можно ли говорить о состоянии здоровья как об объекте криминалистического изучения личности
Понятие и задачи криминалистического изучения личности
Центральным элементом изучения в процессе расследования преступления, безусловно, оказывается человек. Это – лицо, совершившее преступление, потерпевший, свидетели, а также привлекаемые следователем к процессу расследования иные лица: эксперты, специалисты, понятые и т.д. Как ни в какой иной сфере познания в криминалистике (и теоретической, и практической) человек, по мере необходимости, может исследоваться во всей многогранности проявления его свойств: физических и психических, генетически обусловленных и прижизненно сформировавшихся, природных и социальных. Как известно, все свойства человека сосуществуют в нерасторжимом единстве, а их сочетание в конкретном индивиде образует еще одно важное качество – индивидуальность. Многообразие ситуаций, возникающих при осуществлении преступной деятельности и в ходе расследования преступлений, создает предпосылки к тому, что при изучении личности преступника и жертвы преступления криминалистически значимым может оказаться любое из множества его человеческих свойств: от анатомических и биологических (папиллярные узоры, группа крови, запах и т.д.) до психологических и социальных (особенности протекания психических процессов, мировоззрение, профессия и др.). Во-первых, криминалистически значимыми являются свойства преступника и его жертвы, проявляющиеся при совершении преступления и отображающиеся в виде материальных и идеальных следов в окружающей обстановке и сознании людей. Обнаружение и исследование этих следов, а через них – свойств преступника и жертвы – необходимое звено в установлении фактической картины преступления. Во-вторых, криминалистически значимыми становятся свойства участников процесса расследования, влияющие на его эффективность и определяющие его тактическую сущность. Для этого следователю приходится изучать личность обвиняемых и потерпевших, специалистов и экспертов, свидетелей, понятых, переводчиков, педагогов, законных представителей или близких родственников несовершеннолетних, статистов, привлекаемых к производству следственных действий (следственного эксперимента, предъявления для опознания). Помимо перечисленных (основных и дополнительных) участников расследования в поле внимания следователя включаются и иные лица, например, проживающие совместно с лицом, у которого предстоит провести обыск, или лица, оказывающие противодействие расследованию извне. Это могут быть представители властных и исполнительных структур, контрольных и ревизионных органов, отдельных учреждений и организаций, а также родственники, знакомые и близкие обвиняемых, потерпевших. Наличие внешнего противодействия влечет необходимость изучения следователем личностных особенностей субъектов, его осуществляющих, в целях нейтрализации негативного влияния последних на ход расследования.
В процессе осуществления криминалистической деятельности ее субъекты – следователь, специалист, эксперт изучают человека как индивида в целом либо его отдельные свойства в том объеме и направлении, которые определяются стоящими перед ними задачами. Главным субъектом расследования, как известно, является следователь и ему в наибольшей степени приходится проделывать основную работу по исследованию человека как объекта познания, а также оценивать результаты деятельности других участников расследования – специалистов и экспертов.
Криминалистическая теория и практика использует термин «личность» в самом широком смысле этого слова, включая в свойства личности всю совокупность криминалистически значимых человеческих качеств: морфологические, физиологические, психические, социальные. Так, криминалисты традиционно используют словосочетания «установление личности преступника», «установление личности потерпевшего», понимая под этим процессом выявление и использование совокупности свойств разного уровня. Таким образом, под криминалистическим изучением личности следует понимать установление криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления, а также обвиняемом, потерпевшем и других участниках процесса расследования. включающей в себя сведения о присущих им анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использования в целях осуществления криминалистической профилактики.
Можно выделить четыре основных класса криминалистических задач, решение которых базируется на использовании гомологической информации (от лат. Homo – человек), т.е. информации о свойствах человека. Первый класс задач связан с установлением тождества лица по комплексу его свойств, в том или ином виде отобразившихся вовне. Чаще всего эта задача решается в отношении обвиняемого и потерпевшего. Методика идентификации человека разрабатывается в криминалистической технике как разделе криминалистики, где исследуются признаки внешности человека, материальные следы-отображения частей тела человека (рук, ног, зубов и т.д.), следы проявления некоторых функциональных комплексов (голос, походка) и специфического письменно-речевого навыка, следы-вещества (кровь, запах). Информация, полученная при решении задач данного класса, имеет доказательственное значение и подлежит обязательному отражению в материалах уголовного дела.
Второй класс задач предполагает изучение таких свойств человека, которые связаны с установлением фактической картины преступления. При этом имеется в виду выявление и обобщение широкой информации об индивидуальных социально-психологических свойствах преступника и жертвы преступления, которыми обусловлены их мотивация и конкретные действия, относящиеся к расследуемому преступлению (способ совершения преступления, характер связи между преступником и жертвой и т.д.). В этом случае круг подлежащих установлению сведений определяется криминалистической характеристикой преступления данного вида, а преступник и жертва изучаются как ее важнейшие элементы. В большей части полученная при этом информация имеет доказательственное значение и фиксируется в материалах дела. Особенности реализации личностной информации для решения указанных задач являются предметом рассмотрения такого раздела криминалистики, как методика расследования отдельных видов преступлений.
Третий класс задач, разрешаемых на базе гомологической информации, связан с определением оптимальной линии поведения лиц, расследующих преступление, с учетом их взаимодействия с другими участниками расследования, что является предметом криминалистической тактики. В центре внимания при этом оказываются психофизиологические, психологические и социально-психологические качества людей, ибо именно они учитываются при выборе тактических приемов, проведении тактических комбинаций и операций. Можно выделить два уровня тактических задач, разрешаемых с учетом личностных особенностей участников расследования: общетактические, относящиеся к расследованию в целом или к группе следственных действий, и локальные, возникающие в рамках отдельного следственного действия.
Из решаемых на базе информации о личности задач общетактического уровня можно выделить следующие:
– определение места, условий и времени проведения следственного действия (например, выбор места и времени допроса с учетом состояния здоровья и возраста допрашиваемого);
– выбор участников следственного действия (например, привлечение переводчика, владеющего не только соответствующим языком, но и специальными знаниями в той сфере, в которой совершено расследуемое преступление: экономика, финансы и т.п.);
– установление очередности проведения следственных действий (например, определение последовательности допросов и очных ставок обвиняемых исходя из информации о межличностных конфликтах в преступной группе);
– установление психологического контакта с участниками расследования как предпосылка последующего психологического воздействия;
– предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе расследования;
– прогнозирование линии поведения основных участников процесса (обвиняемого и потерпевшего) в процессе расследования в целом.
К тактическим задачам локального уровня можно отнести:
– распределение обязанностей между участниками следственного действия с учетом возможности выполнения ими конкретных задач (например, при обыске, при осмотре места происшествия, следственном эксперименте);
– прогнозирование поведения участников конкретного следственного действия;
– выбор тактических приемов целенаправленного воздействия на конкретного участника следственного действия (например, комплекс тактических приемов допроса свидетеля по оказанию помощи в восстановлении забытого или наблюдение за обыскиваемым и управление его поведением и др.). Информация о личности, используемая в тактических целях, в большей части не носит доказательственного характера и используется при расследовании преступлений как вспомогательная.
Четвертый класс задач, при решении которых используется информация о личности, связан с осуществлением криминалистической профилактики.
Разделение процесса криминалистического изучения личности на несколько направлений в зависимости от характера решаемых задач является достаточно условным. Это объясняется следующими обстоятельствами:
– во-первых, одни и те же данные о личности могут в определенной мере использоваться для решения задач разных классов (например, особенности психического склада, уровень интеллектуального развития преступника могут определять способ совершения преступления, и эти же свойства обвиняемого учитываются при разработке приемов в криминалистической тактике);
– во-вторых, методы и источники получения криминалистически значимой информации о личности могут быть в ряде случаев одни и те же вне зависимости от конечных целей использование этой информации (исключение составляют методы, применение которых требует специальных познаний);
– в-третьих, все выделенные направления в конечном счете являются сторонами единого процесса расследования и подчинены одной цели – раскрытию и расследованию преступления.
Криминалистическое изучение личности в процессе расследования осуществляется наряду с уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и криминологическим ее изучением. Уголовно-правовой аспект изучения предусматривает установление признаков, относящихся к человеку как к субъекту преступления (возраст, психическая полноценность; личностные признаки, влияющие на квалификацию преступления, на определение наказания), а также отдельные признаки потерпевшего, имеющие уголовно-правовое значение. Уголовно-процессуальное направление предполагает установление данных о личности участников процесса расследования, необходимых для обеспечения процессуальной формы расследования (например, невладение языком, на котором ведется судопроизводство; возраст или наличие физических или психических недостатков, требующих обязательного участия защитника; наличие обстоятельств личностного свойства, исключающих участие в производстве по делу, и т.д.). Сведения о личности участников процесса, имеющих уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение, обязательны для установления и отражаются в материалах уголовного дела в полном объеме. Криминологический аспект проявляется в изучении личности преступника и жертвы преступления (виктимология) как часть исследования преступности в целом, ее причин, состояния, прогнозирования тенденций развития, а также предупреждения. Свойства личности обвиняемого и потерпевшего, будучи установленными следователем, а затем судом, впоследствии используются криминологами на разных уровнях анализа и обобщения.
Таким образом в ходе расследования преступления многоаспектный процесс изучения личности выливается в сложную комплексную задачу, решение которой возлагается, главным образом, на следователя. Эту сложность также обусловливают специфические условия расследования, носящие по отношению к следователю объективный характер. В первую очередь, это жесткая процессуальная регламентация процесса расследования, ограниченность времени, которое следователь может использовать для изучения личности. Во-вторых, сложная психологическая обстановка вокруг расследования и нередко встречаемое следователем целенаправленное противодействие отдельных участников процесса, Чаще всего – обвиняемого, реже – потерпевшего, заинтересованного свидетеля и иных лиц, затрудняющее процесс познания их истинных свойств, например, симулирование обвиняемым психического заболевания, отказ добровольно представить образцы для сравнительного исследования и проч. Существуют также причины субъективного характера, приводящие к ошибкам и тактическим просчетам. Они кроются в опасности формирования у следователя одного из видов профессиональной деформации – косных стереотипов в восприятии людей, препятствующих полноте изучения и объективности оценки конкретной личности.
Изучение личности в процессе расследования как одно из направлений криминалистической деятельности должно осуществляться в строгом соответствии с законом, охраняющим права и интересы личности, соблюдением норм нравственности, принципов научности и объективности. Эффективность этого процесса при условии соблюдения указанных требований будет зависеть от правильного выбора методики изучения личности и установления объема подлежащих изучению свойств личности.
Изучение личности в уголовном судопроизводстве
Понятие, значение и задачи криминалистического изучения личности
Проблема изучения личности в том или ином аспекте является одной из центральных проблем наук уголовно-процессуального цикла. Необходимость и значимость криминалистического изучения личности отмечал еще основоположник криминалистики, австрийский ученый Ганс Гросс, полагавший, что важным условием точной деятельности судебного следователя является основательное знание человека как главного материала предварительного следствия.
Анализ большинства положений криминалистики показывает, что учет информации о личности в уголовном судопроизводстве позволяет решить множество задач. Вопросы изучения личности в ходе расследования достаточно полно освещались в специальной литературе, и в большинстве работ акцент делался на изучение личности в зависимости от процессуального положения субъекта.
Понятие «личность» достаточно многоаспектно. Слово «личность» (personality) в английском языке происходит от латинского «persona», обозначавшего маску, которую надевал актер в греческой драме. Исходя из этимологии данного понятия в определение личности был включен внешний, поверхностный социальный образ. При этом личность, по мнению психологов, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действие. Даже в самой психологии не найти единственного, общепринятого значения данного термина. Их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.
С учетом этого самое общее определение личности, пригодное для целей криминалистического изучения, сводится к пониманию личности как интегрального единства свойств человека.
Второе направление заключается в изучении личности задержанного подозреваемого или обвиняемого с целью исчерпывающей криминалистической оценки личности данного субъекта. В этих целях целесообразно собрать сведения не только о жизненной установке, ценностях, социальном положении, особенностях правосознания, но главным образом и о том, какая информация о личности субъекта преступления, его связях, особенностях поведения до и во время совершения преступления поможет наладить с ним коммуникативный контакт, избрать эффективную тактику общения с целью получения от него правдивых показаний, а также определить наиболее действенные способы профилактического воздействия на него.
Криминалистический анализ следов преступления, как материальных, так и идеальных, невозможен без учета самых разнообразных зависимостей, связей между характером следов, с одной стороны, и признаками и свойствами, качествами личности преступника, с другой стороны. Так, дорожка следов ног обусловливается ростом, полом, возрастом, состоянием здоровья, профессией человека; способ совершения преступлений также отражает много зависимостей, в числе которых пол, возраст, физические данные, знания, навыки и др. В криминалистике выделено и на практике находит применение рассмотрение большого количества разнообразных связей между преступлением и личностью виновного, а также личностью потерпевшего.
Изучение внешнего облика человека позволяет решить ряд идентификационных задач. Психологические особенности личности, черты характера и другие психологические характеристики личности имеют значение для решения тактических задач следствия. Изучение механизма совершения преступлений, причин и условий, которые подтолкнули личность к совершению преступления, способствуют решению задач превентивного характера.
Криминалистическое изучение личности можно определить как деятельность, направленную на получение и анализ информации, содержащей сведения о биографических, антропометрических, психологических и иных данных, характеризующих личность, имеющую отношение к расследуемому событию. Эта информация включает в себя сведения о присущих ей анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач следствия и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также для использования в целях осуществления криминалистической профилактики.
Криминалистическое изучение личности является одним из взаимообусловленных, взаимосвязанных и важных элементов многоотраслевого и многоаспектного исследования личности как субъекта правовых отношений в сфере борьбы с преступностью, что раскрывается применительно к решению уголовно-правовых, криминологических, уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, пенитенциарных задач. Такое значение обусловлено неограниченными возможностями в получении различного рода информации, способствующей процессу расследования и установлению истины.
Задачами криминалистического изучения личности являются сбор информации во исполнение требований уголовно-процессуального законодательства, проверка версий, установление и проверка доказательств, оценка полученной криминалистически значимой информации.
Объектами криминалистического изучения в уголовном судопроизводстве выступают обвиняемые (подозреваемые), потерпевшие, свидетели, понятые и другие возможные участники уголовного судопроизводства, в некоторых случаях специалист, эксперт.
Объем криминалистического изучения личности
Объем криминалистического изучения личности, т.е. совокупность устанавливаемых данных и глубина их исследования, определяется в каждом конкретном случае исходя из задач, решаемых с использованием этих сведений, а также с учетом процессуальной роли объекта изучения.
Например, при составлении словесного портрета подозреваемого в первую очередь устанавливаются следующие обстоятельства: пол, возраст, телосложение, походка, мимика, артикуляция, жестикуляция, фигура, рост, кожа и другие признаки внешности, но не имеют значение образование, семейное положение. А при подготовке к производству допроса следователю необходимо установить иной круг обстоятельств, характеризующих допрашиваемую личность: процессуальное положение допрашиваемого, черты характера, уровень образования и культуры, отношения с другими участниками расследуемого события, его психологические характеристики, наличие прежних судимостей и др.
Наибольший практический интерес представляет изучение личности обвиняемого в уголовном судопроизводстве. Сравнительный анализ обстоятельств, подлежащих доказыванию, которые регламентированы ст. 73 УПК РФ, позволяет в настоящее время говорить об углублении по сравнению со ст. 68 УПК РСФСР в уголовном судопроизводстве роли обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. В ныне действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ (п. 3 ч. 1 ст. 73) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, занимают самостоятельное, отдельное положение по сравнению с УПК РСФСР, в котором они были отнесены к иным обстоятельствам, влияющим на степень и характер ответственности. Такой подход законодателя закономерен и вызван многими факторами уголовно-правового, процессуального, криминалистического, уголовно-исполнительного значения.
Круг обстоятельств, выясняемых в процессе расследования, шире предмета доказывания, поскольку следователя интересуют не только обстоятельства, подлежащие доказыванию, но и процессуальные средства, с помощью которых данные факты устанавливаются. Также процессуальные рамки изучения личности обвиняемого иногда бывают узки для решения тактических вопросов. Следователь должен знать об обвиняемом намного больше того, что может иметь доказательственное значение и что в силу этого обычно отражается в материалах уголовного дела.
Подозреваемый (обвиняемый), подсудимый представляют для следователя и суда интерес с трех точек зрения: 1) как личность, являющаяся носителем информации (вербальной и невербальной); 2) как участник и как наблюдатель расследуемого события, процесса и механизма отражения данного события; 3) как следообразующий и следовоспринимающий объект.
При изучении личности обвиняемого необходимо равное внимание уделять социальным, биологическим свойствам и психологическим чертам, поскольку полученные знания об одних свойствах личности и признаках позволяют с той или иной мерой достоверности судить о других, еще не известных в данный момент сторонах личности, находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности с первыми, а также об обстоятельствах исследуемого поведения в условиях совершенного преступления.
Таким образом, личность обвиняемого в ходе уголовного судопроизводства следователь и судья должны изучить в том объеме, который позволит обеспечить решение уголовно-процессуальных, уголовно-правовых, криминалистических и пенитенциарных задач по конкретному уголовному делу.
Помимо этого, в процессе расследования нередко возникает объективная необходимость и в выяснении ряда обстоятельств, связанных с характеристиками иных участников уголовного процесса. Это могут быть прежде всего сами потерпевшие, свидетели, понятые, переводчик, специалист и др. Например, для проверки (и оценки) свидетельских показаний следователь должен удостовериться в состоянии здоровья данного свидетеля и выяснить, не обладает ли он какими-либо дефектами органов чувств (зрения, слуха и т.д.) и в какой степени это могло повлиять на возможность восприятия им расследуемого события.
Знание личностных особенностей конкретных свидетелей, потерпевших, их социального положения позволяет следователю тактически правильно подойти к проведению следственных действий с их участием и дать адекватную оценку полученной в результате их производства информации.
В некоторых случаях закон прямо указывает на проведение экспертизы в целях установления определенных данных, характеризующих личность. Например, для установления психического и физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания, обязательно производство экспертизы (п. 4 ст. 196 УПК РФ).
Таким образом, объем изучения личности конкретного участника уголовного судопроизводства зависит от задач, для решения которых данная деятельность осуществляется. Так, для решения идентификационных задач при расследовании могут иметь значение следующие признаки, характеризующие человека:
Методы криминалистического изучения личности
В зависимости от условий, в которых происходит изучение личности, можно выделить непосредственное изучение объекта, т.е. исследование его свойств в процессе осязания их органами чувств, и опосредованное изучение личности, когда данные, характеризующие объект изучения, устанавливаются по анализу имеющейся информации (без непосредственного контакта с объектом изучения). В ходе уголовного судопроизводства следователь может воспользоваться разнообразными методами. Так, в процессе допроса, очной ставки, при общении вне процессуальных действий следователь может использовать методы непосредственного изучения личности, таких как беседа, наблюдение, метод эксперимента. Опосредованное изучение личности происходит, как правило, на первоначальном этапе расследования, когда следователь знакомится с личностями подозреваемого, возможных свидетелей по анализу собранных документов и другой информации (метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности).
В криминалистической литературе к методам изучения личности относят метод наблюдения, метод беседы, биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, метод моделирования, метод эксперимента. К более современным, но менее традиционным методам, способствующим установлению информации, характеризующей личность, можно отнести также метод когнитивного интервью, инструментальный метод диагностики лжи (полиграфологию), метод нейролингвистического программирования и др.
Криминалистическое наблюдение и реализация его результатов пронизывают уголовное судопроизводство. Субъектами наблюдения как метода познания (в том числе и познания отдельных свойств личности) в уголовном судопроизводстве являются следователь, лицо, производящее дознание, руководитель следственного органа, лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, судья.
Криминалистической наукой разработаны определенные требования, необходимость соблюдения которых позволяет сделать рассматриваемый процесс эффективнее. Прежде всего это изучение объекта еще до начала наблюдения за ним и получение перед наблюдением наиболее полного представления о нем. В процессе наблюдения следует исходить из сформулированных целей и задач изучения личности; проводить наблюдение с учетом определенного мысленного плана либо разработанной схемы наблюдения. При наблюдении нужно обращать внимание и фиксировать не только обличающие (отрицательные) моменты поведения, но и противоположные, положительные характеристики; вести одновременное наблюдение и фиксировать внимание на вербальных и невербальных проявлениях поведения; не доверять однократному наблюдению, исследовать объект с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях; по возможности изменять условия наблюдения.
Очень важно при наблюдении не делать поспешных выводов, основанных на единичном результате наблюдения. Во избежание этого необходимо конкретно формулировать результаты наблюдения и к их оценке привлекать специалистов соответствующего профиля, а также подвергать сомнению нарочно демонстрируемые элементы, которые «сразу же бросаются в глаза», поскольку они могут в конечном итоге оказаться ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой.
Метод криминалистического наблюдения прост в применении, доступен, экономичен, в большинстве случаев достаточно информативен, хотя для конкретных выводов требует достаточно времени. Поэтому целесообразность его применения для сбора информации об интересующей следствие личности очевидна.
Также достаточно простым в применении является метод беседы. Беседа предполагает получение информации путем разговора, обмена мнениями. Сущность данного метода сводится к познанию психических явлений в процессе речевого общения с личностью в определенных условиях. С помощью беседы можно установить достаточно широкий круг обстоятельств, характеризующих личность. К ним относятся уровень развития (общеобразовательный, интеллектуальный, культурный, профессиональный), темперамент (соотношение торможения и возбуждения, способы реагирования), состояние психики (вменяемость, невменяемость), национальная принадлежность, территория проживания и многое другое.
Определенные речевые особенности могут указывать на наличие психических болезней или особых психических состояний. Так, болезнь Альцгеймера характеризует заметная стереотипность речи: фразы состоят из одних и тех же выражений и произносятся с одинаковой интонацией, одинаковы также мимика и жесты, а для маниакально-депрессивного психоза характерен «телеграфный» стиль речи, иногда переходящий в бессвязность.
Для обеспечения целенаправленности получения информации в ходе метода беседы должны быть учтены следующие положения: плановость (обсуждение заранее определенных вопросов в определенной последовательности), целенаправленность, избирательность, тактичность, индивидуальность. Метод беседы является богатым источником информации о личности, но следует учитывать, что интерпретация полученных данных носит в определенной степени субъективный характер, поскольку на нее оказывает влияние субъективное восприятие опрашивающего (следователя, оперативного работника органа дознания), а также то обстоятельство, что его личность и навыки общения могут влиять на полноту и достоверность сообщаемой опрашиваемым лицом информации.
Метод беседы наиболее полно реализуется в рамках производства допросов.
Еще одним методом изучения личности является криминалистическое моделирование. Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве. Частным случаем применения криминалистического моделирования по отношению к личности обвиняемого (подозреваемого) является составление психологического портрета преступника.
Изучение отечественного и зарубежного опыта составления психологического портрета предполагаемого преступника с формированием его розыскных признаков показало, что в основе этой работы лежит определение психологического (субъективного) значения некоторых элементов криминалистической характеристики преступлений. Данное значение опирается на установление вероятностных отношений между криминалистическими параметрами, характеризующими место, время, способ, орудие преступления, виновного и потерпевшего и значимыми для розыска характеристиками преступника: антропологическими, биологическими, психологическими, социально-демографическими и др.
Биографический метод, или изучение жизненного пути, позволяет проанализировать жизнь и деятельность интересующего следствие лица в определенной хронологической последовательности. Биографический метод состоит в систематизированном сборе сведений биографического характера и рассмотрении фактов жизни человека с учетом установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями действий, а также в фиксации проявляющихся в поступках человека особенностей его интеллекта, черт характера, воли и других психических свойств. Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источниками которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, анализ дневников, писем и т.п.
Источниками сведений биографического характера могут быть сообщения самого объекта изучения о различных периодах его жизни, свидетельства родственников, знакомых, коллег, разнообразные документы (аттестаты, дипломы, трудовая книжка и иные документы, содержащие данные, связанные с продвижением работника по должностям и профессиям, характеристики с места работы, учебы, жительства), личная корреспонденция (дневники, записные книжки, содержание sms-сообщений и электронной почты и др.), результаты проверок по различного рода учетам (например, пофамильному оперативно-справочному учету ГИЦ МВД России), материалы уголовных дел, если человек ранее привлекался к уголовной ответственности.
Однако этот метод может создать неполную картину данных, поскольку может быть собрана лишь односторонняя информация в силу утраты каких-либо документов. Для получения объективной информации о возможностях и способностях объекта изучения могут быть использованы методы психологического тестирования. Но применение таких методов требует особой предварительной подготовки работников, осуществляющих тестирование. Эта работа может проводиться специалистами-психологами или социологами.
Применительно к требованиям уголовного судопроизводства анализ жизненного пути является наиболее эффективным из числа доступных следователю методов изучения личности.
Метод обобщения независимых характеристик заключается в сборе сведений о личности из различных источников (со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы) и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в разных источниках указаний на одни и те же свойства. Особенности, которые указываются наиболее часто, как правило, и являются действительно присущими объекту изучения.
Чем большее количество источников информации собрано и проанализировано, тем более полное представление сложено об объекте изучения. В ходе сбора информации следователю необходимо оценивать и принимать во внимание всю информацию и различные характеристики, как положительные, так и отрицательные. Минимальный круг характеристик, которые должны быть собраны, включает в себя характеристики с места работы, учебы, жительства, личные дела с места работы и учебы, мест заключения, медицинские карты, истории болезни, акты судебно-медицинского исследования и др.
Одним из достоверных методов изучения личности в уголовном судопроизводстве может выступать производство соответствующих экспертиз. Достаточно информативными экспертизами, составляющими представление об отдельных характеристиках личности, являются: судебно-медицинская экспертиза состояния здоровья, экспертиза самоповреждений и искусственно вызванных болезненных состояний, экспертиза половых состояний (установление истинного пола, половой способности, бывшей или протекающей беременности и др.), медико-криминалистическая экспертиза по установлению возраста человека, судебно-психиатрическая экспертиза определения психического состояния лица, судебно-психологическая экспертиза, судебно-почерковедческая экспертиза и др.
Могут быть использованы и другие методы изучения личности в уголовном судопроизводстве при условии соответствия их определенным требованиям: научности, допустимости применения их к объекту исследования с учетом уголовно-процессуальных и этических норм.