можно ли говорить церковное имя

О. Димитрий Смирнов: «Таинства совершаются над людьми с любыми именами»

Москва, 14 января 2015 г.

В эфире Радио «Радонеж» протоиерей Дмитрий Смирнов разъяснил возможность совершения таинств над людьми, не носящих имена православных святых.

можно ли говорить церковное имя. Смотреть фото можно ли говорить церковное имя. Смотреть картинку можно ли говорить церковное имя. Картинка про можно ли говорить церковное имя. Фото можно ли говорить церковное имя

Но бывают очень православные люди в очень православных храмах очень православных стран. Например, в Сербии мы можем встретить имя Драгомир или имя Тара, а что такое Тара? Тара – это такая река в Черногории, и детей называют таким именем – и страна православная, и люди православные. Просто сербы, как правило, не называют людей в честь святых, дают совершенно разные имена и остаются православными. Чем наш обычай хорош?

И это Святейший Патриарх подчеркнул, что человек, который носит имя, например, Сергий, то он имеет небесного покровителя в преподобном Сергии. У нас есть такое понятие как именины. Но, если мы обратимся к именам грузинским, допустим, там есть масса имен, которые никак не сочетаются с именами святых. И из-за этого отказывать в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании)?! Ни один священник права такого не имеет! Отец и мать могут назвать свое чадо вообще любым именем, каким только пожелают. Если этого имени нет в наших святцах, то, к сожалению, у этого человека не будет именин и только. Всякое имя можно вообще менять 365 дней в году, для этого читается определенная молитва из требника, и потом человек причащается с новым именем, вообще никаких проблем. Т.е. это не является причиной для отказа в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании и пр.). Поэтому в таких случаях, когда священник отказывается отпевать православного человека или причащать его, это сообщается благочинному, он – епископу, и это быстро устраняется, потому что не все батюшки грамотные. А наши епископы – все с высшим образованием и даже многие закончили аспирантуру. Собственно для этого и существует епископ. Поэтому, как говорят, у нас в армии: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим», и это будет правильно.

о.Александр Березовский: Сейчас все-таки будет выпущен расширенный месяцеслов с такими именами, у нас употребимыми, которые восходят к древним святым еще неразделенной Церкви и, может быть, Поместной Церкви.

о.Д.: Да, там будет расширенный список имен, но все равно мы там не найдем имя Тара или Драган, что значит просто «дорогой», но это очень распространенное имя в Сербии, или Милош, или Весна, или Снежана – вполне славянское имя, но нет такой святой с именем Снежана, можно при крещении дать ей имя Светлана, и у нее будет два имени. Этот вопрос даже не надо задавать, не то, что решать, это вообще не проблема никакая. Можно назвать и «Табуреткой» и так крестить и это будет вполне полномочное крещение.

О.А.: Во многих монастырях записки с такими именами просто не принимают…

Источник

Зачем при крещении дают второе имя, и какие приметы связаны с таинством

Крещение ребенка – важное событие для каждой православной семьи, к которому серьезно готовятся родители и крестные. Существует множество примет, связанных с таинством, и родные стараются сделать все в соответствии с канонами и народными традициями. Часто ребенку при крещении дают второе имя, и оно может полностью отличаться от того имени, которое записано в свидетельстве о рождении. Прежде, чем выбрать второе имя, желательно узнать мнение православной церкви, а также изучить народные поверья.

Народные приметы

Раньше ребенку давали тайное имя для того, чтобы уберечь от «плохого» глаза. Наши предки верили, что на малыша не смогут навести порчу, если не узнают второго имени. По этой причине на таинство крещения приглашали самых близких людей, которые никому не расскажут, каким именем крестили младенца. До сих пор родители, которые верят в народные поверья, дают ребенку тайное имя и никому его не называют, чтобы никто не смог нанести вред младенцу.

Говорят, что на всех ритуалах, связанных с нанесением порчи и сглаза, обязательно называют церковное имя. Если его не знать, ритуал совершить не получится.

Что говорит православная церковь

Церковнослужители не имеют ничего против того, чтобы младенец получил при крещении другое имя. В первую очередь, батюшка предложит крестить ребенка тем же именем, которое было дано при рождении, чтобы не запутаться. Часто бывает так, что за человека хотят подать записку или помолиться, но не могут этого сделать, поскольку не знают, каким именем он был крещен.

Сейчас модно называть детей именами иностранного происхождения. В этих случаях, а также, если имя ребенка не носил ни один православный святой, выбирается созвучное имя. Иногда родители дают имя великомученика, которого почитают в день рождения младенца или день крестин. В любом случае, предварительно нужно спросить совета у священнослужителя.

Что касается языческих поверий относительно сглазов и порчи, церковные служители повторяют, что православные прихожане не должны в это верить. Только по этой причине давать второе имя при крещении не стоит.

Народные приметы

Из поколения в поколение передаются народные поверья, которым молодые родители стараются придерживаться на таинстве крещения.

Как проходит обряд крещения

Будущие крестные должны заранее посетить собеседование с батюшкой, который будет проводить таинство. Допустимо, чтобы у ребенка был только один крестный: для мальчика – отец, для девочки – мама. Но обычно младенцу выбирают два крестных родителя. Православные с давних времен подходили к выбору крестных очень ответственно, ведь, в случае потери родных родителей, крестные принимали ответственность за жизнь и воспитание крестника на себя.

Это интересно! Если малыш только учится ходить и часто падает, родители просят крестную подарить ему тапочки или босоножки. Многие утверждают, что эта примета работает: ребенок сразу начинает хорошо топать.

Ребенка можно крестить на сороковой день после его рождения. Это объясняется тем, что в течение сорока дней после родов женщина остается «нечистой», и ей запрещено входить в храм. Малыш в течение 40 дней приспосабливается к новому миру, его организм крепнет, а еще в этом возрасте детки много спят, поэтому чужие люди и непонятные действия их вряд ли испугают. Но, естественно, крестить именно на сороковой день вовсе не обязательно.

Принять крещение можно в любом возрасте, главное, чтобы крестил священнослужитель. Исключением являются те моменты, когда ребенок сильно болеет, и нет возможности пригласить батюшку для совершения таинства. В этом случае мама сама может крестить болеющего малыша.

После того, как будут выбраны крестные и церковь, заранее нужно подъехать к батюшке для того, чтобы узнать все подробности относительно будущего обряда. В день крещения взрослые, как правило, приезжают в церковь заранее, чтобы приобрести именные иконы и прочитать молитвы. Желательно выбирать скромную одежду, а женщинам надеть на голову платок и отказаться от косметики.

Церковный обряд длится не больше часа.

После завершения таинства родители ребенка обычно приглашают крестных и гостей отметить важное событие. Истинные верующие не употребляют алкоголь и не предлагают его гостям, но на столе присутствуют такие блюда: сладкая каша или крупяная запеканка с молоком, маслом, сахаром, пироги со сладкой начинкой, фрукты, ягоды.

Что касается подарков, крестные обычно дарят памятные вещи: серебряную ложечку, украшения, иконы. Остальные гости могут выбрать в качестве сюрприза для малыша одежду, игрушки или вручить родителям конверт с деньгами.

Источник

Как выбрать имя для крещения и не впасть в крайности

можно ли говорить церковное имя. Смотреть фото можно ли говорить церковное имя. Смотреть картинку можно ли говорить церковное имя. Картинка про можно ли говорить церковное имя. Фото можно ли говорить церковное имя

Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности — об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.

Святой пример

В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Святой, в честь которого назван ребенок — это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.

Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой — это пример!

По святцам

На Руси существовала благочестивая традиция — называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.

Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Крестить как есть

Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай — это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана — в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.

Экзотическое имя

Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана — Лией и так далее. Второй вариант — это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.

От порчи

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.

Подведем итоги

Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

Источник

Сына крестили с другим именем. А как отпевать?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Меня давно мучает один вопрос. Когда родился мой сыночек, и спустя два месяца мы пришли в Храм его крестить, я была полна решимости просить о другом имени в Крещении (чтобы не смогли на него ничего «наговорить»). Потому что сама сталкивалась с этой бедой. Тогда батюшка был против, сказал: «Не будет тебе счастья». Ушёл крестить малыша и дал ему имя, о котором просила. Он Мирон, крестили Михаилом. Только потом дома до меня дошло, что настанет когда-то его час, и при отпевании уже я не подскажу его детям этого. Если они забудут о том, что он Михаил, отпевание будет недействительным? Можно ли пойти в храм, чтобы прочитали над ним молитву о наречении имени на осьмый день с его именем? И тогда причастится с новым именем, оно будет с ним дальше в церковной жизни. Или, может, я что-то не так поняла. Суть моего вопроса в том, как помочь душе сыночка уже после его жизни, чтобы за него правильно молились и будет ли считаться за него молитва с именем Мирон?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

можно ли говорить церковное имя. Смотреть фото можно ли говорить церковное имя. Смотреть картинку можно ли говорить церковное имя. Картинка про можно ли говорить церковное имя. Фото можно ли говорить церковное имя

Здравствуйте! Манипуляции с двойными именами — это давний языческий обычай, который для христианина совершенно неактуален! Это раньше люди, не зная точно, в чем состоят причино-следственные связи, выдумали различные теории магии, в частности, магии контагиозной — о том, что принадлежащий владельцу предмет имеет с ним связь и через него можно что-то сделать с владельцем. К таким предметам можно отнесли и имя и отсюда возникают теории о том, что знание истинного имени якобы (!) дает власть над его носителем. Поэтому у язычников и было два имени — которое знали все и которое знали лишь избранные.

Как Вы понимаете, это все конструкты искусственные, как и многие приметы и суеверия, и все это давно разобрано этнографами и антропологами.

Крещение — это Таинство, в ходе которого человек становится членом Церкви Христовой. Он должен каким-то образом в Ней фигурировать, и поэтому в Крещении нарекается имя, с которым человек участвует в церковных Таинствах. В двойном имени смысла никакого нет: знание имени никакой власти над его носителем не дает, так что зря Вы все усложнили. ну да ладно. Ни одно Таинство не имеет обратной силы и не совершается повторно. Молитва на наречение имени читается до Крещения. После Крещения человек живет в Церкви с тем именем, с которым его крестили. То есть Ваш сын в Церкви — Михаил.

А теперь вопрос про отпевание. Вы сына крестили, а крестят детей, чтобы причащать их. И вот я думаю, неужели же Ваш сын, если он вырастет в Церкви, если он будет нормальным христианином, то есть и взрослым будет исповедоваться, причащаться и вести духовную жизнь, не не скажет ни своей жене, ни детям, ни кому-либо другому церковного имени? Да весь приход, священник, жена и дети, которые будут о нем молиться о здравии, уж конечно будут знать, что это он по паспорту Мирон, а в Крещении Михаил. И будьте спокойны, при таком порядке вещей не может просто произойти никакой путаницы.

Источник

Священный Синод разрешил крестить с сохранением национального имени

Приблизительное время чтения: 2 мин.

На своем заседании в четверг 26 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви разрешил совершать Таинство Крещения с сохранением за крещаемым его национального имени, которого нет в русском месяцеслове.

В ходе заседания Синод рассмотрел вопрос о разработке в Межсоборном присутствии документа «О возможности принятия Крещения с сохранением национального имени» (журнал № 165), сообщает сайт «Патриархия.ru».

Комиссия по церковному просвещению и диаконии во главе с митрополитом Минским и Заславским Павлом работала над данной темой с конца 2017 года и представила свои разработки в секретариат Межсоборного присутствия к середине 2019 года.

Изучив вопрос, Комиссия пришла к выводу, что «сложившаяся в Русской Православной Церкви традиция наречения имени по святцам не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других Поместных Православных Церквах, в том числе в связи с тем, что месяцеслов Русской Православной Церкви не содержит имен всех святых, прославленных Поместными Православными Церквами».

Кроме того, Комиссия отметила, что, согласно библейской традиции, наречение имени новорожденному младенцу являлось прерогативой родителей.

Так, например, об этом свидетельствует наречение имени пророка Иоанна Крестителя его отцом – священником Захарией (Лк. 1:63), а также святитель Симеон Солунский в сочинении «О священнодействиях и таинствах церковных»: «запечатлевает его иерей крестным знаменем на челе, устах и груди и со священной молитвой дает ему имя, избранное родителями, которые участвуют в обряде крещения».

Комиссия также указала, что не существует препятствий к принятию в Таинстве Крещения имени в ином, чем привычное, национальном звучании (к примеру: ИоаннДжон; ИоаннаЖанна), а также к участию в таинствах с этим именем, в тех случаях, когда человек носил имя в данном звучании до крещения или когда был крещен с именем в таковом звучании.

В тоже время, подчеркивается, что такие национальные звучания имен, находящихся в православных месяцесловах, «следует отличать от новоизмышленных имен, которые в своей основе не имеют связи с культурой православных народов».

На основании данных разработок, секретариатом Межсоборного присутствия предложен проект решения Священного Синода, который постановил: «Имея в виду, что Священное Писание относит наречение имени новорожденного младенца к правам родителей, и учитывая, при этом, традиции Православной Церкви, обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного – по усмотрению родителей – наречения младенцев (и последующего их крещения) именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей».

Синод подчеркнул, что недопустимо как-либо ограничивать в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей (или имена в иных национальных звучаниях).

Кроме того, Синод постановил: «При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, предоставлять таковому человеку самостоятельного избирать крестильное имя из православного месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем».

Читайте также:

О православном Таинстве Крещения подробнее читайте здесь.

Фото Юлии Маковейчук/Журнал «Фома»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *