можно ли вернуть свои деньги переведенные по сбербанку мошеннику
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Верховный суд установил правила возврата ошибочно переведенных на карту денег
Элементарное дело об ошибочном переводе вылилось в многолетнюю судебную тяжбу. До ВС дошла клиентка крупного российского банка. Несколько лет назад она отправила со своей карты 55 тысяч рублей. Но только спустя время обнаружила, что перепутала номер получателя. Средства ушли не по адресу.
Женщина обратилась в банк, но он оказался бессилен – с момента перевода прошло много времени. Спохватись незадачливая дама сразу после нажатия кнопки «перевести», и деньги еще можно было бы вытащить с чужой карты обратно.
Женщина выяснила, что ушли ее финансы на карту другой клиентки этого же банка. Но найти счастливицу, на которую свалились внезапные барыши, так и не удалось.
Пришлось идти в суд. Однако Фемида тоже оказалась к рассеянной истице неблагосклонна. В первой инстанции и апелляции ее ждал провал. Судьи заключили, что истец в таких ситуациях обязан сам доказывать ошибочность перевода. Если же он этого сделать не может, значит, и о возврате речи нет.
Совсем иную позицию занял Верховный суд. Разбирая жалобу истицы, коллегия высших судей насчитала несколько серьезных нарушений закона, которые умудрились допустить нижестоящие инстанции.
Единственным вариантом, при котором отправленные «за спасибо» деньги нельзя потребовать назад – это благотворительность.
Можно ли вернуть деньги, которые ушли по «Сбербанк Онлайну»: позиция ВС
Неосновательное обогащение – это значит не основанное на законе или сделке приобретение. По общему правилу эти деньги можно вернуть (ст. 1102 ГК). Но можно ли отсудить как неосновательное обогащение переводы через приложение «Сбербанк Онлайн», если их было много? На этот вопрос отвечали суды в одном из недавних дел.
В суд обратилась Елена Евскина, которая потребовала, чтобы Владимир Иваньков вернул ей 1,3 млн руб. неосновательного обогащения и 143 201 руб. процентов за пользование чужими деньгами. Эти деньги Евскина отправила Иванькову через «Сбербанк Онлайн» семью переводами от 140 000 до 225 000 руб. с января по март 2017 года. Она объяснила, что ошиблась в реквизитах перевода и на самом деле хотела погашать кредит Сбербанка по договору от января 2017 года. Иванькова истица, по ее утверждениям, не знала.
Такое объяснение устроило Прикубанский районный суд Краснодара, который удовлетворил требования. Решение на сайте суда не опубликовано, но, как следует из актов вышестоящих инстанций, он согласился, что была ошибка, а Иваньков не смог обосновать, что получил деньги в рамках каких-либо договоренностей.
Ошибки не было
Но, как оказалось позже, такие доказательства все-таки были. Это выяснил Краснодарский краевой суд, который внимательно изучил позицию ответчика. Как утверждал Иваньков, Евскина его прекрасно знала. Он работал посредником в заключении договоров цессии по выкупу дел по ОСАГО. По словам ответчика, деньги переводились не ошибочно, а в счет заключения соответствующих сделок. Он также обращал внимание, что в январе – марте 2017 года не только Евскина переводила ему деньги, но и наоборот – все это исключает версию ошибки, указывал Иваньков.
Один из таких переводов и учла Евскина, которая ко времени рассмотрения дела в апелляции уточнила исковые требования. Она вычла из суммы 250 000 руб., которые Иваньков ей вернул. Изменила она и свои объяснения. Согласно новой версии, она хотела отправить деньги матери. А поступлению 250 000 руб. Евскина якобы не придала значения, потому что решила, что это технический сбой.
Все эти обстоятельства проанализировал Краснодарский краевой суд и решил, что в деле слишком много несостыковок. Он прислушался к доводам Иванькова, а версию Евскиной нашел неубедительной, в том числе потому что операции через «Сбербанк Онлайн» исключают возможность перечислить деньги незнакомому лицу. Тот, кто перечисляет, использует номер карты или мобильного телефона и подтверждает перевод паролем, отметила апелляция. Евскина отправляла деньги одному и тому же получателю много раз, но ни разу не обращалась в банк по поводу ошибочного перевода. Версия с возвратом кредита тоже не выдерживает критики, ведь он погашается раз в месяц. Кроме того, отметил краевой суд, истица указала в своем заявлении верный адрес ответчика, хотя якобы его не знает.
С этим обоснованием апелляция отменила решение нижестоящей инстанции и отклонила требования Евскиной.
С таким исходом по делу согласился Верховный суд. Гражданская коллегия ВС согласилась, что между сторонами сложились обязательственные отношения. Учитывая то, что переводов было семь в течение трех месяцев, а Евскина отправляла деньги ответчику, она не представила доказательств ошибочности перечислений и отсутствия отношений между сторонами, говорится в определении Верховного суда (№ 18-КГ19-186). Таким образом, отказ в исковых требованиях остался в силе.
Злоупотребления и бремя доказывания
Дело Евскиной показывает, что признаками злоупотребления могут быть:
Кроме того, на злоупотребление могут указывать прошлые договорные обязательства с получателем средств, значительное промедление с иском, назначение платежа, которое отвечает виду деятельности получателя средств, перечисляет Суслов.
Юристы дали советы, как защититься на случай иска от отправителя денег, если он заявляет, что вас не знает и сделал перевод по ошибке. «Лучше всего оформить договор, тогда, может, и спора не было бы, – рассуждает Водолагин. – Если его нет, то надо запастись доказательствами оснований для перевода денег. Пример – переписка, в том числе электронная, где подтверждается факт оказания услуги или передачи вещи». Можно записывать на аудио разговоры с обсуждением обстоятельств и условий предстоящего перевода, добавляет Юрий Телегин из «Европейской юридической службы».
Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»
Деньги переводятся мошенникам по разным причинам. Например, может прийти СМС-уведомление о том, что ваша карта заблокирована и нужно назвать CVC-код и данные или же хочется купить вещи через интернет и вроде бы вы совершаете покупку, а по факту просто переводите денежные средства неизвестному лицу. Мошенники обычно находят своих жертв везде. И не неправильно думать о том, что на их удочку попадаются только лишь пожилые граждане, так как это далеко не так. Столкнуться с неприятным обстоятельством может абсолютно любой человек. Нормальный продавец в интернете всегда дорожит своей репутацией, исполняя обязательства перед покупателями, но есть и те, кто не против разжиться на доверчивых людях.
В нашей стране граждане лишаются денег чаще всего двумя основными путями. Обычно это добровольное перечисление денежных средств в качестве оплаты за вымышленную услугу либо товар. Также снимаются деньги в том случае, если владелец карты утратил свои конфиденциальные данные и ими воспользовался посторонний человек. Говоря о причинах, по которым переводятся деньги карты стоит упомянуть то, что основная из них – это излишняя доверчивость. Влияет на это еще и недостаточная бдительность, ведь многие люди могли бы избежать потери своих денежных средств, но им было лень просто банально проверить реквизиты или поискать отзывы о компании в Яндекс или Google.
Обычно это интернет-магазины, компании якобы предлагающие услуги, благотворительные фонды, занимающиеся сбором денег, предложение прохождения курсов или обучения, платные опросы.
Пластиковые карты имеются абсолютно у каждого человека. Миф, говорящий о том, что мошенники могут воспользоваться только номером дебетовой карты не имеет под собой оснований, так как для этого надо знать ФИО владельца, срок действия карты и специальный трехзначный код, который находится на обратной стороне. Конечно же списание быстрее можно осуществить еще и зная пин-код от карты жертвы.
Многие люди как раз-таки и полагают, что если мошенник не знает пин-код, то и сделать он не сможет ничего, абсолютно при этом забывая про CVC-код, который может статью ключом к потере денежных средств. Банки в качестве метода безопасности клиентов вводят и пароли, которые по идее должны защищать владельца от мошеннической деятельности, но даже такая, казалось бы многоуровневая защита не является гарантией от того, что мошенники смогут любым путем завладеть данными и снять деньги с карты. Обычно для устранения защиты в виде пароля мошенники могут присылать короткое сообщение, например, о розыгрыше денег или блокировке его карты и абонент, перейдя по нему рискует легко лишиться всех своих денег.
Вернуть деньги можно добровольно или путем обращения в правоохранительные органы или в суд с целью защиты своих интересов. Не стоит думать, что добровольный возврат – это что-то из разряда научной фантастики. Помочь в этом могут не просьбы, а обличение мошенника, благо ест масса тематических форумов и групп в социальных сетях, разоблачающих подобных граждан. Этот метод может сработать, если вы знаете человека или он живет в одном городе с вами и знаком.
Чаще всего бывает так, что личность мошенника остается неизвестной.
Начинать надо со взаимодействия с банком. Если вы заметили факт списания денежных средств, то тогда надо как можно быстрее обратиться в обслуживающую вас банковскую организацию с заявлением о том, что была проведена ошибочная транзакция денег с вашей карты. Но помнить надо, что интервал для этих действий должен быть достаточно короткий. Конечно, период, когда произошло незаконное списание денег и банк в праве рассматривать ваше заявление составляет 30 дней, но тянуть не стоит.
Обращение в органы полиции.
Для обращения в полицию оптимально на руках иметь копию обращения в банковскую организацию о том, что была осуществлена транзакция ваших денежных средств с карты на счет мошенника. К заявлению в правоохранительные органы следует приложить все возможные необходимые вещественные доказательства, такие как переписка, диктофонные записи, документы, скрины переговоров в социальных сетях. Представители полиции обязаны проверить поступившую информацию и доложить о результатах проверки заявителю.
После установления личности получателя платежа, сотрудники полиции проводят его опрос и определяют возможность предъявления обвинения в мошенничестве, которое зачастую трудно выполнимо из-за отсутствия доказательств того, что состав преступления имел место. Вне зависимости от итога расследования и будет мошенник наказан по статье УК РФ или нет, его данные становятся известными и появляется возможность подачи гражданского иска.
Подача иска в суд в отношении мошенника.
Если мошенник вам известен, то тогда можно подать исковое заявление в гражданский суд общей юрисдикции. Учитывать надо сумму иска. Если списания произошли на сумму меньше пятидесяти тысяч рублей, то тогда исковое заявление подается в мировой суд. В остальных случаях действует юрисдикция гражданского районного суда. Иск подается по месту проживания вместе с копией паспорта и любыми письменными доказательствами. Предметом искового заявления могут быть положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть неосновательное обогащение.
Согласно законным положениям статьи 1102 Гражданского кодекса России получатель должен вернуть отправителю денежные средства, если не предоставил каких-либо сопоставимых по стоимости ответных услуг или не продал товар.
Судебное разбирательство подобных исков процесс длительный, но практике решений известны прецеденты положительных для истца исходов, когда деньги были возвращены в полном объеме. Напоследок стоит сказать о том, как можно не стать жертвой мошенников. В частности, никому и никогда, если это не знакомый вам человек нельзя полностью говорить данные своей банковской карты. Не оставляйте реквизиты на сомнительных сайтах, так как это могут быть вполне обычные мошеннические веб-ресурсы. Если вы хотите купить товар или заказать услугу в интернет-магазине, то тогда обязательно проверьте продавца. Можно поискать отзывы о компании на сторонних ресурсах и в социальных сетях или проверить дату регистрации сайта. Важно отметить и то, что проблема, связанная с незаконным списанием денег достаточно сложная и самостоятельно справиться тяжело, поэтому оптимально как можно быстрее обратиться к юристу. Специалист внимательно изучит вашу ситуацию и поможет предпринять решение, благодаря которому можно будет вернуть деньги за короткие сроки.
Что делать, если неизвестные перевели вам на карту деньги?
Участились случаи, когда держатели карт получают на них сумму от неизвестных людей. И это именно реальные деньги, а не сообщение о якобы совершенном переводе. Что это могут быть за переводы, чем они опасны и как поступать в ситуации, когда вам «упали» деньги, на реальном примере расскажет Bankiros.ru.
Что делать, если вам на счет пришли деньги от незнакомца
Инна К., педагог из Москвы получила на банковскую карту большую сумму денег от неизвестного ей человека. В день зарплаты девушке пришел перевод на карту. Инна ждала поступления заработной платы, но вместо зарплатного СМС ей пришло уведомление о зачислении кругленькой суммы в 50 тысяч рублей от человека, имени и отчества которого она никогда не слышала. Имя, отчество и первую букву фамилии обычно высылает банк вместе с информацией о переводе.
Первая мысль, которая посетила Инну, была о том, что СМС пришло с поддельного номера банка. Сейчас многие знают о распространенном способе обмана людей: человеку с поддельного номера приходит сообщение о зачислении средств, а потом ему звонит отправитель и просить выслать деньги назад, поскольку он якобы ошибся номером телефона. Однако сообщение пришло Инне с настоящего номера, поскольку открылось в том же диалоге, куда банк присылает ей уведомление о платежных операциях.
Девушка перешла в приложение банка и увидела реальные 50 тысяч рублей на своем счету. Первые пару часов героиня истории ничего не делала и просто ждала звонка от человека, который сделал перевод, потому что ситуация должно быть была ошибкой. Однако ошибиться в данных получателя было достаточно сложно – у девушки было редкое сочетание имени и отчества.
Инна решила посоветоваться со своей подругой, которая работает финансовым журналистом и часто пишет на тему личных денег, банках и разоблачает схемы обмана граждан. Подруга подсказала Инне, что человек мог специально отправить ей деньги, чтобы:
Кроме того, Инну могли обвинить в присвоении чужих средств, тогда бы начались судебные разбирательства и принудительное взыскание суммы с банковского счета героини.
Поэтому Инна решила больше не дожидаться звонка от отправителя, а взять инициативу в свои руки. Первым делом девушка позвонила в банк и описала ситуацию его менеджеру.
Специалист в ходе телефонного разговора оформил заявку на возврат средств отправителю и предупредил девушку, что на выяснение всех обстоятельств потребуется около трех дней. Никаких документов, личного визита в банк от девушки не потребовалось. Заявку приняли по телефону горячей линии банка. Уже на следующий день Инне пришло сообщение о том, что деньги с ее счета списали и в течение дня они поступят на счет отправителя.
Такое решение является самым верным. Все разговоры с оператором записываются и при необходимости получателю странных денег будет легче доказать, что он не собирался их присваивать, а, наоборот, хотел вернуть.
Какие последствия могут быть от нежданных переводов?
Героиня этой истории поступила правильно. Если вам на счет пришли средства от неизвестного человека, лучше сразу же обратиться в банк и попросить перечислить их назад по тем же реквизитам.
Согласно закону, вы не можете оставить себе деньги, которые пришли вам любым из этих способов. Отправитель может подать на вас жалобу в суд за незаконное обогащение, отмечает статья 1102 Гражданского кодекса РФ. Если он сможет доказать, что деньги перевел вам ошибочно, и они не являются платой за что-то, с вас взыщут переведенную сумму. Даже за такое «участие» в мошеннических схемах вас могут поместить в черный список банка.
Согласно федеральному закону №115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банк при обнаружении подозрительных операций должен заблокировать счет клиента до выяснения обстоятельств. Сведения об этом передадут в Росфинмониторинг.
На практике, если разовая операция проводится на сумму менее 600 тысяч рублей, на нее возможно не обратят внимания. Но если счет уже находится под особым вниманием, хоть и еще не заблокирован, получатель денег может попасть под подозрение.
Пока закон не дает однозначного определения операциям, которые считаются подозрительными. Поэтому каждый банк устанавливает для этого свои признаки. В большинстве случаев банк принимает решение после того, как запросит у вас документы и проанализирует их. В некоторых случаях банк может отказать в разблокировке счета даже при наличии документов, которые доказывают вашу непричастность к противоправным действиям. В этом случае вам придется обратиться в суд.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Перевел деньги мошеннику, как их вернуть на карту Сбербанка?
С ростом клиентов Сбербанка растет и число мошенников. Злоумышленники на сегодняшний день придумывают и создают все более и более ухищренные методы получения денег незаконным способом.
Среди жертв наиболее часто встречаются клиенты пожилого возраста. Слишком доверчивые граждане не смогут разобраться в финансовых махинациях, придуманных похитителями денежных средств. Очень широко распространено и мошенничество через интернет.
Операции с различного рода поддельными сайтами и магазинами могут запутать невнимательного покупателя. Обещания высокого заработка при вводе данных в несколько кликов. Можно ли вернуть деньги, которые переведены злоумышленникам на счет? Рассмотрим этот вопрос в данной статье.
Что делать, если перевел деньги мошенникам через Сбербанк Онлайн?
Подавляющее большинство граждан на сразу узнает об обмане. Оказаться под воздействием проделок аферистов может каждый. В том случае, если факт мошеннического списания денег действительно был установлен, то нужно действовать быстро. Вы сможете помочь банку и себе в дальнейшем. Помимо возврата средств можно еще и наказать злоумышленников.
После обращения в банк по возврату средств, о них мы поговорим дальше, направьтесь в отделение полиции. Предоставьте полицейским сведения о незаконных действиях мошенника. Являться таковыми могут переписки с преступником или другие доказательства незаконных действий с его стороны. После проверки вашего заявления сотрудники Полиции свяжутся с банком и попытаются установить личность нарушителя по его банковским данным.
Раньше обратитесь в банковскую организацию или полицию – больше вероятность получить отправленные мошенникам деньги назад на карту. Выше и шанс поимки преступников, что исключает их дальнейшую деятельность по обману клиентов Сбербанка.
Звонок в горячую линию
Даже в самом экстренном случае можно позвонить по номеру телефона горячей линии 8-800-555-55-50. Так вы сможете заблокировать карту на определенное время и совершить возврат средств по последней операции с карты. Для подтверждения выполненной операции необходимо предоставить оператору связи данные с чека или квитанции. Может потребоваться любая информация: день и время перевода, транзакционный номер и другие данные.
Обращение с паспортом в отделение банка
Действия клиента, подвергшегося мошенничеству, выглядят следующим образом:
Следует учесть, что могут быть проблемы в случае перечисления средств клиентов через сервис Сбербанка Онлайн мошенникам. Нужно максимально детально описать ситуацию, из-за которой злоумышленники завладели вашими деньгами. В противном случае банк может отказать в помощи. Перевод денег будет оцениваться, как собственная инициатива клиента. Расскажите об обстоятельствах произошедшего и ваших намерениях обратится в полицию. Обычно Сбербанк идет навстречу своим клиентам и проявляет всяческое содействие по решению этой проблемы.