можно ли вернуть простынь махровую
Постельная сцена: всё о возврате постельного белья в магазин
Продажа любых товаров, а также взаимодействие продавца и покупателя регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей» и Постановлением Правительства РФ № 55 от 1998 года.
Как правило, с определением категории товаров сложностей не возникает. Но постельное бельё стало настоящим «камнем преткновения». Действующие государственные нормы и законы не позволяют сформулировать однозначное мнение относительно того, относится ли постельное бельё к «изделиям швейным и трикотажным бельевым», которые не подлежат обмену и возврату при соблюдении требований к качеству.
У российских юристов мнения разделились. Рассмотрим оба варианта.
Законодательство
Одна из точек зрения состоит в том, что согласно вышеупомянутым нормативно-правовым актам, постельное бельё не относится к категории товаров надлежащего качества, которые подлежат возврату в течение 14 дней с момента приобретения, а также в последующем. Исключения составляют случаи, когда товар имеет недостатки и дефекты.
Чем мотивируют такое мнение специалисты? Постановлением Правительства №55 от 19.01.98 утверждён список качественных непродовольственных товаров, которые не подлежат возврату и обмену. В перечне фигурируют «текстильные товары», а также «изделия швейные и трикотажные бельевые».
Согласно ГОСТу 31307-2005, постельное бельё относится к швейным изделиям наряду с такими специфическими товарами, как наматрасники, подушки, одеяла, покрывала, пледы, полотенца и халаты, а также любые другие постельные принадлежности.
Также закон устанавливает определение термина «бельевое изделие», как разновидности швейных изделий. Бельём считается швейное или трикотажное изделие для создания необходимых гигиенических условий тела и быта, а конкретно – нательное, постельное и столовое бельё.
Статья 5 Технического Регламента Таможенного Союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции лёгкой промышленности» относит постельное бельё к изделиям первого слоя, которые предполагают прямой контакт с кожей человека. Приложение №1 к данному документу причисляет постельное бельё к бельевым изделиям.
Никто не отменил и ГОСТ 17037-85, классифицирующий «бельевое изделие» как «швейное или трикотажное изделие для создания необходимых гигиенических условий тела и быта». Отдельно вынесено примечание с расшифровкой: «к бельевым изделиям относятся нательное, постельное и столовое бельё». Термин «швейные или трикотажные изделия» напрямую соотносится с формулировкой «постельное бельё».
Но оппоненты приверженцев изложенной позиции утверждают: постельное бельё не относится к упомянутым в Постановлении №55 «изделиям швейным и трикотажным бельевым», ссылаясь на ГОСТ 25296-2003 и ГОСТ 31307-2005. Дело в том, что упомянутое в этих стандартах «нательное, постельное и столовое бельё» включает «пижамы, ночные и нижние сорочки, пижамные брюки и куртки, пеньюары, ночные халаты, кальсоны, трусы, нижние юбки, купальники, пляжные комплекты и иные подобные изделия из тканей, нетканых полотен и прочих текстильных материалов». О наволочках, простынях, пододеяльниках и прочем речь здесь не идёт.
Каким образом сложилась такая неоднозначная ситуация с толкованием терминов, неясно, но документами считаются все перечисленные нормативно-правовые акты. На перечисленные положения можно опираться, планируя возврат белья в магазин.
Особенности процедуры возврата
Что может послужить причиной для возврата качественного и бракованного белья?
Первый вариант действий предполагает, что качественное постельное бельё без явных дефектов – товар невозвратный. Тогда оснований для похода в магазин с недавно купленным комплектом есть всего два:
Государством установлены параметры и стандарты, которым должно соответствовать бельё. При нарушении этих норм (ГОСТ 31307-2005) покупатель имеет полное право вернуть бракованный товар.
Ещё один повод для обращения в магазин – отсутствие в упаковке одной или нескольких постельных принадлежностей, заявленных производителем (например, нет одной наволочки или отсутствует пододеяльник).
Закон будет на стороне покупателя и в том случае, если сотрудник магазина в момент продажи постельного белья ввёл клиента в заблуждение. К примеру, вам нужен был двуспальный комплект, а в упаковке оказался набор полуторного размера. При этом сотрудник магазина уверил клиента, что товар выбран правильно.
Поводом может стать неудовлетворённость цветом, размером, качеством, расцветкой, обработкой ткани. Одним словом, бельё не подошло.
Если принято решение возвращать купленный продукт, нужно подготовить документы и товар к процедуре.
Как вернуть качественный комплект
В этой ситуации стоит опираться на положения Постановления №55 и определения термина «постельное бельё», которые не относят таковое к категории «изделий швейных и трикотажных бельевых».
Для возврата товара надлежащего качества у покупателя есть 14 дней со дня покупки. Если бельё заказано в интернет-магазине, то на процедуру возврата отводится 7 дней.
Если выбран вариант с обменом, законодательство предписывает провести процедуру как можно скорее. Если в магазине есть подходящий товар, обмен состоится в момент обращения. Если в торговой точке и на складе отсутствует нужная позиция, закон выделяет 30 дней на урегулирование вопроса.
Как вернуть бракованный или неукомплектованный товар
На возврат некачественной продукции законом отводится больше времени: покупатель имеет право обратиться к продавцу с претензией в течение двух лет с момента сделки при условии, что на товар нет гарантийного срока или срока годности. Алгоритм действий похож:
Сроки остаются теми же – на возврат денежных средств отводится 10 рабочих дней, для обмена товара на желаемую позицию у магазина есть 30 дней (с момента обращения покупателя).
Что делать, если продавец отказывается принимать постельное бельё
Если покупатель уверен в своей правоте, и бельё подлежит возврату, то в ситуации с получением отказа от продавца стоит составить письменную претензию в двух экземплярах. Один адресован руководству магазина, а второй остаётся на руках у клиента.
Если эта мера не подействовала, нужно обращаться в Общество по защите прав потребителей с письменной жалобой на нарушение прав.
Законные причины для отказа в возврате постельного белья
Стоит учесть, что продавец не обязан принимать постельное бельё надлежащего качества, если при визуальном осмотре обнаружились доказуемые признаки использования комплекта.
Кроме того, убедитесь, что с постельного белья не сорваны бирки и фирменные наклейки и ярлычки.
Если на ткани появились дефекты по вине покупателя – загрязнения, следы попадания жидкостей, заломы или другие признаки повреждений, которых не было во время покупки, продавец также откажет в возврате.
Можно ли и как вернуть постельное белье обратно в магазин
По закону о защите прав потребителей вы можете вернуть товар в магазин, даже если он надлежащего качества. Но в зависимости от того, к какой категории относится продукция, могут возникнуть определенные сложности. Расскажем, как оформить возврат постельного белья в разных случаях и как действовать в случае отказа продавца принимать товар обратно.
В статье расскажем:
Подлежит ли возврату постельное белье
Многие продавцы отказываются принимать постельное белье, ссылаясь на то, что оно относится к невозвратной продукции. На самом деле, в п.4 Перечня товаров, не подлежащих возврату при надлежащем качестве, утвержденном постановлением Правительства РФ №2463 от 31.12.2020, говорится о текстильных товарах, стоимость которых определяется, исходя из единицы длины.
Это значит, что вы не можете вернуть ткань, из которого шьется постельное белье, но возврат постельного белья по закону допускается. Рассмотрим возможные ситуации по аннулировании договора купли-продажи данной категории товара.
Когда постельное белье подлежит возврату
Белье можно отдать обратно в магазин, как с дефектами, так и без них. В зависимости от причины возврата, действуют разные условия.
Надлежащее качество
Согласно ч.1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей, вы можете вернуть непродовольственный товар в магазин, если он вам не подошел по размеру, фасону или габаритам. Даже если вы просто передумали пользоваться приобретенной продукцией, вы имеете право аннулировать договор купли-продажи.
Правила возврата
Для возврата постельного белья по Закону о защите прав потребителей нужно представить продавцу:
Если последний не сохранился, вы можете подтвердить факт покупки свидетельскими показаниями (п.2 ч.1 ст. 25 ЗоПП). Также можно использовать выписку из банковского счета или записи с камер видеонаблюдения.
Ненадлежащее качество
Постельное белье подлежит обмену или возврату, если после покупки вы обнаружите в нем какой-то дефект или несоответствие заявленным параметрам.
Основания для признания ненадлежащего качества товара:
Во всех этих случаях, согласно ч.1 ст. 1 ЗоПП, вы можете:
Также Закон о защите прав потребителей предусматривает ремонт товара с дефектом, но при возврате данной категории товаров, это неактуально.
В какие сроки постельное белье подлежит возврату по закону
Сроки возврата такого товара, как постельное белье, зависят от причины обращения в магазин:
Если гарантийный срок не установлен, вы можете обратиться к продавцу с претензией о возврате в течение 2-х лет после покупки. При отсутствии отметки о сроке службы — в течение 10 лет.
Если время для возврата истекло
В этом случае вы теряете право на предъявление претензии, потому что Закон о защите прав потребителей предусматривает точный период, в течение которого можно обратиться за возвратом.
Исключением могут стать ситуации, когда вам была предоставлена недостоверная информация по товару или вы представите доказательства того, что у вас не было физической возможности обратиться в магазин вовремя, например, из-за лечения в стационарных условиях.
В этом случае можно решить спор в свою пользу, но только в судебном порядке.
Порядок возврата — пошаговая инструкция
Чтобы вернуть комплект постельного белья в магазин, нужно уведомить продавца о своем намерении в письменной форме. Для этого составляется заявление, в котором указываются реквизиты сторон и обстоятельства дела. Его можно составить самостоятельно, воспользовавшись нашим образцом (ниже). Также можно сначала прийти в магазин и поговорить с продавцом. В зависимости от ситуации, он может:
Независимо от того, кто составляет заявление, оно должно быть в 2-х экземплярах, на вашем должна стоять отметка о принятии. Если продавец отказывается принимать заявление о возврате, можно отправить его заказным письмом.
Если нет возможности получить эти доказательства, обращайтесь к продавцу с требованием об использовании второго экземпляра чека. Для этого нужно назвать точную дату и время покупки, чтобы найти нужный документ максимально быстро.
Сроки возврата
Продавец обязан вернуть деньги:
На практике продавцы возвращают уплаченную сумму сразу. Если покупка оплачивалась наличными, деньги вернут сразу в день обращения, если безналичным путем — в течение 3-х дней, в зависимости от банка, обслуживающего счет. В последнем случае нужно учитывать, что возврат будет производиться на ту же карту, с которой оплачивалась покупка.
Если продавец отказывается принимать товар
В случае возникновения проблем со сдачей белья в магазин, вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор или обратиться в суд.
Жалоба в Роспотребнадзор
Отказ принимать товар обратно — нарушение продавцом прав потребителей, при условии, что последний соблюдает необходимые для возврата условия. В подобной ситуации можно пожаловаться в Роспотребнадзор одним из следующих способов:
В последнем случае заполняется специальная таблица, в остальных — жалоба составляется в свободной форме с соблюдением норм деловой переписки.
Срок обработки заявления — 30 дней с момента получения. Результатом жалобы может стать выплата стоимости товара покупателю, а также начисление штрафа магазину за несоблюдение законодательных требований к продаже.
Также нужно учитывать, что при обращении через официальный сайт РФ, жалоба будет перенаправлена в территориальное отделение Роспотребнадзора, что увеличивает срок обработки заявления.
Инициирование спора
Еще один способ защитить свои потребительские права — начать спор с продавцом. Для этого нужно соблюсти досудебный порядок разрешения конфликта, в случае невозможности такого решения — обращаться в суд.
Досудебная претензия
Это обязательный этап перед подачей искового заявления, который позволяет сторонам самостоятельно прийти к согласию. Продавец понимает, что в случае судебного разбирательства и решения в пользу покупателя, его расходы значительно возрастут, поэтому чаще решают проблему уже на этом этапе.
Досудебная претензия составляется в свободной форме с указанием тех же фактов, что и в заявлении. Дополнительно нужно прописать свое намерение об обращении в суд, в случае невозможности решения вопроса мирным путем.
Срок ожидания ответа — 30 дней с момента получения. Документ можно отдать продавцу лично либо направить заказным письмом.
Исковое заявление
При отсутствии ответа от продавца или его отрицательном решении, обращайтесь в суд. Исковое заявление составляется по нормам ст. 131 ГПК РФ с указанием реквизитов сторон, обстоятельств дела и требований к ответчику.
В судебном порядке можно потребовать не только уплаченную за постельное белье сумму, но и:
Документ составляется в количестве экземпляров, соответствующих числу участников процесса.
Когда отказ является правомерным
Претензия о возврате будет неправомерной, если:
В последнем случае стороны могут провести независимую экспертизу, чтобы решить спор о том, кто виноват в порче товара (п.2 ч. 5 ст. 18 ЗоПП). Она проводится за счет продавца, но если проверка покажет, что дефект возник из-за неправильной эксплуатации, придется компенсировать стоимость процедуры. Если вы не согласны с результатами — можно оспорить их в судебном порядке.
Также вы можете самостоятельно заказать экспертизу за свой счет, если будет доказано, что дефект возник не из-за вас, магазин компенсирует расходы. В каждом случае другая сторона имеет право присутствовать при проверке, поэтому уведомление о месте и времени ее проведения обязательно.
Особенности возврата постельного белья в интернет-магазин
Если комплект приобретался дистанционно, вы можете отказаться от него в любой момент до получения на руки или в течение 7 дней после доставки (ч.4 ст. 26.1 ЗоПП).
Если продавец не предоставил информацию о правилах и сроках возврата в письменной форме, право на отказ от товара увеличивается до 3-х месяцев.
Судебная практика
Рассмотрим пример из судебной практики. Ленинский районный суд рассмотрел дело № 2-624/2017 об обращении регионального Общества по защите прав потребителей, действующей в интересах покупателя к ответчику.
Исходя из материалов дела, у ответчика было приобретено постельное белье, две подушки и одеяло, в которых в течение гарантийного срока выявились недостатки. Покупатель обратился с требованием о возврате, но получил отказ. После обращения в суд была назначена судебная экспертиза, которая выявила, что покупатель не виноват в ухудшении качества товара.
На основании материалов дела, суд постановил взыскать с должника:
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Возврат постельного белья
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Оглавление
Подлежит ли возврату постельное белье?
Относятся ли постельное белье и постельные принадлежности к изделиям, которые нельзя вернуть?
Согласно ГОСТу к таким изделиям относится постельное белье (а это простыни, наволочки, пододеяльники). Поэтому к выбору таких товаров стоит относиться очень внимательно: вы не сможете обменять или вернуть эти изделия, если они не подойдут по размеру, цвету, модели и при этом у вас не будет претензий к их качеству.
Но действует ли запрет на обмен/возврат постельного белья надлежащего качества, если вы купили его не в обычном магазине, а в интернете?
На этот счет есть два противоположных мнения:
В судебной практике есть решения, поддерживающие как одну, так и другую точку зрения. Но не стоит забывать, что продавец может быть настроен лояльно и без проблем примет неподошедший товар, купленный в онлайн-магазине.
Важно! Если вы совершаете покупку дистанционно, вы вправе не принимать товар без объяснения причин (например, если в момент доставки вы понимаете, что цвет белья в реальности сильно отличается от того, что был на фото на сайте). В этом случае вы не должны подписывать товарную накладную или акт приема-передачи, и продавец (курьер) не может заставить вас это сделать. Максимум, что он может в такой ситуации, так это потребовать возмещения расходов на доставку.
Возврат постельных принадлежностей
А вот наматрасники, одеяла, покрывала и подушки постельным бельем не являются и в категорию “невозвратных” товаров не попадают. Это значит, что у вас есть 14 дней, начиная с даты, следующей за днем покупки, чтобы решить, подходят вам приобретенные подушка, одеяло, постельный комплект или нет, и при необходимости обменять или вернуть их.
Кстати, детские конверты также ни постельным, ни нательным бельем не являются и подлежат обмену или возврату в течение 14 дней.
Недобросовестный продавец может попытаться воспользоваться недостаточной осведомленностью потребителя о своих правах, чтобы отказать ему в удовлетворении вполне законных требований.
Показательный случай произошел с жительницей Подмосковья, которая приобрела в кредит дорогостоящий комплект постельных принадлежностей (одеяло, подушки, наматрасник, плед). Спустя пару дней после покупки она обнаружила, что комплект не подошел по размеру. Поскольку постельные принадлежности ею не использовались и сохранили товарный вид, а 14-дневный срок не истек, она обратилась к продавцу с просьбой обменять приобретенный комплект, а в случае, если аналогичный товар нужного размера отсутствует, вернуть уплаченные деньги. Продавец, у которого не оказалось товара для обмена, отказался возвращать деньги, сообщив, что якобы надо провести экспертизу.
Важно! Согласно закону, если товар не подошел по фасону, расцветке или размеру, вы вправе обменять товар. Решение о том, подходит купленная вещь или нет, полностью зависит от покупателя. Продавец в этом случае не вправе настаивать на проведении «экспертизы соответствия размера или цвета». Достаточно вашего слова, и магазин обязан осуществить обмен или возврат.
Но покупательница в нашем примере об этом не знала. Ей потребовалось несколько дней, чтобы обдумать предложение продавца о проведении экспертизы и понять, что оно незаконно. А когда она наконец обратилась с претензией об обмене / возврате товара надлежащего качества, продавец отказал ей, так как на момент подачи этой претензии 14 дней с момента покупки уже прошли!
Женщина обратилась в суд и, как ни странно, проиграла его. Суд первой инстанции счел поведение продавца законным и добросовестным. К счастью, покупательница решила добиться справедливости и обжаловала решение суда: вышестоящие судебные инстанции встали на ее сторону и присудили ей стоимость комплекта постельных принадлежностей в размере 58 500 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 500 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 32 000 руб. и судебные расходы в сумме 30 000 руб. (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.07.2020 N 88-17149/2020, 2-1543/2019).
Таким образом, для потребителя важно, чтобы первое обращение с просьбой об обмене товара надлежащего качества произошло в 14-дневный срок после покупки.
Возврат некачественного постельного белья или постельных принадлежностей
Иначе обстоит дело, если приобретенный вами товар является некачественным. В этом случае вы вправе вернуть изделие независимо от того, входит ли оно в список “невозвратных” товаров или нет. Вы также не ограничены сроком в 14 дней и можете обратиться с претензией к продавцу в течение разумного срока (двух лет).
Как определить, каким требованиям должно соответствовать качественное постельное белье? Постельное белье, а также постельные принадлежности для взрослых и детей подлежат обязательной сертификации. Сертификат подтверждает биологическую, экологическую и технологическую безопасность изделий. Кроме того, на постельное белье или постельные принадлежности может быть оформлен добровольный сертификат соответствия ГОСТу, подтверждающий безопасность и качество продукции.
Продавец по вашему требованию обязан предоставить копию сертификата с указанием документа (ГОСТ, технический регламент или технические условия), которому соответствует товар.
Обратите внимание, что ГОСТы на постельное белье и принадлежности содержат достаточно много требований, которым должны соответствовать эти изделия. В частности, такие требования касаются прочности ткани, усадки ткани после стирки, стойкости окраски и т.д. Поэтому, если производитель в сертификате и на упаковке указал, что изделие соответствует ГОСТу, а между тем купленный вами комплект белья полинял и сел после первой же стирки, смело обращайтесь к продавцу с претензией на ненадлежащее качество товара. Продавец обязан удовлетворить ваши требования при условии, что вы следовали рекомендациям по уходу, содержащимся на бирках изделия.
Более подробно с порядком возврата товара, и в том числе постельного белья и постельных принадлежностей ненадлежащего качества, вы можете ознакомиться в нашей статье о Возврате товара ненадлежащего качества. Кроме того, наши юристы подготовили для вас подробную пошаговую инструкцию, с помощью которой вы грамотно и быстро подготовите необходимые документы на возврат бракованного товара.
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%