можно ли говорить о прогрессивном характере перемен в европе
Можно ли говорить о прогрессивном характере перемен в европе
§ 1. Наука и философия
И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ
На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.
Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.
Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.
В дальнейшем вы узнаете об особенностях социальных наук значительно больше. Но при всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.
Существуют различные классификации этих социальных наук. Согласно одной из них, общественные, как и иные, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. Первые выясняют объективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. Но граница между этими группами наук условна и подвижна.
Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук:
исторические науки(отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.);
экономические науки(экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);
философские науки(история философии, логика, этика, эстетика и др.);
филологические науки(литературоведение, языкознание, журналистика и др.);
юридические науки(теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.);
педагогические науки(общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.);
психологические науки(общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.);
социологические науки(теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.);
политические науки(теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.);
культурология(теория и история культуры, музееведение и др.).
В профильном классе особое внимание уделяется исторической, социологической, политической, психологической, экономической, юридической, правовой наукам и философии. Особенности истории, экономики и права раскрываются в самостоятельных курсах. Сущность философии, социологии, политологии, социальной психологии рассматривается в данном курсе.
СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
В наиболее широком значении социология —это наука, изучающая общество и общественные отношения. Но общество изучает разные науки. Каждая из них (экономическая теория, культурология, теория государства и права, политология) исследует, как правило, лишь какую-либо одну сферу жизни общества, какую-то определенную сторону его развития.
Современная социологическая энциклопедия определяет социологиюкак науку об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов. Слово «социальный» в этом определении означает совокупность общественных отношений, т. е. отношений людей друг к другу и к обществу. Социальное понимается как результат совместной деятельности людей, которая проявляется в их общении и взаимодействии.
Социология — это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития. Она изучает социальную жизнь людей, социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.
Широко распространенным является представление о трех уровнях социологического знания. Теоретический уровеньпредставляют общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества. На уровне прикладных социологических исследованийиспользуются различные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, эксперимент. С их помощью социология дает достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе. Теории среднего уровня(социология семьи, социология труда, социология конфликтов и т. п.) являются связующим звеном между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями, дающими фактические сведения о явлениях реальной действительности.
Социология в целом обращена к современной жизни. Она помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
Политическая наука (политология)является обобщением политических практик, политической жизни общества. Она изучает политику в ее взаимосвязях с другими сферами общественной жизни. Предметом политологии являются власть, государство, политические отношения, политические системы, политическое поведение, политическая культура. Политология изучает отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных общественных групп к власти, а также отношения между классами, партиями и государством.
Можно ли говорить о прогрессивном характере перемен в европе
Подробное решение параграф § 3 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016
Вопросы и задания к таблицам.
1. Проанализируйте данные, приведенные в таблицах. Как менялось соотношение сил между отдельными великими державами в конце XIX — начале XX в.?
Страны Тройственного союза и Антанты, а также Япония и США наращивали численность регулярной армии и военного флота.
2. Какие из стран наращивали военную мощь наиболее быстрыми темпами и почему?
Регулярная армия – Россия, Германия, США, Япония, Австро-Венгрия.
Тоннаж флота – все государства, указанные в таблице.
Причины – подготовка к войне.
3. Каково соотношение сил между двумя блоками накануне войны?
Силы Антанты значительно превышали силы Тройственного союза.
1. Используя карту, назовите крупнейшие колониальные державы в начале XX в. и их главные территориальные приобретения.
Англия – бывшие колонии: Ирландия, Египет, Палестина, Израиль, Индия, Пакистан, Бирма, ЮАР, Шри-Ланка, Уганда, Нигерия.
Франция – бывшие колонии: Гаити, Алжир, Тунис, Сирия, Ливан, Нигер, Габон, Кот д’Ивуар, Вьетнам, Лаос, Камбоджа.
2. Охарактеризуйте первые войны за передел мира. Какой характер они носили?
В последней трети XIX — начале XX в. развернулось соперничество небольшой группы индустриальных государств за захват территорий и раздел мира на сферы влияния. В итоге к началу XX в. произошло завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами — Великобританией, Францией, Германией, Италией, Нидерландами, Бельгией, США и Японией. В этом дележе участвовала и Российская империя. На рубеже XIX—XX вв. началась борьба за передел колоний и сфер влияния — борьба, которая стала предвестницей Первой мировой войны.
Испано-американская (1898), Англо-бурская (1899—1902), Русско-японская (1904—1905) и другие войны за передел мира носили локальный характер — ограниченный как территориально, так и составом участников.
3. Какие характерные черты «нового империализма» проявились в разных частях мира?
Иностранные державы строили порты, военные базы, железные дороги, но только в своих зонах, обеспечивая интересы исключительно своих компаний, гарантируя ввоз и вывоз товаров из подконтрольных зон.
Компании США в странах Центральной Америки имели огромные плантации бананов, кофе, тростникового сахара, строили порты и шоссейные дороги, осуществляли почтовые перевозки, таким образом контролируя экономическую жизнь этих стран.
Независимые государства Южной Америки в начале XX в. находились в тесных экономических отношениях с Великобританией. Франция и Германия также имели свои интересы в Южной Америке. Именно в эти европейские страны шли основные потоки товаров из Южной Америки.
Особое место в системе колониальных владений занимали страны с преимущественно белыми переселенцами. Великобритания предоставила этим странам статус самоуправляющихся территорий — доминионов, которые имели свои правительства и парламенты: Канада (1867), Австралия (1900), Новая Зеландия (1907), а также Южно-Африканский Союз (1910). При этом Великобритания сохранила экономические преимущества в отношениях со своими доминионами.
4. Назовите главные причины и истоки политики «нового империализма».
1. Политические причины – упрочение своих позиций в мировом балансе сил. Германия стремилась занять новое международно-политическое положение, соответствующее ее возросшей экономической мощи. Для Италии также важным было обрести полноценный статус колониальной державы, чтобы иметь возможность называться великой державой.
Стремление выкроить лишний кусок земли, где можно было бы обеспечить преимущество для своих товаров, своих компаний и не дать такой возможности для товаров и компаний других стран,— вот суть «нового империализма».
5. Можно ли говорить о том, что сама логика развития индустриального общества привела к войне? Проведите дискуссию на данную тему и попытайтесь сформулировать аргументы за и против данной позиции.
Произведенные промышленные товары необходимо было реализовывать. В качестве рынков сбыта в основном выступали колонии. Германия, которая не имела колоний, стремилась упрочить свое политическое и экономическое положение в мире. Все мировые державы стремились взять под свой контроль как можно больше новых территорий.
Странами руководили конкретные люди. Соперничество между государствами присутствовало на протяжении всей истории. Индустриализация способствовала развитию новых технологий, в том числе и вооружений. Не только экономические, но политические факторы способствовали нарастанию напряжения в мире – стремление европейских государств занять ведущее положение в мире.
6. Какую роль сыграли объективные и субъективные факторы в происхождении Первой мировой войны?
Германия стремилась занять новое международно-политическое положение, соответствующее ее возросшей экономической мощи. Для Италии также важным было обрести полноценный статус колониальной державы, чтобы иметь возможность называться великой державой. Колониальные державы стремились увеличить свои владения и не допустить отторжения существующих. Это все вылилось в складывание военно-политических блоков – Антанты и Тройственного союза. Нежелание договариваться и решать вопросы силой приближали начало войны. Каждая из стран таким образом хотела ослабить своего соперника. В Германии все большую популярность набирают идеи национализма, связанные с господством немцев над другими народами.
Для начала войны необходим был только повод, который представился 28 июня 1914 г., когда в Сараево был убит эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник австро-венгерского престола.
7. Как осуществлялся переход от старой международной системы (Европа монархов) к новой системе союзов после Франко-прусской войны? Почему политика Бисмарка была пересмотрена новым кайзером Вильгельмом II?
Начали складываться военно-политические союзы – Тройственный союз и Антанта. После Франко-прусской войны Бисмарк пытался добиться баланса сил в Европе. В 1882 он смог создать Тройственный союз в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии. А также заключил в 1887 г. Договор перестраховки с Россией, по которому страны договорились соблюдать нейтралитет в случае войны с третьей страной.
С приходом к власти Вильгельма II был взят курс на экспансию. Это вынудило Россию искать союза с Францией. Также Германия принимает программу развития морских вооружений, чем бросает вызов Англии. Эти события приводят к оформлению в 1904 г. Антанты.
8. Какие страны входили в Тройственный союз и какие — в Тройственную Антанту? Каковы главные этапы формирования двух блоков?
Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Италия. Договор заключен в 1882 г. Причины создания: после Франко-прусской войны Бисмарк боялся, что Франция может попытаться восстановить свой престиж и вернуть потерянные территории.
Антанта: Франция, Россия, Англия. Сложился в 1904 – 1907 г. Причины создания: после прихода в Германии к власти Вильгельма II, Договор перестраховки (1887 г.) с Россией не был возобновлен. В итоге Франция и Россия пошли на заключение франко-русского союза и подписали военно-политическую конвенцию (1891 —1893). Программа развития морских вооружений Германии заставила Англию искать союзников. Так в 1904 г. было подписано сердечное соглашение (Антанта) между Францией и Англией.
В 1905 г. Германия попыталась «отломить кусок пирога» от французского протектората Марокко.
Международная конференция в 1906 г. поддержала Францию. Второй марокканский конфликт возник в 1911 г., когда кайзер послал военный корабль под названием «Пантера» к берегам Марокко якобы для защиты своих интересов. Этот жест Германии напугал не только Францию, но и Великобританию. Эти конфликты подвели Антанту к необходимости перехода к военно-политическому союзу. В 1906 г. секретные договоренности между Англией и Францией определили условия их военного сотрудничества и возможность передислокации английских войск во Францию на случай войны. Тайные переговоры с Антантой начала вести Италия.
В конечном итоге к Антанте присоединилась Россия. Англия постаралась уладить отношения с Россией, которая, в свою очередь, стремилась к сближению с Великобританией после поражения в Русско-японской войне. В результате подписания англо-русской конвенции в 1907 г. о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете завершилось формирование Тройственной Антанты в составе Англии, Франции и России.
9. Почему Англия, Франция и Россия вступили в союзнические отношения, учитывая, что между ними были весьма серьезные противоречия?
Франция стремилась вернуть свои позиции и потерянные территории, а также не потерять колонии. Англия испугалась того, что Германия начала наращивать морские вооружения. Поражение России в Русско-японской войне показали слабость империи и невозможность самостоятельно противостоять врагу.
10. Чем объяснить стремление Германии к переделу мира?
Германия стремилась стать колониальной державой и укрепить свои позиции в мире. Ей необходимы были новые рынки сбыта и источники сырья.
11. Почему Балканы называли «пороховой бочкой» Европы?
Потому что Балканы были объектом притязаний России, Германии и Австро-Венгрии.
Можно ли говорить о прогрессивном характере перемен в европе
Глава II.
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
§ 15. Проблема общественного прогресса
какой смысл наука вкладывает в понятие «общество»? Чем отличается линейно-стадиальный подход к пониманию общества от локально-цивилизационного?
В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
А в XVIII в. французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743–1794 гг.) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. «Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, – писал Кондорсе, – найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».
ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
До 1500 гг. в Европе издавалось около 1 тыс. наименований книг за год. В 1950 гг. было издано 120 тыс. наименований книг за год. К середине 1960-х гг. мировое производство книг (включая Европу) достигло 1 тыс. наименований в день. Идею прогресса, которую обосновывал Кондорсе, развивали многие мыслители в дальнейшем. При этом они раскрывали ее новые аспекты. Эту веру в прогресс воспринял и Карл Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему развитию производства и самого человека. XIX–XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились философские и социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, согласно которому светлое будущее рано или поздно обязательно наступит. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883–1955 гг.) писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Вместо идеи прогресса разные философы предлагают теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Итак, по какому пути идет общество – по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Вспомним факты из истории XIX–XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами – контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве – реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.) Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Вы уже знаете, например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы. Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т.п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам. Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность. Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т.д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Наша страна в 20–30-е гг. XX в. вышла по объемам производства ряда важнейших продуктов промышленного производства на первое место в Европе. Ускоренным темпом осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону: миллионы людей, ставших жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания, миллионы репрессированных, подчинение жизни людей тотальному регулированию и контролю. Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет. А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Так, Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854 гг.) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие – о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Он предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит немецкому философу Г. Гегелю (1770–1831 гг.). Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы Нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом. В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них. Одна из точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы. Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы. Свобода, как вы уже знаете, характеризуется не только знанием, отсутствие которого делает человека субъективно несвободным, но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним также, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер. Свобода выступает как необходимое условие самореализации личности. Оно возникает тогда, когда человек имеет знания о своих способностях, о возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности. Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс. Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
|