можно ли вернуть предоплату за товар
Клиент отказался от услуги: когда нужно вернуть предоплату, а когда нет
Брать с клиентов предоплату — удобно. Деньги уже в кассе, осталось оказать услугу. Проблемы возникают, когда клиент передумал и хочет деньги назад 🤷♂️
Можно ли сделать предоплату невозвратной? Что будет, если не вернуть деньги? Как подстраховаться от убытков, если клиенты часто отказываются? Рассказываем всё по порядку.
Сделать предоплату невозвратной нельзя
Обычно предприниматели берут предоплату в подтверждение, что клиент точно воспользуется услугой.
К примеру, женщина записывается на маникюр за месяц на последние числа декабря. Перед Новым годом желающих сделать ногти будет много. Поэтому салон сразу берёт с клиентки 2 000 ₽ и бронирует за ней время. Другим желающим на это время откажут.
Ещё пример. В кафе обращается фирма, заказывает кейтеринг на три дня и вносит предоплату 10 000 ₽. Повара и официанты кафе будут заняты в эти дни в офисе фирмы. Приготовить и привезти еду другим клиентам не смогут.
По закону клиент может отказаться от услуги и забрать предоплату в любой момент.
Сделать услугу неотменяемой, а предоплату невозвратной нельзя. Даже если вписать такой пункт в договор с клиентом, он не будет действовать. Нет услуги — нет оплаты. Это называется встречным исполнением обязательств. Правила — из ст. 328, 453, 717, 731, 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о правах потребителей.
В наших примерах получится так. Клиентка передумала делать маникюр — салон обязан вернуть 2 000 ₽. Фирме стал не нужен кейтеринг — кафе обязано вернуть 10 000 ₽.
Но не всё так печально. Из предоплаты можно вычесть свои расходы и оплату уже сделанных услуг. Про это подробно расскажем ниже.
Предоплату надо вернуть в течение семи дней после отказа клиента от услуги. Но в своём договоре с клиентами этот срок можно сделать короче или длиннее — ст. 314 ГК РФ.
Предоплата без состоявшейся услуги — неосновательное обогащение предпринимателя по ст. 1102 ГК РФ. Если деньги не вернуть, клиент заберёт их через суд с процентами и оплатой услуг юриста.
Ещё за отказ вернуть предоплату клиенту-физлицу может оштрафовать Роспотребнадзор по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. ИП грозит от 1000 ₽ до 2000 ₽, юрлицам от 10 000 ₽ до 20 000 ₽.
Получается, за невозврат женщине 2000 ₽ за маникюр салон рискует заплатить в несколько раз больше.
Продавать невозвратные абонементы тоже нельзя. Правда, там есть исключения, мы говорили о них в отдельной статье.
Из предоплаты удерживают свои расходы и оплату уже оказанных услуг
Может выйти так, что до отмены брони предприниматель уже потратил деньги на клиента. Например, мастер салона купил смываемый лак за 300 ₽, потому что клиентка не хотела гель-маникюр. А кафе закупили шпажки для канапе стоимостью 500 ₽. На этот случай закон защищает предпринимателя.
Клиент обязан оплатить расходы, которые предприниматель уже понёс. Поэтому предоплату возвращают за вычетом таких расходов. В наших примерах салон вернёт 1700 ₽: 2000 ₽ минус 300 ₽ на лак, а кафе вернёт 9500 ₽: 10 000 ₽ минус 500 ₽ за шпажки.
Иногда расходы полностью покрывают предоплату. Тогда к возврату клиенту будет ноль. Если к моменту отказа от кейтеринга в холодильнике кафе уже лежат полуфабрикаты на 10 000 ₽, предоплату можно не возвращать. Правда, полуфабрикаты придётся отдать фирме, если они захотят.
Главное, чтобы у предпринимателя остались чеки на расходы. И чеки должны подтверждать траты на этого самого клиента. На такие случаи лучше оговаривать подробное техзадание. К примеру, прописывать меню кейтеринга в спецификации к договору на обслуживание. Там канапе — значит, нужны шпажки. Если клиент пойдёт судиться, предприниматель покажет суду чеки на шпажки.
А вот вычесть из предоплаты потерянную прибыль нельзя. Это упущенная выгода предпринимателя по ст. 15 ГК РФ. Клиент и снятая бронь тут ни при чём.
Отдельный случай — когда клиент отказался от уже начатой услуги. Если официанты покормили людей один день, а потом фирма отказалась от кейтеринга, она оплачивает только этот день. Часть услуги — часть оплаты.
И ещё — оплату за часть услуги оставляют себе только, если у клиента нет претензий по качеству.
Клиент не пришёл на услугу — оплата не возвращается
Другая ситуация — когда клиент не пришёл в назначенное время, не открыл дверь или просто опоздал. Потом позвонил и потребовал предоплату назад, ведь услуги не было.
Если клиент просто передумал и не пришёл, он обязан оплатить услугу полностью — ст. 781 ГК РФ.
Но если окажется, что клиентка не доехала на маникюр из-за ДТП не по своей вине, удержать из предоплаты можно только свои расходы, а остаток надо вернуть.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Что полезного прописать в договоре с клиентом на случай отмены заказа
Вот несколько советов, как уменьшить убытки, если клиенты снимают бронь часто. Сразу скажем: лучше заключать с каждым клиентом договор на бумаге. А это не всем удобно. Если есть возможность, условия можно вписывать в квитанцию, которую выдаёте клиенту, или в чек. Но если услуги дорогие, стоит всё-таки заключать договоры.
Прописать свои расходы
Чтобы избежать споров о расходах, можно сразу прописать в договоре, что к ним относится.
К примеру, кафе может прописать в договоре на обслуживание, что 1000 ₽ уходит на предзаказ машины для доставки продуктов и проезда официантов к месту исполнения услуги. И на случай спора надо быть готовым показать клиенту этот чек.
Разбить услугу на части
Если разбить услугу на этапы с ценами за каждый, сразу видно, сколько денег возвращать. На работы наподобие ремонта или шитья можно составить смету и сделать на неё ссылку в договоре.
Включить в договор условие о задатке
Суть задатка следующая. Клиент платит предпринимателю деньги в счет оплаты по договору. Если клиент отменяет заказ, предприниматель оставляет задаток себе — без всяких чеков на расходы. Если предприниматель сам откажется оказывать услугу, он отдаст задаток в двойном размере — 380, 381 ГК РФ.
Задаток нельзя включить в договор с физлицами. Поэтому такая фишка не подойдёт салонам красоты, ателье, бригадам по ремонту квартир и другим предпринимателям из сферы бытовых услуг. Правило — из ст. 16 Закона о защите потребителей.
Турагентство проиграло спор с клиентами, которые хотели вернуть 40 000 ₽ за отказ от тура. В договоре было условие, что тур неотменяем, а предоплата — это задаток, он не возвращается. Но суд сказал, что физлиц нельзя лишать права на отмену брони, и неважно, что написано в договоре — дело № 33-3534/2019.
А вот оказывать услуги другим предпринимателям с условием о задатке можно. Важно лишь, чтобы из текста договора было ясно, что деньги, которые вносит клиент — это задаток, а не простая предоплата. При этом предоплата может стать задатком, если клиент отменяет бронь поздно.
Вот пример условия для договора:
Стороны пришли к соглашению, что в случае отказа от исполнения договора заказчиком менее чем за 10 дней до даты оказания услуг кейтеринга, внесённая заказчиком предоплата в сумме 10 000 рублей будет считаться внесённой на счёт исполнителя в качестве задатка и не подлежит возврату заказчику в соответствии со ст. 381 ГК РФ.
Статья актуальна на 13.04.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Сроки возврата аванса при отказе от покупки
Заказал на сайте деталь для авто, заказ принимался только при 100%-ной предоплате. Мой заказ обрабатывался очень долго, я его отменил, но мои средства вернулись не на карту, а на личный счет в этом магазине. Обратился к ним, мне сказали заполнить заявление на возврат денежных средств, которое они, в свою очередь, направят в бухгалтерию, этот процесс затянулся. В какой срок мне должен был быть возвращен авансовый платеж? Что делать, если сроки будут нарушены, либо магазин не вернет деньги?
Вероятно, правилами данного интернет-магазина предусматривалась возможность отмены заказа с возвратом средств на ваш счет в так называемом личном кабинете. Наверняка, регистрируясь на сайте, вы поставили галочку в соответствующем предложенном месте, подтверждая свое согласие с правилами данного интернет-магазина, либо такими правилами предусматривалось, что фактом оплаты заказанного товара посредством указания реквизитов вашей платежной карты в соответствующей платежной системе с подтверждением платежа способом, позволяющем идентифицировать плательщика, вы соглашаетесь с изложенными в этих правилах условиями. В любом случае, внося средства на такой счет, вы фактически перечисляете деньги магазину (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит соответствующий интернет-ресурс или его агенту), т.е. осуществляете его авансирование (предварительно оплачиваете товары, которые еще не выбрали). Тот, в свою очередь, в счет внесенной предоплаты отражает запись в вашем личном кабинете о наличии таких денежных средств. При отказе от товара внесенные средства по-прежнему являются авансом, т.е. предоплатой, находящейся на счете магазина. Вы поступили верно, когда потребовали вернуть вам сумму предоплаты, фактически не использованную, поскольку именно данный факт имеет ключевое юридическое значение.
В силу законодательства о защите прав потребителей вы вправе требовать по своему выбору либо предоставления заказанного и предварительно оплаченного товара в установленный новый срок, от чего вы фактически отказались, либо возврата предварительной оплаты. Кроме того, в обоих случаях вы как потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, а также неустойки (пени) в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки со дня, когда товар подлежал передаче по день фактической передачи товара либо по день возврата предоплаты, но всего не более суммы такой предоплаты. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. Если ваше требование, в данном случае о возврате предоплаты, не будет выполнено магазином добровольно, суд вправе взыскать в вашу пользу штраф за отказ добровольно исполнить законное требование потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Основание: п. 5, 6 ст. 13, п. 2–4 ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Как вернуть предоплату за услугу или товар, если передумал покупать?
Отвечает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Геннадий Локтев.
Если вы заказали товар в интернет-магазине (дистанционный способ покупки), то вправе отказаться от его получения в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. То есть если товар вы ещё не забрали в пункте выдачи (вам его не принёс курьер), вы вправе отказаться от его получения и оплаты без каких-либо пояснений — это ваше право!
Если вы товар получили, но он вас не устроил, то вы вправе отказаться в срок и порядке, который предусмотрен продавцом, если этот порядок и срок не установлен — в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Важно знать, что отказ от товара возможен только при соблюдение следующих условий:
Помните! Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определённые свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Закон РФ от 07.02.1992 N2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей».
Ст. 26.1. Дистанционный способ продажи товара. Отказ от услуги.
Если вы заключили договор на оказание услуг и приняли решение, что вам эти услуги не нужны, вы вправе отказаться от услуг в любое время, а исполнитель, в свою очередь, вправе удержать с вас денежные средства за фактические понесённые расходы.
Получается, чем раньше вы заявили об отказе от услуг, тем больше вам должны вернуть ваших денег, в случае, если вы их уплатили.
Закон РФ от 07.02.1992 N2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей».
Ст. 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).
Исполнитель вправе удержать часть денежных средств, если они фактически были потрачены на запрашиваемые услуги.
Например, мы заключили договор на изготовление окон и их установку. Прошло 7 дней с момента заключения, мы заявили требование в рамках ст. 32 ЗПП, что отказываемся от услуг. Если исполнитель успел изготовить окна, то он удержит денежные средства за услугу изготовления, а в части установки должен вернуть потребителю.
Безусловно, многие исполнители, которые не дорожат своей репутацией, при обращении потребителя с заявлением об отказе от услуг заявляют, что деньги возврату не подлежат, или просто игнорируют потребителя. В таких случаях, если потребитель хочет добиться своего, ему стоит обратиться с иском в суд о взыскании денежных средств, поскольку они неправомерно удерживаются в рамках ст. 1102 ГК РФ.
Возврат предоплаты за товар по закону о ЗПП
При покупке мебели или техники с доставкой, приобретении продукции через интернет-магазин покупателю приходится вносить полную или частичную предоплату, которая служит гарантией продавцу, что клиент не откажется от товара. Однако, на практике случается, что потребители отказываются от договора купли-продажи по разным причинам. Не все граждане знают, что они вправе это сделать на законных основаниях.
В статье рассмотрим, можно ли вернуть предварительную оплату за продукцию, как вернуть предоплату и что делать, если в магазине отказали в возврате.
Можно ли вернуть предоплату за товар?
Возможность возврата предварительной оплаты предусмотрена Законом о защите прав потребителей. Разберем, как решается этот вопрос в различных ситуациях.
При покупке некачественной продукции
Потребитель, обнаруживший у приобретенного изделия недостатки, о которых он не был предупрежден продавцом, вправе предъявить магазину претензии (статья 18 Закона № 2300-1).
По его выбору продавец обязан:
Таким образом, для возврата некачественной продукции не имеет значения, каким образом производилась его оплата. Продавец обязан будет вернуть деньги клиенту в любом случае.
Покупателю потребуется доказать, что дефекты возникли по вине магазина или производителя. Обычно с этой целью проводят экспертизу качества товара. Если эксперт установит, что недостатки появились по вине клиента, в результате действий третьих лиц или вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы, то предоплату вернуть не получится. Кроме того, потребителю придется полностью оплатить товар и выбрать другой способ защиты своих прав.
Пример из судебной практики 1. Романова Е.А. приобрела в ООО «Мебельград» кухонный гарнитур на условиях предоплаты и поставки. После установки мебели покупательница обнаружила дефекты, о чем сообщила продавцу. Кухонный гарнитур был демонтирован из квартиры и по настоянию магазина Романова Е.А. подписала новый договор аналогичного содержания. ООО «Мебельград» вновь поставило мебель, которая также имела производственные дефекты. Товар был передан продавцу для исправления недостатков, однако тот затянул сроки устранения дефектов. Покупательница обратилась в суд за защитой своих интересов. В ходе рассмотрения дела проводилась строительно-техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта мебель имеет недостатки производственного характера. Суд принял решение о расторжении договора и взыскании предоплаты в пользу истицы (Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2017 года по делу № 33-37987/17).
Если продукцию не поставили вовремя
В случае, когда договор купли-продажи предусматривает внесение предварительной оплаты, в нем должны быть оговорены условия о сроке передачи товара покупателю (статья 23.1 Закона № 2300-1). После получения аванса продавец обязан исполнить свои обязательства по своевременной поставке.
При нарушении обязательств магазином клиент вправе:
Если товар не пришел возврат денежных средств должен быть осуществлен в течение 10 дней.
Пример из судебной практики 2. Жуков Н.А. заключил с ООО «Бетониум» устный договор на поставку Бетона М35 для строительства дома. Покупатель полностью оплатил товар на условиях предоплаты. Продавец свои обязательства по поставке не исполнил, в связи с чем покупатель обратился за возвратом предоплаты. ООО «Бетониум» вернул только часть оплаченной суммы. Жуков Н.А. обратился в суд за взысканием невозвращенной части. Исковое требование было удовлетворено на основании статьи 23.1 Закона № 2300-1 (Апелляционное определение Пензенского областного суда от 09.04.2019 года по делу № 33-1353).
Если передумал покупать
Бывает, что покупатель вносит предоплату за товар, а через какое-то время решает отменить сделку. В этом случае следует помнить о сроках возврата товара. Так, потребитель может обратиться в магазин за возвратом качественной продукции в течение 14 дней (статья 25 Закона № 2300-1). Свою просьбу нужно обосновать тем, что изделие не подошло по размеру, цвету, форме и другим параметрам.
С технически сложным товаром ситуация складывается сложнее, поскольку возвратить можно только такую технику, у которой имеются незначительные недостатки. Подать заявление на возврат необходимо в течение 15 дней.
Существует ряд товаров, которые не подлежат обмену и возврату. С перечнем можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 года N 2463. В него входят косметика, лекарства, растения и другие. Также не подлежат возврату продукты питания с нормальным сроком годности и качеством.
Пример из судебной практики 3. Дмитриева Е.А. заказала в магазине «Мальвина» коляску. При оформлении заказа покупательница внесла предоплату. В назначенный день клиентка пришла в магазин для осмотра товара. Выяснилось, что коляска не соответствует образцу, который был заказан Дмитриевой Е.А. В связи с этим она написала заявление о возврате денег за товар, на что продавец ответил отказом. Покупательница обратилась в суд за защитой своих интересов. В апелляционной инстанции ее иск был удовлетворен (Апелляционное определение Пензенского областного суда от 27.08.2019 года по делу № 33-2990/2019).
Если купил товар в интернет-магазине
В случае приобретения товара дистанционным способом через Интернет применяются правила статьи 26.1 Закона № 2300-1. Покупатель вправе отказаться от продукции в любой момент до его передачи. Если продукция уже была передана, возврат можно осуществить в течение семи дней.
При отказе клиента от продукции, купленной в интернет-магазине, продавец возвращает предоплату, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя.
Пример из судебной практики 4. Иванов Н.А. заказал в интернет-магазине ноутбук модели «MacBook Pro 15», внеся предоплату в размере 100% стоимости товара. В момент его получения он установил, что заказал старую модель ноутбука без необходимой ему функции. Покупатель отказался принимать технику и направил в адрес магазина заявление о возврате денежных средств. Продавец ответил отказом, поэтому Иванов Н.А. обратился в суд за защитой своих интересов. Свое требование мотивировал тем, что на сайте интернет-магазина не было надлежащей информации, позволяющей сделать правильный выбор. Апелляционная инстанция удовлетворила требования покупателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.05.2019 года по делу № 33-23297).
Процедура возврата предоплаты за товар
Возврат предоплаты за товар осуществляется по заявлению покупателя. Продавец обязан рассмотреть обращение и при наличии оснований принять продукцию с перечислением денежных средств покупателю.
При подаче претензии на возврат предоплаты специалисты нашего сайта рекомендуют придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1 – Направление претензионного письма продавцу
Форма заявления законодательством о защите прав потребителей не утверждена, поэтому покупатель вправе составить его в произвольном виде. Некоторые продавцы предлагают клиентам воспользоваться своим образцом, разработанным для подобных ситуаций.
В заявлении нужно указать:
Документы желательно составить в двух экземплярах. Один передается продавцу, на втором сотрудник магазина ставит входящий штамп с датой и подписью.
Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней. Если продавцу потребуется проведение экспертизы, он отодвигается до момента составления экспертного заключения.
Шаг 2 – Проведение экспертизы качества
Продавец не заинтересован в возврате денег за продукцию, поэтому по некачественному товару обычно проводится экспертиза качества для выявления причин возникновения дефектов.
Если эксперт установит наличие производственного дефекта, ответственность ляжет на продавца и производителя. Они должны будут удовлетворить требования покупателя.
Следует знать! В случае получения отрицательного заключения клиент может заказать повторную экспертизу у другого специалиста. Если выводы эксперта подтвердятся, то покупатель должен будет принять товар и внести оставшуюся сумму от его стоимости. Кроме того, с него взыщут расходы, понесенные продавцом на проведение экспертного исследования.
Шаг 3 – Получение денежных средств
При возврате качественного товара в пределах установленного срока экспертиза не проводится, поэтому продавец сразу же переходит к третьему шагу и в течение 10 дней оформляет возврат денежных средств.
По некачественной продукции возврат осуществляется только после проведения экспертизы. Продавец может предложить замену товара на другую модель. Если покупатель намерен получить свои деньги, он вправе настоять на своем требовании.
Важно! На практике могут возникнуть сложности, если нет договора на приобретенный товар. В качестве подтверждения факта совершения сделки предоставляется чек об оплате, выписка из расчетного счета, другие доказательства.
Что делать, если отказали в возврате?
При отказе в возврате предоплаты покупателю следует защищать свои интересы в суде. Для повышения шансов на успех желательно привлечь квалифицированного юриста. Он поможет подготовить документы и подаст исковое заявление в суд.
В перечень доказательств правоты покупателя входит:
На основании подготовленных доказательств составляется исковое заявление. Рекомендуем воспользоваться образцом, разработанным специалистами нашего сайта.
Юридическая помощь при возврате предоплаты
Наибольшие сложности возникают при возврате предоплаты в случае приобретения продукции через интернет. В сфере онлайн-продаж встречается много мошенников, которые берут деньги за товар и не исполняют свои обязательства. Для эффективной защиты своих интересов желательно проконсультироваться с квалифицированным юристом. Разобраться в ситуации вам помогут специалисты нашего сайта. Обратитесь за помощью к нашим адвокатам, чтобы получить ответы на все вопросы.
Аванс: когда возвращается, а когда нет
Предоплата или аванс по договору нередко становится предметом истребования у поставщика, подрядчика, исполнителя. В одних случаях эти деньги должны быть возвращены, в других нет. Ниже мы собрали подборку ситуаций из судебной практики, которые объясняют, когда аванс подлежит возврату, а когда нет. Здесь также важно понимать, когда аванс является вовсе не авансом, а, например, задатком или обеспечительным платежом. Поэтому истории из практики предваряются необходимым объяснением о том, чем они между собой различаются.
Отличие аванса от задатка и обеспечительного платежа
Прежде чем говорить о том, в каких случаях аванс должен быть возвращен, а в каких нет, нужно отграничить его от таких очень похожих вещей, как задаток и обеспечительный платеж. Дело в том, что правила их возврата иные.
Аванс
Аванс – это частичная предоплата по договору. Поэтому если предоплаченное обязательство не выполнено, аванс должен быть возвращен (ст. 1102 ГК РФ). Например, если аванс является предоплатой в счет будущей поставки товара, то в случае его непоставки поставщик обязан вернуть деньги покупателю (п. 3 ст. 487 ГК РФ).
Задаток
Задаток – это одновременно и предоплата, и обеспечение исполнения договора. Поэтому если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, то он остается у другой стороны. Если же в неисполнении договора виновата сторона, получившая задаток, то она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка (п. 1 ст. 380, п. 2 ст. 381 ГК РФ).
Поскольку аванс с задатком схожи, их часто путают, и в договоре может не быть четко прописанного условия о том, чем именно являются внесенные деньги. Для таких ситуаций существует специальное правило: при сомнениях внесенная сумма считается авансом (п. 3 ст. 380 ГК РФ). Это упрощает ее возврат для той стороны, которая внесла деньги.
Обеспечительный платеж
Обеспечительный платеж – это в чистом виде обеспечение исполнения договора. Но не любых обязательств, а только денежных. Например, обязанности уплатить неустойку за нарушения договора или оплатить убытки.
Поэтому если, например, наступили определенные договором условия для уплаты неустойки, то обеспечительный платеж засчитывается в счет нее и не возвращается. Соответственно, если такие обстоятельства не наступили, этот платеж должен быть возвращен. Правда, договор может содержать условие о том, что обеспечительный платеж является невозвращаемым в любом случае (п. 1, 2 ст. 381.1 ГК РФ).
Вывод
Таким образом, если в соответствии с условиями договора деньги, внесенные одной стороной договора другой, являются именно авансом, то в отличие от задатка и обеспечительного платежа они представляют собой исключительно предварительный платеж в счет оплаты по договору. Никакой обеспечительной и штрафной функцией эти деньги не обладают.
Если предоплаченные товары (работы, услуги) не поставлены (не выполнены, не оказаны), то сумма предоплаты должна быть возвращена. Как вариант – по соглашению сторон ее можно перенести в счет оплаты иных товаров, работ или услуг.
Заметим также, что кроме аванса, предоплаты, задатка и обеспечительного платежа внесенная сумма может быть названа и квалифицирована договором и как-то иначе. Например, как некий «гарантийный взнос», который обеспечивает выполнение определенных договором обязательств. Об этом читайте в подборке ниже наряду с описанием спорных ситуаций о возврате именно аванса.
СТАТЬЯ Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журнала «Время Бухгалтера»
Аванс возвращается вместе с процентами
Покупатель обратился в суд с иском о взыскании аванса в размере 4,9 млн рублей и расторжении договора поставки. Он сослался на то, что поставщик не поставил товар и не вернул полученный аванс. Кроме того, истец потребовал взыскать с ответчика проценты по ст. 395 ГК РФ в сумме 660 тыс. рублей.
Суд установил, что 08.05.2015 стороны заключили договор поставки, в соответствии с которым продавец обязался передать оборудование на сумму 16,5 млн рублей после получения аванса. Во исполнение условий договора 27.08.2015 покупатель перечислил аванс. Доказательства поставки обусловленного договором оборудования ответчик не представил.
В сентябре 2016 года покупатель направил поставщику уведомление о расторжении договора с требованием возвратить авансовый платеж в течение 5 дней с момента получения претензии. Однако поставщик добровольно деньги не вернул.
В суде он возражал не столько относительно предмета аванса, сколько в отношении начисленных ему процентов.
По мнению поставщика, суд не должен взыскивать их, как того хочет истец: с даты получения аванса –27.05.2015 (по дату вынесения решения суда – 28.10.2016), а может взыскать лишь с даты расторжения договора.
Однако судьи решили, что проценты подлежат уплате именно за этот период на основании ст. 395 и п. 4 ст. 487 ГК РФ, а также разъяснений высших судов.
Так, согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35, если возвращаются денежные средства, на них подлежат уплате проценты на основании ст. 395 ГК РФ с даты получения возвращаемой суммы другой стороной (ответчиком).
В силу же п. 48 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 следует, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам ст. 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 24.07.2017 № Ф05-10407/2017.
в другом деле суд, напротив, поддержал ответчика и отказал во взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ за указанный период. Судьи посчитали, что основания для возвращения неотработанного аванса возникли не с даты его получения ответчиком (восемь платежных поручений с сентября 2014 года по сентябрь 2015 года), а с только с даты расторжения договора (28.09.2015), в связи с чем представленный истцом расчет процентов сочли необоснованным (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2017 № Ф05-6712/2017).
Аванс возвращается в случае задержки поставки
Организация подала иск о взыскании аванса как неосновательного обогащения в размере 10 млн рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 400 тыс. рублей.
Истец указал, что в предусмотренные договорами сроки поставщик от исполнения своих обязательств по поставке транспортных средств стал уклоняться, однако просил организацию продлить срок поставки, ссылаясь на действия третьих лиц.
В соответствии с условиями договора и руководствуясь ст. 450.1 ГК РФ, покупатель уведомил продавца об отказе от исполнения договора и потребовал вернуть аванс. Затем обратился в суд.
Поставщик, в свою очередь, подал встречный иск о взыскании расходов на поставку товара, неустойки и процентов, указав, что со стороны организации имеется нарушение срока оплаты машин, тогда как поставщик понес существенные финансовые убытки, связанные с хранением автомобилей в течение длительного периода и выполнением регламентных работ на них.
Суд решил, что иск организации подлежит удовлетворению, поскольку истцом представлены платежные поручения об уплате авансовых платежей, уведомления об отказе от исполнения договоров, а ответчиком не представлены доказательства возврата аванса либо поставки товара.
Во встречном иске суды отказали, поскольку поставщик не доказал факт причинения убытков, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинно-следственную связь между возникшими убытками и действиями организации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 29.05.2017 № Ф05-6686/2017.
Аванс возвращается при существенном увеличении цены
Компания обратилось с иском о расторжении договора поставки и взыскании 4,5 млн рублей аванса.
Суд установил, что стороны заключили договор от 07.11.2014 на поставку оборудования и покупатель внес аванс в указанном размере. 22.01.2015 договор расторгли и согласовали условие о том, что аванс переносится на новый договор, заключенный в этот же день.
По новому договору поставщик обязался передать оборудование на сумму 13,7 млн рублей.
Затем он уведомил покупателя о том, что цена оборудования выросла на 465 тыс. рублей.
Истец, в свою очередь, не был заинтересован приобретать оборудование по новым ценам. Считая, что дальнейшая реализация договора невозможна, так как не отвечает его интересам, он обратился в суд.
Поставщик подал встречный иск о взыскании оставшейся суммы оплаты по договору.
Суд удовлетворил первоначальный иск и отклонил встречный.
Арбитры указали, что расторжение и изменение договора возможны по решению суда в связи с существенным изменением обстоятельств по правилам ст. 451 ГК РФ.
В данном случае имело место существенное увеличение поставщиком стоимости товара в одностороннем порядке, что является изменением существенных условий договора. При этом ответчиком не представлены доказательства поставки какой-либо части товара либо возврата аванса.
В связи с этим требования истца о расторжении договора и возврате аванса в полном объеме были признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 11.10.2017 № Ф05-14222/2017.
Аванс возвращается в той валюте, в которой был передан
Компания потребовала вернуть сумму аванса в размере 80 тыс. евро и 20 тыс. евро процентов за пользование чужими денежными средствами, выплатив их в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату возврата.
Истец сослался на то, что два года назад (в 2014 году) перечислил аванс в рублях в сумме 10,7 млн рублей, эквивалентной указанной сумме в евро.
При этом согласно договору расчеты производятся по курсу ЦБ РФ для соответствующей валюты на дату платежа. Ответчик же после подачи иска возвратил именно 10,7 млн рублей, не пересчитав аванс исходя из курса евро на дату возврата (2016 год).
Ответчик возразил, что оплата сумм по курсу ЦБ РФ на дату платежа предусмотрена договором только для исполнения обязанности покупателя по оплате товара, к которой не может быть отнесена обязанность продавца по возврату суммы аванса. Договор не содержит положений о возврате уплаченного аванса в сумме, эквивалентной сумме аванса в иностранной валюте.
Следовательно, ответчик правомерно возвратил авансовую сумму ровно в том размере в рублях, в котором она была им и получена.
Судьи с этим согласились и отказали в удовлетворении иска.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 25.07.2017 № Ф05-10469/2017.
Аванс возвращается в течение трех лет с момента фактического прекращения договора
Заказчик обратился с иском к исполнителю о взыскании 4,8 млн рублей неотработанного аванса и 850 тыс. рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исполнитель возразил, что к моменту обращения истца в суд истек срок исковой давности. Его следует считать от даты прекращения договора (30.12.2012), которая указана в договоре в качестве крайнего срока оказания услуг. Именно после этой даты заказчик узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а именно об удерживаемом исполнителем авансе.
Суд отверг данный аргумент и удовлетворил иск по следующей причине.
После указанной даты ответчик продолжал оказание услуг в счет внесенного аванса. Таким образом, исполнитель осуществил действия, свидетельствующие о признании им имеющейся дебиторской задолженности, что, в свою очередь, свидетельствует о прерывании срока исковой давности.
Фактически исполнение договора прекратилось и договор был расторгнут 27.11.2014 – через месяц после направления заказчиком исполнителю уведомления об отказе от исполнения договора с требованием о возврате аванса от 27.10.2014.
Таким образом, на момент подачи иска срок исковой давности не истек.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 11.09.2017 № Ф05-10253/2017.
Аванс не возвращается, если заказчик вынужден оплатить выполненные работы
Заказчик обратился в суд с иском о взыскании суммы неотработанного аванса в размере 775 тыс. рублей.
Однако суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска.
Выяснилось, что стороны заключили договор подряда на строительство дома.
Согласно его условиям заказчик оплачивает работы в соответствии с приложением к договору, а также по допсоглашениям, если таковые будут заключены в процессе производства работ.
Заказчик внес аванс в указанном размере.
Датой завершения работ по договору было обозначено 15.05.2015.
Истец заявил, что к указанному сроку работы не были выполнены. В связи с этим 09.12.2015 он направил ответчику односторонний отказ от исполнения договора с требованием о возврате авансового платежа, а затем обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса.
Ответчик со своей стороны предъявил суду акт о приемке выполненных работ, справку о стоимости выполненных работ на сумму 1,5 млн рублей и счет-фактуру, датированные 01.10.2015. Эти документы были направлены ответчиком истцу по его юрадресу, и какие-либо возражения с его стороны представлены не были.
Учитывая это, суд пришел к выводу, что у заказчика возникла обязанность по оплате работ, выполненных до одностороннего отказа от договора.
Следовательно, иск о взыскании аванса как неосновательного обогащения подлежит отклонению. Ведь такой иск подлежит удовлетворению при условии, если будут доказаны:
а) факт получения имущества ответчиком;
б) отсутствие для этого должного основания;
в) неосновательное обогащение произошло за счет истца.
Недоказанность хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. В данном же случае п. «б» не имеет места быть.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 27.09.2017 № Ф05-13220/2017.
Аванс не возвращается, если исполнитель успел отправить результаты работ
Заказчик подал иск о взыскании 340 тыс. рублей неосновательного обогащения в виде аванса.
В обоснование иска компания сослалась на то, что после подписания договора необходимость в оказании предусмотренных им услуг на сумму 690 тыс. рублей у нее отпала. В связи с этим ответчику было направлено письмо от 05.02.2016 об одностороннем отказе от договора с просьбой возвратить аванс.
Аванс был возвращен лишь частично в сумме 350 тыс. рублей, поэтому истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Однако суды пришли к выводу о неправомерности иска.
Они установили, что предметом договора являлась разработка и написание документов: концепции, плана работ с поставками, устава проекта.
Исполнитель 05.02.2016 письмом направил для ознакомления и уточнения требований концепцию. В этот же день вторым письмом был направлен отчет об итогах работы – информационный меморандум.
Исполнитель 10.02.2016 получил уведомление от 05.02.2016 об отказе от договора и с требованием возврата аванса в полном объеме.
Заказчик 29.03.2016 получил подготовленные исполнителем документы, направленные письмом от 05.02.2016.
Судьи посчитали, что описанные обстоятельства свидетельствуют о частичном оказании исполнителем заказчику услуг на сумму 340 тыс. рублей. Они были оказаны до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Поэтому денежные средства в указанном размере исполнителем удержаны из аванса правомерно, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2017 № Ф05-13894/2017.
Аванс не возвращается, если он является гарантийным платежом
Арендодатель подал иск к арендатору о взыскании задолженности по арендной плате.
Арендатор заявил встречный иск о расторжении договора аренды, однако суд оставил его без рассмотрения, поскольку арендатор не представил доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Против основного требования ответчик возразил тем, что задолженность по арендной плате необходимо уменьшить на сумму уплаченного арендатором гарантийного взноса.
Однако суд был вынужден отвергнуть данный аргумент, поскольку в соответствии с условиями договора аренды гарантийный взнос не является ни задатком, ни авансом, ни предоплатой по договору, а является мерой обеспечения надлежащего исполнения арендатором обязательств, и может быть удержан арендодателем в счет возмещения не исполненных арендатором обязательств по оплате арендных платежей или иных платежей, установленных договором, либо произведенного ремонта, либо иных обязательств.
Данное условие договора не противоречит нормам закона о мерах обеспечения.
Поэтому удовлетворение арендодателем соответствующих требований к арендатору за счет гарантийного взноса является лишь его правом, а не обязанностью. Таким образом, засчитывать данный взнос в счет уплаты арендных платежей он не обязан.
С учетом изложенного иск арендодателя был удовлетворен в полном объеме.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 20.04.2016 № Ф05-3726/2016.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь