можно ли вернуть транзакцию со сбербанка
Хочу отменить платёж. Как вернуть деньги на карту
Сможет ли банк отменить платёж и вернуть мне деньги?
Это зависит от обстоятельств платежа. Сначала банк изучит, как прошла операция и по какой причине вы хотите ее отменить. Затем он запросит у торговой точки или обслуживающего её банка подробности платежа. Запрос в другой банк о возврате платежа называется chargeback (чарджбэк). Если отмену одобрят, на вашу карту вернутся деньги. Если нет — банк подскажет, как решить вопрос иначе.
Чарджбэк ограничен правилами платёжных систем (Visa, Mastercard, Мир), а также действующим законодательством РФ. При этом законы главнее правил.
Что сделать, чтобы вернуть деньги?
Если вы ещё не обращались в банк, подробно расскажите банку о ситуации и при необходимости предоставьте документы. Для этого напишите в чат поддержки в приложении или личном кабинете СберБанк Онлайн. Ниже мы рассказываем, что нужно написать для каждой ситуации.
Чтобы найти такой чат в приложении, нажмите внизу экрана на вкладку «Диалоги» и наберите в поиске «СберБанк». В личном кабинете СберБанк Онлайн нажмите на зелёный кружочек со знаком вопроса — он находится в правом нижнем углу страницы.
Если вы уже обращались в банк по этому вопросу и у вас есть номер обращения, то обязательно направьте нам дополнительную информацию по своей ситуации. Сделайте это в разделе «Мои обращения» приложения или личного кабинета СберБанк Онлайн — так банк быстрее поможет с решением вопроса. Чтобы открыть раздел «Мои обращения» в личном кабинете СберБанк Онлайн, в левом верхнем углу экрана нажмите на иконку в виде конверта.
Как отменить тот или иной платёж?
Найдите в списке ниже свою ситуацию и узнайте, что нужно делать.
Как отменить платеж в Сбербанк Онлайн?
Сбербанк онлайн оснащен удобной системой перевода платежей на счета телефонов, другие лицевые счета карт, интернет-банкинг, оплату ЖКХ и так далее. Этой функцией успешно пользуются многие люди, но никто не застрахован от ошибок. По случайности и невнимательности можно совершить такой платеж, который совершать вы совсем не хотели. Как в таком случае быть и как отменить ошибочный платеж в Сбербанке онлайн.
Когда требуется отменить платеж в Сбербанк онлайн?
Представьте ситуацию: вы хотите перевести другу некоторую сумму или пополнить счет телефона, заполняете все реквизиты, нажимаете «оплатить». Как итог – деньги со счета списаны, но так и не дошли до места назначения.
Самая распространенная ошибка – ввод неверных данных. Вы могли ошибиться только на одну цифру, но это уже огромная ошибка.
Вообще, совершить такую ошибку сложно, ведь в Сбербанке вас несколько раз просят перепроверить верность всех указанных реквизитов. Но если уж что-то пошло не так, и ошибка была совершена, то нужно попытаться вернуть ошибочный платеж в Сбербанк.
Как отменить платеж при переводе денег?
На самом сайте четко написано, что если платеж уже совершен, то отменить его никак нельзя. Осуществленный перевод денег нельзя вернуть – таковы правила. Но это возможно сделать на этапе обработки. Если статус платежа «в работе», то отозвать его очень просто: заходите на страницу платежа и выбираете «отменить».
Если же вам очень нужно совершить возврат уже совершенного платежа, то это сделать очень сложно и занимает много времени. В договоре, подписанном вами, был пункт о том, что Сбербанк не несет ответственности за неверные платежи. Но вы можете обратиться по телефону в call-центр, посоветоваться с консультантом. Скорее всего, он вам скажет, что следует обратиться в суд. Это справедливое решение. И ради крупной суммы денег такое стоит сделать.
А как отменить платеж Сбербанк онлайн на телефон? Как правило, такие платежи совершаются моментально после нажатия кнопки «оплатить». Они могут задержаться только в том случае, если номер вообще не существует. Тогда очень легко отменить платеж на странице с ним. Если же платеж дошел, то сам Сбербанк здесь бессилен. Вам остается только надеяться на добросовестность получателя – попросите его вернуть деньги и, может быть, он вернет.
Как вернуть ошибочный платёж
Сколько денег россияне регулярно переводят на чужие счета по ошибке – сказать сложно. Но такая ситуация знакома всем: стоит ошибиться с одной цифрой в реквизитах или написать неправильную букву в названии организации, и деньги уйдут «в никуда». Но вернуть потерянные средства можно. И нужно.
Главное – скорость
Часто мы ошибаемся в цифрах, переводя деньги по номеру карты, или путаем название организации, оплачивая услуги в терминале. С онлайн-платежами и переводами через мобильный банк вероятность оплошности возрастает, поскольку такие транзакции совершаются на бегу.
Если вы сразу поняли, что только что ошиблись с получателем, действовать нужно быстро.
Набирайте номер горячей линии банка и просите в срочном порядке аннулировать платёж. Если окажется, что деньги еще не перечислили на чужой счёт, банк приостановит транзакцию.
Выход есть и если деньги переведены на несуществующий счёт или допущена ошибка в реквизитах. От вас-то они, конечно, уйдут, но никому конкретно их не зачислят – средства будут буквально болтаться в пространстве в качестве невыясненного платежа. В течение пяти дней у вас есть шанс обратиться в банк-отправитель и написать заявление с просьбой уточнить реквизиты – тогда средства всё-таки дойдут до адресата. Если в течение пяти рабочих дней банк-получатель не получит уточняющих сведений, деньги вернутся обратно на ваш счёт.
Кто не успел
Если вы действовали не достаточно быстро, и деньги уже оказались на другом счету, работает другая схема. В первую очередь, конечно, нужно обратиться в организацию или к человеку, которого вы внезапно одарили лишними средствами. Подробно объясните ситуацию, будьте настойчивы, но вежливы: люди не особенно доверяют таким звонкам из-за участившихся случаев мошенничества.
Важно понимать, что ошибочная операция в этой ситуации – не вина банка. И всё, что могут сделать его представители, это засвидетельствовать сам факт транзакции, а также помочь связаться с ошибочным адресатом.
Вернуть деньги, которые «утекли» к юридическому лицу, проще.
Никакая добропорядочная бухгалтерия не захочет лишний раз ввязываться в конфликты и портить отчётность платежами, полученными без основания. Выясните название компании по реквизитам. Банк такую информацию предоставлять не обязан, но часто сотрудники идут навстречу клиентам. Сделайте копию документа о подтверждении платежа и напишите заявление, а затем отправьте бумаги заказным письмом или лично передайте в организацию.
А вот физические лица могут и отказать – не все знают о 1102 статье Гражданского кодекса РФ, «неосновательное обогащение», и рады свалившемуся с неба богатству. Тогда придётся подавать в суд. Чтобы выиграть дело, соберите как можно больше информации: время, место и способ проведения платежа, сумма и валюта операции, обоснование ошибочности перевода, заявление в банк и ответ на него.
Обычно такие суды заканчиваются в пользу потерпевшего, поскольку вторая сторона не сможет предоставить какие-либо договоры с плательщиком, а следовательно, доказать ошибочность транзакции не составит труда.
Приятный бонус
Суд – это, конечно, неприятно, но и тут есть плюс. За пользование неосновательно полученными средствами провинившемуся начисляют проценты по ключевой ставке ЦБ РФ. Так что отказываясь возвращать деньги до суда, человек рискует в итоге потерять и часть собственных средств. И да, судебные расходы пострадавшего также компенсирует проигравшая сторона.
Само разбирательство вряд ли затянется более чем на 3 месяца. Но эксперты советуют всё-таки добиваться возвращения денег в досудебном порядке – это будет быстрее и надёжнее.
Платежи через интернет-банк
С интернет-банком всё гораздо проще. В личных кабинетах обычно есть кнопка для отмены платежа. Это сработает, опять же, если деньги ещё не успели уйти со счёта.
Сделанные поздно вечером переводы обычно обрабатываются уже утром.
Например, если в «Сбербанк Онлайн» вы совершили транзакцию с дебетовой карты, и у платежа стоит статус «в работе», значит, деньги ещё не успели перевести получателю. Отменяйте операцию, и у неё появится статус «отозвано».
Если банк уже успел обработать платёж, то придётся действовать по уже знакомой схеме: обращаться в банк и писать заявление.
Можно ли вернуть деньги, которые ушли по «Сбербанк Онлайну»: позиция ВС
Неосновательное обогащение – это значит не основанное на законе или сделке приобретение. По общему правилу эти деньги можно вернуть (ст. 1102 ГК). Но можно ли отсудить как неосновательное обогащение переводы через приложение «Сбербанк Онлайн», если их было много? На этот вопрос отвечали суды в одном из недавних дел.
В суд обратилась Елена Евскина, которая потребовала, чтобы Владимир Иваньков вернул ей 1,3 млн руб. неосновательного обогащения и 143 201 руб. процентов за пользование чужими деньгами. Эти деньги Евскина отправила Иванькову через «Сбербанк Онлайн» семью переводами от 140 000 до 225 000 руб. с января по март 2017 года. Она объяснила, что ошиблась в реквизитах перевода и на самом деле хотела погашать кредит Сбербанка по договору от января 2017 года. Иванькова истица, по ее утверждениям, не знала.
Такое объяснение устроило Прикубанский районный суд Краснодара, который удовлетворил требования. Решение на сайте суда не опубликовано, но, как следует из актов вышестоящих инстанций, он согласился, что была ошибка, а Иваньков не смог обосновать, что получил деньги в рамках каких-либо договоренностей.
Ошибки не было
Но, как оказалось позже, такие доказательства все-таки были. Это выяснил Краснодарский краевой суд, который внимательно изучил позицию ответчика. Как утверждал Иваньков, Евскина его прекрасно знала. Он работал посредником в заключении договоров цессии по выкупу дел по ОСАГО. По словам ответчика, деньги переводились не ошибочно, а в счет заключения соответствующих сделок. Он также обращал внимание, что в январе – марте 2017 года не только Евскина переводила ему деньги, но и наоборот – все это исключает версию ошибки, указывал Иваньков.
Один из таких переводов и учла Евскина, которая ко времени рассмотрения дела в апелляции уточнила исковые требования. Она вычла из суммы 250 000 руб., которые Иваньков ей вернул. Изменила она и свои объяснения. Согласно новой версии, она хотела отправить деньги матери. А поступлению 250 000 руб. Евскина якобы не придала значения, потому что решила, что это технический сбой.
Все эти обстоятельства проанализировал Краснодарский краевой суд и решил, что в деле слишком много несостыковок. Он прислушался к доводам Иванькова, а версию Евскиной нашел неубедительной, в том числе потому что операции через «Сбербанк Онлайн» исключают возможность перечислить деньги незнакомому лицу. Тот, кто перечисляет, использует номер карты или мобильного телефона и подтверждает перевод паролем, отметила апелляция. Евскина отправляла деньги одному и тому же получателю много раз, но ни разу не обращалась в банк по поводу ошибочного перевода. Версия с возвратом кредита тоже не выдерживает критики, ведь он погашается раз в месяц. Кроме того, отметил краевой суд, истица указала в своем заявлении верный адрес ответчика, хотя якобы его не знает.
С этим обоснованием апелляция отменила решение нижестоящей инстанции и отклонила требования Евскиной.
С таким исходом по делу согласился Верховный суд. Гражданская коллегия ВС согласилась, что между сторонами сложились обязательственные отношения. Учитывая то, что переводов было семь в течение трех месяцев, а Евскина отправляла деньги ответчику, она не представила доказательств ошибочности перечислений и отсутствия отношений между сторонами, говорится в определении Верховного суда (№ 18-КГ19-186). Таким образом, отказ в исковых требованиях остался в силе.
Злоупотребления и бремя доказывания
Дело Евскиной показывает, что признаками злоупотребления могут быть:
Кроме того, на злоупотребление могут указывать прошлые договорные обязательства с получателем средств, значительное промедление с иском, назначение платежа, которое отвечает виду деятельности получателя средств, перечисляет Суслов.
Юристы дали советы, как защититься на случай иска от отправителя денег, если он заявляет, что вас не знает и сделал перевод по ошибке. «Лучше всего оформить договор, тогда, может, и спора не было бы, – рассуждает Водолагин. – Если его нет, то надо запастись доказательствами оснований для перевода денег. Пример – переписка, в том числе электронная, где подтверждается факт оказания услуги или передачи вещи». Можно записывать на аудио разговоры с обсуждением обстоятельств и условий предстоящего перевода, добавляет Юрий Телегин из «Европейской юридической службы».
Как вернуть ошибочный платеж Сбербанк Онлайн?
Совершая платежи в Сбербанк Онлайн, в мобильном приложении или кабинете банка для бизнеса, клиенты не застрахованы от ошибочных действий, ведь все данные приходится вводить самостоятельно. Впрочем, при обнаружении ошибки можно обратиться в Сбербанк, чтобы приостановить или аннулировать платеж, вернув деньги на свою карту либо счет. Для этого существует несколько способов – подать запрос в Сбербанк Онлайн, по телефону, в приложении для смартфонов или лично в отделении.
Содержание:
Причины возврата платежей в Сбербанке
Клиенты Сбербанка отзывают переводы по самым разным причинам – от собственной невнимательности до обмана третьих лиц. Самыми частыми случаями являются:
Обычно за возвратом средств в Сбербанк держатели карт обращаются из-за обычных опечаток – ошибиться при вводе реквизитов сложнее, а вот указание неверного номера телефона для пополнения – распространенная ситуация. Переводы в адрес клиентов Сбербанка выполняются моментально, по реквизитам счета или в сторонние учреждения – несколько часов и только в рабочее время.
Как отозвать платеж через Сбербанк Онлайн?
Самостоятельно вернуть платеж удастся, если он находится на исполнении, то есть, у отправителя деньги уже списаны, но еще не поступили на счет получателя, транзакция обрабатывается. Самый простой и быстрый способ возврата – через ЛК:
В ситуации, когда через личный кабинет отзыв перевода не получается, нужно не медлить и воспользоваться другими способами отмены операции, иначе можно потерять время, тогда уже банк ничем не поможет.
Как отозвать платеж в Сбербанк Бизнес Онлайн?
Представители бизнеса тоже нередко совершают ошибочные платежи, требующие отзыва. В ЛК Бизнес Онлайн для этого необходимо:
В течение 5 мин. запрос будет обработан, информация в системе обновится, статус сменится на «Отменен». Как и с физическими лицами, платежи в адрес клиентов банка отозвать нельзя, они проводятся мгновенно.
Как возвратить средства через контактный центр?
Альтернативный способ прерывания транзакции – позвонить специалисту поддержки, сделать это нужно до завершения платежа, чтобы его успели заблокировать и перечислить средства обратно. Оператору нужно сообщить:
Всю информацию можно найти в чеке или квитанции, специалист отменит перевод, а, если операция проведена, клиент получит инструкцию, как действовать дальше, куда можно обратиться, чтобы получить деньги.
Как отменить платеж Сбербанка в приложении?
Пользователи программы от Сбербанка для смартфонов могут отозвать транзакцию с помощью мобильника, действия здесь аналогичны личному кабинету:
В приложении статус изменится буквально за несколько секунд – подождите 5 минут, если этого не произошло, срочно звоните в банк.
Как вернуть деньги при личном визите в Сбербанк?
Отзывать транзакцию лично в ближайшем отделении – не самый удобный способ, так как нужно ехать в офис и собственноручно заполнять заявление. Кроме того, вы рискуете потерять время, а при отмене переводов бывает дорога каждая минута. В банк нужно прийти с паспортом, подтвердить личность, сообщить сотруднику об отмене, пригодится чек об оплате, если операция выполнена не в ЛК.
Обращение в Сбербанк – единственный вариант, когда транзакция проведена, но из-за опечатки деньги не поступили по назначению, зависли на специальном счете. Для возврата придется подождать до 10 дней, пока проведут проверку, затем средства перечислят отправителю.
Как вернуть ошибочный платеж после его совершения?
Совершить отмену в течение нескольких часов успевают не все клиенты Сбербанка, некоторые платежи и вовсе проводятся моментально, что исключает возможность их отмены через банк. Если операция была выполнена, действовать нужно в зависимости от ситуации:
Также по совершенным платежам деньги могут не дойти до конкретного получателя, оставшись внутри банка. Тогда даже писать заявления не придется – средства вернут автоматически в течение 10 суток.
Хотя отменить неисполненные платежи и переводы Сбербанка можно, это нужно сделать в максимально короткий срок, поэтому следует быть внимательнее при вводе реквизитов. Если же платеж уже исполнен, шансы получить обратно свои деньги уменьшаются – юридические лица проводят возврат обычно без проблем, а вот частные пользователи и, тем более, мошенники не идут на компромисс, доказывать свою позицию придется в судебном порядке.