можно ли голосовать в тюрьме
В ЦИК ответили на вопрос о возможности осужденных голосовать решением КС
МОСКВА, 26 сен – РИА Новости. Вопрос о возможности осужденных голосовать на выборах определен российской Конституцией, свои разъяснения по этому поводу уже давал Конституционный суд РФ, сообщил РИА Новости член ЦИК России Борис Эбзеев.
Согласно 32 статье Конституции, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Ранее сообщалось, что адвокат Игорь Трунов обратился в российский Центризбирком с просьбой обеспечить осужденных возможностью голосовать на выборах. Он, в частности, ссылается на решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который посчитал, что запрет голосовать осужденным противоречит Конвенции о защите прав и свобод человека. Адвокат, как указано в письме, опубликованном на его сайте, также попросил ЦИК «организовать перепись осужденных к лишению свободы лиц, отбывающих наказание в колониях и следственных изоляторах».
«Мне сложно сказать, чем вызвано решение Европейского суда по правам человека. Но адвокат в силу профессии обязан знать решение Конституционного суда Российской Федерации, которое было посвящено, в том числе этой проблеме – о праве на участие в выборах лиц, которые по решению суда находятся в местах лишения свободы», — отметил Эбзеев.
выборы
Имеют ли право голосовать заключенные?
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).
Таким образом, после признания приговором суда вины осужденного, он лишается права голоса на весь срок пребывания в местах лишения свободы.
Право голоса возвращается к гражданину после его выхода на свободу.
Вместе с тем, это правило не распространяется на подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах временного содержания (СИЗО), так как их вина в совершении преступления не установлена судом.
На основании решения территориальной избирательной комиссии Советского района г. Орла от 14.08.2016 № 158/389-1 «Об образовании на территории Советского района муниципального образования «город Орел» избирательных участков в местах временного пребывания избирателей для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах в единый день голосования 18 сентября 2016 года» на территории СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области образован избирательный участок № 747.
В помещениях СИЗО размещены информационные стенды с необходимыми материалами о предстоящих выборах, методические рекомендации по организации голосования, информационные материалы со списками кандидатов, а также сведения о порядке голосования.
Подготовлено прокуратурой Орловской области.
Можно ли голосовать в тюрьме
Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения п. 3.1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 25.07.2006 N 128-ФЗ) применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу.
3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)
3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(пп. «а.2» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;
(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)
3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.
(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.
(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).
Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)
4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.
6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.
7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.
8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.
(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.
(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
Тюрьма не выбирает власть
Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение парламента законопроекты, ужесточающие законодательство об экстремистских и террористических организациях. В частности, предлагается ограничить граждан, причастных к деятельности организации, которая признана экстремистской или террористической, в пассивном избирательном праве – ввести запрет для них на выдвижение своей кандидатуры на выборах в Госдуму. При этом сама «причастность» может определяться крайне широко: теоретически под запрет рискуют попасть даже просто жертвователи денег в пользу такой организации. Подобные нормы, если они будут приняты в такой редакции и трактоваться именно так, представляются очевидным и очередным перегибом.
При этом в России, как и в ряде других стран, отдельные категории граждан поражены уже и в активном избирательном праве. И вот эту тему, ничуть не менее важную, стараются вообще не трогать. Почему?
Согласно ст. 32 Конституции России граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, сейчас не могут не только избираться в органы госвласти, но и голосовать на выборах (речь идет именно об осужденных, а не об обвиняемых, которые, хотя и могут находиться под стражей, в активном избирательном праве не поражены). То же самое происходит, например, и в США: в ряде штатов осужденные за тяжкие преступления также лишаются активного избирательного права – причем не только на время заключения, но и на различные сроки (вплоть до пожизненного) после освобождения. Однако как раз сейчас в США идет ожесточенное обсуждение плана Джо Байдена, который намеревается в течение полугода дать старт масштабной реорганизации избирательной системы страны. В числе прочих изменений президент США предложил предоставить право принимать участие в выборах гражданам, ранее осужденным за тяжкие преступления. Республиканцы ожидаемо негодуют. Байден, конечно, руководствуется гуманистическими соображениями, но, вероятно, имеет место и сугубо прагматичный момент – голосуют-то бывшие заключенные чаще за демократов.
В США участие в выборах осужденных дискутируется регулярно и широко, особенно в рамках предвыборных кампаний. Но в России эта тема серьезного развития не получает – попытка дискуссии по этому поводу была, по сути, всего одна. Заключенные Сергей Анчугов и Владимир Гладков в далеком 2004 году обратились в ЕСПЧ с жалобой на лишение права голоса. В 2013 г. ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России» признал, что лишение осужденных избирательного права противоречит Европейской конвенции по правам человека. Но Россия решение исполнять отказалась – Конституция не велит.
Российские правозащитники понимают, что лишение заключенных права голоса очевидным образом нарушает принципы избирательного права, но не акцентируют внимания на этой теме. По всей видимости, потому, что полагают, что это предохраняет избирательную систему от массового использования административного ресурса. По данным ФСИН, в России сегодня чуть меньше 400 000 заключенных – около 0,3% населения страны. Однако в отдельных избирательных округах – в местах не столь отдаленных – их участие в выборах может иметь решающее значение. Основания для подобных опасений есть. В качестве примера использования силовыми ведомствами «точечного» административного ресурса в электоральном процессе можно вспомнить скандальные выборы муниципальных депутатов 2017 г. в московском районе Арбат, когда, согласно заявлениям штаба «Объединенных демократов», незадолго до выборов в здании Генштаба было прописано сразу 1500 военнослужащих, которые и определили итог выборов.
Однако предоставлять осужденным право голоса не торопятся и представители власти. По словам экс-руководителя юридической службы «Руси сидящей» и автора книг «Невиновные под следствием» и «Человек сидящий» Алексея Федярова, последствия от предоставления избирательного права осужденным для власти не очевидны: «Даже абсолютно лояльный нынешней власти человек в тюрьме быстро начинает понимать, что из себя представляет наше государство. Позволить осужденным голосовать – значит в корне поменять всю политическую картину». Судя по итогам выборов депутатов Госдумы последнего созыва, Федяров недалек от истины: в большинстве СИЗО УФСИН России по Москве результат «Единой России» варьировался от 27 до 36%, в то время как в целом по столице партия власти набрала 38%. Лишь СИЗО-5 и СИЗО-7 обеспечили результаты (67 и 76% соответственно), заметно превышающие не только общемосковский, но и общефедеральный показатель (54%).
Запад, на который и оппозиция, и даже российская власть в конечном итоге ориентируются, движется сегодня в сторону гуманизации пенитенциарной системы и в числе прочего постепенно расширяет электоральные права осужденных. До США этот путь прошли ряд стран ЕС – Франция, Германия, Дания, Норвегия, Польша. У нас тема старательно табуируется. Создается впечатление, что в России все заинтересованные стороны – власть, правозащитники, оппозиция – воспринимают проблему участия в выборах заключенных как цугцванг, поэтому и остерегаются разыграть тюремную карту. В этом много прагматизма со всех сторон, но мало идейности: всех волнует только результат выборов, а не избирательные права заключенных.
Можно ли голосовать в тюрьме
Голосование в течение нескольких дней
17, 18 и 19 сентября будет проводиться голосование по выборам депутатов Государственной Думы и муниципальным выборам.
Все три дня избирательные участки будут работать с 8.00 до 20.00 часов.
Избиратель сможет проголосовать на избирательном участке по месту регистрации или по месту его нахождения, если заранее подаст такое заявление.
Заявление подается с 2 августа по 13 сентября через портал «Госуслуги» (до 00.00 часов по московскому времени 13 сентября), или в любой МФЦ (в рабочие часы), или в любую территориальную избирательную комиссию (по будням – с 16.00 до 20.00 часов, в выходные– с 10.00 до 14.00 часов); а такжес 8 по 13 сентября – в любую участковую избирательную комиссию (по будням – с 16.00 до 20.00 часов, в выходные– с 10.00 до 14.00 часов).
Голосование вне помещения («на дому»)
Предусмотрена возможность голосования вне помещения для тех избирателей, которые по уважительной причине не смогут прибыть в помещение для голосования.
Уважительные причины: состояние здоровья, инвалидность, уход за больным человеком, маленьким ребенком, иные уважительные причины.
Для того, чтобы проголосовать «на дому» избирателю нужно подать письменное заявление (устное обращение) о голосовании «на дому» с 9 сентября до14.00 часов 19 сентября в участковую избирательную комиссиюпо месту регистрации, или с 9 по 14 сентября(до 00.00 часов по московскому времени) через портал «Госуслуги».
Члены участковой комиссии 17, 18 или 19 сентября придут к избирателю, который подал такое заявление, для голосования.