можно ли гордиться родителями

Аудит Жизни

Самое читаемое

За всё время:

За последнее время:

Статистика

Навигация

Гордиться своими родителями

Дети должны гордиться своими родителями (Ребенку нужна состоявшаяся мама)

Привычный контекст и употребление:
Детям крайне необходимо гордиться своими родителями. Если мать ничего не добилась в жизни, сидит среди кастрюль и пеленок, по-моему, ребенку от этого гораздо хуже, чем если он реже ее видит, но зато она — интересный и успешный человек, и он может гордиться ею. Даже нет, не так — он должен гордиться своей матерью, ему нужна состоявшаяся мама, иначе что он получит, какой пример, что впитает? Серость, быт, банальные вещи? Чтобы он был успешен в жизни, ему просто необходимы родители, состоявшиеся в профессии!

Или:
Конечно, я не сижу с ребенком, многое пропускаю в его жизни, но разве ему было бы лучше, если бы рядом была затюканная замухрыжка, не реализовавшаяся, недовольная собой? По-моему, ему важнее видеть рядом успешную и состоявшуюся мать, гордиться ею.

Толкование:
Когда люди, особенно женщины, не могут или не хотят быть рядом со своими детьми в тот период, когда дети особенно нуждаются в них (детство), они, безусловно, испытывают чувство вины. Да-да, некоторые даже не любят своих детей, хотя, по-моему, слово “даже” часто не уместно — как можно, любя своих детей, оставлять их? Я не говорю о нужде, когда нет другого выхода, нет, чаще всего это именно побег за пресловутой “самореализацией” (понятие весьма идиотское), за деньгами, за статусом “состоявшейся”, а не “домашней клуши”.

Так вот, даже не любя детей, любой человек все равно испытывают чувство вины, видимо, это инстинктивное. И это чувство вины вылезает в таких вот оправданиях, мол, ребенку будет лучше, ему нужно, ему необходимо. Отказываясь, например, кормить грудью, женщины очень часто говорят “ребенку же важнее видеть рядом не измученную бессонницей маму, а красивую, довольную, ухоженную”. Нет-нет, я не собираюсь говорить о том, что же мешает быть довольной собой и красивой, не бросая ребенка и не лишая его жизненно необходимых ему вещей. Я говорю именно о привычном манипулировании мнимыми нуждами детей.

Знаете, все просто — то, что ребенку нужно, он просит. Просит грудь, просит “на ручки”, просит “не уходи”. Обманывая других “ой, вы знаете, он прекрасно ладит с няней (бабушкой) и совершенно не переживает из-за моего ухода”, невозможно обмануть себя. Внутри сидит “я плохая мать”, именно это и толкает доказывать-доказывать-доказывать свою правоту, которой нет. Отсюда миф про необходимость ребенку успешной и состоявшейся матери и про то, что ребенок в принципе испытывает потребность в гордости за родителей.

Я думаю — это огромная и чудовищная ложь. Ребенку нужна мама, да и папа тоже, вообще-то. Чем чаще — тем лучше. Какая гордость? Что это за странное, чисто взрослое чувство? Как оно формируется? Вы его видели? У детей, не у подростков, которым уже родители, в принципе, до фени? Детей, хвастающихся своими родителями еще можно встретить, но картинка ребенка, который сидит и гордится тем, что мама “самореализовалась” в каком-нибудь офисе. в чьем уме это можно нарисовать? Кто в это поверит, а главное, проверит?

Знаете, самое показательное то, что многие успешные люди вспоминают своих простых матерей, вроде ничем не примечательных, с теплом и благодарностью, благодарностью за тепло, за семью, за то, что были рядом, пусть и не физически. Они потом гордятся своими абсолютно неуспешными родителями, старавшимися для них, для детей, но в том-то и заковыка, что этим родителям в голову бы не пришло в детстве нести такую ересь: “ребенку нужно гордиться нами”.

Что можно дать ребенку, занимаясь собой? Какой пример? Чем будет для него его будущее, если в настоящем он лишен главного?

Источник

Я не горжусь своими родителями

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Большинство детей очень любят своих маму и папу. Но далеко не все дети родителями гордятся. Почему?

Пока цветочки…

В наши дни многие работают дома. Вот и мой приятель такой: кабинет у него невелик, 7 квадратных метров, зато свой. В общем, сидим у него в отсеке, обсуждаем свои профессиональные дела, как вдруг тихо открывается дверь и на пороге возникает прекрасное юное создание в школьной форме.

– Познакомься, – говорит мой приятель. – Катя-Катюня, умница-разумница из третьего «Б».

– А Вы кто? – спрашивает меня Катя-Катюня. – Тоже пишете очерки и книжки? Как мой папа?

– Да, – отвечаю, – и статьи, и очерки, и книжки.

– А мы сегодня тоже сочинение писали, – с гордостью возвещает умница-разумница.

– Ого, в третьем классе – и уже сочинение! – восклицает мой приятель. – И о чём же?

– Не о чём, а о ком, – поправляет Катя-Катюня. – О том, кем мы можем гордиться.

– И ты написала про наших ветеранов, – подсказывает папа.

– Про наших фигуристов?

– Я знаю, про кого, – сказал я. – Про папу.

– И Вы не угадали. Про маму!

– Это уже интересно! – заговорщицким голосом произнёс папа. – С этого места, пожалуйста, поподробнее. Что же ты написала про маму?

– А то, что моя мама работает врачом, она лечит многих людей. И это очень трудно. Но после работы мама готовит для всей нашей семьи и обед, и ужин, помогает мне делать уроки, и мы с ней читаем интересные книжки. Она усталая, но всё равно…

– Да, папочка! Но только после того, как тебя мама попросит.

– Постой-ка, но ведь я тоже помогаю тебе готовить уроки и книжки с тобой читаю! – перебил дочку мой приятель.

– Да, папочка! Но только после того, как тебя мама попросит.

– Ты бы хоть не срамила меня перед гостем-то, – уныло сказал прижатый к стенке папаша.

– А я и не срамю… не срамлю. Я правду сказала. Ты ведь сам учил, что всегда надо говорить только правду. – Она повернулась и с победным видом вышла из комнаты.

Повисла мхатовская пауза.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

– Нет, ты слыхал, как она меня? – не то в шутку, не то с обидой произнёс мой приятель. – Работаю от темнадцати до темнадцати, каждую свободную минуту с семьёй, а в итоге… И ведь это ещё цветочки. Это она ещё не выросла.

– Ну, не всё так плохо, – постарался я его успокоить. – Думаю, надо радоваться – вряд ли много детей выбрали в герои кого-то из родителей.

«Негеройские» герои

Увы, я оказался прав. Из 36 детей в классе только 9 взяли в герои для сочинения маму или папу. В основном писали про тех, кого пытался подсказать своей дочке мой приятель. Про героев Великой Отечественной войны, космонавтов, спортсменов, а не то про полицейских, следователей, которые с пистолетиками или «калашами» прыгают по телеэкранам из одного сериала в другой.

Почему же самых близких – родителей – наши дети редко считают героями?

Сегодня кино- и телефильмы, газетные и журнальные статьи, многотиражные романы, да и не только они, предлагают нам почти всегда только такой героизм и только таких героев – героев мужественного поступка. Исключения крайне редки. Считается, что лишь всё это и должно служить основой нашего современного общества, что именно в этом и кроется весь патриотизм.

Кстати, как раз сторонники такого героизма и патриотизма, как я успел заметить, обычно выступают в первых рядах сторонников отмены преподавания в средней школе русской литературы XIX века или, по крайней мере, сокращения её в школьной программе до минимума. Дескать, детям не дано ещё понять всей философии наших классиков и их героев. А мне кажется, дело в другом. Противники изучения классики в школе сами мало что понимают: «негеройские» герои Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева учат порядочности, доброте, умению размышлять, любить, стыдиться – короче, тому, что, при всём моём уважении к героям поступка, для них не характерно.

Помните в «Войне и мире» маленького, щуплого, малоприметного капитана Тушина? В бою он вёл себя как истинный герой, а потом перед начальством заробел и стушевался. Не бояться в сражении врага и не испугаться начальства, которое в чём-либо неправо, – это два разных героизма. И ценить надо оба, и воспитывать, потому что людям нужен и тот и другой.

Тому же, кстати, учили лучшие русские книги ХХ века и лучшие советские фильмы. Но где сегодня на страницах отечественной литературы и на экране школьный учитель, университетский профессор, участковый врач, хирург, физик, биолог, музейный работник, журналист, писатель. Где они – без остатка преданные профессии, всю свою жизнь подчинившие заботе о других, способные пошутить даже в самые трагические моменты, готовые сказать «нет!» даже самому высокопоставленному бюрократу.

Лицом к лицу

Большинство одноклассников Кати-Катюни нашли героев для своего сочинения в средствах массовой информации, в книгах для внеклассного чтения или просто взяли их из того, что рассказывала учительница на других уроках.

Дело это нехитрое: пишешь, что запомнилось, и добавляешь словесные штампы, которыми, как афишные тумбы, мы облеплены с раннего детства. Вот как в этом школьном сочинении про сотрудников МЧС: «они отдают себя всего любимому делу», «не задумываясь о себе, идут на спасение ближнего своего», «такие люди ценят каждый миг своей жизни» и т. д.

Однако зачастую дети не видят героев в своих родителях или бабушках с дедушками не только потому, что современное общество диктует им свою матрицу впечатлений и оценок. Ребёнку очень трудно разглядеть в близких что-то героическое. Как сказал когда-то Сергей Есенин, «Лицом к лицу / Лица не увидать. / Большое видится на расстояньи». В повседневности, с её бытом и рутинной ежедневной повторяемостью одного и того же, даже взрослому далеко не всегда дано понять, сколько сил – физических и душевных – требует от живущего рядом с тобой человека любовь к семье.

Иногда ребёнок сам приходит к пониманию уникальной значимости качеств матери или отца, а то и их обоих. При этом нередко такое открытие удаётся сделать на противопоставлении одного из взрослых членов семьи другому. В этом смысле Катя-Катюня – классический пример. Хотя это вовсе не исключает того, что в скором будущем эта девочка догадается – и папа тоже герой, только не как мама, а по-своему, как мужчина. Ведь недаром папа сказал о ней, что она умница-разумница.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

А иногда ребёнку требуется подсказка старших. Только не такая, какие частенько можно услышать даже в культурных семьях: «Я всё только ради тебя…», «Я кручусь с утра до ночи, отдыха не знаю»… Такие не то жалобы, не то возмущения не могут вызвать ничего, кроме раздражения.

Подсказка нужна не про себя – про другого. Пусть папа скажет:

– Смотри-ка, наша мама совсем замоталась. Мы уже ложимся спать, а она ещё что-то там на кухне стряпает. Давай подумаем, как её разгрузить.

И пусть скажет мама:

– Папа-то наш большую премию получил! Придумал что-то там такое умное, чего никто не мог придумать. Давай его поздравим!

И пусть они говорят что-нибудь такое не раз и не два. И не только друг про друга, но и про своего ребёнка. Ведь чтобы по-настоящему гордиться своими родителями, он должен знать, что они им тоже гордятся.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Источник

Психологи назвали 13 черт, объединяющих родителей, воспитавших успешных детей

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, хорошо учились в школе и продолжали радовать их своими успехами, уже будучи взрослыми людьми. Но универсального рецепта, как воспитать из каждого конкретного ребёнка гения успеха, ещё никто не придумал. Впрочем, психологи всё же имеют некоторое представление о том, что объединяет родителей детей, которые добились успеха в жизни.

1.Родители, которые приобщают детей к работе по дому.

«Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – отметила бывший декан первокурсников Стэнфордского университета Джулия Литкотт-Хаймс (Julie Lythcott-Haims) во время TED Talks Live.

Она считает, что дети, выполняющие работу по дому, становятся более самостоятельными и ответственными сотрудниками, которые хорошо взаимодействуют с коллегами. Этот же навык помогает им стать более чуткими людьми, поскольку они не понаслышке знают о том, что такое преодоление трудностей.

2. Родители, которые учат детей социальным навыкам.

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка следили за жизнью более 700 американских детей от 5 до 25 лет. В результате они обнаружилизначительную корреляцию между их социальными навыками в детском возрасте и дальнейшим успехом.

Оказалось, что дети, которые умели взаимодействовать со своими сверстниками без подсказок, помогать другим и самостоятельно решать проблемы, гораздо чаще получали диплом колледжа и работу к 25 годам. Такие выводы нельзя было сделать для тех, чьи социальные навыки были ограничены.

«Исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков является одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему», – отмечаетКристин Шуберт (Kristin Schubert) из Фонда Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование.

3. Родители с большими ожиданиями.

Профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон (Neal Halfon) и его коллеги проанализировали данные национального исследования 6600 детей, рождённых в 2001 году. Специалисты пришли к выводу, что ожидания родителей относительно будущего подрастающего поколения оказывают огромное влияние на их последующие достижения.

«Родители, которые видели своего ребёнка учеником колледжа, казалось, вели его к этой цели независимо от своих доходов или других ресурсов», – заявилпрофессор.

Полученные данные подтверждаются и психологическим феноменом: эффектом Пигмалиона. Его смысл заключается в том, что ожидания одного человека относительно будущего другого могут служить провоцирующим фактором, своего рода пророчеством, которое ведёт к будущей самореализации человека, от которого ожидают тех или иных успехов.

4. Родители имеют здоровые отношения друг с другом.

Дети, растущие в семьях, в которых постоянно возникают конфликты, живут хуже, чем те, чьи родители ладят между собой. Учёные из Иллинойсского университета подчеркнули, что при этом не имеет значения, разведены родители или нет.

Конфликты между мамой и папой, которые возникали до развода, также негативно сказываются на детях. А разногласия, появлявшиеся уже после расставания, оказывают негативное влияние на умение детей адаптироваться к новым условиям.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

5. Родители, которые начинают рано обучать своих детей математике.

Проведённый в 2007 году метаанализ, в который вошли данные о 35 тысячах дошкольников из США, Канады и Англии, показал, что раннее развитие математических навыков может помочь детям в будущем.

«Овладение математическими навыками в раннем возрасте положительно влияет не только на будущие достижения в математике, но и на будущее умение читать», – заявил соавтор работы Грег Дункан (Greg Duncan) из Северо-Западного университета.

6. Родители, которые реже испытывают стресс.

Согласно недавним исследованиям, количество часов, которое мамы проводят со своими детьми в возрасте от 3 до 11 лет, не помогает спрогнозировать будущее поведение, благополучие или достижения ребёнка.

А вот стресс матерей, возникающий из-за постоянного жонглирования работой и домашними делами, может плохо сказаться на малышах, считает Кэй Номагути (Kei Nomaguchi), соавтор работы и социолог из Университета Боулинг Грин.

Понятие эмоционального заражения (когда психологическое состояние передаётся от одних людей другим), помогает объяснить этот феномен. Если родитель истощён или расстроен, то его настроение может перейти детям.

7. Родители, которые являются авторитетом для своих детей, но не авторитарными тиранами или, наоборот, всеразрешающими.

Ещё в 60-х годах прошлого столетия Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Калифорнийского университета в Беркли определила три основные стратегии воспитания.

Первая – авторитетная – подразумевает обучение с помощью личного примера. Вторая называется авторитарной, когда родитель отвергает ребёнка или отличается низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высокой степенью контроля. Третья стратегия в некоторых источниках значится как либеральная. Она характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения.

Наилучшим методом воспитания является первый. Именно в таких условиях малыш учится уважать авторитет родителя (и не только), и при этом не чувствует себя ущемлённым в правах.

8. Родители, которые применяют поведенческий, а не психологический контроль.

Согласно данным исследования специалистов из Университетского колледжа Лондона, психологический контроль родителей над своими детьми играет значительную роль в их удовлетворённости жизнью и психическом благополучии.

Яркий пример психологического контроля – это постоянное принятие решений за ребёнка и подавление его мнения и проявлений. Такое отношение воспитывает зависимость от чужого мнения и неумение делать собственные шаги.

Поведенческий же контроль подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно.

Дети, чьи родители проявляли заботу вместо психологического контроля, становились счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

9. Родители, которые спокойно воспринимают детские неудачи.

Одна из новейших тенденций в воспитании детей – изоляция их от всех возможных неудач и трудностей. В погоне за идеальным миром для своего чада родители порой не замечают, как берут на себя все повседневные заботы о жизни ребёнка.

Согласно опросу изданий The New York Times и Morning Consult, сегодня три четверти родителей уже взрослых детей в возрасте от 18 до 28 лет записывают их на приём к врачу и стрижку.

По мнению специалистов, такой метод воспитания подрастающего (и откровенно выросшего) поколения является противоестественным, поскольку родители должны подготовить ребёнка к жизни, а не жизнь к ребёнку.

10. Родители, которые не разрешают детям слишком много смотреть телевизор.

Согласно исследованию учёных из Университета Огайо, проведённому в 2011 году, частый просмотр телевизора в юном возрасте, мешает развить коммуникативные навыки.

Более того, телевидение (а теперь уже, вероятно, и гаджеты) уменьшает количество времени, которое можно было бы потратить на общение между родителями и детьми.

К слову, недавно Всемирная организация здравоохранения посоветовалаограничить использование гаджетов для маленьких детей, так как это начинает всё больше сказываться на здоровье подрастающего поколения.

11. Родители, которые учат детей самоконтролю.

Хороший навык самоконтроля у ребёнка помогает ему вырасти здоровым, богатым и даже способствует безопасности.

Согласно долгосрочному исследованию, опубликованному в издании PNAS, родители, следившие за тем, чтобы их дети контролировали свои желания, воспитывали более здоровых детей.

12. Родители, которые уделяют внимание своим детям.

Согласно исследованию 2014 года, люди, рождённые в бедности, с большей вероятностью становились успешными, если их родители поддерживали с ними эмоциональную связь. Иными словами – обращали внимание на их нужды и выслушивали их в случае необходимости.

Более того, малыши, которые были окружены вниманием мам и пап, лучше справлялись со школьными тестами, имели более здоровые отношения со взрослыми и больше шансов получить высшее образование.

13. Мамы и папы, которые берут отпуск по рождению ребёнка.

Первые месяцы после рождения являются решающим временем формирования прочной связи родителей и детей.

Исследование учёных из Университета Северной Каролины показало, что отпуск по уходу за ребёнком может существенно снизить уровень младенческой смертности и улучшить общее состояние здоровья малыша.

Дети, чьи матери брали декретный отпуск, имели более высокий уровень интеллекта, были образованней и впоследствии зарабатывали больше денег. Обратная ситуация наблюдалась у тех, чьи родители не сумели взять отпуск в их первые месяцы жизни.

Данная закономерность была особенно очевидна в семьях с низким уровнем образования.

Источник

ПСИХОЛОГИЯ: ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ НЕ УВАЖАЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ

Разве не гордо звучит столь популярное в народе, например: «Не учи отца. (простите, совершать коитус)», «Мое г. еще меня учить будет» (услышано от личной мамы автора), «Все равно всегда выходит по-моему» (по поводу предсказанных неудач сына или дочери, говорится с чванливым видом – как же, выиграла спор! Можно радоваться. ), «Вот вырастишь своих детей – тогда поймешь, каково это!» (при этом наличие детей отнюдь не прибавляет ума – вот же ясно видно).

Сможем ли мы честно ответить себе на вопрос: много мы наблюдаем семей, где счастливо складывались бы отношения между взрослыми (взрослыми!) детьми и их родителями? А между свекрами и снохой, тестями и зятем?

Впрочем, как ни странно, второй вариант встречается чаще, в том числе и как союз родителей одного из партнеров с его супругой (супругом) против собственных сына или дочери. (Хотя бывают и конструктивные варианты. Знаю молодую женщину, обделенную в детстве подлинной родительской любовью – а не общепринятыми способами демонстрации / имитации любви – которая обрела родителей если не по крови, то по духу в лице свекра и свекрови.)

Тема эта обширна и включает множество аспектов. Попробуем всего лишь коснуться некоторых моментов, рассматривая их как повод задуматься – а так ли безусловна наша «правота» в отношении к собственным детям?

Начнем (что вполне закономерно) с матерей маленьких детей. Среди них выделяются гиперопекающие матери. Если негативное отношение к взрослым отпрыскам можно в принципе людям рационализировать их неприглядным (с точки зрения родителей) поведением, то маленького ребенка трудно всерьез упрекнуть в «неблагодарности». В то же время известно, что в большинстве случаев за чрезмерно выраженной чертой личности следует искать ее противоположность.

Мать, чрезмерно опекающая своего ребенка, безусловно, заботится о нем. Но как же именно проявляется эта забота? Чаще всего она касается удовлетворения физических, материальных потребностей ребенка и его безопасности – здесь матерям этого типа нет равных. Идеально чистый слюнявчик, носочки в тон маечек, многочасовые кулинарные упражнения ради пары ложек съеденного кушанья… Но много ли реальной теплоты и понимания интересов ребенка в подобных отношениях?

Любит ли его мать как своего ребенка (по сути, как часть себя) или же как его самого, как индивидуальность? Здесь необходимо учесть, что в нашей культуре не принято признаваться в нелюбви к своим детям. В том числе очень нелегко признаться в этом и самим себе, детей попросту положено любить. А как быть, если любить не умеем? Правильно: скрывать это неумение за чрезмерно выраженной опекой.

Элементарное неуважение к личности в детском возрасте (а личность уже, несомненно, имеется) обычно распространяется и дальше, до неопределенного возраста. Собственно, именно в этом и кроется одна из основных причин трений и конфликтов между поколениями.

Склонность к бесцеремонному вторжению в личную и интимную жизнь детей свойственна весьма многим нашим соотечественникам, для которых в принципе отсутствует понятие личного пространства. Вначале это происходит по принципу «мама (папа) лучше знает, что тебе надо», затем – просто по привычке. Ведь по мере взросления детей мама тоже приобретает все больший жизненный опыт – а значит, снова знает лучше.

Еще один фактор – родительский эгоизм. Ребенок является заложником родительских амбиций, комплексов, орудием для сведения счетов как с другими людьми, так и с миром в целом. Ребенок «должен» оправдать надежды родителей, достичь того, что не смогли они, вести правильный по их понятиям образ жизни и т.д. На самом деле мы снова имеем дело с неуважением к личности другого, с отказом ему в праве самому решать, как жить. Родительское тщеславие способно как помочь ребенку – поддержать в достижении результатов на собственном пути и после принести обоснованное чувство гордости за него, так и серьезно осложнить жизнь. Сценарий в этом случае может развиваться несколькими путями.

1. Разочарование родителей по поводу неуспешности жизненного пути сына (дочери, который либо не сумел успешно реализовать предписанный родителями сценарий из-за отсутствия склонностей, либо и не пытался этого сделать. При таком развитии ситуации страдают как родители, так, скорее всего, и их отпрыск. Осознание того, что разочаровал близких людей – более того, родителей (первые значимые фигуры в жизни любого человека) – может быть невыносимым грузом.

2. Успешная реализация предписанного сценария ценой непомерных усилий, дающая-таки родителям возможность гордиться отпрыском, но идущая вразрез с подлинными интересами индивида. При этой схеме страдает сын / дочь.

3. Достижение успеха вопреки желаниям родителей, возможно – реализация антисценария. При этой схеме, даже если жизнь индивида складывается успешно и с его, и с общепринятой точек зрения, родительская гордость уж точно не имеет каких-либо оснований. Ведь успех достигнут не благодаря, а вопреки родителям и, фактически, служит опровержением их собственных убеждений, ценностей, а в конечном счете, всего жизненного итога. Такой вариант развития событий порой благоприятен для самого человека, его реализовавшего. Но следует помнить: любой сценарий (хоть прямой, хоть «анти») – это жесткая схема, готовое русло, ограничивающее гибкость, мобильность, адаптивность личности. Если стремление опровергнуть схемы, предписанные родителями, начинает довлеть над всей жизнью человека, оно может завести его столь же далеко от главной задачи индивида – самореализации – как и покорное следование воле родителей-самодуров.

Часто причиной неуважения родителей к детям является ложное суждение о том, что пожилой человек заслуживает почтения уже потому, что он старше («Мы жизнь прожили! Доживешь до моих лет…»).

Теоретически человек старшего возраста заслуживает уважения:

– за то, что он о нас заботился и теперь вправе рассчитывать на ответную заботу;

– с годами он приобрел бесценный жизненный опыт.

За заботу, несомненно, спасибо – заботились, как умели (см. о гиперопекающих матерях) и действительно вправе ожидать от нас ответной поддержки. Жизненный же опыт ценен в том случае, если делает человека мудрее. Но если когда-то пожилые люди являлись, по существу, носителями традиции, передаваемой следующим, подрастающим поколениям, то в наше время это далеко не так. Что же касается мудрости, то ведь большинству представителей старшего поколения она отнюдь не присуща. Иначе откуда распространенное представление о склочности и сварливости пожилых людей? Если что-то и наживается, то это скорее обида на весь мир в сочетании с никуда не девающимся желанием лезть в жизнь давно взрослых детей. Мудрость предполагает расширение картины мира с учетом большого жизненного опыта. А следовательно – большую гибкость и терпимость к другим, в основе которых лежит знание людей, понимание того, что все мы отличаемся друг от друга, и уважение к индивидуальности. При этом нельзя списать все на возрастные изменения – будь это так, подобные изменения происходили бы по мере старения со всеми людьми за редким исключением. Но ведь эти исключения на самом деле не столь редки.

В общем, перед выросшим участником проблемных родительско-детских отношений в любом случае стоит сложная задача – не превратиться в жертву родительских комплексов или, того хуже, в жертву сознательную. (Я не виноват, это все мама и папа! – в устах здоровенного обалдуя звучит, по меньшей мере, смешно.) Все же остальные – непроработанные, отпущенные на произвол судьбы – варианты сулят человеку мало хорошего.

Статья написана в соавторстве с Натальей Колпаковой

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Дети и родители

5.2K пост 9.6K подписчика

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов

Мудак дожив до старых лет не становится мудрым. Он становится старым мудаком © непомнюкто

«Отъебитесь от детей,дети так хотят побыть детьми. » Володя Котляров.

Краткое содержание поста: У сильных родителей вырастают слабые дети.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Отец года. Я, похоже, номинировался

Подхожу к двери, спрашиваю что случилось. В ответ слышу «Тиво-то нитиво не видна». Оказалось, когда выходил из ванной – машинально свет выключил. Ребенок героически мучал уточек в полной темноте.

Люблю его, фотографирую когда спит.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Детские заметки

У нас с женой два сына: Вадик (5 лет) и Саша (3 года). Недавно состоялся такой разговор.

Вадик: Через 2 года я пойду в школу. Мне будет 7 лет. А когда мне исполнится 9, Саше будет 7, и он тоже пойдёт в школу. А когда мне будет 20.

Жена: Ты уже будешь учиться в университете, уедешь от мамы с папой, у тебя появятся новые друзья, знакомства, может быть влюбишься.

Вадик (грустно выпятил губу): Я от вас никогда не уеду.

Жена: Уедешь, конечно. Станешь взрослым, будешь жить отдельно от нас, будем друг к другу в гости ездить.

Вадик (срываясь на плач): Нет, я не уеду никогда!

Жена: Не плачь, сынок. Чего ты раньше времени расстраиваешься?

Подходит Саша: Мама, ты не переживай. Я уеду.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Ребёнок

Сегодня целый день льёт дождь.

Я промерзла до глубины костей, как только вышла из метро на улицу.

Даже сигаретный дым получалось втягивать как-то судорожно.

Заскочила за стеклянную остановку- будто там может быть тепло. Не было. Но я отчаянно придумывала себе тёплые ощущения. Замерзая мне виделось, как я простыну, после такого ожидания трамвая и заблаговременно проклинала небеса.

Рядом со мной, в том же самом холоде, резвилась девочка лет 5. Смешно, но ей было совершенно пофиг на холод.

Она приплясывала и сосала разноцветный леденец. Ей было комфортно и видимо тепло.

Как стало ясно из подслушенного разговора, она абсолютно счастлива каждому дню и событию, ежедневно случающимся. И искорки безоблачно счастья долетали до моих ушей и грели их.)

На одной и той же остановке.

В одном и том же мире.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Случаи из практики 111

— Должно быть вашей семье пришлось сильно поменять рацион?

— Папа немного побурчал вначале, предлагая готовить для меня в отдельности, но мать сказала, что у нее не шесть рук, и он будет есть то же что и я. Помню, как он тяжело вздохнул и согласился. С тех пор я питалась только тем, что готовилось дома, без исключений – даже когда приходилось куда-то уезжать, со мной всегда был контейнер. Со временем я привыкла к этому и перестала облизываться, проходя мимо какой-нибудь пекарни.

— И все же, такой образ жизни доставляет вам проблемы.

— На первом курсе меня пригласил на свидание довольно симпатичный парень. На встречу пришел с двумя стаканчиками мороженого, но пришлось есть самому. Узнав, что мне нельзя большую часть из того, что едят обычные люди, он невольно задался вопросом чем же меня угостить. Казалось бы, ну какие проблемы – просто не предлагай мне во время свиданий еду и все. Но нет, это для парней что-то вроде непреодолимого препятствия – будто у них мозги работают только на одной волне.

— Им приходилось бы отступать от привычной концепции и подстраиваться под ваши нужды – не каждый может на такое пойти.

— Мой идеал – красивый, умный, умеет поддержать разговор, общие ценности. Он даже сам готовил для нас еду – говорил, что ему нравится обо мне заботиться. Жили душа в душу, так что я даже начала задумываться о детях. А потом однажды по дороге домой решила заскочить к его матери чтобы завести документы – она моя начальница. Прихожу, а там мой благоверный сидит на кухне и объедается шашлыком. Чтобы вы понимали – на столе находилось с полдесятка блюд и ни одно из них мне нельзя есть. А Костя уплетает все это, я бы сказала запихивается, будто с голодного края, а в глазах стоят слезы. Увидев меня, он поперхнулся и еще пару минут откашливался, а потом сказал, что он терпел как мог, но сил его больше нет.

— Он порвал с вами и не сделал даже попытки поговорить и обсудить это?

— И с тех пор вы боитесь заводить новые отношения, опасаясь повторения истории?

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Показалось

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Ответ на пост «Ответ на пост *разочарование ‘»

Вы молодец. Действительно. Сейчас расскажу, почему я так считаю:

Завел тетрадку, туда всё переписывал. До этого ходил на курсы в компьютерный клуб, изучил на Ямахах MSX язык Лого, так что опыт был.

Зашел как-то разговор с отцом, что у него сидят 10 или 12 тетенек-бухгалтеров и считают на калькуляторах и счетах нормы выдачи военнослужащим разных продуктов. Точно сейчас не помню, но смысл был такой: военная часть, на каждую единицу л\с определенная норма продуктов. На кораблях чуть по другому, на лодках тоже иначе. Частей военных нашем регионе было много, кораблей много, лодок хватало. Я написал программу, которая выводила на печать то, что эти тетеньки считали вручную. И за пару недель всё сделал. Отец отнес распечатки в бухгалтерию, те проверили и ОКАЗАЛОСЬ, что всё точно))

Не знаю уж как, но мне выплатили зарплату в 10000 рублей. Официально никак, но потом отец рассказывал, что тетки вроде сами передали мне. Сколько это точно не помню, но хлеб стоил на Камчатке около 50р, машину помыть стоило 100-200р, газету с программой ТВ я покупал в типографии за 4р, а продавал по 10р)) Ну и кроме этого у меня появился новый комп c цветным VGA монитором с принтером Epson FX-1000, который стоил как Жигули новые, но это совсем другая история.

Так вот. Отец этим меня реально мотивировал изучить комп, программирование, что потом мне в жизни очень пригодилось. Ведущим программистом Гугла я конечно не стал, но высшее образование в этой сфере получил, в начале создания российских интернет карт поучаствовал, а потом тяга к машинам взяла своё и ушел в чип-тюнинг (пишу программы для моторов) и корчестроительство. Я ему благодарен.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

На тему подарков.

Дело было давно, в новогоднюю ночь 2005 или 2006 года, когда в моем регионе у людей только только начали появляться мобильные телефоны. Не знаю зачем он мне нужен был в десятилетнем возрасте но я очень хотел заполучить себе дорогую игрушку, а мама воспитывала меня одна и денег не особо хватало. Как жаль что тогда я этого не понимал, в подарок я получил коробку завернутую в подарочную упаковку размерами сопоставимую с какраз таки с телефоном. И каково же было мое удивление когда вместо телефона в коробке лежала милая копилка в виде щенка держащего в руках сердце, до сих пор стыдно. Мама тогда очень расстроилась, а я часто вспоминаю этот момент из прошлого и ком в горле.
Я всегда был сыт и одет и моя мама делала все возможное, как жаль что тогда я этого не понимал.

Я все, любите своих родителей.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Без рейтинга

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Эмоции родителей

Скажите, у кого родители не умеют самостоятельно справляться с эмоциями и требуют, чтобы дети (вы) их успокаивали — вы как-то с этим боретесь? Если да, как?

Например, моя пишет мне сообщения а-ля: «Я ОЧЕНЬ волнуюсь за тебя, не пугай меня так!» — ожидая, что её сейчас успокоят, избавят от тревоги, развеют опасения.

С детства привыкла «не пугать родителей» своими проблемами, но так надоело это лицемерие. Теперь, когда родители интересуются моей жизнью, говорю, как есть, а на реакцию мамы отвечаю: мол, да, я тоже волнуюсь, тоже напугана, шоподелоть.

Никакого «разочарования»

Мать сама удивляется, как у нас хватило сил не послать друг друга и ее, когда было тяжело.

Мааам.

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

можно ли гордиться родителями. Смотреть фото можно ли гордиться родителями. Смотреть картинку можно ли гордиться родителями. Картинка про можно ли гордиться родителями. Фото можно ли гордиться родителями

Как ломается самооценка и откуда берутся «неполноценные»

Уверен, многие из вас знакомы с вопросом «как воспитать ребенка с заниженной самооценкой?» примерно на уровне «если постоянно ребенка критиковать и всячески смешивать его с дерьмом, то мы получим ребенка с ЗС» (Заниженной Самооценкой), и это, безусловно, верный ответ, однако это далеко не вся истина. Многие менее очевидные её аспекты от большинства продолжают ускользать. Давайте же попробуем пролить на них свет.

Для начала разберемся, из чего складывается самооценка ребенка, из каких конкретно деталей и моментов его жизни. Здесь, на первый взгляд, всё просто: из того, как его одобряют родители и одобряют ли они его вообще, как они реагируют на его успехи и неудачи. В целом это верно и рождает в нашем сознании интуитивно понятную «накопительную» модель – вот есть некий сосуд, и чего мы в него больше накидаем (позитивных поощрений или негативных отзывов), такой «раствор» мы на выходе и получим, такой и сложится самооценка ребенка. Если больше ругали, чем хвалили – получим «неполноценного». Но здесь вмешивается некая неочевидность функционирования человеческой психики, и особенно – психики детской (из-за того, что работает она несколько иначе, чем психика взрослого).

В чем же эта неочевидность заключается? Почему просто периодически говорить ребенку, какой он молодец пусть и важно, но часто недостаточно? Почему «словесный метод» не обязательно предотвращает формирование заниженной самооценки?

Чтобы это понять, нужно в первую очередь знать о стремлениях ребенка. Тех самых, о которых мы к своему взрослому состоянию надежно и благополучно забываем, из-за чего утрачиваем важный мостик к пониманию не только других детей, но даже и самих себя в детстве, своего внутреннего «Ребенка» (но об этом в другой раз). С самого рождения и до раннего подросткового возраста – 11-12 лет – главное стремление ребенка, являющееся его своеобразной глобальной сверхзадачей – это получение уверенности, что он в этом мире любим и нужен и, собственно, получение ощущения любви, одобрения и принятия от родителей. Это очень важная и базовая опора полноценной личности, без которой её развитие идет с большими трудностями и через пень-колоду. Для изыскания подтверждений того, что он со своей сверхзадачей справляется, ребенок применяет все доступные его возрасту пути и средства, всё его существо чутко настроено на восприятие малейших колебаний и изменений интересующей его материи – родительского отношения. Родительские слова здесь выступают далеко не настолько же выразительным сигналом, как родительское поведение, даже различные невербальные его детали и мелочи (которые взрослые редко за собой в полной мере замечают, в отличие от ребенка – он замечает всё).

При этом важно понимать, что ребенка интересует не только то, как к нему относятся, но и то, какую роль он в семье играет. Например, если ребенок будет лицезреть мучения своих родителей (а особенно если это мать\отец-одиночка), которые, не щадя себя, гробят здоровье для обеспечения его, ребенка, нужд (вкалывая на двух-трех работах, например), то он вполне может решить, что он виноват, что он – обуза, из-за которой страдают самые близкие ему люди.

Схожий эффект может сложиться в неблагополучной семье, в которой дело идет к распаду брака, усугублению разлада между родителями, частыми их конфликтами и прочими сопутствующими «прелестями». Из-за такого свойства детской психики как «генерализация» ребенок вполне может решить, что родители ссорятся из-за него, что он –главная причина конфликтов или, как минимум, лишняя причина усугубления ситуации, мешающая родителям свободно разойтись, создающая лишний повод для постоянных конфликтов. Отчасти это оказывается правдой, но ребенок-то воспринимает это «генерализованно», сразу делает глобальные обобщающие выводы, выводя все стрелки на себя. Например – «я обуза», «из-за меня только проблемы», «всем было бы лучше, если бы меня не было». И это пусть ещё не заниженная самооценка как таковая, но жирный пролог к ней. И к более серьезным проблемам тоже.

Однако, семье даже не обязательно быть в каком-то серьезном кризисе, чтобы детская самооценка могла пострадать. Сильно влияют на неё и такие моменты, которые большинство даже не воспринимает как угрожающие для психики их чада. Классический пример – порядок рождения. При обращении человека с проблемами самооценки можно практически наверняка угадать, что он был не единственным ребенком в семье. Наличие более, чем одного ребенка автоматически создаёт риски для самооценки как минимум одного из детей, а часто и всех сразу.

Сценарий «от младшего к старшему» работает немного иначе и актуализируется у младшего ребенка только в таком возрасте, когда он становится способен сравнивать себя с окружающими. Разумеется, он сразу обнаруживает, что перед успешным выполнением его Сверхзадачи часто возникает препятствие – старший ребенок в семье. Который уже более развит, больше всего умеет, который выше, сильнее, умнее (просто в силу старшинства). На этом этапе младший ребенок уже постепенно теряет своё исключительно право на внимание родителей, потому что он уже перестал быть младенцем. Он начинает изыскивать иные способы удерживать внимание родителей и получать их одобрение. А в этих способах у него слишком часто оказывается уже более умелый старший конкурент.

Оба этих сценария с довольно большой вероятностью могут стать прологом к проблемам с самооценкой. Серьезность этих проблем прямо зависит от того, насколько успешен был ребенок в конкуренции за родительское внимание и одобрение. Осмелюсь заявить – хотя бы один из двух конкурентов с большой вероятностью получает как минимум скрытую ЗС. Разница будет только в том, что старший ребенок чаще получает скрытую неконкурентную ЗС, с обостренным чувством долга, самоотверженностью, трудолюбием, пренебрежением своим здоровьем (при хотя бы относительно успешном конкурировании, при срыве конкуренции все может быть намного печальнее), а младший ребенок имеет больше шансов получить конкурентную, «ущемленную» заниженную самооценку, часто на всю жизнь сохраняя в себе обостренное стремление конкурировать и кому-то что-то доказывать (см. предыдущий пост). Но это лишь усредненное и вероятностное описание наиболее частых типажей.

Впрочем, сценарии такого рода я отношу к наиболее общеизвестным. Про влияние порядка рождения известно очень давно и много где можно столкнуться с описанием этого механизма (по этой же причине не будем подробно в тему углубляться и охватывать семьи с 3+ детьми). Перейдем же к менее очевидным аспектам.

Здесь наиболее интуитивным является сценарий родительских амбиций. Когда ребенка используют как средство самоутверждения, как витрину родительских достижений и «галерею славы» для родительского эго. Вред такого подхода для самооценки наиболее нагляден. Однако намного чаще (особенно в нашей многострадальной стране) встречается сценарий «кризисной компенсации», который уже не так очевиден. Попросту его можно описать как «родители пережили некоторое дерьмо и очень не хотят, чтобы их дети пережили подобное». На первый взгляд, в таком родительском желании нет ничего плохого, и даже напротив – оно очень даже хорошее. Однако, поскольку родителей в этом стремлении подгоняют иррациональные страхи, тревоги и опасения, то такое «благое намерение» часто получает чрезмерную, неадекватную реализацию. Например: откуда у нас берутся «синдромы отличника», тревоги и депрессии по поводу учебы (вплоть до суицидальных импульсов из-за плохой успеваемости или угрозы отчисления)? Правильно – потому что родители с детства нам внушали, что получение образования – самая важная наша задача, от которой зависит всё наше будущее. Из-за этого у нас часто складывается впечатление, что наша успеваемость – главный критерий оценки нашей успешности\полноценности. А почему же наши родители так делали? Потому что они о нас очень беспокоились, они хотели нам благополучия и финансовой самодостаточности в будущем, и ради этого, сами того не замечая, часто делали нас неблагополучными и несчастными в нашем детском, подростковом (а иногда даже и юношеском) настоящем. Создавали точку опасного напряжения и «крена» в здании нашей самооценки. У многих именно на этапе учебной самореализации взрывается загодя заложенная родителями в фундамент нашей самооценки «бомба». Вскрываясь «букетом» психологических проблем.

Впрочем, сценарий с учебой не единственный, относящийся к данному типу сценариев. Есть ряд оных, связанных с вопросами пола. Например, часто ждут ребенка одного пола, а появляется другой. Классическое «хотели мальчика, а получили девочку». И ребенку, поверьте, очень рано станет об этом известно по поведению родителей. Он будет расти с ощущением, что он изначально «неправильный», ущербный, что он уже по факту своего рождения расстраивает родителей и ему в этом мире не вполне рады (даже если на словах его убеждают в обратном). Это может стать прологом для довольно тяжелого внутреннего конфликта, направленного на отторжение собственного тела и пола. И это, не считая собственно ЗС.

Ещё одна «гендерная» вариация сценария – связана с представлениями о «мужественности» и «женственности» у родителей. Бывают ситуации, когда отношение родителей к таким темам может быть обострено собственным травматичным опытом. От мальчика с повышенной настойчивостью могут требовать быть «сильным и мужественным», а от девочки – «красивой и женственной». И, опять же, далеко не всегда ребенок может справиться с такой ролью. Он будет чувствовать, что он нужен и любим только в той мере, в которой он исполняет требуемую роль. Что его-настоящего не принимают и не любят. Отторжение в ребенке родителями одних черт и качеств (реальных) ради других (желаемых) создает и во внутреннем мире ребенка подобный же конфликт, заниженную самооценку, вкупе с неприятием, отторжением себя. Особенно сильно это проявляется, если особенности ребенка резко контрастируют с желаемым для родителей его образом. Например, если мальчик ранимый, субтильный и чувствительный, а не сильный\смелый\«умеющий за себя постоять», если девочка не соответствует требуемым стандартам красоты, если она не грациозна и больше любит «мальчишеские» увлечения и занятия, а не «игру» в женственность, кокетство и тщательный уход за своей внешностью. Сценарий с созданием конфликта между реальным и желаемым в ребенке далеко не ограничивается «гендерными» моделями и может проявляться великим множеством путей, я выбрал этот вариант лишь из-за наглядности иллюстрации.

Ситуацию в таких сценариях не спасает даже то, что у родителей есть какое-то благое оправдание их завышенной требовательности – чаще всего это забота о будущем ребенка, опасение, что он не будет справляться с какими-то жизненными трудностями. Однако, таким путем мы слишком часто получаем лишь создание неблагополучия у ребенка здесь и сейчас ради потенциального предотвращения некоего мнимого его неблагополучия в будущем. Особенно это свойственно «тревожным» родителям. В каком-то смысле, благие родительские оправдания их требований и беспокойств даже играют здесь злую шутку – ведь ребенок косвенно лишается права хоть как-то отстаивать свои границы и интересы, протестовать против тех или иных требований. Ему всегда на это возразят, что «это же ради твоего блага», «я же за тебя беспокоюсь», и прямо или косвенно пристыдят, навяжут чувство вины, что он «не ценит родительской любви и заботы», что он «проявляет жестокость и черствость, раня родительское сердце». По итогу, это лишь создаст привычку у ребенка (даже во взрослом состоянии) держать свои протесты при себе, подавлять в себе стремление отстаивать свои границы и интересы, считать их чем-то неуместным и стыдным. Такой ребенок пронесет в себе через всю жизнь подсознательное чувство вины.

Это подводит нас к другому важному аспекту, который очень часто упускают даже в благополучных на первый взгляд семьях. Самооценка ребенка строится в первую очередь на родительском принятии. Однако принимать нужно не только пол, внешность, способности и достижения ребенка, но и его внутренний мир тоже. Залог здоровой самооценки – в том, чтобы с ребенком велся диалог, в котором он мог бы честно делиться своими мыслями, переживаниями, живыми эмоциями и реакциями на происходящие вокруг него вещи, получать живую же родительскую «обратную связь». Важно проговаривать с ребенком то, что, почему и зачем делают в отношении ребенка родители, почему в семье возникают те или иные кризисы, что нужно сделать, чтобы их преодолеть. Потому что иначе ребенок все равно сделает для себя выводы, но с присущей ему генерализацией и «катастрофизацией». Семьи, в которых выражение своих чувств и переживаний находится под прямым или косвенным запретом уже создают для самооценки ребенка достаточно шаткую опору. Одна из моих клиенток предложила хороший критерий определения, есть ли в семье такой запрет – «Можешь ли ты позволить себе расплакаться перед родителями».

Фактически, можно заключить, что главные причины нарушения самооценки в детстве – это прямое или косвенное непринятие ребенка или каких-то его сторон\особенностей родителями, либо проигрыш в конкуренции за родительское внимание\одобрение. Даже каждый из описанных факторов\сценариев в отдельности может сыграть свою разрушительную роль, что уж говорить о тех случаях, когда в одном ребенке сочетаются сразу несколько из них (это, к сожалению, очень даже возможно). Подростковые и более поздние комплексы неполноценности – это всегда прямое или косвенное продолжение проблематики самооценки из семьи, из детства.

Конечно же, это далеко не все факторы и сценарии, влияющие на самооценку. Но остальные из них либо слишком специфичные (например – фактор травм), либо вторичны и сами по себе не наносят ущерб самооценке, служа лишь подспорьем для других факторов. Разумеется, я мог что-то упустить и буду рад дополнениям в комментариях (я набросал не просто перечень, но обрисовал модель, которую можно применять к различным ситуациям). Также некоторые факторы – наподобие «систематического сравнения ребенка с другими детьми» мне кажутся слишком очевидными, чтобы подробно их разбирать.

Спасибо за внимание, берегите самооценку своих детей и «Ребенка» в себе, до свидания.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *