можно ли грудничка переворачивать вниз головой
Правильная поза для сна новорожденного
Сон – одно из наиболее естественных состояний здорового новорожденного. И это легко объяснимо. Девять месяцев внутриутробного развития маленький человек находился в уютной и безопасной обстановке в непосредственном контакте с самым дорогим существом. А после рождения вдруг окунулся в совсем другой мир, с его ярким светом, громкими звуками и непонятными событиями. Приспособиться к новой обстановке, начать расти и развиваться, конечно, легче всего во сне. Главное, чтобы не забывали вовремя кормить и создали все условия для правильного сна.
Устраиваем правильное место для сна
Основной показатель здоровья младенца – хороший сон. Новорожденные спят до 19 часов в сутки [1] суммарно, прерываясь только на утоление голода. Если это не так, т.е. сытый младенец не спит, скорее всего, у вас появились проблемы. И эти проблемы могут быть связаны как со здоровьем малыша, так и с тем местом, в котором он спит.
У здоровых от рождения детей плохое самочувствие – состояние достаточно редкое, а вот неумение родителей обустроить новорожденному место для сна – ситуация довольно распространенная. На практике же это не так трудно, как кажется. Здесь не важны размеры комнаты или цвет стен. Главные компоненты крепкого детского сна – чистый прохладный воздух, а также удобная и безопасная постель.
В комнате, где спит младенец, всегда должно быть чисто и проветрено. Оптимальная температура для сна в помещении находится в пределах 16 – 20 о С, влажность воздуха (относительная) от 50 до 70%. Все это легко осуществимо, если вовремя приобрести термометр, гигрометр и увлажнитель воздуха. А ежедневная влажная уборка и проветривание помещения вообще не потребуют затрат [2].
С постелью для малыша тоже все несложно. В люльке, колыбели или кроватке нужно использовать ровный и жесткий матрас. Такой, чтобы вес спящего ребенка не заставлял его прогибаться. Подушки до двух лет категорически не нужны. Постельное белье – исключительно из хлопчатобумажной ткани, выстиранное в специальном детском порошке с тщательным неоднократным полосканием[3].
Правда, стоит упомянуть, что все вышеперечисленное, хоть и главное, но не единственное условие правильного сна новорожденного. Поза ребенка во сне играет ничуть не меньшую роль.
В какой позе спать?
Выбор поз для сна, как для детей, так и для взрослых, совсем не велик: на спине, на боку и на животе. Попробуем разобраться, какая из них будет оптимальной для новорожденного.
Положение головы
Многие специалисты утверждают, что лежащий на животике с повернутой в сторону головой малыш спит намного крепче и просыпается реже. Если это его обычная поза, то ребенок раньше станет держать головку и меньше страдать от часто встречающихся у грудничков кишечных колик, ведь так у него легче отходят газы. При этом опасения, что он задохнется или свернет шею, просто лишены оснований, если матрасик жесткий, подушка отсутствует, и на ребенке нет вороха пеленок. Кроме того, в этой позе минимален риск захлебнуться при срыгивании, так как рвотные массы сразу выходят наружу.[4]
Многим детям подходит поза на боку, с вытянутой вперед ручкой и подложенной под спину свернутой валиком пеленкой. Такая поза вполне безопасна в плане срыгивания и, кроме того, она напоминает положение у мамы на руках, что является мощным успокоительным. И все же, большинство педиатров сходится во мнении, что лучшей позой для малышей до года является сон на спине.
Несмотря на то, что сон на спине увеличивает вероятность изменения формы затылка у малыша, если не переворачивать его головку в разные стороны, специалисты в один голос утверждают: новорожденным нужно спать на спине.
Связано это с распространенной, к сожалению, проблемой – синдромом внезапной детской смерти (СВДС). В этой страшной ситуации ребенок внезапно умирает во сне без каких-либо признаков заболевания [5]. Причина трагедии – резкая остановка дыхания. Из-за чего она происходит, специалисты пока ответить не могут, но среди факторов, сопутсвующих наступлению СВДС, называют и сон малыша на животе, в том числе.
Если подойти к вопросу ответственно и с душой, то все обязательно получится и сладкий безопасный сон любимой крохи – лучшая тому награда. Наладить крепкий и спокойный сон крохи поможет натуральный немецкий препарат «Дормикинд», который разработан специально для детей и разрешен с первых дней жизни.
[1] Елена Мурадова руководитель Центра детского сна и развития «BabySleep» https://baby-sleep.ru/articles/86-skolko-dolzhenq-spat-rebenok
[2] Анна Сухих консультант центра «BabySleep» https://baby-sleep.ru/articles/380-vazhnye-usloviya-dlya-komfortnogo-sna-rebenka
[3] Доктор Комаровский «10 правил здорового детского сна» http://articles.komarovskiy.net/10-pravil-zdorovogo-detskogo-sna.html
[4] Доктор Комаровский «Как спать?» http://www.komarovskiy.net/knigi/kak-spat.html#_ftn1
[5] Сон и СВДС http://babyreference.com/cosleeping-whats-it-all-about/
КАРТА САЙТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Манипуляции с младенцем.
В большинстве случаев обращение с ребенком (особенно новорожденным) напоминает обращение с фарфоровой чашкой древнекитайского производства. Боязнь чего-нибудь там поломать, вывихнуть, растянуть (варианты — искалечить, разбить, повредить) настолько сильна, что многие мужчины к детям не прикасаются вообще, а матери, особенно молодые, испытывают подколенную дрожь при необходимости перенести ребенка из кроватки на пеленальный столик.
В целом, единственное, чего с ребенком делать нельзя категорически, так это его ронять. Почти все другие манипуляции он выдерживает вполне спокойно. Но заниматься этими манипуляциями необходимо начиная с периода новорожденности, а не перед школой.
Родители должны четко осознавать тот факт, что падения и ушибы встречаются в детской жизни не реже, чем простудные заболевания. И руки, и ноги, и шея, и. все остальное нуждаются в тренировке.
Точнее, не столько в тренировке, сколько в небездействии. Природа (опять она, родимая) вполне подготовила ваше дитя к тому, чтобы вы скакали по деревьям, а оно при этом держалось за вашу шкуру. Мы уже упоминали, что с момента рождения у ребенка прекрасно выражен так называемый хватательный рефлекс: вложите в ладошку малыша ваш палец, и он схватится за него. Нередко можно поднять руки, и дитя будет само висеть. Совсем не держать вы, разумеется, побоитесь, поэтому используйте указательный и большой пальцы (сначала большой в обе ручки, а когда схватится, придерживайте указательным). Это не «фокусы» и не «издевательство». Именно так можно и нужно переносить ребенка, вначале, желательно, на небольшие расстояния, а затем сами увидите, как это ему нравится. Заплакал. Необходимо перепеленать. Приготовьте все на столике, разденьте ребенка в кроватке, дайте ему схватить ваши руки и спокойно перенесите. Новорожденного можно взять за ножки и перевернуть вниз головой — тоже ничего страшного. Некоторые варианты действий показаны на рисунках.
Поверьте доктору, пожалуйста!
Глупо недооценивать ребенка, а вот с собственным страхом бороться надо. Бороться со страхом, чтобы потом бояться меньше, хотя поводов, скорее всего, будет больше.
Можно ли грудничка переворачивать вниз головой
Аннотация: Можно ли кружить детей и как помочь младенцу крепко встать на ножки, рассказали детский физиотепевт Анна Терзи и врач общей практики Виктория Прикуле.
Статья:
Можно ли кружить детей и как помочь младенцу крепко встать на ножки, рассказали детский физиотепевт Анна Терзи и врач общей практики Виктория Прикуле.
Активность с рождения
«Особенность детей в том, что для них почти невозможно передозировать нагрузку. Дети себя не перегружают — когда они чувствуют усталость, они останавливаются и отдыхают. Если не дать им возможность отдохнуть, они капризничают или начинают плакать. Так они регулируют нагрузку», — говорит врач.
С рождения лучшая физическая нагрузка для малыша — это правильный уход за ним. Очень важно брать его на руки, держать в позах, которые развивают, одевать так, чтобы не провоцировать повышенный тонус мышц. Это называется хэндлинг: таким образом ребёнок с первых дней жизни учится осознавать своё тело и начинает развиваться правильно.
«Один из главных принципов хэндлинга — симметрия.
Необходимо равно стимулировать 2 стороны тела, чтобы младенец одинаково хорошо чувствовал правую и левую половины.
Нужно брать ребёнка на руки через правый и левый бок, держать на правой и левой руке — это и есть защита от асимметрии», — рассказывает Анна Терзи.
Не стоит торопиться, когда вы берёте грудничка на руки и одеваете. Так ребёнок лучше осознает происходящее, своё тело, хорошо развиваются его двигательные навыки и весь организм.
Как и всем людям, младенцам полезна общая физическая нагрузка. Организовать простую физкультминутку родители могут сами, ознакомившись с советами педиатров. Мягкими гладящими движениями можно «согреть» тело ребёнка, избегая области шеи и позвоночника. Младенцам постарше можно пальцами массировать ступни и кисти рук, а также совершать легкие похлопывающие движения по стопам.
Детям полезно проводить максимум времени в положении «ковбоя» — ножки врозь. Поэтому современные специалисты предпочитают свободное пеленание классическому «столбиком».
Кроме того, ребёнку важен физический контакт: благодаря теплу и прикосновениям родителей младенец учится распознавать сигналы и потребности своего тела.
Свобода передвижения
Уже с 2 месяцев можно, а с 3-4 крайне желательно помещать младенца на пол.
Пол — это единственное безопасное место для активных движений.
«Большую часть времени бодрствования младенец должен проводить лежа на животе, — рассказывает Виктория. — Это укрепляет мышцы шеи и спины, а давление на животик улучшает пищеварение и избавляет от колик».
Часто родители растят «созерцателя», в то время как младенцам свойственен интерес в действии. Поэтому в коляске (стульчике, шезлонге и т.д.) ребенку желательно проводить не более получаса подряд. «Если вы пользуетесь манежем, время, проведённое в нём, должно быть не больше чем длительность „свободного выгула“», — советует доктор Прикуле.
Первые достижения
Поднятие головы и перевороты на бок, а затем на живот — это своеобразные маркеры нормального развития младенца. Поэтому стимулировать их появление специалисты не советуют. Если же вас смущает, например, что ребёнок плохо держит голову, стоит обсудить это с врачом.
Следует время от времени менять положение младенца относительно источников света и звука — это важно для профилактики кривошеи. Маленький человек легко фиксирует внимание на постоянном сильном раздражителе и с трудом переключается без стимулятора извне. Менять положение шеи и головы, когда ребенок держит голову, полезно еще и для того, чтобы тело младенца развивалось симметрично.
Живой интерес у младенцев вызывают мобили и развивающие коврики. «Однако, — отмечает Анна, — они не станут помощниками в стимуляции к физическому развитию напрямую. Ребёнок будет стремиться дотянуться до игрушек, то есть совершить движение вверх, тогда как следующим шагом после поднятия головы должны стать повороты на бок. Необязательно заполнять ближайшее пространство младенца.
Если хотите стимулировать двигательные навыки, эффективно положить игрушки с двух сторон от ребёнка.
Тогда он захочет перевернуться, чтобы взять их.
Когда ребенок начинает ползать на четвереньках
«Ключевой для развития навык в первый год — ползание на четвереньках. Укрепляется всё тело малыша: руки и ноги, мышцы живота — всё для того, чтобы побороть силу гравитации и вскоре оторвать себя от пола. Особенно хорошо укрепляется спина», — рассказывает Анна.
Ползание для ребенка — это самая лучшая ранняя естественная тренировка вестибулярного аппарата. Вне зависимости от того, во сколько ребенок начинает ползать, чем дольше он это делает, тем лучше готовится к первым шагам.
Кроме того, таким образом развивается зрение ребенка. Сперва младенец выбирает маршрут и смотрит далеко вперёд. Затем начинает ползти и часто смотрит на свои ладошки, то есть близко к глазам. Это помогает чередовать дальность фокусировки и тренирует глазные мышцы. Чем дольше ребёнок ползает, тем лучшую базу он закладывает для своего дальнейшего развития.
Ползательная мотивация
Главный мотиватор — свобода движения и привычка к самостоятельности. Если ребенок начал ползать, стоит постепенно «предоставлять» всё новые территории. Разрешать участвовать (и, конечно, мешать и вносить сумбур) в бытовых делах — стирке, готовке, мытье пола. Вы удивитесь, как многое интересно даже 6-7 месячному малышу и как шустро он начинает двигаться, чтобы добраться к заветной цели. Родителям остается следить за безопасностью и не ругать за инициативу, а также полезно пересмотреть системы хранения в доме и собственное отношение к порядку и чистоте. Кстати, о чистоте — ползание по полу (обычному, а не «выстиранному» до стерильности) помогает выработать хороший иммунитет ребенку.
Чтобы стимулировать малыша, уже вставшего на ножки, продолжать ползать, можно добавить игры в дневную «программу активности» догонялки, лазы и тоннели, палатки для детей.
Ребёнок начал ходить
Каждый родитель ждёт, когда его младенец встанет на ноги и сделает первые шаги. Безусловно, стоит давать ребенку такую возможность и хвалить, при этом торопить совершенно незачем. Чем позже ребёнок обретает привычную вертикальность, тем крепче будут его ноги и спина. Поэтому, если ребёнок не ходит в год или в 10 месяцев, это не повод начинать волноваться.
Если мы начинаем раньше времени ставить ребёнка на ноги или водим его за руки, пока он ещё не пошёл сам, мы мешаем развитию.
При ранней вертикализации перегружается позвоночник и межпозвоночные диски, а еще мы не даём сформироваться чувству равновесия. Ребёнок начнёт ходить тогда, когда созреет его вестибулярный аппарат, а мышцы достаточно укрепятся».
Самая главная мотивация прямохождения — естественная тяга к развитию. «Не стоит сажать ребёнка в ходунки — они, кстати, запрещены в ряде скандинавских стран. А еще, — дополняет Анна, — имеют ряд побочных эффектов: так, если младенец не сел, то он буквально висит в них, что совсем не полезно. Ходунки тормозят и перенаправляют развитие, цель которого — прямохождение. Они становятся привычной подпоркой для ребёнка и мешают тренировать равновесие. Если вы очень хотите помочь младенцу, можно предложить ему „толкалки“, но такие, которые не будут развивать высокую скорость».
«Вожжи и крепкая хватка за капюшон — тоже не самые лучшие средства. Когда малыш достаточно „доползал“ — говорит Анна, — обычно он сразу идёт, четко и уверено. Родители видят это и не стараются его ограничивать. Так что если вы хотите помочь ребёнку крепче держаться на ногах, продолжаем стимулировать ползание». Если всё равно переживаете, лучше сделать безопасной среду и всё время быть рядом.
Чего делать не стоит
«Все эти моменты могут принести больше вреда для здоровья, чем пользы, — подытоживает Анна. — Иногда родителям хочется таким образом проявить свои чувства, но лучше перенаправить энергию и позволить ребенку развиваться согласно возрасту, без дополнительных стрессов для организма».
«Каждая тряска — это сотрясение мозга ребенка». Что не так с «динамической гимнастикой» в скандальном видео
Доктор рассказал о том, почему термин «динамическая гимнастика» не вполне корректный, как правильно держать ребенка вниз головой и к чему могут привести резкие движения при обращении с младенцем.
С малышом надо обращаться бережно
— Что такое динамическая гимнастика?
— Давайте сначала определимся с терминами, а то у нас получится «масло масляное». Любая гимнастика с ребенком первого года жизни — все равно динамическая, сложно представить маленького ребенка в статичном положении.
Гимнастика — это система упражнений, уже в Древней Греции занятия физкультурой были очень популярны, отдельные элементы применялись и у младенцев. Применительно к раннему возрасту принято разделять лечебную гимнастику и общеразвивающую (общеукрепляющую).
Моя позиция как специалиста в двигательной сфере — здоровому ребенку на первом году жизни не нужна специальная гимнастика. Но, по сути, — любое действие, которое мы совершаем с новорожденным ребенком — это упражнение, поэтому важно понимать, что, как и для чего мы делаем.
— На днях в сети появилось видео, как родитель держит своего ребенка вниз головой и раскачивает его. Такие упражнения действительно физически развивают ребенка?
— То, что происходит на этом видео, выглядит страшно, такие трюки с малышами проделывать нельзя. Отец держит ребенка вверх ногами за стопу и трясет его, совершая резкие движения с большой амплитудой и постоянной сменой направления.
Но интересно другое: я смотрел репортаж по ТВ, где отец ребенка говорит, что у него, оказывается, есть свой взгляд на двигательное развитие. Вот это, если честно, больше всего пугает и расстраивает. Это вообще проблема современного общества, каждый может позволить себе не просто высказать свое мнение, а даже транслировать его и давать советы.
Почему он вдруг решил, что разбирается в этом вопросе? Может, у него есть профильное образование? Или пусть образования нет, но, к примеру, он воспитал уже несколько детей, которые обладают выдающимися физическими качествами?
— Как Никитины в свое время? Их система была когда-то довольно популярна.
— Никитины — очень интересная семья. Я читал про них книгу, но все же для меня там многое спорно. Надо быть мягче с детьми и дарить им, в первую очередь, любовь. Ну и многое в методике Никитиных все же связано с физкультурой/тренировками для детей старше 3-х лет, а мы сейчас говорим о малышах.
Я считаю, неправильно уделять много внимания улучшению моторики здорового ребенка на первом году жизни. Ведь малыш и так проделывает большую работу, направленную на формирование моторики.
С маленьким ребенком нужно обращаться бережно, знаете, есть такой термин «синдром встряхнутого ребенка», он проявляется неврологической симптоматикой. А причиной обычно служат ситуации, когда родители трясут ребенка, например, если он плачет и не может успокоиться.
— Если мама просто неаккуратно трясет плачущего ребенка, она может навредить ему? Возможно, женщина просто устала, вымотана, она делает это не со зла.
— Совершенно верно: может навредить. Я бы даже сказал — точно навредит, если будет делать это регулярно. И тут не имеет значения, умышленно она это делает или нет.
Каждая такая тряска — это, по сути, сотрясение мозга. У ребенка в раннем возрасте пропорции тела отличаются от взрослого, размер головы больше относительно размеров туловища, соответственно она тяжелая. И если трясти ребенка за плечи, голова трясется намного сильнее и мозг бьется о стенки черепа.
Это даже хуже, чем если ребенок ударяется головой при падении, тут природа подстраховалась — чаще всего такие падения случаются, когда малыш учится ходить. А в этом возрасте рост и масса тела еще невелики, а значит и кинетической энергии немного, соответственно вероятность серьезного повреждения небольшая.
Не ставьте ребенка на ножки, пока он не научится сам
— Аккуратность, плавность, бережность — главное при обращении с младенцем?
— Да, это важно. Но, как ни странно, даже с этим не стоит перебарщивать. Я также вижу и ситуации, когда родители, скажем так, «гиперопекают» ребенка, держат его на руках очень осторожно, прижимают к себе, таким образом фиксируя в определенном положении и не давая возможности двигаться, а, значит, развиваться.
Прекрасно понимаю, долгожданный любимый малыш, тут нет ничего странного. Но в такой ситуации я прошу родителей быть «чуть более небрежными» в обращении с ребенком, показываю различные варианты как лучше держать его, давая больше степеней свободы движения.
Поэтому свои три тезиса я сформулировал бы так: разумность, дозированность, соответственность.
— Разумному человеку не придет в голову делать с ребенком заведомо опасные вещи. Если он сомневается, можно это или нельзя, скорей всего, не будет этого делать. Также очень разумно и логично, к примеру, не делать с ребенком резких движений.
Дозированность — имеет значение не только, что именно мы делаем, но и продолжительность — как долго. Перевернуть ребенка вниз головой можно, а вот долго держать его в таком положении опасно.
И, наконец, соответственность — это, пожалуй самое главное. Принимать решение о том, что можно, а что нельзя в зависимости от уровня развития навыков ребенка. Категорически запрещено делать вещи, опережающие фактическую моторику, пытаясь таким образом ускорить двигательное развитие. Нельзя присаживать и ставить ребенка на ножки, пока он сам не научился этого делать.
— И как же все-таки правильно брать ребенка на руки, способствуя развитию?
— Это, конечно, правильнее показывать, что я и делаю на своих консультациях. Попробую объяснить, в чем здесь суть.
Пока ребенок находился внутри мамы, плавал в околоплодных водах, он был в состоянии, близком к невесомости. В таких условиях проще двигаться, он шевелится, принимает различные позы, переворачивается, кувыркается. А после рождения попадает в среду, где сила тяжести действует сильнее, появляется опорная поверхность, относительно которой ему нужно шевелиться.
Поэтому, когда родители, беря ребенка на руки, держат его в разных позах и различных положениях в пространстве, это для него очень естественно, это как бы повторение уже знакомой моторики, что позволяет лучше адаптироваться к жизни в новых условиях.
Подкидывать детей и ловить — тоже рискованно
— Получается, крутить и вертеть ребенка все же можно? А переворачивать его вниз головой, держа за обе ноги или одну — можно или нельзя?
— При адекватном подходе можно вертеть, но нужно понимать, как правильно взять ребенка, чтобы сделать с ним то или иное движение, а самое главное — уметь это реализовать. Мы обучаем этому родителей, если ребенок только родился, то даже поднимать его с поверхности, на которой он лежит, необходимо очень аккуратно, придерживая головку, поскольку сам он еще не умеет ее держать.
Конечно, в этом возрасте только и можно, что просто бережно держать свое чадо на ручках. По мере роста и развития малыша, у него постепенно формируются моторные навыки, появляется контроль позы, тогда можно уже говорить о разнообразии действий с ним.
Что же касается того, чтобы переворачивать ребенка вниз головой и удерживать в таком положении, то это в принципе тоже можно, если знать, как правильно. Есть даже такой двигательный тест, когда мы берем ребенка за область тазобедренного сустава и поднимаем вниз головой. Это абсолютно безопасно, но одно дело, когда это выполняет обученный человек и совсем другое, когда родитель на свой страх и риск размахивает ребенком, держа его за ногу.
— Что же все-таки категорически запрещено делать с малышом?
— Вы знаете, очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, нет смысла прописывать очевидные вещи — не ронять ребенка, не ударять о предметы, не делать каких-то неестественных или избыточных движений в суставах.
А с другой — нереально ведь составить полный перечень того, что нельзя, найдется какой-нибудь читатель, который придумает что-то свое и, не найдя этого в списке запретов, решит, что это означает — можно. Люди иногда такое выдумывают (причем не только вредное и опасное, а иногда и что-то интересное), что удивляешься. Тут важно все же руководствоваться здравым смыслом.
— Не ускоряем двигательное развитие и избегаем резких движений?
— Да. Дать возможность ребенку реализовать свой собственный путь построения моторики.
Форсирование вертикализации — довольно частая проблема. Бывает, что родители делают это неосознанно или просто не замечают этого. Мы все время говорим родителям о том, что вертикализация должна происходить постепенно, в этом особенность человека как вида и это связано со сложным двигательным стереотипом. Ребенок тратит много времени на построение моторики, но получает и много возможностей.
— А иногда родители берут ребенка за ручки, за запястья и крутят вокруг себя. Так можно?
— Учитывая, что осуществить это возможно лишь, когда ребенок довольно уверенно ходит, то можно считать это довольно безобидным занятием. Но нельзя сказать, что это абсолютно безопасно, бывают случаи, когда во время таких игр случаются вывихи в плече, падения и травмы.
Точно так же, как с любимым занятием всех отцов в мире (моим в том числе) — подкидывать ребенка вверх и ловить. Это интересно весело, можно сказать, что полезно, дети в восторге, но случаются неприятности, когда папа не поймал ребенка или подкинул слишком высоко в помещении и малыш стукнулся о потолок.
— В идеале перед подобными играми с ребенком хорошо бы получить консультацию специалиста?
— В идеале, да. Ну я повторюсь и вернусь к тому, с чего мы начали: здоровому ребенку не требуется никаких специальных упражнений для развития. Он знает много способов вертикализоваться и выберет свой. Если уж очень хочется делать что-то целенаправленное в плане моторики или просто убедиться, что двигательное развитие ребенка в норме, то лучше обратиться к специалисту.
На своих консультациях я вижу, что на самом деле у родителей очень много вопросов по той теме, которую мы сегодня обсуждаем, да и вообще касательно развития двигательных навыков здорового ребенка.