можно ли гладить собаку в исламе

Отношение к собаке в Исламе

Пророк Мухаммад сказал: «Однажды некий мужчина, находясь в пути, испытывал сильную жажду. Он нашел колодец и попил из него. И через некоторое время собрался было идти [дальше, продолжить свой путь], но вдруг он увидел собаку, высунувшую язык от жажды и поедающую влажную землю. Человек сказал [себе]: «Эта собака испытывает жажду так же сильно, как и я некоторое время назад». Он снял свой башмак, набрал им воды из колодца и напоил собаку. [В итоге] Аллах (Бог, Господь) был так доволен им, что простил ему [накопившиеся у него ранее прегрешения]». Сподвижники [слушавшие эту историю от пророка Мухаммада] уточнили: «О посланник Божий! В животных [в нашем отношении к ним] есть воздаяние?! [Бог нас вознаградит за это?!]». — «В любом живом существе [в благодеянии в его адрес] – воздаяние [Божье]»[1].

В другом риваяте (варианте) данного хадиса сказано: «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную (сырую) землю от жажды [и отсутствия доступного для него источника воды]. Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Аллахом (Богом, Господом), что Он [Творец всего сущего] наделил этого человека [по милости Своей] райской обителью [в вечности]»[2].

В наследии заключительного Божьего посланника есть несколько подобных хадисов. Все они указывают на важность совершения благодеяния в адрес любого живого существа: человека – независимо от его национальности или вероисповедования; животного – независимо от того, является ли оно канонически чистым или нечистым (наджаса)[3]. И такая форма благодеяния высоко ценится пред Всевышним, служит причиной прощения грехов. Да, Господь миров порой необычайно щедро одаривает за на первый взгляд простые и легкие благородные поступки. И это, полагаю, из-за их особой актуальности и необходимости.

О собаке на umma.ru есть и другие материалы:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 739, хадис № 2466; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 143, хадис № 2466 и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 125, хадис № 10/126 и пояснение к нему.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 81, хадис № 173; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173 и пояснение к нему.

[3] Слюна собаки, например, является канонически нечистой, наджасой: при попадании на одежду ее необходимо тщательно смыть, дабы можно было молиться в этой одежде.

Источник

Как Ислам относится к собакам?

можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть фото можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть картинку можно ли гладить собаку в исламе. Картинка про можно ли гладить собаку в исламе. Фото можно ли гладить собаку в исламе

Какое место отведено собаке в Исламе? (Источник фото: freepik.com)

Ислам учит тому, что необходимо проявлять милосердие по отношению ко всем живым существам и причинять им любой вред строго запрещено. Но как мусульманам стоит относиться к собакам? Об этом пойдет речь в нашей статье.

По поводу ритуальной чистоты:

Большинство мусульманских ученых единогласны во мнении, что слюна собак является ритуальной нечистотой (наджас) и все, что вступало в контакт со слюной собаки, для полного очищения должно быть вымыто не менее 7 раз.

Это постановление исходит из хадиса:

«Посуду, которую облизала собака, следует мыть семь раз, и первый раз (или последний) – землей» (Тирмизи)

Есть и другие хадисы касательно собак:

«Награда за добрые дела того человека, который держит собаку, ежедневно уменьшается на два къирата, если только он не держит её для охоты или охраны скота» (Бухари, Муслим).

«Поистине, ангелы не входят в дом, в котором находится собака» (Бухари).

Основываясь на этих высказываниях, мусульмане не держат собак дома, за исключением служебных или охотничьих.

Другие мусульмане считают собак самыми преданными и верными животными и упоминают историю молодых людей, которых Всевышний Аллах сберег в пещере (асхабуль-кахф). Как известно из суры «аль-Кахф», в компании этих молодых людей была собака, которая охраняла вход в пещеру.

Также в Коране упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости дальнейшего очищения. Естественно, добыча охотничьей собаки вступает в контакт со слюной собаки, тем не менее это не делает мясо «нечистым».

«Они спрашивают тебя [о Мухаммад] о том, что им разрешено. Ответь: «Вам разрешено благое [чистая, не вызывающая отвращения пища]. А то, что поймали для вас [но не ели эту добычу] обученные охотничьи животные, которых вы обучаете тому [что связано с охотой], о чем поведал вам Аллах, – то ешьте, произнося имя Аллаха над этим [когда направляете животное на добычу]. Бойтесь [нарушать запреты] Аллаха, ибо, поистине, Аллах скор в расчете» (Сура «аль-Маида», аят 4)

Также есть история о людях, грехи которых были прощены из-за их милосердия, проявленного по отношению к собаке.

«Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: эта блудница сняла башмак, привязала его к своему покрывалу и зачерпнула для неё воды, и за это простились ей её грехи» (Бухари, Муслим).

«Как-то раз одного человека, который шёл по дороге, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился, а когда выбрался, неожиданно увидел перед собой собаку, которая высовывала язык и ела от жажды влажную землю. Человек сказал себе: «Cобаку жажда мучит так же, как и меня». Затем наполнил водой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи» (Бухари, Муслим).

Основываясь на приведенных доводах, некоторые верующие считают, что милосердие по отношению к собакам исходит от веры. А также, что служебные собаки могут быть полезны, например, собаки-поводыри. К таким же можно отнести охотничьих, сторожевых, а также пастушьих собак.

Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, кроме тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, в исламе считается допустимым иметь собаку с целью охраны, охоты, ведения сельского хозяйства или обслуживания инвалидов.

Однако и здесь следует сделать оговорку. Присутствие служебных собак считается допустимым, если жизненное пространство собак не пересекается с жизненным пространством человека. Поэтому служебная собака должна содержаться на улице и не должна иметь доступ в места, где молятся мусульмане. Кроме того, те предметы, которые контактировали со слюной собаки, должны быть соответствующим образом очищены.

Не ненависть, а отсутствие осведомленности:

Во многих странах мира отсутствует обычай заводить домашних собак. И единственное знакомство с собаками для этих людей – это видеть, как по округе бродят стаи собак. Эти люди, как правило, не имеют опыта взаимодействия с дружелюбными и неагрессивными собаками, поэтому они, естественно, боятся контакта с ними. Любая собака, бегущая к ним навстречу, кажется агрессивной и враждебно настроенной.

Поэтому мусульмане часто высказывают ненависть по отношению к собакам из-за страха перед ними, хотя и мотивируют свое отношение их ритуальной нечистотой. Просто для того, чтобы с ними никогда не пересекаться.

Источник

Почему мусульмане не любят собак и нельзя их трогать

«Человек собаке друг», — вспоминаются слова детской песни из доброго советского мультика. «Собака — первое дикое животное, прирученное пещерным человеком», — просвещает другой мультфильм из детства. И как-то привычно было считать собаку верным и преданным существом. Оказывается, не все придерживаются подобного мнения. Существует и противоположное, согласно которому «друг человека» — грязное животное, с низменными инстинктами и даже воплощение самого дьявола. Такая точка зрения прочно укоренилась в исламе. За какие «заслуги» эти четвероногие впали в немилость? Следует разобраться подробно.

Немного истории

Несмотря на распространенную версию о том, что собака была первым прирученным животным, ученые все же утверждают, что таким животным был волк. Именно он являлся помощником в охоте и охранником жилища древнего человека. Как же мнение о том, что волк не поддается дрессировке? Приручить — не значить сделать его домашним.

можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть фото можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть картинку можно ли гладить собаку в исламе. Картинка про можно ли гладить собаку в исламе. Фото можно ли гладить собаку в исламе

В исламе собака считается нечистой

Видимо, поговорка «сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит» была актуальна и 8 тысячелетий назад. Не справившись с одомашниваем этого хищника, древний человек повторил свою попытку с собакой.

Для справки! По одной из теорий собака — потомок прирученного волка или шакала, по другой — дикая собака действительно водилась в природе.

Как собака стала домашней? По мнению ученых, дикое животное (волк, шакал) пришло к человеческому жилищу, чуя запах еды. Получив корм однажды, зверь стал наведываться все чаще. Питаясь с человеком одним и тем же, со временем животное стало помощником в охоте, позже — охранником жилища. Чтобы зверь стал домашним, он должен был родиться в неволе и не помнить другой жизни. Для этого понадобилась смена не одного поколения прирученных хищников.

Отношение ислама к собаке

Эти хищники были рядом с человеком до формирования догм мировых религий. Однако с появлением первых пророков четвероногий помощник не остался без внимания. Отношение к нему в разные времена менялось. Все чаще звучало мнение о низменности собачьих инстинктов и порочности этих существ.

У мусульман существует придание, что однажды собака укусила пророка, за что была проклята. Подтверждения этому в Коране не найдено, что, однако, не мешает мусульманам считать этих животных наджас — в переводе означает «нечистый», «грязный».

Прикоснуться к наджас для человека, исповедующего ислам, означает осквернить себя. После случайного контакта он должен совершить омовение. Если же питомец попьет из посуды человека, ее нужно помыть не менее семи раз.

можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть фото можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть картинку можно ли гладить собаку в исламе. Картинка про можно ли гладить собаку в исламе. Фото можно ли гладить собаку в исламе

После прикосновения к собаке человек должен совершить омовение

Что говорит Коран

В священной книге мусульманина о собаке встречается всего три упоминания, которые нельзя трактовать однозначно отрицательно.

Первое можно прочитать в суре «Аль-Араф». В ней фигурирует неверующий в Аллаха и Пророка, его сравнивают с псом, который обречен на то, чтобы удовлетворять лишь свои земные, низменные потребности и которому нет входа в рай.

В суре «Аль-Маида» говорится о том, что верующий может употреблять в пищу дичь, принесенную прирученными хищниками. Более того, приручать диких животных, как собак, — дело, угодное Аллаху.

В суре «Асхаб аль-Кахф» рассказывается о юных мусульманах, которые вынуждены были спасаться от религиозных гонений, покинув родной город. Чтобы укрыть их от преследователей, Всевышний насылает на них сон длиною в три столетия, а для охраны оставляет пса.

Внимание! Других упоминаний в Коране нет, однако этого было достаточно для негативного трактования и причисления «друга человека» к грязным животным.

Можно ли мусульманам держать собак в доме

В главной книге мусульман содержится вся информация о мироздании и законах, по которым должен жить человек. Однако не каждому дано постичь Слово Аллаха.

Отношение ислама к собакам является одним из наиболее спорных вопросов. Можно ли мусульманам держать дома собаку? Открытого запрета на содержание четвероного питомца в Коране нет. Но исповедующему ислам разрешается впускать в свое жилище лишь чистых животных. А собака, как известно, к таковым не относится. Считается, что собачья шерсть и слюна являются грязными, к которым не должен прикасаться верующий.

С другой стороны, в Коране говорится о том, что, если рядом живет пес, то человек должен тщательно следить за порядком в доме. Семь раз мыть посуду, из которой пил питомец, семь раз стирать одежду, которой касался. Если этого будет недостаточно, то место прикосновения следует очищать землей, перемешенной с водой.

Из этого можно сделать вывод, что Коран не запрещает содержать этих животных в доме, но призывает следить за чистотой.

В дом с собакой не входят ангелы

Убежденность в том, что порог дома, где есть это животное, не переступают ангелы, стало еще одним поводом, почему мусульмане не любят собак.

Существует придание, по которому Джибраил не явился к посланнику Аллаха ДбеАип в назначенное время. ДбеАип не мог поверить в то, что архангел нарушил обещание. Потом он обратил внимание на своё ложе, под которым сидел щенок. Хозяин сокрушался о том, что не заметил, как тот попал в дом.

Только после того, как собачку вывели, явился Архангел со словами: «Поистине, мы не входим ни в один дом, в котором есть собака или изображение».

С какой целью разрешено держать собак

Можно ли мусульманам заводить собаку? По Шариату пса можно использовать лишь для охоты, выпаса стада и охраны своего жилища. Держать это животное ради забавы считается недостойным мусульманина. Тот, кто преступает заповеди Пророка, каждый день лишается части Его милости.

«Не заводите собаку без надобности», — говорят проповедники ислама. А коль есть необходимость в помощнике, то мусульманин должен дрессировать и учить животное. Это считается богоугодным делом. Тогда верующему разрешается употреблять в пищу дичь, принесенную псом.

Внимание! Кроме дрессировки, человек должен заботиться о своем животном.

Исключение для борзых

Есть в собачьем семействе порода-исключение, которая не только терпима мусульманами, но и любима — борзые. Их всячески холят и лелеют, шьют одежду и кормят лакомствами.

Любовь к борзым берет свои истоки в странах Востока, в которых бытует легенда о том, как появился первый представитель. Она гласит, что царь Соломон за готовность пса служить ему решил вознаградить животное красотой и гладил его морду, пока она не стала острой.

Умиленный послушанием пса Пророк произнес, что он и лошадь будут сопровождать человека в рай и предстанут перед Аллахом вторыми.

можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть фото можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть картинку можно ли гладить собаку в исламе. Картинка про можно ли гладить собаку в исламе. Фото можно ли гладить собаку в исламе

Пророк завещал не заводить собак без надобности, исключением являются борзые

Немного о прикосновении к собаке

Можно ли трогать собаку по исламу? Считается, что мусульманин не должен прикасаться к псу.

Почему? Какой довод приводят верующие? Самый распространенный — это животное является наджаса (нечистое, грязное, препятствующее молитве). В исламе есть перечень нечистот, после контакта с которыми верующий не может заходить в мечеть или приступать к молитве, не совершив очищение.

К веществам, оскверняющим мусульман, относятся:

Как собака попала в этот список? Объяснением, почему мусульманам нельзя трогать собак, может служить боязнь, порожденная тем, что у этого животного много схожих болезней с человеком. Чтобы не бояться заражения, мусульмане огранили контакты с опасным для здоровья питомцем.

Что недопустимо по отношению к собакам в исламе

Во всех остальных случаях, собака является таким же творением божьим, как и другие. Не пристало мусульманину халатное или жестокое отношение к творению Аллаха.

можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть фото можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть картинку можно ли гладить собаку в исламе. Картинка про можно ли гладить собаку в исламе. Фото можно ли гладить собаку в исламе

По исламу в облике черной собаки является шайтан

Отношение мусульман к собакам сегодня

Современные ортодоксальные мусульмане по-прежнему с пренебрежением относятся к представителям собачьего семейства и совершают омовения семь раз после контакта с ними.

Эти животные используются лишь в качестве помощников и охранников. Например, в Чечне в зоомагазинах не продается собачий корм. В этой стране даже не поднимается вопрос, почему чеченцы не любят собак. Они, как истинные мусульмане, содержат их на своих подворьях и кормят мясом. Остальное считают излишним для этих животных.

Есть и другие мусульмане, которые пытаются доказать неправильное трактование Корана, активно разводят собак и содержат их в доме. Такая тенденция наблюдается в Иране.

Далекому от религии человеку сложно понять отношение мусульман к собакам. Можно с пеной у рта доказывать «невиновность» милых питомцев, но лучше оставить вопросы религии верующим. Успокаивает лишь то, что ни в одной «Главной книге» нет призывов к насилию и грубому обращению по отношению к животным.

Источник

Отношение к домашним животным в исламе

Про собак
Традиционно, собаки в исламе рассматриваются как нечистые животные, контакты с которыми мусульманам заперщены.
Собака в исламе считается “наджис” – это библейское слово переводится как “змей”, то есть нечистым животное, которое может осквернить одежду, пищу и самого человека. После осквернения любой правоверный обязан совершить очищение.
В соответствии с законами Ислама, мусульманину запрещается приобретать собаку. Однако, если он у него есть необходимость в собаке для охоты, или охраны домашнего скота, или охраны земельных угодий, то в этих случаях ему разрешено приобретать и держать у себя собаку. Сообщается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет держать у себя собаку, за исключением собаки для охраны земельных угодий или домашнего скота, то у того будет забираться его добрые дела с размером с кырат (единица измерения веса)». (аль-Бухари, 2145). Также сообщается от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет держать у себя собаку, за исключением собаки для охраны домашнего скота или собаки для охоты, то у того будет забираться его добрые дела с размером с кырат». Сказал Абдулла, что Абу Хурейра добавил: «И за исключением собаки для охраны земельных угодий». (Муслим, 2943).


Про кошек

Шариат позволяет держать дома кошек. Пророк назвал знаменитого сподвижника Абу Хурейру так именно из-за большой любви к кошкам, за то, что всегда носил при себе котов (на арабском языке “Абу Хурейра” дословно означает “отец котенка”, то есть “очень любящий котов”).
Существуют предания и о любви Пророка к этим животным, даже утверждается, что он отрезал подол абы, чтобы не беспокоить спящего там кота.

Согласно шариату, слюна кошки не считается нечистью. Чистыми считаются также предметы, которых касается тело кота. Однако надо учесть, что намаз считается недействительным, если к одежде прилип волос кота. Поэтому содержащие дома котов, любящие держать их на руках и гладить, прежде чем совершить намаз, должны хорошенько отряхнуть, или же поменять одежду.

Про хомяков и птиц
Держать дома хомяков и других подобных бесполезных грызунов не рекомендуется, а также это опасно по санитарно-гигиеническим соображениям. Содержать обезьяну и играть с ним считается в Исламе одним из самых неодобряемых поступков.
Ислам никоим образом не запрещает содержать домашних птиц. Куры, гуси, утки, индюки полезны с точки зрения мяса и яиц.

Что касается навоза животных, то навоз всех животных, мясо которых не употребляется в пищу, а кровь выходит наружу под давлением (некоторые ученые относят сюда даже животных, мясо которых не употребляется в пищу, а кровь не выходит наружу под давлением), считается нечистью. То есть обувь, одежда и другие предметы, испачканные выделениями таких домашних животных, как собака и кот, должны быть очищены. Не обязательно очищать предметы, испачканные выделениями животных, мясо которых употребляется в пищу (достаточно для чистоты просто промыть).

Источник

Собака друг человека

можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть фото можно ли гладить собаку в исламе. Смотреть картинку можно ли гладить собаку в исламе. Картинка про можно ли гладить собаку в исламе. Фото можно ли гладить собаку в исламе

После известных событий, когда в Махачкале бродячие собаки загрызли девятилетнюю девочку, стали поступать сообщения: то ли городские службы, то ли добровольцы начали отстрел бродячих собак. На этом фоне начались бурные протесты всякого рода защитников животных, природы, флоры, фауны и т.д. В своей защите они так разбежались, что начали распространять слухи об экспертизе, которая установила бы, что девочка умерла не от укусов собак, а была изнасилована и убита. И только потом якобы бродячие собаки нашли и погрызли тело. Даже противно писать об этом здесь.

Конечно же, и не без этого: «В любой ситуации валите на Муфтият и мусульман».

Некоторые блогеры и представители СМИ считают причиной якобы начатого отстрела собак неадекватное отношение мусульман к собакам. Они ошибочно полагают, что мусульмане призывают к уничтожению всех собак, ибо по Исламу они считаются нечистыми, низкими, мерзкими животными, от прикосновения к которым нарушается омовение; и если мусульманин вдруг прикоснулся к собаке, то сразу бежит мыться. Но это далеко не так. Разберёмся во всём по порядку.

Мусульмане не считают собак ущербными созданиями

В Исламе собака не считается низким, ущербным существом, ибо в Священном писании мусульман – Коране – упоминается собака, и упоминается с хорошей стороны. Это собака людей пещеры, которая охраняла их, и она войдёт в Рай. Более того, в книге имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» пишется следующее:

«Если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку». Еще раз прочитайте: «зарезать барана, чтобы накормить собаку». Разве это плохое отношение?

А теперь о прикосновении к собаке

Сразу скажу, что даже влажный и тем более сухой контакт с собакой не нарушает омовение мусульманина. Однако при влажном контакте с собакой следует помыть место соприкосновения особым способом с применением мутного раствора земли.

Однако люди моют руки после прикосновения не только к собаке, но и к другим животным, ибо это одно из правил гигиены. Врачи строго предостерегают от подобного контакта с любыми домашними животными; особенно детей, и особенно от контакта с собаками и кошками. Например, мне это стало известно от главного врача Республиканского кожно-венерологического диспансера.

Как видите, здесь нет ничего непонятного.

Вот теперь об отстреле

Всевышний Аллах создал живые существа, которые разделил на людей, животных, птиц, насекомых, рыб и т.д. и предписал для человека правила поведения в отношении них. Правила гласят, что если животные или другие существа представляют РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ здоровью человека, то их можно убивать.

«Что же касается именно собак, то их подразделяют на три категории:

1. собака, которая приносит вред или представляет опасность (ʻакъур – собака, которая нападает на людей, кусает их или пугает, то есть злая собака, которая одичала или стала бешеной);

2. собака, которая приносит пользу в охоте, охране и т. п.;

Такая собака имеет полное право на существование, и убивать её однозначно запрещается.

3. собака, от которой нет ни пользы, ни вреда;

Насчёт таких собак среди учёных имеется разногласие, но имам Ар-Рамали считает достоверным мнение, что они имеют право на существование, следовательно, уничтожить их не разрешается». («Иʻанат ат-талибин»)

Что касается других животных, то в Исламе бытует такое отношение не только к собакам: «Сказали большие учёные нашего мазхаба, что когда кошка или собака имеет обыкновение поднимать крышки посуды, нападать на птиц или кусать людей, хозяин обязан привязать их и держать изолированно днём и ночью (круглосуточно). Таким же будет решение относительно верблюда, осла, лошади, если они имеют обыкновение кусаться, лягаться, наносить удары…». («Фатава Имама Ар-Рамли»)

Если собака представляет опасность жизни и здоровью человека, особенно детей, почему нельзя их изолировать и при крайней необходимости уничтожить? Ведь даже людей, представляющих угрозу для общества, изолируют. Разве человек имеет меньше прав, чем собака? Что касается других вредителей – грызунов, насекомых и даже птиц – то их ведь везде и всюду уничтожают без каких-либо возражений.

В Исламе проповедуется самое что ни на есть гуманное отношение к животным, поэтому каждому, кто хочет высказаться или написать на данную тему, следует изучить вопрос досконально, а не строить догадки на основе слухов и домыслов. Иначе говоря, «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *