можно ли вернуть бумажную трудовую книжку после выбора электронной
Можно ли вернуться на бумажную трудовую книжку после смены места работы
Минтруд разъяснил, вправе ли работник, который перешел на электронную трудовую книжку, при заключении трудового договора с другим работодателем предъявить бумажную трудовую книжку и подать заявление о продолжении ее ведения.
В своем письме от 03.07.2020 № 14-2/ООГ-10180 ведомство отмечает, что за работником, воспользовавшимся своим правом о представлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
При этом информация о заявлении работника о переходе на электронную трудовую книжку передается работодателем в информационные ресурсы ПФР и будет содержаться на индивидуальном лицевом счете независимо от того, будет ли в дальнейшем осуществлять работник трудовую деятельность.
В связи с этим у работника нет возможности вернуться на ведение бумажной трудовой книжки.
Все работодатели формируют в электронном виде информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника независимо от формы ведения его трудовой книжки. В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора.
Если работник не подал работодателю заявления о переходе на электронную трудовую книжку, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в бумажной форме. Работнику, подавшему письменное заявление о переходе на электронную книжку, работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Всем работникам, перешедшим на электронные трудовые книжки, работодатель обязан предоставлять сведения о трудовой деятельности по их заявлению. Сведения должны быть предоставлены работнику не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления. Также сведения о трудовой деятельности предоставляются при увольнении в день прекращения трудового договора.
Можно ли вернуться к бумажной трудовой после того, как работник выбрал электронную: разъяснения Минтруда
Если работник выбрал электронную трудовую книжку, то позднее он уже не сможет вернуться к бумажному варианту трудовой книжки. Об этом сообщили специалисты Минтруда в письме от 03.07.20 № 14-2/ООГ-10180.
Как известно, работодатели обязаны уведомить каждого работника о праве выбрать форму ведения трудовой книжки — электронную или бумажную. Сделать это можно до 31 октября 2020 года включительно. В свою очередь каждый работник должен до конца года принять решение о том, хочет ли он перейти на электронную трудовую книжку, или намерен сохранить бумажную версию документа.
Если сотрудник сообщит, что намерен сохранить бумажную версию документа, работодатель продолжит вести его трудовую книжку на бумажном носителе. При этом работник сможет в дальнейшем подать работодателю заявление о переходе на электронную трудовую книжку. То есть, даже если сотрудник выбрал бумажный вариант трудовой книжки, а потом передумал, он сможет в любой момент подать заявление о переходе на электронную версию документа (также см. « Работник в 2020 году выбрал бумажную трудовую книжку: сможет ли он позже перейти на электронную? »).
Если же работник предпочтет электронный формат, работодатель зафиксирует этот факт в бумажной трудовой книжке и вернет ее сотруднику. Информацию о поданном работником заявлении работодатель передаст в информационные ресурсы Пенсионного фонда. Эти сведения будут храниться на индивидуальном лицевом счете, независимо от того, будет работник трудиться в дальнейшем или нет.
Это означает следующее. Если сотрудник подал заявление о выборе электронной трудовой книжки, то вернуться к ведению трудовой книжки на бумаге уже не получится.
Напомним, что после выбора работником формы трудовой книжки работодатель должен будет сдать отчет по форме СЗВ-ТД.
Вопрос дня: можно ли вернуться к бумажной трудовой книжке после того, как работник выбрал электронную?
Отделение ПФР по Чеченской Республике информирует: люди, выбравшие электронный формат трудовой книжки, вернуться к бумажному уже не смогут.
Она также сообщила, что в Чеченской Республике электронный вариант трудовой книжки выбрали более 50 000 человек.
Одно из главных преимуществ электронного формата в том, что он практически исключает риск потери работником сведений о своём трудовом стаже. Даже в случае ликвидации работодателя, сотрудник может запросить в ПФР полные сведения о своей трудовой деятельности и получить их.
Электронные книжки удобны с точки зрения организации дистанционной работы, которая особенно актуальна в сегодняшних реалиях на фоне распространения коронавирусной инфекции. В случае дистанционного трудоустройства работодателю можно направить сведения из ЭТК по электронной почте.
Кроме того, для оформления загранпаспорта или ипотеки ЭТК («сведения о трудовой деятельности») можно распечатать прямо из личного кабинета на портале Госуслуг или официальном сайте ПФР, она сразу будет заверена электронной подписью и действительна во всех инстанциях. Там же сотрудник получает гарантированный постоянный доступ к сведениям о своей трудовой деятельности без участия работодателя и может наблюдать за всеми вносимыми в неё изменениями.
Подробнее об электронных трудовых книжках читайте на сайте ПФР.
Десять самых важных вопросов об электронной трудовой книжке
С 2020 года в России вводится электронная трудовая книжка – новый формат хорошо знакомого всем работающим гражданам документа. В связи с этим в Отделение ПФР по Ростовской области поступают вопросы от жителей нашей области: сохранится ли привычная бумажная версия документа, появится ли новый вид отчетности в Пенсионный фонд для работодателей, есть ли гарантии, что все оцифрованные данные будут надежно защищены.
Да, можно. Для этого будет необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В этом случае с 2021 года бумажную трудовую книжку продолжат вести одновременно с электронной. Если работник не подаст никакого заявления до 31 декабря 2020 года, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
Если сотрудник впервые устроится на работу с 1 января 2021 года. У таких работников данные о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.
С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности граждан работодатели должны будут представлять в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа (если в истекшем месяце происходили кадровые изменения).
С 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, который является основанием для приема на работу или увольнения.
Информационная система ПФР аттестована как система учёта и обработки персональных данных высокого уровня и соответствует всем требованиям в области защиты информации. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.
Аналогично другой отчетности в ПФР по электронным каналам связи.
Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на Портале госуслуг.
Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку:
По составу данных обе книжки идентичны.
Информация представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью.
При увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде. В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.
Если подано заявление о выборе электронной формы внесения сведений о трудовой деятельности, то бумажная трудовая книжка выдаётся работнику на руки, далее информация предоставляется только в электронном виде. Возврат к ведению трудовой книжки на бумаге в этом случае не предусмотрен.
Можно ли возобновить ведение бумажной трудовой книжки после перехода на электронную
Минтруд уточнил, можно ли возобновить ведение бумажной трудовой книжки после подачи работником заявления о выборе электронной трудовой книжки.
В своем письме от 14.12.2020 № 14-2/ООГ-18054 ведомство напоминает, что до 31 декабря 2020 года каждый работник должен был подать своему работодателю письменное заявление о выборе формы ведения трудовой книжки (бумажной или электронной).
Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем в ПФР.
Если работник не подал указанное заявление, работодатель продолжает вести его бумажную трудовую книжку. При этом за работником, который решил сохранить ведение своей бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о переходе на электронную трудовую книжку.
В случае выбора работником электронной трудовой книжки работодатель выдает ему на руки бумажную трудовую книжку. В нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Возможность возобновления ведения бумажной трудовой книжки после подачи работником заявления о выборе электронной трудовой книжки и внесения соответствующей записи законодательством не предусмотрена.
Напомним, ранее заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец пояснил в ходе «горячей линии», почему работник, выбравший электронную трудовую книжку, уже не сможет вернуться к ведению бумажной.