можно ли гаишникам стоять с радаром
Сотрудникам ГИБДД снова разрешили использовать ручные радары для замера скорости
Почти в половине регионов России автоинспекторы снова получили возможность пользоваться ручными радарами для измерения скорости, которые летом прошлого года запретил Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу ГИБДД.
Мобильные комплексы, фиксирующие нарушения, запретили в июле 2016 года по указанию главы МВД Владимира Колокольцева. Причиной для этого послужило то, радары применялись инспекторами не только по назначению, но и для вымогательства взяток с автовладельцев. Если нарушитель соглашался платить, то запись с прибора стиралась. После введенного запрета производители радаров получили от Научно-исследовательского центра изучения проблем безопасности движения (НИЦ БДД) задание усовершенствовать устройства, а именно исключить возможность стирать с них записи. В результате порядка 1500 радаров «прошили» новым софтом.
Сейчас в ПО радаров пользователи делятся на операторов (автоинспекторов) и администраторов (глава подразделения, который вправе удалить запись). Если обычный сотрудник ДПС попытается удалить одну из записей, работа комплекса автоматически заблокируется. А разблокировку сможет осуществить лишь руководитель подразделения. Более того, в отдельных регионах приборы даже опечатывают, чтобы исключить возможность доступа к карте памяти.
В распоряжении Колокольцева отмечалось, что использование мобильных комплексов для фиксации нарушений допускается «по решению руководства» региональной полиции. И теперь, после модернизации, ручные радары стали возвращаться на российские дороги. При этом Москву и Подмосковье пока не будут включать в перечень регионов, где разрешено использование этих устройств. В них для фиксации нарушений применяются лишь автоматические камеры. Кроме того, после тестирования в обычном режиме заработала новая система фотовидеофиксации «Пит-стоп». Она при помощи городских камер выявляет превышение скорости больше чем на 60 км/ч и направляет данные об этом сотрудникам ГИБДД, находящимся рядом с местом нарушения. Они останавливают «гонщика» и оформляют протокол, который передают в суд для лишения его водительских прав.
Подробнее о работе системы и инцидентах со «спецсубъектами», которых благодаря ей подловили на грубом превышении скоростного режима читайте в материалах «Система «Пит-стоп» уличила в превышении скорости судей и прокуроров» и «Пит-стоп»: юристы считают, что судей нужно приравнять к обычным водителям».
Сотрудникам ГИБДД разрешат использовать ручные радары в исключительных случаях
Ручные радары, на использование которых давно и обоснованно жаловались многие водители, наконец, можно считать прошлым. Сотрудникам ГИБДД использовать их официально запретили, но сейчас появились разъяснения от МВД: есть моменты, когда могут быть сделаны исключения. В каких именно случаях и в каких регионах автомобилистам нужно быть готовым к сюрпризам?
Главная причина — борьба с коррупцией на дорогах. Ведь вооруженный таким прибором инспектор лично и нарушителей ловит, и выносит постановление. А значит, и договариваться водителю именно с ним.
Яркий пример: гражданский патруль автомобилистов остановился спросить у сотрудников, чем это они занимаются на обочине трассы. Деньги, вдруг полетевшие из-под машины инспекторов, красноречивее любого ответа. И сколько еще курьезов случалось на российских дорогах по вине мобильных радаров…
Ручные радары, так же как и стационарные, работают по единому принципу, открытому еще в XIX веке. Перед двигающимся объектом волны всех типов сгущаются. Авто-радар отправляет сигнал к машине с одной частотой, а получает обратно с другой и за счет разницы вычисляет скорость. Но проверенный механизм на поверку дает серьезные сбои – радар «присуждает» стоящей на месте машине с работающим двигателем скорость в 60 километров в час. Мистика, да и только. Другой досадный технический недостаток — целясь в поток, легко промахнуться.
Но из МВД таких требований к разработчикам не поступает. А вот к примеру полиция Сингапура, для своих сотрудников заказала радар, в котором файлы с нарушениями ни просмотреть, ни удалить..
И российская, и иностранные модификации кроме как в ручном режиме могут работать автоматически. Так что с дорог в одночасье эти радары не пропадут. Их по-прежнему можно использовать в исключительных случаях. Просто теперь вместо протокола на месте — «письмо счастья» и фото на память.
В МВД разъяснили порядок использования ручных радаров сотрудниками ГИБДД
Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев поручил ограничить применение полицейскими в регионах мобильных средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Информацию об этом РИА Новости подтвердила официальный представитель ведомства Ирина Волк.
В пресс-службе министерства уточнили, что такие технические средства могут использоваться в исключительных случаях, соответствующее решение должен принять глава территориального органа МВД на региональном уровне под личную ответственность. При этом от руководителей полиции требуется обеспечить меры, исключающие возможность удаления сотрудниками записей правонарушений.
Применение ручных радаров в повседневной деятельности инспекторов, по словам Волк, должно быть прекращено до особого распоряжения. Поручение отдано Колокольцевым в целях предупреждения и пресечения правонарушений коррупционной направленности, укрепления служебной дисциплины и законности в подразделениях Госавтоинспекции, отметили в МВД.
О том, что в ряде регионов сотрудникам ГИБДД запретили для выявления нарушителей использовать ручные радары, ранее 3 августа сообщил «Коммерсантъ». По сведениям газеты, запрет действует с 10 июля и касается устройств моделей «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар». Ограничение касается, в частности, Самарской и Ростовской областей, а в Краснодарском крае под запрет попали все приборы, данные с которых можно стереть вручную.
Приборы для замера скорости использовались сотрудниками ГАИ СССР с 1960-х годов. Со временем в радарах появились функции видеозаписи и привязки к GPS-координатам. В начале 2000-х МВД в рамках борьбы с коррупцией приступило к работе над системой автоматической фиксации нарушений. Так, по данным на июль 2016-го, в Москве установлено 900 дорожных камер, при этом четверть из них являются муляжами.
Дорога без радара
Как выяснил корреспондент «Российской газеты», около месяца назад министр внутренних дел Владимир Колокольцев дал устное указание навести порядок в этой и других сферах деятельности полиции, вызывающих сомнения. Был выпущен ряд мер, которые должны снизить коррупционные риски. Среди них оказалось и указание главы МВД в адрес дорожно-постовой службы и ГИБДД о необходимости ограничить использование приборов, позволяющих корректировать информацию.
Речь идет о ручных приборах замера скорости в форме пистолета только с экраном вместо прицела. Такие радары особенно часто дорожные полицейские использовали на загородных трассах. Как правило, сотрудник при этом был не виден приближающемуся автомобилисту. Он выныривал из-за преграды. Если скорость на приборе отражалась с превышением допустимых нормативов, страж правопорядка останавливал такой автомобиль и демонстрировал водителю показатели радара. Вот только показатели эти часто не совпадали с теми, что водитель видел на своем спидометре. Но с представителем закона спорить сложно.
Стоит отметить, что к работе ручных радаров накопилось очень много претензий, причем не только у автолюбителей, но, как оказалось, и у руководства МВД. Дело в том, что данными в таких приборах легко манипулировать. В итоге нерадивые сотрудники набрасывали недостающие для нарушения водителю километры. Бывали случаи, когда сотрудник фиксировал реальное нарушение скоростного режима каким-то автомобилистом, а затем цифры с радара демонстрировал всем последующим остановленным водителям.
Еще одна серьезная претензия полицейского руководства к работе ручных радаров заключается в том, что данные с них можно легко удалить. То есть решение о наказании нарушителя скоростного режима единолично принимает инспектор. Он может как зафиксировать нарушение и оформить его положенным образом, так и стереть информацию, если его об этом «хорошо попросит» водитель-нарушитель.
Некоторые регионы на указание главы МВД отреагировали очень быстро и сразу запретили все ранее применяемые переносные устройства фиксации скорости. Отмечалось, что это Ростовская и Самарская области, а также Краснодарский край.
В главке МВД по Краснодарскому краю также отказались официально прокомментировать решение о запрете радаров. По словам местных правозащитников, запрет ручных радаров хорош тем, что снизит те лазейки, которые позволяют инспекторам ГИБДД при общении с водителями трактовать ситуацию на дорогах в свою пользу.
В Самарской области же и вовсе запрет, похоже, не начал действовать. Как пояснили «РГ» в пресс-службе облуправления ГИБДД, документ от вышестоящего руководства получен, но в работе инспекторов ничего не изменилось: «Все приборы с видео- и фотофиксацией, имеющиеся на балансе, используются».
По словам местного правозащитника Сергея Слюсарева, радаров старого образца, которые в народе называют «фенами» на дорогах области в руках инспекторов никто давно и так не видел.
Исключив из арсенала переносные радары, МВД, видимо, делает ставку на стационарные комплексы фиксации скоростного режима. Сейчас в стране работают более 10 тысяч видеокамер, некоторые из которых фиксируют не только скорость, но и выезд на встречную или выделенную полосы, проезд на красный свет и другие нарушения ПДД. Число таких комплексов постоянно растет. Кроме того, полицейские активно используют комплексы видеофиксации, установленные в служебных автомобилях. В таких комплексах вся информация сохраняется, и инспектор не может внести в нее коррективы.
Всё что нужно знать о мобильных камерах-треногах в 2021 году
Можно ли считать увеличение камер видеофиксации на треногах эффективным средством борьбы с нарушениями правил дорожного движения? Законна ли и установка, кто и на основании каких законодательных норм имеет право их устанавливать? Об этом поговорим в статье ниже.
Частные камеры видеофиксации на треногах: основания для установки
Видеооборудование для фиксации нарушений ПДД – это стационарные и мобильные комплексы, которые должны устанавливаться на участках дорог, где наиболее высокий уровень аварийности, нарушений скоростного режима и других требований ПДД. Задача видеокамер – предотвращение правонарушений и их автоматическая фиксация.
Что это дает? Субъекты хозяйствования заключают государственное концессионное соглашение с региональной администрацией и получают право:
Передавать функции видеофиксации в аутсорсинг частным отечественным и даже иностранным организациям государственные органы на местах имеют право на основании ФЗ 115 «О концессионных соглашениях». Согласно закону, частный инвестор приобретает и обслуживает видеооборудование за свой счет, а ГИБДД указывает ему места установки видеокамер на треногах (у установщика должна быть виза руководителя регионального ГИБДД с разрешением установки камеры именно в конкретном месте).
Правила установки и использования треног
Согласно АПК РФ (статья 2.6.1), фиксация нарушений ПДД может осуществляться различными средствами, в том числе – техническими средствами видеофиксации специальным оборудованием.
Каждый мобильный радар или видеокамера на дороге должны устанавливаться в соответствии с едиными федеральными правилами:
При покупке оборудование проверяется и сертифицируется, а обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку.
Обозначение треног на дороге специальными предупреждающими знаками не требуются. Согласно статье 8.23 ПДД, в зоне видеофиксации должен быть установлен специальный знак, но не указано, с какими средствами он устанавливается. Поэтому установщики руководствуются ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому мобильные технические средства фиксации ПДД (а треноги – именно мобильное средство) знака не требуют.
Проблемы установки треног
Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.
С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.
Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:
Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей). Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине. Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.
В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.
Важно! Согласно правилам использования видеокамер фиксации ПДД, контролю подлежит прямой участок дороги до 50-60 метров, камера должна быть установлена не ближе 3 и не далее 17 метров от дороги, не должна быть скрыта, а угол поворота объектива настроен по ориентиру (параллельно кромке дороги).
Будут ли отменены частные видеокамеры на дорогах?
Признавая, что аутсорсинг мобильной видеофиксации ПДД – это нормальная мировая практика, эксперты по безопасности дорожного движения РФ, утверждают, что на российских дорогах от нее следует отказаться. Специфика отечественного законодательства и коррупция ведут не к снижению аварийности на дорогах, а к не совсем законному обогащению частных компаний, росту мошеннических схем и нарушению прав автовладельцев.
Государственная Дума уже рассматривает необходимость внесения изменений в КоАП РФ (статья 2.6.1) по вопросу привлечения водителей к административной ответственности на основании автоматической видеофиксации. Одним из пунктов изменений заявлен отказ от услуг частных организаций и передачу всех камер видеофиксации в собственность субъектов РФ.
Президент России также потребовал ужесточить правила видеофиксации нарушений ПДД, обязать владельцев видеокамер информировать водителей о местах установки оборудования и увеличить штрафы за неправильное его использование. В связи с этим, вероятно, законопроект будет принят в ближайшее время.
Можно ли оспорить штраф с треноги?
Чаще всего, водитель, получивший «письмо счастья», не вдается в подробности и предпочитает заплатить штраф, чем оспаривать его законность. Во-первых, доказывать свою невиновность ему придется сначала в ГИБДД, а затем в суде. А во-вторых, даже если вам кажется, что штраф незаконен, вовсе не означает, что нарушения не было.
Юристы предлагают несколько вариантов борьбы со штрафами от автоматической видеофиксации:
Таким образом, возмущение многих автолюбителей большим числом камер видеофиксации не имеет юридических оснований: частные коммерческие организации имеет право их устанавливать и обслуживать, присылать распечатки и постановление о штрафах за нарушения ПДД. Однако у частника должно быть государственное концессионное соглашение с муниципалитетом определенного населенного пункта, документы и сертификаты на видеооборудование и виза руководства местного ГИБДД на установку камеры в определенном месте.
Штрафные санкции по результатам автоматической видеофиксации будут законными в случае, если камера установлена в разрешенном месте, на положенной дистанции от дорожного полотна и правильно настроена. Если вы уверены, что частная тренога выписала вам штраф незаконно, его можно оспорить, собрав всю необходимую информацию о нарушении ПДД (в том числе, файл видеофиксации).