можно ли гадать на коране
Хадисы о гаданиях, предсказаниях и суеверии
Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто приобретает информацию гаданием по звездам, тот занимается одним из видов колдовства, и чем больше [он гадает], тем больше [погрязает в колдовстве]»[1].
Для чего же созданы звезды? Ответ есть в Коране: «И создал Он (Бог) для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря» (см. Св. Коран, 6:97); «Мирской небосвод [галактику, в которой находится планета Земля] Мы [говорит Господь миров] украсили светильниками [солнце, луна, звезды] и сделали их [звезды] тем, чем побиваемы дьяволы»[2] (см. Св. Коран, 67:5).
Отмечу, что предположения на основе закономерностей допустимы, а вот предсказания или пророчества — запрещены. В мусульманском мире, например, по расположению звезд определяли благоприятный или неблагоприятный момент для совершения различных действий — от посадки растений до шитья. Это не попытка предсказания или колдовства, а выбор подходящего момента.
Современный человек не должен делать себя заложником астрологических прогнозов, чьих-то астрологических фантазий, а наоборот, должен оставлять за собой право выбора и действия в той или иной ситуации, принимая и развивая хорошее, а плохое игнорируя.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто поймет, познает себя, тот сможет постичь своего Господа»[3].
У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросили о колдунах. Он ответил: «Не обращайте на них никакого внимания»[4]. — «О посланник Божий! Порой они говорят о чем-то, что в последующем становится явью!» Пророк пояснил: «Это [то есть сбывающееся] — правдивое слово, переданное колдуну его близким другом джинном-дьяволом. В то же время колдуны смешивают с этими единичными правдивыми словами сотни [то есть много] лживых»[5].
Самое опасное, что, поверив колдуну, ясновидящему, человек программирует себя и трансформирует свое будущее не в лучшую сторону.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, ангелы спускаются на уровень облаков и упоминают [меж собой] то, что было велено на небесах. Дьяволы-джинны [порой] подслушивают эти разговоры и затем передают информацию колдунам-предсказателям. Те же в свою очередь добавляют очень много лжи от себя»[6].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Кто придет к предсказателю, спросит у него о чем-то и поверит в сказанное, у того не будет принята [обязательная] молитва[-намаз] на протяжении сорока дней»[7].
То есть вознаграждение (саваб) за все обязательные молитвы последующих сорока дней пойдет на компенсацию данного прегрешения[8].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто придет к предсказателю или колдуну и поверит в то, что будет сказано им, тот становится неверующим относительно того, что было ниспослано [Богом] Мухаммаду»[9].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не из нас тот, кто колдует, и тот, для кого колдуют; тот, кто занимается предсказанием будущего, и тот, кому предсказывают; тот, кто верит дурным предзнаменованиям и зависит от них»[10].
Му‘авия однажды спросил у пророка Мухаммада: «Среди нас есть люди, которые принимают во внимание дурные предзнаменования [зависимы от них]». Пророк ответил: «Это то, что они чувствуют [по сложившейся в народе традиции обращают на них внимание, реагируют]. [Но] пусть это ни в коем случае не препятствует им [не сбивает верующего с намеченного курса]»[11].
То есть следует игнорировать дурные предзнаменования и продолжать свой путь, начатое дело. В противном случае — это очевидный грех пред Богом, ведь все происходящее находится в полной власти и управлении Господа, а не во власти примет и дурных предзнаменований[12].
Пророк Мухаммад говорил: «Нет плохим предзнаменованиям [в Исламе недопустимо следовать им и зависеть от них]! Лучшее — аль-фа’ль». У него уточнили: «А что это такое?» — «Это хорошее слово, которое слышите вы», — ответил Пророк[13].
Здесь имеются в виду слова, которые воодушевляют, поднимают настроение, подбадривают, а также все то, что предвещает хорошее, прекрасное от Бога — ты уверен, что с Божьей помощью все завершится наилучшим образом, стараешься заметить знаки Свыше и воодушевленным движешься к очередной цели, несмотря на временные затруднения и сложности[14]. Пророк любил аль-фа’ль (слова или действия, вселяющие радость, воодушевление, уверенность)[15], ему нравилось это[16].
У пророка Мухаммада спросили однажды про приметы (суеверия, плохие предзнаменования), и он ответил: «Лучшее — аль-фа’ль (все то, что предзнаменует хорошее и положительное). [А вот плохие предзнаменования] не должны останавливать мусульманина [не должны препятствовать реализации его намерений и планов]. Если кто-то из вас увидит порицаемое им [то, что в его народе считается плохим предзнаменованием], то пусть скажет: «Аллаахумма, ля я’ти биль-хасанаат илля анта, ва ля ядфа‘ус-сайи’аат илля анта; ва ля хавля, ва ля куввата илля бикь» (Господи, все хорошее только от Тебя и защищаешь от плохого только Ты. Нет ни силы, ни могущества, кроме как у Тебя)»[17].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Абу Дауда, Ахмада, Ибн Маджа. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 428, хадис № 3905, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8500, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 364, хадис № 4/1673, «сахих».
[2] «Мы [говорит Господь миров] украсили ближайшее [к планете Земля] небо звездами, которые послужили также и средством охраны небес от непокорных дьяволов-джиннов. Дабы не подслушивали они разговоры в высшем обществе [обществе ангелов], и [если попытаются шпионить, были] закидываемы с разных сторон [неба]. Они удаляемы [таким образом], и это для них будет [теперь] постоянным наказанием. Возможно, что кто-то из них успеет уловить обрывок информации, но тогда вслед за ним полетит пронзающая [тьму] звезда (метеорит)» (Св. Коран, 37:6–10). Также см.: 15:17, 18; 72:8, 9.
[3] См.: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994 (1989). Т. 8. С. 395; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 234, хадис № 2530.
Степень достоверности у данного хадиса очень низкая, но в богословской литературе (особенно суфийского характера) он часто цитируется, так как по смыслу своему хорошо вписывается в общий контекст Корана и Сунны.
[4] В подстрочном переводе звучит так: «Это — ничто». То есть будьте вне того информационного поля, что создается ими; не слушайте их «прорицания», иначе попадете в неосознанную зависимость от них. Относитесь к этому как к чему-то пустому и бессильному.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1838, хадис № 5762.
[6] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 361, 362, хадис № 1/1670; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 993, 994, хадис № 3210.
[7] Св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 917, хадис № 125–(2230); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 362, хадис № 2/1671; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 505, хадис № 8284, «сахих».
[8] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 362.
[9] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 506, хадис № 8285, «хасан».
[10] Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. ат-Табарани. См.: ас-Суюты Дж. Аль-Джами‘ ас-сагыр. С. 470, хадис № 7680, «хасан».
[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 216, хадис № 33–(537); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 497, хадис № 3/701; Т. 2. С. 364, хадис № 5/1674.
[12] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 497, пояснение к хадису № 3/701.
[13] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1837, хадис № 5755; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 263, 264, хадис № 5755 и пояснение к нему.
[14] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 13. С. 76, 77; Т. 12. С. 184.
[15] См.: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 912.
[16] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 382, хадис № 3536, «сахих».
[17] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 367, хадис № 4/1679, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 429, хадис № 3919, «да‘иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 263, в пояснении к хадису № 5755.
Гадание по Корану
Ассаламу алейкум
Существует среди людей такое понятие как «гадание по корану» суть которого состоит в том, что человек который этим занимается открывает коран на случайной странице и читая аят предсказывает будущее или при помощи того же Корана он якобы может определить лицо которое совершило то или иное преступоение, к примеру указать на убийцу или вора.
Хотелось бы узнать есть ли этому какая-то основа, ведь насколько известно гадание само по себе харам.
Ва алейкум салям ва рахматулла.
Не нужно обращаться к таким людям ни в коем случае, а уж тем более нельзя обвинять кого-то в совершении того или иного преступления, основываясь на словах таких вот гадателей. И не стоит попадаться на их уловки, якобы они делают это при помощи Корана. Это все обычно просто, чтобы привлечь к себе клиентов, на самом деле они могут держать в руках Коран просто для вида. Более того, если вы посмотрите на этих людей и их жизнь, чаще всего легко увидите, что она не имеет ничего общего с Кораном. Обычно они не имеют даже начального представления об исламских законах и ничего не соблюдают. Но даже если кто-то из них и ведет более-менее правильный образ жизни, это не дает каких-то оснований верить его высказываниям, тем более уж обвинять кого-то, основываясь на них.
Более того, в хадисах от Ахль Аль-Бейт (мир им) ясно и понятно запрещено заниматься подобными вещами, ровно как и обращаться к таким людям. Приведу несколько для примера:
[Хадис в книге «Аль-Хисаль» шейха Мухаммада Ас-Садука, на стр. 33][1]
> عن أبي بصير، عن أبي عبد الله عليه السلام قال: من تكهن أو تكهن له فقد
> برئ من دين محمد صلى الله عليه وآله
>
> От Абу Басира, от Имама Джаафара Ас-Садика (мир ему), сказал: «Кто
> предсказывает или же кому предсказывают, тот отрекается от религии
> Мухаммада (да благословит Аллах его и род его).»
[Аль-Хурр Аль-Амили в своем сборнике «Васаиль Аш-Шиа», в томе 17 на стр. 150 передает хадис из книги «Аль-Машайха» Хасана бин Махбуба:][2]
قلت لأبي عبد الله عليه السلا
> م: إن عندنا بالجزيرة رجلا ربما أخبر من يأتيه يسأله عن الشئ يسرق أو شبه
> ذلك فنسأله، فقال: قال رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم: من مشى إلى
> ساحر أو كاهن أو كذاب يصدقه بما يقول فقد كفر بما أنزل الله من كتاب.
>
> Я сказал Имаму Джаафару Ас-Садику (мир ему): «У нас на острове есть
> один мужчина, он отвечает тем, кто обращается к нему об украденном или
> подобных вещах, спрашивать ли нам его?» На что Имама (мир ему) сказал:
>
> «Сказал Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его): «Кто
> пойдет к колдуну, предсказателю или лжецу, и будет верить тому, что
> тот говорит, тот не верует в то, что ниспослал Аллах в Своей книге.»
Так что не стоит связываться с такими вещами и увлекающимися этим людьми ни в коем случае. Единственное что не стоит путать это с [истихарой][3] и некоторыми другими дозволенными методами, что упомянуты в хадисах. Если вы затрудняетесь определить, чем же конкретный человек занимается — истихарой или просто каким-то притворством и предсказательством, то поглядите на его религиозность, на то как он понимает сам текст Корана (понятно, что если он даже не понимает что написано в Коране, то не стоит иметь с ним дела), обратите внимание, может ли он привести какие-то достоверные хадисы, в подтверждение своих методик. Также смотрите на его материальную заинтересованность — если это у него такой бизнес и источник дохода, то обходите лучше стороной.
Гадание по Корану
Ответ: По Корану не гадают, и люди, якобы гадающие по нему, являются шарлатанами, которые пользуются невежеством мусульман. Коран для них всего лишь средство привлечения внимания мусульман. В действительности многие из них даже читать Коран не могут.
Мне рассказывали, как жена одного нашего брата-мусульманина, услышав, что, мол, кто-то гадает по Корану, стала уговаривать мужа пойти к нему. Тот заинтересовался и решил пойти для проверки (сам он, учась в мечети, знал некоторые книги по арабской грамматике). И каково же было удивление нашего брата, когда у того шарлатана в качестве Корана была книга по арабской грамматике «Унмузадж», которую он держал вверх тормашками! Поэтому, мусульмане, не попадайтесь на их уловки.
В хадисе, переданном имамом аль-Бухари, сказано: «Люди спросили Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о гадании, и он ответил: «Нельзя верить их словам». Тогда они сказали: «Ведь они нам рассказывают вещи, которые на самом деле правда!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, то, что они говорят, иногда бывает правдой, которую джинны шепчут им в уши, и они это запоминают, но с этой правдой они смешивают много-много лжи» (большинство из того, что они говорят, ложь, и поэтому нельзя этим обманываться).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.