можно ли графически изобразить мелодию
Конспект урока на тему: «Графическое изображение мелодии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Графическое отображение мелодии»
Цель: практическое освоение простейших элементов музыкального языка в творческой форме, образно-ассоциативное постижение музыкального языка.
Развивать ассоциативно-художественное мышление путем сопоставления линии в рисунке с музыкой (пением), речью;
Развивать чувство ритма, ощущение высотности звука
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое мелодия. Как вы думаете, для чего нужна мелодия в музыке. Какую функцию она выполняет? Возможна ли музыка без мелодии? (ответы детей)
Мы с вами уже знаем, что мелодия может стоять на месте, идти вверх и вниз, плавно и скачками, кружить на месте и т.д. Рисунок мелодического движения складывается из его различных направлений. Основные из них:
волнообразное движение, образующееся от последовательно чередующихся восходящего и нисходящего направлений;
«горизонтальное» движение на повторяющемся звуке.
Первые три направления движения могут быть: поступенными (т.е. по соседним ступеням звукоряда), скачкообразными (по любым интервалам звукоряда больше секунды) или смешанными. Волнообразное движение может происходить в пределах сравнительно небольшого диапазона, быть восходящим и нисходящим.
Мелодия, не имеющая мотива, называется речитативом. Я предлагаю вам послушать небольшой музыкальный отрывок и проанализировать его мелодию. (Слушаем)
Ребята, есть ли у этой песенки мелодия? (Ответы).
И у каждого звука есть своя высота и длительность. Давайте послушаем еще одну мелодию и попробуем определить, мелодия стоит на месте или движется?
Верно, в этой попевке мелодия сначала стоит на одном звуке, а потом движется наверх, потом снова стоит на месте и спускается вниз.
А теперь давайте попробуем нарисовать линиями движение этой мелодии (рисуем).
А вот еще одна попевка. Послушайте и попробуйте определить движение мелодии. Слова вам подскажут. (слушаем, рисуем).
Итак, вот что должно получиться:
Ребята, а теперь давайте попробуем выполнить небольшое задание самостоятельно. Нужно найти верное графическое изображение мелодии этой песни (соотнести).
ПРИМЕР
Отлично, у нас все получилось. Итак, ребята, мы с вами увидели, что мелодию можно не только услышать, сыграть, но еще и нарисовать, даже если мы не знаем нот. Это можно сделать простыми линиями. И сразу будет видно, куда движется мелодия: вверх или вниз, или стоит на месте, или делает большие скачки. А теперь домашнее задание:
Задание 1. Прочитайте слогами и прохлопайте ритм песенки. Определите направление движения мелодии. Нарисуйте график движения мелодии этой песни.
Задание 2. Прочитайте слогами и прохлопайте ритм песенки. Определите направление движения мелодии. Нарисуйте график движения мелодии этой песни и ее ритмический рисунок
Творческая работа(проект) «Изображение классической музыки в линиях и цвете».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГУ «Специализированная школа-лицей №1
для одаренных детей города Экибастуза»
номинация авторское сочинение
«Изображение классической музыки в линиях и цвете»
автор: учитель музыки специализированной школы-лицея №1
Раздел 1 История возникновения «Визуализация музыки»
1.1 Толкование метода «Визуализации музыки»
1.2 Исследования в области «Музыкальной графики»
Раздел 2 Методика рисования классической музыки в линиях и цвете
2.1 Проблемы восприятия классической музыки на уроках музыки
2.2 Описание методики «Изображение классической музыки в линиях
О, как прекрасно, что есть краски:
Синяя, Желтая, Белая, Красная и Зеленая!
О, как прекрасно, что есть звуки:
Сопрано, Бас, Рог, Гобой!
О, как прекрасно, что есть язык:
Марш и танцы синтаксиса!
Кто играл в их игры,
Кто ощутил вкус их волшебства,
Для того расцветает мир,
Ему улыбается и раскрывает ему
Свое сердце, свою сущность.
Г. Гессе. «Записанное апрельской ночью»
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая школьников к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Это предположение и определило тему моей работы
«Изображение классической музыки в линиях и цвете».
Расширение границ восприятия музыки учащимися
Развивать абстрактное и ассоциативное музыкальное мышление
Развивать эмоциональную сферу
Развивать творческие способности
моделирования художественно-творческого процесса
целостный анализ музыкального произведения
Раздел 1. История возникновения «Визуализация музыки»
1.1 Толкование метода «Визуализации музыки»
1.2 Исследования в области «Музыкальной графики»
Исследования показали, что при сравнении с обычными занятиями музыкой, при постановке задачи зарисовать впечатления от прослушанного музыкального произведения, налицо большая заинтересованность, сосредоточенность, концентрация внимания школьников со стремлением глубже понять структуру и содержание произведения. Немаловажен и тот факт, что рисунки учеников представляют собой собственноручно ими составленный «документ», позволяющий преподавателю по нему судить о степени усвоения учеником данного музыкального произведения. Следует учитывать и то, что зарисовки музыкальных произведений, созданные самим учеником в процессе осознанного переживания музыки, могут cлужить для ученика своеобразным изобразительным знаком, по которому легче вспомнить музыку, её форму в целостном виде. Это поможет ему при повторном прослушивании точнее и быстрее восстановить все тонкости ритмического, темпового строения и т.д. Это в значительной степени способствует воспитанию восприятия музыки.
Раздел 2. Изображение классической музыки в линиях и цвете.
2.1 Проблемы восприятия классической музыки на уроках
музыки и их решения.
При восприятии классической музыки у школьников существуют проблемы, требующие их решения.
Учащиеся не готовы слушать классическую музыку
Методика помогает снять психологический барьер перед классической музыкой
Не любят анализировать музыку
Визуализация процесса анализа музыки помогает качественно его проводить
Учащиеся испытывают потребность в активном сотрудничестве
Применяются групповые формы работы
Потребность заниматься творческой деятельностью
Реализуются творческие способности в авторском рисунке
2.2 Описание методики «Изображение классической музыки в
В основе этой методики лежат два вида деятельности:
Описание: Вместе с ребёнком по очереди рисуйте на листе бумаги прямые и
кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки,
ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного цвета,
2.Методика « Музыкальная графика». (описана в разделе 1-1.1)
Музыка, как и любое искусство, передаёт мысли того, кто её создал, мысли и
чувства тех, кого она изображает. Сравните звуки музыки с красками в
живописи или мелодию с линиями в рисунке. Какие цвета подойдут для
А ещё попробуйте сравнить звучание различных музыкальных инструментов, на
которых исполняют одну и ту же музыку, и с помощью красок придумать
узор, украшение, похожее на звучание каждого инструмента.
2 этап. Учащиеся внимательно слушают произведение и линиями изображают
ритм данного произведения. Если ритм чёткий. то линии ровные, если ритм
плавный, то линии волнистые. (обязательное правило, линии должны
пересекаться).(см.приложение рис 1)
3 этап. Учащиеся выделяют контрастным маркером образовавшиеся участки
ограниченные этими линиями. (см.приложение рис 2)
4 этап. Произведение прослушивается ещё раз и участки заполняются теми
тонами цвета, которые соответствуют характеру этого произведения.
(см. приложение рис 3)
Таким образом, применение методики «Изображение классической музыки в
линиях и цвете» на уроках музыки стимулирует интерес учащихся к
музыкальным классическим произведениям, активизирует их мыслительную
деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического
и интонационного мышления.
Добиваться высокого уровня внимания, интереса к предмету
Развивать гибкость мышления
Развивать способности к анализу и обобщению
Мотивировать учащихся к собственной художественной деятельности
Стимулировать рост духовной культуры учащихся
Осуществлять межпредметные связи художественно-эстетических предметов.
Мастер-класс по музыке «Музыкальная графика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мастер-класс «Музыкальная графика»
Тема: «Текст». Номинация: «Фундаментальные понятия в культуре»
В современном мире понятие текста органично вошло в пространство культуры: стало ясно, что читать можно не только книги, знаки, образы, имеющие воплощение в обычной языковой форме, но и рисунки, картины, символы, наглядные образы, выраженные в несловесной форме.
Юрий Горбачев
Архитектура, старинные вещи, картины, музыка, глиняные черепки, изразцы и кусочки бересты – все это письма из прошлого, несущие информацию о культуре, быте, чувствах людей, живших когда-то.
По произведению искусства, талантливо исполненному мастером, мы узнаем о тех или иных событиях, фрагментах действительности. Созданию каждого текста, как и любого объекта культуры, артефакта, ориентированного на внеязыковую действительность, предшествует духовная деятельность человека, так как автор (художник, скульптор, архитектор, музыкант) прежде чем создать свое творение, обдумывает его идею и выражает ее в определенной знаковой форме. Вот почему произведения искусства можно рассматривать как своеобразный текст, исполненный невербальными средствами. Язык искусства живописи, графики, музыки по-своему отображает окружающую действительность, передает информацию о предметах, природе и событиях, особым «закодированным» способом. Автор, создавая произведение, отражает в нем своё мироощущение, говорит с нами языком линий и цвета, каскадом архитектурных и музыкальных элементов, достигая своей цели в художественном творчестве. Язык искусства красив и многообразен, но говорить и читать на нем могут не все, а только люди, знающие и понимающие прекрасное, умеющие распахнуть свою душу и сердце навстречу автору, настроить свои мысли и чувства на одну волну с ним, стараясь проникнуть в самое сокровенное… И на этой волне понять, почему архитектуру называют «музыкой, застывшей в камне», а графику и живопись ― музыкальной.
В чем особенности художественного языка искусства, как научиться читать, говорить на нём, как узнать его основные «правила» и «алфавит»?
На нашем занятии я предлагаю вам поговорить о музыкальной графике как своеобразном тексте культуры, на её примере понять структуру и свойства знаковой системы искусств, увидеть единство и разнообразие их образного языка, познакомиться с основами создания графической композиции (текста) из элементов беспредметного мира.
Целевая аудитория : профессиональное сообщество.
Цель: ознакомить с возможностями средств музыкальной графики в создании графической композиции ( художественного текста).
— создать ситуацию творческого взаимодействия участников мастер–класса на основе совместной отработки приемов и упражнений по изображению музыкальной графики;
— раскрыть специфику грамотного построения композиции из элементов беспредметного мира на основе восприятия музыки;
— провести рефлексию участников мастер-класса по результатам творческой деятельности.
1. Создание участниками мастер-класса графической композиции на основе выразительных средств различных видов искусств (музыка, литература, графика).
2. Формирование аналитического и ассоциативного мышления на основе творческой импровизации.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, музыкальный центр, фонограмма, карточки с изображением эмоций, карточки с изображением различных средств выразительности графики, детские музыкальные инструменты, мольберты.
Музыкально–поэтическое вступление (стихи Э. Межелайтиса «Всплакнули струны скрипки», музыка «Кантабиле» Николо Паганини в исполнении Леонида Когана) .
Постановка проблемы, целей и задач мастер-класса.
2. Основная часть: Музыка и графика как единство и различие образного языка.
Выразительные средства музыки ( язык).
Выразительные средства графики.
Сравнительная характеристика средств выразительности графики и музыки.
а) «Тембровое звучание». Игра «Нарисуй звук».
б) «Аккорд» ― взаимосвязь между отдельными элементами композиции.
в) «Ритм» ― организующее начало композиции.
г) «Интонация» ― эмоциональная окраска произведения.
3. Фронтальная работа: «Изобрази мелодию» (магнитная доска).
Определение ее ритма, динамики, построения.
Определение основных элементов композиции:
а) симметрия, асимметрия,
б) динамика, статика,
д) выделение главного.
4. Самостоятельная работа
Графическая работа (импровизация под музыку).
Выбор лучших работ самими участниками (самоанализ, взаимоконтроль).
Под музыкальное сопровождение («Кантабиле» Николо Паганини в исполнении Леонида Когана) учитель рисует на доске и читает стихи:
«Всплакнули струны скрипки –
Бегом сквозь ночь пустилась,
Как будто из клубка она
И тонко заструилась,
И нить пошла кружиться,
и из витков спирали
Во тьме возникли кудри,
Всё, что извивы нити
В склонённую чуть на бок
А нить всё рисовала,
Ведущий: Красивые строки, не правда ли? Вы, наверное, обратили внимание, как образно поэт сравнивает звучание скрипки с рисунком нитью… «А нить всё рисовала, кружась волнообразно…».
Много на свете различных искусств: литература, музыка, хореография, скульптура, архитектура. Различен путь каждого из них к сердцу и душе человека: одни мы воспринимаем зрением, другие – слухом. Но, несмотря на это, все искусства родственны. У них общая цель – передать людям мысли, чувства художника (композитора, поэта), его отношение к окружающему миру, к жизни, к людям.
Как вы думаете, уважаемые слушатели, о чём у нас сегодня пойдет речь?
Ожидаемые ответы слушателей: о музыке и искусстве, о графике и музыке, о связи различных видов искусства и художественного текста и т.д.
Слушатели: Может быть, это ноты, нарисованные на бумаге? Рисование под музыку, изображение музыкальных инструментов…
Ведущий: Да, ноты передают звуки, если ты музыкально образован, то можно их прочитать. А как быть, если не умеешь читать ноты? Можно ли нарисовать музыку так, чтобы рисунок воздействовал на нас как мелодия – вызывал определенные эмоции и чувства?
Слушатели: Рисовать музыку очень сложно, ведь мы её не видим!
Ведущий: Действительно, странно звучит – «рисовать музыку». Её можно исполнять, слушать, сочинять, читать о ней стихи, рассказывать… Стоп! Так?! Но если можно о ней сочинять стихи или рассказывать, то почему нельзя рисовать? Но как? Вот в этом мы сегодня и попробуем разобраться. Вам, наверное, приходилось слышать такие выражения: «музыкальная живопись», «музыка, застывшая в камне» и т. д. Из данных выражений видно, что музыка связана со всеми видами искусств. А в чём заключается эта связь? Каким образом стихам, архитектуре, живописи передаётся музыкальность?
Она ещё не родилась,
Она и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ведущий: Сначала поговорим об образном языке музыки.
Ведущий: Каждое музыкальное произведение неповторимо, оно несёт в себе определённые чувства, вызывает у нас ответные переживания. Как вы считаете, через какие выразительные средства это достигается?
( Предполагается, что участники знакомы с основными средствами выразительности музыки ).
Слушатели: Это звук, тембр, ритм, интонация.
Ведущий: Молодцы, совершенно верно, я бы добавил сюда ещё такие понятия, как гармония и мелодия.
Учитель выставляет карточки на доске: тембр, ритм, интонация, гармония, мелодия.
Ведущий: Всё выразительные средства, объединяясь в музыкальной композиции, представляют собой красивую музыку, построенную по законам гармонии. Научить законам, по которым создаётся гармоничная музыка, возможно, но создание музыки подчиняется тайне, до конца неизученной; это всё равно, что тайна души человеческой – она всегда останется неизведанной.
Графика не менее выразительна, и она также вызывает у нас определённые эмоции.
Ведущий: Графическая композиция, как и музыка, подчиняется определённым законам и имеет свои средства выразительности.
Участники мастер-класса, рассматривая репродукции, называют основные средства выразительности.
Презентация, слайды №№ 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17.
Слушатели: Валентин Серов в портрете Тамары Карсавиной использует живописную линию; в работах Стасиса Красаускаса звучит линия и силуэт; Кацусика Хокусай в своих гравюрах применяет линию, пятно, штрих, фактурное звучание линии, переходящее в узор.
Ведущий: Образные возможности графических средств неисчерпаемы. Мастера рисунка владеют ими в совершенстве, передавая всё многообразие окружающего мира, находя свою тему, свой стиль в графике. Линии «звучат как весенний ветер», превращаясь то в оперение птицы, то в прозрачный панцирь насекомых, сверкающую поверхность раковины или серебро рыбьей чешуи…
3. Ведущий: А сейчас попробуем сравнить образные возможности графики и музыки. Для этого сыграем в игру «Угадай звук и найди рисунок».
Звучат различные музыкальные инструменты: скрипка, флейта, саксофон, контрабас, барабаны, орган. Участникам предлагается «на слух» определить, какой инструмент звучит и на предложенному рисунке (презентация, слайд №18) найти линию, пятно или штрихи, подходящие к данному тембру и звуку инструмента. Мнения могут быть разными, главное – показать, как окраска звука (тембр) связана с рисунком. Каждый участник может приводить свои ассоциации. Например, звучание скрипки – тонкая линия, саксофона – толстая волнистая линия, короткий отрывистый звук барабана – пятно или точка и т. п.
Ведущий: Молодцы! Мы с вами верно определили музыкальный рисунок каждого инструмента и убедились, что звук и линия могут быть созвучны и иметь общую словесную характеристику: всевозможные звуки, звонкие и глухие, дребезжащие, угловатые и колючие имеют свой рисунок; всевозможные линии, толстые, тонкие, колючие, волнистые и спиралевидные имеют своё звучание. Но звуки сами по себе не передают красоту мелодии, любое музыкальное произведение звучит с помощью нескольких инструментов, тембровое звучание может состоять из одной нотки, а может объединять несколько звуков в аккорд.
Ведущий воспроизводит звучание нескольких аккордов на гитаре или скрипке, а затем на доске объединяет несколько линий или пятен в «аккорд – рисунок» (презентация, слайд № 19). Участники рисуют свои варианты аккордов.
Ведущий: Изобразить один звук или аккорд не так уж и сложно. А вот как изобразить мелодию?
Слушатели: Наверное, необходимо объединить все элементы рисунка в единую композицию.
Ведущий: Что такое композиция?
Слушатели: Это составление, сочинение, расположение элементов рисунка на листе.
Ведущий: Верно, в этом нам поможет ритм. Что такое ритм?
Слушатели: Ритм (от греческого «мирное течение») – повтор в пространстве или во времени одинаковых (сходных) элементов и отношений через соизмеримые интервалы.
Ведущий даёт прослушать учащимся два фрагмента одной мелодии. В первом случае ритм отсутствует. Звучит музыка И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта».
Ведущий: Что вы можете сказать о ритме прослушанных фрагментов?
Слушатели: В первом фрагменте трудно понять характер мелодии, во втором ― четкий стройный ритм, передающий весёлое, бодрое настроение, мелодия узнаваема.
Ведущий: Любой гармоничный рисунок или мелодия построены на основе ритма. Звуки и линии, чередуясь, выстраиваются в определённый звуковой или линейный узор. Ритм – это организующее начало в композиции. Именно через ритм сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства.
Ну, а теперь попробуем создать все вместе эту мелодию на доске.
На магнитной доске у учителя представлены различные силуэты: звёздочки; кружочки; линии и т. п.
Ведущий на доске показывает первый вариант составления композиции. Остальные 2-3 варианта выполняют участники у доски (презентация, слайд №21,22).
Ведущий: Итак, мы прослушали мелодию, теперь давайте поищем линии или пятна, которые напоминают нам это настроение… ( Дети выбирают силуэт звёздочки).
Ведущий: Годится ли для изображения этой мелодии только одна фигура?
Слушатели: Нет, музыка очень красивая, разнообразная, нужно добавить и другие элементы. Необходимо несколько пятен, линий ( знаки-символы ) объединить в группы. Красиво, равномерно расположить на листе.
2. Симметрия, асимметрия.
3. Динамика, статика.
6. Выделение композиционного центра.
Необходимо создать рисунок-импровизацию не на тему, не на предмет. Импровизация на настроение, на эмоцию.
Педагог начинает рисовать, а все участники по очереди продолжают импровизировать с помощью различных линий, передавая мел друг другу.
Включается музыка (Марчелло «Концерт для гобоя»), учитель читает стихи:
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвуч ь я нахлынули дружно.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце…
Педагог заканчивает работу, дополняя рисунок участников, организовывая его в целостную композицию (презентация, слайд №23).
5. После рисования предлагается рассмотреть результаты работы.
Ведущий: А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю всем высказаться… ( рефлексия ). Что вы чувствовали, когда слушали музыку и рисовали? Что вам понравилось? Получилась ли у нас музыкальная графика? Удалось ли передать настроение музыки в нашем рисунке?
Участники отвечают на вопросы. Далее участникам предлагается посмотреть, какие рисунки получаются у детей в результате применения данного метода работы, просмотреть презентацию с комментариями ведущего.
1. Ванечкина И., Трофимова И. «Дети рисуют музыку»
Казань, 2000 г.
2. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
М., «Просвещение», 2000 г.
3. Галлеев Б.М. «Проблема синестезии в искусстве» Казань, 1973 г.
4. Комарова Г. «К вопросу об артдиагностике», ж. «Искусство в школе», №1, 2007 г.
5. Мелик-Пашаев А. «Искусство не для искусства, или От арттерапии к артпрофилактике», журнал «Искусство в школе», № 1, 2013 г.
6. Новлянская З.Н., А.А. Адаскина, А.Б. Никитина, Н.Ф. Чубук «Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы».
М., «Просвещение», 2004 г.
7. Савельева Е.А. «О художественных способностях детей», журнал «Завуч», № 6, 2000 г.
8. Овсянников А.А. «Синестетичность словесных описаний музыки». Казань, 1999 г.
В прикрепленном файле – презентация к мастер-классу.