можно ли вернуть невозвратный билет при коронавирусе
Можно ли вернуть деньги за авиабилеты или тур в страну, где обнаружен коронавирус?
Коронавирус, несмотря на все предосторожности, вырвался из Китая и проник в другие восточные страны, а также в Европу. Чрезвычайная ситуация объявлена в Италии, Чехии, Израиле, ряде других стран. Государства, в которых есть вспышки заболеваний, вводят беспрецедентные меры для того, чтобы обезопасить свое население. В том числе — закрывают музеи, рестораны и целые города для туристов. Для многих накануне начала туристического сезона это стало не только шоком, но и насущной проблемой: если билеты или тур уже куплены, как быть? Как вернуть деньги за билет из-за коронавируса? Стоит ли лететь наперекор всему, или лучше не создавать себе лишних проблем? Мы продолжаем мониторить ситуацию и делимся с вами самыми актуальными новостями по этому вопросу.
География коронавируса
Вспышка коронавируса была зафиксирована в Китае, и какое-то время за пределы страны эта болезнь практически не проникала. Но за последнее время ситуация резко изменилась: в то время как Китай рапортавал о том, что пандемия побеждена и разобрал временные больницы, серьезное чисто заболевших было зафиксировано в Южной Корее, Италии, Иране, Чехии, появились сообщения о заболевших в Испании. Когда стало понятно, что коронавирус вырвался за пределы Китая и ушел в Европу, Роспотребнадзор обратился к нашим соотечественникам с воззванием не посещать Италию, Южную Корею, Иран и, конечно, Китай.
Некоторые страны закрыли свои границы для иностранных туристов:
Важно! С 16 марта Россия ограничивает авиасообщение со странами ЕС. Временно ограничены воздушные перевозки в эти страны, а также в Швейцарию и Норвегию. Исключение составляют только регулярные рейсы из терминала F в Шереметево.
Если вы купили или хотите купить тур
Если тур уже куплен, то есть возможность вернуть деньги, как минимум часть (все равно сейчас вы и не сможете полететь в отпуск, так как Италия закрыта). Турист вправе требовать расторжения договора и возврата суммы, уплаченной за тур, в связи с возникновением угрозы безопасности жизни и здоровью в стране пребывания во время отпуска. При этом, если договор расторгается до начала путешествия, должны вернуть полную сумму. Если договор расторгается уже после начала путешествия, агентство обязано вернуть часть денег за неоказанные услуги (за тот период от отпуска, который еще остается).
Авиакомпании-лоукостеры: как экономить на таких перелетах?
Для справки:
Как расторгнуть договор?
1. Напишите заявление, укажите в нем в качестве причины требования расторжения договора вспышку коронавируса в стране, куда вы планировали лететь.
2. Составьте заявление в двух экземплярах. Один останется у вас, второй – в администрации агентства.
3. Деньги должны вернуть вам в течение 10-14 дней. Если турагентство отказывается расторгнуть договор, обращайтесь в Роспотребнадзор или сразу подавайте иск в суд.
Важно! Внимательно читайте договор, иногда турфирмы вносят в него пункты, регламентирующие сроки расторжения. В ряде случаев вам могут вернуть лишь часть суммы на основании того, что вы слишком поздно обратились с заявлением об аннулировании договора.
Пребывающим в странах, где зафиксированы вспышки коронавируса, Ростуризм рекомендует не покидать территорию гостиничных комплексов, а если и выходить из номера, то только для того, чтобы добраться до аэропорта и вылететь в Россию.
Если коротко: коли вы купили тур в Италию, другую страну Европы, где ситуация с коронавирусом неблагополучная, Иран, или Южную Корею или Китай и передумали лететь, вы можете требовать расторжения договора и возврата полной суммы, уплаченной за тур. Если вы успели вылететь в одну из этих стран по путевке, то тоже можете расторгнуть договор и потребовать возврата части денег. Ссылаться нужно на ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Если вы купили билеты на самолет
Для тех туристов, которые предпочитают путешествовать самостоятельно, актуальнее вопрос, какие изменения в свою политику внесли авиакомпании. Зачастую путешественники предпочитают покупать недорогие невозвратные билеты, и получить обратно деньги за них кажется не такой простой задачей.
Если вы купили возвратные билеты, алгоритм действия прост: следуйте правилам авиакомпании, которую вы выбрали, и верните потраченную сумму – полностью или частично (в зависимости от условий, распространяющихся на выбранные билеты). Узнать требования авиакомпании можно на ее сайте или позвонив на горячую линию или в справочную.
Как вернуть невозвратный билет на самолет?
Если вы купили невозвратные билеты, то вернуть их и получить полную сумму можно только в том случае, если авиакомпания вводит дополнительные условия направлений перелета.
Сдать билеты предлагает и Победа, правда, за плату (справедливости ради, S7 тоже ее берет).
Utair ранее объявлял о том, что с 6 по 17 марта билеты в Милан можно будет вернуть совершенно бесплатно, даже невозвратные. Сначала предполагалось, что это будет происходить по желанию пассажиров, теперь на эту меру придется пойти всем.
«Люфтганза» предлагает только обмен билетов на другое направление.
Если у вас есть билеты в страну, где ситуация с коронавирусом угрожающая, следите за новостями от ваших авиакомпаний. Все крупные игроки рынка так или иначе смягчают сейчас правила сдачи или обмена билетов — с учетом форс-мажора.
Skyscanner, система веб-поиска информации о воздушных перевозках:
«Аэрофлот» продолжал выполнять рейсы из Москвы в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг даже тогда, когда другие авиакомпании туда не летали. Но «Аэрофлот» снял все ограничения на возврат билетов на групповые перевозки в Китае.
Сегодня вы можете сдать даже невозвратные билеты в Китай и Италию, а также обменять их на билеты по другим направлениям.
Если коротко: вернуть возвратные билеты можно без проблем, невозвратные – только при наличии обстоятельств, которые прописаны в законодательстве. В некоторые страны купить билеты уже нельзя, в некоторые — еще продолжают продавать, но всегда нужно оценивать риски, особенно если приобретается билет на отдаленную от дня покупки дату. Это правило касаетсятех стран, в которых пока все спокойно, ведь в дальнейшем они тоже могут оказаться потенциально опасными для туристов.
Путешествие отменилось из-за коронавируса. Как вернуть деньги?
Мы купили путевку в Италию, а въезд в страну закрыли из-за коронавируса. Как нам добиться компенсации за тур?
В 2021 году этот материал не актуален
Статья вышла в самом начале эпидемии коронавируса. После нее появилось слишком много законодательной базы.
Актуальную статью на эту тему мы написали в декабре 2020 года.
Следите за нашими новостями в рубрике «Чемодан». Также о том, как и куда можно путешествовать в пандемию, вы можете прочитать в нашем учебнике про путешествия.
Илья, закон защищает ваши права: деньги за тур можно вернуть. Самостоятельным путешественникам придется приложить больше усилий, чтобы получить компенсацию. Расскажу, как это сделать.
Что произошло
В декабре 2019 года появились первые новости о заболевших коронавирусом в Китае. Уже в начале 2020 года вирус распространился по всему земному шару. Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию 12 марта.
С тех пор мир напоминает остросюжетный фильм: страны закрывают границы, перестают выдавать визы и просят туристов сидеть в карантине. Авиакомпании отменяют рейсы. Во многих российских городах введен режим повышенной готовности, отменяют массовые мероприятия и уроки в школах. Россиянам советуют по возможности работать из дома и избегать большого скопления людей. Все важные новости о коронавирусе Т—Ж собрал в отдельной статье.
В Европе больше всего заболевших среди итальянцев. 27 февраля Роспотребнадзор опубликовал сообщение, в котором рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в страну. Вслед за ним Федеральное агентство по туризму сообщило об угрозе безопасности туристов в Италии, Корее и Иране. Ведомство посоветовало туристам туда не ехать, а туроператорам — перестать продавать путевки и разъяснить путешественникам, как перенести даты поездки или расторгнуть договор.
Как туристам вернуть деньги за путевку
В российском законе сказано: услуги должны быть безопасны для потребителя. Если жизнь и здоровье туриста под угрозой, он может расторгнуть или изменить договор об оказании услуг.
Чтобы подтвердить угрозу безопасности, путешественнику достаточно сослаться на решения или рекомендации федеральных органов власти. В случае с коронавирусом это будут ссылки на указания Роспотребнадзора и Ростуризма. Туроператор обязан вернуть деньги за тур. Для этого обратитесь к нему с письменным заявлением в произвольной форме.
Турист может вернуть деньги за путевку, даже если в стране не введен карантин. Стремительное распространение коронавируса — тоже основание для расторжения договора, потому что путешественник не мог предвидеть пандемию во время его заключения. В этом случае он должен возместить туроператору расходы, которые тот понес. Если путешественник не согласен с суммой вычета, он может оспорить ее в суде. Размер расходов обязан доказать туроператор.
Роспотребнадзор и Ростуризм не так давно опубликовали сообщения об угрозе жизни российских туристов. Судебной практики пока нет, и непонятно, как туроператоры отвечают на обращения клиентов. Но, судя по туристическим форумам, клиентам возвращают деньги за отмененные путевки в Китай:
Если по каким-то причинам турагентство отказывается возвращать деньги, обращайтесь в суд. В заявлении советую сослаться на статью 7 закона о защите прав потребителей и статью 14 закона об основах туристской деятельности. Они гарантируют право на защиту в суде.
Как вернуть деньги за авиабилеты
Самостоятельным туристам может быть сложнее вернуть деньги за отпуск, который отменился из-за коронавируса.
Если вы купили возвратные билеты, проблем быть не должно. Вам положена компенсация — полная или за вычетом штрафа, который предусматривают правила компании.
Деньги вернут и тем, чьи перелеты отменили. С 16 марта Россия ограничила авиасообщение со странами Евросоюза, Норвегией и Швейцарией. Исключение — рейсы из Москвы в столицы и обратно. Но их количество тоже сокращают.
Если билет невозвратный, вернуть его может быть сложнее. Будьте готовы к тому, что на общение с перевозчиком придется потратить много времени. Путешественники говорят, что до авиакомпаний не дозвониться: все линии перегружены.
«Я не хотела сдаваться»: как вернуть деньги за невозвратный билет
Я должна была улететь в Южную Корею 7 марта. За 10 дней до вылета стало ясно, что количество заболевших в стране растет и ехать туда не стоит.
Я решила обратиться напрямую в Finnair. До отпуска оставалась неделя. В авиакомпании ответили, что поменять или сдать билеты невозможно: они невозвратные, а карантина нет.
Меня этот ответ не устроил. Я продолжала писать в Finnair и стала аргументировать, почему они должны бесплатно отменить бронь: прикладывала статистику, ссылки на новости. В то время Россия уже остановила полеты в Сеул, но у меня был рейс из Хельсинки.
Мне упорно не отвечали. Я писала на почту, в Твиттер, в сообщество в Фейсбуке. Служба поддержки работала ужасно. Возможно, желающих срочно сдать билеты было слишком много.
Дней за пять до вылета из Finnair сообщили, что любые билеты в карантинные страны можно обменять на то же направление до 30 июня. После этого случился полный коллапс. Люди справедливо пытались объяснить авиаперевозчику, что не у всех получится лететь в эти даты, и просили вернуть деньги. Хорошо, если Finnair отвечала раз в двое суток. В их сообществе в Фейсбуке открылся филиал ада.
Дата моего вылета приближалась. Билеты я не отменила, потому что все еще не могла получить ответ от службы поддержки. Накануне вылета они прислали мне письмо: ваш рейс в Сеул завтра. При этом обратный вылет они уже успели отменить.
Я не хотела сдаваться: полдня пыталась дозвониться им и писала в мессенджере — без результата. В день вылета я встала в 7:30 и снова стала им звонить. О чудо! Через 40 минут мне ответили, и компания разрешила сдать билеты.
Многие авиакомпании идут навстречу клиенту и предлагают выбрать другую дату перелета. Я узнала, как перевозчики меняют правила бронирования во время пандемии. Информация актуальна на момент выпуска статьи. Через пару часов какие-то факты могут устареть: обязательно проверяйте данные на сайтах авиакомпаний. Если есть дополнения, пишите их в комментариях к статье.
Иностранные перевозчики. Ryanair, Volotea, Airbaltic, Pegasus, Turkish Airlines бесплатно меняют билеты на другие даты. Точную информацию уточняйте на сайтах компаний.
«Аэрофлот». Пассажирам предлагается оформить возврат и получить полную стоимость билета. Другая опция — изменить дату вылета или сам маршрут. Крайняя дата для любой замены — 31 декабря 2020 года.
Если вы оплачивали перелет раньше 5 марта, деньги вернут только по условиям тарифа. Обычно самые дешевые билеты невозвратные — получить компенсацию по ним можно только через суд. В иске можно сослаться на обстоятельства, которые вы не могли предвидеть во время заключения договора. Об этом расскажу дальше.
Если авиакомпания отказывается обменять или вернуть билет, можно получить частичную компенсацию — налоги и сборы. Чтобы узнать точную сумму, обратитесь в авиакомпанию.
Как вернуть деньги за бронь отеля или квартиры
Чтобы отменить бронирование, турист должен обратиться туда, где бронировал жилье: в отель, хостел или сервисы бронирования, например Booking или Airbnb.
Airbnb. 14 марта сервис опубликовал положение о применении уважительных причин. Если вы забронировали жилье до 14 марта и путешествие должно состояться до 14 апреля 2020 года, сервис полностью вернет сумму бронирования. Если поездка планировалась после 14 апреля, бронь отменяют как обычно, согласно правилам сервиса.
Booking. Если вы выбрали отель с платной отменой бронирования, решение о компенсации принимает отель. К сожалению, не все владельцы готовы войти в положение туриста и вернуть деньги. В этом случае советую связаться с администрацией и приложить как можно больше доказательств, что поездка не может состояться. Например, это может быть скриншот отмененного рейса или правительственный указ о запрете рейсов в страну.
Обсуждение отмены броней отелей в Италии и Франции — форум Винского
Если отель стоит на своем, позвоните напрямую в Booking и объясните, почему вы не можете поехать в путешествие. В большинстве случаев сервис идет навстречу клиентам. На туристических форумах — десятки историй, как люди добивались компенсации за отмененную бронь. Главное — быть настойчивым:
Что делать, если вам отказали в выплате
Турист имеет право расторгнуть или изменить договор с туроператором, авиакомпанией или отелем. Основание — изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Другими словами, если бы стороны могли предвидеть, что произойдет, они не заключили бы договор.
Допустим, турист купил билеты во Францию. Границы страны пока не закрыты, рейс не отменен, авиакомпания отказывается возместить деньги. Но ехать туда небезопасно. На 16 марта в стране 5400 заболевших, закрываются магазины и известные достопримечательности вроде Лувра. В любой момент могут объявить карантин и закрыть границы.
Путешественник не мог предвидеть, что он поедет в отпуск в страну, где распространяется вирус, опасный для жизни и здоровья. Если бы он заранее знал о пандемии, то не собрался бы во Францию в отпуск, не покупал бы перелет и не бронировал бы там жилье. Все это подходит под условия, предусмотренные гражданским кодексом. Можно обратиться в суд, чтобы расторгнуть договор.
Это не гарантирует возмещение полной стоимости бронирования: решение остается за судом. Он руководствуется справедливым распределением расходов, которые понесли обе стороны. Туристу могут присудить только часть стоимости билетов или оплаченного бронирования.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
OneTwoTrip помойка, авиакомпании отменили мои рейсы (Москва-Рим-Москва, туда S7, обратно Победа), а они никак не могут вернуть деньги, ссылаются на то, что у них нет никакой информации, а теперь и вовсе молчат. Не пользуйтесь этим агрегатором.
Ярослав, все нормально. Победа возвращает деньги через OTT (у меня у самой билеты из Берлина победой).
А я вот с Букингом ругаюсь. 15к не хочу терять
Анастасия, я тоже немного пободался. Там никто не отвечает! Но у меня было письмо директора отеля, который написал, что даже невозвратные номера можно отменить без штрафа. В Booking при отмене есть пункт «Уменьшить штраф», где указываете причину. Именно после заполнения его я получил ответ и бесплатную отмену бронирования. Обращение через чат и письма остались без ответа.
Анастасия, Тоже с букингом ругался около месяца. Владелец жилья отказался возвращаться деньги, а букинг не отвечал после этого. Я их тупо бомбил постоянно, и потом написал, что в течении недели буду обращаться в суд. Написали и вернули деньги. Сейчас воюю с победой. После отмены рейса, мне написали, вернут деньги в течении 14 дней. Потом сказали пишите туда где покупали, в Mego Travel. Там написали, что победа вернет деньги на счет в личном кабинете. Хотя до этого писали, что вернуть полную стоимость на карту. Сейчас ругаюсь и планирую подавать в суд
В Победе поддержка работает ужасно, звонить им смысла нет, так как линия платная (Идиотизм в 21 веке делать поддержку платной :D). В общем побить их тупо всех надо
Анастасия, Что такое ОТТ, при забивании в поисковик выдает не связанное с авиабилетами. просветите, пожалуйста..
Анастасия, мне букинг 3 невозвратные брони отменил, без штрафа. А вот с7, не могу элементарно связаться с ними. В меню управления брони, только возврат на сертификат.
Анастасия, а что такое ОТТ? можно поподробнее пожалуйста) благодарю.
Дмитрий, агрегатор по продаже билетов. OneTwoTrip ))
Анастасия, если билет куплен у агента, а/к отправляет к агенту. Нам в Победе так сказали. Как и в другой а/к, чей билет мы купили у другого агента.
Anastasiya, это логично.
Такая же ситуация с air seven
Анастасия, ну я бы хотел узнать про существование ОТТ от техподдержки, а не от человека из сети 🙂
Но спасибо все равно, почитаю
Ярослав, Та же ситуация с этим агентом билеты Минск-Варшава-Лос Анджелес и такой же маршрут обратно.
согласна, что лучше напрямую у авиа. Через них тоже не смогла получить деньги за билеты обратно
отправил запрос на возврат билетов
НОМЕР ОБРАЩЕНИЯ 0be6058f-7e92-47c1-97a9-eeff92f8c0be
ДАТА СОЗДАНИЯ 12 марта 2020, 23:41
До 23:41 13 марта по Москве сообщим вам что возврат оформлен
Max, у меня тоже самое. Что бы я ещё раз через посредника брал билеты?! Ни за что!
Vladimir, добрый день.
Учитывая большое количество обращений, мы не всегда можем решить вопрос в кратчайшие сроки. При этом ни один из вопросов не оставим без внимания. Напишите, пожалуйста, нам в чате через личный кабинет или мобильное приложение код бронирования со ссылкой на комментарий.
Max, абсолютно такая же ситуация!
номер обращения 8e6bdfff-dc08-43fa-a53e-b6f7ad4751a4
дата обращения: 12 марта
Кормят завтраками. При этом сама авиакомпания мне подтвердила возможность возврата.
Tuma, здравствуйте.
Из-за ситуации с коронавирусом в мире мы получаем много обращений, поэтому нам надо больше времени, чтобы ответить каждому клиенту. Но без поддержки не оставим никого, будьте уверены.
Попросили ответственных рассмотреть ваше обращение как можно скорее, о результатах коллеги обязательно сообщат.
Тинькофф, сделали возврат, спасибо!
Max, аналогично. Аэрофлот подтвердил полный возврат средств, Тинькофф все ещё рассматривает, звоню ежедневно
Max, приветствуем.
Мы понимаем, что с учетом обстоятельств вопрос хочется решить как можно быстрее. У нас много клиентов и мы бросили все силы, чтобы помочь каждому. Попросили коллег рассмотреть ваш случай в приоритетном порядке. О результатах обязательно сообщим.
Тинькофф, 18 марта сделали расчет и вернули деньги на карту, спасибо.
Max, та же фигня с Jal. Билет Москва-Токио с вылетом 24 марта, подала на возврат 12 марта. До сих пор ни ответа, ни привета. Причём Jal возвращает все билеты с вылетом до 5 апреля, о чем написано у них на сайте и что подтвердили мне по телефону, но для Тинькофф тревел это ничего не значит.
Иржн, здравствуйте.
Если авиакомпания возвращает деньги за билеты, наверняка мы сможем помочь. Для этого напишите, пожалуйста, нам в чате через личный кабинет или мобильное приложение код бронирования со ссылкой на комментарий.
Max, сегодня забомбила их звонками, все вернули, но у меня уже была начата регистрация на самолет
Виктория, это утешает, спасибо, что написали.
Tuma, больше настойчивости, все возвращают, просто надо достаточно на это нервов потратить. У меня от звонка до возврата средств прошло примерно 5 часов
Кстати, а/к предлагает перенести рейс бесплатно на другую дату, а агент к бесплатному переносу накидывает 15,6 тыщ. Кому война.
Anastasiya, таже фигня 9600р накинули OneTwoTrip
С билетами из мск в Европу все понятно. Как вернуть билеты из регионов до мск и обратно? (nordwind)
Что делать, если рейс не отменен, но страна закрыла границы, и гражданину РФ туда не попасть?
Куплены билеты через агента myholidays.com, билеты Уральскими Авиалиниями, рейс не отменен (из Москвы), но на него скорее всего даже не пустят, т.к. в Чехию сейчас пускают только граждан.
Большую проблему создают сайты посредники по продаже билетов. Примерно понятно как действовать с официальными авиаперевозчиками, а с этими ребятами всё очень мутно. Покупала билеты в Италию через Trip ru (ru.trip.ru) Рейс отменили, соответсвенно возврат надо ждать не от авиакомпании, а от посредника. Trip ru максимально закрыт для обратной связи, московские телефоны даже не заняты, они просто выключены или их не было вообще. Страницы в соц сетях почищены, ни оставить комментариев, ни поставить рейтинг. Там, где есть возможность оставлять отзывы, они ужасные. Писала везде им сообщения, звонила на выключенные телефоны, ответили только через два дня на FB, там кто-то выныривает на 15 минут и пишет, что да, положен возврат, рейс отменён, ждите 4-8 недель. Но гарантий никаких нет, писать и ходить в случае невыплаты просто некуда, юр. адрес в Швеции, если там вообще кто-то есть. Знакомой в Германии ryanair уже вернул деньги за отменённый рейс на то же время. Больше никаких посредников, хотя и очевидно, что через них удобнее искать пересадки.
Natalia, с нашим посредником похожая ситуация, видела отзывы, где народ возвращает деньги через чардж-бэк: связывается с банком, описывает ситуацию, что, мол, вот бронь, вот информация с сайта авиакомпании, что рейс отменен, вот мои письма посреднику, вот его ответ, где он отказывается вернуть деньги в 10-дневный срок, положенный по закону (вроде так, но вы уточните). Нельзя ли отозвать у посредника деньги принудительно, если он сам не отдает?
Банк может от себя инициировать такую операцию, если деньги заплачены, а услуга не оказана.
А почему Тинькофф динамит своих клиентов?? Вы пишите как бороться, а сами игнорите и не решаете вопрос с возвратом билетов уже четыре дня. Четыре дня назад я написал в чат Тинькофф банка и до настоящего момента нет никакого ответа!! Пишите что у вас много вопросов и решать будете в течении 3-х дней, уже прошло четыре!! Оперативная работа. МОЛОДЦЫ. Дизлайк Тинькову
Mike, невозвратный тариф предусматривает отсутствие возврата в случае отмены, инициированной клиентом. В случае форм-мажора услуга не может считаться оказанной и подлежит возврату
Важное уточнение по распросранённой ошибке статьи. Поможет вам понять с кого спрашивать.
Разные агенты реагируют с разной скоростью, разные ак решают с разной строгостью.
Слышал про случаи с одной популярной ак (имя её ближе к середине России), что одобряют вынужденный возврат по состоянию здоровья «если отправить пустой бланк».
А вот другая отечественная ак с кричащим названием очень строга и придирчива, не только к справкам.
Проверять всё же не советую, мелочный обман в таких случаях в 99% плохо заканчивается для клиента. Некоторая пара громких отечественных АК даже подавали иски на клиентов.