можно ли верить сонникам в исламе
Какую информацию несут в себе сновидения
Люди всегда обращали внимание на сны, придавали им большое значение. К этому их подталкивает чувство любопытства, желание узнать будущее, это часть человеческой природы. И, к сожалению, некоторые мусульмане, особенно в последнее время, начали придавать большое значение снам. В этой статье, с помощью Аллаха, мы постараемся немного раскрыть тему сновидений.
Есть ли вообще смысл у сновидений?
Аллах упомянул имя только одного пророка в Коране, которого Он обучил толкованию снов, пониманию их значения – пророка Юсуфа (мир ему). С самого детства у него была связь со снами, так, однажды он сказал своему отцу: «Я видел во сне 11 звезд, солнце и луну, совершающими мне поклон» (сура «Юсуф», аят 4).
إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ
Отец Юсуфа Якуб (мир ему) понял, что это не простой сон, что в нём содержится большой смысл, который прояснится в будущем. Именно поэтому он велел Юсуфу (мир ему) скрыть свой сон от других его братьев, чтобы те не навредили ему. Также Пророк Юсуф (мир ему) толковал сны и других людей, например, сновидения заключённых и фараона. Источником понимания Юсуфом (мир ему) значений снов было внушение от Аллаха (ильхам), порой божественное откровение (вахью), а иногда дар, данный ему Аллахом, иначе говоря, проницательность и мудрость.
Однажды сподвижник Пророка (мир ему и благословение) по имени Убада бин ас-Самит (да будет доволен им Аллах) попросил Пророка (мир ему и благословение) объяснить значение слов Аллаха в Коране: «Верующих ожидает благая весть на этом и том свете...». Пророк (да будет доволен им Аллах) ответил ему: «Это благой сон, который снится праведному человеку или другому в пользу праведного» («Муснаду Ахмада», № 22688).
يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ قَوْلَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى < لَهُمْ الْبُشْرَى فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ >فَقَالَ لَقَدْ سَأَلْتَنِي عَنْ شَيْءٍ مَا سَأَلَنِي عَنْهُ أَحَدٌ مِنْ أُمَّتِي أَوْ أَحَدٌ قَبْلَكَ قَالَ تِلْكَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ يَرَاهَا الرَّجُلُ الصَّالِحُ أَوْ تُرَى لَه
В другом хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: «Не осталось из пророчества ничего, кроме предвещающих благое. Тогда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Что же предвещает нам это?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это- благой сон» («Сахих аль-Бухари» № 6475).
حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ عَنْ الزُّهْرِيِّ حَدَّثَنِي سَعِيدُ بْنُ الْمُسَيَّبِ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ لَمْ يَبْقَ مِنْ النُّبُوَّةِ إِلَّا الْمُبَشِّرَاتُ قَالُوا وَمَا الْمُبَشِّرَاتُ قَالَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ
В ещё одном изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что Джабир (да будет доволен им Аллах) слышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Сон верующего, праведного человека есть часть пророчества» («Муснаду Ахмада» № 14681)
رُؤْيَا الرَّجُلِ الْمُؤْمِنِ جُزْءٌ مِنْ النُّبُوَّةِ
Эти и многие другие доводы говорят, что сон порой может иметь смысл и даже быть вестником неких событий, которые произойдут в будущем в жизни человека, которому он приснился.
Источники сновидений
Источников снов три:
3. Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Сон от Аллаха, или «вещий сон»
Сновидение, источником которого является Аллах, бывает истинным, такой сон всегда имеет смысл и сбывается. Сновидения пророков всегда имеют смысл и сбываются, потому они являются либо откровением (вахью), либо внушением (ильхам) от Всевышнего. Сны праведников тоже, зачастую, бывают вещими, особенно ближе к Судному дню. Доводам в пользу того, что сны Пророков (мир им) бывают вещими являются вышеприведённая история о пророке Юсуфе (мир ему), изречения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и история пророка Ибрахима (мир ему), которая тоже повествуется в самом Коране: (смысл): «Ибрахим (мир ему) сказал: «Сынок мой, я видел во сне, как предаю тебя в жертву ради Аллаха, что ты думаешь об этом?» (сура «ас-Саффат», аят 102).
قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانْظُرْ مَاذَا تَرَى
Сон от шайтана
Как правило, сны, источником которых является шайтан, бывают пугающими, вселяющими в человека тревогу, грусть и сомнения. Примеры такого сна: человек видит, что он падает с высокой горы, что его убивают, он тонет, душат и т.п. Шайтан пытается навредить человеку хотя бы во сне, когда не может сделать этого наяву. И об этом Аллах в Коране сказал:
(смысл): «Воистину шайтан наущает верующим дурное, чтобы опечалить их» (сура аль-Муджадаля», аят 10).
إِنَّمَا النَّجْوَى مِنَ الشَّيْطَانِ لِيَحْزُنَ الَّذِينَ آمَنُوا
В таких случаях, проснувшись от кошмара, надо трижды произносить «аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим», каждый раз поплёвывая, поворачивая голову влево.
Также очень желательно читать «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»).
Как свести к минимуму сновидения от шайтана?
Чтобы оградить себя от снов от шайтана и физического зла от него, необходимо ложиться спать при обязательном омовении или обновив его, при необходимости. Также каждую ночь очень желательно сомкнуть кисти рук как во время дуа и читать на них «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»), а затем провести ладонями по всему телу. Очень важно не ложиться спать без чтения Корана и молитв (азкары, вирды). Если человеку будет суждено умереть во сне, то он умрёт поминающим Аллаха. Довольно многие люди позволяют себе ложиться спать без омовения, не прочитав никаких молитв, есть и такие, кто засыпает под музыку и потом ещё жалуются на то, что им снятся кошмары. Ведь известно, что музыка манит шайтана не хуже красивого чтения Корана для верующего.
Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Третьим источником снов являются его мысли и воображение. Довольно часто человеку снится то, чем он занимается, о чём много говорит, думает … К примеру, когда человек обсуждает кого-либо или что-либо, это может ему присниться. Может обсуждать с друзьями какую-нибудь машину, а затем увидеть её во сне; может планировать поездку и после увидеть её во сне и т.п. Такой сон не имеет ни значения, никакого-либо влияния, иначе говоря, это всего лишь человеческая фантазия и игра воображения.
Сонники и исламские сонники
Сегодня на прилавках книжных магазинов с легкостью можно найти так называемые сонники, встречаются и, якобы исламские, сонники. Однозначно могу сказать, что пользы от этих сонников, в том числе и так называемых «исламских» нет! Поэтому не стоит их покупать и вообще тратить время на их чтение. Они бесполезны, потому что в лучшем случае составлены из отрывков историй, в которых некие праведники и мудрецы толковали сны обратившихся к ним людей, которым приснился тот или иной сон. Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что сонники составляются таким образом в лучшем случае, в иных же случаях они попросту придумываются ради жажды заработать деньги на их продаже.
Так, например, однажды к Ибн Сирину (да смилуется над ним Аллах) пришёл некий человек и сказал, что видел себя во сне призывающим (к молитве). Ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) растолковал его сон так, что он в ближайшем будущем совершит хадж [паломничество в Мекку]. Однако, когда к Ибн Сирину (да смилуется над ним Аллах) пришёл другой человек и рассказал ему про такой же сон, Ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) заявил, что он вор! Сон первого был растолкован таким образом, потому что он был праведным человеком. Аллах в Коране сказал: (смысл) «И призови, о Ибрахим, людей к хаджу. » (сура «аль-Хадж, аят 27).
وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ
Что же касается второго, то он был нечестивцем, грешником и это было известно всем. В Коране сказано: (смысл) « затем воззвал один из них: «О караван, да вы воры»» (сура «Юсуф», аят 70).
ثُمَّ أَذَّنَ مُؤَذِّنٌ أَيَّتُهَا الْعِيرُ إِنَّكُمْ لَسَارِقُونَ
Как ясно из этого случая, даже один и тот же сон может иметь совсем разное значение для разных людей.
Можно ли рассказывать свой сон?
Когда человеку снится какой-нибудь удивительный сон, ему не следует рассказывать его. Можно рассказать алиму или хорошему и честному человеку, который любит тебя и желает для тебя только блага, и который может дать тебе хороший совет. Но ни в коем случае не рассказывайте о своих снах всем подряд, людям, которые не отвечают вышеприведённым критериям. Ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Сон привязан к лапке птицы до тех пор, пока тот, кому он приснился не расскажет его. А когда он расскажет его другому, он упадет (т.е. может не сбыться). И не рассказывай свой сон никому, кроме алима, искреннего советчика, умному и проницательному. Благой сон есть 1/46 часть пророчества» («Джамиуль-ахадис», № 12813).
الرؤيا معلقة برجل طائر ما لم يحدث بها صاحبها فإذا حدث بها وقعت فلا تحدثن بها إلا عالمًا أو ناصحًا أو لبيبًا والرؤيا الصالحة جزءًا من ستة وأربعين جزء من النبوة
Если Вам приснился благой сон и Вам есть с кем поделиться им, естественно, им должен быть любящий Вас и желающий Вам только добра человек, можете рассказать его. А если Вам приснился плохой сон, никому не рассказывайте его!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Почему в Исламе нельзя рассказывать о своих снах?
В исламе сны бывают трех видов – сны от Аллаха, сны от шайтана, и подсознательные сны.
Ежедневно на протяжении всей своей жизни Аллах предопределил человеку определенный промежуток для отдыха, выделил ночь для сна и накопления сил для предстоящего дня. Ночь – особенное время, когда весь мир затихает, чтобы проснуться новым днем, стирается грань между вчера и сегодня, а человек погружается в таинственный мир сновидений.
Красочные и пугающие, радостные и страшные, таинственные и вещие –. наше сознание переносится в мир снов и начинается совершенно другая жизнь, где встречается прошлое и будущее, происходят невероятные события, оживают те, кто покинул нас. В этом чудесном явлении – значение Всевышнего Аллаха.
Иногда сны приводят в замешательство, и мы не знаем как реагировать. В исламе сны бывают трех видов – сны от Аллаха, сны от шайтана и подсознательные сны. Сны от Аллаха могут предвещать события, указывать на важные моменты в жизни, остерегать от чего-то, быть напоминанием, в любом случае несут в себе благо. Сны от шайтана пугают, а подсознательные сны связаны с тем, что человек думает на протяжении дня.
Можно ли рассказывать о своих снах?
Согласно хадисам, если человек увидел хороший сон – то есть сон от Аллаха, ему следует возвеличить Всевышнего и можно рассказать о нем близкому человеку.
«Если кто-нибудь из вас увидел сон, который ему нравится, то это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и рассказывает другим о нем» (Бухари).
Если человек увидел сон от шайтана, или кошмар, о нем не стоит никому рассказывать. В таком случае следует прочитать дуа, возвеличить Аллаха и забыть этот сон. Если верующий будет слишком много внимания уделять такому сну, значит, он поддается уловке шайтана, цель которого лишить верующего спокойствия.
«Если кто-нибудь из вас видит сон, который ему не нравится, то он – от шайтана, пусть не рассказывает о нем никому, и он не принесет вреда» (Бухари).
Почему нельзя рассказывать о своих снах?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сон – в когтях птицы, пока человек не расскажет его». То есть сны являются настолько тонкой материей, что будут исполнены, исходя из того, как о нем подумают. И подобно любой вещи, дарованной от Аллаха, сны имеют сакральное значение и должны оберегаться.
«Поистине, сновидение станет таким, как было истолковано! Пример этому – человек, который поднял ногу и ждет, пока опустит ее. И если кто-либо из вас увидел сон, то пусть не рассказывает о нем никому, кроме ученого или искреннего наставника» (Анас).
Можно ли верить снам?
Можно ли верить снам?
Ас’саляму алейкум! У меня такой вопрос: можно ли верить снам в исламе? Я беременна, срок маленький. И вот во сне видела несколько раз, что у меня выкидыш, просыпаюсь среди ночи и не могу долгое время заснуть, а днём хожу грустная и думаю только об этом сне.
Сны, которые мы видим во сне, являются неотъемлемой частью нашей жизни. Термин «толкование снов» упоминается и в Коране и, как каждый термин, Корана, заслуживает внимательного рассмотрения.
В Коране сообщается, что Юсуф (алейхи салям) толковал увиденный им сон, а также давал толкование снам других людей. Толкование снов – это знание, и это знание было даровано пророку Юсуфу (алейхи салям). Это указывает нам на то, что не следует с пренебрежением относиться к увиденным сновидениям. Значит, во снах, которые мы видим, может быть скрыт определенный смысл.
Но, наряду с этим, нельзя утверждать, что все, что мы видим во сне, на сто процентов является истиной, так как двери сновидений открыты для всевозможных иллюзий. Чтобы дать правильное толкование сну, необходимо истинное знание, которое позволяет отличить истинный сон от иллюзий. В противном случае все сделанные толкования будут лишь подпитывать эти иллюзии.
Сегодня нам с вами доступны книги толкований снов, написанные исламскими алимами. Однако мы видим, что в отличие от других наук, наука толкования снов доступна далеко не каждому человеку. Поэтому, чтобы прийти к нужному результату, необходимо разделить сны на группы, извлечь из них те, которые достойны толкования.
Некоторые алимы делили сны на две категории. Первая категория – это «адгасуль-ахлям», то есть путанные сны. Такого рода сны не достойны толкования, так как даже если в них есть какой-то смысл, он не заслуживает рассмотрения.
Вторая категория – это правдивые сны. Во время таких снов душа находит окно в мир гайба (неведомого), входит туда и видит там определенные значения и смыслы. Самым важным моментом здесь является необходимость дать правильное толкование таким снам. Таким образом, книги толкования снов, представляют собой попытки правильного толкования таких снов. И, конечно же, в этом присутствует вероятность ошибки.
Хорошие сны могут зажечь в нас искру надежды, могут считаться предчувствием чего-то. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит хороший сон, знает, что он от Аллаха. Пусть он воздаст хвалу Аллаху за это, и расскажет об этом сне другим. Если же кто-то увидит плохой сон, то пусть знает, что он от шайтана. Пусть он прибегнет к защите Аллаха от зла, и пусть никому не рассказывает об этом сне» (Бухари, 2102).
Можно ли верить сонникам в исламе
Есть ли связь между сном и судьбой человека? Что может означать, когда человек видит во сне то, что потом случается с ним наяву?
Сон это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Однако, несмотря на то, что это явление сопровождает человечество с самого его зарождения, до сих пор остается малоизученной областью.
Сны бывают разные. Среди них есть и те, которые в последующем становятся явью. Это явление может случиться с каждым человеком, и нужно отметить, что в этом нет ничего необычного. Возможно, у кого-то это случается чуть чаще, чем у остальных, у кого-то меньше.
Подобные сны являются одним из свидетельств существования предопределения, вера в которое по Исламу является одним из условий веры человека.
В некоторых случаях подобные сны могут быть предупреждением, предостережением для человека, а в некоторых случаях наоборот радостной вестью.
Всевышний Аллах передает людям подобные сообщения через своих ангелов, которые ведают о Ляухе Махфузе, то есть о том, что будет и что предстоит. Ангелы же передают по повелению Аллаха предписанную информацию человеку.
И, опять же, в зависимости от его повеления, оно будет носить либо предупреждающий либо поощряющий характер действий человека. Однако Иблис тоже не дремлет, и всячески пытается вторгнуться в нашу жизнь. Причем, не только, когда мы бодрствуем, но и когда спим, пытаясь исказить смысл сновидений или же возбуждая в нашей душе сомнения.
Поэтому, в любом случае полагаясь на Всесильного Аллаха, просите защиты и только благое у Него.
Можно ли верить сонникам в исламе
Сонник: харам или халяль? (Источник фото: freepik.com)
Сны – неотъемлемая часть нашей жизни, время возвращения души человека к Своему Создателю, как сказано в Коране:
Ночью нам открывается таинственный мир сновидений. Сны, подобно каждой вещи, созданы Всевышним Аллахом. Согласно исламскому вероучению, сны бывают трех видов: сны от Аллаха – праведные и благие, приносящие радостные вести, сны от шайтана – неприятные и пугающие, сны от нафса – сновидения, связанные с собственными переживаниями и мыслями.
Увидев определенный сон, человек часто испытывает любопытство или тревогу, он хочет знать, что значит этот сон, является ли он предвестником чего-либо. Часто мусульмане задаются вопросом: можно ли, согласно нашей религии, в надежде истолковать свой сон, пользоваться сонниками? Прежде всего, стоит отметить, что человеку свойственно любопытство, желание познать свое будущее, знать сокрытое и тайное.
А Аллах Всевышний Своей бесконечной мудростью и милостью сделал мир снов скрытым и тайным, чтобы люди жили явью, а не снами, и значение того или иного сна Он сделал ведомым только Себе. То есть не стоит уделять снам чрезмерное внимание, воспринимать их как неоспоримые вестники того, что определенно произойдет в будущем. Зацикливаясь на снах, можно забыть о жизни настоящей. Что заставляет человека обращаться к сонникам? Как правило, страх и тревога. Но ни одна вещь не постигает верующего и не сможет навредить ему без воли Всевышнего Аллаха на это.
Первым делом, увидев сон, радостный или тревожный, верующему следует обратиться к Аллаху, с благодарностью или просьбой о защите, а не искать его толкования в соннике.
Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему, то пусть возблагодарит Аллаха и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит. А если увидит что-то неприятное для него, то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «Аузу бил-ляяхи минаш-шайтаани рраджиими ва мин шаррих» («ищу прибежища у Аллаха от шайтана и зла его). Пусть ляжет на другой бок и никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» (Бухари).
Услышав этот хадис, брат Пророка (с.а.с.) Абу Саляма сказал: «Раньше некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания».
В наше время существует огромное количество сонников. Обращаться к исламским сонникам как таковым не предосудительно, но стоит помнить, что сны – очень деликатная материя, и могут быть претворены в жизнь именно так, как они будут растолкованы. Сны могут материализоваться и претвориться в жизнь, согласно тому, какой смысл человек ему придаст, исходя из толкования в соннике. В хадисе сказано: «И сон этот в неопределенном состоянии, пока о нем не заговорят. Когда же заговорят, тогда и упадет он» (Тирмизи).
Пророк (мир ему) сказал, что сон реализуется так, как ты его трактуешь. И даже страшные и тревожные сны должны трактоваться в хорошую сторону. Можем ли мы быть уверены, что толкование нашего сна в соннике будет хорошим, и что это знание не будет тревожить нас еще больше? Сонник – это не учебник по алгебре или химии, толкование, представленное в нем, – это один из миллионов возможных вариантов значения сна, а не абсолютная формула.
К тому же, один и тот же сон, предметы и символы, могут иметь совершенно разное значение для разных людей. Даже Ибн Сирина, величайший из всех известных толкователей, говорил: «Я растолковываю только из предположений, а предположения могут быть верны или неверны». Поэтому к толкованию сна можно относиться только, как предположительному варианту, а не абсолютной истине.
Бесконечное количество снов, хороших и неприятных, сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Все создано со смыслом, и смысл сна – в возвращении нас к поминанию Аллаху, сны не для того, чтобы мы ими играли и разгадывали их. Конечно, мы можем обратиться к сонникам, чтобы пытаться понять смысл, своего сна, но излишняя дотошность в этом деле ни к чему. Ибн Сирин говорил: «Бойтесь Аллаха в своем бодрствовании, ибо то, что вы видите в своем сне, никогда не навредит вам».
3 дуа для тех, кто хочет видеть только хорошие сны