Можно ли вернуть автомобиль с пробегом в автосалон в течении 14 дней
Как вернуть машину в автосалон или бывшему владельцу
Содержание
Автомобиль – не платье и даже не телефон. Но и его иногда необходимо вернуть продавцу – в салон или частному лицу. Можно ли вернуть купленную машину, как и на каких условиях это можно сделать, рассказываем в этой статье.
Можно ли вернуть автомобиль после покупки в салон?
Так как автомобиль относится к технически сложным товарам, вернуть его можно только в обозначенных законом РФ «О защите прав потребителей» случаях, а именно:
Как вернуть машину после покупки? Для начала поговорим о том, как вернуть автомобиль в салон. Для этого необходимо написать претензию в адрес администрации салона, в котором вы совершали покупку. Составьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны проставить дату и подпись) как доказательство обращения. В течение 10 дней вам должны дать ответ относительно возврата. Имейте в виду, что может потребоваться проведение экспертизы. Если продавец не хочет проводить экспертизу и признавать недостаток, вы можете инициировать ее самостоятельно.
Если этого не произошло, продавец не идет на контакт или дает ответ, который вас не устраивает, вы можете обратиться в Роспотребнадзор с жалобой. Параллельно с этим можно также обращаться в суд.
Как вернуть автомобиль, если закончилась гарантия?
Это также возможно при выявлении существенных недостатков, только после завершения гарантийного срока нужно обращаться не к продавцу, а к производителю (если продолжает действовать срок службы автомобиля, обычно составляющий примерно 6–7 лет). Также следует учитывать, что сначала нужно предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков. Имейте в виду, что вам придется доказывать, что брак или дефект проявились без вашего участия и вашей вины (то есть не являются последствием эксплуатации автомобиля). В случае если производитель не удовлетворит такое требование в течение двадцати дней или недостаток является неустранимым, у вас возникает право требовать возврата уплаченной денежной суммы.
Вам могут вернуть даже больше денег, чем вы заплатили!
Покупатель может потребовать вернуть ему деньги, а также разницу между уплаченной суммой и нынешней рыночной ценой автомобиля. На практике эта информация актуальна в том случае, если вы возвращаете автомобиль через какое-то время после покупки. Например, если год назад вы покупали машину, теперь хотите вернуть, а стоимость аналогичной новой увеличилась, вам должны вернуть именно эту новую сумму.
И еще один нюанс: если продавец откажется возвращать деньги и дело дойдет до суда, вам могут присудить неустойку за каждый день ожидания. В случае с автомобилем, вещью дорогой, это зачастую весьма неплохая сумма. Также не стоит забывать про штраф.
В каких случаях можно вернуть б/у авто владельцу?
Если вы приобретаете автомобиль с пробегом у физического лица, то вернуть покупку можно в следующих случаях:
В последнем случае первым шагом должна быть официально оформленная претензия с требованием предоставить все документы. И только если покупателю отказывают или игнорируют его требование, можно оформлять претензию относительно возврата.
В целом порядок действий такой же: направляете претензию продавцу, в которой требуете вернуть вам деньги. В течение разумного срока (например, 30 дней) он должен это сделать. Если продавец отказывается признавать правомерность одного из оснований для возврата, можно подавать в суд.
Как расторгнуть договор купли-продажи (ДКП)?
Для расторжения договора купли-продажи должны быть действительно уважительные, весомые причины. Например, обнаружение дефекта, о котором покупатель не был предупрежден, или наличие юридических проблем с автомобилем (например, обременение).
Расторгнуть договор купли-продажи можно по соглашению сторон (если обе стороны не против) или по решению суда. Но перед подачей искового заявления необходимо подготовиться. В заявлении должны быть указаны обстоятельства сделки, время пользования автомобилем, недостатки, которые обнаружились в автомобиле, сообщение об ущербе, требование о расторжении договора купли-продажи.
Необходимо собрать также пакет документов:
В рамках судебного разбирательства можно ходатайствовать о проведении экспертизы, которая подтвердит наличие дефектов, ставших причиной возврата автомобиля.
Советы по выбору автомобиля, который не придется возвращать
Если вы не специалист в механике и готовы приобрести новый автомобиль, рекомендуем обращаться в салон, а не к частным лицам. В этом случае вы будете в полной мере защищены законом «О защите прав потребителей», потому что сделка будет проведена официально, а продавец не исчезнет сразу после того, как получит деньги.
Если вы покупаете автомобиль с рук, не пожалейте денег и при помощи специалиста проведите его обследование. Это даст возможность выявить скрытые дефекты, несоответствия по характеристикам (реальным и озвучиваемым), скрытые недостатки. Желательно проверить историю автомобиля, если это возможно. Заключайте с продавцом договор (вернуть машину по договору купли-продажи проще), в этом случае ваши права будут лучше защищены.
В случае неуверенности в своих силах, обращайтесь к юристу, он проконсультирует, как вернуть проданный автомобиль, вне зависимости от того, приобретали вы его в салоне или у частного продавца.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Купил автомобиль с рук или в салоне-посреднике, а он сломался в течение 15 дней (ситуация № 5)
Машину с пробегом можно попробовать вернуть, даже если она куплена у автовладельца или в салоне, который оказался агентом, притом что реальный продавец – физлицо. Только в первом случае в этом скорее смысла не будет, а вот во втором тактическая хитрость может сработать
Взял авто в салоне, а оказалось – у Ивана Иваныча. Как так?
В такие ситуации попадают те, кто хочет подешевле купить машину с пробегом.
Автосалоны берут у физических лиц машины на продажу по договору комиссии. Чаще они просто предоставляют выставочный зал для демонстрации машины, и менеджеры салона заодно помогают ее продать. В договоре купли-продажи, как правило, черным по белому написано, что автосалон является агентом или комиссионером, а продавцом указан условный Иванов Иван Иванович.
Если с автомобилем что-то происходит – причем нередко машины настолько старые, что происходит что-то уже в первые 15 дней, – то покупатель начинает предъявлять претензии автосалону. Вот только салон тут ни при чем.
Ответственность несет продавец, а не агент или другой посредник. Этот вывод подтверждает судебная практика. Так, суды указывают: по общему правилу субъектом ответственности является продавец (изготовитель, импортер) вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентов) (см., например, п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»; Апелляционное определение Самарского областного суда от 28 ноября 2018 г. по делу № 33-14398/2018).
И что же делать?
Подавать в суд на автосалон или завод хорошо тем, что у них есть деньги, которые будут списаны с банковского счета после получения судебного решения. Вернуть машину физическому лицу по закону тоже можно. Проблема здесь только одна: с этого лица будет нечего взять. Либо у него нет денег, либо он предусмотрительно переоформит то, что есть, пока вы просудите возврат.
Из такой ситуации можно найти выход, если машина куплена в кредит. Объясню: банк, перечисливший деньги в салон, является его партнером и к тому же, скорее всего, взял вашу машину в залог. Вы можете сообщить в банк, что предмет залога, как оказалось, никакой ценности не представляет. В таком случае банк может по-партнерски надавить на салон, и ваш автомобиль заменят на нечто подобное. В моей практике такие случаи были.
Общий вывод такой: покупать машину у физлица – большой риск. Лучше приобрести подержанный автомобиль в салоне. Только внимательно читайте договор купли-продажи и не забывайте проверять, кто указан в качестве продавца. Если автосалон назван в договоре агентом или комиссионером, от сделки лучше отказаться.
(О том, почему возврат автомобиля может оказаться очень выгодным, и о других распространенных ситуациях, когда автовладельцы хотят отказаться от недавно купленной машины, – читайте в публикации «Можно ли вернуть автомобиль в салон?»)
Когда и как можно вернуть автомобиль бывшему владельцу
Содержание
Нередко покупатели подержанных авто сталкиваются с юридическими и техническими проблемами уже после сделки. Разочаровавшись в приобретении, новые собственники задумываются, можно ли вернуть автомобиль бывшему владельцу. Сразу скажем, что можно, а в каких именно случаях и как, разберемся в материале.
Когда можно вернуть автомобиль бывшему владельцу
Вернуть машину можно в следующих случаях:
Вернуть авто можно как частному лицу, так и автосалону. Но нужно понимать, что все издержки понесете вы, да и сам процесс может затянуться на месяцы. Минимальный срок, в течение которого выносится решение по таким делам, – полгода. Плюс придется заручиться поддержкой адвоката. В случае победы вы сможете не только вернуть авто, но и компенсировать затраты на ремонт и судебные издержки. Опытные адвокаты даже взыскивали авто в том состоянии, которое было прописано в ДКП.
Как вернуть автомобиль бывшему владельцу
Порядок действий при возврате подержанного автомобиля следующий. Если появилась серьезная неисправность, нужно обратиться за экспертизой к независимому мастеру. Он должен установить причину поломки и ее давность. От времени выхода из строя детали зависит возможность оспорить преднамеренную порчу авто покупателем и одобрение суда на расторжение сделки.
Если выяснится, что неисправность появилась до подписания договора купли-продажи, покупателю следует по почте отправить продавцу письменную претензию с результатом экспертизы. В претензии нужно изложить все факты и требовать возврата денежных средств. Также в письме можно сослаться на то, что покупатель вправе отказаться от товара, не соответствующего описанию.
Если продавец проигнорирует письмо и откажется возвращать деньги, следует подать исковое заявление в суд по месту жительства продавца и взыскивать денежные средства уже в судебном порядке.
Если машина оказалась залоговой, придется доказать, что на момент покупки она не числилась в реестре залогового имущества. Если это действительно так, нужно будет взять выписку у нотариуса и действовать по той же схеме: составить претензию продавцу, и, если она останется без ответа, обратиться в суд. Но если машина на момент сделки числилась в реестре, вернуть машину обратно не получится.
Как купить автомобиль, который не придется возвращать
Неприятные ситуации возникают, если не проверить автомобиль перед покупкой или невнимательно прочитать договор. Перед сделкой обязательно пробейте авто через специальный сервис. Если проверка покажет, что машина битая или залоговая, а это не отражено в ДКП, сразу прекращайте взаимодействие с продавцом.
Так, в отчете avtocod.ru по «Солярису» отобразились и аварии с расчетами ремонтных работ, и залог.
Билась передняя и задняя часть автомобиля.
В последней аварии машина получила сильные повреждения. На восстановление ушло больше ста тысяч рублей.
Залог на момент продажи действовал.
Плюс есть неоплаченные штрафы на 12 тыс. рублей.
Также обращайте внимание на наличие дубликата ПТС в отчете. С копией вернуть машину будет сложнее.
Если проверка не покажет проблем и авто вас устроит, внимательно читайте договор и сверяйте данные документов. В ДКП должна быть указана полная стоимость автомобиля, и, если вас попросят указать меньшую сумму, ни в коем случае не соглашайтесь. Это тоже снизит шансы на удачный возврат авто при обнаружении недостатков после сделки.
Если берете машину в автосалоне, смотрите, чтобы в качестве продавца было указано ИП или юрлицо. Компании могут выступать посредниками и продавать автомобили от имени физлица. Если купите авто у «физика», не сможете опираться на Закон о защите прав потребителей, по которому автосалон обязан принять машину и провести проверку за свой счет. Если ТС продается от имени ИП или юридического лица, отстоять права за продажу товара ненадлежащего качества и обман покупателя, будет проще.
Если с документами все в порядке, внимательно осмотрите техническую часть. В идеале обратиться к диагностам, способным визуально определить произошедшие с машиной ДТП и выявить характер повреждений, а также проверить все узлы на износ с помощью специализированного оборудования.
Автор: Андрей Спесивцев
Сталкивались ли вы с обманом со стороны продавца при покупке автомобиля? В чем вас пытались обмануть? Поделитесь своей историей в комментариях.
Покатался и вернул
О том, что машину, которая часто ломается, или у которой выявлены существенные недостатки, можно вернуть, знают все. Но условия, при которых это можно сделать, не всегда понятны даже судьям. Чтобы привести решения судов к одному знаменателю, Верховный суд в обзоре судебной практики привел в качестве показательных примеров несколько подобных дел.
Итак, некий гражданин А. купил автомобиль. Однако в течение 15 дней у машины были выявлены недостатки. Тогда он обратился в автосалон с требованием либо поменять ему машину на качественную, либо расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Однако автосалон отказался пойти ему навстречу.
Автовладелец обратился в суд. Суд первой инстанции назначил автотехническую экспертизу, которая выявила некоторые из указанных недостатков и установила, что они были следствием производственной сборки автомобиля.
Суд решил дело в пользу автовладельца. Но апелляционная инстанция посчитала иначе. Она сослалась на то, что часть недостатков не была выявлена экспертами, а те, которые были выявлены, были устранены. Кроме того, суд посчитал эти недостатки несущественными и не мешающими нормальной эксплуатации автомобиля.
Однако с таким выводом не согласился Верховный суд. Он указал, что согласно статье 18 закона о защите прав потребителей в течение 15 дней с момента передачи автомобиля покупателю тот имеет право требовать его замены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег.
Существенный или несущественный недостаток необходимо устанавливать, если покупатель обратился с требованием замены машины или расторжения договора по истечении этих 15 дней.
Так, в суд обратилось общество по защите прав потребителей в интересах гражданки Н. Она купила машину, которая постоянно ломалась. Более 30 дней в течение каждого года двухгодичного гарантийного срока она не могла пользоваться машиной. А однажды ремонт затянулся более чем на 45 дней. А это по закону о защите прав потребителей максимальный срок устранения недостатков.
Однако суд первой инстанции, а потом и апелляционный отказали женщине в иске к автосалону.
Они посчитали, что в течение первого года гарантии она не могла пользоваться автомобилем лишь 27 дней. Трехдневный срок доставки машины эвакуатором в сервис, а также трехдневный период ожидания возврата отремонтированного автомобиля суды почему-то не включили в этот период.
А что касается второго гарантийного года, так суды установили, что женщина дважды самостоятельно обращалась в сервисный центр в Норвегии, который не входит в перечень центров, уполномоченных ремонтировать проданные ответчиком автомобили.
Однако Верховный суд с этим не согласился и указал, что срок доставки автомобиля в сервис и срок проезда покупателя в сервис за автомобилем входят в период, в течение которого покупатель не мог использовать товар вследствие устранения его недостатков.
Также Верховный суд не согласился с тем, что ремонт автомобиля в сервисном центре иностранного государства не учитывается при решении вопроса о расторжении договора.
Ведь согласно этому договору клиенту предоставлена международная гарантия на автомобиль.
Верховный суд напомнил, что расторжение договора купли-продажи возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств: невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться автомобилем более чем 30 дней; невозможности использования, обусловленной неоднократными ремонтами; и устранения во время ремонтов разных недостатков товара.
Поэтому он отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.
Купил автомобиль с пробегом в салоне, а он сломался в течение 15 дней (ситуация № 8)
Пока 15 дней не истекли, вернуть машину с недостатками получится, даже если ей лет 50. Помешать этому может только обман продавца в день покупки или возврата авто
Спешу вас обрадовать: неважно, сколько лет вашей машине – 10, 20 или 50. Возврат автомобиля из-за недостатков в первые 15 дней после покупки тем и удобен – не имеет значения, новый он или подержанный, истек ли гарантийный срок или срок службы. Любую машину можно вернуть в салон до истечения 15 дней, если в ней обнаружены недостатки.
Но тут возможны два подводных камня.
Вас могли обмануть во время покупки авто
Автосалон может оказаться фирмой-однодневкой. И даже если подать на него в суд и выиграть, деньги вернуть все равно не получится.
Часто бывает так: в салоне висит большая красивая вывеска, а вот договоры купли-продажи в салоне с красивой вывеской заключаются на фирму «Рога и копыта». Поэтому, подписывая договор, проверьте по ИНН продавца в интернете три показателя: сколько лет фирме (нет еще и года или хотя бы 8–10 лет); сколько в ней официально работает человек (один или хотя бы несколько десятков); какая выручка у фирмы (один-два миллиона или сотни миллионов в год, как у любого салона, которому можно доверять). Мошенники меняют фирмы как перчатки, поэтому если салон создан в пределах трех лет до вашей сделки и у него нет ни работников, ни достойной выручки, лучше бегите оттуда поскорее. Я уже разбирал такой случай на реальном примере при описании ситуации № 2.
Если машину вы уже купили и салон все-таки оказался однодневкой – не спешите унывать. Проверьте, не истек ли гарантийный срок или срок службы автомобиля (в этом вам помогут статьи о ситуации № 3 и ситуации № 4). Если нет, машину еще можно попробовать вернуть производителю. Об этом будет написано в заключительных статьях – о ситуациях № 9 и № 10.
Не обманули при покупке автомобиля – могут сделать это при его возврате
Салон точно не однодневка? Хорошо, но все же не теряйте бдительности. Вас могут попытаться обмануть, чтобы выглядело все так, будто вы не успели обратиться к продавцу в течение 15 дней. Здесь салоны пользуются тем, что многие не знают, как правильно оформить претензию. Примеры такого обмана – в статье о ситуации № 2.
Чтобы понять, куда направлять претензию, скачайте с сайта налоговой инспекции выписку из ЕГРЮЛ. Получить ее можно путем ввода в поисковую строку ИНН автосалона, который указан в договоре купли-продажи. В выписке будут юридический адрес салона и данные о руководителе.
Отправьте претензию с описью вложения по юридическому адресу на имя руководителя. В ней укажите на отказ от договора купли-продажи и изложите требование о возврате денежных средств. В описи пропишите: претензия об отказе от договора купли-продажи автомобиля и возврате денежных средств. Это нужно для того, чтобы продавец не смог потом сказать, что вы отправили пустой конверт без письма, а не претензию.