В случае если потребителем уже забронирована и оплачена туристическая поездка, но в силу обстоятельств нет возможности отправится в поездку, у потребителя есть право отказаться от договора с туристической фирмой. Такая возможность предусмотрена статьей 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Основанием для расторжения договора на реализацию туристского продукта будет существенное изменение обстоятельств, например:
Разумеется, ваши непредвиденные обстоятельства необходимо будет подтвердить документально. Например, если у вас заболел ребенок, обязательно обратитесь к врачу и получите справку или заверенную выписку из медкарты.
Законом предусмотрено два варианта возврата денежных средств :
Отказ от тура по данным основаниям не связан с некачественным оказанием услуг со стороны турфирмы. Поскольку вины турфирмы в данном случае нет, расторжение договора не подразумевает возврат всей уплаченной за путевку суммы. В этом случае на основании статьи 32 Закона «О защите прав потребителей», турфирма может удержать с потребителя расходы, которые понесла в связи с организацией Вашего путешествия. Это может быть оплата за заказанные авиабилеты, страховку, бронь гостиницы и другие позиции, которые были предусмотрены договором.
Если у потребителя возникают сомнения на счет предстоящей поездки, еще при покупке путевки рекомендуем задуматься об оформлении страховки от невыезда.
Действия для возврата денежных средств за туристическую путевку
Примечание: Чем быстрее Вы подадите заявление или претензию на отказ от туристической путевки, и чем больше времени остается до начала поездки, тем выше шансы получить большую часть стоимости путевки.
Ваша претензия должна быть рассмотрена в течение 10 дней с даты получения. Если ответа нет, уточните рассмотрения Вашего заявления в турагентстве или непосредственно у туроператора.
В случае если потребителю вернули только часть денежных средств, либо отказали в возврате
Запросите у туроператора и турагентства документы, подтверждающие их расходы (бронь и оплату билетов, бронь гостиницы, оплату страховки и др.).
Если расходы не подтверждены документально или туроператор удержал суммы за покупку билетов уже после получения Вашей претензии, Вы вправе обратиться в суд с иском в защиту своих законных прав и интересов.
Согласно ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1997 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены:
По вопросам защиты прав потребителей проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора можно по будням по телефону «горячей линии»: (38822)64241, с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу рабочий день сокращен до 16-45.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 629 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Правительство снова изменило правила возврата денег за туры: что это значит для туристов
Правительство РФ выпустило 15 апреля два документа, которые изменили правила возврата денег за отмененные туры.
После публикации некоторые СМИ сообщили, что правительство обязало туроператоров вернуть деньги путешественникам. На самом деле это не так, для туристов почти ничего не изменилось.
Если вкратце, то распоряжение № 977-р просто позволяет туроператорам продолжать использовать деньги из фонда персональной ответственности, чтобы возвращать их туристам. Это право, а не обязанность туроператора. Постановление № 598 незначительно меняет сроки подачи уведомлений в объединение «Турпомощь» — это коснется только туроператоров, а не туристов.
Расскажем, что конкретно изменилось в правилах компенсаций за отмененные туры и как в итоге туристам получить деньги за путевки.
Что за фонд персональной ответственности и «Турпомощь»
Чтобы понять, что именно изменилось для туроператоров и туристов, расскажем, как раньше были защищены туристы.
Все туроператоры России, которые продают туры за границу, каждые три месяца вносят деньги в фонд персональной ответственности, ФПО: суммарно 1% от общей стоимости заграничных турпутевок за предыдущий год. Из этого фонда выплачивают деньги туристам и подрядчикам, если туроператор обанкротился и не может исполнить обязательства по договорам.
Раньше деньги из ФПО выплачивали туристам, если фирма закрывалась и надо было вернуть туристам деньги за путевки. Во время пандемии коронавируса правительство разрешило использовать ФПО для возвратов еще в двух случаях:
Еще туроператоры каждый год платят от 50 000 до 500 000 Р в резервный фонд объединения «Турпомощь». Если туристы попали в экстренную ситуацию, деньги возьмут именно из этого фонда. Например, так бывает, когда путешественники не могут улететь из чужой страны по вине туроператора, который не заплатил перевозчику за билеты.
В 2020 году из-за пандемии правительство освободило туроператоров от взносов в «Турпомощь», чтобы поддержать пострадавшую отрасль. Тогда же изменились и правила возврата туристам денег из ФПО. Если туроператор решал использовать деньги ФПО для возвратов за отмененные путевки, он должен был направить уведомление о возврате в объединение туроператоров в течение двух недель.
Как победить выгорание
Что изменилось с 15 апреля 2021 года
В новом распоряжении туроператорам просто позволили продолжать возвращать туристам деньги из ФПО за отмененные туры, которые были забронированы по 31 марта 2020 года. Но туроператоры не обязаны это делать и вряд ли на это пойдут — принятые правительством акты ничего не изменили для туристов. Туроператоры по-прежнему могут — и, скорее всего, будут — предлагать туристам заменить путевку или перенести ее на другие даты.
Еще правительство постановило уменьшить размер ежегодных взносов в ФПО с 1 до 0,25% от общей стоимости заграничных путевок и услуг туроператора за 2020 год. Перечислить деньги можно до 15 апреля 2022 года.
Как возвращают деньги за туры через суды
Суды чаще принимают решения с учетом постановления правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073. По его правилам туроператор может предложить тур взамен, а если турист не согласится, то вернуть деньги надо до 31 декабря 2021 — с уплатой процентов. О правилах возврата мы рассказывали в отдельной статье.
В некоторых случаях судьи выносят решения без учета постановления. Например, в Нижегородской области женщина обратилась в суд, чтобы получить у туроператора деньги за путевку в Турцию. Они заключили договор 23 января 2020 года, и поездка не состоялась из-за распространения коронавируса. Женщина направила турагенту заявление об аннулировании заявки 16 марта 2020 года, но в возврате ей отказали, и она пошла в суд.
В другом деле суд первой инстанции тоже отказался принимать во внимание особые правила возврата, но апелляционная инстанция изменила решение. Жительница Ивановской области обратилась в суд, чтобы вернуть деньги за путевку в Египет. Она должна была отправиться в путешествие 20 марта 2020 года. Но к этому времени сообщение между Россией и Египтом прекратилось, поездку отменили. Туристка обратилась к туроператору и турагенту с заявлением о расторжении договора и потребовала вернуть деньги. Турагент вернул свой процент за продажу тура, а туроператор отказался.
При этом суды не обязывают туроператоров выплачивать деньги из фонда персональной ответственности, хотя в обоих судебных актах ФПО упоминается. Возместить деньги туристу туркомпания может из других источников.
Кто в итоге может получить деньги
Правила возврата зависят от даты покупки путевки. Если вы купили тур до 31 марта 2020 года или во время пандемии и до сих пор не получили деньги, прочитайте нашу подробную инструкцию о возвратах. Для путешественников, у которых поездка отменилась из-за ограничения авиасообщения с Турцией, мы написали отдельную статью.
Три года назад мы с приятелем купили путевку в Таиланд, но я заболел и не поехал.
Болезнь — уважительная причина, поэтому я захотел вернуть деньги за тур. Но агентство и оператор отказали. Я пошел в суд и выиграл.
В этой статье — как я дошел до суда, что там происходило, как и почему я выиграл. И самое интересное — как я потом получил деньги. И сколько это всё заняло времени.
Рассказываю по шагам.
Вкратце: как судиться с турагентством, если поездка сорвалась
Когда я почувствовал, что заболеваю, сразу позвонил турагенту — это компания, через которую я купил тур. Менеджер отреагировал жестко: повысил на меня голос и отказался что-либо возвращать. На второй раз он перестал брать трубку.
Я позвонил туроператору — компании, которая отвечает за исполнение моего тура. По телефону мне ответил специалист колцентра, но он тоже не помог: придется либо ехать в Таиланд больным, либо отказываться от потраченных денег. Ни то, ни другое меня не устраивало.
В законе о туризме прописано, что турист может отказаться от путевки по независящим от него обстоятельствам — из-за болезни, отказа в визе или других причин. В этом случае деньги за путевку должны вернуть. Болезнь — мой случай. Значит, будем сражаться.
Ключевой момент. Подозревая, что дело дойдет до суда, я сразу начал собирать доказательства. Я вызвал участкового врача, чтобы позже получить справку в поликлинике. Отправил письменный отказ от путевки из-за болезни по электронной почте и заказным письмом. Благодаря этому турагент не смог в суде заявить, что я с ним не связывался.
Когда турагент перестал отвечать на звонки и письма, я обратился к знакомому юристу. Он посоветовал отправить агентству досудебную претензию. Я отправил, подождал 17 дней, не получил на нее ответа и пошел с иском в суд.
Досудебная претензия — это формальное объявление войны, но без привлечения суда. Вы как бы говорите компании: «Вы неправы, возвращайте деньги». И если после этого компания вам отказывает, вы имеете полное право обращаться в суд.
Законы никак не регулируют форму досудебной претензии. Однако юристы советуют указывать, кому, от кого, почему и когда она отправлена. Если потребитель передает претензию лично, нужно приготовить два экземпляра: для исполнителя и для себя. На втором экземпляре работник или юрист исполнителя поставят подпись и дату вручения.
Моя претензия к турагенту. Ее можно писать в свободной форме
Если претензия мотивированная и законная, то компания обязана ее удовлетворить в течение 10 дней. Еще 7 дней суд считает достаточным сроком, чтобы отправленное в последний день заказное письмо дошло до адресата. Итого 17 дней ожидания — вдруг турагентство одумается и решит вернуть деньги по-хорошему.
Чтобы обратиться в суд, для начала нужно составить исковое заявление. Это документ, на основании которого суд рассматривает дело. Как бы просьба суду вас рассудить. Ее составляет тот, у кого претензия — то есть я.
Исковое заявление нам помог подготовить юрист. В нем я требовал:
Для подготовки иска пригодился закон «О защите прав потребителей»: ст. 13 п. 6, ст. 15, ст. 28 п. 6, ст. 31 п. 3
Позже я добавил требование выплатить неустойку за то, что деньги не вернули сразу, — 3% за каждый день просрочки.
Расходы на суд
Мы решили сэкономить и не нанимать адвоката, который бы представлял нас в суде. Представительство в суде оценивается в часах — неизвестно, сколько потребуется заседаний, сколько будет длиться каждое из них.
Три года назад я не знал, что все мои расходы на юриста можно было бы взыскать с ответчика по отдельному иску. К сожалению, сейчас я это уже не могу сделать, потому что истек срок исковой давности — те самые три года. На будущее знайте: если суд вам обошелся дорого, вы можете отсудить эти деньги у ответчика.
Мой иск попадал под закон «О защите прав потребителей». Это значит, что государство делало мне как истцу две поблажки. Иск освободили от пошлины, а я мог сам решить, в какой суд мне идти — ближайший к моему месту жительства по прописке, ближайший к ответчику или ближайший к месту, где был заключен договор.
Иск я подал в Канавинский районный суд в Нижнем Новгороде, в пяти минутах ходьбы от дома. Через две недели мне сообщили дату предварительного заседания — на нем истец и ответчик вводят суд в курс дела.
Часть 1. Детские вопросы про российское правосудие
На заседании суда я объяснил, что со мной произошло и что вынудило меня обратиться в суд. Я спокойно рассказал всё как было.
Ответчика представлял адвокат. Он ответил на наши претензии тем, что услуги уже были оказаны в надлежащем качестве: самолет не упал, отель принял остальных туристов, экскурсоводы не потеряли свои группы. А о болезни я, дескать, компанию не предупредил.
Потом начались заседания по существу. Их было три. Сами судебные заседания проходят не так, как это показывают в передачах вроде «Часа суда». И судья, и ответчик, и истец, как правило, стремятся поскорее со всем разобраться и закончить процесс. Если собрались адекватные люди, не будет лишних эмоций или стука молотком по столу (не уверен, что у мирового судьи он вообще есть).
Участники имеют право вести аудиозапись процесса суда. Снимать фото и видео можно только с разрешения суда. Лица, не участвующие в процессе, допускаются к наблюдению с разрешения суда — комментировать происходящее или разговаривать с участниками процесса они не могут.
Судью в мировом суде называют «уважаемый суд».
В суд я принес скриншоты электронных писем, почтовые квитанции и опись вложения, список звонков от мобильного оператора, справку из поликлиники. Они доказывали, что я действительно заболел и успел предупредить турагента о своей болезни до вылета, а не просто захотел незаконно обогатиться.
Все эти документы я начал собирать сразу после болезни (помните «ключевой момент»?). Если бы я тогда стормозил и продержался дома без врача, то я бы не получил никаких справок и не отправил никаких заказных писем. В моем деле эти документы сыграли решающую роль.
Иск можно уточнить в любой момент, пока суд не вынес решение — ст. 39 ГПК
На последнее заседание представитель туроператора не приехал. Суд признал мои претензии к туроператору частично обоснованными. Туроператор должен был возместить мне стоимость путевки (68 300 Р ), выплатить штраф (29 918,5 Р ), неустойку (3000 Р ) за просрочку выполнения моих требований и компенсацию морального ущерба (2000 Р ). Сумма выглядела странно, но я не стал возражать.
После последнего заседания стороны могут обжаловать решение суда в течение месяца. В моем случае ответчики не стали подавать апелляции и затягивать процесс.
Через месяц и три дня после последнего заседания судебная канцелярия передала мне решение суда и исполнительный лист — по нему истец имеет право требовать с ответчика деньги. В моем исполнительном листе перепутали год рождения. Я успел это заметить и попросить исправить.
Судебная канцелярия исправила ошибку и заверила изменение в документе
Истец выбирает из четырех вариантов взыскания денег:
Через приставов
Судебные приставы профессионально взыскивают деньги и имущество с должников. Чтобы обратиться в службу судебных приставов, истец должен получить исполнительный документ. В моем случае это был исполнительный лист из суда. На его основании ответственный пристав возбудит исполнительное производство: запросит долг у ответчика и передаст его взыскателю, то есть мне. Если должник откажется, пристав будет добиваться возврата денег всеми возможными законными способами.
Мой юрист сказал, что приставы работают долго. Но в результате именно они справились быстрее всего — за две недели с момента получения исполнительного листа.
Через банк
Банки принимают у взыскателей исполнительные листы и заявление на перечисление долга напрямую, если взыскатель знает, что в конкретном банке открыты счета должника.
Если взыскатель не знает, то обращается в налоговую — там сообщат, в каких банках они открыты. Банк удовлетворит требование, если денег на счетах достаточно, или откажет, указав причину.
В заявлении взыскатель указывает:
На поездки в Москву и попытки получить деньги от банка мы потратили семь месяцев. После этого обратились к приставам.
Напрямую
Взыскатель с исполнительным листом может напрямую обратиться в задолжавшую организацию и попросить перевести долг на его расчетный счет. Если ответчик соглашается и платит, то мы можем заключить мировое соглашение — мол, всё, помирились.
Заключить мировое соглашение с ответчиком можно, даже если судебный пристав успел возбудить исполнительное производство. Для этого взыскатель и должник собирают заявление об утверждении мирового соглашения, копию исполнительного документа и справку пристава о возбуждении исполнительного производства. Всё это отдаем в суд, который выдал исполнительный лист. Мировое соглашение вступает в силу после утверждения судом.
Теоретически это самый быстрый вариант, но мы им не воспользовались.
Результат
Я заболел 31 января 2013 года, подал иск в суд в марте. Суд вынес решение 11 октября 2013 года. Деньги мы получили 23 сентября 2014 года:
Если бы я сразу пошел к приставам, мог бы вернуть долг в ноябре 2013 года.
Можно ли отказаться от оплаченного тура и вернуть все деньги?
МОСКВА, 17 авг — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Все больше российских туристов покупают туры по акциям раннего бронирования — ведь они порой вдвое дешевле. Но если у путешественника изменятся планы и он решит перенести отдых, возникнут сложности. Как отказаться от тура и вернуть деньги — в материале РИА Новости.
Не считается форс-мажором
«Мы с мужем собрались в Италию, заранее забронировали и оплатили тур, но супругу не дали визу. В турагентстве вернуть деньги отказались, и мы обратились к адвокату, — рассказывает петербурженка Анастасия Ежова. — Оказалось, что невыдача визы, хоть от нас и не зависит, не считается форс-мажором. В общем, довольно большую сумму мы потеряли».
«Действительно, виза — это компетенция иностранного государства, поэтому не находится в ведении турагентства или российского ведомства — в таких случаях деньги за тур не возвращают», — поясняет руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова.
Причины бывают разные
«Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых они исходили при его заключении, — говорит Наталия Осипова, исполнительный директор «Альянса туристических агентств».
К существенным обстоятельствам, по ее словам, относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков; непредвиденный рост транспортных тарифов, а также если есть рекомендация МИД России воздержаться от поездок в ту или иную страну, например из-за военного конфликта или природного катаклизма.
«Если поставщик услуг оказался неспособен забронировать отель, авиабилеты, заполнить чартер, это только его вина, и он обязан возместить всю стоимость тура, — сообщают в Национальном туристическом союзе. — На него ложатся обязательства по форс-мажору, в то время как авиакомпания возвращать деньги за билеты не обязана».
Например, в результате забастовки пилотов одной авиакомпании в Испании отменили 82 рейса, 14 тысяч человек не могли вылететь или прилететь в страну — расходы в основном лягут на турфирмы.
По собственной воле
Эксперты поясняют, что турист вправе отказаться от тура по личным обстоятельствам при условии оплаты понесенных агентством расходов. Обычно это медстраховка, визовый сбор, авиабилеты с невозвратным тарифом и бронирование отеля с невозвратным залогом.
Так, к личным обстоятельствам (а не форс-мажору) относятся болезнь туриста или его близкого родственника — оператор в этом случае полную стоимость выплачивать не обязан.
«Туристы, как правило, не отказываются от поездок просто так, для этого у них должно произойти что-то непредвиденное, возникнуть серьезная причина, — объясняет Алена Хитрова, руководитель PR-отдела одного из крупных туроператоров. — Сдвинуть даты начала поездки достаточно проблематично ввиду того, что любой турпакет состоит из нескольких услуг (проживание, питание, перелет, трансфер, встреча гидом, медицинская страховка). Это не товар, который можно сдать из-за неподошедшего размера».
В Национальном туристическом союзе отмечают, что иногда туроператоры предлагают компромиссные решения — другие даты или страну.
Если же альтернативы не устраивают и турист все-таки отказывается от путешествия, необходимо написать заявление о расторжении договора в офисе туроператора (или турагента, но на имя туроператора), приложив все документы. Деньги (полностью или частично) должны быть возвращены в течение десяти дней.
«Проще вернуть деньги, в том числе и в судебном порядке, если отказ произошел по независящим от клиента обстоятельствам, — говорит юрист и правозащитник Евгений Корчаго. — А самый сложный случай возврата денег — при банкротстве туроператора, когда поездка отменилась по его вине, но активов для взыскания компенсаций нет».
Страховой случай
Эксперт подчеркивает, что страховой полис не поможет, если поездка отменяется из-за банкротства туроператора. Для этого предусмотрено страхование гражданской ответственности самого туроператора.
Алена Хитрова также обращает внимание на то, что страховки стали покупать чаще. «По этому параметру российский рынок приближается к европейскому», — считает эксперт.