можно ли вернуть билет на самолет смартавиа
Тарифы и условия
Условия возврата и обмена отображаются в маршрут-квитанции каждого билета.
Авиакомпания оставляет за собой право исключать/добавлять тарифные группы на отдельных направлениях.
Для трансферных тарифов действуют особые условия. Ознакомьтесь с условиями применения тарифов перед оплатой перевозки.
Премиальные билеты | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс | Добровольный обмен | Добровольный возврат 2 | Срок годности авиабилета, мес. | Ручная кладь, кг. | Норма багажа, кг. | ||||||
X | сбор 2000 руб. | без сборов | 12 | 10 | 23 |
Класс | |
X | |
Добровольный обмен | |
сбор 2000 ₽ | |
Добровольный возврат 2 | |
без сборов | |
Срок годности авиабилета, мес. | |
12 | |
Ручная кладь, кг. | |
10 | |
Норма багажа, кг. | |
23 |
1 в случае отсутствия мест в нужном классе может потребоваться доплата до более высокого тарифа (upgrade). Сбор взимается за каждый изменяемый участок.
2 мили на счёт участника не возвращаются, к возврату только уплаченный топливный сбор.
Вид сбора | ВВЛ Внутренние линии, руб. | МВЛ Международные линии, евро |
---|---|---|
Сбор за возврат | 2500–4000 | 30–35 |
Сбор за обмен | 2000–4000 | 25–30 |
Сбор за перевозку несопровождаемого ребёнка 1 | 3500 | — |
Сбор за оформление дубликата бумажного бланка пассажирского авиабилета | 1000 | — |
Сбор за оформление бумажного билета на рейсах с возможностью электронного билетооформления | 250 | — |
Сбор за оформление справки о стоимости перелёта/иных справок | 900–1200 | — |
Сбор за оформление документов, подтверждающих факт перелёта | 1200 | — |
Сбор за бронирование полётного сегмента в глобальных дистрибутивных системах бронирования (YR) 2 | 600 (руб.) | |
Сбор при бронировании полетного сегмента в собственных офисах и на сайте Smartavia (PS) 3 | 115–340 | — |
Топливный сбор (YQ) | Уровень сбора зависит от направления /рейса | |
Сбор за каждое изменение данных пассажиров на рейсах Smartavia 4 | 1000 | 15 |
Сбор за блокировку соседнего кресла | 1000 | — |
Сбор за повторное открытие регистрации | от 3500 | — |
Сбор за нарушение правил перевозки ручной клади при регистрации на рейс | 3500 | — |
Сбор за нарушение правил перевозки ручной клади при выходе на посадку с применением ККТ | 3500 | — |
Сбор за нарушение правил перевозки багажа при выходе на посадку с применением ККТ | 3500 | — |
Сбор за возврат | 2500–4000 |
Сбор за обмен | 2000–4000 |
Сбор за перевозку несопровождаемого ребёнка 1 | 3500 |
Сбор за оформление дубликата бумажного бланка пассажирского авиабилета | 1000 |
Сбор за оформление бумажного билета на рейсах с возможностью электронного билетооформления | 250 |
Сбор за оформление справки о стоимости перелёта/иных справок | 900–1200 |
Сбор за оформление документов, подтверждающих факт перелёта | 1200 |
Сбор за бронирование полётного сегмента в глобальных дистрибутивных системах бронирования (YR) 2 | 600 |
Сбор при бронировании полетного сегмента в собственных офисах и на сайте Smartavia (PS) 3 | 115–340 |
Топливный сбор (YQ) | Уровень сбора зависит от направления /рейса |
Сбор за каждое изменение данных пассажиров на рейсах Smartavia 4 | 1000 |
Сбор за блокировку соседнего кресла | 1000 |
Сбор за повторное открытие регистрации | от 3500 |
Сбор за нарушение правил перевозки ручной клади при регистрации на рейс | 3500 |
Сбор за нарушение правил перевозки ручной клади при выходе на посадку с применением ККТ | 3500 |
Сбор за нарушение правил перевозки багажа при выходе на посадку с применением ККТ | 3500 |
Сбор за возврат | 30–35 |
Сбор за обмен | 25–30 |
Сбор за перевозку несопровождаемого ребёнка 1 | — |
Сбор за оформление дубликата бумажного бланка пассажирского авиабилета | — |
Сбор за оформление бумажного билета на рейсах с возможностью электронного билетооформления | — |
Сбор за оформление справки о стоимости перелёта/иных справок | — |
Сбор за оформление документов, подтверждающих факт перелёта | — |
Сбор за бронирование полётного сегмента в глобальных дистрибутивных системах бронирования (YR) 2 | 600 руб. |
Сбор при бронировании полетного сегмента в собственных офисах и на сайте Smartavia (PS) 3 | — |
Топливный сбор (YQ) | Уровень сбора зависит от направления /рейса |
Сбор за каждое изменение данных пассажиров на рейсах Smartavia 4 | 15 |
Сбор за блокировку соседнего кресла | — |
Сбор за повторное открытие регистрации | — |
Сбор за нарушение правил перевозки ручной клади при регистрации на рейс | — |
Сбор за нарушение правил перевозки ручной клади при выходе на посадку с применением ККТ | — |
Сбор за нарушение правил перевозки багажа при выходе на посадку с применением ККТ | — |
1 Сбор взимается за каждый полётный участок.
2 За исключением АРС «Сирена-Трэвел». Величина сбор может изменяться в зависимости от направления перелёта.
3 При добровольном отказе от перевозки сбор за бронирование (PS) возврату не подлежит.
4 Сбор взимается в следующих случаях: Опечатка в фамилии, имени, отчестве пассажира (изменение до 3-х символов, без искажения смысла); изменение фамилии и документа в связи с заключением/расторжением брака (как взрослому, так и ребенку); опечатка в дате рождения пассажира; изменение данных о серии/номере/типе документа; изменение очередности данных о фамилии, имени, отчестве пассажира; изменение пола пассажира; транслитерация ФИО. За изменение нескольких позиций величина сбора суммируется.
Авиакомпания Smartavia предлагает приобрести авиабилеты по выгодным сквозным тарифам по трансферным маршрутам, проходящим через аэропорты Домодедово (Москва) и Пулково (Санкт-Петербург).
В рамках многосторонних соглашений партнерами Smartavia являются такие авиакомпании как: Red Wings, Utair, РусЛайн, Nordwind Airlines, Ижавиа и другие перевозчики.
Авиабилеты по сквозным тарифам можно приобрести в агентствах города.
Возврат и обмен билетов
Перед проведением возврата, ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями возврата авиабилетов.
Вынужденный отказ пассажира от полета
Согласно действующим правилам перевозки пассажиров, багажа и груза авиакомпании Smartavia возврат сумм оплаты классифицируется как вынужденный, если пассажир отказался от перевозки в следующих случаях:
Члены семьи — супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
Близкие родственники — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и не полнородные братья и сестры.
Основанием для вынужденного возврата по медицинским показаниям является оригинал медицинского документа (справка, листок нетрудоспособности, выписка из истории болезни), который должен отвечать следующим требованиям:
При предоставлении пассажиром талона к электронному листу нетрудоспособности (ЭЛН) или распечатки ЭЛН, документ должен быть заверен подписью и личной печатью врача, оформившего ЭЛН / главного врача / заведующего отделением или подписью должностного лица (кадровая служба / бухгалтерия / руководитель) и печатью организации, указанной в качестве места работы, либо службой занятости по месту постановки на учет.
При обращении пассажира за вынужденным возвратом:
Добровольный отказ пассажира от полета
Отказ пассажира от воздушной перевозки в иных случаях, классифицируется как добровольный:
SmartВаучер
SmartВаучер – электронный Ваучер на перелет – уникальная форма записи из цифр и букв латинского алфавита о стоимости перевозки и обязательствах перевозчика ее выполнения по обращению лица, указанного в Ваучере, в сроки и порядке, установленные Правилами использования Ваучера. Каждый SmartВаучер – уникален и содержит информацию о вашем билете и приобретенных дополнительных услугах.
Последовательность использования полётных купонов
Билет недействителен для перевозки пассажира и возврата денег с неиспользованным полетным купоном, если последующие полетные купоны уже использованы. Полетные купоны принимаются к перевозке и возврату в порядке их прямой последовательности от пункта отправления независимо от вида тарифа.
Согласно правилу последовательного использования полетных купонов в случае, если авиабилет имеет несколько полетных купонов, возможен возврат только тех купонов, которые следуют после использованного купона. Это значит, что:
В случае, если рейс выполняется по код-шер соглашению, вынужденный обмен осуществляется по правилам стороны-оператора рейса.
Обмен авиабилетов можно произвести в собственных офисах продаж авиакомпании Smartavia, в офисах уполномоченных агентств либо по месту приобретения авиабилета (при оформлении в офисах/на сайтах агентств по продаже авиабилетов) в соответствии с установленными авиакомпанией правилами и ограничениями.
Переоформление (обмен) билета возможно в случае:
Изменения условий перевозки могут быть произведены:
В зависимости от обстоятельств, побудивших пассажира изменить условия перевозки, эти изменения рассматриваются как добровольные или вынужденные.
При осуществлении добровольного обмена авиабилета пассажир имеет возможность изменить дату, время вылета или маршрут. Добровольное изменение маршрута доступно на ВВЛ. При изменении условий перевозки могут взиматься сборы, установленные правилами авиакомпании и/или условиями примененного тарифа.
Обмен классифицируется как вынужденный в случае:
Важная информация:
Вынужденное изменение даты/времени вылета разрешено производить на рейсы, выполняемые в пределах плюс/минус 3 (три) дня от даты вылета, указанной в билете или при отсутствии таковых, на ближайший, выполняемый по расписанию рейс.
Информация для пассажиров
в связи с пандемией коронавируса (COVID-19)
Мы заботимся о вашем здоровье и просим соблюдать правила, введенные в рамках борьбы с новой коронавирусной инфекцией при обслуживании рейсов Smartavia:
Информация для граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию РФ международными авиарейсами 1
Действительно до 01.05.2021 года включительно для граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации из Турции и Танзании
Пассажиры, прибывающие из Турции и Танзании на территорию РФ, должны пройти повторное лабораторное обследование на COVID-19 методом ПЦР в срок до 5 календарных дней с момента въезда на территорию РФ с повторным предоставлением сведений о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных услуг, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для пребывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). Интервал между первым и повторным лабораторными исследованиями на COVID-19 методом ПЦР должен составлять не менее суток.
Действительно с 02.05.2021 года для граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации из зарубежных стран
Пассажиры, прибывающие из зарубежных стран на территорию РФ, должны пройти повторное лабораторное обследование на COVID-19 методом ПЦР в срок до 5 календарных дней с момента въезда на территорию РФ с повторным предоставлением сведений о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных услуг, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для пребывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). Интервал между первым и повторным лабораторными исследованиями на COVID-19 методом ПЦР должен составлять не менее суток.
1 В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.04.2021 № 13 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19»
ВНИМАНИЮ ПАССАЖИРОВ
*Указанные меры являются временными и введены с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции COVID-19, и будут поэтапно смягчаться, вплоть до возвращения к обычному режиму пребывания и обслуживания на борту.
Изменения соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Методическим указаниям Росавиации и Роспотребнадзора, а также направлены на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции.
**Авиакомпания рекомендует учитывать действующие правила (рус, eng) въезда и карантина в соответствующих пунктах назначения при планировании своего полета.
Вернуть невозвратное: что делать с авиабилетами, если передумал лететь
Речь пойдёт о неиспользованных билетах и тех, по которым рейсы ещё не состоялись, а регистрация не закончилась. То есть те случаи, когда, скажем, до вылета ещё часа три минимум. Что делать, если ваш самолёт уже улетел, и вы решили вернуть билет, расскажем как-нибудь потом.
И не забывайте, что ваш рейс может оказаться код-шеринговым, а значит, придётся перепроверить, предоставляет ли авиакомпания возможность возврата или обмена.
Обменять билет может быть гораздо выгодней, чем сдать его. А иногда такой вариант может оказаться в принципе единственно возможным. Если по вашему тарифу возврат запрещён, и веских причин попасть в категорию «особый случай» у вас нет, попробуйте отложить перелёт.
Выбирайте как можно более позднюю дату, если это возможно. Вдруг вам не удаётся полететь в этом феврале, но получится уехать осенью. Главное, чтобы при обмене совпадали тарифы и категории билетов, но об этом вам расскажут в авиакомпании.
«Победа»
Обмен
Если размер нового тарифа превышает размер тарифа, по которому вы купили билет, придётся оплатить разницу полностью.
Возврат
Билеты «Победы» невозвратные, на то он и лоукостер. Вы можете не лететь, если передумали, но деньги не получите. Как пишет на своём сайте авиакомпания, «. денежные средства возврату не подлежат, если иное не определено правилами применения вашего тарифа».
Или если компания засчитает возврат вынужденным. Такое может произойти:
Это всё нужно подтвердить официальными документами — листком нетрудоспособности, например. Его вам должны выдать в лечебно-профилактическом учреждении с лицензией. Листок обязательно должен содержать:
S7 Airlines
Обмен
Обменять билет можно по всем тарифам, но с разными условиями.
Без сборов и доплат: по тарифам «Эконом Гибкий» и «Бизнес Гибкий». Правда, если вы решите сделать обмен на билет другого тарифа, надо оплачивать разницу в цене.
Обмен с доплатой: «Эконом Базовый» — 3000 рублей для рейсов по России и 60 евро для международных; «Бизнес Базовый» — 5000 рублей для рейсов по России и 80 евро для международных.
Возврат
Если у вас «Эконом Гибкий» и до вылета осталось 40 минут или больше, за возврат платите штраф: 2000 рублей за перелёт по России и 35 евро за международный. При тарифе «Бизнес Гибкий» возвращается полная стоимость тарифа и таксы, за исключением аэропортовых и сервисных сборов.
Вот подробная инструкция о том, как вернуть билет по возвратным тарифам.
Нельзя вернуть билет, купленный по тарифам «Эконом Базовый» и «Бизнес Базовый». При этом вы можете перебронировать билет на новые даты и рейсы с оплатой штрафа и, возможно, доплатой.
Невозвратные билеты можно вернуть, если ваша ситуация попадает в категорию вынужденного возврата или обмена.
Условия:
Вынужденный возврат можно сделать, только если вы отказались от полёта раньше чем за 40 минут до вылета.
«Уральские авиалинии»
Обмен
Обмен на билет с другой датой, временем или маршрутом запрещён в классе «Эконом» по тарифу «Промо-Лайт» как для российских, так и для международных рейсов.
Сделать это с доплатой в 3000 рублей можно в классе «Эконом» по тарифу «Промо» для внутренних рейсов. А вот на международных рейсах в этом тарифе можно за 30 евро только изменить дату и время вылета, а маршрут менять нельзя.
Обмен по остальным тарифам в классах «Эконом» и «Бизнес» разрешён без доплат и штрафов на российских рейсах.
На международных можно менять со штрафом от 30 до 75 евро.
Возврат
Возврат билета запрещён в классе «Эконом» по тарифам «Промо-Лайт» и «Промо» на российских и международных рейсах.
Возврат в классе «Эконом» по тарифам «Эконом» и «Премиум-Эконом» разрешён со штрафом 1500 рублей на российских рейсах и 20 евро на международных.
В классе «Бизнес» за возврат билетов платить не нужно.
Здесь можно точно определить свой тариф, а подробная инструкция расскажет, как обменять и вернуть билеты без ошибок.
«Аэрофлот»
Обмен
Тариф «Максимум» (он же Flex) самый крутой, так как по нему билеты можно обменять или вернуть без доплат и каких-либо вычетов.
Остальные тарифы нужно внимательно проверять, так как иногда в одном и том же тарифе и классе условия могут различаться из-за направлений и маршрутов.
Обменять билет за доплату можно по всем тарифам, включая самый дешёвый безбагажный «Лайт». Для билетов на внутренние рейсы — 2600 рублей, на международные — 2650 рублей. Цена немного поднялась летом прошлого года.
Возврат
Вернуть билет можно по тарифу «Оптимум» в любом классе обслуживания (Эконом, Комфорт или Бизнес) за 2600 рублей. Опять же, в тарифе «Максимум» эта опция бесплатна.
Вернуть билеты онлайн можно, если вы покупали их тоже онлайн. Кроме премиальных авиабилетов и авиабилетов, оплаченных баллами, которые вы накопили в бонусной программе. А ещё онлайн нельзя вернуть невозвратные билеты, то есть в классе «Эконом» по тарифам «Бюджет», «Лайт» и «Промо». Эти правила работают и в остальных авиакомпаниях, о которых мы написали.
Utair
Обмен
Условия зависят от тарифа билета. На тарифе «Минимум» придется доплатить 6000 рублей (80 евро) за один сегмент. На остальных тарифах — 2000 рублей (30 евро).
Тариф можно посмотреть в маршрутной квитанции, которая приходила на почту после бронирования.
Возврат
Зависит от тарифа билета. На «Минимум» и «Оптимум» вернуть по инициативе пассажира не получится. На «Премиум» и «Бизнес» возврат стоит 2000 рублей (30 евро) за один полётный сегмент.
При этом нужно предупредить Utair о неявке на рейс не позднее, чем за 40 минут до вылета рейса. Если вы не придете на рейс и не предупредите об этом заранее, то места по всему маршруту будут аннулированы автоматически, и деньги не вернут в независимости от тарифа.
Red Wings
Обмен
Условия обмен зависят от тарифа билета — он указан в маршрутной квитанции, которая приходила на почту после бронирования. Например, по тарифу « Премиум Эконом » возможен бесплатный обмен билета на другую дату при обращении не позднее 40 минут до вылета рейса и со сбором 1000 рублей на внутренних рейсах после окончания регистрации.
Возврат
Вернуть по инициативе пассажира не получится билеты тарифа «Лайт», но вы можете попробовать оформить обмен этого билета через продавца.
Smartavia
Условия возврата и обмена отображаются в маршрут-квитанции каждого билета. Возможность и сумма сбора зависят от тарифа билета и даты вылета. На сайте авиакомпании приведены тарифы. Понимаем, что вы хотели бы увидеть более развёрную инструкцию, но, правда, всё достаточно подробно описано в инструкции по ссылке выше.
Nordwind
Обмен
Условия обмена зависят от тарифа билет — его вы можете посмотреть в маршрутной квитанции, которая пришла на почту после бронирования.
Возврат билетов Nordwind
Условия возврата зависят от тарифа билета — его вы можете посмотреть в маршрутной квитанции, которая пришла на почту после бронирования.
А вот если осталось менее чем 24 до вылета, придется заплатить 5000 рублей. После вылета — 6000 рублей.
Можно ли вернуть билет на самолет смартавиа
вынужденный возврат авиабилетов
Здравствуйте. Информационным сообщением в мой адрес от авиакомпании Smartavia (АО «Нордавиа») 25.04.2020 рейс 5N-519 Мурманск – Санкт-Петербург 16.05.2020 был отменен. На сайте авиакомпании Smartavia (АО «Нордавиа») 26.04.2020 мною, после звонка в Колл-центр, был оформлен вынужденный возврат билетов на Смолякова Антона Михайловича, Смолякова Платона Антоновича, Смолякова Петра Антоновича и Графутко Наталью Владимировну, который был зарегистрирован, о чем мне на электронную почту поступило уведомление. После рассмотрения моего обращения, на мой электронный адрес Grafulka@yandex.ru 20.05.2020 были присланы «SmartВаучеры» за возврат билетов, хотя при обращении в Колл-центр для возврата билетов, речь шла о денежной компенсации в полном объеме за покупку билетов на указанную карту, с которой была осуществлена покупка билетов. На момент осуществления возврата, 26.04.2020, оформление «SmartВаучеров» даже еще не было законно разрешено. И срок действия ваучеров только до 30.04.2021 (меньше года), совершенно не устраивает, так как в этот период не планируются поездки. В сложившейся ситуации, в связи с отменой рейса, мы были вынуждены заново купить билеты на действующий рейс, потратив новые денежные средства. Тем самым, не получив полный возврат за билеты от авиакомпании Smartavia (АО «Нордавиа»), наша семья оказалась в затрудненном финансовом положении. Мною была составлена материальная претензия в адрес авиакомпании и направлена почтой, заказным письмом с уведомлением. Как пояснили при обращении в Колл-центр, авиакомпания вернет денежные средства за билеты при направлении им материальной претензии. Претензия была получена адресатом 26.05.2020 и поступила в работу 02.07.2020 (эта информация была уточнена мною в Колл-центре). На данный момент, не по почте, не на адрес электронной почты ответ по претензии мне не поступал, даже не поступило информации, что претензия принята в работу, только при личном звонке в Колл-центр мне подтвердили, что претензия получена. Прошло 1,5 месяца с момента поступления претензии, все законодательные сроки истекли, не ответа, не денег мне не поступало. При многократных звонках в Колл-центр оператор принимала заявку на уточнение информации по претензии, обещали перезвонить уже не одну неделю, но так ничего и не последовало. Прошу разъяснить мне мои права и дальнейшие действия по возврату мной уплаченных денежных средств. С уважением, Смолякова Ольга.
Опубликовано: 15.07.2020 в 13:45
Согласно ст. 107.2 ВК РФ, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. С 07 июля 2020 года вступило в действие Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (далее – Положение № 991). Настоящее Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажиров, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения. Положение № 991 применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г. Как следует из Вашего обращения, сообщение об отмене получено Вами 25.04.2020, следовательно, договор воздушной перевозки заключен до 1 мая 2020 года, подлежал исполнению 16.05.2020 года, то есть после 18 марта 2020 года. Таким образом, рассматриваемый случай подпадает под регулирование указанным Положением. Согласно п.5 Положения №991 перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика. Для принятия в счет оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы пассажир направляет перевозчику уведомление. Согласно п. 8 Положения № 991, пассажир вправе направить уведомление до даты воздушной перевозки, указанной в билете или в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете Согласно п. 9. Положения № 991, по истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием в счет оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы и проинформировать об этом пассажира путем направления ему подтверждения или направить обоснованный отказ. Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 Положения № 991, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Отдельные категории граждан, указанные в п. 10 Положения № 991 могут подать заявление на возврат провозной платы до истечения 3-летнего срока. Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с разделом XXXIII Федеральных авиационных правил.