыпающую молниями совершенно незнакомую для вас территорию. Тоже касается и другого рода путешественников, которых стихия может застать в самых неожиданных местах, как и, в обыденной поездке на велосипеде.
Я хорошо помню как ехал с товарищами из велоклуба под звуки грома, в сильнейший ливень, на промокших велосипедах, в такой же промокшей одежде, по чуть холмистой дороге, окружённой полями пшеницы. Мы спешили, как могли, до ближайшего населённого пункта. Молнии били, как казалось, довольно близко, а в голове крутился весьма тревожный, но неоднозначный в то время вопрос «может ли молния ударить в едущего велосипедиста?» и когда меня спросила девчонка, также ехавшая с нами (видимо, находясь в поиске ответа на тот же самый вопрос и, возможно, ища какой-то поддержки и уверенности в том, что всё будет хорошо) я почему-то не стал её утешать (хотя потом много думал правильно ли я ответил) и, напротив, сказал, что да, молния может угодить в велосипед и поэтому нужно ехать как можно быстрее, чтобы укрыться в относительно безопасном месте. При этом я знал, что в открытом поле лучше лечь и, возможно, оставить велосипеды где-то в стороне, но решение мы приняли сообща, решили ехать. Не знаю, как бы поступили вы на нашем месте, но нам лежать в поле совсем не хотелось. Как не говори, а есть разница в том едешь ли ты один, или делаешь это с группой. И мы в итоге доехали до деревни, уселись на остановке и переждали капризы стихии уже там, просидев, наверное, около 2 часов, может меньше. Было много и других интересных случаев в велопоходе, например, когда к ливню в грозу присоединялся град. Все эти истории несли в себе не малую толику риска, но мы их пережили без серьезных последствий. Впрочем, ближе к делу, в этой статье я решил найти правильный ответ на вопрос, что же делать в грозу в походе и вот, что обнаружил на просторах интернета.
Начну немного из далека. Интересным стало то мнение, приведённое во многих статьях, что молнию вполне возможно переждать в машине, так как даже в случаи прямого попадания, молния пройдёт по корпусу авто, а люди, находящиеся внутри не пострадают. «Хм, допустим, и что в таком случае будет с самой машиной?» — спросил я себя и начал искать и действительно нашёл немало реальных примеров спасения от молнии в автомобиле. Вы и сами их можете обнаружить, вбив соответствующий вопрос в поисковик. Я же приведу один пример:
В Пежо, во время движения по трассе, прямо в радиоантенну на крыше попал разряд молнии. Антенна полностью сгорела, а краска на крыше в месте попадания оплавилась, пробило и резиновые шины (наверное, потому что были мокрые) и чуть оплавило диски на колёсах, а под авто образовалась вот такая небольшая яма в асфальте:
Люди при этом не пострадали! Однако, даже на автомобиле в грозу ездить не рекомендуется, нужно остановиться (не под линией электропередач и деревьями), закрыть окна и переждать непогоду, ведь попадание молнии с легкостью может стать причиной ДТП.
Что было бы если на месте машины был велосипед или мотоцикл? Тут все источники утверждают, что эти транспортные средства вас никак не спасут! Более того, следует непременно остановиться и переждать грозу на расстоянии не менее 30 метров от велосипеда, мотоцикла или самоката!
Оказавшись на открытом пространстве, рекомендуют лечь на землю, по-возможности избегая почвы, удерживающей влагу(идеально если это будет песок или каменистая поверхность). Выбранное вами место должно находиться в низине и не в коем случае на холме. Нельзя ложится и вообще пережидать грозу вблизи озёр, рек и т.д. ведь попадание молнии в них распространяется примерно в радиусе ста метров.
И это несомненно правильный совет, с которым я согласен и его следует хорошенько запомнить и придерживаться. Однако (дальше сугубо личное мнение) можно сказать, что люди чаще будут стремиться успеть домой, чем переждать, такова уж суть человека, бросить велосипед в отдалении и лечь среди поля куда более сложное решение, чем мысль, что пронесёт.
Глядя на ранее описанный случай в велопоходе, я думаю, что наша главная ошибка была даже не в том, что мы подвергли себя риску, а в том, что нужно было остановиться гораздо раньше того момента, когда встал вопрос ехать дальше или лежать в поле под холодным ливнем и ветром. С другой стороны с погодой часто не знаешь, что будет дальше, вроде ехали, когда небо начало будто светлеть, а в итоге напоролись на откровенную жесть! Конечно лучше вообще не ездить под ливнем, грозой и градом, а пережидать их в подходящем месте.
Важно не только правильное планирование времени велопоездки (хотя синоптики в тот день наврали как следует) а то что, если вы по определенным признакам видите, что надвигается гроза, необходимо заранее найти подходящее место, где её можно переждать. Рисковать или нет — решать вам. Помню на велосипедах с другом нам как-то удалось обогнать дождь и если бы мы ждали, то потеряли бы много времени, а так по маршруту ушли правее непогоды. В любом случае всё зависит от конкретной ситуации и в конечном счете только от ваших решений зависит ваша жизнь.
Нужно решить, что важнее успеть проехать нужный километраж к нужному времени или не подвергать себя излишнему риску? Что не говори, а выводы я сделал и теперь куда более трепетно отношусь к погодным условиям, особенно, если речь идёт о поездке на велосипеде и, если ситуация потребует, готов лежать в поле в ливень в 30 метрах от велосипеда пусть даже час. К тому же, полагаю, это был бы интересный опыт.
1. В союзной Беларуси 44 летнего мужчину, ехавшего на велосипеде в грозу из одной деревни в другую, убило молнией. Как говорят рядом с погибшим лежал мобильный телефон, которым, как выяснилось он действительно пользовался перед смертью, видимо он и послужил причиной попадания разряда молнии.
Поэтому ещё одним важным советом может стать обязательное отключение всех мобильных телефонов и других радио приборов, которые способны «притянуть» заряд.
2. В 2008 молния унесла жизнь 10 летнего жителя Лениногорска. Мальчик катался не где-то за городом, а ехал по улице. Он возвращался домой вместе с матерью и другими детьми, где их и застигла гроза. Молния попала прямо в мальчика, ехавшего немного впереди…
Есть множество других трагичных историй, связанных с молнией, ежегодно же в мире от неё погибает около 3000 человек. Много это или мало решать вам.