можно ли гадать по библии
Гадание на Библии
Анна Пономарева
Отец Сергий! Меня страшно мучает один вопрос, помогите, пожалуйста, разобраться.
Я приняла эти слова, как руководство к действию, что лучше мне прекратить общение с этими людьми. Так я и поступила. Уже более года не общаюсь с этой женщиной. Изначально я ей объясняла, что не могу общаться из-за рождения ребенка, а потом все само собой сошло на нет.
И недавно своей знакомой, прихожанке нашей церкви, я рассказала эту историю, что Бог меня отвел от таких людей. Но она сказала, что я совершила страшный грех и должна непременно покаяться. Что я гадала на Библии и теперь этот грех на мне. Я пыталась ей объяснить, что знаю, что такое гадание на книжках(в детстве баловались таким), а это для меня было совсем другое. Я просила у Господа помощи и Он мне ее подал. Но моя знакомая не соглашается со мной и говорит, что я просто не понимаю, какой страшный грех совершила.
Помогите разобраться, действительно ли это грех? Надо ли исповедовать это на Исповеди?
протодиакон Сергий Шалберов
Важно каково было состояние души, как Вы готовились, прося Бога открыть им Свою волю в отверстом наугад Писании. Хотя последовательный христианин всегда способен принять верное решение и без подобного «ритуального» поиска. В любом случае Вам надо исповедаться, и уж, конечно, не вводить этот «прием» в постоянное правило духовной жизни.
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.
Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru
Гадать на Евангелие – очень большой грех?
Вопрос: «У меня от свекрови осталось старое Евангелие, и я видела, как раньше она открывала его в тяжелые минуты на любой главе и по смыслу написанного в этой главы, как бы получала ответ на свой вопрос: что ожидает сына, дочь и так далее. И я иногда делаю так же, когда очень трудно. Может быть, это большой грех?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да, конечно, грех, потому что использовать Священное Писание для гадания – это вообще кощунство. Надеюсь, Вам слово «кощунство» понятно? Так делать нехорошо.
Евангелие надо читать, запоминать и прилагать к своей жизни, но не гадать.
Протоиерей Александр Березовский:
– Да, люди так нередко делают… Я тоже об этом слышал… А после этого говорят, что, действительно, как написано – так оно и есть. Почему это повторяется, рекомендуется, распространяется?
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Тебе рассказать этот механизм? Очень просто. Противник Бога и человекоубийца искони, дьявол, желает, чтобы человек отпал от Бога. Самое лучшее отпадение от Бога – это когда человек начинает Бога хулить и кощунствовать. После этого человек лишается благодати Божией.
Разные бабки, которые заговаривают всякие грыжи, прежде, чем заговаривать, требуют, чтобы ребенка крестили. Спрашивается: зачем? Если ты им скажешь, что ребенок крещеный, она будет заговаривать. Зачем ей нужно, чтобы ребенка крестили? Чтобы надругаться именно над христианином!
Те дети, которых заговаривали в детстве – потом в церковь не могут войти! И это очень частое явление. Грыжа прошла, но ребенок стал бесноватым. Вот такая цена!
Так же и здесь. Гадая на Евангелие, человек кощунствует и лишается благодати Божией. Человек думает, что спасается, а на самом деле – дьявол играет с ним: помогает ему так открыть Евангелие, чтобы это выглядело, как слова от Бога. Это игра дьявола. Очень хитрая и подлая.
А человек, вместо того, чтобы слушать церковь и Священное Писание, занимается гаданием. На чем? На Священном Писании! Большей мерзости трудно вообразить!
Это схоже с ситуацией, когда люди дарили Евангелие, Библию на тонкой папиросной бумаге, в тюрьмы, и очень многие заключенные пускали Священное Писание на самокрутки. Так вот, пускать на папироски – это есть меньший грех, чем гадание. Ну, сжег и сжег… А гадание – это угождение дьяволу, потому что всякое гадание – от дьявола.
Цыгане тоже крест на себя наденут золотой и говорят: «Мы верующие». Но если ты гадаешь – ты служишь дьяволу! Тот, кто хочет проникнуть в будущее – хочет обойти Бога, потому что Бог скрывает, а ты все равно хочешь заглянуть.
«Кто не входит в дверь, а прилазит инуди» – тот есть кто? Вор и разбойник! Поэтому такое гадание – есть разбой и воровство. И кощунство!
Так что, умоляю вас – не делайте этого!
Можно ли узнавать волю Божию по Библии?
Можно ли узнавать волю Божию по Библии?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Есть такое старинный обычай, открывать Святую книгу (Евангелие или Библию) в каких-либо затруднительных моментах жизни, чтобы узнать волю Божию.
Как относиться к этому обычаю? Что говорит об этом Церковь?
Давайте узнаем об этом из ответа отца Андрея Рахновского на вопрос одной православной женщины:
– Иногда, под настроение, я открываю Библию на любой странице, и начинаю читать с любого места – мне кажется, что таким образом, Господь подсказывает человеку, что ему делать. Но недавно подруга сказала, что это – грех, потому что я, таким образом, как бы гадаю. Неужели читать Писание с любого места – нельзя?
– Читать Писание можно и нужно, но лучше делать это регулярно и по порядку, а не только под настроение и с любого места, – отвечает протоиерей Андрей. – Думаю, подруга сказала о гадании, потому что вы не просто приступаете к чтению, а вкладываете в это действие особый мистический смысл – вам кажется, что Бог, в этот момент, укажет вам именно то место в Библии, которое ответит на ваш вопрос, поможет решить внутреннюю проблему.
Это заблуждение. Если бы все происходило именно таким образом, то святым отцам не пришлось бы собирать соборы и вести дискуссии о Символе Веры – достаточно было бы наугад открыть Библию и прочитать в ней ответы на все вопросы. Не было бы нужды ни в духовниках, ни в духовных советах: имей под рукой Писание, открывай его где угодно, и найдешь все, что тебе нужно.
Увы, так не происходит. Библия – не оракул, и рассчитывать, что ваше чтение наугад принесет несомненную пользу, особо не приходится. Хотя бывают исключительные случаи, когда Господь вразумляет человека именно таким образом.
У меня много лет назад было состояние глубокого уныния. Я сидел за столом, рядом лежала известная святоотеческая книга – ответы преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Ничего не загадывая, но нуждаясь в духовной поддержке, я открыл ее, и первое, на что упал взгляд, – слова святого Варсонофия, жившего в 6 веке, из его ответа ученику: «Не унывай, Андрей, ибо…». Мое уныние, как рукой сняло! Но больше я такого не делал.
Есть опыт митрополита Антония Сурожского, который, будучи подростком, начал с самого короткого Евангелия – от Марка. Читайте каждый день, хотя бы по одной главе. И если возникнут вопросы – возьмите книгу с толкованиями, это поможет углубить понимание Священного Писания.
Гадание по Библии или вопрошание Бога через открывание Библии наугад
Добрый день, пастор Денис. В нашей церкви стали практиковать вопрошание Господа через открытие Библии на случайном стихе. Место Писания, на которое ткнут пальцем, воспринимается ответом от Бога. Это очень напоминает мне практику гадания. Скажите, правильно ли использовать Библию таким образом? Спасибо.
Эту практику я не поддерживаю, и объясню почему.
Могу допустить, что в самом начале христианского пути Господь может проговорить таким образом к верующему, который в немощи своей ищет у Него ответа в случайном открыванием Библии. Это может быть милостью Божьей для уверовавшего, но никак не должно быть обычной практикой для христианина.
Первый из этих случаев – довольно курьезный. Помню, тогда я сидел на диване и слушал музыку. На мне были наушники, а рядом лежала Библия (в тот момент я уже искал Бога, хотя и не был еще христианином). В сердце пришло желание узнать, что думает обо мне Бог. Я закрыл глаза, случайным образом открыл Писание, и ткнул пальцем. Там было написано:
«Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева»(Пр.26:22).
Я тут же сбросил с себя наушники. Я был в шоке.
— Откуда Бог знает про наушники? Неужели в Библии написано обо всем? Неужели Бог все знает? Он видит наперед.
Сейчас это выглядит смешно и глупо, но тогда я очень впечатлился. Только позже я узнал, что в данном стихе Писания написано совсем не об электронном устройстве для прослушивания аудиозаписи, и что старорусское слово «наушник» на современном языке означает “сплетник”.
Хотя я и впечатлился, и стих был, как говорится «в тему», все же я интерпретировал Писание некорректно. И в этом существенная разница между «тыканием пальцем» и внимательным изучением Библии.
Некоторые считают, что так вопрошать Бога допустимо, т.к. в Библии есть примеры, что Бог использует волю случая, чтобы открыть Свою волю. Примером этого являлась практика бросания жребия.
Екклесиаст же пишет о воле случая: «…не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их»(Екк.9:11).
Приведенные цитаты на первый взгляд могут убедить, что посредством воли случая Бог желает показывать нам Свою волю. Бывает и так. Но это не тот метод, которым Он направляет нас. Вот почему я так думаю:
1) Практика бросания жребия в основном присутствует в Ветхом Завете. Ее использование в текстах Нового Завета можно обнаружить лишь в период до сошествия Духа Святого (т.е. до Деян.2 главы).
2) После сошествия Духа Святого, согласно Писанию, любой верующий может знать и искать волю Божью. Основными методами в этом является осмысленное послушание написанному Слову Божьему, следование голосу совести, и внутреннему водительству Духом Святым.
Вот что говорит Писание христианам: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14); «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан.16:13).
3) Примеры бросания жребия не являются основанием для того, чтобы использовать Библию, как гадательную книгу, т.к. это не одно и то же.
4) Обычно в ветхозаветной практике жребием определялся выбор из небольшого числа вариантов, но никак не великого множества. (К примеру, ученики избрали двух, кто подходил под определенные условия – «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия»(Деян.1:23); или же Аарон жребием выбирал из всего двух козлов – кого для отпущения, а кого в жертву для Господа? (Лев.16:8). В Библии 31240 стихов содержится в 66 книгах, и случайный выбор из этого числа никак не может быть схож с идеей ветхозаветного жребия.
5) Практика открывания Библии наугад не описывается ни в библейской истории, ни в истории ранней церкви.
6) Открывание Библии наугад всегда сопряжено с чтением Священного Писания вне контекста, и порождает риск ошибочного толкования. (Примерно так же, как было у меня с наушниками). Кроме того, в Писании много мест, которые можно толковать, только обладая достаточным объемом богословских знаний. Случайное использование этих мест гарантирует ошибочное их понимание.
Такое толкование не увязывается с другими местами Писания. Вспомните хотя бы ветхозаветное: «Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Пр.21:31). В следовании за Христом есть некая синергия – участие нашей воли и воли Божьей, а не слепое повиновение воле случая.
Откуда же пошла подобная практика, проследить довольно трудно. Хотя ее и не было в ранней церкви, в истории она все же встречается.
В талмудические времена существовала традиция, что стих, случайно взятый из священных Писаний или озвученный на улице школьником, мог быть воспринят хорошим или дурным предзнаменованием. Наиболее известен пример (он как раз не в пользу гадателей по Библии) из жизни одного еврейского мыслителя по имени Элиша бен-Абуя (получившего прозвище Ахер).
Элиша бен-Абуя жил в 1-2 вв. н.э.. Его взгляды были достаточно одиозны (он стал считать, что миром правят два бога), за что в конечном итоге он прослыл верооступником и еретиком. Его ученик равви Меир, как-то уговаривал его вернуться к единобожию и закону Моисея. Но тот стал останавливать школьников на улице, спрашивая, какой стих они изучали в этот день. Все цитировали стихи, которые означали лишь одно – ему возврата нет. Как мы видим, случайное цитирование Писание принесло Элише бен-Абую больше вреда, чем пользы (Хаг., 15аб; ср. Гит., 58а; Хул., 95б).
Обычай этот удержался у иудеев и в Средние века. До сих пор можно встретить среди иудеев тех, кто называет его «жребий по Библии».
В древнесирийских манускриптах можно найти указания, что такая практика была и среди некоторых христиан в конце 7 века. Есть исследование, где описывается, что Псалмами пользовались для магических целей. (Более подробно об источниках можно прочесть тут: http://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Гадание_по_Библии )
Все эти примеры доказывают, что Ваши служители не первые додумались до такого использования Библии, но те, кто в мировой и христианской истории так пользовались Писанием, не могут быть образцом для подражания.
Какие бы ни использовались предметы для гадания (Библия, другие книги, иные ценные для верующих предметы или символы), гадание запрещено!
А если совсем тупиковая ситуация, и Вы ищете ответ в Библии, то вместо случайного выбора стихов Библии, лучше выбрать несколько слов, которые имеют отношение к вашему вопросу. Учитывайте контекст этих слов, посмотрите, применимо ли это к вашей ситуации. Молитесь, чтобы была мудрость от Бога. А если и тогда не будет ясности, как поступать, посоветуйтесь с опытными служителями или специалистами в данном вопросе.
Во всех случаях, такое решение – гораздо лучше случайного открывания Библии!
Иначе, всегда есть риск, что случится, как в старом анекдоте: «Один человек был в тяжелом состоянии и открыл Библию случайно. Его взгляд упал на Мф. 27:5 «. он пошел и удавился». Бедняга захлопнул книгу и подумал: «это не может быть правдой». Поэтому, он открыл Библию снова, и его взгляд упал на Лк 10:37: «. иди и ты поступай так же».
Так рождаются лжеучения!
Господь да хранит Вас!
Можно ли гадать по библии
Одна моя знакомая ходит в церковь и в то же время увлекается нехристианским делом – то ли трансмедитацией, то ли какой-то магией, то ли не знаю, как он там правильно называется. Когда я ей сказал: «Как ты можешь, это же лицемерие, грех какой!», она мне ответила, что, дескать, нигде в Библии запрета на эти дела нет, заповедей таких запрещающих тоже нет. И я даже не знаю, что ей ответить. Помогите, пожалуйста. Спаси Господи.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Священное Писание любые формы гадания, колдовства, магии и проч. называет мерзостью и строжайше запрещает: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев19:31). Во Второзаконии это запрещение повторяется: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт.18:9-13). Занимающийся колдовством по Закону подлежал смертной казни (Лев.20:6, 27). Об Иосии (4Цар.23:24) в Библии с похвалой говорится, что он очистил землю от всяких гадателей. Новозаветная Церковь восприняла из Священного Писания запрещение всех видов колдовства как сатанинского занятия и приняла на VI Вселенском и других Соборах специальные правила: «Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, якоже глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром (2Кор.6:14-16)?» (61-е правило VI Вселенского Собора).
И в наше время диавол соблазняет людей этим пагубным занятием. Такие люди становятся пленниками демонических сил. Постепенно у них угасает духовное начало. Они становятся невосприимчивы к Божественной истине. Эти люди не имеют ни воли, ни возможностей освободиться от власти диавола. Часто у таких людей начинаются душевные расстройства. Возникает состояние, которое в духовной литературе называется одержимостью. Избавление от бесовских пут требует от человека решительного отречения от сатаны и искреннего покаяния. Пастыри должны проявить к ним чуткость и внимание, чтобы помочь им вернуться к спасительной жизни в Церкви. Опыт показывает, что лечение проходит нелегко, но при наличии доброй воли и решимости с помощью Божией можно стать духовно полноценным человеком.