можно ли вернуть деньги за ваучер аэрофлота
Ваучеры вместо денег за отмененные авиарейсы
Из-за пандемии закрыли международное авиасообщение и отменили часть внутренних рейсов. Люди надеялись вернуть деньги за билеты, но с 7 июля 2020 года могут получить только ваучеры.
В статье расскажу, что это за ваучеры, зачем они нужны и когда можно забрать деньги.
В начале пандемии авиакомпании возвращали деньги за билеты, но заявок на возврат становилось все больше, а денег все меньше. Чтобы хоть как-то выровнять ситуацию, 7 июля 2020 года в правительстве приняли постановление о возврате денег с помощью ваучеров.
Ваучер (сертификат) — электронный документ, равный стоимости билета на отмененный рейс. Его можно потратиться на покупку новых билетов или оплату допуслуг перевозчика. Если стоимость нового билета превышает номинал ваучера — вы доплачиваете разницу, она ниже — можете купить несколько билетов.
Оформить электронный ваучер и купить на него новый билет можно в течение трех лет с даты отправления отмененного рейса. В течение трех лет вы не потратили депозитные деньги — через три года авиаперевозчик должен их вернуть.
Новые правила распространяются на билеты, купленные в определенное время. Для полетов в Китай и обратно — с 1 февраля по 1 мая 2020 года, для остальных международных и внутренних рейсов — с 18 марта по 1 мая 2020 года.
Речь идет о дате покупке билетов, а не о дате отправления. Если, например, 5 февраля 2020 года вы купили билет в Пекин на 10 августа, то подпадаете под новые правила. Билет куплен после 1 мая 2020 года — под действие постановления ваш случай не подпадает. Деньги возвращают по общим правилам авиакомпании — у каждой компании они свои.
Использовать ваучер вместо денег за авиабилеты может только тот человек, на чье имя оформлен билет на отмененный рейс. Например, билет купил И.В. Колосков, значит, ваучер и новые билеты могут быть только на его имя.
Пример
20 апреля 2020 года вы купили билет в Таиланд за 50 000 ₽, вылет в августе. В апреле границы уже закрыли и действовал режим повышенной готовности. Ваш случай подпадает под постановление, можете использовать ваучер для покупки другого билета.
В качестве альтернативы вы купили билет в Сочи за 10 000 ₽, осталось еще 40 000 ₽. Эту сумму можно в течение трех лет тратить на другие билеты — необязательно расходовать сразу весь ваучер. Если после покупок останутся неистраченные деньги, то авиакомпания вернет вам их через три года.
Но если бы вместо Сочи вы решили слетать на Камчатку и билет стоил 60 000 ₽, то разницу в 10 000 ₽ вы бы доплатили из своего кармана.
По билетам, купленным за ваучеры, правительство разрешило изменять некоторые условия перелета без предупреждения пассажира. Так, компания может изменить дату вылета, маршрут, поменять место прилета, заменив его на ближайший аэропорт.
Например, вы должны лететь в Москву 30 августа. Авиаперевозчик в одностороннем порядке может перенести вылет на 5 сентября и заменить аэропорт прилета с Шереметьево на Внуково. Также компания может отменить запланированный рейс и вернуть деньги, но возврат денег будет по новым правилам — через три года.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Можно ли отказаться от ваучера авиакомпании и вернуть деньги за отмененный рейс
Миллионы путешественников по всему миру не могут вернуть собственные деньги за купленные авиабилеты. А связано это с тем, что авиакомпании вместо денег предлагают им забрать сертификаты, или так называемые ваучеры. И пока юристы спорят, насколько это законно, Госдума 22 мая в третьем чтении приняла законопроект, который позволит транспортным компаниям выдавать пассажирам ваучеры вместо возврата денег за отмененные из-за коронавируса поездки. Рассказываем, можно ли отказаться от этих ваучеров и вернуть свои деньги назад и вообще стоит ли делать это в сложившейся ситуации.
Член общественного совета при Минтрансе, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что при помощи ваучеров пассажирам, по сути, предлагают прокредитовать авиакомпании, но в этом случае клиент рискует: непонятно, когда будет следующий полет, и есть опасность, что компания, выдавшая ваучер, обанкротится и не сможет выполнить обещанные рейсы, опасается он.
«Если человек путешествует один-два раза в год, а таких в России очень много, брать ваучер ему нет смысла», – рассказал «Российской газете» Зотов. Деньги за билет многим нужны прямо сейчас.
У многих возникает вопрос, законно ли то, что авиакомпании выдают пассажирам ваучеры вместо денег. Хотя Госдума и приняла этот законопроект, юристы утверждают, что пока в действующих законах России ни о каких ваучерах не говорится. Сначала этот законопроект должен одобрить Совет Федерации, затем – президент. И только после этого он вступит в силу.
«В настоящее время ни гражданское, ни воздушное законодательство, ни законодательство о защите прав потребителей не содержит упоминаний о ваучерах авиакомпаний», – рассказала «Московскому комсомольцу» к.ю.н., директор Центра исследований и экспертиз Финансового университета при правительстве РФ Венера Шайдуллина.
По мнению руководителя АБ «Панфилов и партнеры» Алексея Панфилова, ваучеры нарушают федеральное законодательство о защите прав потребителей и гражданское законодательство.
«Нет гарантий, что в момент, когда пассажир захочет совершить поездку, воспользовавшись ваучером, авиакомпания еще будет существовать. Значит, потребитель и услугу не получит, и деньги свои не увидит. Этот ваучер будет для него бессмысленной бумагой», – заявляет он.
«Гарантий возврата, конечно, нет. Билет же – не депозит, покрываемый Агентством по страхованию вкладов или его аналогом в других странах. Это обязательство компании. Так что если в ходе банкротства у компании будет недостаточно активов на исполнение своих обязательств, то можно не получить ничего», – рассказала РБК независимый финансовый советник Наталья Смирнова.
Не советует рассчитывать на денежную компенсацию и проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. Если авиасообщение возобновляется, а проблемы будут только у одной или нескольких авиакомпаний, то владельцам билетов в лучшем случае могут предложить обменять их на билеты другой авиакомпании – в рамках рекламной акции. Если же сроки пандемии затягиваются и авиасообщение не возобновляется дольше года и более, то это типичный случай форс-мажорных обстоятельств, при которых «никто никому ничего не должен».
В случае банкротства авиакомпании эксперты советуют идти в арбитражный суд. По закону кредитор имеет право на погашение задолженности после продажи имущества компании, подчеркивает Венера Шайдуллина.
К примеру, в «Аэрофлоте» нам сообщили, что пассажир имеет полное право отказаться от предлагаемого ваучера. Для этого нужно:
В случае отказа авиакомпании в возврате денег идите в суд.
Но! Лучше вам поторопиться, так как юристы утверждают, что после «узаконивания» ваучеров шансы вернуть деньги за авиабилет снизятся в разы.
Однако эксперты утверждают, что хотя теоретически возможность вернуть «живые» деньги и есть, но практически сделать это будет очень сложно. Конечно, можно попробовать вернуть деньги через суд, но юристы предупреждают, что сделать это быстро не получится. К тому же сейчас с авиакомпаний и взыскивать-то нечего. Более того, будет ли это выгодно пассажиру? Ведь в случае судебной тяжбы придется потратиться на услуги юристов.
«Аэрофлот» назвал условия выдачи компенсации за билет на отмененный рейс
В качестве компенсации за билеты на отмененные рейсы из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 пассажирам «Аэрофлота» будут выдаваться сертификаты, номинальная стоимость которых будет равна цене пропавших билетов. Аналогичные сертификаты смогут получить и те, чей рейс в период пандемии не был отменен, однако пассажиры заблаговременно заявили об отказе от полета, говорится в сообщении авиакомпании. Последнее правило распространяется и на тех, кто покупал билет по невозвратным тарифам.
У тех, чей рейс был отменен, все-таки будет преимущество — при оплате сертификатом нового билета они получат скидку 15% от его стоимости.
Получить сертификаты смогут все, кто до 1 мая купил билеты на рейсы «Аэрофлота»:
Оформить сертификат онлайн нельзя, придется посетить офис собственных продаж «Аэрофлота» или представительство авиакомпании. Но оформление в них начнется лишь после отмены требований о самоизоляции и не раньше 15 мая.
Использовать сертификат разрешается в течение трех лет с даты, указанной в первоначальном билете.
Регулярные и чартерные рейсы в другие страны полностью приостановлены в России с 27 марта, осуществляются только перелеты для вывоза россиян из других стран.
8 апреля Ассоциация туроператоров (АТОР) сообщила, что «Аэрофлот» приостановил операции по возврату денег за билеты, аннулированные из-за пандемии коронавируса. Лоукостер «Победа» (входит в группу компаний «Аэрофлот») в начале апреля сообщил, что деньги за отмененные рейсы автоматически вернутся на личный счет клиента на сайте авиакомпании. До 1 июня 2021 года их можно будет потратить на любые рейсы лоукостера. Если пользователь не израсходует средства до этого срока, они автоматически зачислятся на его банковский счет.
29 апреля официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин сообщил РБК, что компания разработала программу выдачи ваучеров взамен не использованных из-за пандемии коронавируса авиабилетов.
Как вернуть деньги за авиабилет?
Если на борт самолета пассажира не пустили из-за температуры тела выше 37 градусов или рейс отменили, он сможет получить деньги как за «возвратный», так и за «невозвратный» билет
Коронавирус постепенно сдает свои позиции: заболевших все меньше, города возвращаются к привычной жизни, страны открывают свои границы и с нетерпением ждут гостей. И вот наконец этот сладостный момент – покупка билетов и ожидание предстоящего путешествия. В мыслях мы уже парим над облаками, греемся на солнце или покоряем горную вершину. Казалось бы, ничто не способно омрачить это состояние, но «враг» не дремлет и в любой момент может перейти в нападение.
Что делать, если перелет не состоялся? Как вернуть честно заработанные?
Ваучер или деньги – за авиабилет, купленный до 1 мая 2020 г.
Правила, предусмотренные постановлением, распространяются на «возвратные» и «невозвратные» билеты и применяются в том случае, если:
Если перелет не состоялся, пассажиру выдадут ваучер, который можно обменять на новый билет, либо вернут уплаченные за билет денежные средства.
Как обменять ваучер на новый билет?
Перевозчик выдает пассажиру ваучер на сумму, равную стоимости купленного билета. «Вживую» деньги не возвращаются. Пассажир может использовать ваучер для оплаты другого билета или дополнительных услуг перевозчика (например, страхование, платный выбор места и др.). Оплата ваучером может быть как полной, так и частичной. При покупке более дорогого билета возможна доплата деньгами.
Чтобы воспользоваться ваучером, необходимо обратиться с уведомлением к авиаперевозчику. Его можно направить через электронную почту, почтовым отправлением или передать при личном обращении. Сделать это нужно в течение 3 лет с даты, на которую был назначен несостоявшийся рейс.
В уведомление необходимо указать:
Перевозчик обязан принять уведомление и в течение 20 дней направить пассажиру подтверждение, в котором должны быть указаны:
Воспользоваться ваучером может только пассажир, на чье имя был оформлен билет. При обмене ваучера на новый билет выбор маршрута и даты перелета является прерогативой пассажира, но при условии, что такие билеты есть в наличии.
Правила оформления ваучера устанавливает перевозчик. С ними можно ознакомиться на официальных сайтах авиакомпаний. Например, в соответствии с правилами, утвержденными «Аэрофлотом», ваучер можно оформить по билетам, купленным до 1 мая 2020 г., с датой перевозки до 31 августа 2020 г.
Как получить деньги, потраченные на билет?
Возможность вернуть деньги за билет, купленный до 1 мая 2020 г., появится по истечении 3 лет с указанной в билете даты перелета. На досрочный возврат денежных средств имеют право:
Для возврата провозной платы необходимо обратиться к перевозчику с заявлением. Сделать это можно любым удобным способом: посредством электронной почты, почтового отправления или при личном обращении. В заявлении следует указать:
Если заявителем является лицо, имеющее право на досрочный возврат денежных средств, то к перевозчику придется обратиться лично, представив документы, подтверждающие специальный статус. В заявлении дополнительно нужно будет указать их реквизиты.
Срок возврата денежных средств – 10 дней со дня получения перевозчиком заявления.
Помимо провозной платы пассажиру должны быть выплачены проценты за пользование денежными средствами. Они начисляются исходя из ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в соответствующий период, с даты, на которую был запланирован рейс, по день возврата денег, но не позднее 4 лет с даты несостоявшейся поездки.
Деньги – за авиабилет, купленный после 1 мая 2020 г.
Если рейс отменен перевозчиком – российской авиакомпанией
В этом случае отказ от перевозки является вынужденным, и пассажирам возвращается вся сумма, уплаченная как за «возвратные», так и за «невозвратные» билеты. Возврату подлежат также сборы, связанные с оформлением билетов (п. 116, 120 и 227 Федеральных авиационных правил).
Для получения денежных средств необходимо обратиться к перевозчику с заявлением, в котором следует указать:
К заявлению желательно прикрепить копии билета и документа об оплате. Направить заявление лучше письмом с описью вложения, а информацию о направлении и второй экземпляр описи нужно сохранить.
Срок возврата денег – 10 дней со дня предъявления заявления. Если перевозчик не удовлетворил требование о возврате денежных средств в добровольном порядке, пассажир вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд и потребовать от перевозчика уплаты не только суммы основного долга, но и неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, издержек, связанных с рассмотрением дела (расходов на представителя, почтовых расходов и т.д.), если они имелись.
Отметим, что некоторые авиакомпании приняли решение об автоматическом возврате денежных средств за отмененные рейсы. С актуальной информацией можно ознакомиться на сайте перевозчика.
Если рейс отменен перевозчиком – иностранной авиакомпанией
В данном случае будут действовать правила, применяемые в стране, в которой зарегистрирован перевозчик. Обычно они публикуются на официальных сайтах авиакомпаний. Например, согласно информации с сайта Turkish Airlines, если билет был куплен до 20 марта 2020 г., перелет должен был состояться до 31 декабря этого же года и рейс не был отменен, но пассажир отказался лететь, он может поменять билет на другой с вылетом до 31 декабря 2021 г.
Большинство крупных авиакомпаний являются членами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). И для них приоритетное значение имеют правила, утвержденные этой организацией. Так, перевозчик может отказать в перевозке или в дальнейших перевозках по причинам безопасности во исполнение законов или распоряжений любого государства, из которого, в которое или через которое осуществляется рейс. При этом если ни одна часть билета не использована, перевозчик выплачивает пассажиру всю уплаченную сумму. Если часть билета использована, возмещение составит сумму за билет в один конец от места перерыва в пути до пункта назначения или пункта следующей остановки либо разность между уплаченной суммой и стоимостью проезда на использованном транспорте. Но в сумму эту не будут включены скидки и сборы (п. 17 Раздела XI «Общих условий перевозок пассажиров и багажа» IATA).
Можно ли вернуть деньги за билет, если на борт самолета не пустили из-за повышенной температуры?
Согласно совместным рекомендациям Росавиации и Роспотребнадзора пассажиру могут отказать в посадке на самолет при температуре тела выше 37 градусов. В данном случае он имеет право на возврат суммы, уплаченной за билет (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ). Но наличие повышенной температуры придется документально подтвердить, поэтому нужно будет потребовать от сотрудников аэропорта справку о снятии с рейса, в которой должна быть указана причина.
Для аннуляции билета нужно уведомить перевозчика о невозможности лететь. Сделать это можно в кассе авиакомпании в аэропорту или через уполномоченного представителя. В дальнейшем следует обратиться к перевозчику с заявлением о возврате уплаченной суммы, приложив подтверждающие документы.
Аналогичные правила возврата будут действовать, если температура поднялась у одного из членов семьи. К ним относятся супруг (супруга), родители и дети (усыновители и усыновленные). Эти правила распространяются и на совместно следующих близких родственников – дедушек, бабушек, внуков, полнородных и неполнородных братьев и сестер (п. 3 ст. 108 Воздушного кодекса РФ). Также нужно будет как можно скорее уведомить перевозчика о вынужденном отказе от полета и затем обратиться к нему с заявлением о возврате с приложением подтверждающих документов (справки о снятии с рейса и документов, подтверждающих родство).
Где найти более подробную информацию о возврате денег за билеты?
В этом помогут нормативные правовые акты:
1 Статья 107.2 Воздушного кодекса РФ.
2 Постановление Правительства РФ от 6 июля 2020 г. № 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части».
Неочевидные возвраты у разных авиакомпаний, или Как вернуть деньги за авиабилеты, а не ваучеры
Поделиться
Что случилось?
С началом пандемии авиаперевозчики отменили или перенесли много рейсов. Чуть позже было принято регуляторное решение, разрешающее делать возвраты не деньгами, а ваучерами, которые можно использовать на другой авиаперелёт той же компании. Это Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991.
Почему нельзя было просто вернуть деньги?
Потому что у авиакомпаний их попросту не было. Выбор был между тем, что государство потребует возвратов полностью в короткий срок и мы останемся без авиаперевозчиков, либо будет введена вот такая мера. Альтернативой могло бы быть субсидирование или льготное кредитование авиакомпаний на сумму возвратов, но так получилось, что кто-то наверху решил, что кредитовать перевозчиков будете вы. Так что держитесь.
Я покупал у агрегатора, у вас, у туроператора…
По закону на авиаперевозку пассажира возможен только прямой договор между авиакомпаний и физлицом. Это статья 103 ВЗК РФ. Договор воздушной перевозки заключается между пассажиром и перевозчиком (авиакомпанией).
Других вариантов в принципе в России нет. То есть у кого бы вы ни покупали билет, в любом случае был создан договор между вами и авиакомпанией, и только и исключительно авиакомпания несёт по нему ответственность. Эта особенность законодательства в обычное время защищает вас от разорения туроператоров, но в пандемию сработала не так, как должна была. В любом случае это означает, что только авиаперевозчик может вернуть вам деньги, и туроператор, мы или другой агрегатор может только направлять собственные претензии в его адрес. Ваши деньги у авиакомпании.
Что случилось потом?
Потом компании начали постепенно возвращать деньги или (чаще) выдавать ваучеры. В случае, если вы выбираете возврат деньгами, закон разрешает сделать это в течение трёх лет (актуально только для авиакомпаний РФ), то есть до сих пор многие ждут возврата. То есть либо ваучер, либо три года ждать денег.
В некоторых случаях этот процесс можно ускорить или изменить, в некоторых случаях ваучер можно получить на другого человека. Возможно, это хоть как-то поможет. Чаще всего речь о возможности заменить пассажира.
Все российские авиакомпании
Заявление на возврат денежных средств может сразу подать:
• лицо, признанное инвалидом, а также лицо, его сопровождающее;
• ветеран Великой Отечественной войны;
• лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также члены многодетной семьи (супруг/супруга, дети до 18 лет).
«Аэрофлот»
Для билетов, оформленных до 30.04.2020, с вылетом после 18.03.2020, возврат в виде ваучера или деньгами по истечении 3 лет с даты вылета. Ваучер может использовать только сам пассажир, купить билет для другого человека не получится. Исключение – билеты для несовершеннолетних пассажиров (до 18 лет): ваучер можно оформить по выбору либо на имя ребенка, либо на имя законного представителя (опекунов, родителей).
Актуально для билетов, оформленных до 30.04.2020, с вылетом после 18.03.2020. Возврат в виде ваучера или деньгами по истечении 3 лет с даты вылета. Срок годности ваучера – 3 года с даты первоначального вылета. Ваучер может использовать только сам пассажир, купить билет для другого человека не получится. Возврат деньгами возможен, но пассажир для этого должен обратиться по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанной в билете, не ранее.
«Уральские авиалинии»
Актуально только для билетов, оформленных до 30.04.2020, с вылетом после 18.03.2020. Возврат в виде ваучера или деньгами по истечении 3 лет с даты вылета. Срок годности ваучера – 3 года с даты первоначального вылета. Ваучер может использовать только сам пассажир, купить билет для другого человека не получится.
«Ютэйр»
Для билетов, оформленных до 01.09.2020, осуществляют возврат милями на личный счёт программы Utair Status. Купить билет за мили можно для любого пассажира.
«Алроса»
Для билетов, оформленных до 30.04.2020, с вылетом после 18.03.2020, возврат милями в программе лояльности.
Ellinair
Ваучер действителен в течение 18 месяцев с даты его оформления. Если ваучер не будет использован, то по истечении срока годности можно будет запросить возврат денег.
Air Arabia
Автоматически переоформили билеты на кредитные ваучеры. Ваучер привязан к номеру брони. Для использования ваучера нужен запрос на contactus@airarabia.com или звонок в колл-центр авиакомпании: +7 495 9375925. Ваучер действует до 31 декабря 2021. Ваучер может использовать сам пассажир или его ближайший родственник.
«Армения»
Предлагают только ваучеры, заявление должно приходить непосредственно от пассажира. По истечении года с момента выписки ваучера можно будет запросить возврат денег (если ваучер не был использован).
Croatia Airlines
Ваучер предоставляется по запросу, действителен в течение 1 года со дня выписки. Ваучер не подлежит возврату. Можно обменять ваучер на другого пассажира (авиакомпания берёт за это сбор 40 евро).
Georgian Airways
Возможен запрос ваучера. Ваучер именной. Смена пассажира возможна со сбором авиакомпании 50 евро. Можно использовать только в офисах/представительствах А9. По ваучеру можно выбрать любой рейс А9 или RM. Если ваучер не будет использован до окончания срока годности, возможен запрос возврата денег.
Royal Air Maroc
Оформляют ваучеры со сроком годности 12 месяцев с даты оформления по обращению. Расчёт суммы на ваучер: штраф не взимается, но не подлежат возврату на ваучер невозвратные таксы. По истечении срока годности ваучера будет возможен возврат деньгами.
Fly One
Оформление ваучера, номинал равен цене билета плюс 20% от первоначальной стоимости. Можно использовать для покупки билета на любой рейс 5F, срок годности – 365 дней с момента выдачи. Ваучер выдаётся на всех пассажиров из бронирования. Ваучер многоразовый, можно использовать, пока полностью не иссякнет номинал.
Air Moldova
Срок годности ваучера – 1 год со дня выписки билета. Ваучер может быть использован для приобретения билета только на рейсы, оперируемые а/к «Air Moldova» на даты до 24.10.2021. Если сумма покупки нового билета превышает стоимость ваучера, взимается разница, которая должна быть оплачена. Если сумма покупки меньше стоимости ваучера, остаток неиспользованной суммы возврату не подлежит. Ваучеры возврату не подлежат. Срок действия ваучера продлению не подлежит. Можно заменить в билете пассажира со сбором авиакомпании: для тарифа Promo – 70 евро, Basic – 60 евро, Regular – 40 евро. Premium и Business – без сбора.
EL AL
Добавляют 25% к стоимости билета на ваучер. Ваучер не именной, может быть использован для покупки билета на другого пассажира. Ваучер действителен до 31.12.2021 на вылеты до 30.11.2022. Если ваучер не будет использован, то по истечении срока годности можно будет запросить возврат денег.
Uzbekistan Airways
Возврат только ваучером. Ваучер действителен 1 год с даты оформления. Является именным. Для передачи ваучера другому лицу нужна нотариально заверенная доверенность. По истечении 1 года, если ваучер не был использован, можно будет запросить возврат денег. Досрочный возврат деньгами возможен только в исключительных случаях (серьёзное заболевание пассажира или его родственника) по самостоятельному обращению пассажира в авиакомпанию с предоставлением документов.