можно ли госслужащему быть самозанятым закон
Минтрудом даны разъяснения по вопросу применения НПД должностными лицами и госслужащими
Сообщается, что действующее законодательство не содержит запрет на применение режима НПД лицами, на которых распространяются ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции.
В этой связи должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД.
В отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения НПД признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.
Также отмечено, что применение режима НПД не исключает возможность заключения бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правовых договоров, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», с организациями, в отношении которых он осуществлял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления.
В случае заключения указанных договоров необходимо получение согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.
В отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении антикоррупционных стандартов.
Например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима).
Самозанятость для муниципальных служащих
Имею ли я право, находясь в декретном отпуске и будучи муниципальным служащим, оформиться самозанятой? Выходить на работу из декрета не планирую.
Несмотря на обширность законодательства, регулирующего деятельность самозанятых граждан, понятие «самозанятые» нигде не определено и не раскрывается терминологически. Изначально само слово было использовано во фразе «самозанятые безработные граждане» (Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Не раскрывается юридическое содержание понятия «самозанятые» и в целевом Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”». В ст. 2 указанного закона лишь определено, что «профессиональный доход» – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (ч. 7), и эти лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (ч. 8).
Поэтому чиновники и СМИ стали активно употреблять понятие «самозанятые» именно в связи с этим законом.
Несмотря на специальный налоговый режим, такого понятия нет и в Налоговом кодексе РФ. И только в п. 7.3 ст. 83 НК РФ содержится юридическое определение содержания этого понятия, и то со сложной конструкцией из признаков – условий, которые должны соблюдаться, выглядит это так:
Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» не содержит запретов на признание государственных и муниципальных служащих лицами, определенными в п. 7.3 ст. 83 НК РФ, т.е. «самозанятыми».
В ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» перечислены запреты муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы, в том числе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
По смыслу, придаваемому Гражданским кодексом РФ понятию «предпринимательская деятельность», ею является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, а лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено ГК РФ (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
В то же время согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Поэтому самозанятость может быть истолкована как разновидность предпринимательской деятельности, основанный на риске и приносящий доход, осуществляемой гражданами без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Поскольку с 1 июля 2020 г. эксперимент стартовал и в Кировской области, на территории которой проживает автор вопроса, то лучше согласовать регистрацию в качестве самозанятого в налоговом органе путем письменного обращения, чтобы письменный ответ можно было бы использовать в случае спора с муниципальными чиновниками.
Может ли госслужащий работать как самозанятый?
Мной разработан авторский курс образовательных лекций по истории театра. Планирую его вести как самозанятый в свободное от работы время. Этот проект никак не связан с моей основной работой в муниципальном бюджетном учреждении культуры, где я занимаюсь организацией выставок. Возможно ли в моем случае совмещение статусов госслужащего и самозанятого для сторонних заказчиков?
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента РФ или Правительства РФ; представления на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта РФ в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект РФ, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ или нормативными правовыми актами субъекта РФ, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта РФ полномочий учредителя организации либо управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта РФ акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» не признаются объектом налогообложения доходы государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.
То есть госслужащие могут стать самозанятыми, но только в том случае, если они сдают в аренду (наем) жилое помещение. Например, квартиру. В вашем случае в настоящее время статус самозанятого законом не предусмотрен.
Может ли государственный гражданский служащий быть самозанятым?
В настоящее время можно часто услышать от государственных гражданских служащих вопрос относительно возможности получения ими статуса «самозанятых». Для того, чтобы ответить на него, необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 6 данного закона специальный налоговый режим не может использоваться для доходов государственных служащих. Однако этим же пунктом предусмотрено исключение – сдача служащим в аренду принадлежащего ему жилья.
На первый взгляд, все достаточно просто: если имеешь жилье, значит можешь его сдавать. Однако не все так однозначно. Необходимо учитывать запреты, установленные п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданский служащий не имеет право заниматься предпринимательской деятельностью.
Многие отождествляют сдачу в аренду жилья с предпринимательской деятельностью. Насколько это обоснованно?
В законодательстве не содержится четкого ответа на данный вопрос. В связи с этим для принятия правильного решения в рассматриваемых ситуациях необходимо руководствоваться официальными разъяснениями, данными в Письме Министерства РФ по налогам и сборам от 6 июля 2004 г. № 04-3-01/398 «О сдаче помещений в аренду (наем)». В соответствии с ними сдача в жилья в аренду предполагает, что арендодатель получает обусловленный договором аренды доход в виде арендной платы, но при этом не осуществляет на свой риск какой-либо экономической деятельности, поскольку именно арендатор осуществляет деятельность с использованием арендованного имущества. При этом согласно статье 606 Гражданского кодекса РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В связи с этим сдача помещения в аренду не является предпринимательской деятельностью.
Таким образом, очевидно, что государственному гражданскому служащему можно получать доход в качестве самозанятого, но только не осуществляя при этом предпринимательскую деятельность. Единственный способ получения дохода, позволяющий соблюсти данное условие, – сдача жилья в аренду.
Однако при этом необходимо учитывать правоприменительную практику, в соответствии с которой даже сдача жилья в аренду все же в отдельных случаях может признаваться предпринимательской деятельностью. Это случается тогда, когда происходит целенаправленная покупка жилой недвижимости для ее сдачи в аренду в коммерческих целях, посуточная (почасовая) сдача жилья в аренду, гостиничный бизнес и т.д. Подобные действия государственных гражданских служащих в силу их правового статуса должны быть исключены.
Панов А.Ю., доцент, кандидат юридических наук
Как бывшему муниципальному служащему оформить самозанятость?
Месяц назад я уволилась с муниципальной службы, где занимала должность ведущего специалиста отдела загса. При увольнении работодатель уведомил меня, что на протяжении двух последующих лет я должна в обязательном порядке оповещать бывшего работодателя о своей трудовой деятельности. Точнее, должна прежде всего уведомить нового работодателя о ранее занимаемой муниципальной должности, а он, в свою очередь, известить бывшего работодателя согласно постановлению правительства от 21.01.2015 № 29.
Сейчас я планирую оформить самозанятость и стать фрилансером. Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о своей деятельности? Как правильно это сделать?
Статус самозанятого не отменяет обязанности муниципального служащего сообщать бывшему работодателю о своей трудовой деятельности. Но делать это должны не вы, а ваш новый работодатель или заказчик услуг.
Расскажу, как и в каких случаях необходимо уведомлять бывшего работодателя государственного служащего о его новой деятельности. В ответе я буду использовать термин «госслужащий», но правила распространяются в том числе на муниципального служащего.
Когда нужно уведомлять бывшего работодателя
Бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения должен сообщать новому работодателю данные о последнем месте службы, даже если новая работа никак не связана со старой. Например, судебный пристав устроился курьером или специалист Ростехнадзора стала продавцом детской одежды — они должны сообщить на новой работе о прошлой службе.
При приеме на работу бывшего госслужащего работодатель извещает орган власти о том, что теперь их бывший сотрудник работает у него. Это правило касается не только трудовых, но и гражданско-правовых договоров с размером вознаграждения более 100 тысяч рублей. К таким договорам относятся договоры подряда, возмездного оказания услуг, хранения, поручения, перевозки и другие. Они заключаются на разовую или проектную работу или услугу. Например, на ремонт квартиры или юридическую консультацию.
Лимит в 100 тысяч рублей установлен только для гражданско-правовых договоров. Зарплата по трудовому договору, какой бы она ни была, хоть 15 тысяч рублей в месяц, на обязанность извещать госструктуру не влияет.
Уведомлять государственный или муниципальный орган нужно, если должность служащего входит в специальный перечень. Но проблема в том, что единого документа, где четко перечислены такие должности, нет. Кроме базового указа президента № 557, ведомства публикуют собственные расширенные списки. Например, в загсе Москвы есть внутренний приказ с перечнем таких должностей.
Если в обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организациями, то перед трудоустройством ему нужно также получить разрешение комиссии по урегулированию конфликта интересов. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером в частную фирму или сотрудник ГИБДД хочет стать экспедитором.
Как победить выгорание
Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о работе в статусе самозанятого
Самозанятые — обычные люди, которые работают на себя, как правило, без регистрации в качестве ИП и наемных сотрудников. Статус самозанятого подходит большинству фрилансеров: дизайнерам, строителям, копирайтерам, программистам, репетиторам.
О самом факте регистрации в качестве самозанятого сообщать бывшему работодателю не нужно. Но в дальнейшей работе вам наверняка понадобится заключать договоры с заказчиками: письменный договор дает фрилансеру гарантию, что его работу оплатят. О таких договорах бывший работодатель должен знать, если размер вознаграждения по ним превысит 100 тысяч рублей в месяц. Уведомить его обязан заказчик работ или услуг.
Иногда фрилансера оформляют в штат компании на удаленную работу и заключают с ним трудовой договор. В этом случае компания также должна сообщить бывшему работодателю госслужащего о новом месте его работы независимо от размера зарплаты.
Кто и как должен направить уведомление
Сообщать о найме бывшего госслужащего должен работодатель или заказчик услуг независимо от организационно-правовой формы и статуса. Это значит, что такая обязанность лежит на организациях, предпринимателях, а также, например, на адвокатах, нотариусах, которые занимаются частной практикой.
Например, компания заказала разработку приложения человеку, который недавно работал ведущим специалистом в казначействе. Обязанность уведомить его бывшего работодателя лежит на генеральном директоре этой компании.
Или индивидуальный предприниматель нанял юриста, который оказался бывшим следователем, год назад уволившимся из полиции, и заключил с ним договор с оплатой более 100 тысяч рублей в месяц. Сообщить в госструктуру должен именно предприниматель, как заказчик услуг.
Уведомление составляется письменно, в произвольной форме. Установленного бланка нет. В нем указываются реквизиты сторон, должность, вид услуги, дата и срок действия договора. В случае с гражданско-правовым договором — еще и стоимость работ или услуг.
Уведомление направляют в учреждение, где раньше работал госслужащий. На это дается 10 календарных дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора. Отправить можно почтой ценным письмом с описью вложения.
Что будет, если не уведомить бывшего работодателя
Госслужащего, который не известит нового работодателя или заказчика услуг о последнем месте службы, ждет увольнение или расторжение гражданско-правового договора. Других санкций законом не предусмотрено.
А вот работодателя или заказчика услуг, который возьмет на работу бывшего госслужащего и не сообщит об этом, оштрафуют. Причем штрафы немаленькие: для организаций — до 500 тысяч рублей.
Что и как нужно отправлять работодателю при приеме бывшего госслужащего, чтобы не получить штрафа и избежать лишних вопросов из прокуратуры, мы уже писали.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Здравствуйте, Юлия. На сегодняшний день не предусмотренному никаких ограничений для регистрации бывших государственных и муниципальных служащих в качестве самозанятых, оформляйтесь в обычном порядке, без всяких уведомлений. Кроме того, в 2017 году Постановлением Пленума Верховного Суда было дано разъяснение, согласно которому регистрация бывшего государственного (муниципального) служащего в качестве индивидуального предпринимателя или учреждение данным гражданином юридического лица не порождает установленной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности. Напомню, что на тот момент статуса самозанятого не существовало. Значит по логике регистрация бывшего госслужащего в качестве самозанятого также снимает с нового работодателя обязанность уведомления прошлого работодателя о заключении договора.