можно ли вернуть деньги на букинге
Невозвратная бронь — это законно?
Законна ли невозвратная бронь отеля в России или штрафы за отмену бронирования? Ведь по гражданскому кодексу можно безвозмездно отказаться от любого договора услуг.
Полностью безвозмездный отказ от услуг встречается крайне редко. Гражданское законодательство предусматривает возмещение расходов, которые понес исполнитель в случае отказа. Хотя отели редко несут расходы до приезда гостя.
Штраф за отмену бронирования тоже придется заплатить в некоторых случаях. Но давайте по порядку.
Односторонний отказ от договора услуг
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если оплатит исполнителю его фактические расходы. Исполнитель тоже может отказаться от договора, но тогда он должен полностью компенсировать убытки заказчика.
Поэтому полностью безвозмездный отказ возможен, только если исполнитель не успел потратиться на оказание услуг и у заказчика не возникло абсолютно никаких убытков. Согласитесь, маловероятная ситуация. Обычно хоть какие-то расходы и убытки возникают.
Например, вы заказали костюм у портного, а потом передумали и купили в магазине. Договор с портным вы расторгли, но он уже успел купить для будущего костюма подкладочную ткань, пуговицы и нитки. Это фактически понесенные расходы исполнителя. Их придется компенсировать, несмотря на расторжение договора.
Но отелю как исполнителю будет сложнее доказать расходы в случае отмены бронирования. В примере с портным есть материальные объекты: ткань, пуговицы, нитки и чеки, которые подтверждают расходы. У отеля таких доказательств нет, и расходы придется доказывать иначе.
Подтверждение расходов исполнителя
Отель должен доказать размер понесенных расходов и то, что эти расходы связаны с оказанием услуг конкретному клиенту. Так что если вы передумали заселяться в гостиницу и ее владельцы хотят получить с вас деньги, хотя услуга не была оказана, можно смело идти в суд. Отелю придется документально подтвердить, что именно к вашему приезду они потратили такую-то сумму.
Причем такие документы, как, например, журналы проводок, накладные на отпуск хозматериалов, зарплатные ведомости, платежные поручения об оплате электроэнергии, свидетельствуют лишь о ведении отелем хозяйственной деятельности. Из этих документов нельзя сделать однозначный вывод, что расходы связаны непосредственно с предстоящим оказанием услуг заказчику. Поэтому суды не принимают их в качестве обоснования расходов гостиницы на бронирование.
Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа принял сторону истца, который отменил бронь в пансионате. Доказательств расходов пансионата, которые связаны именно с бронью истца, не было. Поэтому суд обязал вернуть деньги за бронирование истцу без каких-либо удержаний.
Вопрос о расходах исполнителя, которые должен возместить потребитель, решается индивидуально. На размер расходов влияет момент отказа: чем ближе к дате исполнения услуги заказчик от нее отказался, тем больше расходов могло возникнуть у исполнителя. Еще на размер затрат влияют условия оплаты гостиничных услуг по договору.
Например, вы забронировали номер и попросили готовить вам завтраки из особенных продуктов из-за аллергии или диеты. В этом случае гостиница перед вашим приездом должна закупить нужную вам еду. И если вы откажетесь от номера, затраты на приобретение таких продуктов будут расходами исполнителя, которые вам придется компенсировать. Но если вы отказались от брони заблаговременно и гостиница еще не успела потратиться на продукты, возмещать будет нечего.
Виды бронирования и штрафы
В некоторых случаях понести штрафные санкции все же придется. Надо смотреть, какой вид брони у вас был. Их два: гарантированное и негарантированное бронирование.
В первом случае гостиница ожидает постояльца до расчетного часа дня, который следует за днем запланированного заезда. Если вы заранее не предупредите об отмене брони или опоздаете, с вас могут взять плату за простой номера, но не больше, чем за сутки. Если опоздаете больше чем на сутки, гарантированное бронирование аннулируется.
Во втором случае гостиница будет ждать вас до оговоренного часа в день заезда, а после аннулирует бронь.
Роспотребнадзор поясняет, что штрафы за отмену гарантированного бронирования действительны с момента ознакомления потребителя с условиями бронирования и штрафов.
Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил, что штрафные санкции за отмену бронирования к истцу применяться не должны. В заявке на бронирование, счете на оплату и электронной переписке сторон не было информации о порядке аннулирования бронирования, в том числе о штрафе. О праве удержать предоплату гостиница сообщила истцу только после отмены им брони. Поэтому гостиница должна вернуть истцу деньги без удержания штрафа.
Так что если вы подпишете с гостиницей договор или согласуете заявку с подробными условиями бронирования, в том числе со штрафными санкциями, то в случае отмены брони у гостиницы появятся основания взять с вас штраф. А если вас никто предварительно не уведомил о штрафных санкциях, вы имеете полное право требовать все свои деньги назад. За исключением расходов гостиницы на подготовку номера именно для вас, если такие расходы были.
Кстати, если часто бронируете гостиницы, почитайте о подводных камнях «Букинга», чтобы защитить свои личные данные и деньги.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как забрать деньги за отмененную бронь в гостинице: изменения на 2020 и 2021 годы
С 24 июля заработали новые правила возврата денег за номера в гостиницах, которые были забронированы, но не пригодились из-за режима повышенной готовности. Гостиница имеет право отдать деньги за оплаченную бронь только в конце следующего года.
Ситуация складывается примерно как с отменой туров: деньги за путевки тоже получится забрать не сразу. Зато в обоих случаях на эти суммы будут начисляться проценты.
Кого касаются новые правила?
Особые условия переноса или отмены брони будут действовать при таких одновременных условиях:
Гостиница могла быть забронирована для отдыха, командировки или любых других целей.
Если вы забронировали номер после 24 июля, действуют обычные правила отмены: в любое время можно отказаться от заселения и потребовать возврата денег в обычном порядке.
Условия для переноса бронирования
Бронирование можно перенести — в пределах 18 месяцев с даты, на которую оно изначально было заказано, но не позднее 31 декабря 2021 года. Если потребитель и гостиница договорятся, бронь можно перенести и на более поздний срок.
При переносе бронирования гостиница должна оказать равнозначные услуги за ту же цену. Об этом нужно уведомить заказчика до 22 сентября 2020 года. То есть гостиница может прислать уведомление, где будет написано, что аналогичный номер в этой гостинице вам предоставят в срок до 31 декабря 2021 года. При этом сохранятся все условия: цена места или номера, питание, дополнительные услуги. Номер может быть такого же класса или выше, но не ниже — и точно без доплаты. Все изменения — только по договоренности.
Условия возврата денег
Если перенос брони на другие даты не подходит или вы не использовали предложение гостиницы в указанный срок, можно отказаться от равнозначных услуг и забрать деньги.
Но гостиница имеет право держать их у себя до 31 декабря 2021 года, раньше возвращать не обязана. Требовать возврата в более ранние сроки можно только в исключительных случаях.
В течение 90 календарных дней после запроса, но не позднее 31 декабря 2021 года, деньги нужно вернуть при таких обстоятельствах:
До 31 декабря 2020 года деньги за отмененную бронь нужно вернуть в том случае, если номер был забронирован на даты до 24 июля, но до 22 сентября гостиница не прислала уведомление с предложением равнозначных услуг.
Гостиница может вернуть деньги и раньше, но это уже по договоренности. У нее есть право не отдавать вам уплаченную за бронь сумму до конца 2021 года. Даже если пойти в суд с требованием отдать деньги раньше, выиграть вряд ли получится.
Деньги вернут с процентами
При возврате денег за бронь гостиница должна отдать сумму с процентами. За каждый день пользования деньгами начисляют 1/365 ключевой ставки ЦБ, которая действовала на 24 июля 2020 года. Это 4,5% годовых. Проценты начисляются со дня предъявления требования до дня возврата стоимости бронирования.
Забрать свои 110 000 Р пара не сможет. Авиакомпания выдаст им ваучеры или вернет деньги через три года. Организатор концерта предложит билеты на следующий год или отдаст деньги через полтора года. Отель предложит аналогичный номер на другое время или вернет деньги в декабре 2021 года. Фактически простые россияне прокредитуют авиационную, гостиничную и концертную отрасли, сами того не желая. Такой кредит обойдется компаниям всего в 4,5% — это дороже, чем льготные кредиты от государства, но дешевле, чем кредит в банке на обычных условиях.
Как получить от государства деньги за отдых
Как вернуть денежные средства при отмене бронирования в гостинице?
Адвокат Анатолий Антонов
По общему правилу заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг (в том числе гостиничных услуг) при условии оплаты исполнителю (гостинице) фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (п. 1 ст. 782 ГК РФ; ст. 32 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
В связи с изменением законодательства РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительством РФ установлены на 2020 и 2021 гг. особенности отмены (переноса) бронирования места в гостинице, а также исполнения (изменения, расторжения) договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31.03.2020, и возврата заказчикам уплаченных денежных сумм (ст. 19.4 Закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 20.07.2020 N 1078; Постановление Правительства РФ от 20.07.2020 N 1073).
В данном материале рассмотрен порядок возврата заказчику денежных средств при отмене им в указанный период бронирования места (номера) в гостинице, оплаченного не в составе туристского продукта.
Под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта (ст. 1 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).
При отмене бронирования места в гостинице в целях возврата уплаченных денежных средств рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Определите наличие оснований для возврата денежных средств
В случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части бронирование места в гостинице, которое заказчик осуществил до 24.07.2020, может быть перенесено на более поздний, согласованный с ним срок.
Бронирование может быть перенесено на период в течение 18 месяцев с даты, на которую было осуществлено бронирование, но не позднее 31.12.2021 и при условии, что услуги размещения оплачены полностью либо частично (п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 N 1078).
При этом заказчику должно было направляться (в течение 60 календарных дней с 24.07.2020) соответствующее уведомление, содержащее обязательство гостиницы о переносе бронирования (п. 4 Положения N 1078).
Если заказчик по своей инициативе отказался от бронирования или если он не воспользовался услугами гостиницы до окончания срока действия ее обязательства о переносе бронирования, бронирование отменяется и заказчику возвращают уплаченные им денежные суммы (п. 5 Положения N 1078).
Шаг 2. Направьте требование о возврате денежных средств в связи с отказом от бронирования
Если вы решили отказаться от бронирования, сообщите об этом администрации гостиницы. Для этого вы можете направить письменное требование о возврате денежных средств в связи с отказом от бронирования в произвольной форме, указав в нем, в частности, следующие сведения:
1)ваши Ф.И.О. (отчество — при наличии), паспортные данные;
2)наименование исполнителя (гостиницы), адрес его места нахождения, телефон, адрес электронной почты (если известен);
3)сведения о бронировании номера в гостинице (в частности, дату бронирования, а также даты предполагаемого заезда и выезда, категорию номера, размер суммы, уплаченной при бронировании, реквизиты чека);
4)отказ от бронирования места в гостинице;
5)требование о возврате денежной суммы с процентами и реквизиты банковского счета для их перечисления.
Шаг 3. Получите денежные средства
В общем случае при отмене бронирования денежные средства, уплаченные заказчиком при бронировании, должны быть возвращены ему не позднее 31.12.2021 (п. 5 Положения N 1078).
Однако по требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет либо находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период с 24.07.2020 по 31.12.2021, уплаченные им денежные средства должны быть возвращены ему в течение 90 календарных дней с даты предъявления им такого требования, но не позднее 31.12.2021 (п. 6 Положения N 1078).
Справка. Трудная жизненная ситуация
Под трудной жизненной ситуацией заказчика в данном случае понимается любое из следующих обстоятельств (п. 6 Положения N 1078):
наличие у него подтвержденной инвалидности;
его временная нетрудоспособность сроком более двух месяцев подряд;
его регистрация в качестве безработного гражданина, не имеющего заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Если на 24.07.2020 срок оказания забронированных гостиничных услуг наступил, однако заказчику не было направлено соответствующее уведомление (указанное в шаге 1), уплаченные денежные средства должны ему вернуть не позднее 31.12.2020 (п. 7 Положения N 1078).
В любом случае при возврате заказчику уплаченной им суммы ему должны быть уплачены также проценты за пользование денежными средствами в размере 1/365 ключевой ставки Банка России, установленной на 24.07.2020 (4,5%) за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата ему денежных средств (п. 8 Положения N 1078; Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информационное сообщение Банка России от 19.06.2020).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Отменить бронирование и не переплатить: как отказаться от брони на Букинге?
Нужно понимать, что регистрируясь в системе и совершая действия по заказу жилья, пользователь соглашается с указанными на сайте правилами. В соответствии с положениями компании Booking, пользователь, совершая бронирование, вступает в прямые, юридически обязывающие договорные отношения с поставщиком услуги.
Какие бывают условия бронирования
Любое резервирование жилья на сайте можно условно отнести к одной из двух групп: оно может быть возвратным или невозвратным.
Возвратное бронирование
Заказ объекта недвижимости на этих условиях может быть отменен в течение определенного периода времени без штрафных санкций. Обычно такой вариант обходится немного дороже, но зато дает возможность избежать дополнительных расходов в том случае, если планы изменятся.
Такое бронирование может быть:
Невозвратное бронирование
Невозвратное бронирование осуществляется с условием «Оплата не возвращается». Отказаться от жилья при таком договоре вряд ли получится, зато специальные предложения или номера, пользующиеся повышенным спросом в высокий сезон, обойдутся дешевле. При этом владелец недвижимости хочет избежать упущенной выгоды, поэтому всю стоимость проживания путешественник оплачивает сразу, в момент резервирования. Возможны варианты, когда с гостя в момент заказа списывают только часть суммы, а остаток он доплачивает на месте, или сумма не списывается, а лишь блокируется на счете.
Пошаговая инструкция для отказа от бронирования
От различных непредвиденных обстоятельств не застрахован никто, поэтому даты поездки, количество путешественников и их потребности или финансовые возможности могут поменяться. В этом случае необходимо в кратчайшие сроки оформить отказ от брони. Сделать это можно следующими способами.
По ссылке в электронной почте:
Возможные штрафные санкции за отмену бронирования
Возможность изменения параметров проживания или отмены заказа есть у гостя вплоть до момента заезда. Тонкость в том, что при невозвратном бронировании или при нарушении сроков бесплатной отмены заказа такие действия могут облагаться определенным штрафом. Обстоятельства начисления штрафов за отмену или изменение брони, а также их размер устанавливаются отелем на этапе формирования предложения и перечисляются ему же.
Таким образом, на путешественника будут наложены санкции в одном из следующих случаев:
Вот несколько способов, с помощью которых можно попробовать уменьшить размер штрафных выплат, однако, решение останется за арендодателем.
Опытные путешественники отмечают, что даже при невозвратном бронировании избежать или свести к минимуму штрафные выплаты вполне возможно, но дать гарантии этого, разумеется, никто не может.
Букинг: отмена брони по вине хозяина, как возместить ущерб, или Несколько слов о службе поддержки
Полезные ссылки по бронированию отелей и апартаментов:
Чтобы сэкономить на бронировании отелей, проверяем цены на поисковике RoomGuru. База из 50 агрегаторов!
В последнее время на глаза мне попались несколько постов с резко отрицательными высказываниями в адрес сайта booking.com. Я удивилась, но не придала этому значения. Букингом я пользуюсь давно, и в сухом остатке в 99% случаев бронирование, заселение, проживание проходит без накладок. Сразу же оговорюсь, что эти 99 процентов — бронирования номеров в отелях. В части бронирования апартаментов и квартир на этом сайте не все так гладко. Об этом и пойдет речь ниже.
Отмена брони по вине хозяина
С тех пор, как возросшая конкуренция с сайтом airbnb толкнула букинг на расширение своей базы за счет риелторов и частных лиц, сдающих квартиры в наем, повысился процент накладок и всевозможных недоразумений, связанных с бронированием.
Например, забронировав апартаменты или квартиру на букинге, вы через некоторое время (промежуток может быть от 1 дня до полугода и, наверное, до бесконечности, а точнее, до того момента, как незадачливый хозяин жилья осознает, что вы хотите к нему приехать) можете обнаружить в своей почте письмо, в котором вас вежливо уведомят, что ваше бронирование невозможно по причине… — сюрприз — того, что квартира в этот момент сдаваться не будет! Возможны, конечно и другие формулировки, я их видела множество, вплоть до того, что бы сворачиваем бизнес и больше квартиру не сдаем. Правда это или нет, нам, путешественникам, абсолютно все равно. Главное, что такие нерадивые хозяева портят карму Букингу и настроение и планы нам. Хорошо, если такое уведомление вы получаете за несколько месяцев до поездки, а если вы уже в процессе.
Здесь я повторюсь и напомню главное правило безопасности — проверяйте письма в своем почтовом ящике каждый день, особенно во время поездки, чтобы не было мучительно больно!
Так вот. Такие неудачные бронирования либо отменяет сам хозяин (и это, несмотря на подлянку все-таки плюс к его карме), либо (вот наглость!) просит отменить вас самостоятельно. Лично я до сих пор не углублялась в поиски справедливого наказания для незадачливого риелтора, быстро отменяла бронь и искала другое жилье. Такие отказов у меня уже было шесть штук, я не писала жалобы в службу поддержки (хотя, наверное, надо бы!).
Отмена брони и компенсация от Букинга за переплату
А теперь делюсь примером, который случился со мной буквально три назад в поездке по Золотому кольцу. Всю поездку мы счастливо провели в гостиницах (так как везде останавливались на одну ночь), и только в Переславле я забронировала квартиру. По самой банальной причине — очень близко к центру города. Достопримечательности Переславля очень сильно разбросаны по разные стороны от центра, поэтому проживание в центре, с моей точки зрения, оптимально сократило бы наши усилия и поберегло бы наши ноги. Да и автобус до автовокзала проходит именно через центр города. Гостиницы же, с моей точки зрения, расположены там не самым удачным образом. В общем, решение было принято, бронь оформлена и оплачена (!), я в полной уверенности, что все спланировано идеально.
Путешествие по России на общественном транспорте — задача со многими неизвестными, поэтому заранее сообщить хозяину время заезда я не могла. позвонила, уже приехав в Переславль, чтобы договориться о встрече… и тут меня ждал сюрприз: меня никто не ждал! Более того, мне пришлось несколько раз выслушать историю о том, что в этой квартире сейчас живут рабочие, которые делают ремонт, что две недели назад она звонила в букинг и сняла с брони эту квартиру, поэтому в общем-то мне ничего не должна. Я возмутилась: квартира была забронирована и оплачена больше месяца назад, со мной никто не связывался и бронирование не отменял. На что мне безапелляционно было заявлено, что это бронирование, мол, недействительно, но мне могут предложить другую квартиру, «значительно лучше, но подороже, то есть с доплатой. До заселения оставалось два часа, желания пускаться на поиски жилья не было никакого, я согласилась и отметила на карте новый адрес. Местоположение новой квартиры меня не обрадовало: 2,5 км от центра, как и все остальные варианты отелей. Мысленно чертыхнувшись, я решила видеть во всем позитив: у меня будет двушка вместо гостиничного номера — и продолжила осмотр красот нового города.
Уже намотав около 20 км по проселочным дорогам Переславля, мы добрались до названного адреса в надежде, что сейчас дадим усталым ножкам отдых. Встретил нас напряженный взгляд хозяйки, которая с порога заявила, что я должна не доплатить ей разницу, а заплатить полную стоимость квартиры, потому что «она все равно за ту денег не получит». Я открыла приложение букинга и начала ей показывать, что бронирование действительно, оно оплачено, а значит, деньги она получит, и я ей должна только разницу в стоимости. Повторив это трижды, я поняла, что дальше препираться бесполезно, и позвонила в службу поддержки компании, где объяснила ситуацию и попросила отменить мою бронь, чтобы деньги вернулись на карту и я не оплачивала дважды одну ночь.
Менеджер очень быстро вник в ситуацию и сразу же мне заявил, что я ни в коем случае не должна платить больше: по правилам Букинга, если забронированное жилье не может быть предоставлено, я должна получить другое без каких-то переплат. Мой нервный смех он тоже понял сразу и сказал, что сейчас должен поговорит с хозяйкой, а меня попросил оставаться на линии. Дальше мы стали свидетелями феерического наезда неистовой пенсионерки на Букинг:
Менеджер вернулся к разговору со мною, извинился, что я выслушивала весь этот бред, спросил, готова ли я сейчас переплатить за жилье (конечно, да, из последних сил бодро ответила я), затем он извинился еще раз, сказал какие-то правильные слова о том, как они дорожат клиентами, и пообещал, что компания не только отменить мою бронь и вернет мне потраченные деньги, но и возместит мне разницу в стоимости жилья. Для этого я должна взять с хозяйки расписку в получении денег.
Я выдохнула, бодренько заставила хозяйку написать мне расписку, заплатила за постой и закрыла за ней дверь, а фотку расписки отправила в ответ на письмо Букинга, в котором еще раз извинялись за причиненные неудобства (оно пришло через несколько минут после разговора). Через несколько часов я получила еще одно письмо, в котором мне предлагалось заполнить форму на возврат разницы стоимости жилья, что я и сделала, вуаля:
Все решение вопроса заняло от силы 10 минут, очень оперативно! Сразу скажу, что по моему опыту, если вы пишете письменные обращения в Службу поддержки, то вам отвечают не очень быстро, и решение проблемы занимает довольно много времени. Если время терпит — пишите и ждите ответа. Если нет — звоните и решайте проблему «не отходя от кассы». Вопреки расхожему мнению Booking.com дорожит клиентами, просто оптимизирует работу службы поддержки (если есть какие-то технические проблемы, пусть клиенты их решают с помощью FUQ, а не обрывая телефон).
Кстати, деньги пришли на карту через два дня, все оперативно.
Удачных и беспроблемных путешествий!
Полезные ссылки по бронированию отелей и апартаментов: