можно ли грудничку давать воду при грудном вскармливании в жару
Питьевой режим ребенка
Время на чтение: 1 мин
Аквакалькулятор
Эксперты Всемирной организации здравоохранения высказываются по этому поводу следующим образом: ребенку на исключительно грудном вскармливании не требуется дополнительной жидкости, так как при кормлении по требованию малыш удовлетворяет не только голод, но и жажду.
Как и чем допаивать малыша
Как мы уже поняли, до введения прикорма допаиваем только водой. Лучшим выбором будет специальная детская бутилированная вода, т.к. она сбалансирована по минеральному составу и не требует кипячения. Предлагаем воду малышу: если пьет, значит, нуждается в дополнительной жидкости, не пьет – ему хватает того, что получает с молоком или смесью.
После введения прикорма допаиваем малыша водой регулярно, а при введении фруктовых соков учитываем их как дополнительную жидкость, а не как еду (т.е. не суммируем их к суточному объему питания).
Рассчитываем суточный объём сока
Здесь уже питье можно давать малышу после кормления продуктами прикорма или между кормлениями.
Жидкости в жаркую погоду
Разумеется, объемы жидкости увеличиваются в жаркую погоду – до 500 мл в сутки. Также усиленный питьевой режим требуется малышу во время болезни с лихорадкой, рвотой, диареей.
Когда малыш подрастает, и его рацион расширяется, вводятся дополнительные напитки (компоты, морсы и т.д.), все они также суммируются в общий объем дополнительной жидкости (но не еды).
Помните, что правильный питьевой режим необходим малышу для правильного функционирования всех его органов и систем, для поддержания обмена веществ и выведения продуктов обмена.
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва
Давать ли воду при смешанном вскармливании?
davat-li-vodu-pri-smeshannom-vskarmlivanii.png
Количество просмотров: 23 194
Дата последнего обновления: 29.10.2021 г.
Среднее время прочтения: 4 минуты
Многие опытные мамы, которые в курсе современных положений в педиатрии, знают, что вода малышам, находящимся на грудном вскармливании, не нужна. Однако у некоторых все же возникает вопрос: а давать ли воду при смешанном вскармливании? В этой статье мы постараемся дать ответ на этот насущный вопрос.
Давать или не давать: две точки зрения на один вопрос
Некоторые специалисты полагают, что дети, получающие искусственную смесь и грудное молоко, не нуждаются в воде. Ведь грудное молоко и так на 90 % состоит из воды, к тому же и искусственную смесь в процессе приготовления мамы разводят достаточным количеством жидкости. С другой стороны, многие педиатры считают, что предлагать водичку нужно всем малышам, независимо от того, на каком типе вскармливания они находятся, объясняя это профилактикой повышения внутричерепного давления, обезвоживания и запоров. Некоторые педиатры пришли к выводу, что малыши могут путать чувство голода с жаждой. И если вместо ее утоления ребенку, кормя его по требованию, давать только грудное молоко или смесь, можно спровоцировать появление избыточной массы тела. Выход из такой ситуации есть. Если ребенок после кормления стандартной порцией через некоторое время начнет проявлять беспокойство и капризничать, как будто снова хочет есть, ему можно предложить немного воды. В большинстве случаев после этого он быстро успокоится. Однако родителям нужно знать, что воду дают исключительно после еды (примерно через 40 минут), а не до нее, поскольку в таком случае у ребенка может возникнуть чувство ложного насыщения.
В каких случаях нужно обязательно давать воду
Существует ряд ситуаций, когда давать воду малышу просто необходимо.
Какую воду можно давать ребенку
Некоторые мамы считают, что малышу можно давать обычную воду из-под крана, хорошенько ее прокипятив в течение 2–3 минут. Это допустимо, однако лучше все же приобретать специальную питьевую воду для детей в аптеках и детских магазинах. В отличие от кипяченой она считается более полезной, поскольку имеет оптимальный состав для детского организма.
Как давать ребенку воду
Сколько можно давать воды ребенку
Количество жидкости строго не ограничивается. Так, в жару груднички в возрасте до шести месяцев за день могут выпивать до 100 мл.
Нужно ли поить малыша ночью
В очень жаркие дни и особенно во время болезни малышу необходимо давать жидкость даже в ночное время. Питьевая вода должна быть комнатной температуры. Давать ее следует порционно. В случае с сильным жаром ребенку нужно предлагать воду примерно каждые 30–90 минут.
Вопрос о том, давать ли воду ребенку на смешанном вскармливании, допускает компромиссное решение. Поэтому не стоит впадать в крайности, а предлагать жидкость малышу исходя из его потребностей и общего самочувствия.
Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.
Узнайте, что должно входить в аптечку для новорожденного, из нашего видео:
Можно ли грудничку давать воду при грудном вскармливании в жару
На сегодняшний день вопросы: «Надо ли поить малыша водой, если он находиться на грудном вскармливании?» и «Когда, сколько и как поить грудничка водой?» беспокоят молодых родителей больше, чем темы о кормлении грудью.
Озадаченность родителей этими вопросами связана с тем, что Всемирная организация здравоохранения еще 20 лет назад приняла декларацию, где подробно описываются принципы успешного грудного вскармливания детей и дается рекомендация: «Не следует новорожденным детям давать никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, исключение составляют случаи, обусловленные медицинскими показаниями».
Основываясь на эту рекомендацию, многие педиатры неправильно трактуют ее и утверждают, что дети грудного вскармливания в дополнительном приеме воды не нуждаются. На самом деле новорожденным ребенок считается только до 4 недель, а затем он уже должен пить воду.
Поить ребенка водой необходимо при появлении первых признаков обезвоживания, таких как совершенно сухой подгузник после 6-8 часового сна, темный цвет и сильный запах мочи, отсутствие слез при плаче, сухость губ и ротовой полости. Причем поить в этих случаях детей надо как можно чаще, в количестве 1-2 чайной ложки воды через каждые 10 минут во время бодрствования после кормления. Если ребенок не пьет из ложки, то поить его нужно из пипетки или из специальной бутылочки. Обязательно таким образом подпаивать надо детей при повышении температуры, врожденной желтухе, рвоте и поносе.
Клетки и ткани детского организма содержат намного больше воды, а внепочечная потеря воды происходит у них в два раза быстрее, чем у взрослых. Учитывая, что воды в детском организме больше, а потеря ее происходит быстрее, можно сделать вывод, что дети нуждаются в постоянном восполнении организма жидкостью. Если же детский организм испытывает нехватку воды, то ткани и внутренние органы ребенка не справляются со своей работой, что и проявляется у грудных детей нарушением пищеварения и болью в животе.
При недостатке воды желудочный сок у ребенка становится густым и он не справляется с перевариванием грудного молока матери, особенно если молоко жирное. В результате этого у малыша начинаются колики и запоры. Вот почему предлагают малышам для профилактики газообразования в желудке пить укропную воду. После приема большого количества воды желудочный сок разбавляется, в результате чего ребенок перестает мучиться от болей в животике.
В первый год жизни ребенка нужно поить водой, специально подготовленной для новорожденных. Эта вода продается в магазинах и не имеет ничего общего с кипяченой водой, которой так старательно пытаются поить своих малышей многие мамы. Вода для маленьких детей не должна иметь никакого вкуса и газов. Детская вода специально набирается из артезианских скважин и не содержит никаких вредных примесей.
Ребенок грудного вскармливания не любит пить кипяченую воду из крана, так же, как и все животные. Поэтому нежелание грудного ребенка пить воду может быть связано не с тем, что он не хочет, а с наличием запаха хлора и других неприятных вкусов в предлагаемой ему воде.
Если ребенок пьет мало и неохотно, то попробуйте предложить ему воду, чуть подсластив его или заменив его настоем шиповника, морсом и соком. Яблочный сок можно предложить ребенку уже с 4-х месяцев, особенно полезно его пить детям, страдающим запорами. Содержащиеся в соках с мякотью пищевые волокна обеспечивают правильную работу желудочно-кишечного тракта и способствуют профилактике нарушений стула.
Чтобы ответить на вопрос, сколько воды нужно пить ребенку до 1 года, надо умножить его вес на 50, так как считается, что для поддержания водного баланса организма детей необходимо около 50 мл воды на каждый кг веса ребенка. Грудной ребенок вместе с 100 мл молока матери получает 75 мл воды.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Нужно ли поить грудничка водичкой с рождения, если он на грудном вскармливании?
Нужно ли поить грудничка водичкой с рождения, если он на грудном вскармливании?
Обычно разные родственники, особенно престарелого возраста, любят говорить о том, что ребенка на грудном вскармливании необходимо обязательно поить водой. Однако это идет вразрез с советами педиатров, которые утверждают, что питье ребенку можно давать только с полугода и выше. Требуется ли грудничку вода? Нужно ли его поить? Мы постараемся с этим разобраться.
Новорожденный ребенок использует материнское молоко в качестве еды и питья. В молоко входят все обязательные минералы, витамины, а также вода. К слову сказать, в молоке матери обычно порядка 85-88% воды. Эта вода вместе с другими полезными веществами позволяет нормализовать пищеварение малыша.
Грудное молоко – отличная замена воды
Ребенок получает молоко от матери с самого момента рождения. Материнский организм начинает подстраиваться под желания малыша. В теле матери происходит полная реорганизация многих процессов. В зависимости от возраста малыша материнское молоко может иметь самый разный состав. Когда ребенку требуется больше питья, он активнее прикладывается к груди.
В результате этого, если малышу хочется часть пить, он будет получать воду за счет переднего молока, которое примерно на 87-89% состоит из воды. У него есть некоторые отличия от обычной воды. В частности, молоко матери позволяет поддержать баланс электролитов в теле малыша.
Если взрослый человек сталкивается с обезвоживанием, ему тоже нужно потреблять не обычную воду, а специальный состав – глюкозный раствор, в котором будут в достаточном количестве минеральные соли. Это требуется для нормального функционирования тела человека. Переднее молоко имеет именно такой состав – оно насыщено минеральными солями и имеет лактозу. Потому оно позволяет быстро восполнить нехватку жидкости в теле малыша. При этом ребенок получит также и электролиты в требуемом количестве.
В переднем и заднем молоке очень много витаминов, различных веществ, которые положительно влияют на пищеварение ребенка. Если ребенок вместе с молоком матери будет получать еще и чай или обычную воду, то в таком случае объем полезных веществ сильно упадет. Потому иммунитет малыша становится хуже. Ребенок может столкнуться с недостатком ферментов для пищеварения.
Вода в лечебных целях – имеются ли основания для этого?
Среди врачей пока нет однозначного решения по поводу того, нужно ли вводить в питание малыша обычную питьевую воду. Однако все же бывают ситуации, когда вода полезна и помогает решить некоторые проблемы.
В частности, следует всегда обращаться к педиатрам для назначения дополнительной жидкости ребенку. Нет данных о том, что вода, которую дают малышу в случае обезвоживания, хоть как-то ему помогает. Если ситуация достаточно тяжелая, то тогда ребенку ставят капельницу, в которую вводят специальные растворы. Если малыша нельзя приложить к груди, то тогда педиатры советуют давать ребенку не воду, а сцеженное молоко матери. Поить ребенка можно с помощью специальной ложки.
Даже когда малыш сталкивается с тошнотой и рвотой, его можно поить грудным молоком. Но нужно делать это очень маленькими порциями. В противном случае реакция может быть обратной. Если врач посчитает, что малышу требуется вода, то в таком случае он должен указать именно ту дозировку, которая будет безопасной.
У детей до 4-5 недель дополнительная вода может стать фактором появления разных осложнений.
Назначение воды и его особенности
От 4 месяцев адекватной дозой воды для ребенка может считаться примерно 30-60 мл / сутки. Воду можно давать лишь в том случае, когда ребенок сам ее просит. Если же малыш противится потреблять воду, то тогда не надо силой его принуждать к этому. Идеальный вариант – чаще давать малышу грудь.
Младенцы, кормление которых происходит при помощи грудного молока, нередко запивают им прикорм. Это вполне нормальное явление. Им попросту не нужна вода. Даже после полугода такое явление можно назвать вариацией нормы. Когда за окном жара, дети все равно не будут страдать от обезвоживания, если они получают материнское молоко в достаточной степени.
Вода нужна малышу только тогда, когда в его рацион вводится твердая пища. Чаще всего ребенок переходит на воду только спустя 1-2 месяца после ввода прикорма. При этом он все равно потребляет вместе с водой еще и материнское молоко.
Начиная с 8 месяцев, ребенок переходит на потребление воды. При этом не стоит перебарщивать с ней. В этом возрасте дети все равно требуют и материнское молоко. Только с 1 года ребенок уже может определить, сколько воды ему надо, чтобы полностью напиться. Лучший вариант – давать воду малышу после того, как он съел твердую пищу.