можно ли вернуть деньги за бронь гостиницы
Как вернуть деньги за гостиницу
Не смотря на сложившуюся ситуацию с распространением коронавирусной инфекции, даже при обычных условиях потребители имеют право отказаться от бронирования гостиницы без каких-либо финансовых потерь на основании п. 15, п. 28, п. 29 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085).
Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в полном объеме после их оказания потребителю.
С согласия потребителя (заказчика) оплата гостиничных услуг может быть произведена при заключении договора в полном объеме или частично.
При осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности, где указывается вид услуги и её стоимость (п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359).
Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом.
Поэтому при отказе от бронирования заблаговременно с потребителя не может быть удержана плата за проживание, так как эта услуга не была оказана. Кроме того, если потребитель отказался заранее исполнитель не вправе ссылаться на упущенную выгоду и применять к потребителю штрафные санкции.
Также необходимо учитывать, что соглашение о неустойке (штрафе) должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (п. 1 ст. 331 ГК РФ).
В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя до расчетного часа при гарантированном бронировании с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки.
В соответствии с п. 32 Правил предоставления гостиничных услуг и ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
В связи с объявлением ВОЗ пандемии новой коронавирусной инфекции, введением в субъектах страны режима повышенной готовности или ЧС, отменены массовые мероприятия, командировки, некоторых граждан отзывают из отпусков.
В таких случаях законодательством предусмотрена возможность обращения граждан к исполнителю услугс предложением об изменении или о расторжении договоров в соответствии со ст. 451 ГК РФ.
Согласно ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
При не достижении сторонами соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении договор может быть расторгнут, либо изменен судом, который будет оценивать обоснованность соответствующего требования.
По общему правилу п. 4 ст. 453 ГК РФ в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Иными словами, исполнитель, не исполнивший свои обязательства, обязан вернуть, полученные от потребителя денежные средства.
Заявление о расторжении (изменении) договора, претензия с требованием вернуть денежные средства могут быть направлены по средствам почтового отправления через любого оператора связи (заказным письмом с уведомлением и описью вложения) или передана лично представителю хозяйствующего субъекта с отметкой о вручении на втором экземпляре, который остается у потребителя.
Можно ли вернуть деньги за бронь гостиницы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2020 г. № 1078 «Об утверждении Положения об особенностях отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы”
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2020 г. N 1078
Положение
об особенностях отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы
1. Настоящее Положение устанавливает особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Понятия «гостиница», «средство размещения» и «гостиничные услуги» употребляются в настоящем Положении в значениях, определенных Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Перенос бронирования может быть осуществлен на период в течение 18 месяцев с даты, на которую заказчиком (потребителем) было осуществлено бронирование, но не позднее 31 декабря 2021 г., а также при условии, что услуги размещения оплачены заказчиком (потребителем) полностью либо частично.
Под сохранением цены номера в средстве размещения понимается обязанность исполнителя по обеспечению оказания заказчику (потребителю) равнозначных услуг размещения без дополнительной оплаты, в том числе в случае, если стоимость равнозначных услуг размещения на момент их фактического оказания окажется выше цены номера в средстве размещения по состоянию на дату бронирования.
Под равнозначными услугами размещения понимается предоставление исполнителем заказчику (потребителю) услуг размещения, потребительские свойства которых соответствуют ранее осуществленному заказчиком (потребителем) бронированию, в том числе соответствующих услуг питания и других дополнительных услуг, входящих в стоимость номера в средстве размещения, категория гостиничного номера не ниже категории, предусмотренной бронированием (в случае если было осуществлено бронирование места и (или) номера в гостинице).
По соглашению сторон потребительские свойства равнозначных услуг размещения могут быть изменены.
5. В случае отказа заказчика (потребителя) от равнозначных услуг размещения, а также в иных случаях отказа от бронирования по его инициативе или в случае, если заказчик (потребитель) не воспользовался равнозначными услугами размещения до окончания срока действия обязательства, бронирование отменяется и исполнитель осуществляет возврат заказчику (потребителю) уплаченных им при осуществлении бронирования денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 г., за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Положения.
6. По требованию потребителя, достигшего возраста 65 лет, либо потребителя, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящего Положения, исполнитель обязан возвратить уплаченную заказчиком (потребителем) за услуги размещения денежную сумму в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31 декабря 2021 г.
Под трудной жизненной ситуацией потребителя понимается любое из следующих обстоятельств:
наличие у потребителя инвалидности, подтвержденной в установленном порядке;
временная нетрудоспособность потребителя сроком более 2 месяцев подряд;
регистрация потребителя в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
7. В случае если на дату вступления в силу постановления, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящего Положения, наступил срок оказания услуг размещения, предусмотренный бронированием, и исполнителем не направлено уведомление, предусмотренное пунктом 4 настоящего Положения, исполнитель осуществляет возврат заказчику (потребителю) уплаченных им при осуществлении бронирования денежных сумм не позднее 31 декабря 2020 г.
Обзор документа
Правительство РФ определило на 2020 и 2021 гг. особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения, а также возврата заказчикам денег, уплаченных при бронировании. Это касается туристов, которые не смогли получить услуги в связи с пандемией.
Бронь можно перенести на период в течение 18 месяцев с даты бронирования, но не позднее 31 декабря 2021 г., а также при условии, что заказчик оплатил услуги полностью или частично. Перенос производится на условиях предоставления равнозначных услуг. Исполнитель направляет уведомление. Определен срок.
При отказе от услуг заказчику возвращаются деньги не позднее 31 декабря 2021 г. При этом особый порядок предусмотрен для граждан, достигших возраста 65 лет, либо находящихся в трудной жизненной ситуации (подтвержденная инвалидность, временная нетрудоспособность более 2 месяцев, регистрация в качестве безработного).
Если на день вступления в силу особенностей наступили сроки оказания услуг по размещению, а исполнитель вовремя не направил уведомление, то заказчику возвращаются деньги не позднее 31 декабря 2020 г.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Невозвратная бронь — это законно?
Законна ли невозвратная бронь отеля в России или штрафы за отмену бронирования? Ведь по гражданскому кодексу можно безвозмездно отказаться от любого договора услуг.
Полностью безвозмездный отказ от услуг встречается крайне редко. Гражданское законодательство предусматривает возмещение расходов, которые понес исполнитель в случае отказа. Хотя отели редко несут расходы до приезда гостя.
Штраф за отмену бронирования тоже придется заплатить в некоторых случаях. Но давайте по порядку.
Односторонний отказ от договора услуг
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если оплатит исполнителю его фактические расходы. Исполнитель тоже может отказаться от договора, но тогда он должен полностью компенсировать убытки заказчика.
Поэтому полностью безвозмездный отказ возможен, только если исполнитель не успел потратиться на оказание услуг и у заказчика не возникло абсолютно никаких убытков. Согласитесь, маловероятная ситуация. Обычно хоть какие-то расходы и убытки возникают.
Например, вы заказали костюм у портного, а потом передумали и купили в магазине. Договор с портным вы расторгли, но он уже успел купить для будущего костюма подкладочную ткань, пуговицы и нитки. Это фактически понесенные расходы исполнителя. Их придется компенсировать, несмотря на расторжение договора.
Но отелю как исполнителю будет сложнее доказать расходы в случае отмены бронирования. В примере с портным есть материальные объекты: ткань, пуговицы, нитки и чеки, которые подтверждают расходы. У отеля таких доказательств нет, и расходы придется доказывать иначе.
Подтверждение расходов исполнителя
Отель должен доказать размер понесенных расходов и то, что эти расходы связаны с оказанием услуг конкретному клиенту. Так что если вы передумали заселяться в гостиницу и ее владельцы хотят получить с вас деньги, хотя услуга не была оказана, можно смело идти в суд. Отелю придется документально подтвердить, что именно к вашему приезду они потратили такую-то сумму.
Причем такие документы, как, например, журналы проводок, накладные на отпуск хозматериалов, зарплатные ведомости, платежные поручения об оплате электроэнергии, свидетельствуют лишь о ведении отелем хозяйственной деятельности. Из этих документов нельзя сделать однозначный вывод, что расходы связаны непосредственно с предстоящим оказанием услуг заказчику. Поэтому суды не принимают их в качестве обоснования расходов гостиницы на бронирование.
Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа принял сторону истца, который отменил бронь в пансионате. Доказательств расходов пансионата, которые связаны именно с бронью истца, не было. Поэтому суд обязал вернуть деньги за бронирование истцу без каких-либо удержаний.
Вопрос о расходах исполнителя, которые должен возместить потребитель, решается индивидуально. На размер расходов влияет момент отказа: чем ближе к дате исполнения услуги заказчик от нее отказался, тем больше расходов могло возникнуть у исполнителя. Еще на размер затрат влияют условия оплаты гостиничных услуг по договору.
Например, вы забронировали номер и попросили готовить вам завтраки из особенных продуктов из-за аллергии или диеты. В этом случае гостиница перед вашим приездом должна закупить нужную вам еду. И если вы откажетесь от номера, затраты на приобретение таких продуктов будут расходами исполнителя, которые вам придется компенсировать. Но если вы отказались от брони заблаговременно и гостиница еще не успела потратиться на продукты, возмещать будет нечего.
Виды бронирования и штрафы
В некоторых случаях понести штрафные санкции все же придется. Надо смотреть, какой вид брони у вас был. Их два: гарантированное и негарантированное бронирование.
В первом случае гостиница ожидает постояльца до расчетного часа дня, который следует за днем запланированного заезда. Если вы заранее не предупредите об отмене брони или опоздаете, с вас могут взять плату за простой номера, но не больше, чем за сутки. Если опоздаете больше чем на сутки, гарантированное бронирование аннулируется.
Во втором случае гостиница будет ждать вас до оговоренного часа в день заезда, а после аннулирует бронь.
Роспотребнадзор поясняет, что штрафы за отмену гарантированного бронирования действительны с момента ознакомления потребителя с условиями бронирования и штрафов.
Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил, что штрафные санкции за отмену бронирования к истцу применяться не должны. В заявке на бронирование, счете на оплату и электронной переписке сторон не было информации о порядке аннулирования бронирования, в том числе о штрафе. О праве удержать предоплату гостиница сообщила истцу только после отмены им брони. Поэтому гостиница должна вернуть истцу деньги без удержания штрафа.
Так что если вы подпишете с гостиницей договор или согласуете заявку с подробными условиями бронирования, в том числе со штрафными санкциями, то в случае отмены брони у гостиницы появятся основания взять с вас штраф. А если вас никто предварительно не уведомил о штрафных санкциях, вы имеете полное право требовать все свои деньги назад. За исключением расходов гостиницы на подготовку номера именно для вас, если такие расходы были.
Кстати, если часто бронируете гостиницы, почитайте о подводных камнях «Букинга», чтобы защитить свои личные данные и деньги.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как забрать деньги за отмененную бронь в гостинице: изменения на 2020 и 2021 годы
С 24 июля заработали новые правила возврата денег за номера в гостиницах, которые были забронированы, но не пригодились из-за режима повышенной готовности. Гостиница имеет право отдать деньги за оплаченную бронь только в конце следующего года.
Ситуация складывается примерно как с отменой туров: деньги за путевки тоже получится забрать не сразу. Зато в обоих случаях на эти суммы будут начисляться проценты.
Кого касаются новые правила?
Особые условия переноса или отмены брони будут действовать при таких одновременных условиях:
Гостиница могла быть забронирована для отдыха, командировки или любых других целей.
Если вы забронировали номер после 24 июля, действуют обычные правила отмены: в любое время можно отказаться от заселения и потребовать возврата денег в обычном порядке.
Условия для переноса бронирования
Бронирование можно перенести — в пределах 18 месяцев с даты, на которую оно изначально было заказано, но не позднее 31 декабря 2021 года. Если потребитель и гостиница договорятся, бронь можно перенести и на более поздний срок.
При переносе бронирования гостиница должна оказать равнозначные услуги за ту же цену. Об этом нужно уведомить заказчика до 22 сентября 2020 года. То есть гостиница может прислать уведомление, где будет написано, что аналогичный номер в этой гостинице вам предоставят в срок до 31 декабря 2021 года. При этом сохранятся все условия: цена места или номера, питание, дополнительные услуги. Номер может быть такого же класса или выше, но не ниже — и точно без доплаты. Все изменения — только по договоренности.
Условия возврата денег
Если перенос брони на другие даты не подходит или вы не использовали предложение гостиницы в указанный срок, можно отказаться от равнозначных услуг и забрать деньги.
Но гостиница имеет право держать их у себя до 31 декабря 2021 года, раньше возвращать не обязана. Требовать возврата в более ранние сроки можно только в исключительных случаях.
В течение 90 календарных дней после запроса, но не позднее 31 декабря 2021 года, деньги нужно вернуть при таких обстоятельствах:
До 31 декабря 2020 года деньги за отмененную бронь нужно вернуть в том случае, если номер был забронирован на даты до 24 июля, но до 22 сентября гостиница не прислала уведомление с предложением равнозначных услуг.
Гостиница может вернуть деньги и раньше, но это уже по договоренности. У нее есть право не отдавать вам уплаченную за бронь сумму до конца 2021 года. Даже если пойти в суд с требованием отдать деньги раньше, выиграть вряд ли получится.
Деньги вернут с процентами
При возврате денег за бронь гостиница должна отдать сумму с процентами. За каждый день пользования деньгами начисляют 1/365 ключевой ставки ЦБ, которая действовала на 24 июля 2020 года. Это 4,5% годовых. Проценты начисляются со дня предъявления требования до дня возврата стоимости бронирования.
Забрать свои 110 000 Р пара не сможет. Авиакомпания выдаст им ваучеры или вернет деньги через три года. Организатор концерта предложит билеты на следующий год или отдаст деньги через полтора года. Отель предложит аналогичный номер на другое время или вернет деньги в декабре 2021 года. Фактически простые россияне прокредитуют авиационную, гостиничную и концертную отрасли, сами того не желая. Такой кредит обойдется компаниям всего в 4,5% — это дороже, чем льготные кредиты от государства, но дешевле, чем кредит в банке на обычных условиях.
Как получить от государства деньги за отдых
Как вернуть деньги за авиабилеты, отели и туры во время пандемии
Разбираемся в ограничениях
Если вы планируете путешествие во время пандемии, надо быть готовым к тому, что его придется отменить.
Из-за коронавируса могут ограничить передвижения, отменить авиарейсы, закрыть все развлекательные учреждения и границы, в конце концов, ввести карантин. Лучшее решение в такое время — сидеть дома и ждать, когда путешествовать снова будет безопасно. Но судя по статистике бронирований агрегаторов и туроператоров, так готовы поступить далеко не все. Эта статья — именно для таких туристов.
Мы собрали в одном материале всю информацию об отмене броней, авиабилетов и туров. Расскажем, какие действуют правила отмены, что делать, если ситуация кажется безвыходной, и почему иногда нужно переплатить, чтобы сэкономить.
Это урок из нашего бесплатного курса о путешествиях в пандемию
В курсе мы рассказываем, как разобраться во всех ограничениях, не попасть на штрафы, где можно отдыхать, а где нет и что делать, если на отдыхе все пошло по худшему сценарию. В остальных уроках еще много интересного — переходите по ссылке, чтобы пройти курс полностью.
Что вы узнаете
Что нужно сделать, чтобы этот урок вам не пригодился
Сейчас планировать поездку сильно заранее бессмысленно: из-за коронавируса мы не знаем, что будет через месяц. В любой стране и в любой момент могут ввести карантин или новые ограничения, отменить полеты или просто закрыть музеи, а туристов обязать сидеть на самоизоляции две недели по приезде.
Теперь главное правило самостоятельного путешественника — покупать возвратные авиабилеты и бронировать номера в отелях, где можно отменить бронь и вернуть деньги без комиссии. Например, отели удобнее всего оплачивать через агрегаторы вроде «Букинга». Как правило, возвратные авиабилеты стоят чуть дороже невозвратных.
Чтобы понять, насколько возвратные билеты дороже невозвратных, мы изучили цены популярных российских авиакомпаний на рейсах Москва—Петербург. Для сравнения взяли цены с сайтов перевозчиков по трем тарифам экономкласса: самому дешевому, среднему по стоимости и самому дорогому. Дата вылета — 19 декабря 2020 года, билет в один конец.
Стоимость билетов, возврата и отмены по рейсу Москва—Петербург у разных авиакомпаний
Тариф | S7 | Utair | «Аэрофлот» | «Уральские авиалинии» |
---|---|---|---|---|
Самый дешевый | 2098 Р Возврат запрещен Обмен — 3000 Р | 1495 Р Возврат запрещен Обмен — 6000 Р | 2135 Р Возврат запрещен Обмен бесплатно, с 25 марта 2021 — 2600 Р | 2135 Р Возврат запрещен Обмен бесплатно, с 25 марта 2021 — 2600 Р |
Средней ценовой категории | 3098 Р Возврат — 2000 Р Обмен — 1000 Р | 2295 Р Возврат запрещен Обмен — 1000 Р | 3335 Р Возврат — 2600 Р Обмен бесплатно, с 25 марта 2021 — 2600 Р | 2403 Р Возврат — 1500 Р Обмен бесплатно |
Самый дорогой | 7698 Р Возврат и обмен бесплатно | 4995 Р Возврат и обмен — 2000 Р | 5735 Р Возврат и обмен бесплатно | 4903 Р Возврат — 1500 Р Обмен бесплатно |
Подытожим, что получается.
Как правило, самые выгодные билеты с точки зрения возврата — средних ценовых категорий. На дешевых тарифах большинство компаний запрещают возвраты.
Это сравнение некорректно, если вам важны другие нюансы, которые включает в себя тариф, например количество багажных мест. Но в этой статье нам интересна именно стоимость возврата билета.
Главное
✈️ Покупайте билеты с возможностью возврата или обмена.
✈️ Когда сравниваете тарифы, считайте, сколько стоит возврат или отмена брони. Иногда билеты средней ценовой категории выходят выгоднее, чем билеты с включенной стоимостью отмены.
Как вернуть деньги за отмененный тур у российского туроператора или турагента
Допустим, путешественник купил путевку на море, а дальше произошло неприятное: тур отменили, деньги остались на счетах оператора, а сам он пропал с радаров. Что делать дальше — непонятно.
Разберемся, как поступать в таких ситуациях. Алгоритм действий зависит от того, когда именно вы приобрели тур.
Если договор с туроператором заключен до 31 марта 2020 года включительно, есть два варианта:
Туроператор обязан вернуть деньги в течение 90 календарных дней с момента обращения туриста и не позднее 31 декабря 2021 года, если выполняется одно из условий:
Еще деньги обязаны вернуть до 31 декабря 2020 года, если путешествие должно было начаться до 24 июля, а туроператор не направил до 22 сентября уведомление о замене тура.
Если договор с туроператором заключен после 31 марта 2020 года, правила из предыдущего пункта уже не действуют. Клиент имеет право расторгнуть договор в любой момент, и туроператор обязан вернуть ему деньги за вычетом фактически понесенных расходов: даже если тур еще не начался, компания уже могла оплатить услуги подрядчиков. Размер расходов она обязана доказать.
Если туроператор оказал некачественные услуги или не выполнил условия договора, он обязан вернуть полную стоимость путевки. Как правило, сейчас в случае отмены поездок компании предлагают клиентам переносить даты путевок на будущее. Но клиенты имеют право требовать возврата денег.
Если вы не хотите пользоваться путевкой из-за введения новых ограничений в стране, то имеете право расторгнуть договор в одностороннем порядке на основании статьи 451 ГК РФ — в связи с существенным изменением обстоятельств. Обстоятельства признают существенными, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их предвидеть, договор вообще не был бы заключен или был бы заключен на других условиях. Но гарантии, что вам вернут всю сумму, нет.
Главное
✈️ Если договор с туроператором заключен до 31 марта 2020 года включительно, туроператор должен поменять тур на равнозначный без доплаты до 31 декабря 2021 года. Если вы против замены тура, туроператор должен вернуть деньги. Но он имеет право делать возврат не сразу, а до 31 декабря 2021 года.
✈️ Если договор с туроператором заключен после 31 марта 2020 года, туроператор должен возмещать убытки за несостоявшийся тур, только если он оказал некачественные услуги или не выполнил условия договора. Как правило, сейчас в случае отмены поездок компании предлагают клиентам переносить даты путевок на будущее.
✈️ Вы имеете право расторгнуть договор в одностороннем порядке, например на основании статьи 451 ГК РФ — в связи с существенным изменением обстоятельств.
Как вернуть деньги за авиабилет у российской авиакомпании
Если билеты куплены до 1 мая, то действуют правила, прописанные в постановлении правительства от 06.07.2020 № 991. Они применяются только при условии, что авиаперелет должен был состояться:
По этим правилам авиаперевозчик может заменить рейс — поменять дату, время, наличие пересадки по маршруту, тип самолета. Даже пункт назначения могут заменить на ближайший.
Если эти условия не подходят, пассажир может:
Расскажем обо всем подробнее.
Ваучер — это сертификат, в котором зачтена сумма, потраченная клиентом на билет. Его можно использовать для оплаты другого билета у этой же авиакомпании в течение трех лет. При этом новый маршрут может быть другим.
Чтобы получить ваучер, подайте уведомление через сайт авиакомпании, лично или по почте. Сделать это нужно до даты отправления рейса или в течение трех лет после. В уведомлении попросят указать ФИО, паспортные данные, номер бронирования или билета и способ обратной связи. В течение 20 дней после получения уведомления авиакомпания пришлет ваучер или ответит отказом.
Чтобы вернуть деньги, подайте заявление через сайт авиакомпании, по почте или при личном обращении. Cумму вернут на ту же карту, с которой платили. Если нужно вернуть по другим реквизитам, придется обращаться лично — в пункты, которые установит перевозчик. Важно, что авиакомпания имеет право не возвращать деньги сразу, а сделать это через три года после даты отправления рейса, которая указана в билете. Зато деньги придут с процентами. Их начисляют по ставке ЦБ по день возврата, но не дольше четырех лет с даты отправления рейса.
Вернуть деньги за билеты раньше чем через три года могут:
Если вы имеете право вернуть деньги до истечения трех лет, вам придется написать заявление и лично принести его по адресу, который укажут в авиакомпании. Через сайт или по почте отправить заявку не получится.
Если вы купили билеты после 1 мая, прописанные в постановлении правила не действуют. У тех, кто купил возвратные билеты, проблем быть не должно. Им положена компенсация — полная или за вычетом штрафа, который предусматривают правила компании.
Отказ от авиаперелета бывает добровольным и вынужденным. Если отказ вынужденный, перевозчик должен вернуть пассажиру полную стоимость авиабилета, даже если тариф невозвратный. Вынужденный отказ может быть вызван следующими причинами:
В других случаях возврат считается добровольным — и на невозвратных тарифах вернуть стоимость авиаперелета может не получиться. Если вы считаете, что ехать небезопасно, Роспотребнадзор рекомендует направить заявление о возврате в авиакомпанию и сослаться на изменившиеся обстоятельства согласно ст. 451 ГК РФ. В этом случае причиной отмены может стать рекордное количество заболевших коронавирусной инфекцией или введение ограничений в пункте назначения. Если вам откажут, вы вправе обратиться в суд. Компенсировать расходы могут полностью или частично, а могут и вовсе отказать в иске.
Будьте готовы к тому, что на общение с перевозчиком придется потратить много времени. В марте путешественники говорили, что до авиакомпаний было сложно дозвониться: все линии были перегружены. В то же время многие авиакомпании шли навстречу клиентам и предлагали поменять дату вылета или вернуть билет, иногда — за небольшую доплату. Например, у S7 Airlines дату вылета можно было поменять за 1000 Р — даже для невозвратных тарифов.
Если перевозчик отказывается обменять или вернуть билет, можно получить частичную компенсацию — налоги и сборы. Чтобы узнать точную сумму, обратитесь в авиакомпанию.