можно ли вернуть платеж на госуслугах госпошлину которую оплатили уже
Можно ли и как вернуть госпошлину
Государственная пошлина оплачивается за выполнение значимых с юридической точки зрения действий, за которыми фирмы обращаются постоянно и в обязательном порядке, начиная с регистрации собственной деятельности. Физические лица тоже довольно часто проводят такие платежи за определенные услуги государственных органов. В некоторых случаях, особо оговоренных в нормативных актах, организации или физлица сталкиваются с необходимостью вернуть уплаченную сумму госпошлины полностью или в некоторой ее части.
Вопрос: Решением суда госпошлина взыскана с проигравшей стороны. Должен ли истец — ООО (УСН, «доходы») включать в доходы сумму полученной с ответчика госпошлины? Включается ли в доходы госпошлина, возвращенная из бюджета, когда ответчиком является налоговый орган?
Посмотреть ответ
Когда и каким образом это возможно сделать? В каких ситуациях возврат госпошлины не может состояться? Что для этого нужно делать налогоплательщикам? Как правильно провести эти суммы по бухгалтерии? Разбираемся вместе.
Какие госпошлины платят юридические и физические лица
Бюджет получает определенные суммы через обращение организаций и физлиц в государственные учреждения за совершение действий с правовыми последствиями.
Вопрос: Можно ли вернуть госпошлину в случае отказа в регистрации договора аренды? Как отражается в налоговом учете данная пошлина в зависимости от результата регистрации договора?
Посмотреть ответ
Основные пошлины для организаций
Организации постоянно отчисляют в бюджет определенные средства в качестве государственных пошлин. Размеры и сроки этих отчислений различны и зависят от вида деятельности фирмы и нюансов ее функционирования. Условно можно разделить пошлины, выплачиваемые юрлицами, на 3 группы:
В каком порядке и размере истцу возвращается госпошлина при отказе от иска в арбитражном процессе?
Какие пошлины могут платить физлица
Граждане России в течение своей жизни не раз обращаются в государственные органы, когда им требуются какие-либо правовые действия. За это, согласно Налоговому кодексу РФ, они должны оплатить госпошлину. Наиболее распространенными являются такие обращения:
Пошлины, которые разрешено возвращать
Налоговый кодекс РФ в п. 1 ст. 333.40 НК РФ регламентирует ситуации, когда гражданам или организациям может быть возвращена (полностью или отчасти) перечисленная ими ранее госпошлина. Сделать это можно не при любой уплате, а только если:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Последняя причина будет актуальной, только если, оплатив госпошлину, гражданин или компания еще не обратилось к уполномоченным органам. То есть, если обращение было, а затем заявление отозвали, вернуть сумму пошлины будет уже нельзя.
Ошибочные госпошлины
Также можно возвратить госпошлину, перечисленную по ошибке, то есть попавшую не на тот расчетный счет из-за неточностей в платежных реквизитах. Такое случается вследствие ошибок кассира или самого плательщика. Нередкой причиной бывает использование неактуальных (устаревших) реквизитов.
Естественно, будет возращена госпошлина, перечисленная за услуги, за которые она не предусмотрена НК РФ.
Когда госпошлину не вернуть
Закон оговаривает несколько особых случаев-исключений, при наступлении которых просить о возврате госпошлины неправомерно:
Во всех этих случаях госпошлина не будет возвращена плательщику ни полностью, ни частично.
ВАЖНО! Единственное исключение – оформление прекращения регистрации на сделки с недвижимостью и наложение на нее обременений. Если стороны подтвердят свою волю соответствующими заявлениями, они смогут вернуть 50% суммы госпошлины.
Сроки обращения за возвратом госпошлины
Обратиться с требованием вернуть деньги, ушедшие в бюджет в качестве госпошлины, физлицо или фирма вправе в течение 3 лет с момента уплаты. Если срок пропущен, его можно восстановить через суд, если причина пропуска будет сочтена уважительной.
Как действовать, чтобы вернуть перечисленную госпошлину
Алгоритм действий юрлица или физлица по возврату суммы госпошлины включает ряд действий, обусловленных законодательством РФ:
ВНИМАНИЕ! Если требуется вернуть пошлину за судовые обращения, потребуется решение или справка суда, дающая «добро» на возврат всей госпошлины или ее части.
Госпошлина в зачет
Если в будущем юрлицо планирует осуществить уплату госпошлины вновь, то можно попросить не о возврате, а о зачете напрасно уплаченной суммы. Она может быть зачтена за аналогичное действие, требующее госпошлины в такой же или меньшей сумме. Для этого нужно подать письменное заявление с соответствующей просьбой.
Возврат госпошлины в бухгалтерских проводках
Для учета государственных пошлин в ПБУ предусмотрен специальный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по госпошлине». Поскольку деньги, возвращенные в качестве госпошлины, являются для организации доходом, их нужно учитывать на субсчете 91 «Прочие расходы». Проводки будут иметь следующий вид:
К СВЕДЕНИЮ! Если расходы на уплату госпошлины уже были списаны, а средства удалось вернуть, эти записи необходимо сторнировать.
Минфин разъяснил, как вернуть госпошлину, уплаченную через портал госуслуг
Чтобы вернуть госпошлину, уплаченную в безналичной форме, плательщик должен представить в соответствующий госорган заявление, приложив к нему документы, подтверждающие перевод денег. Данное правило действует и в том случае, когда госпошлина уплачивается через портал госуслуг. Об этом сообщил Минфин России в письме от 28.06.19 № 03-05-06-03/47723.
Напомним, что основания и порядок возврата государственной пошлины прописаны в статье 333.40 Налогового кодекса. Согласно пункту 3 этой статьи, заявление о возврате излишне уплаченной госпошлины подается ее плательщиком в орган, совершивший юридически значимые действия, за которые была уплачена пошлина. К заявлению прикладывается платежный документ, свидетельствующий о факте уплаты госпошлины (подлинник — при возврате всей суммы, копия — в случае частичного возврата). Факт уплаты госпошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой об его исполнении.
В пункте 2 определения Конституционного суда РФ от 17.12.09 № 1602-О-О разъяснено, что положения пункта 3 статьи 333.18 НК РФ не устанавливают каких-либо требований к оформлению документа, подтверждающего уплату госпошлины. Вместе с тем, в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России от 19.06.12 № 383-П), установлено, что исполнение распоряжения в электронном виде о переводе средств по счету подтверждается извещением банка о списании средств со счета (с указанием реквизитов исполненного распоряжения) или самим распоряжением (с указанием даты его исполнения). При этом извещение может одновременно подтверждать прием к исполнению распоряжения (платежного поручения) в электронном виде и его исполнение.
Сказанное означает, что факт уплаты госпошлины с использованием электронного средства платежа подтверждают платежное поручение, а также извещение банка. В связи с этим в Минфине считают, что независимо от способа уплаты государственной пошлины, в том числе и с использованием единого портала госуслуг, к заявлению о возврате денежных средств нужно приложить подлинный платежный документ (в случае, если госпошлина подлежит возврату в полном размере) или копию платежки (в случае, если она подлежит возврату частично).
Отметим, что для возврата государственной пошлины, уплаченной в безналичной форме (в том числе через портал госуслуг), представить подлинные платежные документы невозможно. Все, что может сделать плательщик, — это распечатать квитанцию (в частности, с официального портала госуслуг или личного кабинета на сайте банка). Но в скором времени эта проблема будет решена. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится проект с поправками в статью 333.40 НК РФ о порядке возврата госпошлины. Согласно изменениям, к заявлению нужно будет прикладывать подлинные платежные документы только в том случае, если госпошлина уплачена в наличной форме. Если же она перечислена в безналичной форме, то к заявлению следует приложить копии платежек. А при наличии информации об уплате пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представлять документы, подтверждающие уплату, вовсе не потребуется. Данный законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении 8 июля.
Важно: при заполнении платежек на уплату госпошлины или налогов наиболее комфортно чувствуют себя те, кто формирует платежки с помощью веб-сервисов. Там актуальные формы платежных поручений со всеми необходимыми кодами и наименованиями устанавливаются автоматически, без участия пользователя.
4 способа отменить оплату госпошлины и другие платежи на Госуслугах
Здесь рассмотрен вопрос, как отменить платеж на портале Госуслуги, если он уже ушел в обработку и пока не зачислен на счет казначейства для дальнейшего перераспределения. Даны рекомендации, как действовать в случае ошибки при оплате госпошлины, штрафов, налогов и погашении разнообразных задолженностей.
Формирование квитанции и ее статус
После того как денежные средства списаны с расчетного счета пользователя, а намерение перечислить через портал сумму подтверждено введением секретного кода, остается возможность отменить оплату.
Напротив транзакции в личном кабинете делается отметка об обработке запроса на оплату (на экране должен отобразиться желтый значок круглой формы с тремя точками внутри). Если по каким-то причинам необходимо отменить операцию, то надлежит это сделать до изменения соответствующего статуса госуслуги (обычно сутки, но возможно увеличение до трех рабочих дней).
Способы аннулирования операции
Удалить данные о платеже самостоятельно не получится. Надо подать запрос в службу технической поддержки, поскольку именно она занимается обработкой и проверкой переводов пользователей.
Сообщить об ошибке и потребовать отменить платеж можно несколькими способами.
Соцсети
Для популяризации ресурса и организации возможности контактировать с пользователями на тех ресурсах, где они часто бывают – созданы соответствующие группы в социальных сетях «Ок», «ВКонтакте», «Твиттер», «Фэйсбук». Здесь в соответствующем теме обращения разделе – следует обозначить проблему и попросить вернуть средства на расчетный счет пользователя.
Это самый долгий вариант взаимодействия по рассматриваемому вопросу. Такое обращение фиксируется и проверяется. Положительное или отрицательное решение будет отправлено пользователю по удобному ему каналу связи (через соцсеть или направлением письма на электронную почту).
Обращение составляется в произвольной форме, но следует помочь сотрудников идентифицировать пользователя портала. Указать номер СНИЛС, например.
Звонок в службу поддержки
Благодаря круглосуточному режиму работы, можно обратиться в техподдержку по телефону. Разговор записывается для оценки результатов работы механизма в целом и по проблеме в частности.
Существует короткий номер «115», позвонив на который с номера любого оператора связи, не придется оплачивать дополнительные услуги. Или если используется стационарный телефон, то можно набрать 8 (800) 100-70-10 (бесплатно по России).
Платёж должен быть назван оператору с уточнением времени, получателя и суммы. Каждой подобной операции присваивается номер, по которому можно легко отыскать его среди прочих. Если нет этих данных, то лучше воспользоваться описанным ниже способом.
Заполнение формы через личный кабинет
Самый простой и удобный вариант вернуть оплату – обратится через функционал личного кабинета напрямую в службу поддержки. Здесь достаточно выбрать тему и запросить аннулировать транзакцию. Ответ придет и в адрес привязанного электронного почтового ящика и отобразиться в закрытой части сайта, созданного специально для разрешения вопросов потребителей государственных услуг.
Зачисление денежных средств обратно на счет производится в течение 5 банковских дней.
Письмо в службу поддержки
В письме достаточно указать:
Электронное письмо
В произвольной форме отмена платежа может быть проведена и написанием письма с адреса почтового ящика, который был подтвержден ранее через личный кабинет. После отправки приходит подтверждение о принятии заявления.
Важно! Писать обращение на листе и ставить свою подпись нет необходимости. Сервис расценит обращение написанное в произвольной форме как официальное обращение.
Существует возможность пообщаться с оператором через чат в режиме реального времени, но есть опасение длительного ожидания ответа и соответственно решения.
Таким образом, отменить платеж в статусе «обработка» вполне реально и можно это сделать различными способами.