Мне поступило предложение по окончании обучения пойти работать в госорган. И соответственно, я получу статус госслужащего.
В учебном плане моей специальности половина дисциплин была связана с рынком ценных бумаг, и эта тема меня сильно увлекла. В связи с тем, что матчасть я знаю очень даже неплохо, хотелось попробовать свои силы на бирже.
Проблема в том, что по закону «О государственной гражданской службе» госслужащим нельзя получать дополнительный доход, кроме основного места работы, преподавательской и творческой деятельности. Знающие люди сказали, что в теории ИИС можно передать в доверительное управление, и тогда конфликта интересов не возникнет.
Так ли это? Бывали ли у брокерских компаний такие случаи?
Мария, российское законодательство и правда устанавливает ограничения на гражданских служащих, в том числе на их инвестиционную деятельность. Однако запрещено не все и не всем. Варианты для вложения денег есть.
Что запрещено, а что нет
Гражданским служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Тут все понятно.
Инвестиции в российские ценные бумаги и финансовые инструменты не запрещены, то есть можно самостоятельно покупать акции российских компаний, облигации и т. д. Однако если владение ценными бумагами приводит к конфликту интересов, то бумаги надо передать в доверительное управление. Такое возможно, например, если чиновник владеет акциями компании, которую по долгу службы должен проверять на нарушения законодательства.
Все заметно сложнее в случае с иностранными финансовыми инструментами. Это прежде всего ценные бумаги и другие финансовые инструменты, у которых идентификатор ISIN начинается не с символов RU.
К иностранным финансовым инструментам также относятся кредитные договоры с иностранными банками и некоторые другие вещи. Их перечень есть в законодательстве.
Гражданским служащим нельзя открывать и иметь счета и вклады в иностранных банках, расположенных за пределами России, а также владеть иностранными финансовыми инструментами или пользоваться ими. Хранить наличные и ценности в иностранных банках тоже нельзя.
На кого действует запрет
Также это распространяется на супругов и несовершеннолетних детей большинства лиц из этого списка. При этом у госслужащих в зарубежных представительствах России или российских органов власти и корпораций могут быть счета и вклады в иностранных банках.
В каждом министерстве, агентстве и ином органе власти есть свои списки служащих, на которых распространяется этот запрет. Обычно это руководители и те, у кого есть доступ к секретным и важным сведениям. Вот, например, список должностей Федерального агентства связи, кому запрещены вклады за рубежом и иностранные финансовые инструменты.
На рядовых сотрудников органов власти этот запрет не распространяется. Изучите документы по своему органу власти и проверьте, касается ли запрет именно вас.
На практике бывают спорные ситуации. Например, председатель собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области в 2013 году приобрел полис инвестиционного страхования жизни ( ИСЖ ) в одной из крупных российских страховых компаний. В рамках ИСЖ были выбраны инвестиции в золото, и страховая компания использовала фьючерсы на золото на Лондонской бирже. В начале 2018 года прокуратура посчитала, что такое ИСЖ нарушает запрет на использование иностранных финансовых инструментов.
В феврале 2018 года прошло специальное совещание Министерства труда, Генпрокуратуры, Центробанка и страховых компаний. В итоге Минтруд выпустил письмо с объяснением, что ИСЖ использовать можно: потому что активы принадлежат страховой компании, а не владельцу полиса. То есть прокуратура ошиблась, а депутат ничего не нарушил.
Куда вложиться, если я госслужащий?
Можно иметь и использовать, но не во всех случаях или не до конца ясно:
Многим госслужащим запрещено иметь и использовать:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Какие ценные бумаги можно покупать и как потом сообщить об этом государству
Моя жена — госслужащая, и по закону нам обоим запрещено владеть иностранными финансовыми инструментами.
В 2019 году я открыл индивидуальный инвестиционный счет. Понять, какие активы на бирже мне покупать можно, а какие нельзя, с первого взгляда оказалось непросто. А еще каждый год мы должны сообщать государству о доходах и имуществе. И заполнение разделов отчета, посвященных ценным бумагам, — тот еще квест.
В этой статье расскажу, как госслужащему торговать на бирже и не нарушать закон, что делать, если вы случайно приобрели акции иностранной компании, и как не ошибиться, заполняя справку о доходах и имуществе.
Кого это касается
Ограничения касаются не только госслужащих, но и их близких родственников: супругов и несовершеннолетних детей. Это мой случай.
Что можно и что нельзя покупать на бирже
Госслужащим можно покупать только российские ценные бумаги. Важно помнить, что, даже если сама компания отечественная, ее акции или облигации могут быть выпущены за рубежом.
Например, акции Яндекса торгуются на Московской бирже, но выпущены в Нидерландах. Покупать их госслужащему нельзя.
Что делать госслужащему, который случайно купил иностранную бумагу
Если госслужащий не знает, что существуют какие-то ISIN, он может случайно купить акции того же Яндекса. Фактически он нарушит закон: станет владельцем иностранного актива.
Но государство, скорее всего, узнает о владении этими акциями, только если госслужащий не продаст их до конца года. Дело в том, что в ежегодном отчете о доходах нужно указывать только ценные бумаги, которые находятся в собственности на отчетную дату — 31 декабря.
Если госслужащий не владел иностранными бумагами на 31 декабря, то, чтобы уличить его в нарушении, проверяющим придется делать запрос в Национальный депозитарий, где хранятся записи о владельцах ценных бумаг. Но в России больше двух миллионов государственных и муниципальных служащих — это еще не считая депутатов, силовиков и судей. Добавьте к этому их супругов и детей. Если такие запросы и делают, то выборочно.
Обо всех операциях по брокерскому счету за год отчитываться не нужно — только о доходах. Если случайно купить, а потом быстро продать иностранную акцию, за такую ошибку, скорее всего, не накажут. Но это незаконно, поэтому советуем проверять ISIN ценной бумаги перед каждой сделкой.
Чтобы узнать, российские бумаги или нет, надо перед покупкой проверить ISIN — это международный идентификационный код ценной бумаги. Идентификатор состоит из двух букв и десяти цифр. Например, ISIN акций Сбербанка — RU0009029540, Яндекса — NL0009805522, Apple — US0378331005. Буквы как раз указывают на страну: код российских ценных бумаг начинается с префикса RU. Код некоторых выпусков облигаций федерального займа начинается с SU — это тоже указывает на российское происхождение.
Я проверяю ISIN ценных бумаг на сайте Московской биржи. Там есть удобный поиск: вводишь название компании, а система показывает все акции и облигации эмитента вместе с кодами.
Инфляция обычно «съедает» сбережения быстрее, чем они прирастают на вкладе, а инвестиции дают возможность её опережать
Вложить деньги в эффективные инструменты
Инвестиции — это более гибкие и, потенциально, более доходные инструменты, чем долгосрочные вклады или недвижимость
Научиться лучше управлять своими финансами
Разобраться в том, как заработать на инвестициях, можно только на практике. Начать можно даже с 1000 ₽
Госслужащим инвестировать можно
Госслужащим, в том числе военнослужащим, доступны российские ценные бумаги и финансовые инструменты. Главное – не допускать конфликта интересов.
Госслужащим инвестировать можно
Госслужащим, в том числе военнослужащим, доступны российские ценные бумаги и финансовые инструменты. Главное – не допускать конфликта интересов.
Госслужащим инвестировать можно
Госслужащим, в том числе военнослужащим, доступны российские ценные бумаги и финансовые инструменты. Главное – не допускать конфликта интересов.
Во что нельзя инвестировать
Подробнее с ограничениями можно ознакомиться в ФЗ №79.
Иностранные ценные бумаги
Иностранные фонды
Иностранные кредиты и займы
Инвестируйте регулярно
Ежемесячно пополняйте свой портфель ценных бумаг — докупайте активы на 5–10% от своего дохода. Чем регулярнее вы инвестируете, тем быстрее сможете обеспечить себе дополнительный доход.
Инвестируйте регулярно
Ежемесячно пополняйте свой портфель ценных бумаг — докупайте активы на 5–10% от своего дохода. Чем регулярнее вы инвестируете, тем быстрее сможете обеспечить себе дополнительный доход.
Инвестируйте регулярно
Ежемесячно пополняйте свой портфель ценных бумаг — докупайте активы на 5–10% от своего дохода. Чем регулярнее вы инвестируете, тем быстрее сможете обеспечить себе дополнительный доход.
Подборка инвестиционных продуктов для госслужащих
Вы можете инвестировать в готовые решения от профессиональных управляющих или покупать ценные бумаги на бирже самостоятельно. Подбирайте подходящие вам продукты по уровню риска и доходности.
Приложение для ваших финансов.
В разделе «Инвестиции» откройте брокерский счёт или воспользуйтесь готовыми инвестиционными решениями.
Приложение для ваших финансов.
В разделе «Инвестиции» откройте брокерский счёт или воспользуйтесь готовыми инвестиционными решениями.
1. Приложение СберБанк Онлайн
Приложение для ваших финансов.
В разделе «Инвестиции и пенсии» откройте брокерский счёт или воспользуйтесь готовыми инвестиционными решениями.
Приложение для активных инвесторов.
Торгуйте акциями, облигациями и другими инструментами на Московской бирже.
Приложение для активных инвесторов.
Торгуйте акциями, облигациями и другими инструментами на Московской бирже.
2. Приложение СберИнвестор
Приложение для активных инвесторов.
Торгуйте акциями, облигациями и другими инструментами на Московской бирже.
Если вкладывали в готовые решения
В любой момент вы можете продать ПИФ, стратегию или другое готовое решение через СберБанк Онлайн по рыночной цене. Деньги придут в течение недели.
Комиссия за продажу составит от 0% при сроке инвестирования больше двух лет до 2%, если вы владели бумагами не больше полугода.
Если инвестировали самостоятельно
Вы можете продать ценные бумаги в приложении СберИнвестор в будние дни. Стоимость продажи на день вы можете установить самостоятельно.
Выгоднее продавать, когда ценные бумаги заметно вырастут в цене, например, на 20 или 30 процентов. После продажи переведите деньги с брокерского счета или ИИС на обычный банковский счёт.
Комиссия за продажу зависит от вашего тарифа и составляет от 0,018% до 0,3%.
Платим налоги за вас и готовим справку для декларации
Управляющая Компания и Брокер удерживают НДФЛ с полученного дохода и перечисляют вам деньги за вычетом налога.
Справку об имеющихся у вас ценных бумагах вы можете получить в СберБанк Онлайн или в офисах Сбера. Справка подходит для предоставления в налоговую или включения в декларацию для госслужащих. Как получить справку
Что такое риски и какие они бывают?
Мне нужно платить налоги с дохода от инвестиций?
Является ли инвестирование предпринимательской деятельностью?
Что такое конфликт интересов и когда он возникает?
Как получить справку о наличии счетов и ценных бумаг?
Как убедиться, что ценная бумага или инвестиционный инструмент точно российские?
Какие нормативные акты регламентируют инвестиции для госслужащих?
Начните инвестировать сегодня
Начните инвестировать сегодня
Начните инвестировать сегодня
Брокерские услуги оказывает ПАО Сбербанк (Банк), генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015г., лицензия на оказание брокерских услуг №045-02894-100000 от 27.11.2000г. Соответствующие услуги не являются услугами по открытию банковских счетов и приему вкладов. Настоящим Банк уведомляет Вас, что (i) Ваши денежные средства, переданные Банку по договору о брокерском обслуживании (далее – Договор), (ii) финансовые инструменты, приобретенные Вами на основании Договора, (iii) финансовые инструменты, информация о которых предоставляется Вам при оказании услуг по Договору или в связи с ним, а также (iv) предусмотренные Договором услуги не застрахованы в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 № 177-ФЗ. Банк оказывает услуги по Договору в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, а не как кредитная организация на основании договора банковского вклада или договора банковского счета. Банк настоящим информирует Вас о возможном наличии конфликта интересов при предложении рассматриваемых в информационных материалах финансовых инструментов. Конфликт интересов возникает в следующих случаях: (i) Банк является эмитентом одного или нескольких рассматриваемых финансовых инструментов (получателем выгоды от распространения финансовых инструментов) и участник группы лиц Банка (далее — участник группы) одновременно оказывает брокерские услуги и/или (ii) участник группы представляет интересы одновременно нескольких лиц при оказании им брокерских или иных услуг и/или (iii) участник группы имеет собственный интерес в совершении операций с финансовым инструментом и одновременно оказывает брокерские услуги и/или (iv) участник группы, действуя в интересах третьих лиц или интересах другого участника группы, осуществляет поддержание цен, спроса, предложения и (или) объема торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, действуя, в том числе в качестве маркет-мейкера. Более того, участники группы могут состоять и будут продолжать находиться в договорных отношениях по оказанию брокерских, депозитарных и иных профессиональных услуг с отличными от инвесторов лицами, при этом (i) участники группы могут получать в свое распоряжение информацию, представляющую интерес для инвесторов, и участники группы не несут перед инвесторами никаких обязательств по раскрытию такой информации или использованию ее при выполнении своих обязательств; (ii) условия оказания услуг и размер вознаграждения участников группы за оказание таких услуг третьим лицам могут отличаться от условий и размера вознаграждения, предусмотренного для инвесторов. При урегулировании возникающих конфликтов интересов Банк руководствуется интересами своих клиентов. Более подробную информацию о мерах, предпринимаемых Банком в отношении конфликтов интересов, можно найти в Политике Банка по управлению конфликтом интересов, размещённой на официальном сайте Банка: (sberbank.com/ru/compliance/ukipk).
АО «Сбер Управление Активами» (100% дочерняя компания ПАО Сбербанк). Лицензия ФКЦБ России №045-06044-001000 от 07.06.2002 на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами. Ознакомиться с условиями управления активами, получить сведения об АО «Сбер Управление Активами» и иную необходимую информацию заинтересованные лица до заключения договора доверительного управления могут по адресу: 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 3, корп. 1, этаж 20, на сайте www.sber-am.ru, по телефону (495) 258 05 34 или в контактно-информационном центре по телефону (495) 500 01 00.
Инвестиции сопряжены с риском. Государство, ПАО Сбербанк, АО «Сбер Управление Активами» не гарантируют получение дохода от доверительного управления. Денежные средства, передаваемые в доверительное управление, не подлежат страхованию в соответствии с ФЗ от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Прежде чем принять решение об инвестировании, необходимо внимательно ознакомиться с договором доверительного управления и декларацией о рисках. Результаты деятельности управляющего по управлению ценными бумагами в прошлом не определяют доходы учредителя управления в будущем.
Договор доверительного управления не является договором банковского вклада или банковского счета. Передаваемые в управление денежные средства не застрахованы в государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в соответствии с федеральным законом «О страховании вкладов в банках РФ», государство, ПАО Сбербанк и АО «Сбер Управление Активами» не дают никаких гарантий сохранности и возврата инвестируемых денежных средств. Услуги по доверительному управлению оказывает АО «Сбер Управление Активами». Денежные средства в управление получает АО «Сбер Управление Активами», а не ПАО Сбербанк. ПАО Сбербанк и АО «Сбер Управление Активами» являются разными лицами с самостоятельной ответственностью, не отвечающими по обязательствам друг друга. Услуги по доверительному управлению означает инвестирование денежных средств в ценные бумаги. инвестирование в ценные бумаги влечёт кредитные и рыночные риски, в том числе риск потери всех или части инвестированных денежных средств. Вложение в ценные бумаги всех имеющихся у клиента денежных средств или большей их части может привести к утрате всех его накоплений, а также банкротству клиента. Для направления жалоб, а также внесудебного разрешения споров, связанных с услугами доверительного управления, клиент вправе обратиться в компанию (почтовый адрес: 121170, г. Москва, ул. Поклонная, дом 3, корп.1, этаж 20, телефон: 8 (800) 1003 111, эл. адрес: info@sberbank-am.ru, интернет-сайт: www.sber-am.ru), в ПАО Сбербанк, в НАУФОР, в Центральный Банк РФ. В случае невозможности внесудебного урегулирования спора клиент вправе обратиться в суд.
Стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в инвестиционные фонды. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления паевым фондом. ПДУ ПИФ предусмотрены надбавки (скидки) к (с) расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче (погашении). Взимание надбавок (скидок) уменьшит доходность инвестиций в инвестиционные паи ПИФ. ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Сбер – Фонд облигаций «Илья Муромец» – правила доверительного управления фондом зарегистрированы ФСФР России 18.12.1996 за № 0007-45141428. ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Сбер – Фонд акций «Добрыня Никитич» – правила доверительного управления фондом зарегистрированы ФСФР России 14.04.1997 за № 0011-46360962. ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Сбер – Фонд Сбалансированный» – правила доверительного управления фондом зарегистрированы ФСФР России 21.03.2001 за № 0051-56540197. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией в значении статьи 6.1. и 6.2. Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»
ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ЛИЦ ОТКРЫВАТЬ И ИМЕТЬ СЧЕТА (ВКЛАДЫ),
ХРАНИТЬ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ЦЕННОСТИ В ИНОСТРАННЫХ
БАНКАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВЛАДЕТЬ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНОСТРАННЫМИ
24 апреля 2013 года
27 апреля 2013 года
1. Настоящим Федеральным законом в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или) участвующим в подготовке таких решений, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяются категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение.
2. Для целей настоящего Федерального закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются:
2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с пунктом 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;
3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные частью двадцать девятой статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями;
7) цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.
3. В настоящем Федеральном законе под запретом владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами понимается запрет на прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами.
1. Запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:
1) лицам, замещающим (занимающим):
а) государственные должности Российской Федерации;
б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
г) государственные должности субъектов Российской Федерации;
д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;
е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
з) должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
1.1) депутатам представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов;
3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2. Федеральными законами, указанными в пункте 3 части 1 настоящей статьи, могут предусматриваться сроки, в течение которых должны быть закрыты счета (вклады), прекращено хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществлено отчуждение иностранных финансовых инструментов, основания и порядок проведения соответствующих проверок, а также правовые последствия неисполнения установленного настоящим Федеральным законом запрета.
3. Установленный настоящей статьей запрет открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяется на лиц, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в находящихся за пределами территории Российской Федерации официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей этих лиц.
1. Лица, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В случае неисполнения такой обязанности лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.
2. В случае, если лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не могут выполнить требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи и частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия указанных в настоящей части ареста, запрета распоряжения или прекращения иных обстоятельств.
2.1. Каждый случай невыполнения требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и (или) частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
3. Доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, подлежит прекращению в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. В случае получения в результате принятия наследства в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства лицами, указанными в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование иностранных финансовых инструментов, а также приобретения статуса учредителя и (или) бенефициара учрежденного в соответствии с законодательством иностранного государства доверительного управления наследственным имуществом (наследственного фонда, траста) указанные лица обязаны в течение шести месяцев со дня принятия наследства или передачи иностранных финансовых инструментов учредителю и (или) бенефициару доверительного управления наследственным имуществом (наследственного фонда, траста) закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение полученных иностранных финансовых инструментов, прекратить владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами иным способом.
2. Граждане, претендующие на замещение (занятие) должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, при представлении в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера помимо сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, указывают сведения о своих счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах, а также сведения о таких счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
3. Лица, указанные в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, а также прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителями управления в котором выступают указанные лица.
2. Информация, указанная в части 1 настоящей статьи, может быть представлена в письменной форме в установленном порядке:
1) правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, другими российскими организациями, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, а также иностранными банками и международными организациями;
2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
3) Общественной палатой Российской Федерации;
4) общероссийскими средствами массовой информации.
3. Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении проверки.
1. Решение об осуществлении проверки принимает должностное лицо, уполномоченное принимать решение об осуществлении проверки соблюдения лицом запретов и ограничений, установленных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.
2. Решение об осуществлении проверки принимается в порядке, предусмотренном для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения лицом запретов и ограничений, установленных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.
3. Проверка осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены для осуществления проверки соблюдения лицом запретов и ограничений, установленных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.
1. Проверка осуществляется органами, подразделениями и должностными лицами, уполномоченными на осуществление проверки соблюдения лицом запретов и ограничений, установленных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.
2. При осуществлении проверки органы, подразделения и должностные лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) проводить по своей инициативе беседу с лицом, указанным в пунктах 1, 1.1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
2) изучать дополнительные материалы, поступившие от лица, указанного в пунктах 1, 1.1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или от других лиц;
3) получать от лица, указанного в пунктах 1, 1.1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, пояснения по представленным им сведениям и материалам;
4) направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные российские организации об имеющейся у них информации о наличии у лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментов. Полномочия органов, подразделений и должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в части направления запросов, предусмотренных настоящим пунктом, определяются Президентом Российской Федерации;
5) наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию по вопросам проверки.
3. Руководители органов и организаций, расположенных на территории Российской Федерации, получившие запрос, предусмотренный пунктом 4 части 2 настоящей статьи, обязаны организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить в установленном порядке запрашиваемую информацию.
4. Запросы в иностранные банки и иные иностранные организации, а также в уполномоченные органы иностранных государств, за исключением запросов в связи с проведением проверок в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13.4 Федерального закона «О противодействии коррупции», направляются органами прокуратуры Российской Федерации на основаниях и в порядке, которые устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5. При проведении проверок в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13.4 Федерального закона «О противодействии коррупции» исполнение запросов, направляемых Генеральному прокурору Российской Федерации, осуществляется в сроки, установленные в таких запросах.
6. Генеральная прокуратура Российской Федерации при необходимости вправе направить запрос в Центральный банк Российской Федерации, который обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении имеющейся у них информации о наличии у лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментов.
7. Порядок и условия взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации определяются соглашением.
8. Генеральная прокуратура Российской Федерации предоставляет полученную от Центрального банка Российской Федерации информацию органам, подразделениям и должностным лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.
9. Органы, подразделения и должностные лица, указанные в части 1 настоящей статьи, не вправе раскрывать третьим лицам информацию о наличии у лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Лицо, указанное в пунктах 1, 1.1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением проверки соблюдения им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами вправе:
1) давать пояснения, в том числе в письменной форме, по вопросам, связанным с осуществлением проверки;
2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением проверки. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.
Лицо, указанное в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, на период осуществления проверки соблюдения им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами может быть в установленном порядке отстранено от замещаемой (занимаемой) должности на срок, не превышающий шестидесяти дней со дня принятия решения об осуществлении проверки. Указанный срок может быть продлен до девяноста дней лицом, принявшим решение об осуществлении проверки. На период отстранения от замещаемой (занимаемой) должности денежное содержание по замещаемой (занимаемой) должности сохраняется.
Несоблюдение лицом, указанным в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.