можно ли вешать рекламу на своем доме
Какие указатели не являются рекламой и не требуют разрешения на установку?
Если конструкция размещена непосредственно в месте нахождения предприятия и предназначена для его идентификации потенциальными клиентами, такая конструкция не является рекламной, даже если она содержит коммерческие обозначения, не совпадающие с наименованием предприятия. Получать разрешение на установку таких конструкций не нужно.
Реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и продвижение на рынке. Конструкции (вывески, щиты, флаги, растяжки и т.д.), содержащие рекламу, являются рекламными конструкциями.
Установка и эксплуатация рекламных конструкций возможна только при наличии соответствующего разрешения органа местного самоуправления. Если рекламная конструкция установлена без разрешения или срок ранее выданного разрешения на её установку истек, орган местного самоуправления вправе выдать предписание о демонтаже такой конструкции. Владелец рекламной конструкции обязан демонтировать ее в течение месяца со дня выдачи такого предписания.
Конструкция с указанием бренда далеко не всегда является рекламной и подлежит демонтажу, если она установлена без разрешения. К такому выводу пришел Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 01.09.2020 № Ф10-2936/2020. Автодилер получил предписание демонтировать размещенные вдоль здания флаги и стелы, на которые были нанесены названия автомобильных брендов, имеющихся в продаже у дилера. Суд отменил это предписание, указав следующее. Спорные конструкции не являются рекламными, поскольку они расположены в месте размещения юридического лица, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ. Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе не совпадающего с наименованием организации, предназначено для идентификации организации для потребителей и не является рекламой.
Кроме того, суд отметил, что указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) может быть признано обычаем делового оборота, а действие законодательства о рекламе на такие вывески не распространяется.
Источник: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2020 № Ф10-2936/2020
Компанию оштрафовали за рекламу. Она не сдалась и сохранила 250 тысяч
Дело было в Петербурге. Фирма разместила на фасаде бизнес-центра рекламу ресторана. Чиновники это заметили и выписали штраф — 250 тысяч рублей. Якобы компания разместила рекламу без разрешения, а саму конструкцию ни с кем не согласовала. По факту конструкция даже не принадлежала компании: она всего лишь заказала трансляцию рекламы.
Компания не собиралась платить штраф и решила обжаловать его в суде. Спасибо ей за упорство, несмотря на череду отказов в разных инстанциях.
Почему вообще штрафуют за наружную рекламу?
Вся реклама должна соответствовать требованиям специального закона. Например, там написано, что рекламные конструкции должны быть согласованы, а устанавливать их без разрешения нельзя. Все щиты, баннеры, штендеры и стенды в вашем городе на контроле. А те, что висят без документов, — незаконные. Чиновники из разных ведомств следят за тем, как они оформлены и в каком состоянии находятся.
Оказалось, что фасадная конструкция, на которой ресторан разместил рекламу, была установлена без разрешения. И хотя компании этот фасад не принадлежал и она просто заказала там рекламу, контролеры решили, что рекламодатель виноват. За это нарушение штрафуют на сумму от 500 тысяч до миллиона рублей.
Правда, такие большие штрафы иногда можно уменьшить, но только в два раза и только если найдутся веские основания. В этой истории они нашлись, поэтому компании выставили 250 тысяч рублей, а не 500.
Почему компания не согласилась платить штраф, если не было разрешения?
Разрешения на конструкцию и правда не оказалось: владелец фасада и конструкции ни с кем это не согласовал. Но компания ничего сама не размещала. Она заказала рекламу, оплатила ее и ждала гостей в ресторан. Документы у владельца компании она не проверяла: услуга ведь оказана. Кто бы мог подумать, что огромный медиафасад на бизнес-центре в Санкт-Петербурге размещен незаконно.
Фирма стояла на своем: к самой конструкции она отношения не имеет и отвечать за ее установку без разрешения не должна. Правда, отстаивать эту позицию пришлось в судах целый год.
Что сказали суды?
Городской суд и еще две инстанции 👎
На установку рекламной конструкции нужно разрешение. Все щиты, перетяжки, сетки, стенды и воздушные шары с наружной рекламой должны быть с документами. Здесь разрешения не было.
Хоть компания говорит, что это не ее конструкция, но ведь реклама показывается в ее интересах. Она получает от этого выгоду. Значит, ей и отвечать.
Высший арбитражный суд еще в 2012 году подтвердил, что за установку рекламных конструкций без разрешения должен отвечать не только владелец, но и заказчик.
Оштрафовать за незаконный щит, медиафасад или табло можно только того, кто его установил, заказал или кто распространяет на нем рекламу.
Заказчик самой рекламы отвечать за отсутствие разрешения не должен. Высший арбитражный суд ничего такого не говорил. Компания не имеет отношения к самой конструкции и не будет платить штраф за то, что кто-то установил щит без документов.
Суды вообще не проверяли, кому принадлежит конструкция для рекламы. Они увидели ролик про ресторан и выписали штраф, не вникая в детали. А теперь разбираться поздно: прошел годовой срок давности и штраф нельзя выписать в любом случае.
Итог. Решения всех трех инстанций отменили. Компания точно не будет платить штраф и сэкономит 250 тысяч рублей.
Значит, всегда можно сваливать вину на владельца конструкции. Заказчик рекламы ни за что не отвечает?
Всегда перекладывать вину на собственника фасада или рекламное агентство не получится. В этой истории компанию оштрафовали за то, что она рекламировалась на неоформленной конструкции. Для этого есть конкретная статья в КоАП.
Это значит, что вы как рекламодатель не обязаны проверять, есть ли у владельца щита документы на него. Если вы оплатите рекламу своего магазина, товара или услуг на баннере, а вас оштрафуют, потому что она без документов, — такой штраф незаконный. Верховный суд объясняет это уже не в первый раз.
Штрафовать должны владельца щита или места для баннера, а не тех, чей телефон там указан и кто оплатил рекламу.
Но это не значит, что заказчик рекламы вообще ни за что не отвечает. Для него есть другие требования. Например, к содержанию рекламы. Иногда рекламу запрещают из-за лишнего слова или наоборот — если слов слишком мало. Реклама бывает недобросовестной, ненадлежащей или недостоверной. Когда-нибудь мы расскажем, в чем отличия и как не потерять деньги из-за одной цифры в объявлении.
Я размещаю наружную рекламу. Как защититься от штрафов?
Внимательно читайте договор. Бывает всякое: вы можете внезапно обнаружить, что, оказывается, знали об отсутствии документов на щит и согласились нести субсидиарную ответственность за последствия незаконной рекламы.
Попросите документы на конструкцию. Это ваше право, хотя по умолчанию вы и не обязаны отвечать за незаконную установку. Так спокойнее. Документы должны быть почти на всю наружную рекламу: баннер на стене дома, перетяжку через дорогу или рекламный щит. Если агентство не показывает документы или придумывает отмазки, поищите другие варианты. Вы, может, и выиграете суд, как эта компания, но потратите на это год. Оно вам надо?
Проверяйте срок действия разрешения. Если выяснится, что разрешение закончилось, а ваша реклама оплачена еще на полгода, конструкцию могут демонтировать, а деньги будете возвращать через суд.
Следите за своей рекламой. И вообще за всем, что заявляете и обещаете публично. Если вы не знали, что каждую цифру придется подтверждать документами или оговорками, от штрафа вас это не спасет.
По любым спорным вопросам консультируйтесь с юристами. Сами видите, какие дикие штрафы за вроде бы формальные нарушения.
Жила-была одна кофейня в спальном районе: маленький зал, несколько столиков, хозяин за стойкой, жена официанткой. Над дверью хозяин прибил вывеску «Лучший кофе в городе», на дорожном столбе повесил табличку «50 метров до кофейни», а на заборе соседней стройки — баннер «Акция! С 8 до 10 утра кофе и круассан 120 рублей». Получилось наглядно, гостей много.
Пришла проверка из ФАС — выкатила полмиллиона штрафа и заставила всё убрать. Обидно, дорого. А гости решили, что раз нет вывески, то и кофейня закрылась — заходить перестали. Разберемся, что не так сделал хозяин, и как кофейне разместить наружную рекламу законно.
Что такое наружная реклама
Наружная реклама кофейни — это всё, что призывает людей выбрать вас. Например, «Stories» — это вывеска, а «Заходите в Stories» — реклама.
Реклама бывает стационарная и временная. Различается тем, насколько быстро и надежно она смонтирована. Например, рекламный щит и баннер на доме — это стационарная реклама. Велосипед с табличкой «Кофейня 50 метров» у столба — временная.
Вся наружная реклама должна вписываться в архитектурный облик города, не портить гражданам обзор, не мешать автомобилистам, соответствовать техническим требованиям и статье 19 Федерального Закона о рекламе.
В статье мы разбираем, как разместить наружную рекламу легально. Шаги могут отличаться в зависимости от правил, принятых в вашем городе. Но основной сценарий такой.
1. Узнайте, как получить разрешение на рекламу в вашем городе
На каждую наружную рекламу вы получаете разрешение. Заявление на рекламу вы подаете одинаковое в любом городе России. Но как получать разрешение — регламентируют местные власти. Например, в Санкт-Петербурге, чтобы установить рекламу или вывеску, нужно согласовать её в Комитете по градостроительству и архитектуре. Для Москвы есть отдельный регламент, самый сложный и долгий в России.
За выдачу разрешения вы заплатите пошлину 5000 ₽ на одно рекламное место. Это все платы в бюджет: если представитель власти требует ещё денег, это незаконно. Если вы нарушили требования закона о рекламе, вам откажут в разрешении, а пошлина не вернется.
Изучите местную практику на официальном сайте города — так вы поймете, что вам нужно подать вместе с заявлением и квитанцией об оплате пошлины.
2. Договоритесь о размещении рекламы
Макет, технические требования, стоимость размещения рекламы — всё зависит от площадки. Это может быть коммерческое здание, многоквартирный дом, муниципальная постройка, рекламный стенд. Ваша задача — найти, кто владеет площадкой, и договориться с ним о размещении.
Нет смысла искать, кто владеет дорожным знаком, ремонтным забором, технической городской постройкой — размещать там рекламу запрещено. За нарушение городские власти выписывают штрафы, заставляют демонтировать и чинить поврежденные постройки.
Если вас устраивает место для рекламы и условия аренды, заключайте договор об аренде рекламного места. Скорее всего, его нужно будет приложить к заявлению на рекламу.
Кроме договора на размещение рекламы вам нужно получить от владельца рекламной площадки технические требования, чтобы потом по ним изготовить или заказать рекламу.
На собственном доме
Если вы, как в классической итальянской коммуне, открыли кофейню на первом этаже своего дома, на втором этаже вешайте рекламу, это бесплатно. Но собрать техническую спецификацию, получить разрешение в муниципалитете и заплатить пошлину вам всё равно нужно.
На коммерческой недвижимости
Если кофейня находится в бизнес-центре или в коммерческом здании, договаривайтесь с владельцем недвижимости или арендодателем с правом размещать рекламу. Если у здания несколько владельцев, которые не объединены в фирму, разрешение на размещение рекламы дают все собственники.
Договор на аренду рекламной конструкции заключается на срок от 5 до 10 лет в зависимости от местного законодательства. Право на размещение рекламы подтверждается договором аренды рекламного места. Поэтому на начальных этапах маленьким кофейням, которые не уверены в своих силах, выгодно арендовать у арендаторов, т.е. становиться субарендаторами. При субаренде рекламного места вы договариваетесь с арендодателем на нужный срок, он выступает от лица всех владельцев.
На жилом доме
Если кофейня расположена на первом этаже в многоквартирном жилом доме, а вы хотите разместить рекламу на стене или крыше дома, сделать это можно только через собрание собственников жилья. Квартиросъемщики не подойдут, они не принимают решения. О рекламе на жилых домах читайте Жилищный кодекс РФ, статьи 44 и 46.
Важно присутствовать лично и проследить за проведением собрания. Вынесите на повестку три темы:
К условиям размещения относятся скидки на кофе, предоставление карточек постоянных покупателей, обязательства отремонтировать помещение под кофейню или потравить крыс в подвале. Как договоритесь.
Чтобы размещать рекламу, получите согласие минимум 2/3 собственников.
После каждого собрания собственники подписывают протокол. Это официальный документ, где фиксируется повестка, кворум, кто за что голосовал. Только подписи помогут вам в случае разбирательства, поэтому проследите за протоколом и сделайте копию.
Если вы субарендатор в жилом многоквартирном доме, где на первом этаже кофейня, спросите арендодателя о наружной рекламе. Скорее всего, он уже проводил собрание, когда брал помещение в аренду, и получил разрешение на размещение рекламы. В таком случае вам достаточно договориться с арендодателем.
На городской недвижимости
Городская недвижимость, по-другому муниципальная собственность — это здания, которые содержатся на деньги бюджета. Это школы, сады, больницы, ДК, библиотеки, здание администрации. Перечня такой собственности в Гражданском кодексе нет, но вы не перепутаете: за наружной рекламой на муниципальных домах следят.
Размещение наружной рекламы на муниципальных зданиях проходит через аукцион или конкурс и подчиняется местному законодательству. Если вы хотите взять в аренду муниципальное рекламное место, читайте порядок проведения аукциона и правила участия на официальном сайте своего города.
Для начинающей кофейни собрать полный пакет документов и средств для аукциона может быть неподъемной задачей. Но и самовольно размещать наружную рекламу на городской собственности не рекомендуем: это первое, что местные власти контролируют из наружной рекламы.
Муниципалитет сдает часть зданий и рекламных мест в аренду. Например, первые этажи Дома культуры отданы под сдачу подрядчику. Тогда кофейня в этом ДК становится субарендатором и в аукционе не участвует, т.к. его уже выиграл арендодатель. Договариваться о рекламе надо с ним. Проверьте его права на размещение рекламы.
На нескольких зданиях
Если баннер по плану висит на двух зданиях, договаривайтесь с двумя владельцами рекламных мест. Сколько владельцев рекламных площадей участвует в размещении рекламы, столько и договоров.
На заборе, аэростате и рекламном щите
Рекламные конструкции принадлежат городу, рекламным агентствам, которые арендуют у города, частным лицам и фирмам. Логика простая: найдите владельца или арендатора рекламной площади, проверьте его права на нужный рекламный стенд, заключите договор.
Размещаться на объектах, предназначенных для рекламы, так же удобно, как в торговых центрах: это бизнес для владельцев, технические требования описаны, шаблоны договоров отработаны, особенности монтажа-демонтажа известны.
Если бы владелец кофейни из начала статьи выбрал городской рекламный щит вместо забора, проблем бы не возникло. Или это была бы проблема не владельца кофейни, а владельца рекламной площади.
На асфальте
С 2013 года нельзя наносить надписи на асфальт и другие дорожные покрытия. Нанесение надписей и граффити на дороги считается административным правонарушением. Для городов и областей России размер штрафа определяют местные власти, читайте «Кодекс об административных правонарушениях» вашего города.
В Москве штраф от 3 до 5 тысяч рублей для физлиц и ИП, от 50 до 150 тысяч рублей для ООО.
На практике, если предпринимателя не поймали на месте с баллончиком краски, его не накажут. Поэтому многие рисуют рекламу на асфальте, соблюдая две предосторожности: держатся подальше от камер и окон бабушек, не используют логотип и название кофейни. Вместо этого рисуют, например, дорожку из кофейных чашек или из зернышек от людского потока до кофейни. В таком случае чиновникам сложно потребовать объяснений у конкретной кофейни.
В интернете есть компании, которые предлагают услуги по нанесению рекламных граффити на асфальт. Пользуйтесь их услугами осторожно, они нарушают закон, редко заключают договоры и в случае проблем с подрядчиком суд вам не поможет.
Если владелец кофейни сам рисует на асфальте, то он получит два штрафа: за незаконную рекламу и за порчу имущества, плюс оплатит его ремонт.
На памятнике
На охраняемых архитектурных памятниках вешать рекламу можно, если вы управляете кофейней внутри памятника. Например, вы арендуете помещение под кафе в местном театре. Театр живет в здании начала XIX века, здание охраняется государством. Театру выгодна ваша кофейня, вы платите аренду, к вам ходят в антракте. В таком случае вам в дирекции расскажут, в каком стиле делать рекламу, куда вешать и с кем договариваться.
В других случаях нельзя. Особенно нельзя делать это самовольно, т. к. штрафовать вас будут за развешивание рекламы без разрешения и за порчу памятников государственного значения.
Если вы юридическое лицо и повесили рекламу кофейни на памятник без разрешения, получится:
500 000₽ за размещение рекламной конструкции без разрешения
500 000₽ за порчу объекта культурного наследия
+ стоимость демонтажа
Итого > 1 млн рублей, если вам повезло и памятник не очень важный.
Максимальный штраф для юридических лиц за порчу особо ценных объектов культурного наследия — 60 млн рублей.
Если вы видите на доме табличку «Охраняется государством», не вешайте на нее рекламу без разрешения, вы заплатите больше штрафов, чем новые посетители вам заплатят за кофе.
3. Закажите макет
Вы заключили договор с владельцем рекламного места и выяснили технические требования к будущей рекламе. Теперь вам нужно получить макет самой рекламы: скорее всего, его нужно будет приложить к заявлению на рекламу.
Если вы заказываете рекламу у дизайн-студии, то соответствие техническим требованиям от владельца рекламного места — ее задача. В итоге у вас должны оказаться на руках и спецификация, и макет рекламы, которые под спецификацию подходит. Не забудьте на всякий случай сопоставить требования от владельца рекламного места и то, что сделал подрядчик.
Может случиться так, что владелец рекламного места не знает технических требований. Так бывает, когда вы размещаетесь, например, на гаражах и частных домах. В таком случае вы сами разрабатываете технические требования для рекламы.
Закон о рекламе не регламентирует техническую спецификацию наружки. Но подготовить спецификацию нужно обязательно, иначе заявка на рекламу не пройдет согласование.
Чтобы не ошибиться, спросите коллег из других кофеен, что они прикладывали к рекламе, или муниципалитет, что они хотят видеть в качестве технических описаний.
4. Продумайте рекламное сообщение
Рекламодатель отвечает за содержание рекламы. Если вы написали на баннере, что продаете 100% арабику, а у вас в кофемолке смесь с робустой, за ложную информацию отвечаете вы, а не агентство, которое эту рекламу распечатало и разместило.
Требования к содержанию рекламы регламентирует статья 5 Закона о рекламе. Вот коротко:
— не играйте на контрастах между вашим крутым кофе и напитками конкурентов. Унылый парень со стаканчиком МакКафе и веселый парень с вашим стаканчиком на одном баннере — это запрещено как недобросовестная конкуренция;
— избегайте сходства рекламы с дорожными знаками, это опасно для дорожного движения, это запрещено. Не путайте, пожалуйста, логотип кофейни в виде дорожного знака с дорожным знаком «Кафе» — такие устанавливают Росавтодор и филиалы, им можно;
— будьте осторожны с игрой слов и картинок. Бдительные граждане углядят в рекламном плакате что угодно — например, призыв пить кофе по-американски, а не родной цикорий, и напишут на вас жалобу в прокуратуру. Поэтому, если хотите сыграть на противопоставлении «американо» и «русиано», наймите юриста;
— и никакой эротики с кофейниками и стаканчиками в рекламе, если вы не хотите получать для нее возрастную категорию.
Залог успеха рекламного сообщения: честная реклама, соблюдение Конституции и отраслевых законов. Не обманывайте посетителей и не обижайте соседей. Иначе к вам придет ФАС со штрафами за подлог информации и конкуренты с судами из-за пострадавшей репутации.
5. Подайте документы на разрешение
Соберите в один пакет документов:
— заявление,
— квитанцию на госпошлину,
— техническую спецификацию на рекламную конструкцию от арендодателя или написанную вами,
— макет рекламы без нарушений Закона о рекламе,
— договор с владельцем рекламного места
— и все, что ваш муниципалитет хочет видеть.
И подайте на согласование.
5. Закажите и смонтируйте
С подписанным разрешением идите в рекламное агентство, которое будет делать рекламу. Оно изготавливает и монтирует ее на рекламном месте. Обязательно проследите, чтобы наружная реклама была размещена надежно: если рекламный щит упадет, он может ранить прохожего. Следить за качеством монтажа — работа рекламного агентства, но если реклама упадет, жители будут думать на кофейню, а не на агентство. Поэтому лучше лишний раз проверить.
Ваша задача на этом этапе — проследить, чтобы итоговая реклама оказалась такая же, как на макете. Иначе вы можете попасть под санкции проверяющих органов, которые заставят вас переделать или демонтировать рекламу из-за различий между согласованным макетом в заявлении и готовой рекламой в городе.
6. Демонтируйте рекламу
Главное — вовремя и безопасно. Безопасность зависит от конструкции, где висела реклама. Например, если реклама висела на билборде, не нужно лазить на него без страховки. Как правило, демонтирует та же компания, которая вешала, они знают, как сделать правильно. Или можно нанять рабочих-фрилансеров.
Храните все договоры, разрешения от муниципалитета, технические спецификации пока реклама висит и год после демонтажа.
Многих владельцев кафе легальное размещение наружной рекламы пугает уже на бумаге. Поступают по-разному: платят каждый месяц проверяющим, не размещают наружную рекламу, обходятся вывесками. Как размещать рекламу — выбор предпринимателя. Это раздел о том, что случится, если вы выберете нелегальную рекламу.
Наружную рекламу регулярно проверяют Федеральная антимонопольная служба и Административно-техническая инспекция. Главные — ФАС, они имеют право пересмотреть выданное разрешение и отменить его, если сочтут, что реклама противоречит закону. А ещё бдительные жители пишут жалобы в ЖКХ, префектуру и в полицию. В таком случае приходит внеплановая проверка от ФАС и АТИ.
За нелегальную наружную рекламу бизнесмен получает штрафы и предписания о демонтаже. Если вы еще и нарушили Закон о рекламе, вы можете получить иски от недовольных потребителей за несоответствие рекламы и товара или от конкурентов за недобросовестную конкуренцию.
Наружка без разрешения или с нарушением технических требований:
От 3 000 до 5 000₽, если вы ИП
От 500 000₽ до 1 миллиона ₽, если вы ООО
+демонтаж и ремонт поврежденных зданий
+компенсация по здоровью или имуществу, если реклама упала
Наружка без разрешения и с недостоверной информацией:
От 3 000 до 5 000₽, если вы ИП
От 500 000₽ до 1 миллиона ₽, если вы ООО
+демонтаж и ремонт поврежденных зданий
+компенсация потребителям за некачественный кофе по количеству обратившихся по решению суда
Наружка без разрешения и с разоблачением товаров конкурентов:
От 3 000 до 5 000₽, если вы ИП
От 500 000₽ до 1 миллиона ₽, если вы ООО
+демонтаж и ремонт поврежденных зданий
+компенсация конкурентам по решению суда
+судебные издержки
Сотрудники ФАС и АТИ фиксируют ошибки и выдают предписания, которые вы должны выполнить или оспорить в суде. Вы можете выполнить требование инспекции и демонтировать рекламу сразу. Обязанность убирать неправильную рекламу наступает только по распоряжению суда. На демонтаж дается месяц, если вы этого не сделаете, суд обяжет арендодателя.
На практике сотрудники ЖКХ или представители администрации часто принудительно демонтируют наружную рекламу. Если вы получали разрешение и вешали рекламу легально, вы можете оспорить действия властей в арбитражном суде в течении трех месяцев.
Если реклама нелегальная, ее молча демонтировали и вас не привлекли, лучше не вмешивайтесь и в следующий раз получите разрешение.