можно ли верующему жениться на неверующей
Быть ли в паре с неверующим?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Здравствуйте. Я верующая, веду духовную жизнь. Духовника, к сожалению, нет. Скажите, лучше разорвать отношения с хорошим неверующим молодым человеком, если сейчас возникают конфликты по поводу близости в отношениях? Сказал, что пока подождет, но не принимает этого, также не понимает мое стремление к Богу, хотя и не против. Много раз это обсуждали, расставаться не хочет, но и к общему решению не пришли. Оставшись в этих отношениях я боюсь что отдалюсь от Бога, что уже стало происходить, сильно согрешу (предпосылки к этому тоже есть) или, когда дойдет до брака, просто не смогу понести такой крест, потому что очень люблю Церковь, а будучи в браке с неверующим не смогу нормально совмещать мирскую жизнь и духовную. Но, с другой стороны, этот человек нуждается во мне, расставаться не хочет. Помогите, пожалуйста.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Не зная хорошо Вас и даже не видя Вас, я не возьмусь Вам дать однозначный совет. Да и решение в вопросах брака за Вами в конечном итоге. У нас были некоторые тексты по Вашей теме:
В этих текстах озвучены какие-то основные принципы. Могу Вам только еще сказать, что в отношениях должно быть понятно и просто. Если одному человеку непонятно, чем и почему живет второй, это не значит, что он будет отговаривать второго от того, что ему дорого. Напротив, в хороших, настоящих союзах один супруг будет другого поддерживать и скажет, мол, дорогая, мне это непонятно, но я вижу, что для тебя это важно, и поэтому давай сделаем так, чтобы это важное было в твоей жизни. Я, может быть, потом пойму это, может быть, нет. Понимаете? Если есть такое отношение, это нормально. Если же идет какое-то «перетягивание одеяла» на себя, выяснение отношений, если Вы чувствуете от молодого человека не желание Вас поддержать, а напряженность, я бы советовал крепко задуматься: важны ли ему Ваши покой и счастье или он думает о том, как бы у него не отняли чего-то?
Поэтому я бы Вам посоветовал внимательно посмотреть на Ваши отношения и почувствовать, есть ли в них взаимная поддержка, внутренний баланс. И, если нет, это серьезный повод задуматься о том, стоит ли быть с этим человеком.
И, конечно же, любящий человек не будет Вас принуждать делать то, от чего Вам плохо. Это касается всех областей жизни. В Вашем случае речь вообще о грехе! Любящий человек будет беречь Ваш и Ваше состояние, а не настаивать на своем. Так что думайте.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Почему запрещены браки с неправославными (согласно канонам)
Надо сказать, что против смешанных браков строго высказывались и многие древние святые, в частности, Зенон Веронский, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский. Но я не буду приводить цитаты из них, поскольку, на мой взгляд, вполне можно ограничиться текстом канонов.
В прошлых видео я говорил о примерах канонических нарушений со стороны священнослужителей, но вот те каноны, которые я озвучил, их, по понятным причинам, нарушают именно миряне, поскольку лица в духовном сане уже не могут вступать в брак. Справедливости ради отмечу, что в значительном большинстве случаев миряне не знают об этих правилах Церкви, и получается нарушают их по неведению. Но мне уже за мою жизнь довелось наблюдать немало примеров, когда миряне, но прежде всего мирянки, до заключения такого брака, обратившись к священнику, слышали от него, что каноны Святой Церкви не дозволяет выходить замуж за неправославного. Я думаю, что вы не удивитесь, узнав, что в большинстве случаев реакция тех, кто спрашивал была такая: ну, всё равно поженимся. И поступали, в общем, как хотели. Я допускаю, что и в комментариях к этому моему видео тоже могут звучать какие-нибудь высказывания в духе того, что: а вот люди любят друг друга, что вы вообще вмешивайтесь, люди должны быть свободными, вот за кого хотят, за того пусть и выходят замуж, а вы тут со своими какими-то устарелыми, древними правилами ещё, просто людям людям жизнь усложняйте, ‒ ну, и так далее, и тому подобное. Я прекрасно понимаю, что немногие готовы слушать и прислушиваться, ну, вот, собственно, для этих немногих я и записываю данное видео. Здесь я хотел бы сказать, что, в целом, такое отношение к канонам, знаете, как будто вот там Церковь, или конкретно святые отцы, которые принимали эти каноны, ‒ они просто, вот, сидели и специально придумывали как бы нам усложнить жизнь ‒ жизнь людей, какие бы нам такие правила придумать, чтобы им сложнее жить стало. Вот такое отношение к канонам доводится встречать со стороны тех людей, которым следовать канону не хочется. Вот, мол, какие-то там древние епископы просто не любили людей, поэтому они и придумали все эти каноны. Ну, на самом деле, всё как раз-таки с точностью до наоборот обстоит, потому что посредством канонов святые отцы указывали вещи, которые не угодны Богу, и, соответственно, человек, который совершает вот эти вещи, неугодные Богу, ‒ он вступает на путь, который приводит его к страданиям и к мучениям ещё в этой жизни. Святые отцы прописали эти каноны как раз-таки из-за того, что они любили людей и хотели предостеречь людей, как своих современников, так и потомков, нас, от всего того, что делает жизнь человека несчастной и направляет её совсем не туда, куда стремится христианин. А то, что вот эти межрелигиозные (и так далее) браки ‒ они очень часто приводят к несчастью, я видел очень много раз. Но мои личные наблюдения в данном случае, конечно, не могут претендовать на что-то всеобъемлющее, однако же я читал и в социологических исследованиях, что межрелигиозные браки наименее прочны по сравнению с остальными браками: по сравнению с браками людей одного мировоззрения, одной веры. У нас и так, конечно, сейчас браки очень непрочны, но даже по сравнению с этим межрелигиозные браки еще более хрупкие, и это неудивительно, потому что вера составляет самое главное ‒ сердцевину жизни человека. Если муж и жена в этом самом главном не едины, то это лишь вопрос времени, когда для них вот это внутреннее неединство станет очевидно и будет проявлять себя в разных и разных неприятных обстоятельствах.
И вот это видео меня, собственно говоря, тоже побудило записать очередное письмо, которое я получил от женщины, которая вышла замуж за иноверца, и это очень быстро привело к каким-то, вообще, ужасным, кошмарным вещам. И она мне написала, что в то время, когда она решалась на этот шаг, она посмотрела видео какого-то священника в интернете, который говорил, что: да, это можно, всё в порядке. И я понял, что всё-таки необходимо сказать, что: нет, не всё в порядке, нет, на самом деле согласно канонам Церкви ‒ нельзя. Эти каноны Церковь как любящая мать приняла для того, чтобы уберечь вас от беды. Мне, конечно, могут сказать, и наверняка напишет кто-то в комментариях: а вот есть примеры хорошие таких вот браков с еретиком, или браков с иноверцем, или браков с неверующим; что вот, бывает же, что люди, вступая в такие браки, хорошо потом живут. Да, действительно, бывают, но это либо те случаи, когда верующая православная страна перестала быть по факту верующий православной; либо в тех в тех случаях, когда неверующая сторона искренне приняла православие, ну или уже на пути к принятию крещения, фактически, готовится в статусе оглашенного. Но, а у тех, которые, вот, и не так, и не так, а в чистом виде там православный воцерковленный один, а другая сторона неправославная, и при этом они жили бы довольно долго душа в душу, ‒ таких мне известно, ну, просто, исключительно малое количество, настолько малое, что можно назвать это исключениями, которые подтверждают правила.
Но и в этих исключениях, опять же, я знаю о том, что православная сторона всё равно имеет скорбь о том, что супруг или супруга еще неверующая, не разделяет веру христианскую. Да и то, даже в этих исключительных случаях, которые мне известны, православная сторона всё-таки, вступая в такой брак, не знала, что она нарушает канон, а иногда и была в заблуждении со стороны священника, который благословлял такой брак. А вот чтобы кто-то сознательно вступил в такой брак, зная, что он попирает церковные каноны, делает неугодное Богу, и после этого жил долго и счастливо, ‒ таких примеров мне неизвестно. Некоторые, возможно, скажут, как нередко в таких случаях говорят: ты просто не любишь людей, тебе вот не жалко, а человек влюбился, почувствовал, у него такие чувства, люди жить друг без друга не могут, ну, вот, как взять и сказать им, что ‒ нет, нельзя им быть вместе. На самом деле жалко мне людей, конечно жалко. Как я уже сказал, такие вот истории наблюдал лично: как можно не пожалеть людей, которых ты лично наблюдаешь? Даже по глупости было у меня так: давно, когда я как-то пытался сохранить людей, находящихся в таком браке, потому что мне было жалко их, ну и там была надежда на то, что неправославная сторона примет православие, были какие-то подвижки к этому, но, в итоге, всё закончилась просто кошмарно. И сейчас я могу сказать, что именно потому что мне жалко людей, я и говорю о том, что необходимо следовать вот тем канонам, которые я привел ранее. И отцы собора эти каноны принимали именно потому, что им было жалко людей, и они хотели уберечь их. Сколько я знаю историй, которые начинались с того что, вот, воспринималось самими участниками как просто великая любовь. И вот они в этой своей великой любви вступали в брак и заканчивалось это таким кошмаром, что вы даже представить себе не можете. Мне могут сказать: у вас, там, тоже православные разводятся, тоже, бывает, плохо заканчиваются ‒ да, да, бывает. Но по моим наблюдениям всё-таки вот в этих разных межрелигиозных браках такого бывает гораздо больше.
И, кстати говоря, в тех случаях, когда я наоборот, указывая на каноны Церкви помогал некоторым принять решение о прекращении такого неугодного Богу брака, делала людей счастливыми, причём всех супругов. Помню, мне писала одна молодая женщина, которая вышла замуж за язычника. И вот они не так много прожили друг с другом, и уже у них возникли трения именно на почве религиозной, но она спрашивал моего совета, намереваясь всё-таки как-то сохранить этот брак, но я ей показал вот эти каноны Церкви. Как священник я не могу предписывать людям, что им там делать: женись или разводись, ‒ решение принимает сам человек. Но я объяснил ей, что Церковью такие браки не благословлены. И она развелась со своим мужем язычником, а уже через год она нашла себе хорошего православного мужа и написала мне, что ждет ребенка, и её бывший муж язычник нашел себе жену язычницу и тоже счастлив в браке, и никто из них друг на друга не обижен, все довольны тем, как все обернулось. Ну, конечно, я понимаю, что всё, что я сейчас сказал, что я сейчас привел ‒ это многих желающих поступать по своей воле нисколько сколько не убедит, и они будут спорить, не соглашаться, приводить какие-нибудь примеры своих знакомых, или, там, случаи из истории. Ну, что я могу сказать этим людям: воля ваша, моё дело было лишь засвидетельствовать о церковных канонах и постараться объяснить, почему они именно таковы. А кто хочет пренебречь этим свидетельством, пренебречь этими канонами, разумеется, я никак на это повлиять не смогу, но я знаю, что все-таки есть люди, которые могут прислушаться, и вот для них я это всё записал, чтобы уберечь их от беды, и если вот уже практически человек спрашивает: а если вот чувства есть к человеку неправославному, там, другой веры, неверующему, и если этот человек готов изучать веру православную и искренне принять её до того, как вы заключите брак, то вот это ‒ единственная возможность благословенного Богом союза с этим человеком. Если же этот человек не хочет принимать православие и это его вполне однозначная позиция, тогда нужно молиться о том, чтобы Господь избавил от чувства к этому человеку, прекращать общение, и Господь со временем поможет избавиться от этой привязанности. Также я знаю, что у некоторых православных женщин есть такая установка, что надо обязательно выйти замуж любой ценой хоть за кого ‒ и именно такая установка толкает некоторых, я это знаю точно, на замужество с неправославным, ну и ни к чему хорошему это не приводит, очень многие в таких браках теряют веру, становятся отступниками / отступницами, ну, а если даже не теряют веру, живут и мучаются очень многие. Ну, я считаю, что, в принципе, такая установка ‒ «выйти обязательно замуж любой ценой» ‒ унижает христианку, и у искренне верующей христианки такой установки быть не должно. Надо искать не того, что я хочу, а того, что Господь даст, что Господу угодно.
Ну, вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать по данной теме. Благодарю за внимание, и Храни вас Господь.
Можно ли верующему жениться на неверующей
Полагаю, однозначный. Павел, 1Кор 7:13-17. Павел полагает, что такие смешанные семьи вещь вполне нормальная, т.к. верующий муж/жена освящает брак и, очень может быть, спасает(!) домочадцев. Чуть выше 1Кор 7:1-12 Павел высказывается на счет брака, как такового, несколько скептически, т.к. ему, как апостолу, в его странствиях и проповеди были бы сильные затруднения. Однако далее он честно говорит, что в реальной жизни, живым людям хорошо жить в месте, принадлежать друг другу в полной мере, и от телесной любви не уклоняться, кроме как временно, ради постов и молитв. И вообще, как Бог определил, так и держаться.
Впрочем, известный своими острыми взглядами покойный о. Даниил Сысоев глядел на эту сторону жизни несколько иначе. Жаль, статья довольно обширна, но, вкратце, он, как я понял, выступает резко против, и рассматривает церковь как некую замкнутую касту. См. http://sysoev2.narod.ru/zamuzh.htm
В 1 Кор. 7 Павел рассматривает ситуацию, когда супружеский союз между верующим и неверующим уже существуют («брат ИМЕЕТ жену неверующую», «жена ИМЕЕТ мужа неверующего»). Он даже не касается там вопроса о вступлении в такой союз. Собственно, он вообще говорит, что не вступать в брак даже с верующим гораздо лучше, вот только далеко не все на это способны. Единственный момент, касающийся вероисповедания супругов при вступлении в брак, в этой главе есть в стихе 39.
Союз даже верующих разных конфессий уже обречен на проблемы, особенно в воспитании детей. А союз верующего и неверующего.
Хуже всего в таком союзе женщине, ибо Писание обязывает ее повиноваться неверующему мужу. Но и мужу мало не окажется, ибо жена неверующая не связана Законом.
Но я согласен, это не грех. Просто глупость.
Может ли верующий жениться на неверующей? (видео)
Шалом, друзья! Доброго времени суток вам, сегодня мы отвечаем на ваши вопросы и Александр спрашивает у нас:
Шалом! может ли верующий жениться на неверуещей? Если можно обьясните по подробней. Спасибо за ответ.
Может ли верующий жениться на неверующей? Сразу хочу сказать — может. И таких случаев очень много. Другое дело, что из этого получится? Каково отношение Господа к подобного рода вопросам, к подобного рода развитию событий? Давайте подумаем с вами.
Верующий человек — это человек с измененной системой ценностей, это человек, который понимает призрачность целей земной жизни, который посвящает свою жизнь Богу и служению Ему. Это человек, для которого земная жизнь — это временное, где ему нужно успеть подготовиться к вечному.
Каков же неверующий человек, в этом отношении? Это человек, для которого земные ценности являются главными. Это человек, для которого вера в Бога — это что-то лишнее, надуманное, несерьезное, мешающее. Как люди с такими разными позициями во взглядах смогут быть вместе, как они смогут понимать друг друга, как они смогут относиться к позициям друг друга, как муж сможет относиться к позициям своей жены, если она неверующая, как жена неверующая сможет относиться к взглядам своего мужа, если он верующий, или наоборот?
Это вопросы, которые могут очень быстро разрушить такой брак, или же разрушить веру верующего. Я слышал часто, что верующий парень или верующая девушка, женщина, если у них возникли отношения с кем-то неверующим — они говорят: «Ничего, я приведу его к Богу. »
Смотреть видео онлайн:
Последнее: 04.11. Спасибо!
Христиане.Онлайн
Христианский сайт, статьи, проповеди, видео
Можно ли христианке выходить замуж за неверующего или христианину брать в жены неверующую девушку?
Иаков убежал к своему родству и взял себе жен знающих Бога. А Исав взял себе в жены хананеянок.
И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских;
встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;
Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов,
и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!
И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.
Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских;
и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.
И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;
и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих.
Бытие 36 глава
23 Ещё в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жён из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок;
24 и оттого сыновья их вполовину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски.
25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя.
26 Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царём над всеми Израильтянами; и, однако же, чужеземные жены ввели в грех и его.
27 И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жён?
Такие слова написаны в книге Неемии. (Неемия 13:26,27)Брать в жены не христианок нельзя. Равно как и выходить замуж за неверующих.
10 И ныне, что скажем мы, Боже наш, после этого? Ибо мы отступили от заповедей Твоих,
11 которые заповедал Ты через рабов Твоих пророков, говоря: «земля, в которую идёте вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили её от края до края в осквернениях своих.
12 Итак, дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их вовеки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той и передать её в наследие сыновьям вашим навеки».
Ездра 9 глава – Библия
10 И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жён иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля.
11 Итак, покайтесь в сём пред Господом, Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жён иноплеменных.
12 И отвечало все собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем.
13 Однако же народ многочислен и время теперь дождливое, и нет возможности стоять на улице. Да и это дело не одного дня и не двух, потому что мы много в этом деле погрешили.
14 Пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жён иноплеменных, пусть приходят сюда в назначенные времена и с ними старейшины каждого города и судьи его, доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело.
Ездра 10 глава – Библия
“Прочим же я говорю, а не Господь; если у кого-то из братьев жена — неверующая, и она согласна жить с ним, то он не должен разводиться с ней. И если у женщины муж — неверующий, и он согласен жить с ней, то она не должна разводиться с ним, ибо неверующий муж освящён через верующую жену, а неверующая жена освящена через верующего мужа. Иначе ваши дети были бы нечистыми, сейчас же они святы. Однако, если неверующий хочет развода, то пусть так и сделает. В таких случаях брат или сестра свободны. Бог призвал нас жить в мире. Ибо откуда ты знаешь, жена, спасёшь ли мужа своего? И откуда знаешь ты, муж, спасёшь ли жену свою? (1-е Коринфянам 7:12-16)