Можно ли установить 120 миномет в кузов автомобиля
Юрий Пашолок. Лимузин как самоходный миномет. Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ
Юрий Пашолок. Лимузин как самоходный миномет. Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ
В межвоенные годы подавляющее большинство автомобилей, которые выпускались на территории Советского Союза, так или иначе являлись «военнообязанными». Это касалось и легковых автомобилей, которых и так было считанное число моделей. Кроме того, на их базе прорабатывались, а зачастую и выпускались, легкие бронеавтомобили. Это касалось, прежде всего, продукции Горьковского Автомобильного Завода. А вот в случае с Заводом Имени Сталина бронемашины как-то нечасто становились темой. Конечно, были кое-какие единичные экземпляры, и даже пробная серия бронемашин БА-11 на шасси ЗИС-34, но в целом ЗИС-ы не так часто становились объектами для подобных экспериментов.
ЗИС-101 являлся машиной, которая редко использовалась для всевозможных военных переделок
Кто практически полностью избежал подобных экспериментов, так это представительский автомобиль ЗИС-101. Данная машина, выпускавшаяся с кузовом лимузин, существовала в виде броневика (единичные экземпляры), но в целом даже в армии такие машины использовались исключительно по прямом назначению. Да и то, у ЗИС-101 проходимость была так себе, даже для легкового автомобиля, посему его как армейскую машину использовали не очень чтобы широко. В целом это был самый «не военный» советский автомобиль. Даже как командирская (штабная) машина он был не очень подходящим. Тем не менее, их всё равно использовали для военных целей, в частности, для создания на их базе звуковещательных станций. Впрочем, самая необычная версия ЗИС-101 была создана в Ленинграде, ее авторами стали члены ленинградского отделения Всесоюзного научного инженерно-технического общества. Именовалось оно как ЛОНИТОМАШ (Ленинградское отделение Научного инженерно-технического общества машиностроителей), а сам проект появился с ноябре 1941 года, то есть в самое трудное для Ленинграда время. Данная разработка в принципе неизвестна, поскольку осела не просто в недрах Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), а в отделе изобретений ГБТУ КА, где в основном лежат всякие прожекты.
Проект самоходного миномета на базе ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ. Или не проект?
Отчасти и эта разработка относится к той же категории. Дело в том, что в 28 июня 1942 года из Ленинграда прибыло письмо с проектным заданием «Минометный автобронекорпус Среднеазиатских Республик (на легковых машинах)». Сама идея, впрочем, была более ранней — конца 1941 года. Вся грандиозность идеи ощущается в самых первых строчках предложения:
«В Средней Азии имеется значительное количество автомашин ЗИС-101 и других легковых машин. Эти машины легко могут быть превращены в минометные бронемашины с установкой на них 82 мм и, при известных условиях, даже 120 мм минометов.
Возможно, таким образом, сформировать мощное минометное соединение на 540 бронемашинах (автоминометный корпус Среднеазиатских республик в составе минометных автополков, по одному полку от каждой республики — Узбекской, Туркменской, Таджикской, Казахстанской и Киргизской).
Корпус формируется на Южном фронте. Обладая исключительной мобильностью (скорость передвижения до 100 км/ч), такое соединение, в целом или отдельно входящие в него части, в случае надобности могут быть быстро переброшены в любой сектор фронта, где выявились наступательные действия противника или готовится наше наступление.
Такая возможность будет иметь весьма серьёзное значение и для обороны, и для наступления на Южном фронте, который защищает подступы к Средней Азии.»
[ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1070, л.4]
Схема поворотной платформы для установки в ней 82-мм миномета
К столь грандиозной идее предлагалась общая концепция самоходного миномета. В качестве основы использовалось шасси ЗИС-101, как наиболее быстрая из имевшихся в Советском Союзе серийных машин. Также в расчет бралась высокая скорость движения назад, для самоходного миномета это важный параметр. Авторами проекта принималось во внимание то, что масса всего того, что они ставили на шасси ЗИС-101, составляет около 2000 кг, то есть на 500-600 кг больше кузова машины. По их мнению, рама бы выдержала подобные издевательства, в случае необходимости она усиливалась путем установок дополнительных накладок и косынок. Для повышения надежности подвески в рессоры вкладывались дополнительные листы. Хорошо знали в ЛОНИТОМАШ и про плохую проходимость машины: по мнению авторов идеи, за счет иного кузова, данный недостаток частично устранялся, а шасси по проходимости приближалось бы к ЗИС-5.
Шасси ЗИС-101, в случае необходимости авторы проекта предлагали ее усилить
Проект постановления о формировании автоминометного корпуса Среднеазиатских республик
Помимо непосредственного описания самоходного миномета на базе ЗИС-101, к проекту прилагалось и подробное описание процесса формирования автоминометного корпуса Среднеазиатских республик. Были посчитаны затраты на изготовление машин, согласно подсчету, обходилась такая штука в 15 тысяч рублей. Весьма бюджетно, это ниже стоимости легкого бронеавтомобиля (без учета шасси ЗИС-101, разумеется, но его и так забирали из народного хозяйства). В общей сложности на все работы, включая подбор машин поддержки и обучение личного состава, получалась сумма в 11,5 миллионов рублей. Был даже подготовлен проект постановления о формировании автоминометного корпуса Среднеазиатских республик. Одним словом, ЛОНИТОМАШ подготовился весьма основательно. Правда, было одно маленькое «но»: никакой необходимости в таком боевом соединении не имелось. В Средней Азии к тому моменту всё было спокойно, а имеющихся частей хватало для обеспечения порядка. Так что толпа самоходных минометов оказалась попросту не нужна, а предложение отправилось в архив.
Как можно заметить, данная идея была не простым изобретением. Силами ЛОНИТОМАШ что-то похожее было построено и испытано
Во всей этой истории есть одно маленькое «но». Дело в том, что подобных изобретений хватало, но они обычно носили характер теоретических предложений. В случае с ЛОНИТОМАШ ситуация была совсем иной. Под руководством профессора А.И. Чистякова, который являлся начальником спецформирования ЛОНИТОМАШ, было создано немало интересных конструкций. Так вот, 17 ноября 1941 года на Охтенском полигоне были проведены испытания самоходного миномета. Судя по описанию, там как раз была та самая поворотная платформа, которую описывали в предложении. Так что в отделе изобретений ГБТУ КА лежит проект, за которым скрывалась реальная машина. Описывается, конечно, грузовик, но на самом деле, судя по всему, речь шла про шасси ЗИС-101. Что же касается самоходных минометов ЛОНИТОМАШ, то про них еще не раз будет идти речь. Это были совсем даже не изобретения, а вполне реальные машины, которые строились и испытывались.
Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей с 1 февраля 2021 года
С 1 февраля 2021 года в России вступила в силу новая редакция постановления правительства №413 о правилах внесений изменений в конструкцию транспортных средств. Новые правила коснулась не только тюнинга автомобилей, но и обычных вещей, как фаркопы, багажники на крышу, ГБО и т.д. Журнал «За Рулем» дали разъяснения новым правилам с адвокатом Коллегии адвокатов «Инконсалт» Михаилом Тарасовым. Сайт Лада.Онлайн уточнил, как новые правила скажутся на установку оригинальных аксессуаров LADA.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Речь идет не о запрете, а о необходимости регистрировать все изменения в конструкции автомобиля по-новому. Без одобрения лабораториями и регистрации все изменения будут считаться незаконными.
С 1 февраля начали действовать новые нормы внесения изменений в конструкцию автомобилей и других транспортных средств.
С 1 июля 2021 года станут законными методы экспертизы и испытаний, прописанные в ГОСТе 33670–2015.
Таким образом, до 1 июля 2021 года нет никаких методик для определения безопасности внесенных изменений. Это означает, что у контролирующих и надзорных органов до 1 июля нет нормативной и методологической основы для принятия решения об отказе выдачи разрешения о регистрации изменений в конструкцию автомобилей.
КАКОЙ ТЮНИНГ И ДОРАБОТКА ЯВЛЯЮТСЯ НЕЗАКОННЫМИ?
Незаконным считается то, что есть в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Штрафы за нарушение этих требований составляют 500-800 рублей. В случае повторного нарушения 5000 рублей и возможно лишение водительских прав на срок 1–3 месяца. Если выявленные инспектором неисправности не будут устранены в течение 10 дней, регистрация транспортного средства прекращается.
КАКОЙ ТЮНИНГ И ДОРАБОТКИ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ
Испытывать и регистрировать придется всё, что считается компонентом автомобиля. Это:
подвеска и любые ее компоненты
рулевое управление и рулевое колесо
сиденья водителя и пассажиров
внешняя световая оптика, включая подсветку номерных знаков
бамперы
выхлопная система и ее компоненты, кроме декоративных насадок на патрубки
ксеноновые лампы
галогеновые лампы накаливания нестандартного света
любые спойлеры
нестандартные пороги
нестандартные колесные арки
подкрылки
дополнительное внешнее освещение
багажник на крыше
колесные проставки
газобаллонное оборудование
«кенгурятники»
лайтбоксы на крыше
мониторы для трансляции рекламы
«плавники»
фаркопы
лебедки
тюнинг двигателя (чип-тюнинг, расточка и прочие доработки)
колесные диски (должны соответствовать типоразмерам, заявленным автопроизводителем именно для этой модели)
Легальность изменений конструкции ТС с 1 июля будут оценивать в соответствии с ГОСТ 33670–2015.
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ТЮНИНГА
Разъяснения от «За Рулем» по отдельным доработкам/тюнингу:
Про размер колес: Информация о том, какой размер колес можно использовать содержится в руководстве по эксплуатации и документах, оформляемых при сертификации автомобиля перед началом продаж в стране — ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) и СБКТС (Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Более подробные разъяснения.
Про багажник на крыше: Запрет касается только самодельных багажников. К владельцам автомобилей с багажниками заводскими, серийного производства, сертифицированными производителями, вопросов не будет. Тем более это быстросъемная конструкция, а не переоборудование автомобиля.
Про ТСУ (фаркоп): Это тоже быстросъемная конструкция. К ним предъявляются определенные требования, но если изделие заводское и сертифицированное, претензий к владельцу автомобиля быть не должно. Более подробные разъяснения.
Про светодиодную подсветку номерных знаков. Пункт 3.4 запрещает установку рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора. Так что, если производитель предписал использовать в подсветке номера, например, лампы накаливания W5W 12V 5W, другие ставить нельзя.
Про установку сидений от другого автомобиля: Зависит от того, какой автомобиль и какие сиденья. Такая замена может считаться переоборудованием, но вы имеете на нее право, если предоставите документы о безопасности сидений и возможности их установки на ваш автомобиль. Работы должны быть выполнены в специализированной мастерской (автосервисе) и зарегистрированы в ГИБДД.
Про запаску снаружи: В ГОСТ 33670–2015 есть пункт А.26.10, указывающий, что запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных изготовителем.
Про нештатный глушитель (паук и пр.): ГОСТ 33670–2015 (п. А. 23.2) указывает, что не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов. Также регламентируются предельные уровни шума выпуска двигателей ТС, а машины с «прямотоками», как правило, очень громкие.
Про чип-тюнинг двигателя: Прямого запрета на него по-прежнему нет. Главное, чтобы блоки электронного управления двигателем не имели видимых повреждений и содержание вредных выбросов в выхлопных газах не превышало норму.
Про брызговики, которых нет с завода: Перечень неисправностей запрещает эксплуатацию, если на автомобиле отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики. Но если присутствуют не предусмотренные — это не нарушение. Во всяком случае, не прямое. Вряд ли инспекторы будут канителиться с вами по такому сомнительному поводу.
Про нештатную магнитолу (Teyes и пр.): Конструкцию автомобиля нештатное головное устройство не меняет (если вы не переделали полностью систему электропитания).
Про нештатный руль (спортивный и пр.): В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, тип рулевого колеса не регламентируется, в отличие от люфтов, перемещения узлов и деталей, резьбовых соединений, наличия или отсутствия усилителей рулевого управления или рулевых демпферов, устройства фиксации рулевой колонки. Так же как и в ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Там записано, что рулевое колесо не должно захватывать часть одежды или ювелирные украшения водителя, крепежные болты руля к ступице не должны выступать, можно использовать руль с металлическими спицами (закругленными) — и это всё.
Однако при этом в Перечне есть пункт 7.18, который гласит, что эксплуатация может быть запрещена, если «в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации». И этот пункт для гаишников — на все случаи жизни. Впрочем, они должны еще доказать, что вы действительно внесли изменения в конструкцию транспортного средства.
Про установку ГБО: Как и раньше переделку придется регистрировать в ГИБДД (через экспертизу в НАМИ или в других экспертных компаниях).
Про ветровики (боковые дефлекторы): Устанавливать можно. Но, по ГОСТ 33670–2015 (А.16.6), они должны быть не загнуты к кузову так, что их края не могут соприкоснуться с шаром диаметром 100 мм (представьте большой елочный шар), и имеют радиус закругления кромок не меньше 1 мм. Сложно? Это не ваша проблема, а экспертов, если им вдруг придется доказывать нелегальность ваших дефлекторов.
Про накладки на кузов (мухобойка и пр.): Прямого запрета на использование накладок, дефлекторов и тому подобного нет, однако в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, есть тот самый универсальный пункт 7.18 о внесении изменений в конструкцию. У инспектора возникли претензии? Предложите ему объяснить, где он видит изменения конструкции, и показать документ, в котором содержится запрет на такие аксессуары. В любом случае, прежде чем ставить что-то нештатное на автомобиль, нужно тысячу раз подумать: а действительно ли оно нужно, и проверить это «что-то» на отсутствие нарушений по Перечню и ГОСТу. Без «мухобойки» уж точно можно обойтись: пользы от нее никакой, а красота сомнительная.
Официальные разъяснения от ГИБДД:
Лифт подвески. Проставки для увеличения дорожного просвета являются компонентами транспортного средства, их установка возможна при условии, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Тягово-сцепное устройство (фаркоп). Устанавливаемые на транспортные средства компоненты, в том числе тягово-сцепное устройство, должны соответствовать требованиям технического регламента, в том числе в отношении маркировки. Установка ТСУ на транспортное средство в случае, если в одобрении типа транспортного средства указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», является недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС.
Лебедка и холодильно-обогревательное оборудование. Установка лебедок и холодильно-обогревательного оборудования является внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Возможность данной установки и соответствие данного оборудования другим техническим регламентам рассматриваются аккредитованной испытательной лабораторией в соответствии с действующим порядком внесения изменений в конструкцию ТС. Для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (ССКТС) требованиям безопасности заявитель должен предоставить документацию, подтверждающую соответствие усовершенствованного транспортного средства требованиям безопасности.
Колеса большего радиуса. При установке на транспортное средство колес размерности, не предусмотренной заводом-изготовителем, безопасность транспортного средства должна быть подтверждена протоколом испытаний на устойчивость, тормозные характеристики и показания спидометра. Шины, устанавливаемые на транспортное средство, должны соответствовать категории скорости, указанной в «Одобрении типа транспортного средства».
Переоборудование под перевозку грузов. При внесении изменений в конструкцию ТС, связанных с установкой самосвальных и бортовых кузовов, цистерн, тента, необходимо предоставление документации, подтверждающей соответствие транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Легкосъемные компоненты. Установка на транспортное средство легкосъемных компонентов, таких как крышка грузового отсека для пикапа, багажник на крышу автомобиля, не требует получения ССКТС в случае, если данные компоненты являются легкосъемными, установлены в соответствии с инструкцией по установке или эксплуатации компонента и возможность их использования отражена в эксплуатационной документации транспортного средства.
Ответ ГУ МВД (подробней):
Тюнинг обвес. Чтобы законно ездить на автомобиле с тюнинг обвесом нужно получить решение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства в ГИБДД. Чтобы перерегистрация прошла успешно нужно иметь на руках декларацию о соответствии от производителя тюнинг обвеса.
ЧТО ОДОБРЕНО К УСТАНОВКЕ ПО ОТТС
Одобрение типа транспортного средства — свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля определенным требованиям ТРТС 018/2011, устанавливающего на территории стран ЕАЭС стандарты относительно всех колесных транспортных средств.
Номер ОТТС указан в ПТС вашего автомобиля:
Найти ОТТС можно на сайте gost.ru, используя форму поиска. Для поиска достаточно указать первые пять символов VIN номера, а затем звездочку (XTAGF*).
Наиболее важная информация находится в конце документа, где указывается допустимые шины и оборудование транспортного средства:
Разъяснения по новым правилам тюнинга автомобилей с 1 февраля 2021 года
КАСАЕТСЯ ЛИ ЭТО ОРИГИНАЛЬНЫХ АКСЕССУАРОВ?
Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:
Установка дополнительного оборудования, в том числе аксессуаров, на автомобиль является изменением конструкции, так как они не входят в штатную (стандартную) комплектацию автомобиля и подлежат регистрации в органах ГИБДД.
Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.
Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.
МОЖЕТ ЛИ ИНСПЕКТОР НА ДОРОГЕ ОШТРАФОВАТЬ ЗА ТЮНИНГ?
В случае остановки и проверки на дороге каждому автовладельцу важно понимать, что в зависимости от объемов проведенных работ, соответствие автомобиля требованиям ГОСТов и техрегламента может проверяться и устанавливаться как на дороге самими сотрудниками ГИБДД (с применением оборудования, которым может являться рулетка, угломер, прибор для проверки эффективности работы тормозной системы в дорожных условиях, штангенциркуль с линейкой), так и путем принудительного препровождения автомобиля в стационарные пункты проверки — там автомобиль пройдет испытания на универсальных роликовых и площадочных стендах.
При попытке привлечения до 1 июля 2021 года к административной ответственности за нарушения требований постановления правительства РФ №413 без проведения специальных, предусмотренных ГОСТом 33670–2015 экспертиз и испытаний для оценки соответствия, необходимо обжаловать решения ГИБДД в прокуратуре и в суде.
советует адвокат.
Возить с собой сертификаты на багажники и фаркопы и предъявлять их сотрудникам ГИБДД вы не обязаны, но на всякий случай…
Самоходный 120 мм миномёт или автомобиль для воздушного десанта
В начале о названии, аббревиатура МАА-М обозначает многоцелевой аэромобильный автомобиль. Из названия можно сделать вывод, что транспортировка миномёта не единственная и даже не основная функция машина. На её базе конструкторы планирует создать целое семейство боевых машин.
Кстати одна из них даже попала на фото. Но ни где в сети информацию о том, что это за машина и чем она отличается от той что описана в этой статье мне найти не удалось. Хотя по фото можно сделать вывод что она является базой для противотанкового ракетного комплекса (ПТРК).
Как можно увидеть на фото, для придания машине аэромобильности, её максимально облегчили. Таким образом удалось довести её массу до 1,2 тонн. И это масса машины с миномётом. Вероятно, машина с ПТРК ещё легче. Это даёт возможность перемещать её не только военно-транспортными самолётами, но даже вертолётами, например, Ми-8.
Какова техническая начинка машины узнать не удалось. То ли авторы разработки, то ли авторы статей о ней такой информации не выложили. Поэтому мы не знаем, ни что за движок стоит на машине, никто стал донором других узлов и агрегатов.
Понятно, что ВПК Стрела, который представил эту машину, автомобилей не выпускает и стать донором каких-либо узлов и агрегатов не может.
В качестве вспомогательного вооружения на автомобиле установлен 7,62 мм пулемёт ПКМ.
Кстати разместили пулемёт довольно оригинально, на специальном кронштейне, справа от пассажирского сидения.
Что касается качества изготовления опытного образца, то на фото передка машины видно, что инженеры из ВПК Стрела совсем не автомобилисты, и собирали машину на коленке. Такой вывод можно сделать по передней части машины, где в качестве головной оптики использованы какие-то налобные фонарики. Хотя места для крепления фар подразумевают что там должна стоять некая штатная, совсем иная, оптика.
Дальность стрельбы 120 мм миномета. Дальность стрельбы миномета
Виды миномётов
Наибольшую популярность в военной отрасли заработал миномёт 120 мм образца 1943 года под названием ПМ-43, на основе которого было разработано большое количество современных модификаций:
Применение 2Б11
В том случае, если требуется уничтожение или подавление навесным огнём передвижений пехоты или боевых сил противника, миномёт 120 мм, характеристики которого полностью отвечают заявленным требованиям, станет незаменимым орудием. При этом область применения его весьма разнообразна. Он может использоваться для стрельбы на крутых спусках, горных массивах, ущельях, лесах. С успехом применяется для уничтожения вражеских окопов, траншей и разнообразных военных сооружений лёгкой конструкции. При необходимости с его помощью можно проделывать отверстия в проволочных заграждениях или отражать атаки противника в любое время суток.
Основные разновидности 120 мм мин, используемых в 2Б11
Работоспособность, которой достиг миномёт 120 мм, характеристики которого указаны с расчётом на 5 человек, за последние годы была существенная улучшена в ЦНИИ «Буревестник». Теперь конструкция транспортируется на автомобилях УРАЛ-43206 и бронированных гусеничных МТ-ЛБ, позволяя гарантировать сопровождающему экипажу максимальную степень защиты.
Основные используемые мины:
При этом время, которое необходимо потратить на то, чтобы в случае необходимости занять огневую позицию, составляет 8 мин, а для того, чтобы оставить её, потребуется потратить около 6 мин.
Начало производства современных миномётов
Серийное производство миномета 2С4 «Тюльпан»
Новое могучее артиллерийское орудие создавалось в рамках реализации программы развития артиллерийского вооружения, утвержденной Министерство Обороны СССР в 1965 году. Работы над созданием нового мощного миномета большого калибра начались в 1966 году в ОКБ-3 Уральского завода транспортного машиностроения. Сам миномет 2Б8 создавался ив СКБ машиностроительного завода им. Ленина в г. Пермь. Всем проектом, получившим в 1967 году индекс ГРАУ – объект 305 (2С4), руководил главный конструктор Г.С. Ефимов.
К лету 1969 года были изготовлены первые три опытных образца миномета, которые вышли в мае-июне на полевые испытания. В 1971 году по результату испытаний новая артиллерийская система под названием 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» был принят на вооружение, войдя в состав дивизионов РВК. Основной производственной базой для серийного выпуска нового орудия стал Уральский завод транспортного машиностроения. Всего за 14 лет с 1974 по 1988 годы было изготовлено 588 тяжелых минометов.
Экипаж-расчет самоходного миномета 2С4 «Тюльпан» перед выездом на огневой рубеж. Полигон в Ростовской области, Северо-Кавказский военный округ
Устройство миномёта 2Б11
По сравнению с образцом 1943 года миномёт 120 мм, характеристики которого получили существенные изменения, отливается из современных материалов, существенно облегчающих его конструкцию и транспортировку. Конструкция была оборудована прицелом модели МПМ-44М, обеспечивающим максимальную точность попадания на расстоянии от 480 до 7100 м. При необходимости МПМ-44 можно увеличить более чем на 2°, обеспечивая поле зрения более чем на 9°.
Немаловажным оказалась ещё и возможность переводить миномёт 120 мм, фото которого представлено ниже, в боевое положение менее чем за 2 минуты, что существенно экономит время на произведение выстрела в условиях неожиданной атаки противника.
В том случае, когда применение 2Б11 проводится в местности, где не проедет машина 2Ф510, миномёт устанавливают непосредственно на гусеничные шасси, существенно облегчая транспортировку орудия.
Что известно про характеристики нового самоходного миномета?
Колесная «самоходка» также оснащена приборами обнаружения и предупреждения об атаке. На крыше находится комплекс оптикоэлектронного противодействия, который может укрыть «Дрок» плотным аэрозольным облаком и защитить от атакующих высокоточных боеприпасов.
Миномёт 120 мм ТТХ
Миномёт 2Б11 может использовать для стрельбы всевозможные типы мин с калибром 120 мм. К данной категории относятся даже управляемые мины категории КМ-8 «Грань», уже по этому факту можно должным образом судить о боевых характеристиках, которые показывает миномёт 120 мм. Отзывы военнослужащих о данном орудии позволяют судить и о максимальных показателях дальности стрельбы, которая составляет около 7500 м при заряде обычными.
Общая масса для всех модификаций, включая непосредственно 2Б11, составляет 210 кг, позволяя производить более 15 выстрелов за минуту с начальной скоростью заряда не менее 325-м/c. Конструкция ствола с длиной 1740 мм обеспечивает вертикальный угол наведения в пределах от +45° до +80°. Горизонтальные показатели при этом колеблются в пределах ±5°, сохраняя показатели визирования в 360° с углом горизонтального обстрела от 5° до 26°.
Основные данные
Миномёт 120 мм, радиус поражения которого при стрельбе управляемыми минами достигает 9000 м, на сегодняшний день является самым эффективным орудием для подавления огневой силы противника и прикрытия передвижения отрядов пехоты.
Стрельба производится путём миномётных выстрелов с взрывателями класса ГВМЗ-7 и переменным зарядом. Примечательно, что машина 2Ф510 (автомобиль ГАЗ-66) с V-образным 8 цилиндровым двигателем, в которой транспортируется 2Б11, может перевозить вместе с ним только строго определённый запас зарядов, размещающихся в 24 ящиках. Боекомплект рассчитан на произведение 48 выстрелов, которые может сделать миномёт 120 мм. Характеристики устройства позволяют совершать загрузку и выгрузку 2Б11 в кузов автомобиля без применения тяжёлой техники.
В том случае, если людей для совершения этой процедуры по каким-либо причинам недостаточно, миномёт транспортируется на буксире. При этом двигатель 2Ф510 является бензиновым и относится к классу ЗМЗ-66-06, мощность которого достигает 120 л. с. При этом максимально допустимая скорость передвижения по трассе составляет 90 км/ч.
В том случае если автомобиль с миномётной установкой должен преодолевать реку вброд, для нормального прохождения машины придётся выполнить предварительные замеры. В самом глубоком месте максимально допустимый уровень воды не должен превышать 1 м.
Тормозная система оснащена гидравлическим приводом с несколькими контурами и гидроваккуумными усилителями на каждом из них. Данные факторы позволяют обеспечить надёжность транспортировки 2Б11 даже в тяжёлых боевых условиях. Единственная слабость 2Ф510 заключается в зависимой подвеске на полиэллиптических рессорах с амортизаторами.
Тактико-технические характеристики 2С4 Тюльпан
— Компоновочная схема: переднемоторная с открытой установкой орудия — Разработчик: Уралтрансмаш СКБ-172 — Годы разработки: с 1966 по 1971 — Годы производства: с 1969 по 1988 — Годы эксплуатации: с 1972 — Количество выпущенных, шт.: не более 588
Экипаж: 5 человек
Размеры 2С4 Тюльпан
— Длина корпуса, мм: 7940 (на марше) — Ширина, мм: 3250 — Высота, мм: 3255 (на марше) — База, мм: 4960 — Колея, мм: 2720 — Клиренс, мм: 450
Вес 2С4 Тюльпан
Бронирование 2С4 Тюльпан
— Тип брони: противопульная — Лоб корпуса, мм/град.: 30
Вооружение
— Длина ствола, калибров: 20,83 — Углы ВН, град.: +50…+80° — Углы ГН, град.: При угле ВН +50°; −10…+10° — При угле ВН +80°; −41…+41° — Прицелы: МП-46М, ТКН-3А — Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ
Дальность стрельбы 2С4 Тюльпан
Двигатель 2С4 Тюльпан
— В-59У — Мощность двигателя, л. с.: 520
Скорость 2С4 Тюльпан
— Скорость по шоссе, км/ч: 62,8 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30
— Запас хода по шоссе, км: 500 — Ёмкость топливных баков, л: 830 — Удельная мощность, л. с./т: 19 — Тип подвески: индивидуальная торсионная — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,605 — Преодолеваемый подъём, град.: 30° — Преодолеваемая стенка, м: 0,7 — Преодолеваемый ров, м: 2,55 — Преодолеваемый брод, м: 1,0.
Перспективы для 2Б11
В настоящее время разработчики заняты формированием нового облика унифицированного комплекта 120 мм миномёта 2Б11 для того, чтобы обеспечить конструкции максимальную дальность стрельбы с полной автоматизацией подготовки и ведения огня высокоточными боеприпасами.
Комплектация миномёта будет напрямую зависеть от того, какими будут его грузоподъёмность и размеры. При этом упрощённая система, созданная на гидропневматической опоре, планируется к размещению на шасси класса «Тигр» и IVECO, что окажет существенное влияние не только на транспортировку, но и на лёгкость использования. Планируется настолько усовершенствовать уже существующий вариант, что огневая атака будет производиться без шума, пламени и дыма, сопровождающего выстрел.
Беспрерывная разработка новых моделей и улучшение уже существующих миномётных установок обеспечивает поддержку стабильно высокого рейтинга России в области военной промышленности и обеспечивает государству одно из первых мест на мировой арене.
Обзор артиллерии. Тяжелые минометы
Когда дальность не является ключевым требованием, а высокие углы атаки позволяют поражать цели на обратных склонах или цели, скрытые в городских каньонах, минометы становятся предпочтительным средством. Тяжелые минометы зачастую становились дополнительным вооружением даже внутри артиллерийских подразделений. А минометы, устанавливаемые на транспортные средства, предоставляют мотопехотным подразделениям штатные средства ведения огня непрямой наводкой.
Автоматический 120-мм минометный комплекс TDA 2R2M устанавливался на различные шасси, среди которых VAB 6×6 (на фото) и Piranha 8×8
Экспедиционная система огневой поддержки EFSS американского корпуса морской пехоты
На базе этого миномета компания TDA разработала миномет 2R2M (Recoiling Rifled Mounted Mortar – с противооткатной системой нарезной устанавливаемый на машину). Система массой 1500 кг может устанавливаться в заднее отделение гусеничных или колесных бронетранспортеров массой 10 от 15 тонн благодаря своему тормозу отката, который поглощает до 75% сил. Его компьютерная система управления огнем вместе с системой навигации позволяет произвести первый выстрел менее чем через минуту после остановки машины. Полуавтоматическое дульное заряжание обеспечивает скорострельность 10 выстрелов в минуту.
2R2M может быть подсоединен к общей системе управления огнем, что повышает огневое могущество на уровне взвода и обеспечивает автоматическую передачу данных между минометами, пунктом управления и передовым наблюдателем. Баллистические характеристики идентичны баллистическим характеристикам MO 120 RT, углы вертикального наведения составляют +45°/+85° и горизонтального наведения ±220°. Количество готовых выстрелов зависит от платформы, но, как правило, составляет около 35 штук.
Миномет 120 2R2M был принят на вооружение итальянской армии и установлен там на шасси Freccia 8×8 (первый из 12 транспортеров минометного комплекса был поставлен в конце 2014 года). Также он был принят на вооружение армии Малайзии и установлен на машину ACV-19, армии Омана на БТР VAB 6×6 и в нераскрываемом количестве Саудовской Аравией. 2R2M, скорее всего, будет устанавливаться на новую машину Griffon 6×6, разрабатываемую в настоящее время для легких и средних подразделений французской армии.
Огонь из 120-мм миномета Cardom ElbitSystems, установленного на БТР M113; система может также принять 81-мм стволы и состоит на вооружении Израиля и Испании
Ближний план 120-мм миномета Elbit Cardom, изначально разработанного компанией Soltam. Система в настоящее время вобрала в себя большой опыт компании Elbit в области электроники
Еще один возимый автоматический миномет Cardom был разработан компанией Soltam, в настоящее время являющейся частью Elbit Systems. Он может быть вооружен 120-мм или 81-мм гладкоствольным стволом и оборудован электроприводами для автоматического наведения, современной встроенной системой управления огнем (СУО), инерциальной навигационной системой и бортовым баллистическим вычислителем, который может быть интегрирован в систему управления боем, что позволяет отстрелять первую мину после занятия позиции в течение 30 секунд.
Миномет принят на вооружение израильской армии со стволом 120 мм (два контракта подписаны в 2011 и 2013 годах), а также испанской армией, но со стволом 81 мм. Cardom также является базой для системы RMS6-L, установленной компанией Mistral Group на 324 машины Stryker (в американской армии известны как M1129/M1252 Stryker Mortar Carrier).
Американская компания Mistral Croup разработала минометный комплекс RMS6-L. Он базируется на миномете Cardom от Elbit Systems, комплекс был установлен на машину Stryker
В результате дальнейших разработок, проведенных компанией Marvin Group, появился миномет XM-905, поступивший в начале 2014 года на вооружение американских войск специального назначения. Программа была начата как срочная оперативная потребность с целью «расшить узкие места», имеющиеся в защите баз в Афганистане. Система, также известная под обозначением AMPS (Automated Mortar Protection System – автоматизированная минометная система защиты), базируется на круглой опорной плите с тремя сошниками и тремя стойками, на которой собственно и устанавливается RMS6-L.
Система электроприводов подсоединена к СУО с целью минимизации подготовки к стрельбе, плита может вращаться на 360° в обоих направлениях. СУО способна выдавать точные решения даже когда миномет установлен на склоне. Компании Mistral Group в марте 2013 года был выдан контракт на новую систему управления огнем для миномета XM-905, получившую обозначение EMTAS (Enhanced Mortar Target Acquisition System – улучшенная минометная система обнаружения и захвата цели). В свое время (весной 2011 года) девять таких систем были развернуты и проверены в Афганистане. Американская армия также намеревается расширить сообщество пользователей минометного комплекса за счет поставки его в свои подразделения специального назначения («зеленые береты»).
Миномётная система AMPS
Обеспечение пехоты высокоподвижной крупнокалиберной системой для ведения огня непрямой наводкой было целью конструкторов компании Elbit Systems, когда они начали работу над системой Spear. В итоге они разработали новое противооткатное устройство, снижающее силы отката до пороговой величины 10 тонн, что позволяет устанавливать систему Spear на машины класса Humvee без стабилизирующих опор. Система весит менее тонны без боеприпаса, боекомплект составляет 36 выстрелов с зарядами. Дальность и скорострельность такие же, как у миномета Cardom, заряжание только ручное и поэтому необходим расчет из двух человек.
С системой Spear пехотные подразделения с легкими машинами получают мобильный миномет крупного калибра, что позволяет иметь всего один штатный тип транспортных средств для перевозки личного состава, систем прямой и непрямой наводки. Израильская армия проявила интерес и в компании Elbit утверждают, что несколько потенциальных зарубежных заказчиков выстроились в очередь на эту систему.
Около 15 лет назад швейцарская компания Ruag разработала возимый 120-мм гладкоствольный миномет и дала ему имя Bighorn (снежный баран). Гидравлическая система обеспечивает наведение и полуавтоматическое заряжание, тогда как инерциальная система навигации и позиционирования обеспечивает точное наведение миномета, независимо от того, есть GPS или нет. Точность составляет 0,5% от дальности по горизонтали и 0,25% по высоте. Наведение по азимуту осуществляется в секторе ± 190° (опционально при добавлении контактного кольца возможно круговое вращение на 360°), углы вертикального наведения составляют +45°/+85°.
Полуавтоматическая система заряжания позволяет отстрелять четыре выстрела менее чем за 20 секунд, режим интенсивного огня составляет 8-12 выстрелов в минуту и длительный темп огня 4 выстрела в минуту до 150 выстрелов. Максимальная дальнобойность превышает 9000 метров в зависимости от типа боеприпаса. Эта программа была в свое время остановлена, но в феврале 2020 года швейцарская компания показала систему Cobra — полностью модернизированный вариант Bighorn.
Минометный комплекс Cobra от компании Ruag представляет собой самое последнее добавление к семейству 120-мм минометных систем, устанавливаемых на транспортные средства. Комплекс, оборудованный только электроприводами, базируется в основном на предыдущем варианте Bighorn
Кроме современного «дизайна» в системе Cobra вся гидравлика была заменена электрическими приводами и установлена современная СУО. Сила отката составляет 30 тонн и длится всего 30 миллисекунд, что позволяет устанавливать миномет на двухосный автомобиль. Совершенно новые баллистический вычислитель и система управления огнем легко интегрируются в любую артиллерийскую систему оперативного управления. Полуавтоматическая система заряжания Cobra позволяет отстрелить 4 мины менее чем за 20 секунд (предохранительная система предотвращает двойное заряжание).