можно ли вешать фото на крест
Можно ли на крест прикрепить фото умершего?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Можно ли на могиле на деревянный крест прикрепить фото умершего?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Бог Вас благословит!
Традицию помещать фотографию на памятник или крест почему-то считают нехристианской и порождением советского времени. Но если вспомнить, что сами фотографии пришли в нашу жизнь сравнительно недавно, то появляются сомнения. Иногда считают и электрические лампочки в храмах модернизмом. Аргумент о том, что главное в молитвенном настроении на кладбище — это воспоминание о крестных страданиях Христа, также не очень понятен. Мы молимся ко Господу о нашем усопшем сроднике, чья могила в данный момент находится перед нами под крестом. И роль Господа в спасении души сродника очевидна всем, кто прибегает к молитве.
Видеть лицо нашего усопшего предка в момент молитвы хотя бы боковым зрением, — очень приятно и помогает нам построить молитву еще лучше.
Иногда мы приводим на кладбище помолиться (а на кладбищах только и делают, что молятся и наводят порядок) и детей, внуков, правнуков. Им будет понятнее, о ком они молятся ко Господу, когда они будут видеть фотографию усопшего предка перед собой.
Фотографию есть смысл помещать ниже распятия, таким образом обозначая приоритеты христианина, показывая, что в нашей жизни Бог находится на первом месте.
Как Вам поступить — решать Вам самим. Канонов Церкви, запрещающих или благословляющих фото на кресте или памятнике, нет.
О посещении кладбища рекомендую подборку материалов Ходить ли на кладбище?
Можно ли вешать фото умершего на кладбищенский крест, по мнению священников
Сегодня фотографии умерших на кладбищенских крестах — явление распространенное. Многие заказывают памятники с изображением усопшего, другие же, как только хоронят усопшего, вешают снимок в рамке на крест. Правильно ли поступают родственники усопшего в первом и во втором случаях? Вот что рассказали священники православной церкви.
Уместно ли размещать фотографию на кресте
На российских кладбищах сплошь и рядом можно увидеть фотографии усопших в траурных рамках прямо на кресте. Хотя православные священники являются противниками такого размещения фото.
По мнению священников, кладбище должно оставаться местом, где крест должен доминировать на могилке. Хотите оставить фото усопшего на могилке – разместите его у подножия креста.
У посетителей кладбища, которые приходят навестить могилки родственников, должны возникать мысли о Боге и молитвах, о чудесном воскресении и жизни после смерти. А фотография будет вызывать воспоминания вместо духовного настроя.
Как выбрать фото умершего
Если вы решили оставить на кресте фотографию покойного, то подойдите к решению этого вопроса правильно. Так, священники рекомендуют вешать фото, на котором человек изображен хотя бы по плечи.
Лучше всего выбрать ту фотографию, которая хорошо отображает индивидуальность покойного и его характер. Если при жизни человек был угрюм – это фото не стоит размещать на могиле. Но и фото с улыбкой до ушей тоже не стоит размещать: выглядит как-то кощунственно.
А как относятся к этому в других религиях?
Большинство культур и народностей не размещают фотографии на надгробиях. В католических странах, где на могиле устанавливают прямоугольный камень, указывают только имя и годы жизни. На могилах же знаменитых людей устанавливают и их изображения. А иногда даже ваяют и скульптуры.
Не отличаются пышностью надгробия и у иудеев. Выбирают средней величины надгробный камень и на простом бруске гравируют имя и дату рождения и смерти.
«Разбавить» надпись могут в качестве эпитафии строчки из религиозных текстов. А вот фотографии действительно не вешают, как не ставят и статуи – здесь это не принято.
В азиатских странах также не наносят изображения покойных на надгробные камни: фотографиям место на домашнем алтаре. Например, в Японии родственники усопших сооружают такие уголки в жилищах, где рядом со снимком зажигают ароматические палочки или свечи.
В азиатских странах сегодня все больше выбирают кремацию и хранят прах покойных членов семьи дома.
Фотографии на крестах и надгробиях — это особенность российской погребальной культуры. Ее придерживаются, отталкиваясь от собственных верований и религии покойного.
Можно ли вешать на крест фото умершего: мнения и рекомендации священников
Фотографии на кладбищах — привычное дело. Многие заказывать надгробия с изображением усопшего, другие же вешают снимок в рамке на крест. Уместно ли такое обустройство могилы? Отвечают священники православной церкви.
Можно ли размещать фотографию на кресте
Несмотря на распространённость такого украшения на российских кладбищах, православные священники склонны скорее порицать фото на могилах. Считается, что кладбище должно оставаться местом, где доминирует изображение креста. У посетителей должны возникать мысли о боге и молитвах, о чудесном воскресении и жизни после смерти. А вот фотография будет сбивать этот настрой и вызывать воспоминания.
Иеромонах Иов
https://pravoslavie.ru/6913.html
Но есть и другое мнение. Фото на кресте позволит посетителю помянуть усопшего, даже если он его не знал. Так дольше сохраняется добрая память о человеке.
Считается, что традиция вешать снимки покойных на надгробиях появилась после Октябрьской революции. Многие священники негативно относятся к этому перевороту в поминальной культуре.
Есть и суеверный запрет на изображение человека на надгробии. Считается, что так душа как бы застревает в этом мире и не может попасть в иной. В итоге покойник обречён скитаться по земле живых, будучи неприкаянной душой.
Как выбрать фото умершего
Если вы решили оставить на кресте фотографию покойного, то нужно с умом подойти к её выбору:
Размещать фото рекомендуют всё-таки не на самом кресте, а у его подножия. Гравировку прямо на перекрестье православные посетители могут посчитать богохульством.
А что в других религиях
В большинстве других культур не принято устанавливать фотографии на надгробия. Например, в католических странах обычно используют простой прямоугольный камень, на котором указано имя и годы жизни. На некоторых кладбищах можно встретить даже плоские надгробия, частично вкопанные в землю.
Изображения покойного иногда встречаются в том случае, если умерший был знаменитостью. Но тогда вместо фотографий обычно заказывают полноценную статую.
В иудаизме надгробия тоже не отличаются пышностью. В этой вере принято аскетично подходить к выбору камня — обычно выбирают простой брусок с выгравированным именем. Иногда наносят дополнительные сведения: годы жизни, имена родителей, пол, социальный статус. В качестве эпитафии могут быть добавлены строчки из религиозных текстов. А вот фотографии не вешают — как не ставят и статуи. Это здесь не принято.
В азиатских странах изображения покойных тоже не принято наносить на надгробные камни. Здесь, как и в большинстве других культур, на камне высекают только имя умершего, иногда — годы его жизни. А вот фотографиям место на домашнем алтаре. Например, в Японии родственники часто оставляют символические подношения своим умершим близким и молятся за них, зажигая свечи или ароматические палочки рядом со снимком.
Сейчас в азиатских странах кладбища редко пополняются — люди всё чаще выбирают кремацию и хранят прах покойных членов семьи дома
Фотографии на крестах и надгробиях — особенность исключительно российской погребальной культуры. Стоит ли придерживаться такой традиции — решайте сами, отталкиваясь от собственных верований и религии покойного.
Допустима ли фотография усопшего на могильном кресте?
Сегодня многие задаются вопросом: можно ли на кладбище устанавливать фотографию покойного? Давайте разберёмся в этом несложном вопросе.
Кладбище – это город усопших, на котором покоятся тела перешедших в другую жизнь.
Намогильный крест, является свидетельством, воздвигаемым как искупительное знамение победы над смертью Господа Иисуса Христа.
Приходим же мы на кладбище, чтобы в месте упокоения усопших, глубже и полнее помолиться за них и тем самым помочь им. Наличие фотографии на могиле мешает этой настроенности, побуждая к воспоминаниям, а не к молитве.
На Руси, с принятия христианства, усопших клали в каменные саркофаги, изображая на крышке крест либо в землю. На могиле устанавливался надгробный крест. В богоборческие времена СССР, после 1917 года, разрушение христианских традиций взяло планомерный характер, и взамен крестов на могилах стали устанавливать столбики с фотографиями усопших. Воздвижение памятников, с прикрепленными портретами умерших появились именно в те времена. Так например, стела-надгробие с фотографией и звездой стала преобладать после войны в качестве надгробия.
В наше время, вот уже более 10 лет как на кладбищах всё чаще ставят намогильные деревянные кресты. Практика же установления фото на крестах — от прошлых советских десятилетий. Поэтому не следует допускать размещения фотографий на могилах усопших. Благочестивые верующие размещают футляр с иконкой и лампадой.
Что касается расположения столов и скамеечек на могилках, то нет в этом ничего предосудительного. Престарелые люди могут после молитвы отдохнуть. А вот оставлять еду усопшим, и тем более выливать алкоголь на могилу — этого делать не следует.
Зачем на русских могилах размещают изображение усопшего?
Размещали портреты покойных на памятниках ещё до прихода советской власти, однако именно в десятилетия её правления этот обычай стал повсеместным. Именно поэтому до сих пор нет однозначного мнения на этот счёт даже у православной церкви.
Одни священники говорят, что данный акт — наследие большевиков, боровшихся с религией, а значит, противоречит церковным канонам. Другие считают, что в этой русской традиции не только нет ничего зазорного, а даже напротив — фотографии помогают сохранять память и молиться живым за души усопших.
Традиция надгробного фото
После революции и повсеместной борьбы большевиков с любыми проявлениями религиозности на могилах усопших перестали воздвигать традиционные со времён крещения Руси кресты. Вместо них появились столбики с фотографиями упокоенных. А после Великой Отечественной войны — стелы-надгробия со звездой и фотографиями. И хотя в восточноевропейской православной традиции с давних времен было принято устанавливать на могиле крест с иконкой, которая увековечивала душу умершего, а также фотографией в овальном медальоне, изображения на памятниках в России действительно стали традиционными только в период СССР.
Именно в силу давней неприязни некоторые православные священники и сегодня не рекомендуют родным ушедшего человека размещать его фото на кресте или надгробии. Хотя в действительности каноны РПЦ не запрещают таких изображений. Главное, как говорит церковь, чтобы навещающие могилу обращали свои молитвы Богу и за души усопших, а не конкретному предмету — в данном случае фотографии.
Портрет на могиле по аналогии с изображением в семейном альбоме — это вполне безобидное напоминание живым о покинувшем их близком человеке, воскрешение его образа в мыслях тех, кто навещает место захоронения. Поэтому церковь не видит ничего крамольного и в том, что на некоторых надгробиях родственники размещают фото улыбающегося, смеющегося человека. Этот образ — тот, каким запомнили умершего его родные. Памятник и изображения на нём — это всего лишь способ увековечить память о близком человеке.
Каким должен быть памятник на могиле
Согласно церковным канонам, если родственники вместо креста размещают памятник, то на нём в верхней его части обязательно должно быть изображение креста. Если планируется разместить изображения святых угодников, то это нужно делать под крестом, а уже сама фотография или другое изображение покойного, а также все памятные надписи — ещё ниже. При этом изображения святых могут располагаться как с лицевой, так и с тыльной стороны памятника, или с обеих сторон сразу.
Существует мнение, что церковные каноны не предписывают ставить на могиле усопшего православного памятник вместо креста до года после смерти. Однако на самом деле традиция ставить памятник на могиле только после годовщины трактуется не церковными правилами, а, скорее, объективными причинами установки. Дело в том, что сразу после захоронения грунт на могиле ещё не полностью осел, и поэтому несвоевременно поставленный тяжёлый камень может покоситься. Если же грунт достаточно уплотнился, то памятник можно ставить в любое время и не ждать истечения года.
Нередки случаи, когда люди ещё при жизни сами готовят себе и гроб, и надгробие, выбирают фото и надпись, которую хотели бы разместить на своём памятнике. Церковь спокойно относится и к таким поступкам. Так делали и многие святые — как памятование о физической смерти, о котором не должен забывать ни один христианин, тем более в преклонном возрасте.
Один из самых распространённых споров касается у русских людей и того, можно ли хранить дома фотографии с похорон и покойных родственников в гробу. Здесь церковь также отдаёт решение вопроса на усмотрение каждому человеку индивидуально. Никакого магизма, а значит, и опасности в таких изображениях нет. Однако странность обычая и довольно-таки распространённая в СССР традиция делать фотографии на похоронах не может не удивлять. Почему же так повелось?
Зачем в СССР делали фото похорон
На самом деле, традиция возникла ещё до прихода советской власти. Того же Петра I после смерти написали двое портретистов. Был даже обычай размещать на стенах в домах фото российских императоров в гробах — например, Александра II. А в начале двадцатого столетия перед киносеансами демонстрировали документальные кадры с похорон знаменитых людей: государственного деятеля и реформатора Петра Столыпина, историка Василия Ключевского и других.
Традиция съёмок похорон, к недоумению и ужасу детей XXI века, сохранялась вплоть до девяностых годов XX века. В период гражданской войны фото убитых героев помещались в газетах и в специальных тематических фотоальбомах, посвященных истории революции. Затем снимать стали и простых людей, и обычай превратился в массовый. Особенно распространённым стал этот жанр в 70-80 годы — просто потому, что советскому человеку стали доступны полуавтоматические фотоаппараты. При этом, в отличие от Европы, в России никогда не было принято и считалось крайне неуместным фотографировать умерших людей с открытыми глазами, в «живых» позах и богатых нарядах «на выход».
Со временем выработались шаблоны похоронных фото: крупный план с лицом почившего и общий план с родными и близкими у гроба. Такие изображения были самыми распространёнными в XX веке и хранились в альбомах каждой советской семьи. При этом, если в начале века родственники покойного позировали, глядя в объектив, то позднее постановочные фото с похорон стали делать таким образом, чтобы провожающие смотрели на покойного, демонстрируя дань уважения. Не было принято фотографировать в моменты крайнего горя — рыдания и истерики близких. Живые люди на похоронных фото выглядели спокойно и крайне серьёзно.
Церковь к таким фото относилась и относится спокойно, этот обычай не считается противоречием христианским канонам.