можно ли венчаться православной и армянину
Допустимо ли венчание в армянском или католическом храме для православных?
Венчая мужчину и женщину, церковь освящает и благословляет их союз. Считается, что такой брак, который благословляют высшие силы, будет удачным и крепким.
Согласно правилам православной церкви, жених и невеста должны быть крещеными православными христианами. Иногда допускается венчание с христианами других конфессий – католиками, лютеранами, протестантами, но проведение этого обряда с некрещеными людьми, мусульманами, буддистами или представителями другой веры невозможно.
А можно ли православным венчаться в армянской церкви?
Священники дают на этот вопрос следующий ответ. Армянская апостольская церковь является одной из самых древних христианских церквей в мире.
Однако из-за различий в толковании догматов (в частности, из-за разночтений относительно учения о соединении Божественной и человеческой природы во Христе) еще со времен Вселенских соборов, уже более тысячи лет, между Армянской и Православными поместными церквями нет общения в области таинств.
С этой точки зрения Армянская церковь считается монофизитской, а не строго православной. Поэтому православные верующие и последователи Армянской церкви не могут вместе причащаться от одной чаши во время литургии, вместе крестить детей и т. п.
Так что православные священники, хотя и признают действительным заключенный в Армянской церкви брак, все же рекомендуют православным верующим венчаться в православных храмах.
Разрешается ли венчаться православным в католическом храме?
На этот вопрос священнослужители дают такой ответ. Хотя многим людям нравится архитектурный облик католических соборов, внутреннее убранство этих храмов, звучащая здесь торжественная органная музыка, однако при выборе места для освящения союза между супругами стоит руководствоваться не только и не столько эмоционально-эстетическими предпочтениями.
Одно дело – просто побывать в католическом храме, другое дело – молиться в нем или же участвовать в таинствах.
Согласно канонам православной церкви, накануне венчания жених и невеста должны выдержать трехдневный пост, исповедаться и причаститься. Проведение этих обрядов, как и венчания, в католическом храме для православных верующих недопустимо.
По мнению священников, это означает проявлять неверие в истинность нашей церкви и полноту пребывания в ней благодатных даров Божиих, что было бы грехом против нее.
Ведь как бы ни были близки учения Православной и Католической церквей, существуют и принципиальные моменты, которые их разделяют, и это стоит учитывать верующим, собирающимся вступить в брак.
Надеемся, в этой статье вы найдете ответы на вопросы, можно ли православным венчаться в армянской или католической церкви, и сделаете правильный выбор.
Может ли православный обвенчаться в Армении?
Я русская. Гражданский муж армянин. Хотим обвенчаться в армянской церкви. Можно будет? И что для этого нужно.
Похожие вопросы
4 Ответа
Нет, нельзя. Есть как минимум две причины, по которым вы не можете этого сделать.
Для заключения угодного Богу православного христианского брака Вашему другу необходимо принять православие, а затем заключить с Вами зарегистрированный государством брачный союз. А потом повенчаться в православном храме.
На самом деле, православных армян немало.
Конечно, не следует венчаться с инославным, с тем, кто по иному верует в Христа.
Это дорога без обратного возвращения, она будет разрушительной для вас и для детей, не сможете защитить себя.
Таким образом, лучшим выходом из ситуации, если Вы все же хотите соединить жизнь с этим человеком, было бы обоюдное покаяние в блуде и принятие православной веры Вашим сожителем. Тогда вы сможете спокойно обвенчаться в Православной Церкви.
Православная Жизнь
«Нельзя! Но если очень хочется, то можно», – считает протоиерей Владимир Ровинский
– В современной богословской терминологии принято использовать два термина для обозначения религиозных людей, не исповедующих православие. Если речь идет о христианах иных конфессий, но верующих во Святую Троицу и Иисуса Христа как Сына Божия, их называют «инославными». А если же мы говорим о представителях другой религии, другой веры (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.) – к ним чаще применяется термин «иноверный».
Так вот: венчать православного с иноверным Церковь не может, исходя из понимания Таинства Венчания как единения мужа и жены во Христе. Эта мысль отражена в древних церковных правилах и канонических нормах, которые однозначно возбраняют заключение браков между православными и последователями иных религий.
В наших реалиях регистрацию браков взяло на себя государство. И брак, заключенный между супругами, которые являются членами Православной Церкви и одной из нехристианских религий, признается Церковью как законный, но не освящается совершением Таинства Венчания.
– А можно ли совершать Таинство Венчания мужа и жены, если оба веруют во Христа, но один из них принадлежит, например, к Католической Церкви, а другой – к Православной?
– Отвечу известной шуткой: «Нельзя! Но если очень хочется, то можно». И в этом ответе нет ни капли цинизма, скорее – наоборот. Молодые люди, создавая такую межконфессиональную семью, очень оптимистично и самоуверенно смотрят на свое будущее. Но проходит немного времени, и они познают суть церковного разделения на примере собственной семьи. Ведь Православная Церковь благословляет не только плотское единение супругов, но и заповедует иметь духовное – которое должно строиться по образу единения Христа и Церкви.
Заверения молодоженов, что они будут искренне уважать религиозные убеждения друг друга, в лучшем случае уважением и ограничатся. О каком духовном единении может идти речь, если супруги будут молиться и причащаться в разных храмах? Как их объединит разное понимание необходимости соблюдения поста? Как в семье проявится пасхальная радость, если один из супругов в это время переживает услышанное в храме «Христос Воскресе!», а другой «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?»
Еще больше вопросов появится перед супругами, когда родятся их дети. Кто будет заниматься их религиозным воспитанием? В каком храме крестить? Кто будут крестными родителями, отвечающими перед Богом за воспитание в вере и умножении ее в ребенке?
Все эти вопросы на практике приводят семью или к отсутствию действенной духовно-религиозной жизни, или к ее распаду.
В древние времена совместная жизнь христианских супругов начиналась с совместного участия в Евхаристии. Те, кто вступал в брак, приходили на евхаристическое собрание и с молитвенного благословения епископа вместе, как говорится, «едиными усты, и единым сердцем», причащались Святых Христовых Таин. И все присутствующие на богослужении знали, что в этот день эта пара начинала семейную жизнь у Чаши Христовой. Ведь именно отсюда проистекает благодатный дар единства и любви, который, соединяя на земле, ведет к единению в вечности.
Смысл супружеской жизни во Христе состоит в возможности такого онтологического единения мужа и жены в одно целое, которое дает полноту жизни, гармонию, совершенствование, преображение и вселение в Царство Божие. Недооценивая такую возможность или пренебрегая ею, супруги фактически недооценивают и пренебрегают семьей как средством к спасению.
Ведь и сейчас, во время совершения Таинства Венчания, мужу и жене предлагают испить совместно чашу благословенного вина как напоминание о необходимости совместного причащения Тела и Крови Христовых, для совершенства супружеского единения и наследования жизни вечной.
Поэтому Православная Церковь издревле и до сегодняшнего дня настойчиво рекомендует до совершения Таинства Венчания инославному супругу принять православие для полноты семейной жизни во Христе, для создания семьи по образу малой, или домашней, как говорят святые отцы, Церкви.
– Что делать, если инославный супруг не желает принимать православие?
– Реальная жизнь не всегда способствует идеальному с духовной точки зрения браку. Сегодня многие девушки и женщины, отправляясь на работу за рубеж, сознательно ищут замужества за инославным иностранцем. Да и наше многоконфессиональное общество подталкивает к созданию многих семей, где вопросы веры не могут играть роль объединяющего фактора.
С другой стороны, и Православная Церковь не вправе, ссылаясь на древние каноны, полностью отстраняться от участия в жизни таких семей. На Руси еще со времен петровских реформ по евроинтеграции Церковь откликнулась на просьбы плененных шведов, разрешив им венчаться с православными женщинами. При этом мужчина давал подписку о том, что не будет склонять православную невесту в свое вероисповедание и упрекать за исповедание православия, а также о том, что он будет крестить и воспитывать детей в правилах православной веры. Несколько позже, во времена раздела Речи Посполитой, подобное разрешение было дано и жителям Подольской, Могилевской, Минской, Полоцкой и Волынской губерний в случае создания «смешанных» семей. Тогда же не обошлось и без курьеза – согласно указу, «дети, рождающиеся от родителей разной веры, должны были воспитываться: сыновья в отцовой, а дочери – в матерней вере».
Примером смешанных браков были многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в православие не являлся обязательным.
«Исходя из соображений пастырской икономии, Украинская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» – говорится в официальном документе УПЦ «Основы социальной концепции».
На практике супругам необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею епархии с письменным прошением о благословении на Таинство Венчания в Православной Церкви, указав свою конфессиональную принадлежность. В этом же прошении мужу и жене следует засвидельствовать свое согласие о воспитании детей, рожденных от брака, в православной вере.
Возможен ли брак православной с армянином (ААЦ)?
Очень прошу дать правильный совет. Мой молодой человек армянин. У нас серьёзные отношения. Но, как и должно быть правильно, добрачных отношений у нас нет. Мы просто встречаемся, общаемся, проводим время вместе, как друзья. Но, сейчас мне поступило предложение от него выйти за него замуж. Мне с ним хорошо. Но для меня важно всё правильно сделать с точки зрения церкви. Знаю, что армяне христиане, но в тоже время, слышала, что вера отличается от нашей. Подскажите, пожалуйста, допустим ли брак.
Похожие вопросы
4 Ответа
Татьяна, подобный вопрос уже был:
Подобный церковный брак возможен под условием письменного согласия Вашего будущего супруга на воспитание детей в православной вере. С этим согласием надо пойти в Ваше местное епархиальное управление и подать правящему архиерею просьбу о совершении венчания.
После одобрения Вашего прошения Вы сможете обвенчаться по православному обряду в любом местном православном храме.
Процитирую главу церковного документа на этот счёт:
«III. Браки с инославными христианами
Древние церковные каноны (Трул. 72, Лаод. 31) ради защиты Церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. Этот подход и ныне должен применяться по отношению к членам еретических и раскольнических сообществ, враждебных Церкви и создающих угрозу ее единству.
Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви. Этот подход, отраженный в постановлениях синодального периода, подытожен в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».
Благословение епархиального архиерея на вступление в такой брак может быть преподано православной стороне в ответ на письменное прошение, которое должно сопровождаться согласием неправославной стороны на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере».
Церковный брак с инославным христианином невозможен. Для создания настоящей православной христианской семьи Вашему избраннику необходимо принять православие. Принимать надо по убеждению, а не только для брака. Есть немало православных армян, я и сам знаю таких людей. От этого они не перестали быть армянами и уважать свои национальные корни.
К сожалению, из-за лояльных отношений Синода в период Петра 1 к инославным смешанные браки разрешались с того времени с рядом условий.
Но правила Вселенской Церкви, которые непоколебимы и некоснительны, а так же общеобязательны для всех православных христиан, запрещают это категорически:
Правило 72 Шестого Вселенского Собора.
«Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком; потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрити на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о мужи верне ( 1Кор. 7:14 )».
Толкование на правило священноисповедника Никодима Милоша:
«Правило это воспрещает православным брак с еретиками. Если таковой брак уже заключен был, т.е. если православный мужчина вступил в брак с еретичкой-женщиной, или наоборот, то такой брак считался незаконным и расторгался; так как это означало бы «совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников». Это ясно и удобовразумительно сказано. Ослушники предписаний этого правила подлежат отлучению от церкви».
Ваш молодой человек, судя по всему, плохо знает свою веру. ААЦ, отпавшая от Вселенской Церкви, проклинает всех ее членов (православных христиан) при рукоположении каждого клирика:
Сами подумайте: как заключать брак с человеком, который находится в такой вере? Если ему все равно на эти положения ААЦ, то он вполне может принять Православие.
Если нет, то лучше найти другого. Православных молодых людей куда больше.
Вопросы настоятелю / Армянская церковь
Можно ли венчаться в Армянской Церкви, если мы с супругом крещены в Православной?
В силу определенных исторических обстоятельств, но, впрочем, и не без некоторого греха человеческого, после IV Вселенского Собора 451 года она оказалась в числе тех сообществ, которые называются монофизитскими, не принявшими истины церковной о том, что в единой ипостаси, в едином лице воплотившегося Сына Божия соединяются две природы: Божественная и истинная природа человеческая, неслитно и нераздельно. Так получилось, что армяно-григорианская церковь некогда бывшая часть единой Вселенской Церкви, не приняла этого учения, но разделила учение монофизитов, признающих только одну природу воплотившегося Бога-Слова — Божественную. И хотя можно говорить о том, что сейчас острота тех споров V-VI столетия во многом отошла в прошлое и что современное богословие армянской церкви далеко от крайностей монофизитства, но, тем не менее, полного единства в вере между нами пока нет.
Например, святые отцы Четвертого Вселенского собора, Халкидонского, осудившего ересь монофизитства, для нас являются святыми отцами и учителями Церкви, а для представителей Армянской Церкви и других «древневосточных церквей» – лицами либо анафематствованными (чаще всего), либо по крайней мере вероучительным авторитетом не пользующимися. Для нас Диоскор – анафематствованный еретик, а для них – «иже во святых отец». Хотя бы уже из этого понятно, каким традициям преемствует семья поместных Православных церквей, а каким – те, которые называются древневосточными. Между самими древневосточными церквями есть довольно приметные разности, и мера монофизитского влияния весьма различна: скажем, оно приметно сильнее в коптских церквях (при всем уважении к египетскому монашеству у коптов нельзя не видеть, особенно у коптских современных богословов, совершенно отчетливого монофизитского влияния), и почти неприметны ее следы в Армяно-Григорианской Церкви. Но историческим, каноническим и вероучительным фактом остается то, что на протяжении полутора тысяч лет между нами отсутствует евхаристическое общение. И если мы верим в Церковь как в Столп и утверждение истины, если мы верим, что обетование Христа Спасителя о том, что Ее не одолеют врата ада, имеет не релятивное, а абсолютное значение, тогда нужно делать вывод, что либо одна Церковь истинная, а другая не вполне, либо наоборот, – и задуматься о последствиях этого вывода. Единственное, чего никак нельзя делать, – это сидеть на двух стульях и говорить, что учения нетождественны, но на самом деле совпадают, и что полуторатысячелетние разделения проистекают исключительно из косности, политических амбиций и нежелания объединиться.
Из этого следует, что венчаться в Армянской Церкви, будучи чадом Православной Церкви, все же нельзя, и следует определиться, а для этого изучить вероучительные позиции той и другой Церкви.