можно ли венчаться двум парам одновременно

Порядок совершения чина венчания второбрачных и ответы на главные вопросы

Смерть супруга не означает, что надо до последних дней хранить ему верность, хотя Православная Церковь сдержанно относится к повторным брачным союзам. На заре христианства второй брак считался грехом. Впоследствии свадебный обряд стал доступным для вдов, вдовцов и официально разведенных с согласия Церкви. Но чин Таинства Венчания второбрачных претерпел изменения: стал короче и менее торжественен.

Чин венчания второбрачных в православии

Венчание – церковный обряд, во время которого происходит освящение брачного союза благословением Бога на совместную жизнь. Православная Церковь разрешает венчаться и вступающим во второй брак. В особых случаях дается благословение на третий брак, но без венчания. Чин венчания второбрачных сложился к XVI веку.

Православные мужчина и женщина могут вступать во второй раз в брак в случае смерти первого супруга/супруги или при законном разводе. Но Церковь не равнозначно относится к повторному брачному союзу, как к первому. Она не запрещает заключать вторичный союз, но учит, что в христианстве должно довольствоваться одним браком.

Раннехристианские богословы (святые Иустин, Василий Великий, Григорий Богослов) утверждали, что второй брак – это снисхождение к человеческой плоти, «лекарство» от греха. Двоеженца в то время на 2 года отлучали от святого Причастия. Для троеженца этот срок увеличивался от 3 до 5 лет. По этим причинам чин второго венчания изложен в Требнике короче, чем первого, и не столь торжественен.

Молитвы во время второго венчания содержат покаяние и просьбу простить грешников за их немощь человеческого естества и соединить друг друга любовью.

Порядок проведения обряда второбрачных совпадает с первобрачным, отличия заключаются в отдельных моментах, начиная с обручения:

На головы венчающихся второй раз также возлагают венцы, как символ их соединения и власти над будущим потомством.

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Таинство венчания в Русской Православной Церкви запрещено:

Брачная ночь после венчания не должна выпадать на пост, поэтому венчание происходит по средам и пятницам.

На великие праздники обряд не запрещен, но не приветствуется. Если один из венчающихся вступает в брак первый раз, то Таинство происходит по чину первого брака.

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Порядок совершения последования второго венчания

Из алтаря выносятся и кладутся на аналой святой Крест, Евангелие и венцы. Обряд обручения начинается с воскурения фимиама. Затем священник трижды крестит жениха и невесту, произносит молитвословия, прославляющие Всевышнего, и о вступающих в брак, благословляя, окольцовывает жениха и невесту. Обручающиеся трижды меняются кольцами в честь святой Троицы. Читается молитва Господу, призывающая его милости к жениху и невесте.

Священник читает три молитвы (две из них покаянные), на головы жениха и невесты возлагаются венцы. Священник трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» и трижды благословляет.

В конце обряда время молодожены поочередно целуют иконы Спасителя и Божьей Матери, Крест у священника. Венчальные образа отдаются мужу и жене.

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Важные вопросы

Вопрос: «Зачем перед венчанием требуют документы, подтверждающие регистрацию в ЗАГСе?»

Ответ: «До 1917 года в церкви не только венчали, но и регистрировали брак. После отлучения Православной Церкви от государства она лишилась такого права. Назначение Таинства Венчания – получение благословения на создание семьи, как домашней церкви, осененной благодатью Божьей. Поэтому нужен законный документ, подтверждающий юридические права и обязанности брачующихся, так как гражданский брак Церковь считает блудом».

Вопрос: «Можно ли невесте при повторном венчании надеть белый наряд?».

Ответ: «Нет. Если венчаются люди, прожившие в браке какое-то время или вступающие в повторный брак, то белое платье невесте не полагается».

Вопрос: «Есть ли возрастной предел для венчания?».

Ответ: «Церковь признает возрастной предел для женщин 60 лет, для мужчин – 70 лет. Это правило не касается семейных пар, пожелавших в конце жизни освятить брак».

Вопрос: «Можно ли венчаться разведенным, если в первом браке они венчались?».

Ответ: «Благословение на венчание во втором или третьем браке может дать только епархиальный архиерей. Священник такого права не имеет».

Источник

Таинство венчания: двое становятся одним целым

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Венчание – одно из семи Таинств Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодатную силу для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. О том, чем должно быть венчание для верующего человека и как священнику вести работу с теми, кто решил венчаться, мы беседуем с настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках протоиереем Алексием Гомоновым.

– Отец Алексий, что такое Таинство венчания для верующего человека?

– Таинство венчания в корне меняет самих людей. После его совершения они измененным взглядом, измененным сознанием видят друг друга. На задний план уходят внешние данные, причуды характера, которые раньше «цепляли». «Вторая половинка» становится особо близким, дорогим существом. Есть родственники: мать, отец, сестра, брат – это все дорогие люди, но этот человек вдруг становится не только в один ряд с ними, но даже ближе их.

Господь, соединяя людей в Таинстве венчания, дает какое-то глубинное проникновение одного человека в другого. И слова, которые говорятся во время совершения Таинства о том, что две плоти станут одной плотью, касаются именно этого проникновения друг в друга, этого преображения. Действительно, две плоти, два человека становятся одним целым. Такое соединение – это результат Таинства Церкви. Проживи в браке хоть десятилетия без венчания, такого соединения не будет, того родства душ не произойдет. Сколько ни дружи, ни познавай друг друга – не будет. Только в таком – таинственном – соединении и возможна истинная жизнь плечом к плечу. Это тайна верующей души. Но насколько близкими, родными станут повенчавшиеся, зависит от силы веры каждого из них. И от понимания, что происходит с двумя людьми после Таинства венчания: что они соединяются Богом на века и после смерти останутся вместе.
Вспомните благоверных князей, святых супругов Петра и Февронию. Их, закончивших земную жизнь, клали в разные гробы, а на утро они оказывались в одном, и так было до трех раз. Почему? Ведь он был уже монах и она – монахиня? Бог их укладывал рядом, потому что любовь и тайна Божия соединяла их и переносила. Так до сих пор они и лежат вместе…

– В каком случае Церковь может развести венчанных супругов?

– Когда совершена ошибка. Например, если, по незнанию, в брак вступили родственники. Или кто-то из супругов скрыл препятствующее заключению брака психическое заболевание, грозящее жизни другого супруга. В других случаях, даже если брак аннулируется гражданской властью, перед Богом двое разошедшихся людей остаются супругами. Хотя в наши дни, увы, нередко приходится идти навстречу каким-то человеческим особенностям, слабостям, присущим людям последнего времени, но, главное, – если их совместное проживание реально угрожает здоровью или жизни одного из супругов или их детей. В последние годы число венчающихся увеличилось, люди просыпаются для веры. Но бывают и разводы, потому что люди не поняли, что такое венчание.

– Отец Алексий, как священник должен вести работу с теми, кто решил венчаться?

– Батюшка должен объяснить, что прав апостол Павел, когда говорит, что муж и жена должны в терпении помогать друг другу: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7, 16). Конечно, терпеть не только свои немощи, но и ближнего труднее, но и спасительнее. Всегда, когда создается ситуация, помогающая делу спасения человека или союзу людей, будь то венчанный союз, приходская или монастырская семья, рабочий коллектив, который во славу Божию трудится, всегда возникает что-то, что можно назвать серьезным испытанием крепости этого коллектива, содружества. Потому что все, что делается ради спасения, ради жизни вечной, ради Бога, – это все ненавистно силам зла, дьяволу, и он ищет, как расколоть союз, навредить ему. Поэтому в жизни любого союза, коллектива бывают очень серьезные ситуации, способные разъединить, разбросать людей. Но надо понимать, что это испытание. И терпеть, молиться о даровании сил все вытерпеть и сохранить это спасительное единство. Это относится и к венчанному браку, православной семье. Дьявол будет испытывать союз на прочность, подбрасывать всякие искушения, а мы должны понимать, что это не случайность, а попущенное Богом испытание.

– А если люди не хотят венчаться, живут вне брака?

– Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), тем более это относится к созданию семьи. Это закон. Всякое переступание через закон – преступление. А преступники так или иначе наказываются. Одной из причин вымирания нашего народа и большого числа распада семей (я слышал, что процент разводов по России доходит до 75%, а в некоторых регионах – до 93%!) является то, что люди живут в невенчанном браке. Заключение брака совершается только священником в церкви. Через священника действует Бог, соединяющий и освящающий брак. Если ты нарушаешь законы государства, ты будешь в этом государстве непослушником, преступником, и будешь наказан. Тем более нельзя нарушать Божественные законы, которые даны на все времена, и ответственность за них еще больше, чем перед государством. Если там за нарушение закона предусмотрено лишение свободы и всяких льгот, то здесь – лишение жизни вечной. Я венчал даже 80-летнюю пару, супруги поняли, что если не повенчаются, то оставят дурное наследие своим детям и внукам.

Батюшка должен уметь объяснить тем, кто спешит заключить брак, что прежде им необходимо получше узнать и испытать друг друга. Но не переступать барьер, который должен быть крепким, то есть жить без телесных отношений, что также станет испытанием. На волне влюбленности двое часто делают заключение, что любят друг друга на века, и потому спешат повенчаться. Но из такого поспешного решения ничего хорошего не выйдет – человека надо увидеть в ином настроении, состоянии. Если бы до венчания один из супругов увидел, каким другой бывает в ярости, или как он долго выходит из плохого настроения и как тягостно с ним в эти дни, вряд ли он захотел бы с ним венчаться. Скрытые психические болезни тоже выявляются не сразу, а они часто становятся причиной страданий супругов и их детей.

Еще священники должны говорить, что христианский брак – освященный Богом, а значит истинный, – это всегда служение друг другу ради спасения друг друга. Он вовсе не такой, как у язычников, ищущих в нем удовольствия. Но, последуя Христу, верующие, вступая в брак, ищут не чтобы им служили, а чтобы самим послужить. Болезненность, естественное для человека увядание с возрастом, затянувшиеся недомолвки нарушают общение супругов в плане получения удовольствия и люди, настроенные в браке только на это, не хотят терпеть и расстаются, не видя смысла в совместной жизни.

– Отец Алексий, при храме Успения Богородицы в Путинках действует молодежный клуб во имя святых Петра и Февронии. Это Ваша задумка или изобретение Ваших молодых прихожан?

– Он сложился при помощи Божией. Когда благодаря одному из прихожан в нашем храме появилась чудотворная икона с частицами мощей святых Петра и Февронии (она была написана в Муроме и несколько суток лежала там на раке со святыми мощами благоверных князей), по воскресеньям вечером мы стали совершать перед ней молебны. Их стало посещать все больше людей, причем молодежи. Однажды после службы мы решили накрыть стол и познакомиться друг с другом поближе. Через некоторое время я заметил, что присутствие батюшки несколько сковывает свободу молодых людей, и поэтому после молебна и проповеди стал их покидать. А члены клуба уже нашли себе массу занятий: сегодня в клубе есть народные театр и хор, ребята совершают паломнические поездки, занимаются благотворительностью, организовывают творческие встречи.

Отмечу, что клуб святых Петра и Февронии – не клуб знакомств, это просто общение молодежи, имеющей схожие интересы, и в первую очередь молитвенное общение. Для многих, приходящих в клуб, становится откровением, что возможно такое общение лиц противоположного пола – как членов одной большой дружной семьи. Иногда, конечно, приходят те, кто пытается активно искать в нашем клубе избранника или избранницу, донимают вопросами. Но такие настырные приставания пресекаются. Да, у нас много молодых, в клубе рождается много пар, но все они проходят серьезный путь узнавания друг друга через совместные дела – уборку территории монастыря, выездной «десант» к какому-то батюшке бедного храма, концерты с подарками в детских домах и т.д.

– Отец Алексий, исходя из Вашего опыта, скажите, объединения, подобные клубу, помогают батюшкам донести до молодежи основные идеи Православия?

– Да. Многие становятся прихожанами после того, как приходят в наш клуб, и их касается благодать Святого Духа через молебен, проповедь, само пребывание в храме. Молодые люди начинают меняться, тянуться к Богу, исповедуются и причащаются.

Интервью для журнала «Православное образование» (лето 2012)

Авторы: Елена Балашова, Светлана Павленко
Фото: Даниил Африн.

Источник

Правила церемонии венчания в Православной Церкви

Смысл сакрального обряда

Православные христиане считают, что именно венчальный брак является единственным настоящим. Ведь именно благословение Бога способно помочь влюбленным прожить долгую и счастливую супружескую жизнь в любви и верности.

Люди верят в то, что их союз будет заключен не только на земле, но и на небесах, поэтому после смерти в Царствие Небесном они тоже останутся вместе. Во время такого сакрального ритуала семья соединяется священными узами, дав друг другу клятвы вечной любви. После обряда супруги оберегаются Всевышним.

Издавна на Руси признавали лишь венчанные пары. Теперь же все немного иначе, Таинство проходит после официальной росписи в органах ЗАГСа. Так что без соответствующего свидетельства, Вас навряд ли обвенчают.

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Для кого запрещен обряд

Одна из главных основ, которую нужно знать, это, конечно, кому откажут в процедуре. Ведь есть несколько ограничений, препятствующих такому браку. Батюшка не сможет провести церемонию, если:

Для остальных же двери храма открыты и им ничто не помешает оформить отношения перед Богом. Многие интересуются можно ли венчаться беременным, на это любой священнослужитель ответит, что даже нужно. Ведь по христианским понятиям, ребенок должен рождаться исключительно в духовном браке.

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Как выбрать дату

Чаще всего официальная регистрация не совпадает с датой сакрального обряда. На это есть ряд причин, во-первых, большинство влюбленных предпочитают проверить свои отношения годами, а уже позже закрепить их перед Богом. Во-вторых, дни, когда Вас смогут обвенчать, редко совпадают с работой органов ЗАГСа. Так например, торжественная роспись почти всегда происходит в субботу, а вот Таинство в этот день запрещено. Также, согласно православным правилам, не проводят по вторникам и четвергам, в недели Пасхи и Масленицы, престольные и церковные празднества, в большие посты, Святки и ночное время суток.

А вот благоприятными датами, по мнению самих священнослужителей является:

Лучше всего обратиться к венчальному календарю, который составляется специально на каждый год, исходя из определенных дат. Также Вы можете посоветоваться с батюшкой, насчет желаемого числа и месяца.

Основные правила

Список необходимых вещей на обряд

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Что нужно сделать до Таинства

Для духовного очищения за три дня до сакрального обряда необходимо воздержаться от молочных, мясных и рыбных продуктов, а также яиц, алкогольных напитков и сигарет. Иными словами – соблюсти пост.

По правилам, накануне венчания мужу и жене нужно будет и исповедаться. Происходит это очень просто: приходите в собор и рассказываете обо всех своих грехах священнику. Он же, в свою очередь, выступает как посредник между Вами и Всевышним. Постарайтесь не стесняться данной процедуры и ничего не утаивать. Ведь только если Вы будете по-настоящему честны и искренни, то Бог услышит Вас и простит все деяния. Таким образом, в духовный брак Вы вступите безгрешными и обновленными.

В ночь перед церемонией, после 12-ти, придется отказать себе в еде. Так как утром, до Таинства, предстоит посетить литургию и там причаститься. Батюшка даст Вам ложечку вина и кусочек церковного хлеба.

Внешний вид

Невесте и присутствующим в православном храме девушкам нужно обязательно быть с покрытой головой. В случае новобрачной – это может быть фата, капюшон от накидки или болеро, палантин и многое другое. Гостьям же уместно надеть платки.

Всем женщинам стоит прикрыть: плечи, спину, зону декольте и колени. Брачующейся необходимо подобрать максимально целомудренный наряд. Подвенечное платье не должно быть слишком откровенным, обтягивающим, мини длины, пафосным, с большим количеством декора.

Также откажитесь от черных, коричневых и остальных темных расцветок. Ведь в стенах собора это обычно расценивается, как траур. Подойдет любой спокойный светлый оттенок:

Яркий макияж невесте также не рекомендуется делать. Идеальным решением станет скромный нюд и блеск для губ. Украшений должно быть по минимуму, а на руки лучше, вообще, ничего не надевать. В этот день главным пусть станет Ваше венчальное кольцо.

Обувь следует выбрать удобную как молодым, так и их гостям. Ведь Таинство длится примерно час и все это время необходимо будет стоять.

Для жениха и приглашенных мужчин правила намного проще, нежели для девушек. Главное, заходить в собор без головных уборов. Для брачующегося вполне подойдет классический костюм или рубашка и брюки. Главное, чтобы цвет ткани не был кричащим, а фасон – нестандартным.

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Как вести себя в храме

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Свидетели

В первую очередь, это люди, помогающие брачующимся на самой церемонии. Они держат венцы над головами пары, сопровождают ее во время троекратного шествия, расстилают рушник перед аналоем под ноги молодоженам, подают кольца и собирают подаренные цветы, после завершения Таинства.

В большинстве случаев в свидетели супруги выбирают или родных или близких друзей. Согласившиеся на такую роль, становятся духовными родственниками, которые после уже не смогут в дальнейшем обвенчаться между собой. Для пары же они являются, как наставники. Именно поэтому, к выбору подходите со всей ответственностью.

Не рекомендуется брать:

Если в Вашем окружении нет подходящих кандидатов, то лучше обойтись и вовсе без свидетелей на венчании. Главное, сообщите об этом заблаговременно батюшке, который будет проводить ритуал.

можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть фото можно ли венчаться двум парам одновременно. Смотреть картинку можно ли венчаться двум парам одновременно. Картинка про можно ли венчаться двум парам одновременно. Фото можно ли венчаться двум парам одновременно

Стоимость

Что касается цены, то ее как таковой нет, ведь расценок не существует. Но хорошей традицией является добровольное пожертвование храму, в знак благодарности за обряд. Сумма варьируется от места проведения, обычно, в больших соборах Москвы и Санкт-Петербурга принято оставлять от 5000 тысяч рублей, в маленьких же городах чаще всего от 500.

Приметы

Хоть Православная Церковь и не одобряет суеверия, считая их грехом, но люди все равно придумывают различные приметы. На пустом ли они месте или же стоит в них верить – решать исключительно Вам.

Источник

О повторных браках и венчании

Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *