можно ли глотать мокроту в рамадан во время поста
Мокрота при посте
قال ابن حجر الهيتمي في كتابه تحفة المحتاج
Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет:
«Согласно более аргументированному мнению, если откашляться и выплюнуть мокроту, выходящую из носоглотки или бронхов, пост не нарушается, так как выход мокроты часто повторяется.
Однако в таком случае желательно (сунна) этот пост возместить, как желательно возмещать и те посты, относительно нарушения которых есть известная полемика среди ученых. А если мокрота без отхаркивания сама ушла внутрь полости живота или же вышла вместе с кашлем или чем-то другим и постящийся выплюнул ее, то от этого пост не нарушается однозначно».
وأما لو ابتلعها مع قدرته على لفظها بعد وصولها لحد الظاهر فإنه يفطر قطعا
فلو نزلت من دماغه وحصلت في حد الظاهر من الفم … (فليقطعها من مجراها وليمجها) إن أمكنه حتى لا يصل منها شيء للباطن
Если же мокрота вышла из носоглотки, и попала в ротовую полость, то человеку следует откашляться и выплюнуть эту мокроту по возможности так, чтобы ничего от этой мокроты не попало внутрь.
فإن تركها مع القدرة على لفظها (فوصلت الجوف) يعني: جاوزت الحد المذكور (أفطر في الأصح) لتقصيره بخلاف ما إذا لم تصل للظاهر، وإن قدر على لفظها، وما إذا وصلت إليه وعجز عن ذلك
Если же он оставит мокроту в том же месте (в месте образования буква ‘Ха), имея возможность выплюнуть ее, и она пройдет в полость живота, то, согласно более аргументированному мнению, пост нарушается из-за халатности постящегося.
Если же мокрота (двигаясь снизу) не достигла области буквы (‘Ха), и он мог выплюнуть ее, откашлявшись, или если она достигла указанного места, но постящийся не смог выплюнуть её, то в обоих этих случаях пост не нарушается»
[См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 3, с. 399].
Азербайджан, Баку, 10 августа /корр. Trend Life Вугар Иманов /
11 августа начинается мусульманский месяц поста (орудж) Рамазан.
Нам дорог каждый день, каждый месяц, отпущенный нам Всевышним, но среди 12 месяцев мусульманского календаря, именно Рамазан отличается своей священностью и не зря этот месяц называют Венцом года, «Шахруллах» (месяц Аллаха) и «Зийафатуллах» (пир Аллаха).
Как правильно соблюдается пост
Каждый мусульманин должен поклоняться Аллаху и следовать Его повелениям. Всевышний определил порядок соблюдение поста в течение благословенного месяца Рамазан. Соблюдение поста в месяце Рамазан обязательно для каждого, сознательного, совершеннолетнего, и способного поститься по шариату мусульманина.
Каждый день, после утреннего принятия пищи (имсак), перед тем, как начать пост необходимо сказать (ниййет):
«Держу пост в священный месяц Рамазан» и далее произнести «Бисмиллахи ррахмани ррахим. Ваджиб гурбетен иль Аллах». Полезным будет прочитать особую молитву этого дня поста (молитвы каждого дня поста можно узнать в мечети или же из религиозной литературы).
» Аллахумма лякя сумту вэ эла ризгикя эфтэрту вэ элейкя тэвэккэлту фэтэгэббэл мини энтэс- Сэмиул Элим. Аллахуммэ я васиэл-мэгфирэти игфирли».
Перевод с арабского языка: «О Аллах, для Тебя держал орудж. Ниспосланными Тобою благостями открываю ифтар, преклоняюсь перед Тобой и обращаюсь к Тебе. Прими мой орудж. Воистину Ты внимающий к молитвам и Всезнающий. О Всевышний Создатель и Хозяин, прости мои грехи!»
Что нельзя во время поста
В период между утренним и вечерним намазом (таблица поста приведена ниже) нельзя совершать некоторых действий:
1) Преднамеренно врать, клянясь именем Аллаха, пророков и имамов.
4) Рвота, если произошла сознательно, нарушает пост. Если же постящийся вырывает против своей воли, то пост не нарушается, только следует прополоскать рот.
5) Менструация (послеродовые выделения). Появление менструации даже перед заходом солнца нарушает пост.
Освобождение от поста
Пост обязателен для всех верующих, кроме несовершеннолетних, престарелых и тяжелобольных, умалишенных, беременных женщин и кормящих матерей, путников и тех, кто находится на поле битвы. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни поста. Также как и больному, после выздоровления, причем сделать это до наступления месяца Рамазана следующего года. Но если человек болен или стар, и никак не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный день поста должен накормить досыта бедняка. Если пост был пропущен добровольно, из-за халатности или пренебрежения, то это является тяжким грехом и на него налагается тяжелый штраф (о размере спросить в мечети).
Соблюдение поста укрепляет здоровье
Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина не только духовно, но и укрепляет здоровье. Если человек постоянно ест и пьет обильно, не давая организму отдыха, то в теле скапливаются ядовитые вещества. Организм человека, уставший от систематического приема пищи в течение всего года, в этот месяц отдыхает. При этом в нашем теле происходит своего рода обновление. Вот что сказал по этому поводу Пророк Мухаммед (С): «Соблюдайте орудж, и вы станете более здоровыми».
По мнению врачей, пост укрепляет иммунную систему, улучшая функциональные показатели лимфоцитов в десять раз, а также повышая содержание клеток ответственных за иммунитет; препятствует ожирению; препятствует образованию избыточной кислотности, являющейся главной причиной язвы желудка; предохраняет от образования камней в почках, так как он повышает содержание в крови натрия, препятствуя процессам кальцинирования; сдерживает половые инстинкты и особенно у молодых, тем самым, предохраняя организм от психических и физических расстройств; воздержание от питья повышает энергетику организма и способность к обучению, улучшает память; активизирует и оптимизирует обменные процессы, проходящие в клетках с участием глюкозы, жиров и белков.
Месяц прощения грехов и подарков от Всевышнего
В месяц Рамазан Аллах ниспосылает людям большие блага, прощает им их прегрешения, облагораживает и одаривает.
Пост в месяце Рамазан является одним из столпов Ислама. Пророк Мухаммед (С) сказал: «Кто соблюдал пост с верой и надеждой на награду, простятся ему прошлые грехи». «Кто соблюдает Пост ради Аллаха, того Аллах отдаляет от Адского огня на семьдесят лет за каждый день Поста». » Орудж подобен щиту, оберегающему людей от всех грехов и пороков». Пророк Мухаммед (С) призывал в этот месяц стремиться совершать, как можно больше хороших дел, каяться в ранее содеянных грехах, просить прощения у Всевышнего, раздавать милостыню, изучать Коран и читать молитвы. Не соблюдавшие пост в месяце Рамазан мусульмане будут строго наказаны Всевышним, в то время, как следование предписаниям принесет множество благ от Аллаха. Причем, величина награды зависит от поведения постящегося. Чтобы понять все величие оруджа и представить себе то огромное вознаграждение, которое мы можем получить за него, приведем высказывание Пророка Мухаммеда (С): «Вознаграждение за каждое доброе деяние человека увеличивается от десяти до семисот раз, кроме Поста. Всевышний Аллах сказал: «Пост совершается ради меня, и Я, который вознаграждаю постящегося, ведь он удерживает страсти свои ради Меня и терпит голод ради Меня». Клянусь, что запах изо рта постящегося, приятнее Аллаху, чем аромат мускуса».
Ночь Предопределения судьбы
Как правило, одни мусульмане отмечают эту ночь с 18 на 19, с 20 на 21, и с 22 на 23 число месяца Рамазан. Другие считают, что Священная ночь приходится именно в ночь с 26 на 27 число месяца Рамазан.
Сомнительные моменты в разъяснениях ахунда
— Некоторые здоровые люди полагают, что могут «откупиться» от поста благими делами.
— Можно ли проводить в этом месяце свадьбы?
— Можно ли постящейся женщине использовать косметику и благовония?
— Это не запрещено, но лучше воздержаться. В принципе, женщина может всегда использовать косметику, благовония и одевать драгоценности, но только ради мужа, а не для того, чтобы привлекать внимание других мужчин. К тому же не стоит забывать, что помада с губ может попасть в организм, а это недопустимо во время поста.
— Можно ли во время поста глотать слюну и мокроту, делать инъекции, удалять зуб, пробовать пищу, полоскать рот и купаться?
— Лучше не совершать действий, вызывающих потерю крови, в том числе и удаление зуба. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, в этом случае пост нарушается. Принятие лекарств также прерывает пост. Инъекции делаются больным людям, для которых пост не желателен, но после выздоровления человек должен возместить эти дни. В свою очередь, глотание слюны и мокроты не прерывает пост, так же как и полоскание рта и купание. Только купающийся человек должен следить за тем, чтобы не проглотить воду и не окунуться в воду с головой. Например, не прыгать в бассейн или море.
— Можно ли, домохозяйке или повару при приготовлении пищи пробовать еду?
— Пробовать пищу можно, но не проглатывать, а выплевывать. Если же пища проглатывается по забывчивости или несознательно, то орудж не считается прерванным.
— Некоторые супружеские пары во время месяца Рамазан категорически отказываются от интимных отношений. Правильно ли это?
— Засчитывается ли человеку орудж, если он не совершает намаз?
Случаи, канонически не нарушающие пост
Аудио версия настоящей статьи:
Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.
В следующих случаях пост не нарушается
2. Непроизвольный выход спермы, например поллюция [3].
3. Подкрашивание глаз сурьмой или закапывание капель в глаза [4].
4. Кровопускание, сдача крови на анализы или в качестве донорской [5]. То же касается и кровотечения.
5. Чистка зубов мисваком [6] или зубной щеткой без использования пасты [7].
6. Промывание носа и полоскание рта [8].
7. Принятие душа, совершение полного омовения, а также плавание [9].
8. Непроизвольное вдыхание табачного дыма [10], пыли или иного, в чем нет соучастия постящегося.
9. Лечение или удаление зуба без очевидного глотания крови или лекарств [11].
10. Проглатывание слизистых выделений носоглотки.
11. Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота и самостоятельное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости) [12].
12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.
13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости [13].
14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное [14].
15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее [15].
16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны [16].
Подробнее
Прикосновение
Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.? Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.
Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.
У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.
Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.
Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.
1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается. 2. На пост это никак не влияет.
Посещение стоматолога
Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.
Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?
Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть? И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.
Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.
Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.
На пост это никак не влияет.
Посещение гинеколога
1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц. 2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.
1. Можно. 2. Нет, не нарушит [17]. Вы можете встретить и иное мнение на этот счет [18], но отмечу, что оно не имеет должного обоснования.
У меня гинекологическая болезнь. Могу ли я ходить на прием к гинекологу и делать УЗИ вагинально во время поста? Или в тот день я не могу держать пост? Самал.
Вы можете соблюдать пост, и упомянутая вами процедура никак не влияет на его действительность.
Нарушает ли пост использование медицинских свечей (ректальных, вагинальных) в дневное время суток? Гузель.
Да, нарушает [19]. Но если это относится к тому, что с медицинской точки зрения безотлагательно необходимо для человека, не терпит до вечера, тогда можно учесть мнение о том, что это допустимо и не нарушает поста. Такое каноническое мнение есть [20].
Сон
Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.
Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.
Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.
Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.
Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.
Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.
Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.
Если у него именно такой график работы, то — да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.
Спреи, капли и ингаляторы
У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.
Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.
Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.
Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия — чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.
Да, можете [22]. Есть мнение о том, что это нарушает пост [23], но считаю, что количество лекарства, необходимого для предотвращения приступа и снятия неприятных аллергических симптомов, притом что оно не утоляет ни голод, ни жажду, слишком мало и практически не доходит до желудка, а поэтому не влияет на действительность поста.
У меня искривление перегородки носа, в результате чего нос закладывает и он практически перестает дышать. Приходится постоянно пользоваться спреями для носа, которые «пробивают» дыхание. Часто эти лекарства через нос попадают в глотку. Нарушается ли в результате такого попадания лекарств пост в месяц Рамадан? Ахмад.
Нет, не нарушается. Если что-то попало в глотку, по возможности сплюньте. Настоятельно советую спортивную ходьбу (можно велосипед или ролики). Полтора часа активных движений (с вдохом через нос и выдохом через рот) до ифтара (вечернего приема пищи) — и ваш нос будет чувствовать себя великолепно на протяжении последующих 24 часов. Минимальное расстояние в общей сложности должно составить 5 километров. Использование спрея во время поста — исключение и вынужденная мера, а потому часто прибегать к ней не стоит.
У меня аллергия, которая начинается примерно в середине июля и длится около трех месяцев. В это время чешутся глаза и закладывает нос. Я уже несколько лет пользуюсь каплями для носа и глаз и не расстаюсь с ними никогда, особенно ночью. У меня два вопроса: 1) нарушается ли ритуальная чистота от того, что я закапываю капли в нос или в глаза после омовения? 2) как мне быть во время священного месяца Рамадан, ведь я не смогу обходиться без капель и несколько часов? Руслан, 20 лет. Казахстан.
1. Состояние ритуальной чистоты не нарушается. 2. Пользуйтесь своими лекарствами как обычно.
Сегодня, читая в мечети коллективный Зухр-намаз, стоящий рядом дедушка начал задыхаться. После намаза я подошел к нему и спросил, что с ним и почему он не обратится к врачу. Он мне показал ингалятор от астмы и ответил, что в больнице скажут обязательно им пользоваться, а он тем самым нарушит пост. Я сказал, что это не нарушает поста (читал до этого у вас, Шамиль-хазрат, ответы про капли и ингаляцию), на что стоящий рядом хазрат возразил, что я не прав. Я на своем телефоне открыл ваш сайт и показал тому дедушке ваши ответы на подобные вопросы, сказав, что у него вынужденная ситуация. Этот вопрос (касательно ингалятора для лечения астмы) очень актуален для нашей местности. Прошу вас дать ответ касательно данной проблемы, так как если я неправильно понял ваш ответ на сайте, то получается, неправильно посоветовал больному дедушке. Ильшат.
Вы правильно посоветовали. Ингаляция (применение ингалятора) действует на уровне дыхательных путей, а потому похоже на случай, когда человек вдыхает запах, например, еды или благовония. О дозволенности последних во время поста в богословской среде не было и нет разногласий [24].
У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.
Кровь
Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?
С постом это никак не связано. Пост не нарушен.
Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.
Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.
Сдача крови не нарушает поста.
Косметика
Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.
Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.
Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.
Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.
Охота
Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.
Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.
Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.
Инъекции (уколы, капельницы)
Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.
Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?
Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.
Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?
Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.
Разное
Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.
После захода солнца и до зари — можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).
Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.
Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.
Можно ли постригаться во время уразы? Артур.
Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.
Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.
Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно. Игра в карты не влияет на действительность поста.
Можно ли чистить уши во время поста? Елена.
Можно ли глотать мокроту во время уразы?
У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.
Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться — как минимум один километр утром и один километр вечером — и активно при этом дышать.
Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.
Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?
Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.
1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста. 2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.
1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется? 2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.
1. Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста. 2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.
Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.
До свадьбы (никяха) — нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.
Случаи нарушения поста
Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.
Да, это нарушит пост.
Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?
Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.
По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.
В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.
Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.
Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?
Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих». Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.
[2] «Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.
[3] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.
[4] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.
[5] Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.
[6] Мисвак — палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно. Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.
[7]Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста». От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Большая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112. Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».
[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98. Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».
[9] Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573. Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».
[10] Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте umma.ru.
[11] В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.
[12] Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих». Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».
[13] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89. Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108. Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.
[14] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.
[15] Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.
[16] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.
[17] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.
[18] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.
[19] Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.
[20] См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.
[21] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.
[22] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.
[23] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.
[24] См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.
[25] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.