можно ли вернуть деньги за тур если заболел коронавирусом
Особенности возврата денежных средств за турпутевки, авиабилеты в связи с распространением коронавирусной инфекции
В связи с обращениями, поступающими как от организованных, так и самостоятельных туристов по вопросу возврата денежных средств за туры и авиабилеты (по «невозвратным» тарифам), учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию по новой коронавирусной инфекции COVID-2019, Управление Роспотребнадзора по КЧР сообщает следующее.
В отношении поездок в страны, не рекомендованные к посещению Ростуризмом и Оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации в связи с угрозой безопасности в стране временного пребывания (Список не рекомендованных к посещению стран публикуется (обновляется) на сайте Ростуризма https://www.russiatourism.ru/), основанием для расторжения или изменения договора о реализации турпродукта служат положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности).
При изменении договора турист и туроператор могут согласовать перенос даты путешествия на более поздний срок.
В случае расторжения договора турист имеет право на возврат всей стоимости тура до начала путешествия, а после начала путешествия – ее части в размере, пропорциональном стоимости не оказанных услуг.
Вернуть деньги за авиаперелет, если билет приобретался туристом самостоятельно (не в составе туристского продукта), в случае отмены рейса либо по иным обстоятельствам, отнесенным перевозчиком к вынужденному отказу от перевозки (например, введения ограничений страны выезда, въезда или трансфера), возможно на основании пункта 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.06.2007 № 82.
В указанном случае возврату подлежит вся сумма за перевозку (если перевозка ни на одном участке не была выполнена), включая все виды уплаченных сборов (пункты 116, 120 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 25.09.2008 № 155).
Отдельные авиаперевозчики предлагают в качестве альтернативного варианта возможность переоформления авиабилета на другую дату с сохранением первоначальных ценовых условий или на другой маршрут с доплатой разницы в стоимости перевозки, если она возникает.
Применительно к поездкам организованных групп детей на период весенних каникул внутри страны (например, в города Москва и Санкт-Петербург) в туристско-экскурсионных целях, реализация которых не возможна в связи с введенными на таких территориях запретами проведения культурных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий (см. Указ Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ», Постановление правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2020 № 127 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121»), расторжение либо изменение договора о реализации турпродукта возможно на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации – в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу статьи 10 Закона о туристской деятельности невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам отнесено к существенным изменениям обстоятельств.
Вернуть деньги за авиаперелет с «невозвратным» тарифом по причине существенного изменения обстоятельств (в отсутствие оснований, отнесенных статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации к вынужденному отказу пассажира от перевозки) возможно также на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации по инициативе пассажира.
При отказе туроператора, авиаперевозчика от расторжения (изменения) договора по соглашению сторон такой договор может быть расторгнут в судебном порядке.
При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
Получить консультации по правам потребителей можно обратившись:
— в Управление Роспотребнадзора по КЧР по телефону 8 (8782)201559 в рабочие дни с 09:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00 (в пятницу до 16:00) и через портал Роспотребнадзора по обращениям граждан https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/
— в Консультационный центр ФБУЗ «ЦГиЭ в КЧР» по телефону 8 (8782)200513 в те же часы.
Как вернуть деньги за путевку из-за коронавируса: инструкция от юриста по защите прав потребителей Станислава Сазонова
В 2020 году многие столкнулись с проблемой отмены туров из-за коронавируса. Многие не знают, что теперь делать и можно ли вернуть деньги за тур. В статье подробно рассмотрим как это сделать, а также развеем мифы о том, что этого сделать нельзя.
Итак, для начала, отделим мух от котлет, а именно проясним, что в статье идет речь именно о турах, то есть купленных у туроператоров и турагентов готовых предложений о путевках.
Если вы отдельно сами бронировали гостиницу для вылета за границу и теперь хотите вернуть деньги, либо сами покупали авиабилеты и теперь хотите вернуть деньги это другие ситуации. О них я расскажу в следующих статьях.
Что касается покупок готовых предложений (путевок) куда уже включены сразу отель и авиабилеты и другие услуги, то вопрос по существу урегулирован двумя законами:
Закон «О защите прав потребителей» является более общим, и в данном случае дополняет Закон «Об основах туристской деятельности».
Если тур не состоялся у вас есть 2 ситуации, когда в страну был закрыт въезд и когда не был, но вы не захотели ехать потому что не захотели рисковать.
В таком случае деньги возвращаются, на основании статьи 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности», в ней в частности указано, что:
Статья 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности»
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
Если добровольно деньги не возвращают то нужно обращаться в суд, причем лучше как можно быстрее, чтобы туроператор не успел обанкротиться.
В таком случае деньги возвращаются на основании статьи 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности», в ней в частности указано, что:
Статья 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности»
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
При этом необходимо иметь в виду, что в таком случае турист возмещает исполнителю (туроператору) фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации). Правда фактически понесенные расходы туроператор еще должен доказать.
Теперь рассмотрим главный вопрос-миф:
Нет, это не верная информация.
В нем как раз и предлагается давать вместо денег ваучеры.
Однако право выбирать деньги или ваучеры всегда остается за туристом.
Вы можете обратиться в суд по месту своего жительства.
При этом помните, что иски по защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной (если сумма иска не превышает 1 миллион рублей).
Также, еще вы можете абсолютно бесплатно скачать мою книгу:
Если что-то непонятно или информации не хватило, напишите пожалуйста в комментариях я добавлю (отвечу).
Если что, со мной можно связаться через: «ВКонтакте», Facebook, Instagram.
Также может быть вас заинтересует мой второй блог, на vc.ru. Там тоже рассматриваются юридические вопросы, но именно для предпринимателей.
Кстати советую подписаться на мой блог здесь, так как скоро будет серия статей про то как вернуть каждый вид товара и расторгнуть любой договор услуг.
Можно ли вернуть деньги за авиабилеты или тур в страну, где обнаружен коронавирус?
Коронавирус, несмотря на все предосторожности, вырвался из Китая и проник в другие восточные страны, а также в Европу. Чрезвычайная ситуация объявлена в Италии, Чехии, Израиле, ряде других стран. Государства, в которых есть вспышки заболеваний, вводят беспрецедентные меры для того, чтобы обезопасить свое население. В том числе — закрывают музеи, рестораны и целые города для туристов. Для многих накануне начала туристического сезона это стало не только шоком, но и насущной проблемой: если билеты или тур уже куплены, как быть? Как вернуть деньги за билет из-за коронавируса? Стоит ли лететь наперекор всему, или лучше не создавать себе лишних проблем? Мы продолжаем мониторить ситуацию и делимся с вами самыми актуальными новостями по этому вопросу.
География коронавируса
Вспышка коронавируса была зафиксирована в Китае, и какое-то время за пределы страны эта болезнь практически не проникала. Но за последнее время ситуация резко изменилась: в то время как Китай рапортавал о том, что пандемия побеждена и разобрал временные больницы, серьезное чисто заболевших было зафиксировано в Южной Корее, Италии, Иране, Чехии, появились сообщения о заболевших в Испании. Когда стало понятно, что коронавирус вырвался за пределы Китая и ушел в Европу, Роспотребнадзор обратился к нашим соотечественникам с воззванием не посещать Италию, Южную Корею, Иран и, конечно, Китай.
Некоторые страны закрыли свои границы для иностранных туристов:
Важно! С 16 марта Россия ограничивает авиасообщение со странами ЕС. Временно ограничены воздушные перевозки в эти страны, а также в Швейцарию и Норвегию. Исключение составляют только регулярные рейсы из терминала F в Шереметево.
Если вы купили или хотите купить тур
Если тур уже куплен, то есть возможность вернуть деньги, как минимум часть (все равно сейчас вы и не сможете полететь в отпуск, так как Италия закрыта). Турист вправе требовать расторжения договора и возврата суммы, уплаченной за тур, в связи с возникновением угрозы безопасности жизни и здоровью в стране пребывания во время отпуска. При этом, если договор расторгается до начала путешествия, должны вернуть полную сумму. Если договор расторгается уже после начала путешествия, агентство обязано вернуть часть денег за неоказанные услуги (за тот период от отпуска, который еще остается).
Авиакомпании-лоукостеры: как экономить на таких перелетах?
Для справки:
Как расторгнуть договор?
1. Напишите заявление, укажите в нем в качестве причины требования расторжения договора вспышку коронавируса в стране, куда вы планировали лететь.
2. Составьте заявление в двух экземплярах. Один останется у вас, второй – в администрации агентства.
3. Деньги должны вернуть вам в течение 10-14 дней. Если турагентство отказывается расторгнуть договор, обращайтесь в Роспотребнадзор или сразу подавайте иск в суд.
Важно! Внимательно читайте договор, иногда турфирмы вносят в него пункты, регламентирующие сроки расторжения. В ряде случаев вам могут вернуть лишь часть суммы на основании того, что вы слишком поздно обратились с заявлением об аннулировании договора.
Пребывающим в странах, где зафиксированы вспышки коронавируса, Ростуризм рекомендует не покидать территорию гостиничных комплексов, а если и выходить из номера, то только для того, чтобы добраться до аэропорта и вылететь в Россию.
Если коротко: коли вы купили тур в Италию, другую страну Европы, где ситуация с коронавирусом неблагополучная, Иран, или Южную Корею или Китай и передумали лететь, вы можете требовать расторжения договора и возврата полной суммы, уплаченной за тур. Если вы успели вылететь в одну из этих стран по путевке, то тоже можете расторгнуть договор и потребовать возврата части денег. Ссылаться нужно на ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Если вы купили билеты на самолет
Для тех туристов, которые предпочитают путешествовать самостоятельно, актуальнее вопрос, какие изменения в свою политику внесли авиакомпании. Зачастую путешественники предпочитают покупать недорогие невозвратные билеты, и получить обратно деньги за них кажется не такой простой задачей.
Если вы купили возвратные билеты, алгоритм действия прост: следуйте правилам авиакомпании, которую вы выбрали, и верните потраченную сумму – полностью или частично (в зависимости от условий, распространяющихся на выбранные билеты). Узнать требования авиакомпании можно на ее сайте или позвонив на горячую линию или в справочную.
Как вернуть невозвратный билет на самолет?
Если вы купили невозвратные билеты, то вернуть их и получить полную сумму можно только в том случае, если авиакомпания вводит дополнительные условия направлений перелета.
Сдать билеты предлагает и Победа, правда, за плату (справедливости ради, S7 тоже ее берет).
Utair ранее объявлял о том, что с 6 по 17 марта билеты в Милан можно будет вернуть совершенно бесплатно, даже невозвратные. Сначала предполагалось, что это будет происходить по желанию пассажиров, теперь на эту меру придется пойти всем.
«Люфтганза» предлагает только обмен билетов на другое направление.
Если у вас есть билеты в страну, где ситуация с коронавирусом угрожающая, следите за новостями от ваших авиакомпаний. Все крупные игроки рынка так или иначе смягчают сейчас правила сдачи или обмена билетов — с учетом форс-мажора.
Skyscanner, система веб-поиска информации о воздушных перевозках:
«Аэрофлот» продолжал выполнять рейсы из Москвы в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг даже тогда, когда другие авиакомпании туда не летали. Но «Аэрофлот» снял все ограничения на возврат билетов на групповые перевозки в Китае.
Сегодня вы можете сдать даже невозвратные билеты в Китай и Италию, а также обменять их на билеты по другим направлениям.
Если коротко: вернуть возвратные билеты можно без проблем, невозвратные – только при наличии обстоятельств, которые прописаны в законодательстве. В некоторые страны купить билеты уже нельзя, в некоторые — еще продолжают продавать, но всегда нужно оценивать риски, особенно если приобретается билет на отдаленную от дня покупки дату. Это правило касаетсятех стран, в которых пока все спокойно, ведь в дальнейшем они тоже могут оказаться потенциально опасными для туристов.
Как вернуть деньги за отмененные туры в 2020 и 2021 году: новые сроки и правила
Правительство утвердило новые правила возврата денег за отмененные туры. Они касаются туристов и туроператоров, которые заключили договор до 31 марта 2020 года. Теперь денег или замены тура придется ждать дольше обычного.
Ранее приняли новые правила возврата денег за отмененные рейсы: у авиакомпаний есть на это три года. Для возврата билетов на мероприятия сроки поменьше: 180 дней после расторжения договора. Впереди разбор о возврате денег за отмененную бронь.
Вот что нужно знать о сроках и условиях возврата денег, если путешествие отменилось из-за коронавируса.
Что делать, если ваш тур отменили после начала пандемии
Если вы купили путевку позже 31 марта 2020 года и путешествие отменилось, вы тоже имеете право на возврат денег. О том, как это сделать, мы рассказывали в отдельной статье.
Каких туров касаются новые правила
Новые правила возврата денег за путевки действуют только для туров, которые одновременно отвечают таким условиям:
Как поменять тур
Туроператор должен выполнить тот тур, что был оплачен, или предоставить равнозначный не позднее 31 декабря 2021 года. С туристом на этот счет нужно заключить допсоглашение.
Тур считается равнозначным, если совпадает программа пребывания, маршрут, условия путешествия и проживания, категория гостиницы, питание, услуги перевозки и дополнительный сервис.
Доплату за равнозначный тур с туриста требовать нельзя. Если изначально была договоренность на четырехзвездочную гостиницу, а теперь аналогичный номер стоит дороже, турист не обязан доплачивать. Если только он сам не согласился изменить условия.
Если турагент или туроператор решили заменить тур на равнозначный, до 22 сентября 2020 года они должны направить туристам уведомления о том, что будет замена до 31 декабря 2021 года.
Как вернуть деньги
Если турист не согласен с заменой тура, он может расторгнуть договор. Вернуть деньги туроператор должен до 31 декабря 2021 года. То есть если в январе 2020 года вы оплатили тур в Турцию и планировали загорать на пляжах Кемера в августе 2020 года, теперь туроператор может не возвращать вам деньги по требованию, а предложить замену — отдых примерно в том же месте и в отеле такого же класса, но в августе 2021 года.
А если вы против и хотите забрать деньги, вернуть их вам могут через полтора года. И это не нарушение.
Для некоторых покупателей туров сделали исключение и сократили сроки возврата. В течение 90 календарных дней, но не позднее 31 декабря 2021 года, деньги вернут при одном из условий:
Если на 24 июля 2020 года наступили сроки исполнения договора — то есть путешествие должно начаться, — а туроператор не направил до 22 сентября уведомление о замене тура, деньги нужно вернуть до 31 декабря 2020 года. На это может повлиять только туроператор, но не турист.
На деньги туристов начисляются проценты
Если турист расторгнул договор и потребовал деньги, туроператор может вернуть их через несколько месяцев. Но за все это время он должен начислить проценты в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ за каждый день пользования деньгами. Ставка ЦБ на 24 июля — 4,5%. Фактически это вклад под 4,5% годовых. Кстати, побольше, чем сейчас в банках. Но это вынужденный вклад — вместо путешествия.
Могут ли вернуть деньги раньше
Да, срок возврата денег зависит от договоренностей с туроператором. Правила приняли недавно, многие успели забрать деньги за отмененные туры, но кого-то до сих пор кормят завтраками. Теперь у туроператоров есть право возвращать деньги спустя несколько месяцев — и наказать их неустойкой и штрафами за это не получится. Но если турагентство идет навстречу, никто не запретит ему отдать туристам деньги и через неделю после обращения.
Пробуйте договориться, но учитывайте новые условия. Если вам предлагают перенести тур с июля на сентябрь — возможно, это лучше, чем отказаться и ждать денег полтора года. Забрать их сразу после отказа теперь не так много шансов.
Можно ли вернуть деньги за турпоездку, если она сорвалась из‑за коронавируса
Вопрос защиты граждан от эпидемии обсуждался на заседании Правительства РФ.
«Главное для нас — защитить наших людей», — сказал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
«Нами принято решение — начиная с 13 марта временно ограничить авиаперелеты в Италию, Германию, Францию, Испанию. При этом сохраняются рейсы, которые позволят российским гражданам вернуться в Россию», — отметил он.
NB: если ваш тур застрахован, то ознакомьтесь внимательно с условиями страховых выплат — они также различные у разных компаний.
2. Если в стране, куда отправляется путешественник, его жизни и здоровью угрожает опасность, он вправе расторгнуть договор с туроператором — об этом говорится в ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Там же указано, что деньги должны вернуть полностью при расторжении договора до начала путешествия, а после начала путешествия — вернуть часть стоимости в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Кроме того, в ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» указано, что «потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору».
Туристу необходимо направить в адрес туроператора в письменном виде требование о возврате денежных средств. Ответ должны дать в течение 10 дней, если этого не происходит — обратитесь в Роспотребнадзор.
3. Если Ростуризм или МИД рекомендует прекратить продажи туров в страну, которую вы выбрали, можно отменить поездку, перенести ее и воспользоваться туром, когда ситуация станет безопасной. То есть, если такая мера будет в дальнейшем введена по отношению еще к какой‑нибудь стране, туроператоры также могут вернуть деньги или подобрать альтернативные варианты по желанию туриста.
« Сообщение Ростуризма о возникновении в стране (месте) временного пребывания туриста угрозы безопасности его жизни и здоровью, опубликованное до начала его путешествия, является основанием для расторжения договора о реализации туристического продукта и возврате туристу уплаченной им по договору суммы», — указывается на сайте «КонсультантПлюс».
4. Получить консультацию туристы могу в территориальных подразделениях Роспотребнадзора. Вы можете позвонить на горячие линии ведомства. В случае необходимости гражданам помогут подготовить претензии и исковые заявления в суд.
Также можете обратиться на горячую линию Ассоциации «Турпомощь»:
+7 (499) 678–12–03, +7 (915) 117–04–51.
Если вы путешествуете самостоятельно, то возвращать деньги придется за отдельные услуги в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». Авиакомпания или отель могут отказать в возврате средств, а вы можете обратиться в суд. Там определят, насколько серьезной была угроза и должны ли отель или авиакомпания вернуть деньги.